Способы борьбы с теневой экономикой. Борьба с теневой экономикой

РЕФЕРАТ

теневая экономика общество государство

Курсовая работа: 28 с., 1 табл., 20 источников

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА, СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ, Оффшорная зона, КОРРУПЦИЯ, МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ, ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования - теневая экономика.

Предмет исследования - сущность, структура, роль и место теневой экономики, особенности определения размеров и методы преодоления теневой экономики.

Цель работы : исследовать сущность теневой экономики, показать причины формирования и оказываемое влияние на общество и государство, проанализировать методы определения масштабов, исследовать возможные пути преодоления.

Методы исследования : метод сравнительного анализа, анализ информации, статистический анализ, методы индукции и дедукции, а также произведена обработка и сравнение собранных данных.

Исследования и разработки: изучены общие черты теневой экономики, причины ее возникновения, воздействие на развитие государства и общества, особенности определения, структура; выявлены пути преодоления.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое явление имеет свою темную сторону. Экономика не явилась исключением. Такой неизведанной сущностью является теневая экономика. Появилась она давно. Однако серьезное внимание ей начали уделять в начале 20 века. Сложно найти ей объяснение, сложно её измерить и оценить масштабы, потому что она очень хорошо выполняет свое предназначение и полностью отвечает своим характеристикам.

Тема данной работы является актуальной. Сегодня ни одна страна не может похвастаться тем, что не имеет теневой экономики. Государства всех стран сегодня недополучают огромные суммы из-за разрушительного действия этого явления. Из-за этого ухудшается инвестиционный климат в стране, снижается эффективность социальной политики, падает уровень и качество жизни, страдает также независимость. Конечно, это не может нравиться. И человек, как разумное существо, пытается найти способы выхода из сложившейся ситуации. Однако чтобы сделать это эффективно, надо досконально изучить все стороны явления. Те результаты по выявлению масштабов теневой экономики, которые уже получены, являются лишь небольшой частью всей реальности. Поэтому возникает потребность разобраться, что представляет собой теневая экономика, каковы ее составляющие, какие факторы стимулируют ее и какие, наоборот, сдерживают, каковы возможные пути сокращения данного явления.

Таким образом, целью этой курсовой работы является изучение теневой экономики, которая является трудноизмеряемым феноменом из-за отсутствия достоверной информации, которая чаще всего является конфиденциальной.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

)определить структуру теневой экономики;

)выявить причины ее появления;

)оценить ее экономические и социальные последствия;

)охарактеризовать возможные пути сокращения теневой экономики;

)определить особенности данного явления в Республике Беларусь.

Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, труды отечественных ученых-экономистов, электронные ресурсы, статьи, опубликованные в периодической литературе.

Курсовая работа написана на основе учебной и научной литературы следующих авторов: В.А. Дадалко, Н.Ч. Бокун, А.К. Бекряшев, Р.М. Иманалиев, С.В. Меньшиков, С.М. Ечмаков, Д.Г. Макаров и др. Постоянные обзоры экономических явлений даются в «Экономической газете».

1. СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

.1 Понятие теневой экономики

Прежде чем дать определение такому явлению как теневая экономика надо сделать небольшой экскурс в историю. Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики .

В отечественной науке интерес к проблемам теневой экономики начал проявляться в 80-е годы. Это было обусловлено социально-экономическими причинами, так как теневая экономика начала играть значительную роль в народном хозяйстве. Так же в стране резко повысился криминальный уровень. Следует так же отметить, что не обошлось и без идеологического вмешательства. Государство начало выделять средства для проведения исследований по выяснению сущности теневой экономики. Это объясняется тем, что руководство хотело выявить несоответствия в командной системе социализма.

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. В настоящее время можно выделить два основных подхода: правовой и учетно-статистический.

При правовом подходе под теневой экономикой понимается деятельность, которая идет в разрез с общепринятыми законами и правилами. Однако определять теневую экономику только через правовые критерии нельзя, так как они являются как бы вторичными по отношению к обществу: не юридические законы определяют общественную жизнь, а общество обеспечивает оформление различных видов общественных отношений.

При учетно-статистическом методе теневой экономикой называют совокупность экономических отношений, результаты которых не учитываются в официальной статистике. Однако и у этого метода есть недостаток, так как в статистических данных невозможно полностью оценить влияние криминальной деятельности (грабежи, воровство, терроризм), не связанной с производством реального ВВП. Также существует еще один подход, при котором к теневой экономике относят производства, продукты которых противоречат нормам морали (проституция, наркотики).

Таким образом, теневая экономика - это уклад экономических отношений, который охватывает неучтенные, нерегламентированные и незаконные виды хозяйственной деятельности . В каждой стране есть такая составляющая экономической деятельности, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные нормы. Этот сектор экономики в разных странах называется по-разному: во французской литературе - «подземная», «неформальная» экономика; в итальянской - «тайная», «подводная»; в англоязычной - «неофициальная», «подпольная»; в немецкой - «теневая» .

Результаты теневой хозяйственной деятельности не включаются в ВВП страны, поскольку не учитываются официальной статистикой. Теневая экономика охватывает широкий круг деятельности по производству и обмену жизненных благ. Она осуществляется с целью прямой личной выгоды в разрез с действующим законодательством, не признает общественного порядка получения доходов хозяйствующими субъектами и лишает государство права участвовать в их распределении.

Существует ряд основных черт теневой экономики , характерных для всех стран:

1)скрытый характер, т.е. хозяйственная деятельность не регистрируется государством;

2)охват всех фаз общественного производства (производства, распределения, обмена и потребления);

)незаконное обогащение за счет утаивания доходов от налогообложения;

)безвозмездное присвоение чужого имущества и перераспределение богатства в пользу преступных элементов.

