Акт инвентаризации и инвентаризационная опись. Образец акта инвентаризации товарно-материальных ценностей

Согласно Приказу Минфина от 30 марта 2015 года №52н инвентаризационный процесс происходит во всех организациях по определенному алгоритму. Результатом этой деятельности становится ряд документов. Главный из них, завершающий и подводящий итоги, – акт о результатах инвентаризации.

ФАЙЛЫ 2 файла

Механизм прохождения

Начинается все с приказа руководителя (формы ) о начале прохождения этой процедуры. Выбирается комиссия. Она может состоять как из руководителей учреждения, так и из привлеченных аудиторов или простых сотрудников компании, специалистов по измерениям чего-либо и пр.

Каждое материально ответственное лицо предварительно составляет расписку в том, что материальные ценности, находящиеся под его контролем, классифицированы, а затем списаны либо оприходованы (и переданы для инвентаризации). Сотрудники делают это согласно п. 2.4 Приказа Минфина от 13.06.1995 г. №49.

Комиссия приступает к процессу в назначенный день. Все лица, которые перечислены в приказе, должны при этом присутствовать, иначе всё мероприятие может быть признано недействительным со всеми вытекающими последствиями.

Элементы документа

Бумага основывается на данных сличительных ведомостей (описей) и состоит их трех частей:

    1. Шапка документа. Включает код ОКУД, число заполнения, название учреждения.
  • Тело акта. В нем содержатся данные о членах комиссии, непосредственно учтенных объектах, сроках.
  • Заключительная часть. В ней указаны подписи каждого из членов комиссии с расшифровкой и указанием занимаемых должностей.
  • Важный момент! Ведомость расхождений формы 0504835 составляется только при том варианте развития событий, если были обнаружены какие-либо излишки или недостача. При полном соответствии нужды в составлении ведомости нет.

    Какие активы (ценности) инвентаризируются

    Каждая разновидность ценностей предполагает составление акта соответствующей формы. Это описано в пункте 1.2 Постановления Госкомстата от 18.08.98. Итак, выделяют:

    • Основные средства. Акт будет составлен по форме .
    • Товары. .
    • Нематериальные активы. Товарные знаки, программы и пр. ИНВ-1а.
    • Материалы, отдельные элементы товаров.
    • Деньги. Как наличные, так и размещенные на банковских депозитных счетах.
    • Долговое содержимое учреждения.

    За каждую единицу, подлежащую проверке, отвечает назначенное материально ответственное лицо (МОЛ). Обычно сотрудник берет на себя обязательства материальной ответственности, устраиваясь на работу и заключая соответствующий договор.

    Принципиально важно! Информация о фактическом состоянии материальных и других средств заносится в акт минимум в 2 экземплярах.

    Члены комиссии могут использовать все доступные способы (оговоренные в Методических рекомендациях), которые дают информацию о проверяемых объектах, их количестве и качестве.

    Причины расхождений

    Если фактическое наличие объектов при подсчете не совпадает с документально зафиксированным, то причиной этому может быть:

    • Бракованная продукция, которую вовремя не списали.
    • Пересортица.
    • При нормативном методе учета – погрешности при соблюдении технологических норм списания.
    • Допущение ошибок при принятии на учет либо списании.
    • Кражи.

    В каждом конкретном случае при расхождении следует составлять ведомость расхождений и принимать меры по приведению в соответствие реальной и документальной информации.

    Сопутствующие документы

    Бумага не будет иметь силу без:

    • Приказа руководства о начале формирования комиссии. В нем подробно прописаны объекты проверки, дата (или даты начала и окончания), место и участвующие лица.
    • Инвентаризационной описи. Подробности по каждой позиции никогда не будут лишними.
    • . Она является своеобразным приложением к предыдущему документу.

    Кем утверждается, где регистрируется

    Помимо подписи состава комиссии, акт обязательно должен «закрепить» своей подписью руководитель организации. Приказ, который содержит список членов комиссии, обязательно заносится в специальную книгу контроля за выполнением приказов учреждения.

    Если в учреждении маленький штат и небольшое количество материальных и других ценностей, участвующих в деятельности, то допускается использование присутствующей ревизионной комиссии.

    Если допущена ошибка

    Исправления в уже составленной бумаге допустимы, но они производятся особым образом. Неверные данные зачеркиваются, а над ними пишутся верные. Потом каждый из членов комиссии и материально ответственное лицо должны поставить рядом с этим исправлением свою подпись в знак того, что они в курсе и согласны с исправлением.

    Недопустимо оставлять какие-либо строки документа пустыми. Если бумага содержит больше строк, чем нужно, то лишние после завершения процесса зачеркиваются.

