Штраф за езду без осаго - варианты и размеры штрафов. Штраф за отсутствие страховки осаго при управлении тс

Обязанность за заключение полиса ОСАГО возложена на водителей в связи с принятием Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Но если раньше стоимость полиса ОСАГО составляла в среднем 3000 рублей, то в связи с повышением тарифов стоимость полиса значительно возросла - в среднем в 3-4 раза. О новых правилах расчета стоимости полиса ОСАГО можно прочитать по ссылке.

Теперь водитель в целях экономии семейного бюджета все чаще задумывается о необходимости дальнейшего продления полиса и об ответственности за езду без полиса. В связи с тем, что каждый полис заключается на определенный срок (как правило, на срок 1 год), то по истечение срока полис считается просроченным, то есть является недействительным. По закону понятия просроченного полиса не имеется. Ответственность за просроченный полис такая же как и за езду без полиса, то есть за его отсутствие.

Страховым законодательством предусмотрена возможность заключения полиса ОСАГО на определенный круг лиц (водителей), допущенных к управлению транспортным средством, а также на различное период использования транспортного средства.

Ответственность за отсутствие полиса ОСАГО, за пользование автомобилей в период, не предусмотренный полисом, а также водителем, не вписанным в полис, предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях - статьей 12.37 КоАП РФ.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО в 2018-2019 году

Административным законодательством предусмотрена ответственность за:

  1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства - влечет наложение штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ). В данном случае ответственность будет не за просроченный полис ОСАГО, а за пользование автомобилем в период, не предусмотренный полисом , в том случае, если срок действия не истек. Так, для того чтобы сэкономить можно ограничить период использования автомобиля. Например, если автомобиль будет использоваться всего 3 месяца, то стоимость страхования будет в два раза меньше чем при страховании на год. В данном случае срок действия полиса будет равен 1 году, а ездить на автомобиле возможно только в предусмотренный полисом период.
  2. Управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями - влечет наложение штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ). То есть управление водителем, не вписанным в полис . Здесь необходимо предостеречь водителей, что поскольку обязательного наличия доверенности на право управления не требуется (полис выступал в качестве документа, содержащего сведения о лицах, допущенных к управлению транспортным средством), при отсутствии полиса водителю необходимо иметь доверенность.
  3. Штраф за езду без полиса ОСАГО немного выше и составляет 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ).

В случае, если водитель забыл полис дома либо в другом месте, ответственность будет по ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ., а штраф в этом случае составит 500 рублей (см. таблицу штрафов ГИБДД). Для того, чтобы быть привлеченным именно по этой части необходимо инспектору ДПС доказать, что фактически автомобиль застрахован и полис ОСАГО имеется, но именно в момент остановки инспектором полиса в автомобиле нет. Надлежащим доказательством в данном случае будет копия полиса.

В случае отсутствия доказательств наличия полиса и в случае отсутствия полиса , у инспектора ДПС имеются законные основания составить протокол по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.

Если полис имеется, а водителя привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, то водителю необходимо в протоколе об АП написать возражения с несогласием в квалификации по данной статье в связи с наличием полиса. Также необходимо написать письменное ходатайство о назначении дня и времени на другой день, в который будет возможность представить оригинал полиса ОСАГО и уже на рассмотрении дела ходатайствовать о переквалификации правонарушения по ч. 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Обратите внимание, задержание транспортного средства при отсутствии полиса ОСАГО и снятие номеров в соответствии с действующим законодательством - не применяется. Лишение водительских прав при отсутствии полиса не предусмотрено.

Подготовлено "Персональные права.ру"

По закону каждый автомобилист, находясь за рулём, должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Того же, кто нарушит это требования, при встрече с сотрудниками ГИБДД ждут неприятности. Посмотрим же, что вас может ждать в такой ситуации.

○ Штрафы за езду без страховки ОСАГО.

Говоря об ответственности, необходимо помнить: к водителю могут быть применены разные меры в зависимости от того, есть ли у него вообще страховка (допустим, вы честно получили полис – но вот беда, забыли его дома), действует ли она сейчас, а также от ряда некоторых других обстоятельств. Поэтому мы рассмотрим разные ситуации, в которых водителю придётся отвечать.

✔ Забыл/оставил страховку дома.

Этот случай самый простой. Если страховка по ОСАГО оформлена, полис есть, и он оформлен на нужное лицо – водитель столкнётся лишь со штрафом в размере 500 рублей.