Теневая хозяйственная деятельность порождает специфические виды уголовных преступлений: хищение сырья и готовой продукции с предприятий; вымогательство (рэкет) части доходов предпринимателей; взяточничество, коррупцию (массовый подкуп представителей государственной власти, работников правоохранительных органов, хозяйственных руководителей). Таким образом, развитие теневой экономики сопровождается формированием криминальных структур и их сращиванием с легальной экономикой.

1.2 Структура теневой экономики

Попытаемся разобраться, что же входит в теневую экономику.

Единая классификация явлений теневой экономики, так же как и определение теневой экономики, пока еще не выработана. Часто при вычленении отдельных видов теневой экономики смешиваются различные классификационные признаки. Обобщив точки зрения нескольких авторов, получаем следующую классификацию.

1. По степени законности:

1)незаконная экономическая деятельность (незаконное производство товаров охватывает запрещенную законом и полностью скрываемую от всех форм контроля экономическую деятельность). К ней относятся:

-незаконная деятельность по производству товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещены законом;

-деятельность по производству товаров и услуг, но которая становится незаконной, если осуществляется производителями и лицами, у которых нет на это права;

2)скрытое производство, которое охватывает деятельность, разрешаемую законом и выполняемую производителями, имеющими право, но скрываемую от государственных органов с целью уклонения от уплаты налогов, взносов в социальные фонды, соблюдения правовых норм и стандартов;

3)неофициальная экономика (легальная, нескрываемая деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой).

2. По отношению к сектору домашних хозяйств:

1)формальная теневая экономика (которая связана с теневой деятельностью во всех секторах экономики, за исключением сектора домашних хозяйств);

2)неформальная теневая экономика (часть сектора домашних хозяйств, образуемую некорпоративными предприятиями и предпринимательской деятельностью отдельных лиц, которые ни с юридической, ни с экономической точек зрения нельзя отделить от их владельцев. Эта деятельность может быть официально разрешенной, но не учитываемой и запрещенной или скрытой).

3. По характеру результата экономической деятельности:

1)продуктивная (производительная) теневая экономика. (производство как традиционных товаров и услуг, так и удовлетворяющих деструктивные потребности, которые ведут к деградации личности);

2)фиктивная экономика (непродуктивная, непроизводительная). Отражает процесс неправомерного перераспределения доходов в рамках официальной экономики, т.е. увеличение доходов в результате приписок, хищения, взяточничества, обмана покупателей, выпуска некачественной продукции и т.д.;

)криминальная квантиэкономика (непродуктивная, характеризующая перераспределение доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства.)

4. По характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования:

1)индивид - организация;

2)индивид - государство;

)организация - организация;

)организация - государство.

5. По социально-нормативной характеристике поведения субъектов хозяйствования:

1)теневая экономика формальных связей (экономические отношения, при которых субъекты действуют в соответствии с установленными в обществе, но устаревшими нормами расходов ресурсов, правил списания затрат и т.д. или же организуют свою работу согласно нормам поведения отдельных социальных групп, поставленных в привилегированное положение);

2)теневая экономика неформальных связей (система неформальных связей между экономическими субъектами, часто основанная на личных отношениях);

)экономика традиционных связей (связь с системой экономических отношений в части неофициальной экономики; поддерживаются существующие социальные нормы поведения);

)экономика криминальных связей (система связей в подпольной и фиктивной экономике; все социальные нормы поведения нарушаются).

6. По отношению к официальной экономике:

1)встроенная (внутренняя) экономика (встроенные в официальную экономику теневые отношения, обусловленные экономическим статусом их участников);

2)параллельная (вторгающаяся) экономика (вторгающаяся в официальную экономику теневые отношения, не связанные с экономическим статусом их участников).

7. По стадии общественного воспроизводства:

1)теневое производство (незаконное, скрытое производство, неучтенное производство и т.д.);

)теневой обмен (реализация продукции по необоснованно завышенным ценам, обмана покупателей, противозаконная торговля, спекуляция, реализация незаконно произведенной продукции);

)теневое потребление (потребление по спецсистемам, потребление имущества, добытого противозаконным путем, незаконное пользование услугами).

8. По видам рынков:

1)теневые экономические отношения на рынках

-предметов потребления;

-средств производства;

-рабочей силы и рабочих средств;

-капитала и др. .

9. По степени правомерности:

1)детально нерегламентированная и неучитываемая экономическая деятельность;

2)условно-правомерная деятельность, т.е. в рамках норм права, но экономически нецелесообразная;

)компромиссно-правомерная деятельность, т.е. в рамках одной нормы, но в противоречии с другими;

)скрываемая от учета правомерная деятельность;

)неправомерная или противоправная деятельность, которая включает корыстные правонарушения и преступления в экономике.

10. По формам незаконного перераспределения доходов и активов:

1)преступление против форм собственности всех видов (кражи, грабежи, разбой, умышленное или неосторожное уничтожение имущества);

2)некоторые хозяйственные преступления (обман покупателей и заказчиков, нарушение правил торговли, ветеринарных прав);

)утечка капитала за границу (незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков);

)должностные преступления (злоупотребление властью или служебным положением: халатность, взяточничество, должностной подлог и т.д.);

)другие преступления (вредительство: действия, направленные к подрыву промышленности, сельского хозяйства; изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг; угон транспортных средств и др.).

11. По отраслевому признаку : промышленная; банковская; торговая; строительная и др.

12. По юридическому статусу экономических единиц, занятых теневой деятельностью:

1)зарегистрированные экономические единицы (включенные в официальный регистр корпоративные и некорпоративные экономические единицы, имеющие скрытое производство);

2)незарегистрированные экономические единицы. Объединяют три группы единиц:

-физические лица, производящие товары или оказывающие услуги домашним хозяйствам и предприятиям за плату наличными деньгами или натурой, но не зарегистрированные как предприниматели;

-лица, оказывающие платные домашние и другие услуги населению;

-«подпольные предприятия» .

Как видно из вышеперечисленного, существует множество классификаций теневой экономики в зависимости от критериев, что свидетельствует о широком распространении теневой экономики и о её широком влиянии на социально-экономическую жизнь общества.