    В случае длительных проверок

    Если комиссия работает с перерывами (ночь, обед и пр.), то вся документация во время ее отсутствия должна быть заперта в сейф или шкаф без возможности постороннего доступа. Помещение, в котором проходил процесс и должен продолжаться, обычно опечатывают на ночное время суток.

    Контроль

    Инвентаризация сама по себе – форма контроля. Но после её окончания возможно проведение контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Состав участников при этом может лишь расшириться.

    Начинать такую проверку можно строго до срыва печатей с помещения, где проводился первичный учёт ресурсов.

    Итоги специальных контрольных проверок бывают оформлены в виде акта о контрольной проверке правильности проведения (ф ИНВ-24) и подлежат регистрации в книге учета контрольных проверок правильности проведения процесса.

    Также в больших учреждениях могут проводиться внеплановые мероприятия, связанные с выборочным учетом материальных ценностей. Что касается сроков, то проверка реализуется в любой период по усмотрению руководителя.

    Где отражаются расхождения

    Бухучет обязан содержать данные обо всех видах проверок. Причем отчетный период должен включать дату (или даты) инвентаризации, проходившей в это время.

    Помимо составления , понадобится ещё занесение документа в общий бухучет в программе 1С.

    Проводить инвентаризацию обязаны не только коммерческие компании, но и государственные учреждения и организации. Органы государственной власти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения, а также некоторые иные юридические лица, осуществляющие бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, для оформления результатов инвентаризации применяют специальные формы бухгалтерских документов. Они утверждены Приказом Минфина № 52н от 30.03.2015 .

    Перечисленные выше организации и органы власти используют специальные формы инвентаризационных описей, составляют ведомость расхождений и акт о результатах инвентаризации. Образец заполнения последнего приведен ниже.

    Бланк акта о результатах инвентаризации

    Оформление результатов инвентаризации в органах власти и учреждениях

    Порядок проведения инвентаризации в органах власти и учреждениях во многом схож с порядком проведения инвентаризации в коммерческих организациях. Издается приказ, которым назначается комиссия по инвентаризации, осуществляются подготовительные мероприятия, ответственные лица дают расписки о том, что закрепленное за ними имущество списано или оприходовано, в назначенный день проводится инвентаризация в присутствии всех членов комиссии и ответственных лиц.

    Но результаты инвентаризации оформляются другими документами.

    Вид документа Объект инвентаризации Код формы
    Инвентаризационная опись ценные бумаги 0504081
    остатки на счетах учета денежных средств 0504082
    задолженности по кредитам, займам (ссудам) 0504083
    БСО и денежные документы 0504086
    наличные денежные средства 0504088
    расчеты с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами 0504089
    расчеты по поступлениям 0504091
    Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) объекты нефинансовых активов 0504087
    бланки строгой отчетности и денежные документы 0504086
    Ведомость расхождений по результатам инвентаризации 0504092
    Акт о результатах инвентаризации 0504835

    Процедура составления акта по результатам инвентаризации

    Согласно методическим указаниям, утвержденным приказом 52н, форма № 0504835 «Акт о результатах инвентаризации» составляется на основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей). Этот документ включает три части:

    • заголовочную, где указываются название и код документа, дата документа и название экономического субъекта, его составившего;
    • содержательную, где отражаются сведения о проведенной инвентаризации (составе комиссии, объектах, времени проверки и результатах инвентаризации);
    • оформляющую, в которой содержатся подписи членов комиссии по инвентаризации с расшифровкой и указанием должностей.

    Акт составляется комиссией по инвентаризации и подписывается всеми ее членами, после чего передается на утверждение руководителю соответствующего учреждения или органа.

    Если в результате проверки были установлены расхождения между данными учета и фактическим состоянием имущества, расчетов, то акт о результатах инвентаризации должен содержать приложение в форме ведомости расхождений (форма 0504092). В данной ведомости показывают выявленные по соответствующему объекту учета излишки и недостачи в их стоимостном и количественном выражении.

    В качестве примера мы подготовили акт по результатам инвентаризации.

    Образец заполнения акта о результатах инвентаризации

    Акт инвентаризации основных средств (или инвентаризационная опись) составляется каждой организацией не реже, чем один раз в три года. Для чего предназначен этот документ, как он оформляется и где найти заполненный образец, расскажем далее в статье.

    Для чего необходимо проведение инвентаризации

    Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности у всех организаций есть обязанность сверить наличие активов и обязательств с данными учета, то есть провести инвентаризацию (ст. 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Эти действия совершаются с целью отражения в годовом балансе реальных фактов.

