Япония в конце 20 начале 21 века. Япония во второй половине XX – начале XXI вв. Японское «экономическое чудо»

На престол взошел мифический первоимператор

Император Дзимму. 1839-1892 годы

Wikimedia Commons

Сведения, имеющиеся в древнеяпонских мифолого-исторических сводах, позволили установить дату восшествия на престол мифического первоимпе-ратора Дзимму, от которого якобы берет начало императорский род в Японии. В этот день Дзимму, потомок богини солнца Аматэрасу, прошел церемонию интронизации в основанной им столице — в местечке под названием Касихара. Разумеется, ни о какой государственности в Японии того времени, равно как и о существовании Дзимму, да и самих японцев, говорить не приходится. Миф внедрялся в повседневность и становился частью истории. В первой полови-не XX века день интронизации Дзимму был государственным праздником, по случаю которого действующий император участвовал в молениях о благо-получии страны. В 1940 году Япония праздновала 2600 лет со дня основания империи. Из-за сложной внешнеполитической обстановки пришлось отка-заться от проведения Олимпийских игр и Всемирной выставки. Символом последней должен был стать лук Дзимму и золотой коршун, фигурировавший в мифе:

«Билось воинство Дзимму с врагом, билось, но никак одолеть его не могло. Тут внезапно небо заволокло тучами и посыпался град. И прилетел удивительный золотой коршун, и сел на верхний краешек государева лука. Коршун светился и сверкал, был он подобен молнии. Увидели это враги и пришли в полное смятение, уж и сил сражаться у них не стало». «Нихон сёки», свиток III.

После поражения Японии в 1945 году во Второй мировой войне к Дзимму обращаются крайне редко и осторожно ввиду сильной связи его образа с милитаризмом.

701 год

Составлен первый законодательный свод

Фрагмент кодекса «Тайхорё». 702 год

National Museum of Japanese History

В начале VIII века в Японии продолжается активная деятельность по формированию институтов власти и выработке норм отношений между государством и подданными. Японская государственная модель имела образ-цом китайскую. Первый законодатель-ный свод Японии, составленный в 701 году и введенный в действие в 702 году, получил название «Тайхорё». Его структура и отдельные положения опирались на китайские памятники правовой мысли, однако были и существенные отличия. Так, нормы уголовного права в японском законодательстве были разработаны с гораздо меньшей тщательностью, что связано и с культурными особенностями японского государства: оно предпочитало делегировать ответственность по наказанию провинившихся и заменять физическую расправу над преступниками ссылкой, чтобы не навлекать на себя ритуальной нечистоты кэгарэ , вызываемой смертью. Благодаря введению в действие свода «Тайхорё» историки именуют Японию VIII-IX веков «государством, основанным на законах». Несмотря на то что отдельные положения свода утрачивают свою актуальность уже ко времени его создания, формально никто не отменял его вплоть до принятия первой японской Конституции в 1889 году.

710 год

Основана первая постоянная столица Японии


Вид города Нара. 1868 год

Развитие государственности требовало концентрации придворной элиты и создания постоянной столицы. До этого времени каждый новый правитель строил себе новую резиденцию. Оставаться во дворце, оскверненном смертью предыдущего государя, считалось делом опасным. Но в VIII веке модель кочевой столицы уже не соответствовала масштабам государства. Первой постоянной столицей Японии стал город Нара. Место для его возведения было выбрано исходя из геомантических Геомантия, или фэншуй, — способ ориентирования построек в пространстве, при котором они располагались таким образом, чтобы получить максимальное количество положительной энергетики и избавиться от влияния отрицательной. представлений о защищенности пространства: на востоке должна протекать река, на юге обязательно наличие пруда и равнины, на западе — дороги, на севере — гор. По данным параметрам вмещающего ландшафта позже будут подбираться места для строительства не только городов, но и усадеб аристократов. Город Нара в плане представлял собой прямоугольник площадью 25 квадратных километров и копировал структуру китайской столицы Чанъань. Девять вертикальных и десять горизонтальных улиц делили пространство на равные по площади кварталы. Центральный проспект Судзаку тянулся с юга на север и упирался в ворота резиденции императора. Тэнно — титул японского императора — также являлся обозначением Полярной звезды, расположившейся неподвижно на севере небосвода. Как и звезда, император обозревал свои владения, находясь на севере столицы. Наибольшей престиж-ностью обладали кварталы, прилегавшие к дворцовому комплексу; удаление из столицы в провинцию могло служить страшным наказанием для чиновника.

769 год

Попытка мягкого государственного переворота


Монах, бьющий в барабан. XVIII-XIX века

The Library of Congress

Политическая борьба в Японии приобретала различные формы в отдельные исторические периоды, но общим местом являлось отсутствие попыток занять престол со стороны тех, кто не принадлежал к император-скому роду. Единственным исключе-нием стал монах Докё. Будучи выход-цем из захудалого провинциального рода Югэ, он прошел путь от простого монаха до всемогущего властителя страны. Выдвижение Докё было тем более удивительным, что социальная структура японского общества жестко детерминировала судьбу человека. При присвоении придворных рангов и распределении государственных должностей принадлежность к тому или иному роду играла определяющую роль. Докё появился в штате придворных монахов в начале 50-х годов. Монахи того времени не только обучались китайской грамоте, что было необходимо для чтения священных буддийских текстов, переведенных в Китае с санскрита, но и владели многими другими полезными навыками, в частности враче-ванием. За Докё утвердилась слава умелого целителя. Видимо, поэтому его направили в 761 году к захворавшей экс-императрице Кокэн. Монаху не только удалось исцелить бывшую императрицу, но и стать ее ближайшим советником. По утверждению сборника буддийских преданий «Нихон рёики», Докё из рода Югэ делил с императрицей одну подушку и управлял Поднебесной. Кокэн вторично восходит на престол под именем Сётоку и специально для Докё вводит новые должности, не предусмотренные законодательством и наделяв-шие монаха широчайшими полномочиями. Доверие императрицы по отноше-нию к Докё было безграничным до 769 года, когда тот, пользуясь верой в предсказания, заявил, что божество Хатиман из храма Уса пожелало, чтобы Докё стал новым императором. Императрица потребовала подтверждения слов оракула, и в этот раз Хатиман изрек следующее: «Со времени начала нашего государства и до дней наших определено, кому быть государем, а кому — подданным. И не случалось еще, чтобы подданный стал государем. Трон солнца небесного должен наследоваться императорским домом. Неправед-ный же да будет изгнан». После смерти императрицы в 770 году Докё был лишен всех рангов и должностей и выдворен из столицы, а настороженное отношение к буддийской церкви продлилось еще несколько десятилетий. Считается, что перенос столицы из Нары в Хэйан, окончательно осуществлен-ный в 794 году, был в том числе вызван стремлением государства избавиться от влияния буддийских школ — ни один из буддийских храмов не был перенесен в новую столицу из Нары.

866 год

Установление контроля над императорским родом

Актер Оноэ Мацусуке в роли самурая клана Фудзивара. Эстамп Кацукавы Сунсё. XVIII век

The Metropolitan Museum of Art

Наиболее действенным инструментом политической борьбы в традиционной Японии было обретение родственных связей с императорским домом и заня-тие должностей, позволявших дикто-вать собственную волю правителю. Больше других в этом преуспели представители рода Фудзивара, долгое время поставлявшие невест импера-торам, а с 866 года добившиеся монопольного права назначения на должности регентов сэссё и несколь-ко позже (с 887 года) — канцлеров кампаку . В 866 году Фудзивара Ёсифуса становится первым в японской истории регентом, не происходившим из императорского рода. Регенты действовали от имени малолетних императоров, не обладавших собственной политической волей, канцлеры представляли совершенно-летних правителей. Они не только контролировали текущие дела, но также определяли порядок престолонаследия, вынуждая наиболее активных правителей отрекаться в пользу малолетних наследников, имевших, как правило, родственные связи с Фудзивара. Наибольшей полноты власти регенты и канцлеры достигают к 967 году. Период с 967 по 1068 год получил в историо-графии название сэккан дзидай — «эпоха регентов и канцлеров». Со временем они утрачивают влияние, однако должно-сти не упраздняются. Для японской политической культуры характерно номи-нальное сохранение старых институтов власти при создании новых, дублирую-щих их функции.