.3 Методы измерения теневой экономики

Оценить истинные размеры теневой экономики очень трудно. Люди, которые вынуждены использовать неофициальные, скрытые способы для своей деятельности, обычно не участвуют в социологических опросах. Однако государственные органы нуждаются в достоверной информации об объёмах теневой сферы экономики, о специфике ее основных направлений, количестве людей, занятых в этой сфере и т.д. Как уже говорилось выше, теневая экономика имеет слишком негативные последствия для всего общества в целом, если не держать её под контролем .

Несмотря на труднодоступность получения информации по операциям теневой экономики, современная статистика обладает определенным набором методов, позволяющих определить параметры теневой экономики. Среди них метод товарных потоков, метод, основанный на выборочном обследовании домашних хозяйств, методы, построенные на анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств, монетарный подход к оцениванию теневой экономики, феномен «лишних денег», обращение крупных банкнот, каузальный метод, трансакционный метод. Рассмотрим эти методы более подробно.

Метод товарных потоков.

Суть этого метода заключается в том, что если баланса между ресурсами и их использованием нет, значит, где-то были предоставлены неполные данные, которые следует скорректировать. Порой метод товарных потоков является единственной реальной возможностью получить оценку того или иного параметра. Например, если при составлении данных о производстве экспортной продукции и пересечении ею границы стоимость объема экспорта больше, чем стоимость произведенной продукции, то можно сделать два предположения: либо предприятие скрыло часть своего производства, либо между предприятием-производителем и заказчиком-импортером был еще посредник, в результате оплаты услуг которого конечная цена товара возросла. Однако метод товарных потоков не всегда эффективен, особенно в тех случаях, когда предстоит получить информацию от более мелких объектов предпринимательства, чем предприятие. Тогда на помощь приходит метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств.

Метод выборочного обследования домохозяйств был разработан специалистами Национального комитета Статистики Италии. Теневой капитал продемонстрировал завидную способность приспосабливаться к меняющемуся миру и уходить от карательных мер, предпринимаемых против него отдельными государствами и международным сообществом в целом. Мировой опыт свидетельствует: существует некая «критическая масса», набрав которую, теневая экономика превращается из ведомственной проблемы правоохранительных структур в проблему общегосударственную .

Существует множество способов измерить размеры теневой экономики. На анализе несоответствия доходов и расходов домохозяйств построены два принципиально разных исследовательских подхода.

Первый подход выявляет группу домохозяйств со значительным превышением расходов над доходами. При невозможности объяснить это несоответствие покупками дорогостоящих товаров длительного пользования или какими-то внутрисемейными обстоятельствами уповают на теневой доход. Зная долю таких домохозяйств и средний разрыв между доходами и расходами, получают оценку теневой экономики.

Второй подход фокусирует внимание не на совокупных расходах домохозяйств, а на расходах на определенные группы товаров и услуг. Сравниваются расходы групп населения, постоянно подозреваемых в теневой деятельности (самозанятые) и не уличенных в теневой активности. По величине превышения расходов самозанятых по сравнению с работающими по найму (при одинаковом уровне официальных доходов) судят о доле скрываемого дохода и, таким образом, о масштабах теневой активности самозанятых.

Монетарный подход к оцениванию теневой экономики.

Данный подход включает множество различных методов, которые объединяет базовая предпосылка: при использовании теневых трансакций предпочтение отдается наличным денежным средствам во избежание проверок, что увеличивает потребность в бумажных денежных знаках и монетах по сравнению с тем, что можно было бы ожидать, исходя из уровня экономической активности в формальном секторе экономики. Другими словами, оценка теневой экономики строится на спросе на наличные деньги, который не может быть объяснен экономической активностью формального сектора.

Феномен «лишних денег»

Данный метод основан на утверждении, что наличных денег «слишком много». Из чего вытекает данный вывод? Обычно приводят следующие рассуждения: общую сумму наличности несколько корректируют в сторону понижения, а затем делят на численность населения. В этих расчетах учитывают долю потребительского бюджета, оплачиваемого наличными, а также цикличность пополнения бюджета. Получается, что на семью приходится сумма, существенно превышающая ее потребительский бюджет. Возникает вопрос: где же остальные деньги? А ведь именно их наличие и связывают с теневой экономикой, ибо теневая экономика, «любящая наличность», и объясняет феномен «лишних денег». По их величине и динамике судят о масштабах и изменениях теневого сектора.

Обращение крупных банкнот

Этот монетарный метод основан на двух наблюдениях: во-первых, о диспропорциональном росте доли банкнот с высоким номиналом, во-вторых, о предпочтимости крупных купюр для теневых оборотов. Утверждается, что чем более диспропорционален рост банкнот с высоким номиналом, тем выше динамика теневой экономики.

Каузальный мето д

Этот метод, также апеллирующий к денежной массе, отличается осторожностью при оценивании масштабов теневой экономики. Суть метода состоит в попытке объяснить движение наличной денежной массы с помощью факторов, которые, как предполагается, влияют на масштаб теневой экономики. Явное достоинство этого подхода состоит в том, что не весь рост наличности списывается на теневую экономику, а лишь та его часть, которая обусловлена факторами, имеющими непосредственную связь с теневым сектором. Остальное изменение спроса на наличность интерпретируется как результат действия факторов, не связанных с теневой экономикой или как статистическая ошибка. Данный метод реализуется в виде регрессионной модели, где зависимой переменной является соотношение наличной денежной массы и банковских депозитов, а независимыми переменными - широкий спектр показателей, часть которых, как принято считать, влияет на объем теневой экономики.

