Повышение зарплаты федеральным госслужащим в году. Последние новости об актуальной информации о зарплатах госслужащих

Уровень заработной платы государственных служащих всегда вызывает интерес у широких масс народа. Население считает что «слуги народа» не должны иметь большое довольствие, которое им выплачивается за счет бюджета. Ведь большей частью бюджет страны пополняют простые граждане. Следовательно, государственные служащие должны защищать интересы обычных граждан и тогда выплаты им будут логичными и обоснованными.

Кто является государственным служащим

Государственный сектор Российской Федерации – это обширная область деятельности, в которой задействовано огромное количество людей. Отталкиваясь от данных все ведающей статистики в начале года под термин «государственный служащий» попадало 5,4 миллиона российских граждан .

Государственный служащий – это работник, задействованный для выполнения определенных обязанностей на государственной службе. Вся деятельность такого сотрудника попадает под действие пунктов Федерального закона «Об основах государственной службы Российской федерации» от 1995 года.

Согласно изменениям, внесенным в данный законодательный акт в 2001 году данный сотрудник в первую очередь должен быть верен интересам общества и государства , направлять свои действия на служение им.

Данный работник должен соответствовать занимаемой должности по личным качествам и профессиональным данным . Его обязанности закрепляются служебным контрактом, а вознаграждение выплачивается в установленном порядке из соответствующего бюджета.

Госслужащий должен четко следовать всем ограничениям, связанным с занимаемой должностью и придерживаться действующего регламента. За не выполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей он обязан понести наказание.

Занимая различные должности и действуя в разнообразных направлениях, государственные служащие обеспечивают стабильную работу государства. Место приложения усилий определяется исходя из интересов страны, поэтому сферы деятельности очень многогранны.

Государственные служащие представлены в налоговых и судебных органах, внешней разведке, в сфере охраны здоровья и научных разработок . Работники миграционной службы, президентского аппарата, министерств, прокуратуры, муниципалитетов также находятся на государственной службе. Представители силовых структур, пограничной службы и специальных органов относятся к данной категории лиц.

На госслужбу принимаются только граждане Российской Федерации.

Они представляют интересы государства и граждан в следующих органах:

  • Судебных;
  • Исполнительных;
  • Представительских;
  • Других.

Простым языком можно определить, что госслужащий это человек, работу которому предоставляет государство .

Ситуация сегодня

В соответствии с мораторием правительства начиная с 2014 года повышение заработной платы работникам , находящимся на государственной службе не производилось.

В мае 2017 года вышел ряд указов, подписанных президентом страны, которые отражают существенное изменение в окладах государственных служащих в сторону увеличения . Суммы не разглашаются, что вызывает неподдельный интерес, как у простых российских граждан, так и заинтересованных лиц.

В прессе наделало шума заявление Алексея Кудрина (бывшего главы МФ), о том, что бюджет страны не сможет изыскать суммы для заявленной индексации окладов. Действующие санкции, не стабильная ситуация во всех экономических сферах, непостоянство валютного курса не позволяют произвести подобное увеличение.

В настоящее время бюджет страны еще не утвержден, поэтому трудно сказать будет ли включены в его расходную часть изменения по окладам государственных служащих или нет.

Возможно, необходимые средства планируется изыскать в региональных бюджетах. Но тогда это может негативно отразится на запланированных тратах на ремонты детских учебных заведений и больниц. Кудрин утверждает, что нельзя полностью не выполнить указание главы страны, поэтому его распоряжения, касательно госслужащих будут выполняться частично .

По данным Росстата по итогам обработки данных за 2018 год, средняя заработная плата чиновника составляет почти 100 000 рублей . Она сильно колеблется в зависимости от сферы деятельности.

Самыми высокооплачиваемыми являются служащие президентского аппарата, их оклады более 200 000 рублей в месяц. Задействовано в этой сфере более 1700 человек.

