Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых. Карточная система в ссср

Когда введут продуктовые карточки для малоимущих в России в 2019 году. Основные понятия по теме, выделяемая сумма, перечень доступных продуктов, механизм оформления льготы – данные аспекты затронуты в предложенной статье.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране оказывает влияние на благополучие россиян. На сегодняшний день большое количество людей и семей считаются малоимущими. В связи с этим государством предпринимаются различные меры по улучшению качества жизни граждан.

Одной из перспективных нововведений является предоставление населению социальных продуктовых карточек. Как считают эксперты, данное новшество улучшит экономическое состояние в стране.

Общая информация

Идея ведения в обиход продуктовых карточек для малоимущих граждан России была выдвинута Минпромторгом в 2015 году. Сегодня распространение данного вида помощи уже не кажется нереализуемым.

Продуктовые карточки предполагаются для граждан, которые не могут в полной мере обеспечить свою жизнь. Малоимущими людьми в России признано более 22 млн человек.

Это официальная цифра, на практике их гораздо больше. Предполагается, что около 15% населения нуждается в дополнительной поддержке государства.

  • помощь малоимущим гражданам РФ, многодетным семьям и другим уязвимым категориям людей;
  • поддержка отечественных производителей, укрепление экономики России;
  • повышение качества питания населения.

Главные понятия

Основные понятия по теме статьи представлены в таблице:

Малоимущие граждане Это граждане РФ, чей ежемесячный доход ниже размера прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе
Продуктовые карточки Это талоны для приобретения продуктов питания, выдаваемые малообеспеченным категориям граждан
Минпромторг Это министерство торговли и промышленности Российской Федерации
Прожиточный минимум Это сумма, достаточная для нормальной жизнедеятельности человека, обеспечения его здоровья, основных потребностей в питании, непродовольственных товаров, минимального набора услуг

Кто имеет право на них

Продовольственные карточки будут предоставлены малоимущим семьям и гражданам в ближайшее время.

Для этого им нужно будет подтвердить свое затруднительное финансовое положение, а именно доказать факт того, что их ежемесячный доход является ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания гражданина.

Для этого лицу необходимо произвести подсчет своих доходов следующим образом:

  • малоимущие граждане;
  • многодетные семьи;
  • матери-одиночки;
  • безработные (лица, состоящие на учете на бирже труда).

Правовая база

Основной документ, регламентирующий порядок присвоения и оформления продовольственных карточек — Документ Минпромторга «Стратегия развития торговли РФ на 2014-2016 гг. и период до 2020 года».

В нем рассматриваются следующие вопросы:

  • сельскохозяйственные рынки;
  • развитие торговли в России;
  • продовольственная поддержка населения, считающегося малообеспеченным.

Вопросами продовольственных карточек также занимается Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Основная цель – регулирование агропромышленного комплекса и рынка сельскохозяйственной продукции.

Программа введения продовольственных карточек все еще находится на стадии разработки, однако она уже близится к завершению и осуществлению в ближайший год.

Интересующие вопросы

Специалисты считают, что введение продуктовых карточек заметно улучшит положение граждан Российской Федерации, а также поддержит отечественную экономику.

Данные цели будут достигаться за счет того, что средства из бюджета государства можно будет тратить только на продукты российского производства.

В 2019-19 годах планируется введение в России электронных продуктовых карточек или сертификатов на покупку товаров.

На них ежемесячно будут перечисляться средства (различные в каждом регионе России), которые будут сгорать при неиспользовании. Такими картами можно будет расплачиваться в любом продуктовом магазине за товары первой необходимости.

Какая сумма будет выделяться

Старт программы Минпромторга в тестовом режиме назначен на вторую половину 2019 года. В полную силу нововведение вступит в 2019 году.

Размер выплат на одного участника программы составит около 10 тысяч рублей в год. Средства будут начисляться на электронные карты каждый месяц. Картой можно расплачиваться в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Однако с нее нельзя переводить средства и снимать наличные, поскольку система обслуживается будет бальной.

Система поддержки будет заключаться в начислении баллов, при этом один балл будет эквивалентен одному рублю.

Гражданам будут предоставлены специальные пластиковые карты, на которые ежемесячно будут поступать баллы (от 850 до 1200 рублей в зависимости от региона проживания граждан). Не потраченные средства будут сгорать в конце месяца.

Пополнение карты может осуществляться и самим держателем, при этом около 40% от суммы собственного пополнения будет начисляться в качестве бонуса. А вывод наличных с карты будет невозможен во избежание траты средств на иные нужды.

Перечень продуктов, которые можно приобрести

Предоставляемые продуктовые карточки можно будет потратить только на определенные виды товаров, без которых нельзя составить сбалансированный рацион человека.

Минпромторг пока не представил точный перечень продуктов, однако известны товары, которые точно будут в него входить.

К ним относятся:

  • мясные и рыбные продукты;
  • хлебные изделия, мука;
  • яйца, молочные продукты;
  • соль, сахар, специи;
  • свежие овощи и фрукты;
  • сухофрукты;
  • вода;
  • растительное масло.

Также к числу предоставляемых продуктов могут добавиться корма для домашних питомцев, средства гигиены человека (мыло, стиральный порошок), семена и саженцы для дачников.

Рассматривается вопрос о внесении в список предоставляемых продуктов лекарственных препаратов. Безусловно, на алкогольную и табачную продукцию льгота распространяться не будет.

Важным моментом здесь является то, что на продуктовые карточки можно будет приобрести исключительно товары российского производства. Данное правило ввели для поддержки отечественных производителей и укреплении российской экономики.

Механизм оформления продуктовых карточек для малоимущих

Точный механизм оформления продуктовых талонов пока не известен. Однако, бесспорно то, что карта будет предоставлена только после официального подтверждения гражданином своего малообеспеченного состояния.

Основной требуемый документ при этом – справки, которые подтверждают низкий уровень доходов семьи. Также потребуется написать заявление и пройти собеседование со специалистом.

Документы на оформление продовольственных карточек необходимо будет предоставлять в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Поддержка будет исключительно адресной, то есть ее смогут получить люди, которые официально признаны малоимущими.

После получения продовольственной карты, ей можно расплачиваться за покупки в продуктовых магазинах как обычной банковской картой.

Отличие лишь в том, что деньги нельзя переводить и снимать, а оплачивать можно только товары, находящиеся в перечне допустимых.

В конце месяца неиспользованные баллы будут сгорать. Данная функция введена во избежание накопления средств и стимулирования населения покупать свежие продукты.

Для малоимущих, при этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Еще в прошлом году в Госдуме звучали предложения о введении в России продовольственных карточек для малоимущих, однако пока подобного решения принято не было.

Количество россиян, поддерживающих введение продуктовых карточек для малоимущих, выросла с лета прошлого года на 11%. Наибольшую поддержку эта идея находит в Сибири и на Урале. Противников больше всего в Северо-Западном федеральном округе (32%).

Первые карточки

Впервые карточки были введены еще при Николае II в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Позднее нормированное распределение продуктов и товаров вводилось в стране на разных этапах советской истории страны: в годы гражданской войны, голода 1921-1922 годов, в годы великой отечественной, первые послевоенные годы и на излете СССР, в начале 80-х.

При карточной системе для покупки товара следовало не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение, пишет fox-notes.ru . Только в годы войны получать продукты без оплаты позволялось эвакуированным и труженикам тыла.

В классическом виде карточная система существовала в стране с 1929 года, когда на исходе НЭПа началась нехватка продовольствия и дефицит промтоваров. Длинные очереди и полупустые прилавки - такая картина вспоминается многим, кто застал это время. Однако в карточной системе был и положительный ньюанс: несмотря на ограниченный выбор продуктов в советских магазинах, покупатели могли купить по низким ценам самое необходимое.

"Литер-А-торы", "кое-какеры" и другие "карточники"

В 1931 году все трудящееся население городов было разделено на группы по "классово-производственному" признаку. Эти группы в народе делились по так называемым "литерам". В Казани владельцев карточек первой группы литеры "А", получавших 800 г хлеба в день, звали "литер-А-торами". Помимо них были еще "литер-Б-торы" (600 г) и "кое-какеры" (300 г). К "кое-какерам" относились, в частности, студенты дневных отделений, которые могли прожить на свой паек только кое-как.

Карточное снабжение не распространялось на незанятых "общественно-полезным трудом" граждан, в ряды которых входили безработные домохозяйки моложе 56 лет, торговцы, служители религиозных культов и лишенные избирательных прав.

Чтобы получить больше дозволенного законом, карточки стремились подделать или украсть. Бывали случаи подделки врачебных рецептов, по которым отдельным категориям населения выдавали дефицитные продукты. Манная крупа, например, выдавалась только больным детям.

Некоторые приспособились заранее узнавать в отделе торговли, куда в ближайшее время завезут колбасу и сахар, а куда конфеты и масло. Те, кому продуктов не хватало, обменивали алкогольные талоны на продуктовые, пишет kp.ru . Причем талоны на водку были своего рода неофициальной валютой, которой расплачивались с сантехниками, грузчиками и электриками.

Централизованная карточная система продлилась вплоть до 1935 года и охватила более 40 миллионов человек.

Карточки во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны карточки появились снова. Однако на этот раз труженики тыла и эвакуированные могли получать продукты по талонам бесплатно.

В каждом городе были свои нормативы снабжения и свои особенности в организации карточной систем, вспоминает Валерий Митюшев в "Записках обыкновенного человека" .

К примеру, в Москве карточки были хлебные, продовольственные и промтоварные. Причем выбрать можно было только один из трех вариантов продовольственной карточки. В продуктовой карточке были талоны на определенное количество граммов отдельных видов продуктов питания (мясо, рыбопродукты, макаронные, крупу, жиры и др.).

Студенты предпочитали получать трехразовые карточки и отовариваться исключительно через столовую. "Три раза в день в столовую, конечно, не ходили, а съедали разом за обедом и обед и завтрак и ужин. Это называлось "взять полный". Так можно было более-менее насытиться. А если съесть один обед, то оставалось чувство неудовлетворенности", - пишет Валерий Митюшев.

После окончания войны появилось сверхнормативное питание в виде карточек ДП (дополнительное питание) и УДП ("Усиленное дополнительное питание"). В народе УДП расшифровывалось как "Умрешь Днем Позже". Эти карточки могли получить все фронтовики, а также некоторые ослабленные студенты по заключению поликлиники.

Жизнь по карточкам настолько вошла в привычку, что, когда в 47-м году произошла отмена талонов, это было воспринято как поистине революционное событие.

Нормативное распределение вернулось в СССР в 1983 году с введения талонов на покупку дефицитных товаров, в числе которых был табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.. Только в начале 1990 х в связи с ростом цен и распространением свободной торговли талонная система стала сходить на нет, частично уступив место бартеру.

Материал подготовлен редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Разрабатываемая правительством концепция продовольственной помощи в РФ вводит продовольственные карточки. Премьер-министр РФ сказал, что продовольственные карточки как один из видов поддержки граждан имеют как преимущества, так и недостатки. Основные направления предлагаемой программы - поддержание региональных сельхозпроизводителей, адресная помощь социально незащищенному населению страны.

Что такое продовольственная помощь

Программа представляет собой государственную поддержку, которая направлена на оказание помощи некоторым слоям населения. Помощь будет оказываться под видом некоего набора продуктов питания или суммы денежных средств, которую можно будет потратить на покупку этих продуктов.

Продовольственные карточки для россиян дадут возможность за счет методов рынка предоставить помощь российским сельхозпроизводителям. При поддержке стабильного спроса на их товары появляется возможность дальнейшего совершенствования. Также это выступает одним из методов импортозамещения.

Россия готовится к возвращению продовольственных карточек

В апреле 2015 г. Правительством была представлена модель системы карточек для продовольствия. Они предназначены для тех граждан, у которых есть право на субсидии со стороны государства. В Минпромторге полагают, что продовольственные карточки будут поддерживать не только социально незащищенные слои населения, но и государство, главным образом, региональное сельхозпроизводство. Решение о введении продовольственных карточек в обиход сформировалось с опорой на опыт мировых держав, где они успешно используются уже долгое время.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Условия получения карточек на продовольствие

Для того чтобы получить продовольственные карточки для малоимущих, следует совершить несколько действий. Надо будет подать заявление в отделение исполнительной власти в регионе проживания, собрать пакет необходимых документов, пройти собеседование. При положительном ответе просителю выдается электронная продуктовая карта, на которую будут поступать денежные средства. Или же можно будет подключить уже имеющуюся, подписав со своим банком соглашение.

Чтобы нивелировать риск иждивенчества, безработным будет вменено в обязанность устроиться на работу в оговоренные сроки.

Вероятно, в реализации обозначенной программы будет участвовать Сбербанк РФ. Программа "Продуктовая карта" потребует при самом предварительном подсчете 240 млрд. руб.

Существующие реалии жизни

Есть одна очень серьезная преграда для реализации программы - у государства нет финансовых средств. Безусловно, программа целиком будет реализовываться государством. Но так как в 2015 г. бюджет страны был принят с дефицитом в 2680 млн. руб., а на первое мая 2015 г. долг регионов вышел за рамки двух трлн. руб., сложно представить легкую и быструю реализацию программы продуктовых карточек.

Существующие недочеты

Несмотря на отсутствие в федеральном бюджете нужных средств на реализацию программы, существует несколько вопросов, которые на протяжении долгого времени не может решить Минпромторг. Продовольственные карточки и их реализация подразумевают четкую схему выбора производителей, которой до сих пор нет. Во вторую очередь, нет четкого механизма проверки необходимого качества товаров.

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее - поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо - довольно дорогой продукт.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы "Зеленая корзина".
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

Этапы введения продовольственной помощи

По предварительным данным, запуск программы начнется с 2017 г. На сегодняшний день сумма, которая будет перечисляться на карту, составит 1400 руб. ежемесячно. Предполагается, что продукты по программе можно будет приобретать на отдельных прилавках в торговых сетях. Вряд ли для этой программы будут отдельно возводиться социальные магазины.

В начале 2018 г. начнется следующий этап. Заключается он в открытии социальных столовых, где можно будет получить горячее питание, предъявив соответствующую карточку.

Что влечет за собой внедрение программы

Возвращение продовольственных карточек, по мнению правительства, имеет лишь самые благие намерения.

Для поддержки местного производителя внесены изменения в закон о торговле. Эти поправки устраняют какие-либо сборы с поставщиков и уменьшают сроки расчетов. Сегодня торговые сети могут задерживать расчет с небольшими хозяйствами до полутора месяцев. Другими словами, большой бизнес бесплатно кредитуется за счет малого. То есть теоретически будет открыт вход в торговые сети местным небольшим сельхозпроизводителям, стимулирование которых и подразумевает программа введения продовольственных карточек.

Итоги

Программа введения продовольственных карточек подразумевает:

  • поддержку местных производителей;
  • поддержку малоимущих слоев населения;
  • совершенствование торговли.

В 2016 г. продовольственные карточки в России смогут получить:

  • большая часть пенсионеров, которые находятся за чертой бедности, принимая во внимание средний размер пенсии за 2015 г.;
  • матери-одиночки;
  • безработные граждане;
  • такие этнические группы, как народности Крайнего Севера, таджики, ромы.

Для получения карточек им необходимо обратиться в соответствующие органы с заявлением и пакетом документов.

Помимо введения в 2017 г. продовольственных карточек, в 2018 г. планируется внедрение программы по льготному питанию, которая предоставит возможность малоимущим бесплатно получить обед в столовой/кафе.

Большинство экспертов в этой области полагают, что продовольственные карточки выступают самым главным и эффективным проектом РФ. Они дадут возможность поддержать не только местное производство и потребление, но и потребительский рынок и экономику в целом. Самое главное сейчас, чтобы данная программа незащищенным гражданам прошла без каких-либо нарушений.

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Для тех, кто рожден в Советском Союзе, воспоминания о жизни в этой стране отнюдь не ограничиваются светлой ностальгией. Были там и минусы, особенно заметные на закате советской эпохи. И один из них – унизительные талоны на продукты и предметы первой необходимости. Граждане бывшего СССР прекрасно помнят эти маленькие, но такие важные для каждого кусочки бумаги, на которых было отпечатано название товара, количество, положенное на один талон, и штамп или печать выдавшей их организации.

Впрочем, талонная система, введенная в середине 80-х, – не первый опыт ограниченной выдачи населению жизненно важных продуктов. До этого талоны в СССР вводились, как минимум, трижды.

Немного истории

Впервые талонная система в СССР была введена в 1917 году в связи с проведением политики «военного коммунизма». Молодое советское государство, являясь, к тому же, участником Первой мировой войны, не в состоянии было обеспечить народ необходимым количеством продуктов. Отменили талоны на хлеб, крупы, сахар и подсолнечное масло (тогда они назывались продуктовыми карточками) лишь в 1921 году, когда страна перешла к НЭПу.

Повторно карточная система была введена в 1929 году: тогда ввели карточки только на хлеб. А двумя годами
позже, в 1931-м, Наркомат снабжения СССР по решению Политбюро ЦК ВКП(б) ввел карточную систему распределения продуктов и промтоваров первой необходимости для лиц, работающих в госсекторе, и их иждивенцев. Эти карточки были отменены 1 января 1935 года. Правда, на другой день после отмены продуктовых карточек цены на хлеб и муку поднялись вдвое.

Следующее введение карточек на основные продовольственные товары совпало с началом Великой Отечественной войны и продлилось до 1947 года. Отменялись продуктовые карточки постепенно, начиная с 1945 года. Последними были отменены карточки на сахар.

Талонная система «развитого» социализма


Многие непопулярные у народа решения партии и правительства преподносились в СССР как отклик на просьбы трудового советского народа. Вот и продуктовые талоны в середине 80-х годов были массово введены по всей стране «от имени народа» и «по просьбам трудящихся» в связи с дефицитом основных продуктовых и промышленных товаров. Такая формулировка кого-то веселила, но большинство – раздражала. Действительно, кто по доброй воле захочет потреблять меньше, чем привык? Но открыто спорить и возражать с «руководящей и направляющей» было не принято – себе дороже.

Надо сказать, что в некоторых регионах талоны на мясо, масло и сахар были введены раньше, в конце 70-х. А в 80-х их ввели уже повсеместно. Причем не всегда эти кусочки бумаги назывались талонами: часто на них было написано «Карточка покупателя», «Заказ», «Приглашение на получение» того или иного продукта с указанием полагающегося количества (в граммах, литрах или штуках в зависимости от вида товара). Это попахивало некоторым лицемерием, ведь никто ничего не заказывал, никто никого не приглашал купить мясо, сахар или крупу, да еще в строго обозначенном количестве – больше все равно бы не дали. Видимо, государство таким образом пыталось завуалировать свою неловкость перед гражданами и придать талонной системе хоть сколь-нибудь приличный вид.

Сначала давали по талонам мясо, колбасу, сливочное масло. Затем этот список пополнился сахаром и гречкой, а к 90-м в него добавились растительное масло, яйца, чай, соль и все крупы. С введением в СССР сухого закона к талонам на продукты добавились и карточки на спиртное: на одного взрослого человека в месяц полагалась бутылка водки и две бутылки вина. Причем покупали водку и вино не только пьяницы – они-то как раз не слишком горевали по поводу ограничений, с удовольствием вспомнив древнее искусство самогоноварения. Покупали спиртное и те, кто вообще не пил – так, на всякий случай: вдруг гости придут или сантехника вызвать придется. Были и такие трезвенники, кто ежемесячно отоваривался водкой для ее дальнейшей перепродажи втридорога – мелкие спекулянты, то есть. Привилегии существовали только в двух случаях: когда люди покупали спиртное для свадьбы или похорон. Да и то более двух ящиков водки не давали. То есть, чтобы купить спиртное в том количестве, в котором хочется, нужно было либо жениться, либо умереть.

Пик талонной системы пришелся на последние годы существования Советского Союза, когда инфляция проявилась во всей красе на пустых магазинных полках. В это время агонизирующее государство ввело талоны и на непродовольственные товары первой необходимости: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. Несколько лет по талонам выдавались и табачные изделия.


Талоны выдавались в домоуправлении в начале каждого месяца; обычно их получал на всю семью кто-то из домочадцев. Иногородние студенты получали продуктовые талоны у коменданта общежития. Кроме того, к концу 80-х, когда за неимением у предприятий денег стал практиковаться бартер (по-другому – натуральный обмен), профкомы ввели талоны на дефицитные товары, полученные заводом или фабрикой в качестве оплаты за свою продукцию. На одних предприятиях такие талоны выдавались лучшим работникам в качестве поощрения, на других разыгрывались в виде лотереи.

Талоны и «базарная» экономика

Поскольку не всем и не всегда был необходим гарантируемый государством продуктово-промтоварный набор, а талонов было жалко, смекалистый советский народ быстро сообразил, что из этой ситуации можно извлечь выгоду. Водку и вино, например, покупали все, включая молодых трезвенников и стареньких бабушек. Покупали, чтобы потом перепродать втридорога. Точно так же перепродавали на стихийных рынках и остальные товары, купленные по талонам. А часто продавали и сами талоны, не желая заморачиваться с покупками в магазине.

Предшествуя так называемой рыночной «базарная» экономика, спонтанно возникшая в конце 80-х – начале 90-х, была уникальным явлением. При тотальном дефиците на расплодившихся повсюду «блошиных» рынках можно было купить практически все: от отечественных мясных консервов и импортного нижнего белья до спортивных костюмов, дубленок и ковров.

После развала СССР, начиная с 1992 года, талонная система распределения товаров постепенно сошла на нет. Стихийный «отпуск» цен, которые буквально взбесились, почувствовав свободу, резкое падение уровня доходов у населения и распространение свободной торговли сделали свое дело: людям просто не на что стало покупать даже самое необходимое. Какие уж тут талоны…