Формально ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, предусматривающая этот вид штрафа, позволяет инспектору ограничиться и устным предупреждением – однако случается такое редко.

В финансовом плане эта мера для большинства водителей не так уж страшна. Гораздо хуже то. что информация о штрафе попадёт в базы данных – и будет там находиться в течение года.

✔ Управление ТС в период, не предусмотренный страховкой.

Полис ОСАГО традиционно выдаётся на год. Однако закон разрешает водителю сократить это время, исключив из года определённые периоды. Такой возможностью часто пользуются водители, которые реально пользуются своей машиной только в тёплое время года: меньше действует ОСАГО – меньше за него платить.

Однако если в течение периода, когда полис ОСАГО не действует, всё-таки сесть за руль – придётся отвечать по ч. 1 ст. 12.37. Здесь даже самый лояльный инспектор ГИБДД не сможет лишь предупредить: эта норма кодекса не позволяет такой замены, платить придётся в любом случае. Штраф составит всё те же 500 рублей.

✔ Не вписан в полис.

Ч. 1 ст. 12.37 действует и в том случае, если управлять автомобилем станет лицо, которое не указано в полисе. По условиям ОСАГО страхуется гражданская ответственность, которую несёт персонально каждый владелец машины. Страховые компании позволяют включать в перечень лиц, которым разрешено водить, и других лиц – однако если за руль сядет человек, которого нет в страховке, платить за такое вождение придётся знакомые нам уже 500 рублей.

✔ Страховка просрочена.

В том случае, если у водителя есть полис ОСАГО, но срок его действия истёк, то ответственность будет по ч. 2 уже знакомой нам ст. 12.37. Не исполняющего свои обязанности по страхованию водителя здесь тоже ждёт штраф. Однако его размер будет уже куда выше – уже не 500, а 800 рублей.

✔ Отстутствует страховка.

А что будет, если водить попробует человек, который вообще не заключал договор по ОСАГО ни с одной из страховых компаний? Здесь тоже действует та же норма, что и в предыдущем случае: просроченная страховка и отсутствующая – с точки зрения закона одно и то же.

Штраф здесь будет тем же и по той же части статьи – 800 рублей.

○ Эвакуация на штрафстоянку и снятие номеров.

Отдельно стоит сказать о том, что вправе делать инспекторы ГИБДД по отношению к нарушителю. Могут ли они запретить вождение и эвакуировать машину на штрафстоянку?

В действительности – уже нет. Такие меры воздействия активно использовались ранее, но в ноябре 2014 года их убрали из КоАП. Теперь водителю грозит только штраф. Снять номера, забрать права или запретить дальнейшее движение инспектор уже не в праве.

Более того: даже если водителя снова задержат, и он опять окажется без полиса – никакой дополнительной ответственности за это не предусмотрено. В отличие от некоторых других составов правонарушений, здесь будет повторное наказание по той же статье и с точно таким же размером штрафа.

У многих водителей возникает вопрос: а могут ли за отсутствие ОСАГО или за недействующий полис оштрафовать повторно? Вопрос этот, надо отметить, довольно хитроумный.

С одной стороны, ч. 5 ст. 4.1 КоАП гласит следующее:

  • «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.»

То есть, если инспектор остановил водителя, обнаружил отсутствие страховки и выписал штраф – то второй раз на этом же месте оштрафовать его повторно он уже не имеет права.

Однако хитрость в том, что в протоколе фиксируется время, когда было обнаружено правонарушение (в нашем случае – езда без полиса ОСАГО). А вот если водитель не сделал из этого никаких выводов и продолжил движение – это означает, что он продолжает совершать правонарушения, пусть даже и однородные.

Следующий же инспектор ГИБДД вправе оштрафовать его повторно – и уже наложенный штраф здесь ни на что не повлияет.

Эту ситуацию можно сравнить с той, что бывает при другом виде нарушений – превышении скорости. То, что водителя оштрафовали за превышение на улице Садовой, не означает, что он может продолжить в тот же день лихачить и на улице Парковой – это будут два нарушения, и платить за них придётся два штрафа.

Полис ОСАГО в нашей стране является обязательным документом, который должен быть в арсенале любого автовладельца. Отсутствие ОСАГО может вылиться в серьезные проблемы и нежелательные траты. В этой статье мы рассмотрим, какие именно нарушения облагаются штрафами в 2018 году, а также определим сумму выплаты в случае отсутствия полиса ОСАГО.

