Статус отправителя в платежном поручении. Статус налогоплательщика в платежном поручении

В Положении ЦБ РФ от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» о реквизите «статус плательщика» (поле 101) говорится буквально следующее:

101 - Указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России
А уже с учётом этого требования, код налогоплательщика начиная с 2014 года установлен Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. (Приложение № 5 - Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации). И этот Приказ Минфина согласован Председателем Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллиной. Отдельные изменения в приказ № 107н внесены Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н". Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?Статус (лат. status) - означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.

Статус плательщика - это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.

Статус плательщика (101) - указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)

В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101 . А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.

Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов "Статус налогоплательщика":


Код Статус налогоплательщика (плательщика сборов)
01 Юридическое лицо - налогоплательщик (плательщик сборов)
02 Налоговый агент
03 Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 Налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
06 Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо
07 Таможенный орган
08 Плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 Налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель
10 Налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой
11 Налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 Налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 Налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)
14 Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам
15 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц
16 Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо
17 Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель
18 Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 Организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков.
22 Участник консолидированной группы налогоплательщиков.
23 Органы контроля за уплатой страховых взносов.
24 Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
25 Банки - гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
26 Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Платёжные поручения, в которых поле 101 имеет значение, т.е. заполнено - подлежат обязательному контролю банка на предмет наличия значений реквизитов 102-110. Заполнение полей 101 – 110 относит денежный перевод к бюджетным платежам.

Поля 101 – 110 заполняются в платёжном поручении только при платежах в бюджетную систему РФ.

Статус плательщика (101) - не привязан к банку обслуживания плательщика или каким либо другим реквизитам, отражаемым в платёжном документе.

Где в платежном поручение расположено поле 101?

При оформлении платежей в бюджетную систему РФ реквизит "Статус плательщика" (поле 101) заполняется в следующих платёжных документах: - в платёжных поручениях, инкассовых поручениях и платёжных ордерах. Где в платежном поручении находится поле 101? Поле 101 находится в верхней части платёжного поручения, а именно:

Передача администрирования страховых взносов ИФНС вызвала немало вопросов. Один из наиболее актуальных: какой статус плательщика на уплату страховых взносов с 2017 года указывать в поле 101 платежного поручения? Ранее мы опубликовали материал, посвященный вопросам заполнения платежных поручений по страховым взносам в 2017 году . А здесь коснемся только изменений в заполнении поля 101.

Известно, что правила заполнения поля 101 в платежном поручении регламентируются приложением № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Но действующая на данный момент редакция этого приложения не содержит статуса, который без сомнений можно было применить к страхователю, перечисляющему взносы в ФНС. Напомним, до передачи администрирования страховых взносов ФНС в платежном поручении на уплату страховых взносов необходимо было во всех случаях указывать код «08».

В свою очередь, в 2016 году Минфин РФ опубликовал проект приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов РФ № 107н». В данном документе говорится, что при перечислении страховых взносов юридическими лицами в поле 101 необходимо указывать код «01». ИП, уплачивающие страховые взносы «за себя» , должны указывать код плательщика «09», ИП уплачивающие страховые взносы за наемных работников, должны указывать статус плательщика «14».

Но данный проект Приказа на данный момент не вступил в силу. Поэтому, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении в 2017 году, до конца не ясно.

При этом до сих пор нет никаких официальных разъяснений на эту тему. В связи с этим остается лишь уповать на собственное логическое мышление, в расчете на то, что оно совпадает с мышлением людей, которые будут администрировать данные платежи.

Между тем, на тематических форумах в интернете бухгалтера высказывают три точки зрения на предмет того, какой статус должен быть указан в поле 101. Предлагаем вниманию читателей каждую из них.

Юрлица — «01», ИП — «09», «14»

Согласно одному из мнений, ИП при уплате взносов за себя должны ставить в поле 101 код «09», при уплате взносов за наемных работников — код «14»; организации — код «01». Данное мнение основано на том факте, что администрирование страховых взносов передано налоговикам, что, по мнению сторонников данной точки зрения, позволяет поставить знак равенства между страхователями и налогоплательщиками. Проблема этого решения в том, что действующая редакция Налогового кодекса разделяет понятия «плательщик страховых взносов» и «налогоплательщик».

Статус «08»

Этот статус применялся при перечислении страховых взносов в прошлые годы, и, по мнению ряда специалистов, должен применяться и сейчас. В том числе, платежные поручения именно с этим статусом плательщика принимает Сбербанк-онлайн, отвергая платежки, в которых указаны иные статусы. Напомним, статус «08» предназначен для ИП и организаций, осуществляющих перечисление страховых взносов в бюджет РФ. Проблема в том, что, несколько региональных отделений ФНС РФ накануне дали официальные ответы страхователям с рекомендацией указывать иной статус плательщика, о котором ниже.