Трансакционный метод

Идея, развиваемая американским экономистом Э. Фейгом, по сути, выбивается из логики методов, определяющих теневую экономику по наличной денежной массе. Точнее, это самая далекая ветвь указанного направления. Фейг сначала работал со статистикой США, а затем обратился к данным Великобритании. Именно этот метод дал чрезвычайно высокую оценку масштабов теневой экономики. Фейг основывался на том, что объем денег, умноженный на их оборачиваемость, равен произведению индекса цен и совокупного объема трансакций. Собственно, идея Фейга состояла в попытке получить независимую оценку национального дохода на основе оценки уровня трансакций, полученной из данного равенства, а затем сравнить со статистикой. Главная «расчетная» проблема при таком подходе состоит в том, что весьма трудно (если вообще возможно) оценить оборачиваемость наличных денег .

В таблице приведены некоторые данные о размерах теневой экономики в странах мира. Рассмотрев методы измерения данного явления, нельзя с полной уверенностью сказать, что эти данные отвечают действительности. Однако же они должны заставлять правительства стран начать задумываться о решении проблемы существования нелегальной экономики.

Таблица - Размер теневой экономики в различных странах (2007 г.)

Страна Объем неформальной экономики, % ВВП12 Швейцария9,1США9,1Австрия10,1Япония13,2Великобритания 13,2Китай14,3Франция15,7Германия16,7Италия27,4Греция31Россия 52Украина58,1Примечание - Источник:

Таким образом, определить масштабы теневой экономики очень трудно, так как вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Экономисты и правительственные статистические органы разработали ряд технологий, позволяющих оценить размеры сектора теневой экономики. Несмотря на многообразие этих методов, ни один из них не является совершенным и наиболее точно отражающим масштабы теневого сектора.

2. РОЛЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕСТВЕ

.1 Причины возникновения и механизмы функционирования теневой экономики

Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д.

Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, ноникак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты.

С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на «фетишизации» прибыли, «обожествлении» дохода. Поэтому когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Существует мнение, что теневая экономика явилась ответом на несостоятельность существующих экономических режимов, политик стран. Например, в России и Беларуси теневая экономика полностью вышла из административно-командной системы, где набрала свои ресурсы и получила мощный старт. Затем она получила широкую популярность в период перестройки экономики. Бытовало мнение, что как только страны выйдут из этого перестроечного периода теневая экономика сама себя уничтожит. Однако, к большому удивлению разработчиков этой теории, чуда не произошло. Теневая экономика существует и по сей день, а в ряде стран все еще набирает обороты. Попробуем разобраться, почему же это происходит.

Во-первых , новое государство в условиях рыночной экономики мало заботилось об эффективном контроле над легальным частным сектором, в результате чего стоимость наказания за обход закона стала намного меньше от выгоды его нарушения. Часть старого теневого сектора была легализована (государственное стало частным), возможность использовать слабости государства для ухода от налогов стала еще больше. С этой проблемой сталкиваются и развитые рыночные экономики. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных эмигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование .

Во-вторых , значительно расширилась сфера коррупции, т.е. возможность сокращать наказание за обман выплатой штрафа в виде взятки государственным чиновникам . Фирмам, идущим на обман, всегда выгоднее уплатить взятку, которая меньше величины штрафа.

В-третьих , при легализации значительного числа частных предприятий сохранилось и даже выросло число предприятий, которые, так или иначе, входят в сферу организованной преступности . Теневой сектор вынужден уплачивать взятки не только государству, но так же и организованным бандам вымогателей, которые нередко берут на себя «защиту» фирмы от других конкурирующих вымогателей и благодаря собственным связям с государством предохраняют от разоблачений в обмане. Некоторые фирмы считают для себя выгодным платить «мафии», а не государству, т.к. это обходится дешевле.

Среди основных причин появления и развития теневой экономики можно выделить также экономическую свободу, коррумпированность, высокий уровень налогообложения, высокие административные барьеры.

Стремление уйти от оплаты налогов часто вызвано их чрезмерной величиной, произволом при их начислении и неопределенностью нормативной базы.

Экономическая свобода, теневая экономика и коррупция теснейшим образом переплетены. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму - создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора .

Что же касается механизмов действия, то очевидно, что они довольно разнообразны. Модно выделить два основных механизма : основной и вспомогательный. Кроме самостоятельной организации подпольного производства, часто для теневого бизнеса используется государство. Тут можно выделить следующие схемы использования ресурсов государства.

При большом предприятии создается общество с ограниченной ответственностью, в состав которого входят руководители этого предприятия. Закупки ресурсов осуществляются при посреднической деятельности созданного общества, однако по завышенным ценам, чем при прямых поставках, в результате чего руководители получают прибыль. Или же излишки ресурсов продаются «на сторону», что тоже приносит прибыль руководителям. Также практикуется такой способ, как создание при предприятии какого-нибудь НИИ, деньги, на разработки которого выделяет государство. Деньги перечисляются на депозитный счет в коммерческом банке. По истечении срока депозитная сумма переводится на счет соответствующей компании.

Вторичными механизмами теневой экономики являются оффшорные зоны, отмывание «грязных» денег. Оффшорная зона (оффшор) - это экономическая территория, на которой компании наделяются существенными льготами в области налогообложения или же нулевым налогообложением . Предприятиям выгодно открывать счета в банках таких регионов и не нести убытки в виде уплаты налогов. Тем более, чаще всего в таких странах государство не вмешивается в дела банков и поэтому никто не выясняет, откуда появились деньги (за что, в принципе, и ценится).

Схемы с отмыванием «грязных» денег не блещут особой изобретательностью. Однако общей целью этой деятельности является желание скрыть источник дохода и создать впечатление, что доход был получен в результате легальной деятельности. Для этого деньги вывозятся за рубеж, где создаются фиктивные фирмы, которые начинают свою деятельность, используя «грязные» деньги. За границей эти деньги перемещаются с одного счета на другой и постепенно получают легальную окраску. Есть несколько методов вывоза денег. Можно создать фирму за границей, потом открыть филиал в своей стране, и начать переводить суммы денег якобы на заключение контрактов и различные расходы. После чего фирма растворяется. Фирма-организатор не имеет никаких претензий и поэтому никакого шума не возникает. Налоговые же органы замечают несоответствие только месяца через три, когда наступает время отчетности. Они могут начать проверять движения денег по счету, который чаще всего к этому времени уже пуст. Фирму ставят на проверку. Однако к тому времени как эта проверка начнется (примерно через 6 месяцев), документы отсутствуют, организаторов найти нельзя, а фирма прекратила свою деятельность. Еще один способ вывоза - это фиктивные услуги или трансферты. Тут схемы довольно просты. Деньги просто сдаются в обменный пункт и снимаются уже в другой стране. Либо деньги сдаются в обменный пункт, откуда якобы идут на импортные контракты в другой стране. Так или иначе, но деньги выведены за рубеж, где начинают свой путь к очищению и надо сказать весьма успешный. По некоторым данным относительно России, на счетах оффшорных компании находится сумма равная внешнему долгу России.

Итак, причины возникновения теневой экономики довольно разнообразны и существенны. Механизмы функционирования, однако, не могут быть определены все до конца, так как не все они разоблачены. Теневая экономика будет существовать до тех пор, пока она выгодна. А с развитием сегодняшних технологий она станет еще доступнее. Уже сейчас та же самая организация оффшорной зоны занимает две недели и при этом и организатор, и заказчик могут находиться в совершенно разных частях земного шара. С развитием все тех же технологий и уход от ответственности стал намного проще.

.2 Положительные и отрицательные моменты в функционировании теневой экономики

2.3 Методы борьбы с теневой экономикой

Видя, какое негативное влияние оказывает теневая экономика на реальный сектор, возникает острая необходимость борьбы с этим явлением. Однако искоренить полностью теневую экономику нельзя, так как в основе причин возникновения лежат не только объективные причины, но и часто просто человеческий фактор. Поэтому полностью избавится от этого пагубного явления невозможно, можно только сократить, ограничить его.

Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

.Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития являются:

-минимизация теневой экономики - одна из стратегических целей;

-формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;

-эффективное антимонопольное регулирование;

-фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.

.Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для определенной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушение существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:

-приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;

-прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;

-упрощенные формы регистрации и отчетности;

-ответственность банков перед вкладчиками.

.Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев, что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Важными элементами социальной политики являются:

-формирование социального государства;

-установление достойного прожиточного минимума;

-недопущение глубокой социальной дифференциации общества;

-минимизация теневых операций в системе трудовых отношений;

-особое внимание к проблеме занятости молодежи.

.Карательная функция государства направлена на борьбу с криминальной экономикой, наиболее опасной для общества. Реализация карательной функции подразумевает ужесточение карательных мер в отношении:

-традиционного криминала;

-коррумпированной части чиновничества;

-теневых операций олигархических структур.

.Воспитательная функция государства связана с глубокими культурными изменениями, препятствующими распространению теневой экономики. Она реализуется через систему образования и средства массовой информации. Ее важными элементами являются:

Проблема борьбы с теневой экономикой действительно острая и возникла далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные выше в работе явления не окрепли и не превратились в систему.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. Теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

Является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;

Препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

Формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия;

Разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована);

Не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Сказанное не является сегодня предметом принципиального спора во власти и обществе - все согласны, что необходимо противодействовать росту теневой экономики и коррупции.

О росте теневой экономики и коррупции в современной мире говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики как доля наличных денег в денежной базе каждой страны (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Для эффективного противодействия теневой экономике необходимо обеспечить разработку и проведение единой общегосударственной антитеневой политики, которая в общем и целом должна сводиться к следующему.



Во-первых, необходимо обеспечить устойчивый рост производительных сил общества, совершенствование применяемых технологий на базе ускорения научно-технического прогресса. Современное высокотехнологичное производство, характеризующееся высоким уровнем обобществления и интеграции экономических субъектов, оставляет последним все меньше места для обособленного (в том числе теневого) «творчества», заставляя их все больше соблюдать общие «правила игры» и не противопоставлять свои интересы интересам других субъектов. Во-вторых, следует создать эффективную систему антикризисного регулирования, которая позволит в значительной степени нейтрализовать одну из важнейших причин теневой экономики - экономические кризисы. В-третьих, важно осуществить финансовое оздоровление экономики, оптимизацию бюджетной и банковской систем, значительно ограничив на этой основе инфляцию, рост цен, нестабильность национальной валюты и другие сопутствующие процессы, являющиеся «питательной почвой» для «зерен» теневой экономики; В-четвертых, необходимо ускорить проведение налоговой реформы в направлении уменьшения общего количества налогов, сокращения ставок налогообложения, устранения двойного налогообложения, ликвидации целевой «эрозии» и обезличенности налоговых платежей при условии повышения налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Благодаря снижению налоговой нагрузки, будет происходить дальнейшее ослабление теневой налогосберегающей «мотивации» налогоплательщиков и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет роста налогооблагаемой базы, обусловленного усилением заинтересованности хозяйствующих субъектов в легальном повышении своей предпринимательской и потребительской активности. В-пятых, важно обеспечить проведение эффективной антимонопольной политики в целях нейтрализации теневого «потенциала» предприятий-монополистов. В-шестых, следует неуклонно совершенствовать действующее законодательство, обеспечивать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом. Это позволит успешно бороться с «пробельностью», излишней «абстрактностью», чрезмерным консерватизмом и нездоровой пассивностью нашего законодательства, своевременно обновлять нормативную базу и решать другие аналогичные задачи, имеющие важное антитеневое значение. В-седьмых, необходимо дальнейшее преобразование политической системы общества, укрепление организационных, материальных, информационных, профессиональных, правовых, научных и других основ функционирования органов государственной власти и управления, что будет содействовать ослаблению теневых «импульсов», исходящих «сверху». В-восьмых, с помощью идеологии, культуры, религии и других «надстроечных» средств требуется провести радикальную перестройку общественного сознания в направлении приоритетного формирования у социальных субъектов интеграционных интересов (коллективных и особенно общенародных). Вследствие этого возникнут предпосылки для значительного ослабления социально обособленных мотивов хозяйственного поведения, основанных на абсолютизации экономической самодостаточности как основы теневого самовыражения и противостояния субъектов друг другу.