Что представляет собой полис ОСАГО

ОСАГО представляет собой обязательный полис, страхующий гражданскую ответственность его обладателя. Этому стоит уделить особое внимание и иметь в виду, что такой полис не предполагает страхование имущества его владельца.

Это значит, что ОСАГО предусматривает страховые выплаты лишь в тех случаях, когда виновником аварийной ситуации является его обладатель. Финансовую компенсацию получает пострадавшая сторона, всю ответственность за выплату берет на себя страховая компания, а владелец полиса не несет никаких расходов.

Однако это происходит лишь в случае, если на момент произошедшего ДТП у водителя имеется договор ОСАГО, заключенный с официальным страховщиком. Он должен быть оформлен на имя виновника аварии и зарегистрирован именно на то ТС, которое участвовало в ДТП. Альтернативный вариант – неограниченный ОСАГО, также покрывающий все расходы.

Что говорит закон

Пару лет назад цена обязательного страхового полиса ОСАГО заметно выросла, что привело к соответствующим результатам: многие автовладельцы перестали пользоваться страховыми услугами и стали подвергаться многочисленным штрафным санкциям, предусмотренным законодательством. Чтобы сэкономить на обязательной страховке, вы можете купить ОСАГО онлайн , предварительно рассчитав стоимость полиса по всем страховым компаниям на калькуляторе и выбрав оптимальный вариант.

Рассмотрим основные правила и права сотрудников ГИБДД и водителей, установленные в официальном порядке:

  1. Сотрудник ГИБДД имеет право потребовать у водителя документ, подтверждающий страхование его гражданской ответственности.
  2. Водитель обязан иметь страховой полис при себе, а в случае необходимости предъявлять его уполномоченным органам.

Выходит, что отсутствие ОСАГО является нарушением, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Что противоречит закону и за что взимаются штрафы

Случается, что автовладелец не может показать документ, подтверждающий его страховку. При каких-то обстоятельствах он может отделаться предупреждением, в большинстве же случаев за отсутствие ОСАГО взимается штраф. В 2018 году он предусмотрен за:

2 клика и вы узнаете

  1. Отсутствие обязательной страховки или же наличие полиса, купленного незаконным путем.
  2. Предъявление страхового полиса, срок действия которого истек.
  3. Предъявление страхового полиса, оформленного на имя другого лица или выписанного на другое ТС.
  4. Неимение страхового договора при себе.

Важно помнить, что каждый из вышеприведенных случаев предполагает выплату конкретной штрафной санкции, которая является абсолютно законной.

Размеры штрафов за отсутствие ОСАГО в 2018 году

Согласно действующему законодательству, отсутствие ОСАГО карается следующими штрафами:

  1. Если автовладелец не имеет страховки вообще, на него налагается штрафная санкция в размере 800 рублей. За своевременную оплату в течение 20 дней предусматривается 50% скидка, и штраф в таком случае равняется 400 рублям.
  2. Если водитель имеет при себе просроченный полис ОСАГО или же предъявляет документ, оформленный без учета законодательных норм, на него налагается санкция в размере 500 рублей.
  3. Если автовладелец не может предъявить заявленный документ прямо на месте, на него налагается штраф в размере 500 рублей. Другой вариант, предусмотренный законодательством - официальное предупреждение.

Важно заметить, что все данные, приведенные выше, являются актуальными на 2017 год. Однако по официальным заявлениям никаких законодательных изменений в 2018 году не предвидится, и все штрафные санкции остаются теми же.

Нюансы и основные положения

Далеко не все водители доверяют сотрудникам ГИБДД, считая некоторые их действия неправомерными. Рассмотрим основные случаи и определим права водителей:

  1. Если у владельца ТС нет полиса ОСАГО, эвакуация автомобиля не производится.
  2. Если у владельца ТС нет полиса ОСАГО, номера с его автомобиля не снимаются.
  3. Если водитель, не имеющий полиса ОСАГО, является пострадавшей стороной в случае ДТП, ему все равно полагается страховая выплата.

Заключение

Отсутствие страховки карается штрафом, размер которого составляет 800 рублей. Важно отметить, что управление ТС без полиса ОСАГО влечет за собой не только финансовые, но и временные издержки. В случае обнаружения такого нарушения владельцу авто придется тратить время на оформление документации, оплату штрафа и т.п. Чтобы избежать лишних проблем, желательно приобретать полис ОСАГО своевременно.

