Услуги иностранных перевозчиков и экспедиторов: когда российский клиент становится налоговым агентом. Подтверждение транспортных расходов - какими документами? Транспортный документ на товар от иностранца

Документами, которые могут служить подтверждением факта оказания услуг перевозки морским транспортом, осуществляемых иностранной компанией, для целей учета их оплаты в расходах при исчислении налога на прибыль, является договор морской перевозки, либо другие письменные доказательства, подтверждающие наличие и содержание договора морской перевозки груза, в том числе чартер, коносамент. Следовательно, документы, которые могут служить подтверждением факта оказания услуг перевозки морским транспортом, либо должны быть составлены на русском языке, либо, если они составлены на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Обоснование: Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из пункта 1 статьи 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее — получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Пунктом 1 статьи 117 КТМ РФ установлено, что договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме.

В силу пункта 2 статьи 117 КТМ РФ наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.

Статья 144 КТМ РФ определяет содержание коносамента.

Таким образом, документами, которые могут служить подтверждением факта оказания услуг перевозки морским транспортом, осуществляемых иностранной компанией, для целей учета их оплаты в расходах при исчислении налога на прибыль, является договор морской перевозки, либо другие письменные доказательства, подтверждающие наличие и содержание договора морской перевозки груза, в том числе чартер, коносамент.

При этом по смыслу статьи 252 НК РФ для учета расходов, понесенных на основании документов, необходимо, в том числе, чтобы они были переведены на русский язык (они не могут быть только на иностранном языке, без построчного перевода).

Как разъяснено в письме Минфина России от 20 апреля 2012 г. N 03-03-06/1/202, для отражения первичных документов в налоговом учете необходимо иметь построчный перевод на русский язык первичных документов, составленных на иностранном языке (см. также письма Минфина РФ от 28 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/106, от 26 марта 2010 N 03-08-05/1 и ФНС России от 26 апреля 2010 г. N ШС-37-3/656@).

Следовательно, документы, которые могут служить подтверждением факта оказания услуг перевозки морским транспортом, либо должны быть составлены на русском языке, либо, если они составлены на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Иностранная организация (нерезидент) перевозит для российской организации контейнеры морским транспортом. Какие документы могут служить подтверждением факта оказания услуг для целей учета их оплаты в расходах при исчислении налога на прибыль? На каком языке должны быть составлены эти документы?

Сегодня при недобросовестности контрагентов реальность осуществления хозяйственных операций является определяющим условием получения налоговой выгоды (при условии проявления налогоплательщиком должной осмотрительности). На этом основывается современная судебная практика.

Имеются прецеденты признания налоговой выгоды необоснованной по причине исключительно отсутствия реальности поставки. Но их в разы меньше, чем практики признания налоговой выгоды необоснованной по причине отсутствия должной осмотрительности. О последнем зачастую свидетельствует отсутствие реальной предпринимательской деятельности контрагентов.

Факт реальности поставки должен быть документально подтвержден

Реальность для целей доказывания обоснованности налоговой выгоды означает не просто выполнение работ (поставку товаров) как таковых. Это выполнение работ (поставка товара) именно контрагентом налогоплательщика или посредством контрагента налогоплательщика.

При оценке реальности хозяйственных операций (на примере договора поставки) документами должны подтверждаться:

  • реальность договора поставки (динамика заключения договора);
  • реальность доставки товара (транспортная логистика).

Налоговые органы при проверке обоснованности налоговый выгоды (вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль) особое внимание уделяют реальности доставки товара от поставщика покупателю. Если товар доставлялся автотранспортом, настаивают на наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т. По мнению налоговиков, только ТТН может подтвердить реальность доставки товара покупателю.

Такая позиция основывается на следующем. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе ТТН, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Отсутствие ТТН при признании поставщика недобросовестным может послужить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Причем даже при наличии должной осмотрительности со стороны покупателя.

Нужна ли ТТН при доставке товара своими силами?

Налоговые органы при проведении проверок до 25 июля 2011 года требовали от налогоплательщиков ТТН даже в случаях, когда налогоплательщики не являлись заказчиками перевозки или перевозка осуществлялась собственным транспортом.

