Встроенный стабилизатор. Автоматические, или встроенные, стабилизаторы

Структурная политика

До сих пор мы рассматривали такие мероприятия стабилизационной политики, которые сдвигают кривую совокупного спроса. О необходимости осуществления структурной политики говорят тогда, когда неудовлетворительное состояние экономики связано с совокупным предложением: низкая производительность труда и неудовлетворительное качество продукции, часто случающиеся трудовые конфликты (забастовки). На этом основании структурную политику называют также политикой предложения. Отцами-основателями структурной политики признаны президент США в 1981–1989 гг. Рональд Рейган и премьер- министр Великобритании в 1979–1990 гг. Маргарет Тэтчер, которые осуществляли ее в годы своего правления.

С позиций политики предложения положительный эффект снижения налогов состоит в стимулировании не спроса на блага, а интенсификации производства (замена свободного времени рабочим; см. параграф 6.1). К мероприятиям структурной политики относятся разгосударствление экономики, участие государства в финансировании НИР, в переподготовке и повышении квалификации работников, смягчение ограничений на условия заключения трудовых договоров и требований по охране окружающей среды. Одним из важнейших направлений структурной политики является создание современных социально-экономических институтов, обеспечивающих благоприятные условия для развития бизнеса в стране.

Примером в целом успешной структурной политики в начале XXI в. служит принятая в 2003 г. социал-демократическим правительством ФРГ во главе с канцлером Г. Шредером "Программа 2010" (Agenda, 2010) с девизом: "Больше самоответственности, меньше государства". В соответствии с ней были изменены институциональные условия функционирования рынка труда, системы государственной поддержки здравоохранения и социального обеспечения. Отмена законодательно установленной минимальной ставки заработной платы, сокращения сроков выплаты пособий по безработице и расширение прав предпринимателей при сокращении штатов привели к снижению безработных с 5,3 до 3,1 млн при увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет. "Программа 2010" предусматривала создание более благоприятных условий для организации и ведения мелкого бизнеса за счет облегчения налогообложения и регистрации. Налог на прибыль корпораций снизился с 53 до 45% и увеличен размер необлагаемого годового дохода работников. В течение пяти лет предусматривалось увеличить государственные расходы на школьное и высшее образование.

Структурные реформы, как правило, встречают активное сопротивление со стороны различных групп граждан. Р. Рейган пошел на увольнение 11300 авиадиспетчеров, участвовавших в забастовке с требованием повысить заработную плату; после этого профсоюзное движение в США заметно ослабло. С значительно большим забастовочным движением пришлось столкнуться М. Тэтчер. В 1979 г. количество забастовок в Великобритании достигло 4583, приведших к потере более 29 млн рабочих дней.

В последующие годы количество забастовок стабильно снижалось: 1221 в 1984 г. и 630 в 1990 г. Число членов профсоюзов сократилось с 13,5 млн в 1979 г. до 10 млн в 1990 г. В ФРГ против "Программы 2010" профсоюзы тоже бастовали и проводили многотысячные демонстрации; считается, что она стала началом конца канцлерства Г. Шредера. Но после реализации ее основных задач ФРГ стала локомотивом европейской экономики. В своей речи 30.11.2005 при вступлении в должность канцлера А. Меркель в частности сказала: "Я благодарна канцлеру Шредеру за то, что он “Программой 2010” мужественно и решительно открыл двери для

приспособления нашей социальной системы к новому времени". Социологический опрос, проведенный через 10 лет после принятия этой программы, показал, что 44% немцев оценивают ее положительно и 43% отрицательно .

В России давно назревшие структурные реформы позволяли откладывать высокие мировые цены на энергоносители. Снижение более чем вдвое цены нефти осенью 2014 г. заставило Правительство РФ обратить особое внимание на структурную политику .

