Согласно Приказу Минфина от 30 марта 2015 года №52н инвентаризационный процесс происходит во всех организациях по определенному алгоритму. Результатом этой деятельности становится ряд документов. Главный из них, завершающий и подводящий итоги, – акт о результатах инвентаризации.
ФАЙЛЫ
2 файла
Механизм прохождения
Начинается все с приказа руководителя (формы ) о начале прохождения этой процедуры. Выбирается комиссия. Она может состоять как из руководителей учреждения, так и из привлеченных аудиторов или простых сотрудников компании, специалистов по измерениям чего-либо и пр.
Каждое материально ответственное лицо предварительно составляет расписку в том, что материальные ценности, находящиеся под его контролем, классифицированы, а затем списаны либо оприходованы (и переданы для инвентаризации). Сотрудники делают это согласно п. 2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49.
Комиссия приступает к процессу в назначенный день. Все лица, которые перечислены в приказе, должны при этом присутствовать, иначе всё мероприятие может быть признано недействительным со всеми вытекающими последствиями.
Элементы документа
Бумага основывается на данных сличительных ведомостей (описей) и состоит их трех частей:
- Шапка документа. Включает код ОКУД, число заполнения, название учреждения.
Важный момент! Ведомость расхождений формы 0504835 составляется только при том варианте развития событий, если были обнаружены какие-либо излишки или недостача. При полном соответствии нужды в составлении ведомости нет.
Какие активы (ценности) инвентаризируются
Каждая разновидность ценностей предполагает составление акта соответствующей формы. Это описано в пункте 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98. Итак, выделяют:
- Основные средства. Акт будет составлен по форме .
- Товары. .
- Нематериальные активы. Товарные знаки, программы и пр. ИНВ-1а.
- Материалы, отдельные элементы товаров.
- Деньги. Как наличные, так и размещенные на банковских депозитных счетах.
- Долговое содержимое учреждения.
За каждую единицу, подлежащую проверке, отвечает назначенное материально ответственное лицо (МОЛ). Обычно сотрудник берет на себя обязательства материальной ответственности, устраиваясь на работу и заключая соответствующий договор.
Принципиально важно! Информация о фактическом состоянии материальных и других средств заносится в акт минимум в 2 экземплярах.
Члены комиссии могут использовать все доступные способы (оговоренные в Методических рекомендациях), которые дают информацию о проверяемых объектах, их количестве и качестве.
Причины расхождений
Если фактическое наличие объектов при подсчете не совпадает с документально зафиксированным, то причиной этому может быть:
- Бракованная продукция, которую вовремя не списали.
- Пересортица.
- При нормативном методе учета – погрешности при соблюдении технологических норм списания.
- Допущение ошибок при принятии на учет либо списании.
- Кражи.
В каждом конкретном случае при расхождении следует составлять ведомость расхождений и принимать меры по приведению в соответствие реальной и документальной информации.
Сопутствующие документы
Бумага не будет иметь силу без:
- Приказа руководства о начале формирования комиссии. В нем подробно прописаны объекты проверки, дата (или даты начала и окончания), место и участвующие лица.
- Инвентаризационной описи. Подробности по каждой позиции никогда не будут лишними.
- . Она является своеобразным приложением к предыдущему документу.
Кем утверждается, где регистрируется
Помимо подписи состава комиссии, акт обязательно должен «закрепить» своей подписью руководитель организации. Приказ, который содержит список членов комиссии, обязательно заносится в специальную книгу контроля за выполнением приказов учреждения.
Если в учреждении маленький штат и небольшое количество материальных и других ценностей, участвующих в деятельности, то допускается использование присутствующей ревизионной комиссии.
Если допущена ошибка
Исправления в уже составленной бумаге допустимы, но они производятся особым образом. Неверные данные зачеркиваются, а над ними пишутся верные. Потом каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо должны поставить рядом с этим исправлением свою подпись в знак того, что они в курсе и согласны с исправлением.
Недопустимо оставлять какие-либо строки документа пустыми. Если бумага содержит больше строк, чем нужно, то лишние после завершения процесса зачеркиваются.
