Субъекты и объекты экономического развития. Субъекты экономики

  • Вопрос 4.Рыночная экономика: понятие, основные черты. Основные черты смешанной экономики. Сравнительные преимущества и недостатки рыночной экономики.
  • Вопрос 5. «Пучок прав» собственности: понятие, основные элементы.
  • Вопрос 6. Факторы производства и субъекты экономики.
  • Вопрос 7. Субъекты и структура рыночной экономики. Модель кругооборота потоков продуктов, доходов и расходов.
  • Вопрос 8. Сущность и функции денег (исторический и современные подходы). Формы денег.
  • Вопрос 9.Рыночный спрос. Закон спроса и его детерминанты
  • 1. Вкусы и предпочтения потребителей.
  • 2. Доходы потребителей.
  • 3. Число потребителей.
  • 4. Цены на другие товары.
  • 5. Экономические ожидания потребителей.
  • Вопрос 10.Рыночное предложение. Закон предложения и его детерминаты.
  • Вопрос 11. Рыночное равновесие: функции равновесной цены. Модели рыночного равновесия (по Вальрасу, Маршаллу, паутинообразная модель).
  • Вопрос 12.Излишки потребителя и производителя.
  • Вопрос 16.Издержки производства (определение). Явные, неявные и альтернативные издержки фирмы.
  • Вопрос 17. Прибыль как экономическая категория. Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль.
  • Вопрос 18. Производственная функция. Графическая интерпретация однофакторной производственной функции.
  • Построение изокванты
  • Особые случаи изоквант
  • Вопрос 19. Динамика валового, среднего и предельного продукта. Закон убывающей отдачи.Часть 2. Закон убывающей отдачи
  • Вопрос 22.Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки (afc), средние переменные издержки (avc), средние общие
  • Вопрос 23.Издержки производства в долгосрочном периоде. Износ и амортизация. Основные направления использования амортизационных средств.
  • Вопрос 24. Формирование кривой средних долгосрочных издержек, ее график.
  • 25.Оптимальный размер предприятия и структура отрасли. Экономия и дезэкономия на масштабах производства.
  • 26.Классификация рыночных структур:совершенная и несовершенная конкуренция
  • 27.Условия совершенной конкуренции.Особенности рынка совершенной конкуренции.
  • 28. Продолжение производства в краткосрочном периоде
  • 29. Продолжение производства в долгосрочном периоде
  • 30. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
  • 31. Правило максимизации прибыли и выбор оптимального объема производства, их особенности для фирмы-совершенного конкурента.
  • 32. Поведение фирмы совершенного конкурента в краткосрочный период в условиях максимизации прибыли, минимизации убытков и условие прекращения производства.
  • 33. Критические точки в деятельности фирмы совершенного конкурента.
  • Вопрос 38
  • Вопрос 39
  • Вопрос 40
  • Вопрос 50. Поведение фирмы монополиста в краткосрочный и долгосрочный период
  • Вопрос 51. Ценовая дискриминация и ее разновидности
  • Вопрос 52. Отличительные черты административной, естественной и искусственной монополий
  • Вопрос 59.Роль профсоюзов на рынке труда. Модели: стимулирования профсоюзом спроса на труд; сокращения профсоюзом предложения труда; прямого воздействия профсоюза на зарплату.
  • Вопрос 60.Отличия фактора капитал от факторов труд и земля. Первоначальное накопление капитала в мире и России
  • Вопрос 61. Структура капитала. Какой признак положен в основу его деления на основной и оборотный?
  • Вопрос 6. Факторы производства и субъекты экономики.

    Для удовлетворения потребностей и получения дохода организуется произ-во эк. благ (товаров и услуг). Эти блага удовлетворяют потребности людей, и одновременно их реализация приносит доход производителю, создавая базу для того, чтобы и его потребности превратились в платежеспособный спрос и были удовлетворены. Для производства требуются определенные ресурсы, которые применяются в нужных комбинациях.

    Факторы производства.