Самыми низкооплачиваемыми служащими являются архивариусы с доходом около 53 000 рублей в месяц . Даже самая маленькая заработная плата гораздо превышает установленный в стране прожиточный минимум.

Не все просто с выполнением моратория на индексацию окладов. Отталкиваясь данных Роскомтата, уровень дохода государственного аппарата вырос в 2018 году по сравнению с 2017 . Это произошло как в региональных, так и центральных ведомствах. Данный факт не свидетельствует о нарушении указаний главы государства. В моратории была небольшая недописка, позволившая применить надбавочный коэффициент отдельно взятым служащим.

Будет повышение или индексация заработной платы в 2019 году

Своими постановлениями правительство гарантированно утвердило повышение должностных окладов государственных служащих в 2018 году на 4% .

Эта инновация коснется:

  • сенаторов;
  • депутатов;
  • служащих министерства;
  • работников аудиторских ведомств;
  • сотрудников прокуратуры;
  • других госслужащих.

При стабилизации ситуации в экономике, законопроект предполагает увеличить финансирование государственного аппарата вдвое. Точная дата такого изменения в выплатах не указывается.

Согласно государственной программе, будет выделено 380 млрд. рублей на стимулирование деятельности госслужащих . Сейчас не ясно, каким образом будет исчисляться качественная оставляющая оклада. Подобное изменение в структуре формирования заработной платы чиновников, позволит увеличить выплаты практически в два раза за счет стимулирующей части.

Предполагается, что данное нововведение не будет охватывать все категории госслужащих. Это связано с большой разницей между окладами высшего и низшего чиновничьего звена. Поэтому предполагается стимулирование молодых служащих, чтобы они не искали дополнительных доходов «на стороне».

Согласно новой программе между окладами специалистов высшего и низшего состава должна соблюдаться пропорция – 1 к 10. В дальнейшем разница будет сокращаться до 1 к 5.

Среди основных нововведений в отношении госслужащих можно выделить следующие:

  • итоговая заработная плата за месяц будет исчисляться исходя из принесенной государству пользы со стороны служащего;
  • предполагается двойное увеличение окладов для отдельных категорий чиновников;
  • закон, регулирующий деятельность государственных служащих к концу года пополниться новыми разделами;
  • в 2018 году планируется массовое высвобождение чиновников с занимаемых мест.

На данный момент итоговое вознаграждение чиновника формируется следующими элементами:

  1. Должностной оклад.
  2. Оклад, в соответствии с категорией и чином.
  3. Надбавка за выслугу лет.
  4. Дополнительные поощрения. В зависимости от сложности условий доплата может варьироваться от 60% до 200% к должностному окладу.

Новая программа планирует сохранить оклады и убрать надбавки, поощрения и бонусы. Для этого с каждым служащим будут подписываться контракты. В нем будут отражены требования и нормативы, которые чиновник обязан выполнить. Согласно этим критериям будет оцениваться эффективность его деятельности на конец отчетного периода .

Если служащий сумеет предоставить доказательства своей продуктивности, на занимаемом посту , ему полагается надбавка за качество труда. Если подтверждающие факты будут отсутствовать, то он получит вознаграждение в уменьшенном виде без каких-либо бонусов и надбавок.

Нововведение нужное и полезное, но как это будет работать в действительности пока не ясно.

Будет ли сокращение госслужащих

В связи с усложнившейся экономической ситуацией в государстве власти пытаются оптимизировать расходы на содержание работников , получающих заработную плату из различных бюджетов.

Следует предположить, что если на официальном уровне объявлено о грядущем повышении заработной платы чиновников, а лишние средства в государственной казне отсутствуют, то они будут получаться за счет сокращении «поголовья» служащих .

В законопроекте, принятом еще в 2014 году, предполагалось постепенное сокращение числа казенных служащих . Процесс должен был начаться в 2015 году и закончится к 2018 году. Точная цифра подлежащих сокращению чиновников не указывалась. Приводились размытые данные о необходимости проведения реформы, оптимизации рабочего процесса и тому подобное.

