Расчет налога с продаж. Налогообложение за добавленную стоимость и продажи

Налог с продаж – это косвенный платеж, налагаемый на покупателя. Обычно он выражается в процентах от стоимости товара, которые продавец обязан отчислять в бюджет, но затраты на его уплату в результате несет конечный потребитель. Налог с продаж – популярный инструмент фискальных служб многих стран мира. Налог с продаж необязательно снимается со всех реализуемых товаров. Зачастую обложению подвергаются отдельные товары, а некоторые их группы – социально значимые, – освобождены от этого налога.

В большинстве стран налог с продаж взимается с покупателя, а не продавца, задача последнего заключается в том, чтобы перевести полученную сумму в бюджет. Во многих странах налогом облагается продажа не только товаров, но и услуг. Так как налог с продаж взимается только с конечного потребителя, промежуточные могут не уплачивать его, для этого они обязаны предоставить сертификат о перепродаже товара или услуги или же доказать, что приобретенные блага вошли в состав вновь созданного продукта, который был реализован.

Налогообложение за добавленную стоимость и продажи

В прошлом сбор с продаж был наиболее популярным видом косвенного налогообложения. Но с течением времени и усовершенствованием фискальных органов большую популярность приобрел налог на добавленную стоимость, который является в определенном роде дополненной и усовершенствованной версией налога с продаж. На данный момент процесс постепенного перехода стран мира к налогообложению добавленной стоимости, а не валовой суммы проданных товаров, продолжается.

Около двадцати процентов всех налоговых поступлений в мире обеспечивается налогом на добавленную стоимость. В то же время некоторые страны продолжают оставаться верны своим традициям в области налогообложения и не стремятся отменять налог с продаж. Наиболее известным и ярким примером является налоговая система США. В этой стране до сих пор сильны позиции традиционалистов, которые противятся многим переменам. Поэтому налоговая система данной страны сохраняет некоторые архаические черты.

Оценка влияния налога с продаж на экономику и его целесообразность

Экономические исследования Организации экономического сотрудничества и развития утверждают, что налогообложение на реализацию товаров и услуг относится к числу налогов наименее вредно отражающихся на экономике и экономическом росте. К такому выводу пришли эксперты организации после изучения множества различных видов налогов и практики их применения.

По мнению многих исследователей, такой вид налогообложения устарел, так как он не предполагает дифференцированного налогообложения лиц с разным уровнем дохода. Шкала налогообложения для всех категорий населения оказывается одинаковой. Однако налогообложение на реализацию – очень эффективный и легкий способ, наносящий экономике минимум вреда, чтобы от него можно было легко отказаться.

Многие страны пытаются компенсировать невозможность подходить дифференцированно к группам населения с разным уровнем дохода при уплате этого процента в казну, отменой его взимания при продажах ряда товаров, относимых наиболее востребованным людьми. Под этим понимается, прежде всего:

  • одежда,
  • лекарства,
  • аренда социального жилья.

Именно на эти товары приходится большая часть потребления низкодоходных групп населения. А вот автомобиль уже не относится к группе социальных товаров.

Не имеет значения, каким образом была произведена уплата за товар – наличными или банковским переводом. Налог с продаж взимается в любом случае. Даже при натуральной оплате товарами или трудом, или когда к оплате привлекается прочая собственность, предполагается уплата сбора с продаж. Однако практически все такие сделки не регистрируются и поэтому остаются в тени для налоговых служб, и, соответственно, налог с продаж с них на практике не уплачивается.

История налога с продаж в России

Впервые налог с продаж начал взиматься в России с 1991 года. Тогда он был введен еще в СССР. Ставка налога равнялась пяти процентам, а порядок его взимания определялся союзным законодательством. Но после введения налога с продаж СССР просуществовал недолго и уже в конце того же года развалился. В независимой России уже с 1 января 1992 года приняли собственную налоговую систему, в которой налог с продаж не предусматривался.

В 1998 году налогообложение такого типа было введено в России вторично. На этот раз его сделали региональным, то есть поступления от него шли в местные и региональные бюджеты. При этом субъектам федерации было позволено самим определять ставку этого налогообложения или вовсе отказаться от его взимания, но ставка не могла превышать пяти процентов. Большинство регионов, испытывая острую нехватку финансов на нужды социального обеспечения и прочие местные потребности, установило максимальную ставку этого налогообложения. Сорок процентов от сбора по этому налогу шло в бюджеты регионов и 60 процентов – в местные.