В случае длительных проверок
Если комиссия работает с перерывами (ночь, обед и пр.), то вся документация во время ее отсутствия должна быть заперта в сейф или шкаф без возможности постороннего доступа. Помещение, в котором проходил процесс и должен продолжаться, обычно опечатывают на ночное время суток.
Контроль
Инвентаризация сама по себе – форма контроля. Но после её окончания возможно проведение контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Состав участников при этом может лишь расшириться.
Начинать такую проверку можно строго до срыва печатей с помещения, где проводился первичный учёт ресурсов.
Итоги специальных контрольных проверок бывают оформлены в виде акта о контрольной проверке правильности проведения (ф ИНВ-24) и подлежат регистрации в книге учета контрольных проверок правильности проведения процесса.
Также в больших учреждениях могут проводиться внеплановые мероприятия, связанные с выборочным учетом материальных ценностей. Что касается сроков, то проверка реализуется в любой период по усмотрению руководителя.
Где отражаются расхождения
Бухучет обязан содержать данные обо всех видах проверок. Причем отчетный период должен включать дату (или даты) инвентаризации, проходившей в это время.
Помимо составления , понадобится ещё занесение документа в общий бухучет в программе 1С.
Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015 .
Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.
Бланк акта о результатах инвентаризации
Оформление результатов инвентаризации в органах власти и учреждениях
Порядок проведения инвентаризации в органах власти и учреждениях во многом схож с порядком проведения инвентаризации в коммерческих организациях. Издается приказ, которым назначается комиссия по инвентаризации, осуществляются подготовительные мероприятия, ответственные лица дают расписки о том, что закрепленное за ними имущество списано или оприходовано, в назначенный день проводится инвентаризация в присутствии всех членов комиссии и ответственных лиц.
Но результаты инвентаризации оформляются другими документами.
Вид документа | Объект инвентаризации | Код формы |
---|---|---|
Инвентаризационная опись | ценные бумаги | 0504081 |
остатки на счетах учета денежных средств | 0504082 | |
задолженности по кредитам, займам (ссудам) | 0504083 | |
БСО и денежные документы | 0504086 | |
наличные денежные средства | 0504088 | |
расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами | 0504089 | |
расчеты по поступлениям | 0504091 | |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) | объекты нефинансовых активов | 0504087 |
бланки строгой отчетности и денежные документы | 0504086 | |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации | 0504092 | |
Акт о результатах инвентаризации | 0504835 |
Процедура составления акта по результатам инвентаризации
Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:
- заголовочную, где указываются название и код документа, дата документа и название экономического субъекта, его составившего;
- содержательную, где отражаются сведения о проведенной инвентаризации (составе комиссии, объектах, времени проверки и результатах инвентаризации);
- оформляющую, в которой содержатся подписи членов комиссии по инвентаризации с расшифровкой и указанием должностей.
Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.
Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.
В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.
Образец заполнения акта о результатах инвентаризации
Акт инвентаризации основных средств (или инвентаризационная опись) составляется каждой организацией не реже, чем один раз в три года. Для чего предназначен этот документ, как он оформляется и где найти заполненный образец, расскажем далее в статье.
Для чего необходимо проведение инвентаризации
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности у всех организаций есть обязанность сверить наличие активов и обязательств с данными учета, то есть провести инвентаризацию (ст. 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Эти действия совершаются с целью отражения в годовом балансе реальных фактов.
Инвентаризации подлежат активы фирмы, ее обязательства, источники финансирования, кредиторская и дебиторская задолженность, прочие операции, связанные с доходами и расходами. Сверка наличия имущества и обязательств может носить либо добровольный, либо обязательный характер. И если мероприятия по добровольной проверке наличия активов определяются самими организациями, то проведение обязательных инвентаризаций закреплено законодательно — п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н.