894 год

Прекращение официальных отношений между Японией и Китаем

Сугавара Митидзанэ. XVIII век

The Library of Congress

Внешние контакты древней и раннесредневековой Японии с материковыми державами носили ограниченный характер. В основном это были обмены посольствами с государствами Корейского полуострова, государством Бохай Бохай (698-926) — первое государство тунгусоманьчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края и в северной части Корейского полуострова. и Китаем. В 894 году император Уда созывает чиновников, чтобы обсудить детали очередного посольства в Срединное государство Срединное государство — самоназвание Китая. . Чиновники, однако, советуют не отправлять посольство вовсе. Особенно на этом настаивал влиятельный политик и прославленный поэт Сугавара Митидзанэ. Основным аргументом была нестабильная политическая обстановка в Китае. С этого времени официальные отношения между Японией и Китаем надолго прекращаются. В исторической перспективе это решение имело множество последствий. Отсутствие прямого культурного влияния извне приводит к необходимости переосмысления заимствований, осуществленных в предыду-щее время, и выработке собственно японских культурных форм. Этот процесс находит отражение практически во всех аспектах жизни, начиная с архитектуры и заканчивая изящной словесностью. Китай перестает считаться образцовым государством, и впоследствии японские мыслители для обоснования уникальности и превосходства Японии над Срединным государством нередко будут указывать на политическую нестабильность на материке и частую смену правящих династий.

1087 год

Введение механизма отречения от престола

Система прямого императорского управления нехарактерна для Японии. Реальную политику осуществляют его советники, регенты, канцлеры и министры. Это, с одной стороны, лишает правящего императора многих полномочий, но, с другой стороны, делает невозможным критику его особы. Император, как правило, осуществляет сакральное управление государством. Бывали и исключения. Одним из способов, к которому прибегали императоры для обретения политических полномочий, был механизм отречения от престола, что позволяло правителю в случае передачи власти лояльному престолонаследнику осуществлять управление, не будучи скованным ритуальными обязательствами. В 1087 году император Сиракава отказывается от престола в пользу своего восьмилетнего сына Хорикавы, затем принимает постриг, однако продолжает управлять делами двора, уже будучи экс-императором. До самой смерти, настигшей его в 1129 году, Сиракава будет диктовать свою волю как правящим императорам, так и регентам и канцлерам из рода Фудзивара. Данный тип управления государством, осуществляемого отрекшимися императорами, получил название инсэй — «правление из молельни». Несмотря на то что правящий император обладал сакральным статусом, экс-император являлся главой рода, и согласно конфуцианскому учению его волю должны были соблюдать все младшие члены рода. Конфуцианский тип иерархических отношений был распространен и среди потомков синтоистских божеств.

1192 год

Установление в Японии двоевластия


Битва кланов Тайра и Минамото. 1862 год

Museum of Fine Arts, Boston

Военные профессии, как и силовые методы решения конфликтов, не обладали в традиционной Японии особым престижем. Предпочтение отдавалось гра-жданским чиновникам, знавшим грамоту и умевшим слагать стихи. Однако в XII веке ситуация меняется. На политическую арену выходят представители провинциальных военных домов, среди которых особым влиянием обладали Тайра и Минамото. Тайра удалось добиться ранее невозможного — Тайра Киёмори занял должность главного министра и сумел сделать своего внука императором. Недовольство Тайра со стороны других военных домов и представителей императорского рода достигает апогея в 1180 году, что приводит к затяжному военному конфликту, получившему название «война Тайра и Минамото». В 1185 году Минамото под руководством талантливого администратора и безжалостного политика Минамото Ёритомо одерживает победу. Однако вместо того, чтобы способствовать возвращению власти придворным аристократам и членам императорского рода, Минамото Ёритомо последовательно избавляется от конкурентов, добивается положения едино-личного лидера военных домов, а в 1192 году получает от императора назна-чение на должность сэйи тайсёгуна — «великого полководца, усмирителя варваров». С этого времени и вплоть до реставрации Мэйдзи в 1867-1868 годах в Японии устанавливается система двоевластия. Императоры продолжают отправлять ритуалы, а сёгуны, военные правители, проводят реальную политику, отвечают за внешние сношения и нередко вмешиваются во внутренние дела императорской семьи.

1281 год

Попытка завоевания Японии монголами


Поражение монголов в 1281 году. 1835-1836 годы

В 1266 году Хубилай-хан, покоривший Китай и основавший империю Юань, отправляет в Японию послание, в котором требует признать вассальную зависимость Японии. Ответа он не получил. Позже — безрезультатно — было направлено еще несколько похожих посланий. Хубилай приступил к подготовке военной экспедиции к берегам Японии, и осенью 1274 года флот империи Юань, включавший также корейские отряды, общей численностью в 30 тысяч человек разграбил острова Цусима и Ики и достиг залива Хаката. Японские войска уступали противнику и в численности, и в вооружении, однако до прямого военного столкновения практически не дошло. Налетевший шторм разметал корабли монголов, в результате чего им пришлось ретироваться. Хубилай предпринял вторую попытку по завоеванию Японии в 1281 году. Военные действия продолжались чуть больше недели, после чего повторились события семилетней давности: тайфун похоронил большую часть огромного флота монголов и планы по покорению Японии. С этими кампаниями связывают зарождение представлений о камикадзе , что дословно переводится как «божественный ветер». Для современного человека камикадзе — это в первую очередь пилоты-смертники, но само понятие гораздо древнее. Согласно средневековым представлениям, Япония являлась «страной божеств». Синтоистские божества, населявшие архипелаг, защищали его от внешнего вредоносного воздействия. Подтверждением этого стал «божественный ветер», дважды не позволивший Хубилаю покорить Японию.

1336 год

Раскол внутри императорского дома


Асикага Такаудзи. Около 1821 года

Harvard Art Museum

Традиционно считается, что японский императорский род никогда не прерывался. Это позволяет говорить о японской монархии как о самой древней в мире. В истории, однако, были периоды раскола правящей династии. Самый серьезный и продолжительный кризис, во время которого Японией правили одновременно два государя, был спровоцирован императором Годайго. В 1333 году усиливаются позиции военного дома Асикага во главе с Асикага Такаудзи. Император прибегал к его помощи в борьбе с сёгунатом. В награду Такаудзи сам пожелал занять должность сёгуна и контролировать действия Годайго. Политическая борьба принимает форму открытого военного противостояния, и в 1336 году войска Асикага разбивают императорскую армию. Годайго был вынужден отречься в пользу нового императора, удобного Асикага. Не желая мириться со сложившимися обстоятельствами, Годайго бежит в область Ёсино в провинции Ямато, где основывает так называемый Южный двор. До 1392 года в Японии будут параллельно существовать два центра власти — Северный двор в Киото и Южный двор в Ёсино. Оба двора имели своих императоров, назначали своих сёгунов, что делало практически невозможным определение легитимного правителя. В 1391 году сёгун Асикага Ёсимицу предлагает Южному двору перемирие и обещает, что отныне трон по очереди будут наследовать представители двух линий императорского рода. Предложение было принято, и конец расколу был положен, однако сёгунат не сдержал обещания: престол занимали представители Северного двора. В исторической перспективе данные события были восприняты крайне негативно. Так, в учебниках истории, написанных в период Мэйдзи, про Северный двор предпочитали умалчивать, именуя время с 1336 по 1392 год периодом Ёсино. Асикага Такаудзи преподносился как узурпатор и противник императора, тогда как Годайго описывался как идеальный правитель. Раскол внутри правящего дома воспринимался как событие недопустимое, о котором не следует лишний раз вспоминать.