Судебная практика по вопросу необходимости наличия ТТН у покупателя при доставке товара силами поставщика (или собственным транспортом) до декабря 2010 года была противоречивой. Ситуация прояснилась, когда Высший Арбитражный Суд РФ постановил, что ТТН по форме 1-Т служит документом для учета работ на автомобильном транспорте. Так как налогоплательщик не являлся заказчиком по договору перевозки грузов, то для принятия товара к учету и применения вычета по НДС достаточно ТОРГ-12.

Аналогичную позицию позднее занял Минфин России. Он разъяснил, что если организация не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН по форме 1-Т либо ТОРГ-12.

Таким образом, если сторона договора поставки не привлекает перевозчика, ТТН может не быть. Однако необходимо помнить, что в случае признания контрагента недобросовестным налоговый орган всегда будет требовать подтверждения реальности поставки и только ТОРГ-12 будет недостаточно.

Новая транспортная накладная

Ситуация изменилась 15 апреля 2011 года, когда были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки), в которых содержится новая форма транспортной накладной (ТН) и четко регулируется, что ТН подтверждает заключение договора перевозки.

Они вступили в силу с 25 июля 2011 года. С этого момента ТТН по форме 1-Т не применяется для целей оформления договоров перевозки.

Новая транспортная накладная не содержит товарного раздела, перечня и стоимости товара. Вместо этого указывается наименование груза, его количество, масса (грузовые места) и ценность.

Новая накладная предназначена исключительно для оформления услуг по перевозке грузов силами привлеченных перевозчиков. Факт передачи товара, как и ранее, фиксируется накладной по форме ТОРГ-12.

Однако с принятием Правил перевозки стороны могут применять ТТН по форме 1-Т для перевозки товара собственным автотранспортом. Минфин также разъяснил, что в случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и накладная не составляется. А затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание. Так как ТТН по форме 1-Т содержит товарный раздел и стоимость переданного водителю для перевозки товара, использование ТТН по форме 1-Т при перевозках собственным автотранспортом позволит подтвердить факт передачи товара водителю и суть поручения на перевозку. Если товар будет утерян водителем, данная накладная будет служить основанием для привлечения его к ответственности.

Как подтвердить реальность доставки с помощью новой накладной?

Новая транспортная накладная применяется только в отношениях по перевозке силами привлеченных перевозчиков. Несмотря на это налоговые органы, если контрагент будет признан недобросовестным, скорее всего признают налоговую выгоду необоснованной при отсутствии накладной даже в случае перевозки товара собственным транспортом.

Как же обосновать реальность доставки товара и правильно оформить транспортные документы?

При поставке товара существуют следующие варианты взаимодействия контрагентов:

  • доставка товара своим транспортом и своими силами;
  • доставка товара силами привлеченного перевозчика;
  • доставка товара с помощью экспедитора.

Комплект документов у сторон зависит от того, на ком лежит обязанность по доставке товара.

Обратим внимание, что реальность поставки необходимо подтверждать как покупателю, так и поставщику.

Доставка товара осуществляется своим транспортом и своими силами

В данном случае сторонний перевозчик не привлекается, договор перевозки не заключается. Не оформляется и транспортная накладная.

Лицо, на котором лежит обязанность по доставке, имеет в собственности или аренде транспортные средства и штат своих или привлеченных водителей. Стороне, осуществляющей доставку товара и использующей свои транспортные средства, необходимо списывать горюче-смазочные материалы (ГСМ).

В связи с этим комплект документов у поставщика и покупателя будет зависеть от того, на кого договором возложена обязанность по доставке товара.

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы товарно-материальные ценности (ТМЦ), путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

ТТН по форме 1-Т (или по своей форме) может оформляться по желанию стороны и не является обязательной. ТТН по форме 1-Т является дополнительным доказательством реальности операции по поставке товара.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя поставщика, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

ТТН может оформляться по желанию стороны и не является обязательной.

В случае если покупатель не является грузополучателем (товар следует сразу покупателю (грузополучателю)), то путевого листа у покупателя не будет. В данной ситуации рекомендуем оформлять ТТН по форме 1-Т.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, доверенность на водителя на получение ТМЦ, путевой лист (в т.ч. для списания ГСМ).