Встроенные стабилизаторы

Стабилизация экономической конъюнктуры посредством усиления притоков в народнохозяйственный кругооборот в периоды рецессии и оттоков в периоды экспансии экономической активности обеспечивается нс только дискреционными (проводимыми по усмотрению властей) решениями правительства, но и автоматическим действием некоторых социальных инструментов, встроенных государством в рыночный механизм, – так называемыми встроенными стабилизаторами. Пол Самуэльсон назвал встроенные стабилизаторы "первой линией обороны". В качестве типичного встроенного стабилизатора выступает прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей в периоды подъема располагаемый доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов. Аналогичное воздействие на экономическую конъюнктуру оказывают системы пособий по безработице и помощи малоимущим, а также система поддержания цен на продукцию фермеров.

В периоды спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема сокращаются без специальных решений правительства. К встроенным стабилизаторам относится Стабилизационный фонд или Фонд будущих поколений. Он формируется в странах, бюджетные доходы которых существенно зависят от экспорта сырьевых и энергетических ресурсов, и выполняет роль амортизатора при резких колебаниях мировых цен. В России Стабилизационный фонд был основан 1 января 2004 г. Он аккумулировал доходы от вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на ее добычу при мировой цене нефти, превышающей базовую (заложенную при формировании бюджета). Средства этого Фонда могли быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Если накопленный объем средств Фонда становится более 500 млрд руб., сумма превышения могла быть использована на иные цели.

Когда в 2005 г. Стабилизационный фонд России впервые превысил 500 млрд руб., часть денег была направлена на выплату внешнего долга и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. В 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния; первый наследовал функции Стабилизационного фонда, а второй предназначался для софинансирования добровольных пенсионных накоплений и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. В 2009–2010 гг. Резервный фонд был полностью использован по своему назначению и стал восстанавливаться в последующие годы по мере повышения цен на нефть. В 2014–2015 гг. Резервный фонд снова сыграл роль антикризисной подушки.

  • Abendzeitung. Miinchen, 13.03.2013.
  • "Во многом именно $50 за баррель являются главной надеждой сторонников структурных реформ в правительстве РФ, возврат цен к уровню $100 может повторить сценарий самоуспокоения 2011–2012 гг.". Цит. по: премьер-министра России И. Шувалова на форуме "Давос 2015".

Автоматические, или встроенные, стабилизаторы  

Антициклическое (или антикризисное) регулирование заключается в выработке и реализации правительством соответствующего уровня экономической политики , основанной на применении автоматических или встроенных стабилизаторов, таких, как подоходный налог , налог на прибыль, пособия по безработице, субсидии на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д., с целью смягчения отрицательных воздействий циклического колебания в экономике на развитие государства (региона).  


Все автоматические, или встроенные, стабилизаторы могут снизить уровень безработицы или инфляции, но не в состоянии избавить экономику от первого и от второго.  

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний , смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов -с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

Автоматическая Ф.п. исходит из неизменности налоговых ставок и правительственных расходов в периоды циклических колебаний экономики . Основным постулатом сторонников автоматической Ф.п. является положение о наличии в экономической системе так называемых встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор - любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Именно так, в частности, действует, по их мнению, налоговая система . В период процветания налоговые поступления автоматически возрастают и сдерживают экономический подъем. По мере того как экономика продвигается к более высокому уровню, налоговые поступления возрастают автоматически и формируют тенденцию к ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка. Напротив, когда производство  

Объясните принцип действия встроенных (или автоматических) стабилизаторов. Чем различаются пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы с точки зрения достигнутой автоматически стабильности экономики  

Дискреционные1 регуляторы. Они для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (принятием очередного закона или указа) время от времени вводятся, скажем, дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий и оплаты труда . 2 Автоматические регуляторы, напротив, в нужный момент действуют самостоятельно, благодаря "встроенным стабилизаторам", которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определенных условиях . Например, прогрессивная налоговая система автоматически "включает" повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень. Так же может действовать и система индексации доходов , увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.  

Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (

Встроенный стабилизатор (Built-in stabilizer ) - это любая мера, имеющая тенденцию стимулировать спрос и производство в период спада и сдерживать рост экономики при ее "перегреве" без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства, то есть они поддерживают экономику стабильной на основе саморегуляции.

Система встроенных стабилизаторов включает:

  1. Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход, в результате чего сдерживается рост эффективного спроса. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что приводит к замедлению сокращения совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
  2. Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
  3. Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".