1467 год

Начало периода феодальной раздробленности

Ни сёгуны из династии Минамото, ни представители династии Асикага не были единоличными правителями, которым подчинялись все военные дома Японии. Нередко сёгун выступал арбитром в спорах, возникавших между провинциальными военными. Другой прерогативой сёгуна было назначение на должности военных губернаторов в провинциях. Должности становились наследственными, что служило обогащению отдельных кланов. Соперничество между военными домами за должности, а также борьба за право называться главой того или иного клана не обходила стороной и род Асикага. Неспособ-ность сёгуната разрешить накопившиеся противоречия вылилась в крупные военные столкновения, продолжавшиеся 10 лет. События 1467-1477 годов получили название «смута годов Онин — Буммэй». Киото, тогдашняя столица Японии, была практически разрушена, сёгунат Асикага утратил свои полно-мочия, страна лишилась центрального аппарата управления. Период с 1467 по 1573 год именуется «эпохой воюющих провинций». Отсутствие реального политического центра и усиление провинциальных военных домов, которые начинают издавать собственные законы и вводят новые системы рангов и должностей внутри своих владений, позволяют говорить о феодальной раздробленности в Японии этого времени.

1543 год

Прибытие первых европейцев

Португальская карта Японии. Около 1598 года

Первыми европейцами, ступившими на японскую землю, были два португальских торговца. 25-го дня 8-й луны 12 года Тэмбун (1543 год) китайскую джонку с двумя португаль-цами на борту прибило к южной оконечности острова Танэгасима. Переговоры между пришельцами и японцами велись письменно. Японские чиновники умели писать по‑китайски, но устной речи не понимали. Знаки рисовали прямо на песке. Удалось выяснить, что джонку случайно прибило к берегам Танэгасимы штормом, а эти странные люди — торговцы. Вскоре они были приняты в резиденции князя Токитака, правителя острова. Среди различных диковинных вещей они привезли мушкеты. Португальцы продемонстрировали способности огнестрельного оружия. Японцев поразил шум, дым и огневая мощь: цель была поражена с расстояния в 100 шагов. Два мушкета были тотчас куплены, а японским кузнецам поручили наладить собственное производство огнестрельного оружия. Уже в 1544 году в Японии было несколько оружейных мастерских. В дальнейшем контакты с европейцами приобрели интенсивный характер. Помимо оружия, они распространяли на архипелаге христианское вероучение. В 1549 году в Японию прибывает иезуитский миссионер Франциск Ксавье. Он и его ученики проводят активную прозелитскую деятельность и обращают в христианскую веру многих японских князей — даймё . Специфика религиозного сознания японцев предполагала спокойное отношение к вере. Принятие христианства не означало отказа от буддизма и от веры в синтоист-ских божеств. Впоследствии христианство в Японии было запрещено под стра-хом смертной казни, поскольку подрывало основы государственной власти и приводило к смутам и восстаниям против сёгуната.

1573 год

Начало объединения Японии

Среди исторических персонажей Японии, наверное, наиболее узнаваемыми являются полководцы, именуемые тремя великими объединителями. Это Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Считается, что их действия позволили преодолеть феодальную раздробленность и объединить страну под началом нового сёгуната, основателем которого стал Токугава Иэясу. Начало объединению положил Ода Нобунага — выдающийся полководец, которому удалось подчинить множество провинций благодаря таланту своих полковод-цев и умелому использованию европейского оружия в бою. В 1573 году он изгоняет Асикага Ёсиаки, последнего сёгуна из династии Асикага, из Киото, что делает возможным основание нового военного правительства. Согласно пословице, известной с XVII века, «Нобунага замесил тесто, Хидэёси испек пирог, а Иэясу его съел». Ни Нобунага, ни сменивший его Хидэёси не были сёгунами. Получить этот титул и обеспечить передачу его по наследству удалось только Токугава Иэясу, но без действий предшественников это было бы невозможным.

1592 год

Попытки военной экспансии на материк


Японский военачальник Като Киёмаса охотится на тигра во время пребывания в Корее. Эстамп 1896 года

Тоётоми Хидэёси не отличался знатностью происхождения, однако военные заслуги и политические интриги позволили ему стать самым влиятельным человеком в Японии. После смерти Ода Нобунага в 1582 году Хидэёси расправляется с военачальником Акэти Мицухидэ, предавшим Ода. Месть за господина многократно увеличила авторитет Тоётоми среди союзников, объединившихся под его началом. Ему удается подчинить оставшиеся провинции и сблизиться не только с главами военных домов, но и с импера-торским родом. В 1585 году он получает назначение на должность канцлера кампаку, которую до него занимали исключительно представители аристо-кратического рода Фудзивара. Теперь легитимность его действий обосновы-валась не только оружием, но и волей императора. После завершения объединения Японии Хидэёси предпринял попытку внешней экспансии на материк. Последний раз до этого японские войска участвовали в военных кампаниях на материке в далеком 663 году. Хидэёси планировал покорить Китай, Корею и Индию. Планам не суждено было сбыться. События с 1592 по 1598 год именуют Имджинской войной. В этот период войска Тоётоми вели -безуспешные сражения в Корее. После смерти Хидэёси в 1598 году экспедиционный корпус был в срочном порядке отозван в Японию. Вплоть до конца XIX века Япония не будет предпринимать попыток по военной экспансии на материк.

21 октября 1600 года

Завершение объединения Японии

Сёгун Токугава Иэясу. 1873 год

Art Gallery of Greater Victoria

Основателем третьей и последней династии сёгунов в японской истории стал полководец Токугава Иэясу. Титул сэйи тайсёгуна был пожалован ему императором в 1603 году. Занять положение главы военных домов Токугава позволила победа в битве при Сэкигахаре 21 октября 1600 года. Все военные дома, сражавшиеся на стороне Токугава, стали именоваться фудай даймё , а противники — тодзама даймё . Первые получили во владение плодородные земли и возможность занимать государственные посты в новом сёгунате. Владения вторых были конфискованы и перераспределены. Тодзама даймё также были лишены возможности принимать участие в управлении государством, что приводило к недовольству политикой Токугава. Именно выходцы из числа тодзама даймё станут основной силой антисёгунской коалиции, которая осуществит реставрацию Мэйдзи в 1867-1868 годах. Битва при Сэкигахаре положила конец объединению Японии и сделала возможным установление сёгуната Токугава.

1639 год

Издание указа о закрытии страны


Схема осады замка Хара при подавлении восстания в Симабаре. XVII век

Wikimedia Commons

Период правления сёгунов династии Токугава, также именуемый периодом Эдо (1603-1867) по названию города (Эдо — современный Токио), где располагалась резиденция сёгунов, характеризуется относительной стабильностью и отсут-ствием серьезных военных конфликтов. Стабильность достигалась в том числе за счет отказа от внешних контактов. Начиная с Тоётоми Хидэёси, японские военные правители проводят последовательную политику по ограничению деятельности европейцев на архипелаге: запрещается христианство, ограничи-вается количество судов, которым разрешено прибывать в Японию. При сёгунах Токугава процесс по закрытию страны завершается. В 1639 году издается указ, по которому на территории Японии не дозволяется находиться никому из европейцев, исключая ограниченное количество голландских купцов. Годом ранее сёгунату пришлось столкнуться с трудностями при подавлении крестьянского восстания в Симабаре, проходившего под христианскими лозунгами. Японцам отныне также запрещалось покидать пределы архипелага. Серьезность намерений сёгуната подтвердилась в 1640 году, когда был арестован экипаж судна, прибывший в Нагасаки из Макао для возобновления отношений. 61 человек был казнен, а оставшиеся 13 — отправлены обратно. Политика самоизоляции продлится до середины XIX века.

1688 год

Начало культурного расцвета Японии


Карта города Эдо. 1680 год

East Asian Library — University of California, Berkeley

В правление сёгунов Токугава расцветает городская культура и развлечения. Всплеск творческой активности пришелся на годы Гэнроку (1688-1704). В это время создает свои произведения драматург Тикамацу Мондзаэмон, позже получивший прозвание «японский Шекспир», поэт Мацуо Басё, реформатор жанра хайку, а также литератор Ихара Сайкаку, прозванный европейцами «японским Боккаччо». Произведения Сайкаку носили светский характер и описывали повседневный быт горожан, нередко в юмористическом ключе. Годы Гэнроку считаются золотым веком театра кабуки и кукольного театра бунраку . В это время активно развивается не только литература, но и ремесла.