Кроме того, в случае аварийной ситуации такой полис покрывает все расходы, связанные с компенсацией урона, нанесенного пострадавшей стороне. Если его нет, платить приходится из своего кармана. В таком случае намного выгоднее приобрести полис ОСАГО онлайн вовремя, избегая лишних проблем и чувствуя себя на дорогах более уверенно.

Является обязательной процедурой. Благодаря этой процедуре водитель, пострадавший в ДТП, может получить некоторые дивиденды. В случае если наоборот, водитель виновен в ДТП, то страховая выплата пойдет пострадавшему на восстановление его транспортного средства. Полис ОСАГО водитель должен всегда возить с собой.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Документы, которые должен возить с собой автолюбитель

Список документов, которые должен иметь при себе водитель:

  • Водительское удостоверение (права) – документ, подтверждающий квалификацию водителя, и дающий ему право на управление транспортным средством. Отсутствие удостоверения карается изъятием автомобиля на штрафную стоянку, и штрафом.
  • Свидетельство о регистрации транспортного средства – документ свидетельствует о том, что транспортное средство состоит на государственном учете. Отсутствие свидетельства карается штрафом.
  • Полис ОСАГО – документ подтверждает право автолюбителя получить страховую выплату при страховом случае. Отсутствие документа карается штрафом.

Особым образом следует отметить еще один документ, это доверенность на управление транспортным средством. Этот документ иметь при себе вовсе не обязательно. Его нужно иметь лишь тогда, когда:

  • прохождение техосмотра;
  • постановка или снятие автомобиля с учета;
  • продажа автомобиля;
  • выезд на автомобиле за границу.

Документ выдается лицу, не владеющему транспортным средством, лицом владельцем автомобиля. Отсутствие доверенности при выполнении вышеперечисленных операций, карается штрафом.

Правовые основы ОСАГО

Получение полиса ОСАГО является процедурой обязательной. Законом «Об ОСАГО», от первого января две тысячи второго года, под номером сорок ф3, регламентируются основные положения получения полиса, порядок получения выплат, страховые случай, лимит выплат и так далее. Также необходимо отметить и то, что существует и программа добровольного страхования КАСКО.

Полис ОСАГО необходимо оформить вместе с покупкой автомобиля (при его постановке на государственный учет, при оформлении документов на право собственности, при оформлении доверенности на управление транспортным средством).

Инспектор дорожной патрульной службы, может потребовать предъявить полис во время проверки документов. Отсутствие этого важного документа на месте, карается штрафом.

Стоит добавить, что водитель может ездить без страховки десять дней с момента приобретения автомобиля. Обязательному страхованию не подвергаются транспортные средства, имеющие неколесную конструкцию (гусеничные, полугусеничные, транспортные средства оборудованные полозьями и так далее), транспортные средства, не допущенные к участию в дорожном движении ввиду своей конструкции, транспортные средства, находящиеся «на воинской службе», или же транспортные средства, состоящие «в штате» специальных служб и органов.

Кроме того, обязательного страхования могут избежать и те водители, чье транспортное средство зарегистрировано в иностранных страховых компаниях.

Штраф за езду без страхового документа (был случайно забыт дома)

Часто по невнимательности, водители оставляют важные документы дома: права, свидетельство о регистрации, полис ОСАГО. Представим ситуацию: инспектор ГИБДД останавливает Вас для плановой проверки документов. Во время этой процедуры, инспектор замечает, что у Вас нет полиса.

И в соответствии с законом накладывает штраф в размере восемьсот рублей (наказание за езду на автомобиле без оформленного полиса). На Ваши утверждения о том, что полис у Вас оформлен сотрудник государственной автоинспекции никоим образом не реагирует.

Для того чтобы восторжествовала справедливость, Вам необходимо в установленные законом сроки (десять дней), обжаловать решение инспектора.

Для этого нужно обратиться в вышестоящие органы ГИБДД, с жалобой на конкретного инспектора, и при этом нужно приложить копию забытого дома полиса ОСАГО. После осуществления этой несложной процедуры, можно добиться пересмотра Вашего дела и уменьшения денежного штрафа (в соответствии с законом до пятиста рублей).

Взыскание за не вписанного в страховку водителя

Бывают такие случаи, когда за рулем транспортного средства, находится человек, не вписанный в страховку (управляющий транспортом по доверенности, или же пассажир, севший за руль). Если страховой полис ограничен, и распространяется лишь на одного человека, то такой поступок ведет к наложению штрафа размером пятьсот рублей.