Степень встроенной стабильности экономики зависит от налоговых ставок, и чем выше налоговые ставки, тем круче линия налоговых поступлений. Поэтому встроенные стабилизаторы более сильно влияют на рост либо снижение совокупного спроса. В свою очередь рост встроенной стабильности экономики страны противоречит другой цели фискальной политики , являющейся более долгосрочной - укрепление стимулов к расширению и стимулированию предложения факторов производства, а также росту экономического потенциала страны. Стимулы к труду, инвестированию, а также предпринимательскому риску оказываются относительно сильнее при ситуации, когда кривая налоговых поступлений является более пологой, вследствии снижения предельных налоговых ставок. Данное снижение сопровождается уменьшением показателей циклических бюджетных профицитов и дефицитов, а следовательно, сокращением степени встроенной стабильности экономики.

Практически, встроенные стабилизаторы не устраняют всех причин циклических колебаний равновесного ВВП относительно его потенциального уровня, а всего лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому необходима дискреционная фискальная политика .

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Схема 1. Структура фискальной политики

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

  • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
  • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.

Cтраница 1


Встроенные стабилизаторы смягчают потрясения в экономике. Но для этих целей их одних оказывается явно недостаточно. Поэтому не следует переоценивать их роль. Встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Это уже правительство пытается решить с помощью дискреционной фискальной политики и денежной политики.  

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.  

Система встроенных стабилизаторов может уменьшить амплитуду циклических колебаний, смягчая падение и в какой-то мере тормозя бум; но вместе с тем она не в состоянии вызвать действительный подъем дохода и занятости. Для этого необходимы более решительные меры. Но решительные контрмеры также могут осуществляться автоматически. Подобного рода автоматическая схема предусматривает для борьбы против цикла варьирование налоговых ставок, с одной стороны, и правительственных расходов-с другой. Причем это варьирование автоматически вступает в действие, когда некоторые, специально выделенные индексы поднимаются или падают до точно определенных уровней. Так, когда индекс безработицы поднимется выше или опустится ниже точно определенного предела, станут оказывать свое действие точно установленные изменения в налоговых ставках и расходах. Все сказанное ранее относится к законодательным мероприятиям, имеющим целью приспособить бюджет к изменениям в ходе экономического развития.  

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.  

Усилитель имеет встроенный стабилизатор напряжения, внутреннюю частотную коррекцию, защиту от короткого замыкания.  

Другим видом встроенных стабилизаторов служат системы пособий по безработице и социальных выплат, а также программы поддержки малоимущих слоев населения. Они автоматически развертываются в периоды спада, сдерживая падение совокупного спроса, и сворачиваются в периоды подъема. Политика встроенных стабилизаторов действует в том же направлении, в котором государство проводит дискреционную политику.  

Первый вид антициклической политики (встроенные стабилизаторы) лючает прогрессивный подоходный налог, систему страхования от без-ботицы, систему поддержания цен на фермерскую продукцию. Встро-ные механизмы гибкости, - пишет Хансен, - представляют собой а атоническую систему, которая в состоянии глушить колебания, но бессильна юсобствовать переходу от уровня депрессии к под / гинному восстановлено.  

Как уже отмечалось, система встроенных стабилизаторов, по Хансен понижает амплитуду циклических колебаний, но она не в состоянии обес лечить переход ко всеобщему росту дохода и занятости. Для этого необхс дим второй вид антициклической политики - автоматически действуй щие контрмеры, названные так потому, что не требуют для включены дополнительного согласования с конгрессом. Если, например, безработиц поднимается выше 7 %, согласно предложениям кейнсианиев, должн включаться автоматические меры компенсации.  

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов, представляет собой экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение ситуации в экономике и не требующий специальных правительственных решений.  

Автоматическая фискальная политика, или политика встроенных стабилизаторов - экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия каких - либо шагов со стороны правительства. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются.  

Той же кафедрой КПтИ разработаны и исследованы конструкции конических встроенных стабилизаторов для горелок, устье которых имеет круглую форму.  

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.  

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.