1868 год

Реставрация Мэйдзи и модернизация Японии


Японская императорская семья. Хромолитография Торахиро Касаи. 1900 год

The Library of Congress

Конец правлению военных домов, длившемуся более шести столетий, был положен в ходе событий, получивших название «реставрация Мэйдзи». Коалиция из числа воинов княжеств Сацума, Тёсю и Тоса вынудила Токугава Ёсинобу, последнего сёгуна в японской истории, вернуть верховную власть императору. С этого времени начинается активная модернизация Японии, сопровождавшаяся реформами во всех сферах жизни. Начинают активно усваиваться западные идеи и технологии. Япония становится на путь вестернизации и индустриализации. Преобразования в период правления императора Мэйдзи проходили под девизом вакон ёсай — «японский дух, западные технологии», что отражало специфику заимствований японцами западных идей. В это время в Японии открываются университеты, вводится система обязательного начального образования, проводится модернизация армии, принимается Конституция. В правление императора Мэйдзи Япония становится активным политическим игроком: она присоединяет архипелаг Рюкю, осваивает остров Хоккайдо, выигрывает Японо-китайскую и Русско-японскую войны, аннексирует Корею. После реставрации императорской власти Япония успела поучаствовать в большем количестве военных конфликтов, чем за весь период правления военных домов.

2 сентября 1945 года

Капитуляция во Второй мировой войне, начало американской оккупации


Вид Хиросимы после 6 августа 1945 года

The Library of Congress

Вторая мировая война закончилась 2 сентября 1945 года, после того, как на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Японии. До 1951 года продлится американская военная оккупация Японии. За это время происходит полная переоценка ценностей, утвердившихся в японском сознании с начала века. Подлежит пересмотру и такая некогда незыблемая истина, как божественное происхождение императорского рода. 1 января 1946 года от лица императора Сёва был опубликован указ о строительстве новой Японии, содержавший положение, получившее название «самопровозглашение императора человеком». Данный указ также формулирует концепцию демократического преобразования Японии и отказ от идеи о том, что «японский народ стоит выше других народов и его предназначением является управление миром». 3 ноября 1946 года была принята новая Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 года. Согласно статье 9, Япония отныне отказывалась «на вечные времена от войны как суверенного права нации» и провозглашала отказ от создания вооруженных сил.

1964 год

Начало послевоенного восстановления Японии

Послевоенная японская идентичность строилась не на идее превосходства, но на идее уникальности японцев. В 60-е годы получает развитие явление, названное нихондзинрон — «рассуждения о японцах». Многочисленные статьи, написанные в рамках этого течения, демонстрируют уникальность японской культуры, особенности японского мышления, любуются красотой японского искусства. Подъем национального самосознания и переоценка ценностей сопровождались проведением в Японии мероприятий мирового масштаба. В 1964 году Япония стала хозяйкой летних Олимпийских игр, которые впервые прошли в Азии. Подготовка к их проведению включала строительство объектов городской инфраструктуры, ставших гордостью Японии. Между Токио и Осакой были запущены сверхскоростные поезда «Синкансэн», ныне известные во всем мире. Олимпиада стала символом возвращения изменившейся Японии в мировое сообщество. 

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Сагоян Карина Павловна. Внешняя политика Японии конца XX - начала XXI века: 23.00.04 Сагоян, Карина Павловна Внешняя политика Японии конца XX - начала XXI века (глобальные и региональные аспекты) : Дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 Москва, 2006 159 с. РГБ ОД, 61:06-23/361

Введение

Глава 1. Глобальные и региональные условия внешней политики Японии .

1.1. Глобальные изменения и их отражение в деятельности Японии на международной арене 13

1.2. Региональные аспекты изменения роли Японии в международной политике 40

Глава 2. Внешнеполитический потенциал Японии

2.1. Особенности внешнеэкономической политики Японии 65

2.2. Изменения в политике безопасности и внешнеполитические задачи 88

2.3 Российско-японские отношения как ресурс взаимодополняемого развития 122

Заключение 137

Библиография 143

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Несмотря на то, что Япония является одним из государств-соседей России, особенности ее внешней политики остаются сравнительно мало изученными в нашей стране. Между тем, отсутствие мирного договора между двумя государствами, неурегулированность проблемы Курильских островов, с одной стороны, а с другой - растущая взаимная объективная заинтересованность в партнерских отношениях друг с другом, придают исследованию внешней политики Японии особую важность как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Обладая огромным экономическим потенциалом, Япония не является ведущей политической державой в регионе, что объективно ставит перед ней задачу налаживания партнерских отношений с региональными державами, в том числе - и не в последнюю очередь - с Российской Федерацией. Это одинаково важно как для Японии, так и для России.

Разрыв между экономическими успехами послевоенной Японии, связанными с органичным соединением традиционных элементов хозяйствования и западных инноваций, с одной стороны, и ее "второстепенной", из-за зависимости от США, ролью в мировой политике - с другой, все более тяготит японцев. Последние перемены во внешней политике Японии (шаги на пути к изменению Конституции, стремление к членству в Совете безопасности ООН) говорят о ее желании изменить свой политический облик, отказаться от односторонней американизации, которая зашла слишком далеко. Однако новое обретение геополитической самостоятельности этой страны в условиях нынешнего глобального баланса сил представляется маловероятным.

Претензии Японии на единоличное лидерство в Восточной Азии (или, более правильно, на партнерство с решающим голосом), как отмечают российские ученые-японоведы, уже необратимо несостоятельны, хотя Япония и сохраняет подавляющую экономическую мощь по сравнению с другими странами региона. Сложившаяся ранее японоцентристская модель экономической взаимозависимости в Восточной Азии будет и дальше размываться, поэтому Япония будет вынуждена делить бремя лидерства с Китаем в общей атмосфере «партнерства в конкуренции». Более того, в перспективе энергия региональной интеграции все больше будет концентрироваться вокруг Китая, который сможет постепенно отвоевывать позиции у Японии и становиться гегемоном в Восточной Азии 1 .

Вышеуказанные обстоятельства не могут не отражаться на восприятии Японии многими азиатскими государствами, которые рассматривают ее как чрезмерно подражающую Западу и не склонную присоединяться к ним в оспаривании политики Запада, в особенности, в области прав человека. Можно сказать, что в целом Япония воспринимается многими странами региона не как подлинно азиатская страна, а как представитель Запада на Востоке.

В то же время Япония может попытаться приобрести статус одного изглобальных лидеров посредством активного участия в миротворческих операциях на основе преимуществ американо-японского военного союза и успешного экономического развития.

В региональном измерении интересам Японии отвечает более многостороннее азиатско-тихоокеанское сотрудничество. Такое сотрудничество может со временем иметь три положительных последствия: воздействовать на Китай и осторожно сдерживать его,

См. Зайцева В.К. Япония в системе внешнеэкономических связей Восточной Азии. // Восточная Азия между регионализмом и глобализмом. М.,2004, с.56 - 57.

помочь США «остаться» в Азии, даже несмотря на постепенное ослабление их господства, смягчить антияпонские настроения в регионе и тем самым увеличить влияние Японии.

Среди мировых центров силы Япония остается наиболее закрытой и наименее глобализированной страной. Поэтому проблему трансформации и приспособления экономического механизма Японии к условиям глобальной экономики можно назвать стержневой проблемой японской внешнеэкономической, а также внешнеполитической деятельности.

Объект диссертационного исследования - внешняя политика Японии в меняющихся международных отношениях конца ХХ-го - начала XX 1-го века.

Предмет исследования - условия и ресурсы японской стратегии повышения статуса страны в глобальном и региональном измерениях.

Цель исследования - выявить возможности и пределы усилий японского руководства по повышению роли и места страны в мировом сообществе и в политике безопасности Азиатско-тихоокеанского региона.