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, копию путевого листа на водителя покупателя, доверенность на водителя покупателя, которому были переданы ТМЦ.

Водитель должен иметь путевой лист. Из путевого листа покупателю (и поставщику) будет ясно, чей водитель доставляет (получает) ему (у него) груз и привлекал ли поставщик (покупатель) перевозчика.

Товарно-транспортная накладная

Доставка товара осуществляется силами привлеченного перевозчика

В данном случае лицо, на котором лежит обязанность по доставке, привлекает стороннюю организацию для осуществления перевозки.

Отношения по перевозке оформляются договором перевозки. Согласно п. 6 Правил перевозки, транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки. Таким образом, договора перевозки в виде единого документа может и не быть.

Помимо единого документа, договор перевозки может быть оформлен заказом на перевозку и транспортной накладной. При наличии рамочного договора перевозки заказчик для выполнения каждой конкретной перевозки подает перевозчику заявку на перевозку. Разницы между заявкой и заказом нет.

Обязанность по доставке лежит на поставщике

Комплект документов у поставщика включает: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявку на перевозку, транспортную накладную, доверенность на представителя грузополучателя (покупателя), которому были переданы ТМЦ.

Оформлять одновременно и ТТН по форме 1-Т, и транспортную накладную не требуется. Если товары на учет принимаются по ТОРГ-12, то ТТН по форме 1-Т не требуется. Для учета расходов по перевозке достаточно транспортной накладной.

Комплект документов у покупателя включает: договор поставки, ТОРГ-12, транспортную накладную, копию путевого листа на водителя, доверенность на своего представителя на получение ТМЦ.

В случае если покупатель не является грузополучателем, то транспортной накладной и путевого листа у него не будет. Тогда рекомендуем запрашивать у поставщика копию ТН, подтверждающей, что товар доставлен грузополучателю.

Обязанность по доставке лежит на покупателе

В комплект документов у покупателя входят: договор поставки, ТОРГ-12, договор перевозки (может не быть), заказ или заявка на перевозку, транспортная накладная, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

В комплект документов у поставщика входят: договор поставки, ТОРГ-12, транспортная накладная, копия путевого листа на водителя перевозчика, доверенность на водителя перевозчика на получение ТМЦ.

Обращаем ваше внимание, что налоговые органы считают обязательным наличие транспортной накладной и у поставщика, и у покупателя в любом случае при перевозке товара автотранспортом. Так как ТТН (по форме 1-Т) оформлялась в 4 экземплярах, то у грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика должны быть экземпляры накладной в обязательном порядке.

"Финансовая газета", 2009, N 13

Часто возникают ситуации, когда российская компания заключает договоры с российскими или иностранными организациями, которые обеспечивают перевозку и экспедирование груза с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации.

Договор заключен с российской компанией

НДС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Таким образом, обязательным условием для возникновения объекта обложения НДС является факт реализации на территории Российской Федерации.

В целях исчисления НДС место реализации работ (услуг) определяется на основании положений ст. 148 НК РФ и не зависит от того, на какой территории фактически были выполнены работы (оказаны услуги). В частности, пп. 5 п. 1.1 указанной статьи установлено, что территория Российской Федерации признается местом реализации работ (услуг), если услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, перечислены в пп. 4.1 и 4.2 п. 1 рассматриваемой статьи.

В свою очередь, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. Исключением являются услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.

Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом.

Кроме того, согласно пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации.

Таким образом, представленные положения ст. 148 НК РФ свидетельствуют о том, что в целях исчисления НДС местом оказания транспортных услуг, а также услуг, связанных с транспортировкой (перевозкой), является территория Российской Федерации, если такие услуги оказываются российской организацией.

Следовательно, такие услуги облагаются НДС.

При этом не имеет значения, какое расстояние транспортировался груз по территории вне Российской Федерации и какое - по территории Российской Федерации.

Налог на прибыль. В случае если перевозчиками импортного груза являются российские организации, у российской организации - покупателя услуги обязанности налогового агента в целях гл. 25 "Налог на прибыль организации" НК РФ не возникает.