    1. труд . Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. Подчеркнем, что в рыночной экономике получение дохода выступает как непосредственная цель, а удовлетворение потребностей людей – как конечная и опосредованная первой.плата за труд- з.пл

    2. земля (природные ресурсы). Данный термин следует понимать в его расширительном значении. Во-первых, земля - это вообще всякое место, где находится человек: живет, трудиться, отдыхает, развлекается и т. п. Во-вторых, на земле как на территории также расположены производственные и другие предприятия. В-третьих, земля, имеющая биологические свойства плодородия, служит объектом сельского и лесного хозяйства. В-четвертых, она является также источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов. Говоря о земле как факторе производства, экономическая теория учитывает все эти функции природных факторов в хозяйстве. Плата за землю- рента

    3. капитал , под капиталом понимается вещественный (реальный) капитал - все средства производства длительного или краткого пользования. Сюда относятся сырье, машины, оборудование, производственные сооружения и др.

    Отдельно выделяется категория денежного капитала - финансовых средств, предназначенных для превращения в вещественный капитал, а также направляемых на закупку иных факторов производства. Следует иметь в виду, что сами деньги фактором производства не являются, хотя и играют в деятельности любого предпринимателя огромную роль. Просто в силу денежного характера рыночной экономики приобретение реальных факторов производства опосредуется деньгами.плата за капитал- %

    Перечисленные три фактора производства называются классическими.

    4. предпринимательская способность . Речь идет о том, что в рыночной экономике имеет место особого рода деятельность, которую осуществляет предприниматель, т.е. человек, организующий, планирующий хозяйственную деятельность, принимающий решения и Т.П. плата- прибыль

    5. технический прогресс . В условиях современного хозяйства важен не только размер капитала, но и его технологический уровень. Промышленные установки могут, например, иметь одинаковую стоимость, но одна из них может быть при этом более новой, а другая устаревшей.

    6. информация (разнообразные базы данных, электронные архивы и т.д.). Потому ставится вопрос о выделении и ее в отдельный фактор, хотя часто информацию также считают просто особой разновидностью фактора технический прогресс.

    Основные субъекты экономики.

    Экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

    Факторы производства существуют не сами по себе, а находятся в собственности и используются субъектами экономики.

    Основные субъекты экономики:

    1. Домашние хозяйства - обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов.

    2. Фирмы - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

    3. Государство- собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.п.

    Раз экономика субъектна, то первейшей задачей экономического анализа становится выявление субъектов экономической деятельности. При этом экономика не рассматривается как нечто отдельное от социума, а, значит, под экономическими субъектами понимаются различные социальные страты под углом их экономического поведения, и социум в целом является субъектом собственной хозяйственной деятельности.