Исходя из поставленной цели, в диссертации решаются следующие задачи:

Проанализировать изменения в международной обстановке на
глобальном и региональном уровнях и их отражение в японской внешней
политике;

рассмотреть диалектическую природу глобализации в межгосударственных и транснациональных формах, как фактора формирования внешнеполитической стратегии в современных условиях;

Показать новые угрозы и вызовы безопасности в регионе,
заставляющие Японию трансформировать свою внешнюю политику;

Выявить особенности внешнеэкономической политики Японии на
современном этапе, включая внешнеэкономическую открытость,
внешнеторговую и инвестиционную политику, влияющие на
внешнеполитический потенциал страны;

проанализировать внешнеполитические задачи японской дипломатии в контексте ее союзнических отношений с США,

Раскрыть возможности и пути сотрудничества России и Японии
как ресурс взаимодополняемого развития и укрепления безопасности
региона.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

проведен комплексный анализ внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии Японии;

проанализированы возможности выхода Японии на новые позиции в регионе на путях сотрудничества с США и учета возвышающейся роли Китая и Индии;

Глобальные изменения и их отражение в деятельности Японии на международной арене

Конец XX - начало XXI веков в истории человечества были отмечены глубокими изменениями в мировой экономике, политике, культуре, во всем мировом порядке. В процесс глобализации в той или иной мере, в той или иной роли оказались втянутыми практически все страны и народы. Не осталась в стороне, конечно, и Япония, которая, как и многие другие страны, ищет свое место в глобализированном мире, что сопряжено и с глубоким переосмыслением своей роли в мировой политике и в международных отношениях.

Япония продолжает поиски той новой роли, которую следует освоить стране, чтобы не стать жертвой глобальной интеграции, как это случилось в 1990-е годы, когда СССР перестал представлять непосредственную угрозу (подлинную или мнимую) для развитых стран и когда интересы экономики в международных отношениях были осознаны как преобладающие над военно-политическими.

В условиях ускорения глобализации и развития либерализма, навязываемого Америкой всему миру как идеология процветания, бескомпромиссная мировая конкуренция способствовала стратегическому успеху наиболее развитой страны мира - США, лидирующей в создании новых технологических принципов, технологий управления, технологий формирования сознания. Открытие национальной экономики, вхождение в мировой рынок банковских услуг на условиях либерализма, т.е. внезапное подчинение национальной банковской системы чуждым для нее правилам игры имели противоречивые последствия для экономики Японии. Национальная специфика страны превратилась для нее в источник слабости, т.к. резервы японских банков для мирового рынка оказались низкими. Японские банки, как и вся экономика в целом, работали с минимальным уровнем резервов, достаточным с учетом деловой культуры Японии и помощи со стороны государства.

Глобализация, таким образом, не есть универсальный рецепт процветания. Именно поэтому и развивается региональная интеграция, направленная на превращение целых регионов в конкурентов США, о чем мы будем говорить чуть позже, после выяснения сути глобализации. Глобализация как процесс и тенденция мирового развития, как научная категория настолько сложна, глубока и многогранна, что не имеет пока четкого и всеобъемлющего определения. Несмотря на очевидную разноголосицу в трактовке понятия глобализация, - пишет российский исследователь А. Эльянов, - никто не оспаривает того, что она изначально нацелена на максимизацию экономического, научно-технического и культурного взаимодействия различных стран независимо от их цивилизационной принадлежности, уровня развития и местоположения. Это взаимодействие несет в себе некое интегрирующее начало. Глобализация представляется продуктом информационно коммуникационной революции, облегчающей и ускоряющей экспансию техногенной цивилизации. В первом приближении, считает А. Эльянов, -глобализацию экономики можно определить как диверсификацию, расширение, углубление и уплотнение всей системы транснациональных хозяйственных и культурных связей, что в конечном итоге придает им общепланетарное, глобальное измерение7.

В научной литературе термин «глобализация» чаще всего используется применительно к 80-90 годам XX века, имея в виду, что в этот период превращение мира в единое целое перешло в какое-то новое качество. А вот характер этого «качества» исследователи определяют по-разному. При этом многие из толкований и определений не противоречат, а скорее дополняют друг друга, отмечая различные стороны и аспекты сложного процесса глобализации., Так, например, Л.А. Фридман видит суть глобализации в том, что «впервые в истории человечества потоки информации, товаров и услуг, а в какой-то мере и людей, со все более возрастающей скоростью охватывают весь мир»8. Российский экономист В.А. Мельянцев, рассматривая глобализацию в контексте динамики роста мирового хозяйства, связывает феномен глобализации мировой экономики с тем фактом, что теперь главенствующую роль в хозяйственном развитии все большего числа стран и народов стали играть не столько национально-страновые, сколько международные факторы9. Это не исключает противоречий нового состояния мировой экономики для различных групп стран. Мельянцев приходит к выводу, что «стагнация в Японии, медленные темпы технологического обновления в ЕС, спекулятивный ажиотаж на фондовых рынках США - важнейшие проявления и составляющие крайне противоречивого процесса роста в условиях перехода от индустриальной к постиндустриальной, глобализированной экономике»10.

В работах отечественных ученых широко обсуждаются также вопросы разграничения понятий глобализации и интернационализации. Так, видный российский японовед В.Б. Рамзес указывает на качественные различия интернационализации и глобализации. Глобализация, по его мнению, «выглядит, скорее, категорией - конкурентом интернационализации, где-то, пожалуй, ее антитезой, чем ее логическим продолжением, развитием, хотя наглядные проявления глобализационного процесса... имеют место и в ходе интернационализации, выделяющейся, кстати говоря, ярко выраженным усилением взаимозависимости различных государств».

Известный ученый А. Эльянов считает, что глобализацию следует рассматривать как некую дополнительную, сугубо современную форму проявления одного и того же феномена, суть которого наиболее адекватно выражает понятие мирового интегрирующего развития (МИР), введенное в научный оборот А. Солоницким. По мнению А. Эльянова, глобализация не замещает и не отменяет интернационализации, а происходит наряду и одновременно с ней, приумножая каналы, формы и способы мирохозяйственной и сопутствующей ей культурной интеграции стран, относящихся к различным цивилизационным ареалам и находящихся на разных ступенях общественно-экономической зрелости.

Региональные аспекты изменения роли Японии в международной политике

Региональные аспекты изменения роли Японии в международной политике и необходимости действовать в ней в качестве суверенного государства предполагают необходимость учета осевых направлений многосторонних межгосударственных отношений в Азиатско-тихоокеанском регионе с участием «страны восходящего солнца». Первостепенное значение здесь имеют особенности внешней политики США в связи с подъемом Китая, сближение России с Китаем, а также усложнение отношений вокруг Корейского полуострова, тем более, что, условно говоря, за Северной Кореей стоят Китай и Россия, за Республикой Корея - США и Япония. В этих условиях Япония, испытывая давление США и жесткие требования со стороны США, вынуждена реагировать на внешние факторы, лавируя между стремлением сохранить тесные связи с Америкой и собственным пониманием своего государственного интереса.

На формирование собственного государственного интереса оказывает влияние двойственное послевоенное положение Японии на мировой арене. С одной стороны, воинственная милитаризованная самурайская держава до Второй мировой войны, а с другой - страна, поверженная после нее и целиком находящаяся в орбите интересов США.

Положение и осознание ущемленной страны на международной арене приводит японцев к мысли о необходимости «законного» обладания собственными вооруженными силами и правом свободного распоряжения ими. Отсюда идея о пересмотре Конституции. Вопрос этот серьезный, вписывающийся в проблемы внешнеполитической стратегии Японии, о чем пойдет речь во втором параграфе второй главы диссертации.

Предпринимая шаги для подъема самостоятельного статуса в международных отношениях, Япония в то же время осью своей дипломатии и внешнеполитической линии считает отношения с США.

Н. Матимура в своей книге «Логика консерватора» с сожалением констатирует, что в условиях первого в японской истории решительного военного поражения, а затем длительной холодной войны Япония сосредоточила всю свою энергию на развитии экономики. В международных отношениях она полагалась на Америку, не допуская выхода за рамки американской политики. Послевоенная Япония, следуя конституции, стремилась возложить ответственность за свою безопасность на США, оставаясь страной с малым политическим весом

Первостепенное внимание японцев к американской внешней политике связано также и с тем, что в азиатской внешней политике США наблюдаются существенные перемены. С подъемом силы Китая у США возрос интерес к азиатскому региону. Во-вторых, слышатся призывы к Японии строить отношения с США по образу американо-английских, не вверять Америке обеспечение собственной безопасности, стать страной самостоятельной, признать за собой «право на коллективную оборону»38.