Договор заключен с компанией-нерезидентом

НДС. В данном случае также необходимо определить место реализации работ (услуг) в соответствии со ст. 148 НК РФ.

Как уже было отмечено, согласно пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, представленные положения ст. 148 НК РФ свидетельствуют о том, что в целях исчисления НДС местом оказания транспортных услуг, а также услуг, связанных с транспортировкой (перевозкой), не может являться территория Российской Федерации, если такие услуги оказываются иностранной организацией.

Следовательно, в данной ситуации при выплате дохода компании-нерезиденту организация не должна выполнять функции налогового агента по НДС.

Налог на прибыль. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам, полученным иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся доходы от международных перевозок.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

В Методических рекомендациях по налогообложению прибыли иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, разъяснено, что международные перевозки, в отличие от внутренних перевозок, осуществляются между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Российская Федерация.

Если доходы иностранной организации от международных перевозок не связаны с предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, то такие доходы относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ доходы от международных перевозок облагаются у источника выплаты по ставке 10%.

Российская организация, выплачивающая доход, являясь налоговым агентом, обязана определить сумму налога, удержать ее из доходов иностранного перевозчика и перечислить в бюджет.

Вместе с тем налог не следует удерживать в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации. Для этого иностранная организация должна предъявить налоговому агенту подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у Российской Федерации заключен международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, то должен быть предоставлен также перевод на русский язык.

Следовательно, у российской организации возникает обязанность налогового агента по определению суммы налога на доходы, удержанию этой суммы из доходов иностранных компаний - перевозчиков и перечислению налога в бюджет. Данная позиция представлена в Письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 19-11/033668.

Вместе с тем следует понимать, чем именно занимается иностранная организация: непосредственно перевозкой или организацией перевозки?

Дело в том, что доходы от международных перевозок, полученные иностранной организацией, как мы уже определили, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Вместе с тем согласно положениям пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг и, следовательно, к экспедиторским услугам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Доходы иностранной организации от оказания услуг могут облагаться налогом на прибыль организаций в Российской Федерации только в случаях, если такие услуги оказаны на территории Российской Федерации и их оказание привело к образованию постоянного представительства данной иностранной организации в Российской Федерации.

Таким образом, услуги по экспедированию и транспортировке грузов подлежат обложению налогом на прибыль в Российской Федерации только в случае, если деятельность иностранной компании, осуществляющей данные услуги, приводит к образованию постоянного представительства. В этом случае иностранная организация самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога на прибыль организаций.

Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 18.07.2008 N 03-03-06/1/412, от 09.09.2005 N 03-08-05 и от 07.06.2006 N 03-08-05. Имеется и положительная судебная практика по данному вопросу (например, Постановление ФАС Московского округа от 08.08.2007, 15.08.2007 N КА-А40/7815-07-П по делу N А40-20833/06-117-173).

Таким образом, бухгалтеру следует внимательно изучить договор с иностранной компанией, чтобы понять, какой вид деятельности она осуществляет: международные перевозки или транспортные и экспедиторские услуги?

Обратимся за разъяснениями к гражданскому законодательству.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Если рассматривать как частный случай перевозку автотранспортом, то в соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозчик - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Таким образом, в случае если налицо международная перевозка (контрагент принимает груз и непосредственно осуществляет его доставку), то предприятие-импортер будет являться налоговым агентом, обязанным удержать налог по ставке 10% суммы выплаченного иностранной компании дохода.

В случае если иностранное предприятие организует доставку груза (нанимает компанию-перевозчика, обеспечивает доставку груза), то предприятие-импортер не будет выполнять функции налогового агента по удержанию суммы налога из выплаченного иностранной компании дохода.

Однако возможна ситуация, когда предприятие является перевозчиком, который непосредственно везет груз в Российскую Федерацию, и при этом оказывает транспортные и экспедиционные услуги. По нашему мнению, если предприятие, воспользовавшись разъяснениями Минфина России, решит не удерживать налог на доходы со всех выплат иностранной компании - перевозчика, то в данном случае налоговые органы могут оштрафовать организацию на основании ст. 123 НК РФ. Напомним, что данная норма предусматривает санкции в размере 20% суммы, подлежащей перечислению. За невыполнение функций налогового агента налоговый орган вправе взыскать сумму пеней (Постановления Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06, от 26.09.2006 N 4047/06 и от 16.05.2006 N 16058/05).