    • 1. Власть (государственные и политические структуры). Ее экономическая деятельность выражена в прямом присвоении продуктов хозяйственной деятельности общества посредством налогов, установления ограничений и разрешений на экономическую активность. Собственно внутренний интерес власти лежит в несколько иной (неэкономической) плоскости - ее самосохранении, но характер столкновения экономических и внеэкономических интересов власти, чему в данном конкретном случае отдается предпочтение, для целей экономического анализа вторично. В сфере экономики власть воздействует на общество, регулируя законодательную базу, размеры налогов и пошлин, финансируя различные государственные программы и т.д., используя весь спектр государственных рычагов. Насколько такое воздействие отражает интересы общества в целом и влияет на экономическое развитие связано с наличием реальной обратной связи между обществом и властью. Но собственный экономический интерес власти удовлетворяется всегда, пока общество хоть что-то производит. Особый экономический статус власти, помимо всего прочего, закреплен еще и законодательно.
    • 2. Частная собственность. Экономический интерес собственника выражен не в его непосредственной хозяйственной деятельности, а закреплен правовым статусом собственности, дающим право на присвоение продукта, произведенного при использовании данной собственности. Сохранение этого правового статуса является основным мотивом экономического поведения данной социальной страты.
    • 3. Предпринимательский бизнес-слой. К нему также можно отнести высшее управленческое звено. Экономическая деятельность этого слоя напрямую ориентирована на извлечение прибыли. Характер взаимодействия с остальными субъектами: с властью - попытка добиться от нее преференций для ведения бизнеса, как и защита от излишних (как считает этот слой) посягательств власти в ее присвоении доли извлекаемой прибыли. С обществом в целом - оно рассматривается как потребитель произведенного продукта, так что задачей становится стимулирования потребителя в еще большем потреблении, как и выявление тех запросов общества, обслуживание которых может потенциально давать прибыль. С собственником - стремление к «справедливому» распределению доли прибыли, приходящейся непосредственно на использование собственности (если предпринимательский слой сам не является собственником), и характерны в первую очередь договорные отношения. С «армией труда» - цена труда рассматривается как издержки, которые желательно уменьшить, но характер взаимоотношений уже имеет двойной характер: договорной (при приеме на работу, увольнении, регулировании конфликтных ситуаций) и административно-приказной в непосредственно хозяйственной деятельности.
    • 4. Армия труда. Характер ее экономического интереса - возможность продать свой труд за достойную цену. Можно к этой социальной страте отнести и полунатуральный способ ведения хозяйства (приусадебные участки). Воздействие на экономику этого слоя связано с наличием в нем широкого спектра профессиональных навыков, востребованных на рынке, готовностью и способностью отстаивать права труда в политической и экономической сферах, степенью экономической самодеятельности и активностью этого слоя.
    • 5. Иждивенческий слой. К нему можно отнести возрастное иждивенчество (дети и пенсионеры), временное иждивенчество (призывники, студенты, безработные на пособии) и социально немощные (больные и инвалиды). Экономическое влияние этого слоя - в размерах его запросов и готовности общества нести на своих плечах бремя этих расходов. Иждивенческий слой находится в экономической зависимости от источника доходов и обычно выступает как пассивный экономический фактор. Конечно, это несколько не так по отношению к слою временных иждивенцев, потому как их иждивенчество - это в некотором смысле социальный кредит, который получает этот слой, но который возвращается с переходом из этой социальной страты в экономически активную.
    • 6. Стоит выделить особо финансовый бизнес-слой. Выделение его вызвано тем, что основной его экономический интерес связан с особым статусом денег в экономических процессах. И понятие прибыли в этой сфере связано с правом «печатания» денег и контролем финансовых потоков.
    • 7. Для полноты охвата всех социальных страт с их особой экономической субъектностью необходимо отметить еще и антиэкономику - теневой, криминальный сегмент общественного хозяйства. Главным экономическим мотивом для данных субъектов экономики является возможность силового присвоения общественного продукта (или иного другого нелегального способа) с последующей легализацией этого присвоения.

    Можно считать, что такое представление субъектов экономики почти целиком охватывает социум. Надо к такому разграничению экономических субъектов (включая характер их экономической мотивации) добавить еще экономическую субъектность общества в целом, его совокупный интерес в росте экономике. Последнее уже можно рассматривать как взаимодействие общества с природной средой, которая является источником ресурсов для хозяйственной деятельности.

  • 7. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы и их классификация.
  • 8. Ресурсы и факторы производства: земля, труд, капитал и предпринимательская способность. Принцип ограниченности экономических ресурсов.
  • 9. Экономические блага: классификация и основные характеристики. Редкость экономических благ.
  • 10. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации).
  • 11. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек.
  • 12. Производство и экономический рост. Экономическая и социальная эффективность.
  • 13. Экономическая система общества: понятие и элементы.
  • 14. Основные типы экономических систем: традиционная экономика, административно-командная, рыночная, смешанная.
  • 15. Собственность: понятие и формы. Государственная и частная собственность.
  • 16. Типы и формы собственности в Республике Беларусь и их реформирование.
  • 17. Рынок: понятие, функции. Рыночная система и ее эволюция.
  • 18. Структура рыночной экономики. Классификация рынков.
  • 19. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы и функции.
  • 20. Круговорот ресурсов, продуктов и дохода в рыночной экономике.
  • 21. Несовершенства рынка. Функции государства в современной рыночной экономике.
  • 21. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели.
  • 23. Трансформационная экономика.
  • 24. Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
  • 25. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. График.
  • 26. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. График.
  • 27. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. Товарный дефицит и товарные излишки.
  • 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 29. Перекрестная эластичность спроса по цене.
  • 30. Эластичность спроса по доходу.
  • 31. Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие и эластичность предложения.
  • 32. Теория поведения потребителя. Закон убывающей предельной полезности.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.
  • 34. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий.
  • 35. Краткосрочный и долгосрочный производственные периоды. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства.
  • 36. Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора: понятие, измерение, взаимосвязь.
  • 37. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения.
  • 38. Понятие издержек производства. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 39. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Нормальная прибыль.
  • 40. Издержки производства в краткосрочном периоде: постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки.
  • 41. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба и достижение оптимального размера предприятия.
  • 42. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Правило максимизации прибыли.
  • 43. Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование и его основные инструменты.
  • 44. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 45. Система национальных счетов (снс). Основные макроэкономические показатели. Дефлятор ввп и индекс потребительских цен.
  • 46. Понятие совокупного спроса (аd). Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • Кривая совокупного спроса
  • 47. Понятие совокупного предложения (аs). Неценовые факторы совокупного предложения. Кейнсианская и классическая версии совокупного предложения.
  • 48. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.
  • 49. Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 50. Безработица: сущность, виды и социально-экономические последствия. Закон Оукена.
  • 51. Инфляция: сущность, причины и виды. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 52. Деньги: сущность, виды и функции. Эволюция денег.
  • 53. Денежное предложение и его структура.
  • 54. Спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Равновесие денежного рынка.
  • 55. Денежно-кредитная система страны и ее структура. Особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь.
  • 56. Понятие финансов и их функции. Финансовая система Республики Беларусь
  • 57. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы госбюджета. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
  • 58. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система Республики Беларусь.
  • 59. Мировая экономика: предпосылки возникновения и этапы становления.
  • 60. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве: международная торговля, движение капитала, миграция рабочей силы.
  • 33. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма (предприятие), государство.

    Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступа­ют как средства связи между экономическими субъектами.

    Экономические субъекты - субъекты экономических отношении, уча­ствующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими субъекты являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подраз­деления. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, ин­дивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о ра­циональном поведении субъектов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимиза­ция затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к мак­симальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете.

    Домашнее хозяйство - самостоятельная экономическая единица, состоящая из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей. Если домашнее хозяйство ведёт только предпринимательскую деятельность, то оно может получать только предпринимательский доход. Нетрудоспособные члены семьи получают пенсию. Домашнее хозяйство может получать дотации. На практике основным источником дохода выступает, прежде всего, зарплата.

    Предприятия (фирмы) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства.

    Большую роль в хозяйственной жизни страны играет государство. Его вмешательство в экономику выступает в многообразных формах, и поэтому важно сказать, что государство есть экономический субъект, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Государство покупает товары и услуги, взимает налоги, оказывает финансовую помощь фирмам и домашним хозяйствам. Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть над хозяйственными субъектами для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества. Государство стремится максимизировать общественную полезность.

    Рынок продуктов - место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4). Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

    Модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

    Экономическая система, как комплекс взаимосвязанных элементов, не может функционировать эффективно без ключевых составляющих механизма. Речь идет о ее субъектах.

    На первый взгляд кажется, что сторон в сфере экономических отношений очень много, однако, это не совсем так. Будучи поделенными на три основные группы, субъекты экономики осуществляют весь основной перечень действий, на котором и базируется рыночный механизм в целом. Каждая из групп субъектов выполняет ряд функций, это может быть, как реализация товара или сырья, так и посредничество или же инвестирование. В связи с весьма обширным перечнем необходимых функций, которых с каждым годом становится все больше и больше, прекращение работы даже одного субъекта грозит повышенными сложностями для всей экономической системы. Взаимосвязанность элементов является основным преимуществом, и в то же время главным недостатком любой экономической системы, однако, сперва стоит рассмотреть основную классификацию субъектов экономики.

    Упрощенная классификация субъектов экономической системы

    Классификация являет собой деление всех субъектов на три масштабные группы: государство, домохозяйства и предприниматели. Такая классификация является наиболее простой, в то же время всеохватывающей, так как при детальном анализе любой субъект экономической системы, вне зависимости от масштабов деятельности, в конечном счете может быть отнесен к одной из «родительских» групп.

    Государство в качестве субъекта экономической системы

    Государство как экономический субъект является той самой видимой рукой рынка, которая была описана Адамом Смитом в своих работах.

    Законодательство и государственные учреждения выполняют роль регулирующего органа, однако, не вмешиваются напрямую в деятельность других элементов. Также государство, как экономический субъект, имеет ряд дополнительных функций:

    • Формирование спроса. Функция, которая тесно связана с политикой протекционизма. Государство в этом случае формирует спрос на некоторые виды продукции, тем самым поддерживает национальные предприятия.
    • Обеспечение социальными благами, создание условий для нормального функционирования индивидуумов в экономическом пространстве, что косвенно влияет на продуктивность труда остальных элементов.
    • Формирование юридических норм для регулирования экономической деятельности.
    • Ведение денежной политики. К этой же функции относится проведение монетарной политики, выпуск на , нормирование банковской деятельности.
    • Обеспечение ведения честной конкуренции на рынке.