Дубровский, А.Ю. Специфика управления теневыми хозяйственными процессами в России / А.Ю. Дубровский // Вестник Московского университета [Электронный ресурс]. – 2004. - №4. – Режим доступа: www.spa.msu.ru/images/File/Vestnik/Dubrovskij.pdf. - Дата доступа: 20.11.2011.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "тене-вой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: критические масштабы, отмеченные выше, "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального подхода. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

На законодательном уровне понятие экономической безопасности в России было сформулировано в 1995 г. в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности». В нем данный вид безопасности определялся как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Становление и развитие рыночных отношений в России, либерализация внешнеэкономической деятельности, открытость ее экономики, а также меры, предпринятые по интеграции в мировую экономическую и финансово-кредитную системы, существенно обострили проблему экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность -- это способность государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами и необходимыми средствами народное хозяйство, силовые структуры и спецслужбы, защиту национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз.

К потенциальным угрозам экономической безопасности в указе были отнесены экономическое расслоение населения страны, проблема растущих сепаратистских настроений в регионах, проблемы негативного характера, связанные со структурной перестройкой промышленности, захват иностранными компаниями российских рынков и скупка российских предприятий, криминализация общества и государства. Впоследствии руководство страны причислило к угрозам экономической безопасности отсутствие правового поля, адекватного новым социально-экономическим условиям, а также контроля в сфере экономики.

В структуре экономической безопасности российские ученые и специалисты, как правило, выделяют три важнейших элемента: хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу.

Экономическая безопасность тесно связана с важнейшими характеристиками экономической системы, поэтому государства с той или иной степенью развития рыночной экономики сталкиваются с проблемой обеспечения своей экономической безопасности ввиду угроз внутреннего и внешнего порядка .

Практика государственного строительства показала, что создание в государстве единого органа, обеспечивающего государственную, в том числе и экономическую, безопасность, таких служб, как Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации РФ и др., не привело к ожидаемым результатам в деле борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей координации деятельности правоохранительных органов, единой информационной системы, явно недостаточное финансирование и, как следствие, отток подготовленных кадров из правоохранительной системы привели к усилению организованных преступных формирований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 с 1 июня 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, и в структуре центрального аппарата МВД РФ создана Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Основными ее задачами стали выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений, осуществление комплексного анализа информации о состоянии преступности в сфере экономики и налогообложения, подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в борьбе с преступлениями в этих сферах, организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий. Согласно исследованиям, проведенным за последние пять лет, наиболее значимое место в структуре выявленных компетентными государственными правоохранительными органами экономических преступлений занимают следующие виды преступлений:

преступления против собственности -- около 10%;

преступления в сфере экономической деятельности -- около 25%;

преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях -- около 15%;

преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления -- около 25%.

Треть (35,6%) от общего числа выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления .

Анализ показывает, что предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.

На прошедшем в 2004 г. Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности РФ в современном мире», было отмечено, что экономическая безопасность нашей страны выходит на первый план. Глобальные процессы, связанные с переделом мира, тесно связаны с экономикой и финансами. Россия, обладающая значительным ресурсным потенциалом, становится все более привлекательной для экономической экспансии на фоне стремительного развития международной преступности и терроризма, наркотизации многих регионов земного шара. Энергичные меры, предпринятые президентом и его администрацией, а также Правительством РФ, позволили значительно укрепить экономическое положение России, уменьшить остроту угроз ее экономической безопасности. Выступая на расширенном заседании Госсовета с программной речью «О стратегии развития России до 2020 года», В.В. Путин отметил, что за последние восемь лет объем иностранных инвестиций вырос в семь раз, а капитализация фондового рынка по отношению к 1999 г. -- в 22 раза. Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в пять раз. Реальные доходы людей выросли в 2,5 раза. Пенсии -- также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в два раза.

Несмотря на то, что в целом наметилась положительная динамика снижения инфляции, она значительно превысила прогнозные показатели. Так, инфляция в России по данным Росстата в процентах по годам выглядит следующим образом: 2001 г. -- 18,6%;. 2002 г. -- 15,1%; 2003 г. -- 12%; 2004 г. -- 11,7%; 2005 г. -- 10,9%: 2006 г. -- 9%; 2007 г. -- 11,9%; 2008 г. -- 15% .

В стране остается недопустимо высокий уровень теневой экономики. Ее масштабы по разным методикам подсчета составляют от 30-40% до 80% от всей экономики (использование двойной бухгалтерии, «черный нал», откаты чиновникам, другой нелегальный инструментарий). Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций .

Серьезная проблема, подрывающая экономическую безопасность страны, -- коррупция. Выступая на пресс-конференции в Кремле, В.В. Путин подчеркнул, что коррупция всегда сопровождает развивающиеся рынки и развивающиеся страны. Нужно повышать денежное содержание чиновников, развивать институты гражданского общества и свободу средств массовой информации, совершенствовать законодательство.

В связи с проведением административной реформы и развитием новейших технологий исключительное значение в обеспечении экономической безопасности государства приобретает реформа банковской системы. Сегодня по статистике до 90% всех преступлений в банковской сфере совершаются при непосредственном участии собственных сотрудников. Усиливается процесс страхования банков от криминальных рисков. Из всех участков банковской деятельности криминальным воздействиям наиболее подвержены расчетно-платежные операции. Как заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.Г. Аксаков, чиновники, торгующие служебной информацией, будут поставлены вне закона .

В ближайшей перспективе обеспечение экономической безопасности -- приоритетное направление политики государства. Сегодня государственная политика Российской Федерации в указанной сфере включает расширение рынков сбыта российской продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, создание благоприятных условий для участия России в международном разделении труда, усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, повышение эффективности борьбы с теневой экономикой.