Для того чтобы избежать наложения штрафа, следует «посторонних» водителей заранее записать в страховом полисе (указав их в графе: «лица имеющие право на управление транспортным средством»).

Наказание за отсутствие полиса ОСАГО

Теперь стоит поговорить о следующей наказуемой статье, езда на автомобиле без оформленного полиса ОСАГО. В соответствии с законом, такой проступок карается штрафом в восемьсот рублей.

Стоит добавить, что водитель после наложения штрафа, по-прежнему может продолжать ездить без страхового полиса, но так он станет постоянным «спонсором» государственного бюджета.

Поэтому все-таки рекомендуется приобрести полис ОСАГО, хоть и с минимальным набором опций, и самый бюджетный вариант. Этот ход позволит в несколько раз сэкономить денежные средства автомобилиста. Ранее, за езду без полиса ОСАГО, водителя лишали государственных знаков, теперь данная мера наказания упразднена.

Штраф за просроченный полис ОСАГО

Полис ОСАГО имеет определенный срок действия, после истечения, которого документ теряет свою силу. Для того, чтобы продолжить пользоваться полисом ОСАГО, и тем самым обезопасить себя от штрафов, от последствий ДТП, документ следует продлить.

Многие водители, особенно те, которые не следили за изменениями в законодательстве, свято верят в то, что с просроченным полисом ОСАГО можно ездить еще 30 дней. На практике это вовсе не так.

За просроченный полис ОСАГО, инспектор Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения имеет право наложить на нарушителя штраф равный сумме восемьсот рублей.

Стоит рассмотреть следующую ситуацию: Вы попали в ДТП, имея просроченную страховку. Вы пострадавшее лицо. Вы все равно получите выплату, однако, Вам придется заплатить и штраф. Если же Вы виновник аварии, тогда Вы возмещаете ущерб потерпевшей стороны из своего кармана. И при этом Вы еще также платите штраф.

Стоимость полиса ОСАГО в 2016 году

Стоимость страхового взноса вычисляется исходя из следующих факторов:

  • кто владелец транспортного средства (юридическое либо физическое лицо);
  • тип транспортного средства;
  • мощность двигателя;
  • наличие прицепа;
  • срок страхового договора;
  • период использования транспортного средства;
  • категория и стаж водителя;
  • возможные ограничения водителя;
  • место регистрации транспортного средства.

Исходя из этих данных, рассчитывается страховой взнос. Базовый же тариф равен диапазону от 3450 руб. до 4400 руб.

Образец страхового полиса ОСАГО


Таким образом, исходя из вышесказанного, стоит отметить, что приобретение страхового полиса ОСАГО, это, прежде всего, обеспечение своей собственной финансовой безопасности. В настоящее время, достаточно трудно совладать с собой на дороге, где много автомобилей, и при этом не попасть в ДТП.

При этом, не всегда можно стать виновником аварии, можно стать и потерпевшим. Полис ОСАГО гарантирует страховую выплату в любом случае: будь Вы виновник, будь Вы потерпевший. Не стоит экономить на полисе ОСАГО.

В итоге, эта псевдоэкономия приведет к тому, что Вы потратите гораздо большую сумму на штрафы, на возмещение ущерба пострадавшей стороне в случае ДТП.

Полис обязательного автомобильного страхования так же знаком и известен всем автолюбителям, как и водительские права. Но что будет если нет страховки на машине? Что грозит за езду без страховки? И если это выплаты в рамках административной ответственности, то какой штраф за езду без страховки положен автовладельцам? Данная проблема возникает на дорогах России с завидной регулярностью, что наталкивает на другой вопрос: почему столько случаев, когда водитель оказывается не в состоянии предъявить сотруднику ГИБДД\ГАИ страховой документ?

Страховку ОСАГО в теории разрабатывали исключительно для блага владельцев авто. Автогражданский тип страхования виделся полезным не только для самих собственников транспорта, но и для всей транспортной структуры в целом. Главный прецедент – это когда владелец авто оказывается виновником ДТП и ему надо возмещать ущерб другим физическим и/или юридическим лицам . Для того чтобы имелась гарантия хотя бы частичного возмещения, и требуют страховку. Страховщик при наступлении страхового случая финансово поможет. А без страховщика –где гарантия, что виновник ДТП сможет самостоятельно изыскать средства? Отсюда и обязательность получения данного страхового полиса.

Но на практике частенько все выходит иначе. Во-первых, страховка далеко не всегда оказывается должной материальной помощью при наступлении страхового случая, а если машина старая, то для ее собственника оформление ОСАГО – это вообще сплошные убытки. А во-вторых, нередко страховщики навязывают страхователям дополнительные услуги, увеличивая стоимость полиса. Из-за этого кто-то не может сразу оформить ОСАГО или обновить его в положенное время, ведь срок действия минимального полиса может закончиться меньше, чем через год. Наконец, ездить без ОСАГО любят некоторые забывчивые собственники машин.

Страховой документ является обязательной бумагой наряду с водительскими правами, которые имеет право затребовать представитель правоохранительной структуры. Поэтому, если водитель был пойман за ездой без страховки ОСАГО, предусмотрена административная ответственность. Причем до недавнего времени штрафом за вождение без страховки дело могло не ограничиться. Сотрудники ГИБДД снимали государственные номера с машины, после чего вызывался эвакуатор для отгона автомобиля.

А за простой транспорта на штрафной стоянке владельцу потом приходилось платить. Многие водители даже предполагали, что гаишники имеют с этих выплат дополнительный навар. Чем дольше будет стоять автомобиль, тем накладнее для автомобилиста. Но 15 ноября 2014 года вышел официальный запрет на снятие государственных номеров и изъятие частного транспортного средства из эксплуатации по причине отсутствия на руках у водителя полиса автомобильного страхования.

Чем грозит езда без ОСАГО сейчас? За езду без полиса ОСАГО водителя наверняка оштрафуют. Ситуации, за которыми следуют подобные санкции, а также конкретные штрафы ГИБДД отражены в КоАП РФ (Кодекс административных правонарушений):

Суть проблемы касательно страховки

Статья КоАП РФ

Санкция (денежный штраф, в рублях)

Отсутствие страховки (документ есть, но находится в другом месте – дома, на работе)

Часть № 2 статьи 12.3

Отсутствие страховки (документ вообще не оформлялся)

Часть № 2 статьи 12.37

Предъявленный полис просрочен

Часть № 2 статьи 12.37

Управление ТС вне периода его эксплуатации, который обозначен в страховом полисе

Часть № 1 статьи 12.37

Водитель не является страхователем на данное авто

Часть № 1 статьи 12.37

Рассмотрим каждый случай в отдельности:

1. Согласно второй части статьи 12.3, когда у водителя просто физически нет на руках страхового полиса, сотрудник ГИБДД может либо вынести ему предупреждение, либо выписать штраф. Сколько штраф будет составлять? Здесь он минимален, т. е. 500 рублей. Понятно, что в большинстве случаев представитель власти оштрафует, ибо это идет в его трудовую статистику. Штраф – это правило, а предупреждение – исключение.

Касательно данной ситуации у многих уже наверняка назрел вопрос: а если водитель просто солжет? Скажет, что забыл полис дома, а на самом деле у него закончилась страховка либо вообще не была приобретена изначально. Ездить без страховки – это одно, но здесь могут приписать и введение сотрудника органов в заблуждение. Что грозит еще большим штрафом, размер которого строго не фиксирован. Поскольку по номерам машины через базу данных всегда можно пробить, есть ли страховка и не истек ли срок ее годности. Автомобиль поставят на учет в ГИБДД только после того, как на него будет организован полис ОСАГО. И если страховку не оформили, то в базе данных ГИБДД авто не будет числиться. А каков штраф окажется тогда? Трудно сказать точно, но дойти он может и до 3000 рублей. Впрочем, сотрудник, остановивший авто, может оказаться либо слишком ленивым, либо не блещущим умом и навыками работы с ЭВМ.

Можно сказать, это лотерея. И каждый автовладелец сам решает, если нет страховки, что сказать по поводу невозможности предъявить полис ОСАГО. Но неправомерным будет и поведение сотрудника правоохранительных органов, если водитель действительно просто оставил дома свой полис, а его пытаются оштрафовать по статье «За отказ от оформления страховки». Тогда владелец машины имеет право обжаловать полученный протокол в течение 10 суток от момента его выдачи.

2. Когда же владелец автомобиля сразу признается, что езда без страховки имела место из-за отсутствия полиса ОСАГО как такового, в силу вступает часть № 2 статьи 12.37. Она гласит, что за неисполнение собственником авто установленных федеральным законом его страховых обязанностей в обязательном порядке предусмотрен штраф в 800 рублей. До ноября 2014 года, как уже говорилось, штрафом за езду без страховки дело могло не ограничиться, а автомобиль отгоняли на штрафную автостоянку до того момента, пока водитель не оформит страховой полис.