Статус «14»

Этот статус означает налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Казалось бы, он совершенно не подходит для рассматриваемого случая. Тем не менее, как говорилось выше, несколько местных ИФНС рекомендовали использовать именно этот код.

Что делать?

Как видим, на данный момент нельзя с уверенностью утверждать, какой должен быть статус плательщика в платежном поручении по страховым взносам в 2017 году. Без сомнений можно говорить только о статусе плательщика при уплате взносов «на травматизм». Их администрирование не было передано ФНС, а осталось под контролем ФСС. Поэтому в этом случае надо однозначно указывать, как и в прошлые годы, код «08».

Что касается «медицинских» и «пенсионных» взносов, вероятность ошибки остается при указании любого из рассмотренных выше статусов.

Между тем, практика прошлых лет показывает, что инспектора ИФНС засчитывают платежи с неверно указанным статусом плательщика. Главное, чтобы правильно были указаны реквизиты получателя и КБК, которые в 2017 году изменились . Если же вы уже выполнили платеж, а после публикации официальных разъяснений окажется, что статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указан неверно, чтобы полностью обезопасить себя от недоимки по страховым взносам, стоит подать заявление об уточнении платежа (на основании письма ФНС РФ № СА-4-7 /19125). К заявлению должна быть приложена копия платежного поручения.

Обновление 08.02.2017 - разъяснения ИФНС вопроса статуса плательщика

Некоторые региональные ИФНС разослали страхователям разъяснения по поводу заполнения платежных поручений на уплату страховых взносов в 2017 году. Они вместе с образцами заполнения платежек содержатся в следующем документе:

Согласно документу, статус плательщика указывается следующим образом:

  • Статус 01 - указывается при уплате страховых взносов юридическим лицом;
  • Статус 09 - указывается при уплате страховых взносов индивидуальным предпринимателем;
  • Статус 10 - указывается при уплате страховых взносов нотариусом, занимающимся частной практикой;
  • Статус 11 - указывается при уплате страховых взносов адвокатом, учредившего адвокатский кабинет;
  • Статус 12 - указывается при уплате страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • Статус 13 - указывается при уплате страховых взносов за наемных работников физическим лицом (не являющимся ИП).
Тоже может быть полезно: Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

В поле 101 платежного поручения (Приложение 3 к Положению ЦБ РФ от 19.06.2012 N 383-П) плательщик должен указать свой статус. Данный статус помогает контролирующим органам определить, кто именно перечисляет платеж в бюджет.

Полный перечень статусов можно найти в Приложении № 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н .

Поле 101 в платежном поручении при уплате налогов

Если налог уплачивает организация, то в поле 101 платежки она должна указать статус «01» — налогоплательщик - юридическое лицо.

Если же налог перечисляет ИП, то ставится «09» — налогоплательщик - индивидуальный предприниматель.

Статус плательщика в платежном поручении, если налог уплачивается налоговым агентом

Если организация или ИП выполняет функции налогового агента, то в поле 101 платежного поручения при уплате «агентских» налогов ставится статус «02» — налоговый агент. К примеру, такой статус указывают работодатели при перечислении НДФЛ с выплат работникам.

Платежное поручение по страховым взносам: статус плательщика

Указание статуса в платежном поручении по страховым взносам зависит от того, кто и куда перечисляет взносы:

Кстати, некоторые бухгалтеры задаются вопросом, какой указать статус плательщика в платежном поручении в ПФР. Ответ прост: никакой. Ведь с 2017 года все взносы, которые ранее администрировал ПФР, теперь находятся под контролем налоговиков. Соответственно, в Пенсионный фонд взносы теперь не уплачиваются вовсе (даже задолженность по прошлым периодам нужно перечислять в ИФНС).

При расчетах налогоплательщиков с госструктурами обязательно указание статуса отправителя в платежках. Причем имеются нюансы, обусловленные предписаниями Минфина. Как указывать статус в 2019 году в платежных документах?

Статус плательщика идентифицирует организацию или физлицо, осуществляющих платеж. Потому в платежном поручении указание статуса обязательно.

Как указать его правильно? Что такое статус в платежке? Какой код статуса плательщика в платежном поручении 2019 года нужно указывать?

Основные моменты

Налоговое законодательство РФ обязует всех плательщиков налогов оформлять платежные поручения согласно правилам, учрежденным Минфином РФ.

Показатель 101 заполняется в соответствии с и приложением №5 к оному.

Заполнять реквизит следует при осуществлении платежей, касающихся обязательных выплат в бюджет или внебюджетные фонды. Заполняется поле 101 числовым значением из двух цифр.