Основаниями для обязательной ревизии могут служить следующие факты:
- смена материально-ответственных лиц;
- передача имущества по договорам аренды, купли-продажи;
- выявление фактов порчи и хищения;
- при форс-мажорных обстоятельствах;
- предстоящая ликвидация или реорганизация;
- предстоящее составление бухотчетности;
- прочие обстоятельства в соответствии с законодательством.
Как составить акт инвентаризации основных средств
Сверку фактического наличия имущества необходимо проводить по всем объектам фирмы, в том числе по основным средствам. С этими целями издается приказ о проведении инвентаризации, создаются соответствующие комиссии, состоящие из сотрудников предприятия. Фактические данные фиксируются в инвентаризационной описи основных средств, которую можно составить по унифицированной форме ИНВ-1.
Допустимо заполнение описей вручную или с использованием технических средств. Если в ходе составления документа были допущены ошибки, их исправление заверяется подписями членов комиссий.
Выявление расхождений в ходе инвентаризации
В тех случаях, когда были обнаружены несоответствия между данными учета и фактическим наличием основных средств, оформляются сличительные ведомости по форме ИНВ-18. Суммы излишков или недостач указываются на основании оценки организации. Инвентаризационная комиссия запрашивает объяснения по полученным расхождениям у материально-ответственных лиц, принимает решение о дальнейших действиях.
О форме ИНВ-18 см. в материале «Унифицированная форма № ИНВ-18 - бланк и образец» .
Результаты расхождения данных отражаются в бухучете следующим образом:
- излишки оприходуются по рыночной стоимости;
- суммы недостач в пределах норм списываются на издержки организации, при наличии сверхнормативных показателей ― за счет виновных лиц.
Юридические лица, которые не проводят инвентаризацию перед составлением бухотчетности, рискуют отразить недостоверные данные учета, тем самым нарушив требования законодательства. Привлечение к ответственности за отсутствие сверки фактического состояния имущества и обязательств невозможно. Однако за нарушения правил составления бухотчетности предусмотрена административная ответственность.
Итоги
По итогам инвентаризации ОС всегда оформляют акт инвентаризации. Чтобы зафиксировать излишки и недостачи, составляют сличительную ведомость. Оба документа можно оформить по унифицированным формам. Образцы их заполнения вы можете найти по ссылкам, которые мы привели в статье.
Контроль наличия активов на предприятии осуществляется в ходе инвентаризации. В качестве объектов проверки могут выступать товары, денежные средства, запасы и прочие основные средства. Инвентаризационная ведомость отражает результаты ревизии. На предприятиях используется унифицированная форма ИНВ-26. Рассмотрим далее образец заполнения инвентаризационной ведомости.
Общие сведения о ревизии
Чтобы подтвердить наличие активов, числящихся на предприятии по документам, проверить состояние имущества, проводится инвентаризация. В ходе нее также оценивается качество хранения объектов. Своевременная инвентаризация позволяет предотвратить порчу материальных ценностей. На практике нередки случаи злоупотребления полномочиями материально-ответственными лицами, хищения объектов. Отдельные активы подвержены естественной порче или усушке.
Эти факторы оказывают влияние на фактическое количество основных средств. Инвентаризационная ведомость , формируемая по результатам ревизии, позволяет выявить расхождения между сведениями бухгалтерской документации и фактическим состоянием активов.
На предприятиях, как правило, используется несколько унифицированных форм для отражения результатов ревизии. Это может быть сличительная ведомость, инвентаризационная опись , акт и пр.
Общие сведения о выявленных в ходе проверки недостатках и излишках активов вносятся в форму ИНВ-26. При проведении ревизий является обязанностью ответственных лиц. Данное требование подтверждается в Методических указаниях Минфина, утвержденных приказом ведомства № 49 от 1995 г.
Между тем, , бланк которой разработан Госкомстатом, не является обязательной формой. Предприятие может самостоятельно создать документ с учетом специфики деятельности. Однако в бланке инвентаризационной ведомости в любом случае должны присутствовать обязательные реквизиты, установленные ГОСТом.
Структура документа
Вне зависимости от того, какой бланк инвентаризационной ведомости используется на предприятии (разработанный организацией самостоятельно или утвержденный Госкомстатом), в нем должны присутствовать:
- Счета учета.