Взяв курс на сдерживание Китая, США пошли на пересмотр своей прежней военно-политической структуры в регионе. Произошел отрыв американо-японского военного союза от многосторонней системы альянсов США со странами региона. Сегодня в стратегии безопасности США в регионе значительно возрастает роль Индии и Вьетнама. Конечно, ни Вьетнам, ни Индия не станут по статусу такими же военными союзниками Вашингтона, как Япония, да и сами эти страны не пойдут на слишком тесный союз с Соединенными Штатами. Но в целях сдерживания Китая США предполагает и реализует расширение связей с этими государствами в военной сфере.

Новая роль Индии была официально закреплена в Стратегии национальной безопасности, выпущенной в 2002 году. В ней отмечается, что «Соединенные Штаты осуществили коренной пересмотр своих отношений с Индией, будучи убежденными, что тесные отношения с Индией отвечают американским национальным интересам» и, несмотря на сохранение разногласий, в том числе из-за ядерных программ, сегодня США воспринимают Индию как растущую мировую державу, с которой у США общие стратегические интересы39.

Стратегическая значимость расположения Индии в центре Азии, рядом с оживленными линиями морских коммуникаций, связывающими Ближний Восток и Восточную Азию, делает эту страну особенно привлекательной. Этот аспект неминуемо затрагивает и внешнеполитическую стратегию Японии, отражается на ней, поскольку будущие проблемы в азиатском регионе, безусловно, будут отличаться от сегодняшних, и Япония уже сегодня задумывается о новых союзниках и друзьях.

Взяв курс на силовое сдерживание Китая, США в своей стратегии создания новой военно-политической структуры в регионе большую роль отводит Вьетнаму. Здесь учитывается, что Вьетнам - одно из крупнейших государств в Азии, что с Китаем у Вьетнама сложные отношения, что во Вьетнаме нет этнических китайцев, которые оказывают заметное влияние на политическое и экономическое развитие других стран Юго-Восточной Азии. В случае серьезного конфликта с Китаем Вьетнам, в качестве союзника США, мог бы отвлечь на себя значительную часть китайских вооруженных сил. Во время обострений отношений с Ханоем в 80-е годы Китай был вынужден держать на китайско-вьетнамской границе около 400 тысяч своих солдат.

Однако вряд ли можно предположить, что в расширении своих военно-политических союзников в азиатском регионе США уменьшит или уменьшает давление на Японию. Известный японский экономист X. Такэнаке41 пишет, что давление США наносило ущерб японскому народу. Но даже, если давление извне оборачивается благом, оно остается иностранным давлением. В конечном счете, американское давление оказывается не в интересах Японии, оно удобно для самих американцев. В своей политике великие государства, считает X. Такэнаке, используют двойные стандарты. Японии также, исходя из понимания собственного интереса, «в дальнейших отношениях с Америкой требуются двойные стандарты, построение политики, учитывающей конкретную обстановку»42.

Особенности внешнеэкономической политики Японии

По сравнению с другими экономически развитыми государствами -США, странами ЕС и даже Китаем - Япония остается все же наиболее закрытой и наименее глобализированной страной. Геополитическое положение Японии по ряду параметров нельзя отнести к числу благоприятствующих развитию свободной рыночной конкуренции. Прежде всего, это высокая плотность населения, сосредоточенного на очень узких полосках пригодной для хозяйственного использования земли при крайне незначительной наделенности природными ресурсами, в особенности минеральным сырьем.

Япония позже других индустриальных стран вступила на путь развития и вынуждена была длительное время догонять развитые капиталистические страны, причем на начальных этапах - в период Мэйдзи - в условиях навязанных ей силой неравноправных торговых договоров. В начальный период своего индустриального развития Япония находилась как бы на задворках мировой экономики. После Второй мировой войны страна, пережившая страшный моральный шок после атомных бомбардировок, лежала в развалинах и была оккупирована иностранной армией. Потеря колоний, в особенности Манчжурии и Кореи, где была сосредоточена значительная часть производственного потенциала Японии и где имелись значительные минеральные ресурсы, в том числе, энергоносители, также имела весьма негативные экономические последствия.

Именно поэтому и возникает проблема трансформации и приспособления экономического механизма Японии к условиям глобальной экономики. Причины этого явления следует искать в особенностях послевоенного развития страны и в более узком смысле -особенностях ее участия в международном разделении труда.

Япония интегрировалась в мировое хозяйство постепенно, на протяжении всего послевоенного периода. После того как был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта и ушли в прошлое дефициты торгового баланса, экспорт стал важной опорой экономического роста страны.

В 1980-е годы около трети реального прироста ВВП Японии обеспечивалось за счет товарного экспорта. К этому времени был отменен валютно-лицензионный контроль над импортом, сняты ограничения для притока иностранного капитала, а затем - и для вывоза каптала за границу.

В эти годы японское правительство признало, что положительное сальдо торгового баланса - результат структурной диспропорции экономики, слишком сильно ориентированной на экспорт. Кроме того, в эти годы огромное положительное сальдо в торговле с США и европейскими странами стало источником острых конфликтов и ключевым вопросом межгосударственных отношений.

Реагируя на сложившуюся ситуацию, в 90-е годы правительство Японии объявило о новой среднесрочной внешнеэкономической стратегии, сформулированной в докладе правительственной комиссии, возглавлявшейся управляющим Банком Японии X. Маэкавой (эта стратегия получила название «плана Маэкавы»). «План» предусматривал переключение экономики с внешнего на внутренний спрос, поощрение импорта (в частности, были введены льготы для импортеров), включая ввоз потребительских товаров. Была ликвидирована большая часть протекционистских ограничений импорта.

Надо отметить, что в Японии нет официальных доктрин внешнеэкономической политики в общепризнанном смысле слова, т.е. каких-то установок, которым обязательно должны следовать все субъекты международных экономических отношений (правительство, местные органы власти, неправительственные организации, корпорации, частные лица и т.д.). В какой-то мере об официальном внешнеэкономическом курсе можно говорить лишь применительно к сфере прямой ответственности государства (международные экономические соглашения, участие страны в международных экономических организациях, официальная помощь развитию). Такие документы периодически разрабатываются государственными органами страны и связаны, как правило, с появлением нового премьер-министра («Доктрина Миядзава», «Евразийская дипломатия Хасимото», «Новая азиатская политика Коидзуми») .

Что же касается основных негосударственных участников современных внешнеэкономических связей - частных фирм, - то о какой-то унифицированной стратегии говорить не приходится. Слишком специфичны, а порой и прямо противоположны интересы различных групп компаний (экспорториентированных и работающих преимущественно на внутренний рынок; высокотехнологичных и традиционных; имеющих производство за рубежом и не имеющих такового; участвующих в международных сетевых структурах и не участвующих).

Тем не менее на фоне экономических неурядиц последних лет в политических и деловых кругах Японии появилось осознание необходимости выработки нового стратегического плана поведения Японии в XXI веке, который бы отвечал изменившимся геополитическим и геоэкономическим реалиям, а также идентифицировал предполагаемые угрозы и вызовы73.

В 1997 году под эгидой комитета экономического прогнозирования Экономического совета Японии была создана специальная группа по изучению положительных и отрицательных эффектов для японской экономики74, которая в апреле того же года подготовила специальный доклад. Аналогичный документ был разработан и Комитетом по глобализации Экономического Совета Японии в 1999 году. В январе 2000 года появился доклад «Цели Японии в XXI веке», охватывающий все сферы международных отношений и сформулировавший долгосрочные экономические интересы Японии в Восточной Азии, о чем будет сказано ниже75.

Изменения в политике безопасности и внешнеполитические задачи

Рассмотренные позиции внешнеэкономической политики Японии и внутренние экономические процессы, отражаясь во внешнеполитической линии, привели Японию к пересмотру некоторых внешнеполитических ориентиров, направленных, в главном, на подъем Японии и усиление ее авторитета в новой геополитической обстановке.