Но сейчас те, кто садится за руль, не имея бумаги ОСАГО, рискует при остановке сотрудниками ГИБДД потерять 800 рублей. Правда, касательно езды без полиса ОСАГО, если сие нарушение повторяется многократно, автовладельца могут начать прижимать более серьезно, ограничив его право управлять транспортным средством обходными путями.

3. Третий случай, когда срок действия полиса автострахования истек, в российском кодексе административных правонарушений отдельно не рассматривается. Но тогда какое наказание грозит здесь? Просроченный полис ОСАГО приравнивается к управлению автомобилем без страховки в принципе. То есть все та же часть № 2 статьи 12.37 и штраф 800 рублей.

4. Многие автовладельцы «погорели» на четвертом пункте приведенной таблицы. В документе ОСАГО прописывается, когда водитель имеет право садиться за руль. Дело в том, что в стандартном полисе срок его годности и допустимый период вождения часто не совпадают (зависит от страховщика). Например, полис оформлялся ровно на год, но срок управления автомобилем ограничен периодом с марта по ноябрь, т. е. январь, февраль и декабрь полис хоть и годен, но данные месяцы не входят в допустимый полисом период эксплуатации машины. И если ГИБДД поймает такого автовладельца на машине в любой из этих месяцев, его ждет штраф в 500 рублей (согласно части № 1 статьи 12.37.5).

5. И последний пункт, который регулируется также частью № 1 статьи 12.37, – это когда за рулем оказывается лицо, не являющееся собственником-страхователем управляемой машины. Причем наличие водительских прав ситуацию не меняет. Например, владелец авто дал во временное пользование своего «железного коня» третьему лицу. И если это самое третье лицо остановят работники ГИБДД и обнаружат, что Ф. И. О. в водительских правах и полисе ОСАГО не совпадают, собственнику-страхователю будет выписан штраф за управление машиной лицом, которое не является страхователем. Это снова 500 рублей.

Важно упомянуть, что согласно части 2 статьи 4 Федерального закона № 40 от 25.04.2002 после покупки машины по закону дается срок 10 дней. В этот период собственник транспортного средства должен приобрести страховой полис. Но сотрудники дорожно-патрульных служб не имеют права выписывать штраф за отсутствие полиса в эти 10 дней. Правда, водителю необходимо иметь при себе документы о покупке машины, где указана дата ее приобретения.

Есть один любопытный момент касательно этого административного автомобильного нарушения. Можно ли за отсутствие страховки взыскивать штрафные выплаты с одного и того же собственника авто неограниченное число раз? Дело в том, что согласно пункту № 5 статьи 4.1 Кодекса административных правонарушений РФ осуществлять санкции за какое-то одно конкретное правонарушение можно только единожды. Или попросту говоря, дважды за одно и тоже не наказывают. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (пункт № 2 статьи 19) гласит, что эксплуатация не застрахованного в рамках ОСАГО транспорта запрещена.

Однако заставить приобрести зачастую довольно дорогой страховой полис, один раз выписав штраф за езду без ОСАГО в размере 500-800 рублей, вряд ли возможно. Поэтому дорожные службы хоть и неуклюже, но обходят принцип «дважды за одно не наказывают». Их рассуждения по данному вопросу таковы. Предположим, едет себе автовладелец, но в бардачке заветного полиса у него нет. Водителя тормознули ребята из ГИБДД, оштрафовали и отпустили с миром. Вроде, можно ехать дальше. Проезжает автовладелец еще с десяток километров, как тут его снова останавливают.

И снова штраф. Оштрафованный водитель возмущается: «На каком основании?». А дорожный сотрудник ему отвечает, что в прошлый раз его оштрафовали в другом месте и в другое время, а сейчас – уже новое правонарушение. Следуя такой «железной логике», можно вообще любое правонарушение (и не только автомобильное) сделать бесконечно повторяющимся, а его «автора» – бесконечно штрафуемым. В данном случае цель обхода административного кодекса вполне ясна – заставить автовладельцев приобретать полис ОСАГО.

И приходится выбирать – или раз в год раскошелиться на страховку, или день за днем, неделю за неделей выплачивать штрафы в несколько сотен рублей. Правда, такая грубая политика совершенно не учитывает многих острых углов российского автострахования. Например, среди владельцев машин уже давно обсуждается проблема, что большинство страховщиков просто саботируют заявления клиентов о страховании старых автомобилей. А ведь без страховки штрафы будут литься рекой.