В данном случае мы рекомендуем четко разграничить в договоре услуги по перевозке и экспедированию с указанием отдельно их стоимости. При этом с выплаты дохода по перевозке груза необходимо удержать налог на доходы, с выплаты дохода по оказанию транспортных и экспедиционных услуг налог на доходы можно не удерживать. Такой подход позволит предприятию значительно снизить возможные риски.

Е.Кашпорова

консультант по налогам и сборам,

генеральный директор

Вопрос: ...Организация заключает договор перевозки экспортных и импортных грузов с иностранной компанией (Германия). Какие налоги следует уплатить за иностранную фирму - перевозчика? Возможно ли освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной фирме - перевозчику, какие документы необходимо для этого представить в налоговую инспекцию? ("Московский налоговый курьер", 2002, n 24)

"Московский налоговый курьер", N 24, 2002
Вопрос: Организация осуществляет услуги по перевозкам экспортных и импортных грузов автомобильным транспортом по договору транспортной экспедиции, в котором предусмотрены следующие обязанности экспедитора:
- организовать перевозку груза транспортом и по маршруту заказчика;
- заключить от своего имени договор перевозки;
- обеспечить отправку, получение и сохранность груза и прочие обязанности.
Перевозчиком экспортных и импортных грузов является иностранная компания (Германия).
Какие налоги следует уплатить за иностранную фирму - перевозчика? Возможно ли освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранной фирме - перевозчику, какие документы необходимо для этого представить в налоговую инспекцию?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 августа 2002 г. N 26-12/39585
В соответствии со ст.246 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2002 г., плательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации.
К доходам, полученным иностранной организацией от источников в Российской Федерации, не связанным с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство и подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты, согласно ст.309 НК РФ относятся доходы от международных перевозок.
Под международными перевозками в целях гл.25 НК РФ понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 доходы резидента Договаривающегося Государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных морских и воздушных перевозках могут облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве. Это положение применяется и в отношении доходов от эксплуатации речных судов.
Выражение "международные морские и воздушные перевозки" для целей указанного Соглашения означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием одного Договаривающегося Государства, за исключением случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, доходы от международных перевозок автомобильным транспортом не подпадают под действие ст.8 "Доходы от международных морских и воздушных перевозок" Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996. Это означает, что налогообложение доходов от деятельности по осуществлению международных перевозок автомобильным транспортом подпадает под действие ст.7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" указанного Соглашения.
С учетом рассмотренных выше положений Соглашения доходы резидентов Германии от осуществления деятельности по международным перевозкам автомобильным транспортом, не приводящей к образованию постоянного представительства, не подлежат обложению налогом на прибыль (доход) в Российской Федерации (основание: Письмо МНС России от 09.07.2002 N 23-1-13/2-942-Ш750).
В соответствии с пп.4 п.2 ст.310 НК РФ в случае выплаты доходов иностранным организациям, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, налоговым агентом не производится удержание налога на доходы при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.
В целях применения положений международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами ст.312 НК РФ обязует иностранную организацию представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местопребывание в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органом иностранного государства.
НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.
В качестве таких документов могут применяться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:
- "Подтверждается, что компания ___ (наименование компании) ___ является (являлась) в течение ___ (указать период) ___ лицом с постоянным местопребыванием в ___ (указать государство) ___ в смысле Соглашения об избежании двойного налогообложения между СССР / Российской Федерацией и ___ (указать государство) ___".
Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе указывается календарный год, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.
Для подтверждения постоянного местопребывания могут также использоваться формы, разработанные ранее в этих целях в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы Российской Федерации и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуются.
На всех документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица (основание: Письмо МНС России от 02.04.2002 N 23-1-13/1-482-М631).
В соответствии со ст.3 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 компетентным органом применительно к Федеративной Республике Германии является федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы РФ
I ранга
А.А.Глинкин

Транспортировка груза представляет собой специальную процедуру, которую можно осуществлять только при соблюдении определенных правил. Существует перечень бумаг, официально утвержденных законодательными актами, которые являются обязательными в данном случае. В первую очередь необходимо правильно оформить все общие сопроводительные документы на перевозку груза, после чего позаботиться о дополнительных бумагах и особых разрешениях, если они необходимы.