В результате военного поражения внешняя политика Японии была тотально скомпрометирована. Наряду с обеспечением успешного экономического восстановления и развития реабилитировать свою внешнюю политику для Японии стало главной задачей.

В основе внешней политики Японии, начиная с 50-х годов, лежит доктрина Ёсида (бывший премьер-министр Японии), суть которой определяется экономическими терминами. Это - политика экономического национализма (иногда называют - практического национализма), нацеленная на развитие японской экономики под ядерным зонтиком США105.

Общий подтекст доктрины заключается в том, что Япония в основном была занята своей экономикой, не обращая серьезного внимания на борьбу двух систем, стратегическое противостояние между США и СССР. Доктрина Ёсида вбирала в себя все компоненты классического варианта доктрины безопасности: экономический, политический и военный. Последний обеспечивался не только Договором безопасности с США, но и собственными вооруженными силами Японии, которые сами японцы называют силами самообороны, плюс наличием американских вооруженных баз на территории страны.

В начале 1970-х годов произошли события, внесшие коррективы во внешнюю политику Японии. Это, во-первых, поражение США во Вьетнаме; во-вторых, экономические успехи Японии - она заняла второе место в капиталистическом мире по ВНП; в-третьих, началась разрядка в советско-американских отношениях. Доктрина Ёсида трансформировалась в классическую доктрину национальных интересов, обычно состоящую из таких компонентов как внутрисоциальный и внешнеполитический. В японском варианте эти компоненты звучали таким образом: общественная безопасность, мир и стабильность во всем мире.

В начале 1970-х годов в недрах политического истеблишмента страны появилась идея о необходимости проведения внешней политики в соответствии с ее экономическим потенциалом. Возникнув как идея, она превратилась в доктрину, благодаря ее теоретической комплексности106. Данная доктрина состоит из трех частей: первая - это содействие стабильности рыночных демократий в мире; вторая - это обеспечение стратегического баланса сил между капитализмом и социализмом; третья -это вклад в стабильные экономические и политические отношения между Севером и Югом, в особенности в Азии.

В 1990-х годах, с распадом Советского Союза и окончанием «холодной войны», геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась и привычные внешнеполитические представления пришлось перестраивать. «Ирония состоит в том, что окончание холодной войны усилило степень нестабильности в АТР» 7. Все прежние угрозы сохранились, одновременно начали появляться новые. Среди них, - во-первых, сокращение военного присутствия США в регионе, во-вторых, будущее поведение Китая, в-третьих, намерение Японии стать военной державой.

С формированием правительства Р. Хасимото (в январе 1996 года) внешнеполитический курс Японии стал приобретать определенную целостность. Обобщение речей Р. Хасимото и министра иностранных дел Ю. Икэда дает следующую картину японского варианта национальных интересов: «Прежде всего, внешнеполитическая деятельность Японии опирается на такие фундаментальные ценности и идеалы, как свобода, демократия и рынок. Главная же цель внешней политики Японии состоит в том, чтобы выполнить творческую роль в создании нового международного порядка» ,09.

После капитуляции в результате поражения во второй мировой войне Японии предстояло заново создавать свою внешнюю политику, сохранив ключевые институты государства и политическую элиту. Именно это позволило Японии легче, чем можно было ожидать, перенести военное поражение и неизбежный хаос первых послевоенных лет и быстрее, чем послевоенной Германии, восстановить душевное равновесие нации. Вместе с тем, сохранив, насколько возможно, преемственность со старым государством, Япония не смогла до конца честно осмыслить и осудить свое имперское прошлое. В отличие от Германии, в Японии так и не возникли условия, способные побудить послевоенные поколения ужаснуться содеянному в годы войны, испытать искреннее раскаяние за совершенные японцами преступления. И именно поэтому Япония осталась чужой для подавляющего большинства стран Азии.

Сувалов Александр Евгеньевич

Каково место Японии в мировом хозяйстве в начале 21 века? Какую роль играет Япония в развитии Азиатско-тихоокеанского региона?

Сегодня Япония является одной из наиболее развитых в мире стран. Однако начало двадцать первого века для экономики Японии связано со значительными изменениями, вызванными как внутренними, так и внешними причинами. При этом к внутренним причинам обычно относят длительный период депрессии с 1990 до 2002 года. Правительство Японии осознавало необходимость безотлагательного решения накопившихся с годами проблем в финансовой и экономической сфере.

Внешними причинами являются кардинальные изменения в мировых экономических отношениях, обусловленные процессами глобализации и усилением конкуренцией на мировой арене. Это вызвало необходимость смены модели ускоренной «догоняющей» индустриализации на новые механизмы и стимулы экономического роста.

2002 год ознаменовался выходом из депрессии, и Японская экономика продемонстрировала хорошие устойчивые темпы роста ни мировом рынке. Японские предприятия проведя переорганизацию своей деятельности начали стремительно расширять экспорт продукции, произошел стремительный рост инвестиций, в том числе и частных зарубежных инвестиций, в сферу производства товаров и услуг. В этот период уровень безработицы снизился до 3,8% (почти на 2%), а благоприятная ситуация в экономике способствовала повышению конкурентоспособности японских предприятий на мировом рынке.

Наиболее важной чертой в развитии японской экономики является показатель структурных преобразований. Конкурентная борьба в нерентабельных для экономики Японии отраслях была ослаблена, и лидирующие на мировом рынке позиции переданы развивающимся странам, в том числе новым индустриальным странам Азиатского региона. Рентабельная же во всех аспектах деятельность в стране изменяется в сторону повышения эффективности производства и повышения качества обслуживания.

Доля Японии на мировом рынке в сфере обрабатывающей промышленности и строительства начала постепенно снижаться. В то же время в качестве ведущих отраслей выделяют связь и информатику, а так же электронное производство. Микроэлектроника и программное обеспечение начинают играть ведущую роль среди технологий производственного характера. экономика глобализация услуга мировой

Особое внимание в начале 21 века пришлось на отрасль фармацевтики со стороны нефтехимических концернов, а в текстильных компаниях начали активно осваивать. Десятку основных товаров, которые производились в Японии в начале 21 века составили легковые автомобили и сталь, полупроводники и электронные лампы, грузовики и запчасти для автомобилей, автоматизированные устройства обработки информации, видеоаппаратура, металлообрабатывающие станки, а так же суда.

Следует отметить, что устойчивое развитие экономики и промышленности Японии в течении последних 12 лет сильно контрастировало с вялым течением хозяйственной деятельности в других странах. Нефтяные кризисы, сопровождавшиеся взрывным ростом цен, практически не повлияли на положение японских компаний на мировом рынке. Развитие индустриального потенциала японских компаний было вызвано техническим прогрессом в обществе. Таким образом, в конце 20 века японские компании производили товары высокого качества при относительно низких издержках, а в начале 21 века, использование новых технологий позволило им осваивать выпуск совершенно новой продукции в оправданной ценовой категории. Заславская М. Д.; История экономики: пособие для бакалавров:- М.: Дашков и К, 2013

Однако повышение конкурентоспособности товаров японских производителей и снижение курса иены к доллару не дало положительных результатов для экономики в целом в начале 21 века. Темп роста экспорта Японии начал значительно сокращаться, длительный спад деловой активности в развитых странах привели к напряженностям в международных экономических отношениях Японии с мировым сообществом.

Особое влияние на снижение ВВП было оказано снижением экспорта в Китай и США. В этот период падение японского экспорта в США снизилось почти на 60%. Сокращение экономической активности населения страны и начинающийся спад экономики был встречен активной государственной политикой направленной на стимулирование внутреннего спроса и повышение возможностей расширения экспорта.

Сегодня можно заметить, что Япония играет важную роль на мировой арене, однако ее лидирующие позиции начинают постепенно ослабляться. Предполагается, что раскрытие японского потенциала в сфере сельского хозяйства и лесной, рыбной промышленности.

Что касается Японии в Азиатско-Тихоокеанском сотрудничестве, то она является инициатором данных взаимоотношений. Сегодня в организацию АТЭС входят 11 азиатских и 4 американских государства, образована зона свободной торговли и капиталовложений.