КАСКО как потенциальный конкурент ОСАГО

ОСАГО начал свою историю с 25 апреля 2002 года. Обязательную автогражданскую страховку обеспечивает не только основной федеральный закон, но и пункт 2.1.1 ПДД. Касательно в него было внесено изменение от 07.05.2003. Как уже упоминалось в начале статьи, многие считают государственную систему ОСАГО негибкой, неудобной, а то и просто грабительской. И не без основания, надо сказать. Поэтому все больше автомобилистов в качестве альтернативы выбирают КАСКО, которая является объединением частных страховых компаний.

В силу этого КАСКО куда лучше подстраивается под клиентский спрос и особенности автомобильного рынка. Уровень разнообразия предложений здесь на порядок выше, чем тот, что предлагается по государственной тарификации в системе ОСАГО. Однако у КАСКО также есть свои минусы. Например, касательно вопроса, сколько стоит оформление КАСКО. Имеет место чрезвычайно дорогой полис на некоторые модели и марки, которые по статистике очень часто угоняют или разбивают в авариях. Но главное, что КАСКО – это добровольный вид страхования. Такую страховку нельзя предъявить вместо ОСАГО. У автовладельца может быть очень дорогой полис КАСКО, но если отсутствует обязательное страхование – штраф неизбежен все равно.

Теперь стоит упомянуть о тех ситуациях, когда обязательное страхование автогражданской ответственности не требуется. Регулируются эти случаи тем же ФЗ № 40, частью 3 статьи 4. Итак, обязательную страховку автогражданской ответственности приобретать не нужно, когда:

  • транспортное средство не способно при езде развивать скорость, превышающую 20 км/ч (каток, многие модели тракторов, мопеды);
  • транспортное средство изначально не предусмотрено для езды по автомобильным трассам (например, карьерные экскаваторы, большие бульдозеры и т. п.);
  • военная передвижная техника (танки, например), не считая транспорта стандартной легкой или грузовой планировки для перевозки личного состава;
  • транспортное средство имеет регистрацию за рубежом, и владелец имеет на руках полис какой-либо из международных систем страхования;
  • конструкция транспорта такова, что машина приводится в движение не колесами, а иным механизмом (гусеничный механизм, как правило);
  • собственнику полис ОСАГО также не требуется, если такую страховку за него оформило некое третье лицо-страхователь, т. е. случай, когда собственник авто и страхователь авто – разные лица (согласно части 4 статьи 4 ФЗ № 40).

Теперь следует упомянуть о еще одной ситуации, когда машина принадлежит юридическому лицу. Индивидуальный предприниматель или корпорация могут в рамках своего бизнеса иметь служебный автопарк. В этом случае юридическое лицо обязано оформить обязательную страховку на каждую машину в отдельности. Однако штраф, если у одного из водителей сотрудники ГИБДД при проверке не обнаружат документ основной страховки, будет выписан именно на данного водителя. Юридическое лицо не несет ответственности за это нарушение.

ИП или корпорация обязаны снабжать все свои машины полисом ОСАГО и обновлять этот полис, но ответственность за его сохранность и местонахождение в полной мере несет только лицо, управляющее этим авто. Однако нередки инциденты, когда предприниматель задерживается с выдачей полисов по финансовым или каким-то другим причинам. Тогда его сотрудники вынуждены работать за рулем, не получив на руки полисную страховку. Если работника оштрафуют сотрудники дорожно-патрульных служб за езду без страховки ОСАГО, то работодатель, по-хорошему, должен оплатить за него этот штраф.

Но, увы, российское законодательство не разбирает таких мелочей. Поэтому если работодатель отказывается возмещать штраф за отсутствие страховки своему подчиненному, который понес финансовые убытки по вине работодателя (не был выдан обязательный полис), то подчиненный имеет право затребовать эти деньги через суд. Другое дело, что актуальны такие разбирательства, когда имеет место штрафование многих работников или же штрафование происходило многократно.

Короче, когда речь идет о довольно больших суммах, вполне возможно, данная статья окажется очень полезной для многих начинающих автомобилистов, поскольку она предоставляет ответ на основной озвученный вопрос: что будет, если ездить без обязательной страховки? Можно сделать вывод, что ездой без страховки собственник авто рискует наездить себе неслабые такие финансовые издержки. Также здесь рассматривается градация и обоснованность штрафов, а осведомленность в этом вопросе полезна, чтобы не допустить неправомерных действий со стороны дорожных правоохранительных органов.