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН).
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку.

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Товарный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Транспортный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Оформление документации

Путевой лист обязательно должна оформлять компания, непосредственно занимающаяся перевозкой. Данный бланк должен иметь определенный элементы, среди которых специалисты выделяют:

  • вид автомобиля и его госномер;
  • название организации, которая оформила документ;
  • информацию о количестве расхода топлива;
  • дату оформления;
  • номер накладной на груз.

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Путевой лист оформляется вместе с отрывным талоном – специальным элементов, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Обработку этого бланка осуществляет транспортная компания, после чего он вместе с чеком за предоставленную услугу отправляется тому, кто заказал ее.

Бланк путевого листа должен заполняться соответствующими особами, которыми является медицинский сотрудник организации, диспетчер и технический работник. Важно не только правильно заполнить документы на перевозку груза, но и дать соответствующий допуск водителю.

Дополнительные типы документов

На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

При необходимости следует оформить следующие документы для перевозки груза автомобильным транспортом:

  1. Договор и документ, подтверждающий фактическую отгрузку товаров.
  2. Накладная на товар, если в ТТН была указана неполная информация о перевозимом грузе.
  3. ПТС автомобиля и техосмотр на него.
  4. Документ обязательного страхования владельца транспортного средства.
  5. Трудовой договор, по которому работает водитель, если он не является непосредственно владельцем автомобиля (или же копия этого документа).
  6. Санитарный паспорт, если осуществляется транспортировка продуктов питания.
  7. Сертификат, подтверждающий качество продукта.
  8. Книжка с указанием температуры холодильника-рефрижератора, если транспортируются скоропортящиеся продукты.
  9. Ветеринарный паспорт, если перевозятся животные.
  10. Справка, выдающаяся на продукцию, содержащую спирт, если осуществляется перевозка алкогольных напитков.

Какие сопроводительные документы нужны для перевозки груза определяется непосредственно видом этого груза. В каждом конкретном случае это может быть индивидуальный уникальный пакет бумаг, поэтому очень важно быть предельно внимательным, получая и заполняя их.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Вышеперечисленные документы для перевозки грузов автомобильным транспортом считаются обязательными лишь при определенных обстоятельствах. К тому же такие транспортировки все равно необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Следует выделить следующие случаи, которые этому способствуют: транспортировка грузов повышенной опасности; перевозка в сложных дорожно-климатических условиях; проезд в колонне с более 3 автомобилями.

Документы на перевозку груза, которые имеет нестандартно большие габариты или вес, дополняются специальными бумагами, разрешающими эти действия. При этом надо будет еще заплатить определенную сумму денег в качестве госпошлины.

Транспортировка секретных документов осуществляется по специальным правилам. Связанно это с тем, что их оформление, размножение, разработка и обращение с ними проводится намного сложнее, нежели с обычными бумагами. Перевозка секретных документов требует строго охраняемого транспортного средства и специальных условий хранения.

Минтранс принял очередной закон, который касается автомобильных транспортировок. Согласно законопроекту будут увеличены штрафы за перевозку без соответствующих сопроводительных бумаг. Стоит отметить, что штрафами будут покрывать как самих водителей, так и компанию. Если у водителя будет отсутствовать транспортная накладная, заказ-наряд, грузовая транспортная накладная и наряд, тогда водитель будет вынужден заплатить до 1500 рублей, а что касаемо должностных лиц, то сумма увеличится до 20000 рублей. Транспортные компании же, в свою очередь, заплатят штраф до 250 тысяч рублей.

Перевозка груза без сопроводительных документов может спровоцировать штраф или лишение водительских прав. Именно поэтому очень важно тщательно оформлять все бумаги в каждом из органов, которые отвечают за данную процедуру.