Был утвержден большой список социально значимых товаров и услуг, не облагаемых этим налогом. Прежде всего, к этой категории товаров были отнесены:

  1. Основные продукты питания.
  2. Одежда.
  3. Лекарства.
  4. Протезы.
  5. Жилищно-коммунальные услуги и сдача в аренду дома, предоставление жилья, проданная квартира, земельные участки и прочие операции, к которым привлекалась недвижимость,
  6. Перевозки пассажиров в общественном городском транспорте и автомобильные, железнодорожные, речные и морские перевозки пассажиров транспортом междугороднего сообщения.

Также не облагались налогообложением услуги, предоставляемые кредитными организациями, страховыми компаниями, негосударственными ПФ, адвокатами и прочими.

Большинство регионов ввело взимание средств за реализацию товаров и услуг в 1998 и 1999 гг. В 2002 году был принят Налоговый кодекс Российской Федерации, 27-ая глава которого впоследствии и регулировала сбор этого процента в казну. Однако уже в момент принятия Налогового кодекса было известно, что данный вид налогообложения будет взиматься лишь два следующих года. С 1 января 2004 года налог с продаж на территории Российской Федерации не взимается.

Возможность возвращения налогообложения за реализацию товаров и услуг

В середине августа 2014 года Министерство финансов разработало проект введения налога с продаж. Проект был вынесен на рассмотрение Правительству Российской Федерации. Согласно этому проекту регионы получили бы право вводить такое налогообложение при ставке до 3%. По заявлению министра финансов Антона Силуанова, введение этого взимания средств позволило бы поднять доходы региональных бюджетов на сумму до 200 миллиардов рублей.

Расчет налога с продаж рассчитывается в процентах. Налог с продаж это доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Любой бизнесмен делает примерные расчеты в голове, сколько получиться прибыли с продажи товара, а также сразу рассчитываются в голове налоги с продажи. Сравнить можно на примере урожая картошки или др. Часть этого урожая будет гнилой или порченной. Эту часть мы спишем на налоговую потерю.

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными настоящей главой, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
1) выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав, за исключением выручки, указанной в подпунктах 2 — 7 настоящего пункта;
2) выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) выручка от реализации покупных товаров;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ;
6) выручка от реализации основных средств;
7) выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
1) расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав, за исключением расходов, указанных в подпунктах 2 — 6 настоящего пункта.
При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса;
2) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

5) расходы, связанные с реализацией основных средств;
6) расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в подпунктах 2, 3, 4 и 5 настоящего пункта;
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
4) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
5. Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
8. Итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.
9. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном статьей 283 настоящего Кодекса.



В Государственную налоговую инспекцию Приложение 3

по ————- району к Закону ——— области

от плательщика от 31.12.14. № 350-46

ИНН ************** Штамп (отметка)

г. ——-, ул. —————, 10-111 госналогинспекции

Получено

«_____» __________________200___г.

РАСЧЕТ НАЛОГА С ПРОДАЖ

налога с продаж, совершенных за _________________________________________

№п.п. Вид товара (работ, услуг) Стоимостьреализованноготовара(тыс. руб.) Ставка налогав процентах Сумма налога

Налог с продаж — это косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного продукта (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.

Налог с продаж — англ. Sales tax, является одним из типов налога на потребление, который взимается непосредственно в торговой точке при покупке определенных товаров и услуг.

Налог с продаж — уплачивается со стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых в торговлю в розницу или оптом за наличный Расчет, а именно: стоимости подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных предметов торговли , видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов люкс и СВ, а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ .


Размер налога с продаж обычно устанавливается как процент от налогооблагаемой цены при продаже. Некоторые товары и услуги могут быть освобождены от этого налога, потому что законы о налоге с продаж обычно содержат список исключений. Законы , регулирующие порядок администрирования налога, могут требовать, чтобы налог с продаж был включен в цену, либо добавлялся к цене непосредственно в торговой точке.

В большинстве стран налогов с продаж взимается продавцом с покупателя, а продавец перечисляет полученную сумму правительственной налоговой службе. Налог с продаж обычно взимается пи продаже товаров, но во многих случаях он также взимается и при продаже услуг.

Налог с продаж взимается только при продаже товаров или услуг их конечному потребителю. Чтобы достигнуть этого, покупатель , который не является конечным приобретателем обычно обязан предоставлять продавцу «сертификат перепродажи» (англ. Secondary market Certificate), который подтверждает, что приобретает продукт с целью его перепродажи. В этом случае налог будет взиматься с каждой позиции, которая не обеспечена таким сертификатом.

В современном мире наблюдается тенденция к переходу от обычного налога с продаж на более универсальный налог на добавленную стоимость (англ. Value Added tax, VAT). Налог на добавленную стоимость обеспечивают приблизительно 20% налоговых поступлений во всем мире, и используется более чем в 140 странах. Однако США являются одной из немногих стран, которые сохранили обычный налог с продаж.

Налоговые системы, в которых применяется налог с продаж, часто способствуют экономическому росту, росту сбережений и инвестиций. Экономисты компании экономического сотрудничества и развития (англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) изучили влияние различных типов налогов на экономический рост развитых стран в пределах OECD и выяснили, что с продаж являются одним из наименее вредных налогов для экономического роста.

Некоторые экономисты полагают, что налог с продаж является устаревшим в современном мире, поскольку является большим налоговым бременем для лиц с низкими доходами, чем лиц с высокими доходами. Однако этот негативный эффект налога с продаж мог быть предотвращен, например, освобождением от его уплаты с некоторых товаров первой необходимости, таких как еда, одежда и лекарства.

К продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках по поручению физ. лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизные налоги для подакцизных товаров. Ставка Н.с.п. устанавливается в размере до 5% (законами субъектов РФ налог обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов РФ). Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены продукта без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену продукта, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Суммы платежей по налогу зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (соответственно — 40 и 60%) и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Не является объектом налогообложения с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных предметов торговли, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания; детской одежды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических предметов торговли; жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче внаем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также предоставления жилья в общежитиях; зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом; услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельносрынкаодлежащих лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов, другие товары (работы, услуги) в соответствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Налог с продаж вводился на территории Российской Федерации дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР. Ставка налога была установлена в размере 5 процентов . Однако уже в конце того же года одновременно с распадом Союза Советских Социалистических Республик () произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов, введённой законом «Об основах системы налогооблажения в России» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.

Второй раз налог с продаж был введён в Российской Федерации в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 процентов. Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.

В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введён в большинстве субъектов России. Большинство из субъектов, в которых был введён налог, установили ставку в размере 5 процентов (максимально возможном).

С 1 января 2002 года порядок взимания налога с продаж регулировался главой 27 Налогового кодекса. При этом основные условия налогообложения остались прежними. Ещё в момент введения в указанной главы было предусмотрено, что она будет действовать лишь два года. С 1 января 2004 года налог с продаж в Российской Федерации не взимается. Тем не менее, уже после этого высказывались предложения о замене налогом с продаж налога на добавленную стоимость.

Налог с продаж в США (также известный, как налог на покупку или налог штата) - это косвенный налог (англ. "Sales tax"), взимаемый продавцом или магазином с покупателя в пользу штата, из которого покупатель совершил данную покупку. В случае удаленных покупок, например, через интернет или по телефону, штатом, в пользу которого будет взимать налог, будет тот , на адрес в котором будет отправлена совершенная покупка.


Налог с продаж зависит от законов каждого конкретного штата и в некоторых штатах достигает 10%. Для штата Мэриленд, в котором базируется наша , он равен 6%.

Взимают данный налог в тех случаях, когда продавец или магазин имеет физическое присутствие (англ. "physical presence") в штате покупателя. Под физическим присутствием компании-продавца на территории штата понимается присутствие локального офиса компании, склада, магазина и т.д.

Таким образом, если покупатель, находящийся в США , зайдет за покупками в какой-либо физический магазин, то он заплатит налог с продаж в любом случае. Если же покупка будет совершена удаленно, через интернет, то он заплатит налог лишь в том случае, если магазин, в котором он совершил покупку, имеет физическое присутствие в штате покупателя.


Если покупатель совершит покупку в интернете в магазине Amazon.com, который все свои продажи ведет только через интернет и не имеет физического представительства на территории штата покупателя, то покупатель не будет платить никакого налога с продаж. Если же покупатель совершит покупку в интернет магазине Macys.com, который имеет локальный физический магазин в штате покупателя, то с покупателя, дополнительно к стоимости покупки, будет взиматься налог с продаж. В данном случае 7% - это налог с продаж штата Вайоминг, в котором живет предполагаемый покупатель.

Как избежать уплаты налога с продаж?

Избежать уплаты налога в конкретно намеченном Вами магазине не удастся. Магазины в США по закону обязаны взимать с покупателя этот налог при продаже.


Как вариант Вы можете попробовать поискать тот продукт, что Вы хотите купить, в другом магазине, не взимающем налога с продаж, воспользовавшись специально предназначенными для этого сервисами типа commercial units Search, PriceGrabber или BuyCheapr.

Налог с продаж (Sales tax) - это

Налог с продаж (Sales tax) - это

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

budgetrf.ru - бюджетная система РФ

odinpost.com - товары из США


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Смотреть что такое "Налог с продаж" в других словарях:

    Налог с продаж - с 1 января 2002 года регулируется главой 27 НК РФ Налог с продаж. Налог с продаж является региональным налогом. Налог косвенный. Налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    НАЛОГ С ПРОДАЖ - (sales tax) Налог на продажи в деловой сфере. Налог на продажи обычно представляет собой фиксированный процент общей суммы продаж определенных групп товаров и услуг. Налоги на продажи используются для увеличения поступлений в бюджет, как например … Экономический словарь

    Налог с продаж - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Налог с продаж косвенный налог (на … Википедия

    налог с продаж - налог, устанавливаемый в процентах к стоимости, цене продаваемых товаров и услуг. Является разновидностью акцизного налога … Словарь экономических терминов

    НАЛОГ С ПРОДАЖ - региональный налог; устанавливается НК и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Принципиальное решение о предоставлении российским регионам вводить налог с продаж (НСП) в размере до 3% принято на совещании у главы государства в среду, сообщил «Интерфаксу» источник в финансово-экономическом блоке правительства. Минэкономразвития и Минфин возражали против введения налога с продаж, предлагая альтернативу - повысить с 2015 года НДС на 2 п. п. - до 20%. В поддержку этого решения выступал, в частности, помощник президента Андрей Белоусов . Президент поддержал налог с продаж, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и чиновник финансово-экономического блока правительства.

Между тем, только вчера вице-премьер Дмитрий Козак уверял, что в России нет политического решения о введении новых налогов и, скорее всего, они вводиться не будут. По его словам, все федеральные органы власти и органы власти субъектов хотели бы получить больше денег на финансирование тех или иных мероприятий, однако они должны принимать решения исходя из возможностей экономики страны, чтобы не дестимулировать дальнейшее экономическое развитие.

У Минфина много аргументов против НСП. Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно озвучила два главных. Во-первых, налог с продаж менее выгоден бюджету: по оценкам чиновников, в следующие три года он принесет 195 млрд, 211 млрд и 230 млрд рублей соответственно, а увеличение НДС на 2 п. п. - около 500 млрд рублей только в 2015 году. Во-вторых, Минфин ожидает проблем с собираемостью этого налога. НСП вводился в начале 90-х и в 2000-х, и тогда его собираемость была очень низкой - порядка 30%. Правда, сейчас показатель может быть выше, поскольку доля крупных магазинов и сетей в товарообороте увеличилась до 22%, но не превысит 50%, подсчитали в Центре макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. По расчетам аналитиков, введение налога с продаж на уровне 3% может дать бюджету максимум 350 млрд рублей (при допущении о 50%), минимум - 150 млрд (если уплачивать налог в полном объеме будут только крупные торговые сети). Доходы же от повышения НДС (по двум ставкам - с 10% до 12% и с 18% до 20%) составят 375 млрд рублей, при этом собираемость налога оценивается правительством на уровне 94%, замечают эксперты ЦМИ.

Преимущество НСП в том, что он зачисляется в региональный бюджет, так как на спасение регионов и направлено повышение налогов (из-за выполнения президентских указов и падения поступлений по налогу на прибыль у них сильно растут дефициты). Однако большие масштабы уклонения от уплаты НСП не позволят решить проблему региональных бюджетов, уверены эксперты ЦМИ Сбербанка. Выиграют те регионы, у которых высокие показатели по доле розничного товарооборота, генерируемого розничными сетями. По прогнозам, Санкт-Петербург (доля - 53%), Ленинградская область (41%), Московская область (33%), а также Алтай и Камчатский край - во всех регионах по итогам 2013 года был профицит бюджета. А в проблемных Северо-Кавказском федеральном округе и Якутии этот показатель ниже 10%. Налог поможет лишь Алтайскому краю, Адыгее и Татарстану: у них относительно высокий показатель, и есть дефицит бюджета. Но дефицит невелик, и эффект от повышения НДС был бы для их бюджетов таким же.

В «Опоре России» считают, что введение налога с продаж чревато каскадным налогообложением: поскольку выявить «конечного потребителя» невозможно, комплектующие, облагаемые НСП, будут облагаться повторно в составе изделия, изготовленного из этих комплектующих. Кроме того, малому бизнесу, применяющему налоговые спецрежимы, придется вести учет выручки и использовать контрольно-кассовую технику, а это дополнительные расходы. Таким образом, указанные величины будут собраны с налогоплательщиков, в большей степени с розничной торговли. «Говорить о точных цифрах не представляется возможным, поскольку налог с продаж может быть на разных циклах производства, а также переложен на конечного потребителя », - указывал президент «Опоры» Александр Бречалов в письмах вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову. Эффект для бюджетной системы от введения нового налога сомнительный подтверждает руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков . «Основной розничный оборот в силу объективных причин происходит в трех субъектах Федерации - Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Это означает, что и большая часть налога будет взиматься в указанных регионах. Таким образом, введение налога с продаж не приведет к справедливому распределению дополнительных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации », - комментирует он.

Напомним: налог с продаж - не единственная налоговая идея властей: наряду с ним готовится повышение отчислений в ФОМС (уплата текущего взноса в 5,1% со всего фонда оплаты труда, а не до определенного порога). А после президентских выборов 2018 года возможно повышение на 2 п. п. НДС и НДФЛ до 15% и 20% соответственно. Если все эти инициативы будут реализованы, налоговая нагрузка в России вырастет на 1,7% ВВП, по условиям 2013 года она составила бы 37,5%, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития Высшей школы экономики. Кроме того,власти РФ обсуждали в качестве альтернативы повышению налоговой нагрузки вопрос о расходовании средств Резервного фонда. Минфин выступает категорически против - такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать, заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Член комитета по налогам «Опоры России» Михаил Орлов уверен, что бизнес будет категорически против повышения налогов в любом виде и отреагирует поднятием цен и увольнениями. «Вместе с тем надо понимать, что расходование Резервного фонда на текущие задачи дает лишь временную передышку. Если возникла острая необходимость в решении сиюминутных проблем, можно прибегнуть к резервам. Но они имеют свойство заканчиваться, поэтому в перспективе надо рассматривать в качестве источника пополнения бюджета только налоги, - пояснил он «Эксперт Online». – По-хорошему, надо провести аудит расходных обязательств бюджета и найти способы их сокращения ».

Рост налоговой нагрузки от введения налога с продаж оценивается экспертами ЦМИ в 0,26% ВВП, от повышения НДС - 0,58%. Однако общий эффект для экономики будет более болезненным при введении налога с продаж, предупреждают. При повышении НДС на 2 п. п. скачок цен не превысил бы 1,7%, при введении налога с продаж - максимум на 2,1%. Налог отразится в первую очередь на потребителях - производители просто повысят цены, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов . «При огромных оборотах рентабельность бизнеса торговых сетей невысока – порядка 5-7%, так что им ничего не останется, как переложить дополнительную нагрузку на плечи потребителей, - пояснил он «Эксперт Online». – А для пополнения региональных бюджетов, надо активней выявлять сектора экономики, работающие в тени ».

Скачок цен приведет к падению розничных продаж. В сценарии с повышением НДС на 0,8% это привело бы к вычету 0,3-0,4 п. п. из роста ВВП, а при введении налога с продаж на 1% вычет из роста ВВП - 0,5 п. п., оценивают эксперты ЦМИ. Если бы налог был введен в этом году, это привело бы к обнулению экономического роста. Заместитель заведующего кафедрой корпоративного управления ВШКУ РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что не всегда попытки пополнить бюджет за счет увеличения налогового бремени увенчиваются успехом. «Конечно, это положительно скажется на региональных бюджетах, которые получат возможность собирать НСП. Но это бремя падет на тот же объект, что и НДС, что не приветствуется в теории налогообложения, и в мировой практике сочетание этих налогов встречается очень редко. Понятно, что бизнес переложит этот гнет на плечи потребителей, а поскольку доходы населения в последнее время почти не растут, это негативно скажется на экономике », - пояснила она «Эксперт Online».