Чрезвычайно важно проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики, нацеленной на поэтапное сокращение зависимости России от внешних кредитных, особенно долларовых, заимствований и укрепление ее позиций в международных финансово-экономических организациях. Многополярный мир должен иметь многополярную валютную систему, в которой Россия займет достойное место.

Все эти меры, безусловно, должны способствовать укреплению экономической безопасности России .

В настоящее время в Росси сложились два основных подхода к решению проблемы теневой экономики. Первый - либерально-попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, по мнению И. М. Аблаева, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансов - промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшим эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход - репрессивный - возник как реакция на вопиющие негативные явления, связанные с реализацией радикально-либеральных идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб в Министерства финансов РФ; улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта “О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам ”. Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показывать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При это не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы.

Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только “теневиков-хозяйственников”, но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Очевидна необходимость разработки Федеральной программы государственного регулирования теневой экономики. Думается, что деятельность “теневиков - хозяйственников” возможно, направить на укрепление отечественного производства, в том числе путем активизации инвестиционной деятельности.

Для реализации такой политики, необходимы следующие меры.

Постоянная корректировка правово - хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.

Введение в практику так называемых “доходных индульгенций” - юридических документов, подтверждающих легализацию денежных средств.

Создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций.

Не обойтись и без налаживания общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля .

Сегодня трудно отрицать необходимость срочной разработки программы государственной политики в отношении «теневой экономики». Эффективным способом борьбы с теневой экономикой является создание институтов инновационной экономики, поддержка легального предпринимательства и развитие конкурентной среды внутри национальной экономики.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложнейшую задачу. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

ужесточение борьбы с коррупцией;

меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

выявление подпольных производств и пресечение их деятельности;

усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию «грязных» денег.

Для создания благоприятного макроэкономического климата необходимо последовательно и целеустремленно обеспечивать право собственности. Следует законодательно закрепить механизмы реализации права интеллектуальной собственности: решить проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью на научные разработки и технологии, созданные за счет государства, принять Федеральный закон, определяющий четкие правила передачи результатов научных исследований в гражданские отрасли.

Для превращения земли в ресурс экономического роста, в фактор легальной экономической деятельности целесообразно:

разработать прозрачные, четкие процедуры приватизации земельных участков и предоставления прав на земельные участки для строительства и иного хозяйственного использования, создать систему кадастров объектов недвижимости;

установить предельный уровень выкупных цен и арендной платы и условия выкупа земли, которые позволят юридическим лицам переоформить права на землю на более льготных условиях, по сравнению с действующими;

обеспечить принятие правил землепользования и застройки всеми муниципальными образованиями, что позволит внедрить рыночные методы в использовании земли. Бирюков В.П. Меры социально-экономической политики государства по минимизации теневой экономики// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте РФ. - 2010. - № 4.

Стране очень нужно принятие системных мер по снижению риска финансовых и имущественных потерь от действий недружественных компаний, что предполагают реформирование правоохранительной службы и правосудия, ужесточение законодательства за фальсификацию документов и т.д. Желательно усовершенствовать Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении определения реальных механизмов проведения налоговыми органами правовой экспертизы документов, служащих основанием для регистрации предприятий.

Необходимо добиваться соблюдения на практике законодательно разработанных принципов корпоративного управления: защиты прав акционеров; равноправного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных; признания предусмотренных законом прав заинтересованных лиц и поощрения активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в обеспечении устойчивости финансово благополучных предприятий; обеспечения своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.

Для увеличения доли «белых» зарплат» представляется необходимым совершенствование налоговой системы страны, включая дальнейшее реформирование ЕСН. Для повышения мотивации предприятий в инновационном развитии и обновлении основных фондов производства, должны быть внесены изменения и дополнения в главу 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» в части:

совершенствования амортизационной политики и введения механизмов переоценки основных средств для целей налогообложения;

восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль;

мер налогового стимулирования НИОКР. Необходимо принять также законодательное решение о реформировании налога на добавленную стоимость и механизма его администрирования.

Для качественного повышения уровня налогового контроля требуется реформировать законодательную базу деятельности самих налоговых органов, и налоговые органы, пересмотреть критерии оценки их деятельности, обозначив приоритет контрольной, а не фискальной функции; разработать механизмы, стимулирующие досудебный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

Снижению роли теневой экономики в хозяйственной жизни России могло бы способствовать решение задач по укреплению финансовой и технической инфраструктуры экономики, созданию новых адаптационных механизмов поддержки зарождающихся видов деятельности. По оценке диссертанта, требуется минимум до 3 % ВВП увеличить инвестиции государства в экономику; разработать и реализовать четкую концепцию, определяющую принципы управления государственными инвестициями, включая степень государственного участия и сферу его интересов в инвестировании экономики, роль частного капитала в инвестиционной политике государства, а также процедуры отбора объектов для государственного инвестирования, инструменты и механизмы контроля за осуществлением государственных инвестиций. Необходимо принять специальный закон о деятельности объединенного государственного банка развития. Следует совершенствовать использование таких механизмов частно-государственного партнерства, как лизинг и концессии, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение. Сильная инвестиционная стратегия государства, решающая задачи создания новых качественных рабочих мест, инвестирования в человека - в его образование, охрану здоровья, повышение благосостояние, будет способствовать переходу людей из неформальной экономики в основной экономический сектор. Большие доходы - под учет и контроль// Известия. 2008. - 27 июля.