Это позволяет определить организационно-правовую форму плательщика, его направление деятельности и предназначение платежа.

Особо характеризуются налоговые платежи, оплата страховых взносов и прочее. То есть этот реквизит содержит сведения о том, кто платит и за что.

Что это такое

Статусом налогоплательщика именуется цифровой код, позволяющий идентифицировать плательщика, получателя платежа и непосредственно платеж. Указание статуса при заполнении платежки обязательно. Ранее существовало двадцать значений статуса.

После корректировки законодательных положений учреждено двадцать шесть статусов в зависимости от типа плательщиков, а именно:

Налогоплательщики, являющиеся юрлицами 01
Субъекты, выступающие налоговыми агентами 02
«Почта России» по некоторым платежам физлиц 03
Физлица, юрлица, ИП, импортирующие и экспортирующие товары 06, 16, 17
Плательщики страховых взносов во внебюджетные фонды 08
ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, выплачивающие налоговые платежи за себя 09, 10, 11, 12
Физические лица 13
Налогоплательщики, выплачивающие средства физлицам 14
Выплачивающие страховые взносы физлица 24
Финорганизации, банки, «Почта России» по обобщенным платежам физических лиц 15
Юрлица, выплачивающие налоговые долги физлиц 19
Финорганизации и банки по некоторым платежам физлиц 20
Внебюджетные фонды 23
Банки-гаранты 25
Физические и юридические лица по погашению задолженностей 26
Налоговые органы 04
Служба судебных приставов 04
Таможенные органы 07
Плательщик таможенных сборов на основании закона РФ, но без заполнения декларации 18
Представитель консолидированной группы налогоплательщиков 21
Участник КГН 22

Статус отправителя, или плательщика, это показатель, который непременно соотносится с организационно-правовым статусом плательщика и нюансами его деятельности.

При этом некоторые значения статусов однозначны и в дополнительном толковании не нуждаются. Другие не столь очевидны и требуют разъяснений по поводу своей применимости в отношении конкретных лиц.

К неочевидным статусам можно отнести следующие:

«14» Обычно таковой указывали ИП, нанимающие работников и выплачивающие им зарплату. Однако Минфин разъясняет, что ИП нужно применять статус 08, тогда как статус 14 следует использовать исключительно физлицам
«18» Указывает плательщик таможенных пошлин, не являясь при этом декларантом. Сомнение вызывает факт, что можно не декларировать импорт/экспорт. Тем не менее, таковыми могут быть лица, получившие разрешение на переработку продукции вне таможенной территории или владелец торговой точки, ведущий беспошлинную торговлю
«21» и «22» Указывают фирмы из состава консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Для этого должно быть официально зарегистрировано КГН с соблюдением законодательных требований к структуре
Какова его роль

Основополагающее значение поля «Статус плательщика» это использование в целях финансовой статистики. Однако существует и роль реквизита, важная с технической точки зрения.

В частности цифровой код помогает определить, является ли платеж бюджетным. Когда в поле 101 указано какое-либо значение, банковское учреждение обязано проверить заполнение полей 102-110.

Поэтому не допускается наличие в незаполненных полей. Когда какое-то поле не заполняется, по умолчанию в нем проставляется значение «0».

Кроме того код помогает определить, кто именно вносит платеж. При верном указании статуса плательщика в поле 101 платежного документа не возникает нареканий со стороны получателей платежа.

Перечисленные средства поступают вовремя и в точности по назначению. Вследствие этого отсутствуют основания для применения штрафных санкций.

Законные основания

Основной правовой источник, регулирующий заполнение платежных поручений при осуществлении платежей в бюджетную систему РФ, это Приказ Минфина РФ №107н от 12.111.2013.

Этот правовой акт действует с начала 2019 года. С этого же момента количество статусов плательщика изменилось с двадцати на двадцать шесть.

Минфин периодически дополняет данный норматив и дает разъяснения по поводу применения отдельных норм. Так разъясняющим является .

В нем определяется, как соотносить статус плательщика и отдельные КБК. Основные моменты заполнения платежного поручения прописаны в Положении Банка России № 383 от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Показатель статуса в платежном поручении в 2019 году

При заполнении платежного поручения касательно налоговых платежей и сборов чаще всего используются такие статусы как:

Реквизит 101 заполняется не во всяком случае осуществления платежей. Наличие статуса в платежке указывает на получателя средств как субъекта, на чьи счета поступают платежи.

Статусы «15» и «20» применяют при переводе денежных средств физлицам. Физлица, осуществляющие платежи в бюджет или внебюджетные фонды указывают «24».

Физлица, не являющиеся ИП, ставят статус «13». Кроме того, существуют и иные особенности при указании статуса плательщика.