    Инвентаризации подлежат активы фирмы, ее обязательства, источники финансирования, кредиторская и дебиторская задолженность, прочие операции, связанные с доходами и расходами. Сверка наличия имущества и обязательств может носить либо добровольный, либо обязательный характер. И если мероприятия по добровольной проверке наличия активов определяются самими организациями, то проведение обязательных инвентаризаций закреплено законодательно — п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н.

    Основаниями для обязательной ревизии могут служить следующие факты:

    • смена материально-ответственных лиц;
    • передача имущества по договорам аренды, купли-продажи;
    • выявление фактов порчи и хищения;
    • при форс-мажорных обстоятельствах;
    • предстоящая ликвидация или реорганизация;
    • предстоящее составление бухотчетности;
    • прочие обстоятельства в соответствии с законодательством.

    Как составить акт инвентаризации основных средств

    Сверку фактического наличия имущества необходимо проводить по всем объектам фирмы, в том числе по основным средствам. С этими целями издается приказ о проведении инвентаризации, создаются соответствующие комиссии, состоящие из сотрудников предприятия. Фактические данные фиксируются в инвентаризационной описи основных средств, которую можно составить по унифицированной форме ИНВ-1.

    Допустимо заполнение описей вручную или с использованием технических средств. Если в ходе составления документа были допущены ошибки, их исправление заверяется подписями членов комиссий.

    Выявление расхождений в ходе инвентаризации

    В тех случаях, когда были обнаружены несоответствия между данными учета и фактическим наличием основных средств, оформляются сличительные ведомости по форме ИНВ-18. Суммы излишков или недостач указываются на основании оценки организации. Инвентаризационная комиссия запрашивает объяснения по полученным расхождениям у материально-ответственных лиц, принимает решение о дальнейших действиях.

    О форме ИНВ-18 см. в материале «Унифицированная форма № ИНВ-18 - бланк и образец» .

    Результаты расхождения данных отражаются в бухучете следующим образом:

    • излишки оприходуются по рыночной стоимости;
    • суммы недостач в пределах норм списываются на издержки организации, при наличии сверхнормативных показателей ― за счет виновных лиц.

    Юридические лица, которые не проводят инвентаризацию перед составлением бухотчетности, рискуют отразить недостоверные данные учета, тем самым нарушив требования законодательства. Привлечение к ответственности за отсутствие сверки фактического состояния имущества и обязательств невозможно. Однако за нарушения правил составления бухотчетности предусмотрена административная ответственность.

    Итоги

    По итогам инвентаризации ОС всегда оформляют акт инвентаризации. Чтобы зафиксировать излишки и недостачи, составляют сличительную ведомость. Оба документа можно оформить по унифицированным формам. Образцы их заполнения вы можете найти по ссылкам, которые мы привели в статье.

    Контроль наличия активов на предприятии осуществляется в ходе инвентаризации. В качестве объектов проверки могут выступать товары, денежные средства, запасы и прочие основные средства. Инвентаризационная ведомость отражает результаты ревизии. На предприятиях используется унифицированная форма ИНВ-26. Рассмотрим далее образец заполнения инвентаризационной ведомости.

    Общие сведения о ревизии

    Чтобы подтвердить наличие активов, числящихся на предприятии по документам, проверить состояние имущества, проводится инвентаризация. В ходе нее также оценивается качество хранения объектов. Своевременная инвентаризация позволяет предотвратить порчу материальных ценностей. На практике нередки случаи злоупотребления полномочиями материально-ответственными лицами, хищения объектов. Отдельные активы подвержены естественной порче или усушке.

    Эти факторы оказывают влияние на фактическое количество основных средств. Инвентаризационная ведомость , формируемая по результатам ревизии, позволяет выявить расхождения между сведениями бухгалтерской документации и фактическим состоянием активов.

    На предприятиях, как правило, используется несколько унифицированных форм для отражения результатов ревизии. Это может быть сличительная ведомость, инвентаризационная опись , акт и пр.

    Общие сведения о выявленных в ходе проверки недостатках и излишках активов вносятся в форму ИНВ-26. При проведении ревизий является обязанностью ответственных лиц. Данное требование подтверждается в Методических указаниях Минфина, утвержденных приказом ведомства № 49 от 1995 г.

    Между тем, , бланк которой разработан Госкомстатом, не является обязательной формой. Предприятие может самостоятельно создать документ с учетом специфики деятельности. Однако в бланке инвентаризационной ведомости в любом случае должны присутствовать обязательные реквизиты, установленные ГОСТом.