Для снижения трансакционных издержек и повышения конкурентоспособности легального бизнеса крайне необходима реформа технического регулирования, ход которой в настоящее время грозит «затормозить» одни отрасли и «ускорить» другие. Нужно устранить противоречивость норм хозяйственного законодательства, допускающих неоднозначность их толкования, усложненность административных и правоприменительных процедур. Законодательная неопределенность понятий «теневая экономика», «теневой капитал» приводит к их разнообразной трактовке специалистами, а в практической области препятствует решению проблем уголовного преследования за легализацию доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Актуально создание системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов. Требуется узаконить практику широкого публичного обсуждения принимаемых нормативных документов, регулирующих хозяйственную деятельность и налогообложение, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Глинкина С.П Теневая экономика в глобализирующемся мире// Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 4

Необходимо последовательно, комплексно проводить реформу государственного управления. Отсутствие реального продвижения в реализации мероприятий административной реформы и реформы государственной службы сохраняет избыточное государственное регулирование, бюрократизм, низкую продуктивность управления. Не решена проблема полноты и качества оперативной экономической информации. До сих пор не принят закон о статистике, который должен стать основой улучшения практики использования статистической информации в разработке социально-экономической политики, а также в содействии мониторингу и оценке экономических тенденций развития, включая развитие теневого сектора экономики.

Несмотря на ратификацию международных документов по борьбе с коррупцией, отечественные законодательные и другие нормативные акты по борьбе с коррупцией до сих пор не приняты. Для усиления антикоррупционной составляющей наших законов диссертант предлагает принять пакет поправок в действующее законодательство, в том числе:

вернуть в УК РФ норму о конфискации имущества как дополнительного наказания за особо тяжкие преступления, связанные с коррупцией, наркоторговлей, терроризмом;

ввести в российское законодательство норму об уголовном наказании за незаконное обогащение, означающее на практике, что в случае выявления, что расходы чиновника существенно превышают его зарплату, бремя доказывания легальности источников его доходов ложиться на данного чиновника;

предусмотреть наказание за совмещение государственной службы с бизнесом. Новосельский В. Социальный аспект структурных реформ// Инвестиции в России. - 2006. - № 10.

Необходимо принять «этические кодексы» или «кодексы чести» - специальные нормативные правовые акты, содержащие морально-эти-ческие стандарты для государственных служащих, не охваченные действием соответствующих законодательных актов. Для поддержания этики и обеспечения надлежащего поведения в государственном секторе, помимо законодательства и ведомственных норм регламентации служебного поведения государственных служащих, следует создать государственные органы, контролирующие поведение чиновников и защищающие честных и высококвалифицированных чиновников, помогающие разрешать конфликтные интересы. Принятие и утверждение этических норм поведения было бы весьма полезно и для российского предпринимательского сообщества. Они должны помочь в появлении в нем атмосферы взаимного доверия и создании благоприятной деловой среды.

Каков возможный сценарий развития ситуации экономики при реализации охарактеризованного комплексно-правового подхода?

Проводя действия по улучшению общих условий хозяйствования и параллельно внедряя меры по интеграции в легальную экономику части «теневой», власти, скорее всего, смогут смягчить недовольство населения и преодолеть сопротивление парламентского лоббирования, объяснив населению, что в прежних правовых условиях многие предприниматели были вынуждены уходить от уплаты налогов и уводить производство в «тень» в целях сохранения своих предприятий. К тому же предлагаемые меры не будут касаться сугубо криминальных элементов; наоборот, желательно приурочить к началу реабилитации «теневиков-хозяйственников» резкое и акцентированное в средствах массовой информации ужесточение борьбы правоохранительных органов с криминальным миром.

Впрочем, исключить социальные протесты со стороны определенных общественных групп никому еще не удавалось. Вариант реабилитации той части «теневой экономики», которая связана с деятельностью предпринимателей-хозяйственников, представляется самым приемлемым для властей в плане минимальных социальных конфликтов. В.К.Сенгагова, «Экономическая безопасность»,М., «Финстатинформ»,1998г, с 621.

Таким образом, крайне актуально в России развивать современные технологии управления, связанные с максимально возможной прозрачностью государственного управления; с ростом процедурно регламентированной открытости государственного управления гражданскому контролю и гражданскому участию; с активным привлечении граждан к участию в государственном управлении самим правительством. Ведь только совместными усилиями общества и государства можно создать конкурентоспособную национальную экономику с минимальным теневым сектором.

Таким образом, анализ данной главы показал, что теневая экономика отрицательно воздействует почти на все сферы жизнидеятельности. К настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса. Теневая экономика превратилась в своего рода многоотраслевой сегмент всей экономики, неотъемлемым элементом вписывающийся в производственные, финансовые и торговые механизмы. Государству следует принять необходимые меры для осуществления безопасности экономики в стране и создания благоприятного макроэкономического климата в общем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Генезис и векторы развития теневой экономики. Феномен теневой экономики в интерпретациях марксизма, институционализма, неолиберализма. Особенности развития теневого бизнеса в России. Законодательные меры борьбы с данной проблемой современного общества.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2015

    Роль и место собственника в управлении бизнесом. "Идеальная" модель деятельности владельца бизнеса. Достоинства и недостатки разных способов управления бизнесом. Сущность модели финансового контроля, основанной на стратегии внутреннего инвестора.

    реферат , добавлен 03.10.2014

    Теневая экономика. Предпосылки возникновения. Сущность, виды и формы. Анализ объемов и структуры теневой экономики в СНГ. Методы борьбы. Особенности проявления и макроэкономические последствия теневой экономики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2006

    Экономические методы борьбы с криминальной предпринимательской деятельностью (теневой экономикой). Классификация финансового контроля. Валютное регулирование в Беларуси. Законодательные акты, позволяющие контролировать использование полученных доходов.

    контрольная работа , добавлен 20.04.2015

    Критерии, сущность и понятие малого бизнеса, проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом. Основные показатели уровня развитости предпринимательства. Государственная поддержка и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Особенности развития инфляции. Рост цен в России в 2008 г. по товарным группам. Общее понятие об агфляции. Способы борьбы с инфляцией, кейнсианские рекомендации. Способы "спасения" от дефицита бюджета. Инфляционная политика государства на 2008-2011 гг.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2013

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.