- Сведения о выявленных при ревизии расхождениях. Они указываются в денежном выражении.
- Информация о стоимости испорченных материалов и товаров.
- Сведения о пересортице, списании, обнаруженных потерях по вине материально-ответственных сотрудников. Эти данные указывают в рублях.
Нюансы оформления
В инвентаризационной ведомости должна присутствовать информация о самом предприятии, на котором проводится ревизия. Если проверка выполняется в отдельном подразделении (цехе, отделе), указывается и его наименование.
В ведомости должны присутствовать сведения не только отдельно по каждому учетному счету, но и общие данные по суммам выявленных излишков или недостач. По итоговому результату корректируется информация в бухгалтерской отчетности.
Сведения, отраженные в ведомости, должны подтверждаться подписями ответственных сотрудников, руководителем, членами ревизионной комиссии.
Значение документа
Фактическое состояние активов на предприятии должно, по сути, подтверждать сведения бухгалтерских документов. Для этого, собственно, и формируется инвентаризационная ведомость.
В бланке отражаются сведения обо всех выполненных в течение года ревизиях. На основании этой информации выявляются причины возникновения отклонений, устанавливаются виновные лица, предпринимаются меры по недопущению подобных ситуаций в будущем.
Сличительные ведомости
Если в ходе инвентаризации выявлены расхождения между информацией, отраженной в учетных документах, и фактическим состоянием объектов, оформляется документ по форме ИНВ-18 или ИНВ-19. Первая ведомость используется для нематериальных активов и основных фондов, вторая - для товарно-материальных ценностей.
Сличительные ведомости оформляются в 2 экземплярах. Один должен остаться в бухгалтерии, второй передают материально-ответственному сотруднику.
Отдельно составляют сличительные ведомости по имуществу, которое предприятию не принадлежит, но учтено в бухгалтерских документах. В его состав, в частности, входят арендованные или принятые на хранение объекты.
Отражение излишков и недостач
Правила оформления результатов ревизии регламентируются в 5-м разделе Приказа Минфина № 49 от 1995 г. В соответствии с закрепленным порядком, излишки, выявленные в процессе инвентаризации, приходуются и включаются в состав финансовых результатов.
Если обнаружены недостачи в рамках норм убыли, бухгалтер списывает их в издержки производства. Нормы определяются по продукции разных видов уполномоченными ведомствами и министерствами. Стоит сказать, что многие из них установлены еще в советское время, однако продолжают использоваться и сегодня.
Для целей налогообложения потери от порчи либо недостачи в рамках норм убыли включаются в состав расходов. Соответствующее положение закреплено в подпункте 2 7 пункта 254 статьи НК.
Особенности взыскания
Недостачи сверх установленных норм убыли оформляются на виновных сотрудников и должны компенсироваться ими. Сверхнормативные недостачи могут быть отнесены в состав производственных затрат, если не удалось установить виновных или было отказано во взыскании.
В любом случае, факты должны подтверждаться документами. Если, к примеру, было отказано в удовлетворении требований о взыскании с виновных причиненных предприятию потерь, доказательством этого служит решение суда или постановление следственного органа.
Взаимозачет пересортицы
Нормативными актами допускается зачет недостач и излишков. Однако для этого должны быть соблюдены определенные условия. Взаимозачет по пересортице допускается:
- За один период.
- По недостачам/излишкам у одного материально-ответственного лица.
- По одному виду товарно-материальных ценностей.
- В равном количестве.
В заключение
Инвентаризационная ведомость считается одним из важнейших документов на предприятии. Она необходима для обеспечения непрерывного контроля за состоянием товарно-материальных ценностей.
Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
Закон о бухгалтерском учете;
Положение по ведению бухгалтерского учета;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).
В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.
Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:
N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";
N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";
N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";
N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";
N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";
N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";
N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";
N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";
N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";
N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";
N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";
N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";
N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";
N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";
N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";
N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";
N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";
N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";
N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";
N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".
С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.
Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).