Справка

Налог с продаж впервые появился в последние годы существования СССР в 1991 году и был отменен в России в 1992-м. В 1998 году он был введен снова - как региональный налог с максимальной ставкой в 5%. С 2004 года он был отменен по решению Конституционного суда (в том числе из-за сложностей при определении объекта налогообложения). Введение налога с продаж обсуждали в декабре 2012 года премьер Дмитрий Медведев, его первый зам Игорь Шувалов и тогдашний министр экономразвития, а ныне помощник президента Андрей Белоусов. Последний говорил, что в некоторых регионах можно взимать и НДС, и налог с продаж.

3.5.5. Налог с продаж

Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* в Российской Феде­рации вновь был установлен налог с продаж, действовавший ранее в течение 1991 г. на основании указа Президента СССР, однако в новом варианте. Налог отнесен к перечню налогов субъектов РФ. Суммы его поступлений предписано зачислять в бюджеты субъек­тов РФ и местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%. При этом они должны направляться на социальные нужды мало­обеспеченных групп населения. Поэтому данный налог отвечает признакам целевых налогов (хотя механизм использования этих средств по указанному целевому назначению в упомянутом феде­ральном Законе не определен).

________________________

* Федеральный закон «0 внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «0б основах налоговой системы в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. №31. Ст. 3828.


В Налоговом кодексе РФ (части первой) 1998 г. названный налог также упоминается и включен в группу региональных на­логов.

а) российские организации;

б) иностранные юридические лица, компании, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на тер­ритории РФ;

в) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на российской территории.

Объектом налогообложения выступает стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. К продаже за наличный расчет в этом случае приравнива­ются расчеты посредством кредитных карточек, расчетных чеков банков, перечислений со счетов в банках по поручениям физичес­ких лиц, а также передача товаров (выполнение работ, услуг) на­селению в обмен на другие товары (работы, услуги).

В соответствии с Законом эти товары (работы, услуги) подраз­деляются на две группы. В первую группу входят конкретно ука­занные в Законе виды товаров (работ, услуг): подакцизные товары, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные про­дукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, услуги по рекламе, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц и др. По второй группе отмечается, что это товары и услуги не первой необходимости (без какого-либо их перечня). Они определяются законодательными органами субъектов РФ, по решению которых стоимость этих товаров и услуг становится объектом налогообло­жения.

Вместе с тем Федеральный закон устанавливает круг товаров (работ, услуг) первой необходимости, которые не могут быть объ­ектом налогообложения. Их также можно подразделить на две группы. Первая содержит конкретное их перечисление (и как по объектам налогообложения обязательна на всей территории РФ). К ней относятся: хлеб, хлебобулочные изделия, молоко и молоч­ные продукты, масло растительное, маргарин, крупы, сахар, соль, картофель, продукты детского и диабетического питания, детская одежда и обувь, услуги по перевозке пассажиров транспортом об­щего пользования, ритуальные услуги похоронных бюро, клад­бищ и крематориев, услуги, предоставляемые кредитными орга­низациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами и т.д.

Кроме того, другой перечень товаров первой необходимости (вторая группа) устанавливается законодательными органами субъектов РФ с целью, как подчеркивается в Законе, недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп. Этот перечень (как и по объектам налогообложения) действует только на терри­тории установившего его субъекта РФ.

Ставка налога установлена в размере до 5% стоимости подле­жащих налогообложению товаров (работ, услуг). При этом в дан­ную стоимость включается налог на добавленную стоимость, а на подакцизные товары - и акцизы. Учитывая установленный пре­дельный размер, законодательные органы субъектов РФ сами оп­ределяют ставку налога. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работ, услуг), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику), который факти­чески и уплачивает налог. Таким образом, этот налог является косвенным.

Налог с продаж устанавливается в соответствии с федеральным законом и вводится в действие законами субъектов РФ. Помимо уже упомянутых элементов, в них определяется порядок и сроки уплаты налога, льготы и формы отчетности.

При введении налога с продаж на территории субъектов Феде­рации должно прекращаться взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений, а также многих местных налогов и сборов (налога на строительство объектов производствен­ного назначения в курортной зоне, сбора за право торговли, лицен­зионного сбора за право торговли винно-водочными изделиями и др., всего 16 видов, включенных в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»).

Смотрите также:

налог с продаж , таможенные пошлины, транспортный и некоторые...
www..htm