    Структура документа

    Вне зависимости от того, какой бланк инвентаризационной ведомости используется на предприятии (разработанный организацией самостоятельно или утвержденный Госкомстатом), в нем должны присутствовать:

    • Счета учета.
    • Сведения о выявленных при ревизии расхождениях. Они указываются в денежном выражении.
    • Информация о стоимости испорченных материалов и товаров.
    • Сведения о пересортице, списании, обнаруженных потерях по вине материально-ответственных сотрудников. Эти данные указывают в рублях.

    Нюансы оформления

    В инвентаризационной ведомости должна присутствовать информация о самом предприятии, на котором проводится ревизия. Если проверка выполняется в отдельном подразделении (цехе, отделе), указывается и его наименование.

    В ведомости должны присутствовать сведения не только отдельно по каждому учетному счету, но и общие данные по суммам выявленных излишков или недостач. По итоговому результату корректируется информация в бухгалтерской отчетности.

    Сведения, отраженные в ведомости, должны подтверждаться подписями ответственных сотрудников, руководителем, членами ревизионной комиссии.

    Значение документа

    Фактическое состояние активов на предприятии должно, по сути, подтверждать сведения бухгалтерских документов. Для этого, собственно, и формируется инвентаризационная ведомость.

    В бланке отражаются сведения обо всех выполненных в течение года ревизиях. На основании этой информации выявляются причины возникновения отклонений, устанавливаются виновные лица, предпринимаются меры по недопущению подобных ситуаций в будущем.

    Сличительные ведомости

    Если в ходе инвентаризации выявлены расхождения между информацией, отраженной в учетных документах, и фактическим состоянием объектов, оформляется документ по форме ИНВ-18 или ИНВ-19. Первая ведомость используется для нематериальных активов и основных фондов, вторая - для товарно-материальных ценностей.

    Сличительные ведомости оформляются в 2 экземплярах. Один должен остаться в бухгалтерии, второй передают материально-ответственному сотруднику.

    Отдельно составляют сличительные ведомости по имуществу, которое предприятию не принадлежит, но учтено в бухгалтерских документах. В его состав, в частности, входят арендованные или принятые на хранение объекты.

    Отражение излишков и недостач

    Правила оформления результатов ревизии регламентируются в 5-м разделе Приказа Минфина № 49 от 1995 г. В соответствии с закрепленным порядком, излишки, выявленные в процессе инвентаризации, приходуются и включаются в состав финансовых результатов.

    Если обнаружены недостачи в рамках норм убыли, бухгалтер списывает их в издержки производства. Нормы определяются по продукции разных видов уполномоченными ведомствами и министерствами. Стоит сказать, что многие из них установлены еще в советское время, однако продолжают использоваться и сегодня.

    Для целей налогообложения потери от порчи либо недостачи в рамках норм убыли включаются в состав расходов. Соответствующее положение закреплено в подпункте 2 7 пункта 254 статьи НК.

    Особенности взыскания

    Недостачи сверх установленных норм убыли оформляются на виновных сотрудников и должны компенсироваться ими. Сверхнормативные недостачи могут быть отнесены в состав производственных затрат, если не удалось установить виновных или было отказано во взыскании.

    В любом случае, факты должны подтверждаться документами. Если, к примеру, было отказано в удовлетворении требований о взыскании с виновных причиненных предприятию потерь, доказательством этого служит решение суда или постановление следственного органа.

    Взаимозачет пересортицы

    Нормативными актами допускается зачет недостач и излишков. Однако для этого должны быть соблюдены определенные условия. Взаимозачет по пересортице допускается:

    • За один период.
    • По недостачам/излишкам у одного материально-ответственного лица.
    • По одному виду товарно-материальных ценностей.
    • В равном количестве.

    В заключение

    Инвентаризационная ведомость считается одним из важнейших документов на предприятии. Она необходима для обеспечения непрерывного контроля за состоянием товарно-материальных ценностей.

    Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.

    Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:

      Закон о бухгалтерском учете;

      Положение по ведению бухгалтерского учета;

      Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).

    В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.

    Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:

    N ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств";

    N ИНВ-1а "Инвентаризационная опись нематериальных активов";

    N ИНВ-2 "Инвентаризационный ярлык";

    N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей";

    N ИНВ-4 "Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных";

    N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение";

    N ИНВ-6 "Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути";

    N ИНВ-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них";

    N ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях";

    N ИНВ-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них";

    N ИНВ-10 "Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств";

    N ИНВ-11 "Акт инвентаризации расходов будущих периодов";

    N ИНВ-15 "Акт инвентаризации наличных денежных средств";

    N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности";

    N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

    Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами";

    N ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов";

    N ИНВ-19 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей";

    N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации";

    N ИНВ-23 "Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации";

    N ИНВ-24 "Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей";

    N ИНВ-25 "Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации";

    N ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией".

    С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.

    Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.

    В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).