При этом отмечается так же особая заинтересованность Японии в разработке природно-ресурсной базы данного региона, обеспечении путей безопасной доставки ресурсов на мировой рынок. Важную роль в сотрудничестве Азиатско-тихоокеанского региона играет позиция Японии за поддержание безопасности в регионе(в особенности после начала операций НАТО в Афганистане).

Однако, не смотря на отсутствие сегодня ощутимой выгоды от сотрудничества с Азиатско-тихоокеанским регионом, Япония намерена развивать данные взаимоотношения.

Обеспечение безопасности гарантирует устойчивое развитие японской экономики. Растущая взаимозависимость регионов, вызывает необходимость развития площадки для обсуждения проблем и предложений в экономической и социально-политической сфере. Уникальная особенность Японской экономики, заключающаяся в одновременной принадлежности и развитым государствам, и к экономически слабому Востоку, обуславливает ее посреднические позиции между Азией и Европой. Степанян С. Ф.; Мировая экономика:-М.: РОАТ, 2010

Оставила Японию в руинах. Весь мир со-дрогнулся от трагедии городов Хиросима и Нагасаки, ставших ме-стом испытания американских атомных бомб. США разместили на территории Японии свои войска и установили оккупационный ре-жим. Императорские полномочия были резко сокращены. Основ-ные нити управления сосредоточились в руках военной админист-рации во главе с генералом Макартуром.

Оккупационная администрация считала необходимым изменить облик Японии и не допустить возрождения милитаризма.

Первым делом были ликвидированы дзайбацу (крупные корпо-рации) — вдохновители милитаризма и экспансии. Затем была про-ведена аграрная реформа: государство принудительно выкупало у помещиков землю и продавало её крестьянам. Реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно вы-росло более чем в два раза. Американцы стали поставлять в страну сырьё и технологии, вкладывать средства в восстановление и строительство фабрик.

Хиросима в руинах

После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Францисского мирного договора и Договора о безопасности между Японией и США политический статус страны изменился. Япония, наконец, обрела суверенитет.

Японское «экономическое чудо»

С 1955 до 1993 г., несмотря на многопартийность, у власти в стра-не бессменно находилась одна партия — Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии. Потрясающие успехи японской эконо-мики пришлись на время пребывания у власти этой партии.

Резкий скачок в развитии экономики, названный японским «экономическим чудом» , был связан с тем, что послевоенное вос-становление промышленности Японии происходило на высоком техническом уровне с использованием не только собственных, но и привлечённых средств. Кроме того, бур-ному росту способствовала правильная расстановка приоритетов. В течение 1950-1970-х гг. XX в. они целенаправленно смещались от преимущественного разви-тия трудоёмких (лёгкая промышленность) и материалоёмких отраслей (металлургия, нефтехимия, автомобильная промышлен-ность, судостроение) к наукоёмким отрас-лям и производствам (электроника, био-технология, новые материалы).

Ориентация на экспорт в условиях же-стокой конкуренции на внешнем рынке требовала от японской промышленности производить продукцию по самым высо-ким мировым стандартам, конкуренто-способную по всем параметрам: по цене, качеству, сервисному обслуживанию и т. д. Материал с сайта

Результаты правильно выбранной эко-номической политики не замедлили ска-заться. В 1980-е гг. товары с маркой «Made in Japan» («Сделано в Японии») заполони-ли соседние страны и США. Одновремен-но с ростом производства в Японии была построена сеть сверхскоростных желез-ных дорог и современных автомобиль-ных шоссе.

Экономика Японии в начале 21 века

В настоящее время Япония остаётся одной из ведущих и процветающих стран мира. По общему уровню ВВП (5,1 трлн долларов в 2009 г.) она входит в тройку лидеров (вместе с США и Китаем). Важнейший фактор стремительного роста япон-ской экономики — внедрение во все сферы деятельности новей-ших достижений науки и техники. Сельское хозяйство вполне справляется с обеспечением продовольствием населения. Товары, производимые в Японии, пользуются успехом во многих регионах мира, а японские предприятия успешно обосновались в десятках стран. Недостаток природных ресурсов не обескураживает япон-цев, научившихся использовать отходы промышленного производ-ства. Привычный когда-то образ японского самурая вытеснился об-разом успешного и эффективного менеджера, учёного и предпри-нимателя.

Япония, первая индустриальная страна Азии, понесла
большой урон от бомбардировок в годы войны, от
послевоенного развала экономики. Ее территория
была оккупирована американскими войсками.
Производство национального дохода на душу
населения в 1950 г. было ниже уровня середины
1920-х гг. Впервые в XX веке по этому показателю
Япония уступала России (СССР). Инфляция достигла
1500%. Тем не менее, Япония располагала
квалифицированной и дисциплинированной рабочей
силой, опытом индустриального развития. Реформы,
проведенные американской администрацией, также в
известной мере содействовали будущему
экономическому росту страны.

Согласно конституции 1947 г., разработанной с
участием оккупационных властей, Япония
была монархией, но император был лишен
реальной власти, оставшись символом
единства нации. Был создан двухпалатный
парламент, избиравшийся на основе
всеобщего и равного избирательного права.
Впервые право голоса получили женщины.
Правительство формировалось
парламентским большинством. Это
подразумевало, что в стране должна была
сложиться система европейского типа
политических партий, отражающих интересы
различных социальных групп и слоев
общества.

К 1951 г. Япония по объему промышленного
производства достигла довоенного уровня
развития, к 1960 г. превзошла его примерно в
5 раз, к 1975 г. - в 20 раз. Среднегодовые
темпы прироста производства ВНП в 1950-
1970-е гг. составляли 11%, в отдельные годы
достигая 20% . К 1988 г. по производству
ВНП на душу населения Япония обогнала
США. По удельному весу в мировом
промышленном производстве она заняла
второе место в мире, уступая лишь США. В
мировом хозяйстве Япония стала лидером по
производству промышленных роботов,
бытовой электроники, автомобилей,
танкеров.

Истоки японского «экономического чуда»

Во-первых, благодаря положениям
конституции, запрещавшим Японии иметь
вооруженные силы, удельный вес расходов
на военные цели в ее бюджете оказался
самым низким в мире.
Во-вторых, в периоды войны в Корее 1950-
1953 гг., во Вьетнаме в 1960-1970-е гг.
Япония, союзная США, ближе всего
расположенная к театру военных действий,
играла роль основной тыловой базы
снабжения вооруженных сил США. Она
получила огромные доходы от выполнения
военных заказов Америки.

В-третьих, определяющим фактором была
продуманная экономическая политика, были
использованы те преимущества, которыми
располагала Япония, уменьшено влияние
неблагоприятных для нее факторов:
1. очень жесткий контроль государства над
внешней торговлей
2. закупались передовые технологии, что
длительное время позволяло экономить на
собственных технологических разработках
3. приоритетными считались те отрасли,
которые производили экспортную продукцию

Трудовые отношения в японских корпорациях
носят такой же характер, как в малых
семейных фирмах стран Запада, где
работники не разделяют свои личные
интересы и интересы корпорации. Наемным
работникам гарантируется занятость на весь
период трудовой деятельности. Зарплата им
выплачивается даже в случае остановки
производства, за счет корпорации
обеспечивается повышение квалификации.
Благодаря подобным условиям труда,
корпорации добиваются полной лояльности
своих работников, максимальной
производительности труда, добровольного
выполнения сверхурочных работ.

10.

Важным источником экономических успехов
оказалась политическая стабильность
послевоенной Японии. Несмотря на
существование оппозиционных партий, на
политической арене более сорока лет
преобладала одна политическая партия -
Либерально-демократическая (ЛДП).

11. Внешнеполитические задачи Японии

Япония пока не решила двух важнейших задач,
без которых ее внешнеполитическая
«реабилитация» остается неполной:
Во-первых, она так и не добилась места
постоянного члена Совета Безопасности (СБ)
ООН.
Во-вторых, до сих пор не разрешена
проблема «северных территорий» и не
заключен мирный договор с Россией: до
недавнего времени Токио акцентировал
внимание на первом пункте как непременном
условии для второго, но постепенно
отказывается от такой последовательности
действий, понимая ее бесперспективность.