Составителя документа

Статус составителя платежного поручения прописывается в поле 101 сразу после реквизита «5», указывающего на вид платежа.

Данное письмо хоть и не является нормативом, но не противоречит источникам права и потому применяется многими предпринимателями и бухгалтерами.

По НДФЛ

При выплате НДФЛ значимость приобретает то, является ли составитель документа налоговым агентом или нет. Если организация (ИП) выплачивает налог с доходов своих сотрудников, то она выступает налоговым агентом, а значит, ставит статус «02».

Когда ИП работает с применением спецрежимов, то при уплате любых налогов он указывает «09», но только если не выступает при проведении платежей налоговым агентом, а перечисляет налог с собственных доходов.

Если выплату осуществляет физическое лицо со своих доходов, то оно выступает в роли налогоплательщика и потому указывает значение статуса как «24».

Когда НДФЛ, удержанных с доходов физлица, перечисляется организацией в счет уплаты задолженности, ставится статус «19».

Заполненный образец

Общие правила по заполнению платежных поручений становятся понятны при изучении образца заполнения платежных документов в 2019 году.

Неправильно оформленный платежный документ может стать причиной несвоевременного проведения платежей. А это ведет к начислению пени и наложению штрафов.

Относительно статуса плательщика следует запомнить, что указывать его нужно при перечислении любых обязательных платежей. Заполнять его следует рядом с полем о «Виде платежа», в правом верхнем углу платежки.

Указывать следует двухзначную цифру от «01» до «26». При этом следует отличать статусы в зависимости от организационно-правовой формы плательщика и назначения платежа.

Самым распространенным способом безналичных расчетов на территории Российской Федерации являются платежные поручения. Порядок и алгоритм заполнения данных документов формализованы и детально описаны регулирующими органами. Однако следует учесть, что при формировании платежки для оплаты в бюджет лицо, заполняющее бланк документа, должно указывать идентифицирующую информацию. С учетом особенностей правого положения предпринимателя актуальным вопросом является, какой именно выбрать статус плательщика для ИП: 08 или 24.

Платежка

В силу прямого указания ГК РФ платежное поручение является одним из способов безналичных расчетов. К использованию названного формуляра могут прибегать:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • граждане;
  • элементы бюджетной системы Российской Федерации.

Каждый субъект, использующий указанный выше способ расчетов, должен заполнять официальную форму платежного поручения , утвержденную Центральным Банком Российской Федерации в Положении от 19.06.2012 N 383-П.

Помимо использования бланка документа при формировании платежки следует руководствоваться алгоритмом и правилами ее заполнения. Также надо учитывать некоторые особенности, присущие порядку формирования формуляра на перевод денег в бюджетную систему Российской Федерации.

Например, в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П предусмотрено, что для ИП статус плательщика в платежном поручении надо указывать только при перечислении денег в бюджет. Данные сведения отражаются в графе 101 документа.

Как отметило Министерство финансов Российской Федерации в Приложении № 5 к своему Приказу от 12.11.2013 N 107н, заполнение указанного выше раздела платежного поручения обязательно при переводах в пользу бюджетной системы России.

Налоговый статус ИП в платежном поручении

Исчерпывающий перечень кодов плательщиков, подлежащих отражению в платежном поручении, приведен в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н.

Важно помнить, что запрещено:

  • заменять значение, предусмотренное министерством на иное другое;
  • указывать в графе 101 платежного поручения показатель «0».

В целях определения статуса для ИП в платежке лицу, ее формирующему, следует изучить все 26 кодов, разработанных Минфином Российской Федерации в вышеназванном Приказе.

Индивидуальный предприниматель, производящий оплату в бюджет, может указать в графе 101 «платежи» значение «08». Данный код используют предприниматели, предприятия, нотариусы, адвокаты и главы КФХ.

Важно помнить, что в силу положений ГК РФ по своему статусу предприниматели приравнены к юридическим лицам. Соответственно, ИП, производящие отчисления в бюджет, не могут в поле 101 платежного поручения указывать статус «24». Данное значение используется только частными лицами, не состоящими на учете в налоговой инспекции в качестве предпринимателей.

Исходя из всего ранее сказанного, можно утверждать, что предприниматели не должны указывать в платежных поручениях, формируемых для оплаты в бюджетную систему, свой статус в виде значения «24».

Для уплаты взносов в ФСС и в целях осуществления отчислений в ПФР статус плательщика ИП указывается в виде кода «08».

Помимо указанного шифра предприниматели могут отражать в графе 101 платежки следующие показатели:

  • «09» — при уплате налогов;
  • «14» — только в случае, когда ИП выплачивает доход гражданам;
  • «17» — для предпринимателей, принимающих участие в ВЭД;
  • «18» — если производится уплата таможенных сборов и соответствующее лицо не является декларантом.