    Государство в качестве субъекта экономической системы выступает координатором (рыночной тип экономики) и управленцем (комодный тип экономики), что обеспечивает условия для ведения сотрудничества всех иных элементов. Ранее на государстве также лежала важная функция по исполнению роли посредника на международном рынке, однако, с появлением транснациональных компаний и финансовых организаций она была упразднена.

    Характеристика домашних хозяйств как субъектов экономической системы

    Домашние хозяйства – это, в первую очередь, носители первейших и важнейших факторов производства, труда, капитала и земли, то есть обычные индивидуумы, без которых, однако, функционирование предприятий невозможно.

    Домашние хозяйства – наиболее масштабная группа экономических субъектов, функции которой заключаются в следующем:

    • Обеспечение денежного круговорота путем получения доходов с целью дальнейшей их траты.
    • Формирование львиной доли спроса на рынке.
    • Формирование трудовых ресурсов.

    Также следует помнить о том, что эта группа субъектов экономической системы является носителями интеллектуального капитала – одного из важнейших факторов влияния на степень эффективности экономической системы как на локальном уровне (предприятия), так и на глобальном (государство).

    Особенности классификационной группы «предприниматели»

    Предприниматели являются, по сути, первичными элементами формирования экономических отношений в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день. В качестве экономического субъекта эта группа оказывает непосредственное влияния на экономику в целом.

    Впрочем, при командной экономике эта классификационная группа не существовала вовсе, а ее функции ложились на плечи государства. В первую очередь, предприниматели обеспечивают приток ресурсов, товаров и капиталов, остальные же их функции выглядят следующим образом:

    • Формирование спроса не на конечный продукт, а на ресурсы. Речь идет о сырье, первоначальном этапом жизненного цикла любого товара.
    • Формирование предложения на рынке для домашних хозяйств. Несомненно, государство тоже принимает участие в формировании рынка спроса, однако, в реалиях смешанного или рыночного типа экономики, именно предприниматели обеспечивают посредством конкуренции наиболее выгодные условия для потребителя.
    • . Предприниматели являются основными носителями капитала в сфере экономических отношений. В зависимости от целевого сектора их инвестирования, это может отобразиться на национальной экономике как позитивно, так и негативно.

    Взаимодействие субъектов экономической системы

    Рыночный тип экономики в первоначальном виде полностью исключал влияние государства на , который должен был регулироваться лишь «невидимой рукой», то есть конкуренцией. Однако опыт многочисленных экономических рецессий доказал, что эффективность экономической системы – это сотрудничество всех трех групп субъектов, в результате которого и появляется полезный эффект, как экономический, так и социальный. Цепочка взаимосвязи всех субъектов обязует домашние хозяйства обеспечивать предпринимателей и организаций факторами производства, которые, в свою очередь, реализуют основные виды деятельности, передавая государству право регулирования посредством фискальной и монетарной политики. Лишь при полном взаимовыгодном сотрудничестве становится возможным достижение экономикой пика своего развития.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    1.2 Субъекты экономической системы

    В экономической системе присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

    Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление .

    Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные из домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю в этом процессе достается прибыль.

    Государство – совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цель государства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры; обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.

    Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.

    В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций.

    Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях.

    Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения.

    В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами.

    Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство, и именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией .

    Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

    Таким образом, экономическая система – это часть общества в целом, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и т.д. отношения.

    Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

    Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества.


    1.3 Классификация типов экономической системы

    Экономическая система является совокупностью взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы осуществляться экономические отношения и институты, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, и как следствие, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

    Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью .

    Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства . Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения .

    Также для стран с традиционной экономикой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

    Командная система это особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

    Характерными чертами системы выступают: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; управление с помощью административно-приказных методов. Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

    «Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности» .

    Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

    Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

    Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция .

    Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

    Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса .

    Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

    В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

    Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

    В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,. С другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

    Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


    II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


    Сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и...

    Национального рыночного хозяйства; 2. сильная система социального обеспечения; 3. значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте. Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны: 1. чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2. дух коллективизма и патернализма на...


    Модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений. Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста...

    Особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна...