Проблемы перехода российской системы учета на стандарты мсфо. Необходим ли переход на мсфо

Действующая система бухгалтерского учета в РФ существенно отличается от учета операций в соответствии с международными правилами учета. Российские методы учета не отражают всей информации согласно МСФО, а именно: различная степень детализации, по-разному отражается документарное признание задолженности и денежных средств, возможна также неоднозначная интерпретация данных по некоторым видам операций.

Проблема несовпадения российских принципов бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности обсуждается в нашей стране уже давно. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой отчетности. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая составляется в соответствии с российской системой учета, используется главным образом органами государственного регулирования и статистики.

Основные различия заключаются в следующем:

одним из принципов, являющимся обязательным в МСФО, является приоритет содержания над формой.

В соответствии с МСФО содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. Российские принципы бухучета основываются исключительно на строгом соблюдении законодательных норм, то есть отдают предпочтение форме, а международные стандарты, призванные отражать реальную экономическую сущность операций, ставят во главу угла содержание;

вторым основным отличием является схема учета затрат.

В соответствии с МСФО учет доходов и расходов ведется по принципу начислений, а РПБУ требуют применения и метода начислений, и кассового метода. Согласно методу начисления результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены. Результаты операций отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность кредитных организаций тех периодов, к которым они относятся. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским предприятиям учесть все операции, относящиеся к определенному периоду, что приводит к несвоевременности учета этих операций с точки зрения МСФО. Это различие в моменте учета операций вытекает также и из несоблюдения в РПБУ принципа преобладания сущности над формой.

Определив особенности российской учетной политики, можно определить основные условия перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности:

Первое условие. При переходе на МСФО следует учитывать тот факт, что российская система бухгалтерского учета базируется на жестких, однозначно трактуемых инструкциях, указаниях, положениях и иных нормативных актах, обязательных для выполнения. Создание таких регламентирующих документов обусловлено, в первую очередь, интересами государства в лице различных контролирующих органов. Поэтому очень часто говорят, что основной целью бухгалтерского учета является контроль.

Международные стандарты жестких нормативов не предполагают. Они устанавливают такие понятия, как «справедливая стоимость», «амортизированные затраты», «финансовые активы», «производные инструменты» и т.д., а кредитные организации самостоятельно в своей учетной политике «домысливают» эти понятия, превращая их в порядок ведения бухгалтерского учета тех или иных операций.

Второе условие. Применение банками таких принципов составления отчетности, как «метод начислений», «приоритет содержания над формой» приводит к существенным изменениям финансовых результатов деятельности банков, а также к изменениям размеров собственных средств (капиталов) банков.

Третье условие. Основное требование, предъявляемое к отчетности по МСФО, - прозрачность. Международные стандарты обязывают банки сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям информации. Например, выдача кредита инсайдеру должна быть отражена в отчетности или раскрыта в пояснительной записке к отчетности, а если банком учтен вексель дочерней компании, то банк должен указать этот факт в отчетности по МСФО.

Таким образом, переход российских банков на ведение учета и составление отчетности по МСФО можно разбить на два этапа. На первом этапе предполагается ведение учета в соответствии с российской учетной политикой, а для составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО целесообразно использовать метод трансформации. На втором этапе следует изменить правила ведения бухгалтерского учета так, чтобы отчетность, составленная на основе данных бухгалтерского учета, в полной мере соответствовала требованиям МСФО.

Навасардян А.А., Болтунова Е.М. ФГОУ ВПО Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) – набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

Российские принципы бухгалтерского учета имеют серьезные недостатки в плане достоверности информации о рыночной стоимости активов и чистой прибыли предприятия, а именно эти данные представляют особый интерес для инвесторов.

Основным предназначением финансовой отчетности по РПБУ было и остается ее представление в налоговые органы. Такая отчетность лишена необходимой прозрачности и достоверности, которые необходимы инвесторам. Таким образом, основным пользователем финансовой отчетности, составляемой по РПБУ, продолжают оставаться налоговые органы, а не инвесторы или руководители компании.

Опыт показывает, что финансовая отчетность, составленная по РПБУ и МСФО для одной и той же компании, будет существенно различаться. Имеются примеры, когда отчетность, составленная по РПБУ, представляет довольно благоприятную картину финансового положения компании, в то время как отчетность по МСФО представляет ее в крайне мрачном свете.

Международные стандарты финансовой отчетности основаны на нескольких допущениях и принципах: метод начисления, допущение о непрерывности деятельности компании, принцип осмотрительности и принцип сопоставимости.

Метод начисления означает, что операции и события признаются тогда, когда они произошли (а не по мере получения или выплаты денежных средств) и отражаются в финансовых отчетах за те периоды, к которым они относятся.

Допущение о непрерывной деятельности компании предполагает, что деятельность компании будет продолжаться без существенного сокращения ее деятельности. Это означает, что активы компании должны оцениваться в соответствии с этим принципом, а не по ликвидационной стоимости. В отношении компании, испытывающей серьезные проблемы, аудиторы могут принять решение о неприменимости данного принципа.

Принцип осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает, что при составлении финансовой отчетности должен проявляться консерватизм в оценке с тем, чтобы активы или прибыль не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. На практике при составлении финансовой отчетности всегда возникает много вопросов в отношении, например, оценки дебиторской задолженности, экономического и физического срока полезного использования оборудования, рыночной стоимости активов. В таких ситуациях, если применение альтернативных бухгалтерских процедур четко не определено, должен применяться консервативный метод оценки.

Принцип сопоставимости позволяет выявлять схожесть, различия и временные тенденции на основе отчетности компании за текущий и прошлый периоды, сравнивать финансовую отчетность разных компаний. Принципы составления отчетности не должны безосновательно изменяться от периода к периоду, а если изменения все же внесены, то в отчетности должны содержаться подробные объяснения причин и сути этих изменений, а также того, как эти изменения отразились на представлении отчетности за данный период.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с принципами МСФО, должна обладать такими качественными характеристиками, как понятность, существенность, полнота и достоверность представляемой информации.

Российские принципы бухгалтерского учета, не представляющие объективной и четкой картины финансового состояния предприятий, становятся серьезным препятствием для иностранных инвесторов, пытающихся оценить целесообразность инвестирования в то или иное российское предприятие. В противоположность этому, основная цель международных стандартов финансовой отчетности заключается в создании объективной картины текущего и прошлого положения компании и ее деятельности. К основным пользователям финансовой отчетности относятся руководство компании, инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители (клиенты), работники, общественность.

Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, применима для количественных оценок и расчета рисков, используемых заинтересованными лицами при рассмотрении вопроса об инвестициях.

Как уже отмечалось, РПБУ дают недостаточно полную и достоверную информацию о положении дел на предприятии. В этой связи аргументы в пользу перехода российскими предприятиями на МСФО могут быть следующие: повышение качества решений, принимаемых руководством компании, так как эти решения будут основываться на более объективной информации; финансовая отчетность будет более внятной и полезной для внешних партнеров компании, включая инвесторов, кредиторов, поставщиков и потребителей, результатом чего может стать их более активная поддержка компании.

Преимущества ведения параллельного учета по РПБУ и МСФО необходимо сопоставить с издержками, так как в соответствии с российским законодательством ведение учета по МСФО не освобождает от необходимости ведения учета по РПБУ. И все же можно рекомендовать предприятиям вести учет по обоим стандартам финансовой отчетности.

Необходимо, прежде всего, определить требования, выдвигаемые пользователями финансовой информации, так как это явится той целью, которая будет определять метод внедрения. Необходимо определить преимущества перехода на МСФО, включая такие параметры, как способность предоставлять более полную и точную информацию руководству в таких областях как калькуляция себестоимости, рентабельность продукции, рентабельность компании и стабильность ее состояния, снижение расхождения в сроках предоставления отчетности и информации для корпоративного планирования. Высшее руководство компании должно принять решение о необходимости перехода на МСФО.

Следующим этапом является разработка стратегических вариантов. Необходимо назначить стратегическую команду, которая должна состоять из финансового директора, главного бухгалтера и директора по планированию, наряду с двумя или тремя ведущими бухгалтерами. Необходимо собрать такую информацию, касающуюся компании, как информацию о системе отчетности компании, действующей в настоящее время, требованиях по пакету отчетности в системе МСФО, ресурсы, которые компания может выделить для перехода на МСФО, и наличие средств для осуществления перехода на МСФО.

Различные доступные варианты для перехода на МСФО должны быть подробно разработаны, например, метод двойного ведения учета с параллельным ведением учета одновременно в двух системах (российской и МСФО), и каждый вариант должен быть критически проанализирован. Критически проанализированные варианты затем должны обсуждаться советом директоров, который утвердит отобранные варианты, с одним из которых компания будет продолжать работать.

Существует два основных метода составления отчетности на основе МСФО.

Метод корректировки предшествующих отчетных периодов. Этот метод обычно используется привлеченными со стороны бухгалтерами-профессионалами, и его обычно относят к трансформации. Компания предоставляет информацию в соответствии с требованиями российского законодательства и затем специалисты – профессионалы окажут содействие персоналу компании в осуществлении перевода информации в формат МСФО. Различные корректировки будут сделаны в предусмотренной российским законодательством финансовой отчетности таким образом, чтобы трансформированные данные соответствовали стандартам МСФО.

Метод параллельного ведения учета. При применении этого метода, компания будет отражать каждую операцию на момент ее совершения достаточно подробно таким образом, чтобы учетная система могла предоставлять как информацию в формате, предусмотренном российским законодательством, так и в формате МСФО. Этот метод обычно называется методом двойного ведения бухгалтерского учета (учетом одновременно в двух системах). Метод параллельного ведения учета может быть внедрен на двух уровнях.

На первом – процесс будет внедрен в одной из учетных областей, например, основные средства, инвестиции, учет затрат, дебиторская задолженность покупателей и кредиторская задолженность поставщикам. Этот метод наилучшим образом подходит для учетной системы, ведущей учет, в основном, вручную и предлагает компании вариант для перехода к предоставлению информации по МСФО поэтапно. Новые зоны учета добавляются только после того, как текущие зоны введены и начали функционировать должным образом. Для предоставления всей необходимой информации по МСФО, учетные зоны, не охваченные методом двойного учета, необходимо будет трансформировать, используя метод корректировки предшествующих отчетных периодов.

Очевидно, для компаний, уже имеющих сложные компьютеризованные учетные системы, предоставляющие точную финансовую информацию, предусмотренную законодательством, более смелым подходом будет выбор наиболее полного метода отражения, то есть применение метода двойного учета, что даст компании возможность предоставлять полную финансовую информацию, предусмотренную как российским законодательством, так и МСФО.

Внедрение метода параллельного ведения учета потребует привлечения большего количества персонала, консультантов и других ресурсов. Необходимо применять поэтапный метод для того, чтобы группы могли успешно осуществить сведение счетов. Поэтапный метод означает, что весь процесс разбит на управляемые этапы, каждый из которых имеет развивающуюся, но легко определяемую цель. Координатор только следит за тем, чтобы все усилия были одновременно направлены на выполнение одной цели. До тех пор пока цель не достигнута, к работе, направленной на достижение следующей цели, не приступают, и ресурсы для ее осуществления не выделяются.

Таким образом, завершая наше суждение, можно сделать следующие выводы.

Использование МСФО позволяет компаниям, планирующим привлечение инвестиций, представить потенциальным инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным сторонам прозрачную и унифицированную информацию о своей деятельности.

В первую очередь, переход на новую систему бухучета можно рекомендовать тем компаниям, которые рассматривают возможность публичных эмиссий ценных бумаг и получения статуса публично котируемых компаний. Вознаграждением за понесенные издержки послужит возросший интерес к компании со стороны внешних инвесторов и в долгосрочном плане снизит стоимость привлечения капитала для компании. Если инвестор будет располагать объективной информацией о положении дел на предприятии, он будет готов вложить средства под более низкую процентную ставку, так как риск в этом случае лучше просчитывается.

Зависимость национальных рынков капитала друг от друга уже сейчас настолько велика, что использование МСФО было признано одним из 12 глобальных стандартов, необходимых для устойчивости мировой экономики. Ряд российских компаний начнет выполнять свои обязательства по сдаче годовой отчетности по международным стандартам уже в начале следующего года. Поговорим о том, что включает в себя этот тренд, так ли верны наши представления об МСФО и с какими сложностями сталкиваются организации в переходный период.От введения обязательной отчетности по МСФО в России, по мнению многих специалистов, выигрывают все: и пользователи отчетности, у которых появляется больше информации о деятельности организации, и аудиторы, проверяющие эту отчетность, и государство, поскольку расчет прибыли по МСФО существенно увеличивает поступление дивидендов компаний с госучастием в бюджет. Например, в 2012 году прибыль Газпрома по РСБУ составила порядка 556,34 млрд. рублей, по МСФО - 1,18 трлн.

По идее компания, составляющая отчетность по МСФО, более привлекательна для инвесторов, как иностранных, так и российских, уже привыкших эту отчетность читать.
Вопрос в качестве отчетности и ее проверке, а, значит, и сопутствующих этому затратах. По экспертным оценкам, европейские компании с акциями на биржах США ежегодно тратят 5-10 млн. долларов на приведение отчетности в соответствие с Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (ОПБУ) США. Справедливости ради отметим, что по российскому законодательству, все затраты на подготовку и аудит отчетности по МСФО могут быть учтены в расходах, если они документально подтверждены и обоснованы (статья 252 НК РФ).

Вопрос повышения прозрачности отчетности с переходом на МСФО, тем не менее, остается открытым. Результаты исследования Standard & Poor’s показывают, что МСФО далеко не всегда делает отчетность более «читабельной». Половина опрошенных агентством инвесторов указали, что МСФО усложнило понимание финансовой отчетности (против 32 %, отметивших упрощение). Сложнее всего, по мнению респондентов, стало разбираться в деривативах, финансовых инструментах и отложенных налогах.


Источник: Standard & Poor’s, IFRS beyond transition, CreditWeek, 2007

Основной стимул перехода стран на МСФО - интеграция в международный рынок капитала — для России из-за санкций сейчас несколько потерял актуальность, что, кстати, повышает вероятность деградации многих передовых практик корпоративного управления, усвоенных нашим бизнесом в годы экономического роста. Обязательный же переход на МСФО становится чем-то вроде оздоровительной «инъекции», что в конечном итоге даст хороший эффект для экономики. По словам члена правления российского Фонда «Национальной организации по стандартам финансового учета и отчетности» Татьяна Крылова в обзорной записке «Первые итоги внедрения МСФО за рубежом» приводит результаты исследования компаний из 20 стран ЕС. При сопоставлении отчетности организаций, пользующихся локальными стандартами учета и МСФО, выяснилось, что последние реже используют известную бухгалтерскую уловку «управление размером прибыли», отражают убытки своевременно и приводят более валидные для оценки стоимости бизнеса данные.

Камни преткновения: ПО и квалифицированные кадры

Как мы все знаем, Центробанк РФ разработал проекты плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (план счетов и ОСБУ для НФО), на основе МСФО. С III квартала 2015 года эти компании начнут на практике переходить на международные стандарты.

Новые план счетов и ОСБУ вступят в силу сначала для профессиональных участников рынка ценных бумах, УК специализированных депозитариев инвестфондов, паевых и акционерных фондов, инвестфондов и НПФ, страховых и клиринговых компаний, организаторов торговли, бюро кредитных историй, рейтинговых агентств. Они должны будут перейти к новому плану счетов и ОСБУ по МСФО с 1 января 2017 года. Годом позже нововведение затронет микрофинансовые организации, кредитные потребительские и жилищные накопительные кооперативы. Если заглянуть еще на год вперед, в январе 2019 года аналогичные изменения ждут сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.


Источник: сайт Центрального Банка России

Для российского бизнеса переход на международные стандарты финансовой отчетности есть не самая простая процедура Это можно увидеть на примере НПФ и страховщиков, для которых в этом году как раз начался переходный период. По данным опроса E&Y (Переход страховых компаний и НПФ на МСФО, 2015), основные трудности организации испытывают с автоматизацией процесса и необходимостью привлечь квалифицированных специалистов по МСФО.

IT-технологии

С программным обеспечением все совсем не так безоблачно, как бы хотелось. По данным исследований E&Y, для операционного учета более половины организаций применяют «самописные» IT-решения, что требует вовлечения бухгалтеров, методологов и IT-специалистов в сложный процесс перенастройки системы. Остальные пользуются готовыми продуктами, среди которых лидирует 1С. При подготовке консолидированной отчетности по МСФО в конце 2014 года 89 % компаний использовали Excel. Еще 11 % - некие собственные программные разработки.

В связи с необходимостью перехода на МСФО всего 6% ПФР и страховых компаний меняют IT-систему на более современную и эффективную, треть взвесили все «против» и «за» и решили оставить существующее ПО. Вопрос использования нового ПО упирается в стоимость внедрения и возможности настройки интеграции с существующими системами учета. Ситуацию несколько осложняет нехватка на рынке удобных и доступных решений, отвечающих всем положениям Центробанка.

Люди

Однако самую большую проблему для бизнеса, переходящего на МСФО, представляет не обновление ПО, а решение вопроса с квалификацией специалистов финансовых служб. В большинстве случаев бухгалтеры со знанием МСФО составляют не более 5 % персонала финансовых подразделений. Только у 11 % опрошенных E&Y организаций таких сотрудников¬ более 20 %. Дефицит кадров очевиден и будет только усиливаться.

Чем помочь процессу?

  1. Переобучить персонал бухгалтерских служб и поднять зарплату.

    По нашему опыту, знание МСФО прибавляет к стоимости специалиста от 20 до 30%. Что касается переобучения, единственный международный сертификат по МСФО на русском языке сегодня - это ДипИФР (DipIFR, диплом АССА по МСФО). Его можно получить, в том числе в разных бизнес-школах в России, при это обучение может длиться до полугода. Таким образом, компания может решить вопрос своими силами, небыстро, с расходами на сертификацию специалистов и последующее повышение их квалификации, а также с увеличением ФОТ.

  2. Нанять новых сотрудников с необходимыми компетенциями.

    Здесь нужно учесть, что спрос на специалистов по МСФО долгие годы диктовали иностранные работодатели, крупные аудиторские фирмы и ТНК. Поэтому такие сотрудники «в довесок» обычно хорошо владеют английским, имеют международные сертификаты (АССА, СРА, СIMA, DipIFR), умеют работать в SAP, JD Edwards, Microsoft Dynamics или других программах. Стоят эти специалисты соответственно своим компетенциям. Поэтому при выборе такой стратегии закрытия «кадровой бреши» на выходе получаем решение быстрое, но при существенном росте расходов на ФОТ, компенсации, льготы и обучение.

  3. Привлечь провайдера аутсорсинга бухучета для подготовки отчетности по МСФО.

    Такой вариант не требует разовых инвестиций, может быть немного дороже или дешевле содержания пула штатных специалистов по МСФО и никак не влияет на размер ФОТ (если не влечет сокращения численности персонала). Он позволяет добиться оптимизации процессов и снижения расходов, особенно при передаче всего пула учетных функций провайдеру. Скорость решения задачи в принципе сопоставима с подбором новых специалистов на внешнем рынке: время перевода процесса на аутсорсинг составляет порядка трех месяцев. При аутсорсинговой модели автоматически решаются вопросы внедрения/обновления ПО для подготовки отчетности по МСФО и повышения квалификации персонала - всем этим занимается провайдер.

* * *

Переход на МСФО – процесс сложный, требующий времени, а так же, как показывает анализ ситуации, финансовых вложений, обусловленных необходимостью подбора ПО, переобучения или найма профильных специалистов. Тем не менее, к переходу на МСФО не стоит относиться лишь как к очередному предписанию госрегуляторов (тем более, в настоящее время предлагается достаточно щадящий график перехода). Соответствие отчетности международным стандартам объективно дает больше шансов привлечь инвесторов, выйти на мировой рынок и получить выгодные контакты с зарубежными партнерами. Хорошая мотивация, не так ли?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Переход России на МСФО

В условиях объединения национальных рынков в единое экономическое пространство особое значение придается вопросам унификации стандартов в различных областях деятельности компаний. Существуют стандарты и в области формирования финансовой отчетности. Одними из этих стандартов являются - МСФО или Международные стандарты финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это целостная система, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия. Основной целью МСФО, является принятие ее пользователями эффективных управленческих решений. международная финансовая отчетность стандарт

Как на международном, так и на российском уровне актуальность внедрения МСФО определена, прежде всего, необходимостью использования единого международного языка финансовой отчетности в большинстве стран мира.

В настоящее время вопросы перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности приобрели чрезвычайную актуальность. Это обусловлено признанием МСФО в качестве одного из главных инструментов, гарантирующего предоставление прозрачной и унифицированной информации о финансовом состоянии компании для широкого круга участников рынка, в том числе и зарубежных.

В России начиная с 2010 г. процесс реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно возрос. Наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО следующие:

1) принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности";

2) принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации";

4) Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности;

5) Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н утверждено новое ПБУ "Отчет о движении денежных средств".

Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе на международные рынки, позволяя, таким образом, расширить круг потенциальных инвесторов.

Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления предприятием за счет использования единых методик учета в целях управления хозяйственной деятельностью, а также повысить конкурентоспособность компании за счет обеспечения надежной и прозрачной информацией заинтересованных пользователей.

Однако, успешное внедрение МСФО находится в прямой зависимости от изначальной заинтересованности самих компаний в публичной и прозрачной системе отчетности: к сожалению, на данном этапе подобная потребность недостаточно актуальна применительно к российской ситуации. Во многом отсутствие такой объективной предпосылки внедрения МСФО объясняется исторически сложившимися культурными и ментальными особенностями, в силу которых публичность и прозрачность вообще недостаточно востребованы нашим обществом.

План перехода российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса.

Необходимость составлять финансовую отчетность по международным стандартам возникает в первую очередь у предприятий, работающих с иностранными банками и инвесторами.

Другая причина, по которой предприятия уже сейчас составляют отчетность по МСФО, - требование владельца бизнеса. Собственник бизнеса всегда стремится создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение компании.

Еще один плюс применения МСФО - использование полученной информации для управленческих целей. При рассмотрении вопроса о том, как должен быть организован управленческий учет, зачастую принимается решение строить его на основе принципов МСФО. Долгое время считалось, что отчетность по МСФО нужна российским банкам и компаниям лишь для ее предоставления внешним пользователям. Но сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчетность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. В большинстве ведущих российских банков и компаний становление систем управленческого учета происходит в соответствии с принципами МСФО. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учета - наиболее оправданное решение для большинства предприятий. Нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета. В компании не для всех хозяйственных операций применяются МСФО, для некоторых участков используются российские правила бухучета, это связано с тем, что применение некоторых МСФО неоправданно трудоемко. Но при необходимости внутренняя отчетность может быть без больших трудозатрат доработана и передана иностранным инвесторам или кредиторам.

Страна заинтересована в привлечении инвестиций в российскую экономику, но для этого нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам. Если процесс не контролировать на государственном уровне, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости. Это будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.

Далеко не все предприятия относятся к переходу на МСФО положительно. Это связано с тем, что многие российские компании при переходе на Международные стандарты сталкиваются с рядом проблем, которые нуждаются в непосредственном решение.

Во-первых, требуется обучение МСФО сотрудников, а также документы, подтверждающие эти знания. Недостаток специалистов по МСФО обрекает аудиторские компании на дополнительные расходы. Казалось бы, если аудиторская фирма вложит деньги в обучение своих специалистов по МСФО - проблема будет решена. Но специалисты по международным стандартам финансовой отчетности настолько востребованы, и особенно те, кто успешно и эффективно применяет свои знания на практике, что их очень часто переманивают другие компании, предлагая более выгодные условия.

Во-вторы, проблема адаптации российских программных продуктов (бухгалтерских программ) для нужд МСФО. Отсутствуют нормативная и консультационная базы по проблемным вопросам МСФО для аудиторов и бухгалтеров.

В-третьих, еще одна важная проблема - языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности - английский. К сожалению, быстро научить российских бухгалтеров английскому языку невозможно, поэтому необходим официальный перевод МСФО.

Так же проблема с который могут столкнуться российские компании, в связи с рядом описанных выше сложностей, и которая непосредственно связана с основными требованиями по МСФО - оперативность представления информации. К сожалению, сейчас на подготовку отчетности по международным стандартам у предприятий уходит слишком много времени и данные теряют свою актуальность.

Однако, не смотря на существующие трудности в переходе российских стандартов на мировые, в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего их развития. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности осуществляется и будет осуществляться по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

2) создание инфраструктуры применения МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;

б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;

д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;

ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.

Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Переход на МСФО - достаточно сложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различных служб организаций. При этом, как признают все специалисты в области международных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.

Переход на МСФО должен производится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов, создание определенной благоприятствующей среды.

Когда выстроенная система будет понятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать в своей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы в предоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считать состоявшейся.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Перспективы применения МСФО в России и в международной практике. Значение перехода бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. Анализ ресурсов, требующихся при переводе организации на составление финансовой отчетности по МСФО.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Работа по реформированию российского бухгалтерского учета и отчетности на базе МСФО. Основные функции индивидуальной бухгалтерской отчетности как элемент метода бухгалтерского учета.

    реферат , добавлен 17.06.2015

    Концепции бухгалтерской отчетности в России. Международные стандарты финансовой отчетности, их отличия от российских. Общие международные требования к качеству бухгалтерской информации. Применение международных стандартов бухгалтерского учета в России.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2010

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Реформирование российской финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Перспективы перехода на международные стандарты в РФ, проблемы реформирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Сравнительная характеристика российских и международных стандартов финансовой отчетности, принципы ее составления и элементы. Перспективы развития отечественного бухгалтерского учета, проблемы реформирования и перехода на МСФО в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Сущность российской системы бухгалтерского учета, план перевода его на международные стандарты финансовой отчетности. Теоретические аспекты РСБУ и МСФО, исследование применения МСФО в Российской Федерации. Трудности и проблемы развития этой сферы.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Понятие бухгалтерских стандартов в России. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета. Международные стандарты финансовой отчетности. Сравнительный анализ российских и международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История развития Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мониторинг мнений о ходе реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Пути реформирования белорусского бухгалтерского учета на МСФО по мнению отечественных экономистов.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2009

    Назначение международных стандартов финансовой отчетности. Характеристика международных стандартов бухгалтерского учета, нормативов образования и профессиональной этики. Переход Республики Казахстан на международные стандарты финансовой отчетности.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2009

    Роль и значение международных стандартов финансовой отчетности. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности. Реформирование бухгалтерского учета в России, причины, проблемы и перспективы перехода на МСФО.

Проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета – сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции – повышение доверия иностранных партнеров к российским предприятиям. Поэтому переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы.Многие российские предприятия уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам. В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти много примеров того, как меняется отношение к российским предприятиям со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по Международным стандартам бухгалтерского учета.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. По словам аналитика банка «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Д.П.Смита, иностранные инвесторы «не готовы всерьез прийти на российский рынок до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности». Переход на между народную практику учета существенно облегчит взаимоотношения российских предприятий с их зарубежными партнерами, будет способство вать увеличению числа совместных проектов. Не обходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучета носит глобальный характер. Например, в рамках Европейского союза (ЕС)эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Международные стандарты бухгалтерского учета – International Accounting Standards (IAS) (в российском варианте они именуются Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО)разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета – International Accounting Standards Committee (IASC), (в российском варианте – Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО). Данные стандарты признаны во всем мире как эффективный инструментарий для представления прозрачной и понятной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Проводимая в стране реформа системы бухгалтерского учета направлена,прежде всего, на совершенствование функционирования и обеспечение прозрачности российской экономикиза счет приведения в соответствие принятых в стране принципов бухгалтерского учета требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Это связано с необходимостью разработки в соответствии с IAS пакета стандартов и правил, которые затем будут использоваться хозяйствующими субъектами. Новые стандарты и правила призваны облегчить процесс предоставления предприятиями релевантной и надежной финансовой информации как в целях надзора, так и в целях управления. Параллельно с запланированным изменением системы бухгалтерского учета у российских хозяйствующих субъектов появится возможность усовершенствовать свои системы учетной информации (прежде всего, управленческого учета и внутреннего контроля).

Несмотря на наличие определенного сходства между вариантами учетной политики, использование которых разрешено в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международными стандартами, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах и преследует различные цели. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и IAS приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. По причине этих различий многие российские предприятия, развивающие международные деловые отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований IAS.

Проблема унификации требований бухгалтерского учета

Российскую систему бухгалтерского учета в настоящее время можно охарактеризовать как систему, находящуюся в стадии подготовки к переходу на международные стандарты бухгалтер ского учета. Особенность этого подготовительного этапа перехода на международные стандарты состоит в специфике деятельности крупных российских предприятий, свидетельствующей о том, что многим из них в настоящее время приходится составлять отчетность в соответствии с двумя системами стандартов – российской (согласно ПБУ) и международной (согласно IAS). Кроме того, опыт отдельных российских хозяйствующих субъектов, в которых аудит уже проводится по международным стандартам, показал, что при внедрении этих стандартов могут возникнуть определенные проблемы (например, обеспечение необходимого уровня прозрачности).

При переходе хозяйствующих субъектов на IAS следует учитывать, что данные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета:

  • содержание отчетности;
  • критерии внесения в отчетность различных ее элементов;
  • правила оценки элементов отчетности;
  • объем предоставляемой в отчетности информации.

При переходе российских хозяйствующих субъектов на IAS за основу принимаются стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира.

В настоящее время принято 40 стандартов. В международных стандартах нашли свое отражение такие важнейшие вопросы бухгалтерского учета,как учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Данные стандарты не являются обязательными для всех стран участниц, а лишь выполняют рекомендательную функцию – на их основе в национальных учетных системах разрабатываются национальные стандарты с более детальной регламентацией учета определенных объектов. В странах участницах действуют только те стандарты, которые закреплены в соответствующих национальных положениях по учетной практике.

Россия официально не присоединилась к странам, использующим IAS. Таким образом, в течение подготовительного этапа перехода на международные стандарты России предстоит совершить целый ряд последовательных шагов по пути к этому присоединению. Именно в последовательном сближении российской системы бухгалтерского учета и IAS состоит основная особенность переходного периода.

Законодательная основа проводимой реформы системы бухгалтерского учета

Реформирования системы отечественного бухгалтерского учета, нацеленное на последовательное приближение к международным стандартам, было начато в 1993 г. и связано с принятием государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».

В соответствии с Федеральным законом о 21.11.96 г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете», общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство Российской Федерации.Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вправе утверждать документы трех уровней:

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) бухгалтерскогоучета,устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций,составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это принято в международной практике.

Важным документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В основу Концепции были положены базовые принципы IAS. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.

В 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с IAS, которую по праву можно назвать «краеугольным камнем» реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования провозглашалось «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и Международными стандартами финансовой отчетности».

В развитие Программы Правительство Распоряжением РФ от 22.05.98 г. №587 р утвердило План внедрения положений (стандартов)по бухгалтерскому учету, в соответствии с которым предполагалось разработать 22 стандарта. Однако сегодня приходится констатировать, что оно не выполнено – всего разработано 15 Положений по бухгалтерскому учету, при этом вместо ряда ПБУ Министерством финансов РФ были разработаны методические указания.

Международные стандарты бухгалтерского учета и аудит

Следует отметить, что Международные стандарты бухгалтерского учета не являются стольжестко регламентированными, как российские ПБУ, которые всегда базировались на инструкциях, обязательных для исполнения. Причем в России такой подход обусловлен в основном интересами государства в лице налоговых и контролирующих органов.

Международные стандарты финансовой отчетности не предлагают жестких нормативов, а напротив, оперируют такими понятиями, как «справедливая стоимость», «финансовые инструменты», и принципами типа «расходы признавать всегда, а доходы – только при высокой степени вероятности». При этом однозначного их определения не дается. Задача осмысления конкретных операций возложена на бухгалтеров и финансистов самих хозяйствующих субъектов. Поэтому в наиболее выгодном положении на данном этапе внедрения международных стандартов находятся аудиторы. Многое предприятия вынуждены обращаться к ним нетолько в случае заверения отчетности, но и законсультациями – в частности, каким образом применять IAS в каждой конкретной ситуации.

Контрольная функция во время перехода российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты лежит на подразделениях внутреннего контроля и сторонних аудиторах. А уже на основе их рекомендаций будет создаваться новая система бухгалтерского учета.

Основная особенность международной системы отчетности (в отличие от действующей в России) заключается в том, что такая отчетность должна быть понятна не только контролирующим органам, но и партнерам и клиентам предприятий.

Ключевой принцип IAS – прозрачность отчетности. Фактически стандарты обязывают хозяйствующие субъекты сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям. Причем для такого рода информации не предусмотрено специальной формы отчетности – это может быть сопроводительная записка или справка. Однако международные стандарты сами по себе едва ли сделают отчетность более честной и прозрачной, IAS лишь рекомендуют правила отражения событий в учете, но не гарантируют полную адекватность реальности написанного в отчетах. По сути, IAS и не преследуют цели наказать недобросовестных исполнителей. В случае выявления расхождений в предоставляемой отчетности предприятию может грозить лишь потеря репутации. Для российских предприятий такая перспектива никогда не представляла реальную угрозу, а после кризиса и вовсе перестала быть какой либо опасностью. Более того, даже в странах, где эти стандарты давно применяются, есть много способов уклониться от их прямого исполнения.

Основные результаты проводимой реформы системы бухгалтерского учета

Каковы же итоги проводимой реформы системы бухгалтерского? В соответствии с результатами проведенного авторами опроса, которому были подвергнуты 1560 бухгалтеров крупных и средних российских предприятий,примерно реть из них (35%) расценивали информацию, представляемую в финансовой отчетности, составленной в соответствии с IAS, как не очень полезную для своего предприятия, около 43%как довольно полезную и только 20% – как очень полезную. Таким образом, третья часть всех опрошенных бухгалтеров не видит пользыв составлении отчетности. По мнению бухгалтеров, данные финансового учета используются на предприятии в первую очередь для отчета перед налоговыми органами (так считает около 90%опрошенных), а также для контроля за сохранностью активов. В случае отделения финансового учета от учета в целях налогообложения почти 60%опрошенных полагают, что составление финансовой отчетности даже по российским стандартам учета следует рассматривать как вынужденную бесполезную работу, не говоря уже о ее составлении в соответствии с требованиями международных стандартов. Такой подход бухгалтеров к роли финансовой отчетности свидетельствует о том, что при сотрудничестве с другими организациями данные их отчетности принимаются во внимание не так уж часто (на вопрос: «Как часто Вы обращаетесь к финансовой отчетности предприятий партнеров и потенциальных партнеров?», ответы распределились следующим образом: редко – 29%, никогда – 36%, обычно – 21% и всегда – только 13%; 1% опрошенных затруднился с ответом).

В заключение добавим, что большинство предприятий вообще не видит выгоды от составления финансовой отчетности,что вызвано, с одной стороны, отсутствием соответствующих пользователей финансовой отчетности, а с другой стороны, восприятием финансового учета как необходимо го средства для расчета налогов и отношений с налоговыми органами. Финансовый учет как один из инструментов создания стоимости и благосостояния предприятий не играет самостоятельной роли, просматривается его явная подчиненность фискальным целям. Информация финансового учета, как правило, никак не связывается с задачами корпоративного управления, бухгалтеры в большинстве случаев работают без тесного контакта с руководителями других подразделений.