Фактически под сокращение могли попасть граждане, попавшие на службу без соответствующего профильного образования или нужной квалификации.

К данным требованиям в 2018 году добавиться аттестация по следующим пунктам:

  1. Знание нормативно-правовых документов принятых к действию на территории РФ.
  2. Владение русским языком.
  3. Точное понимание и знание всех пунктов антикоррупционного законодательства.

Трудно точно ответить на вопрос какое количество государственных служащих попадет под сокращение в 2018 году. Ориентировочно цифра колеблется в диапазоне от 5% до 10%. Предполагается, что после уменьшения количество сотрудников госслужбы, деятельность оставшегося аппарата будет более эффективной.

Основная масса увольнений пройдет в регионах, так как считается, что центральный аппарат укомплектован в соответствии с нормативами, для нормального обеспечения функционирования государственных служб.

Точной информации о предполагаемых сокращениях власти не предоставляют. Министерство труда РФ постоянно делает заявление о необходимости мониторинга работы различных служб и ведомств. Многие органы дублируют работу друг друга. В результате одна и та же деятельность оплачивается из бюджета по нескольку раз.

Поэтому в 2018 году будет полностью изменено штатное расписание в каждой государственной структуре . В результате чиновникам не получиться выдумывать для себя какие-либо задачи, чтобы сымитировать бурную деятельность.

О положительных или отрицательных моментах предполагаемых нововведений на данный момент судить сложно. Заставить чиновников качественно трудиться являются ключевым моментом в предложенной реформе. Не известно поможет ли стимулирование заработной платы справиться с коррупцией в чиновничьем аппарате. Главное, что реформа стартовала с 01 января 2018 года . А ее результаты оценим по окончании календарного года.

Наличие государственности подразумевает наличие доверенных людей, помогающих властям в управлении страной. Исторические документы подтверждают их присутствие – например, воеводы, посадники – даже в Древнерусском государстве. Однако понятие государственного служащего наиболее приближенное к современному виду, появилось во времена Петра I. В 1722 году был подписан Табель о Рангах, регламентирующий деятельность служащих в зависимости от присвоенного чина. После революции на смену таким чиновникам пришли собственно государственные служащие – представители законодательной, судебной, исполнительной властей.

Современная госслужба регламентируется законодательно Конституцией РФ, а точнее – соответствующими законами 2003 и 2004 годов. Она бывает военная и гражданская. К гражданским служащим относятся люди выполняющие работу на федеральном уровне или уровне субъектов РФ. Отличие таких работников в зоне ответственности и в источнике заработных выплат. В этой статье мы более подробно рассмотрим деятельность федеральных служащих, оплату их труда, а также касающиеся их свежие новости: повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России.

Федеральные госслужащие: место в структуре

Федеральный государственный служащий – работник, несущий службу в органах управления и получающий за это денежное вознаграждение из федерального бюджета. По сути – это представитель власти, имеющий определенные права, обязанности и полномочия в рамках соответствующих занимаемой должности. Считается, что нанимателем его является государство. С 2005 года действует актуальный реестр должностей, относящихся к этой категории, с полным описанием должностных обязанностей.

Такая служба накладывает на работника ряд ограничений. Среди них невозможность заниматься иной деятельностью за деньги (исключение – наука, педагогика, творчество), состоять политических партиях, участвовать в забастовках, манифестациях и т д. Но зато в большинстве случаев это достойные зарплаты, соцпакет, гарантии и льготы. А также действительно важная работа на благо государства.

Изменения 2017: заработная плата.

Прежде, чем обсуждать повышение денежного содержания федеральным бюджетников в 2017 году, рассмотрим средние цифры и способ начисления на сегодня. Заработная плата федеральным госслужащим начисляется по схеме: сумма должностного оклада, надбавки за квалификацию, за определенные особые условия службы, за стаж и возможные премии.

По факту ситуация с доходами такова. В 2014 году 39,1 тыс. федеральных госслужащих получали среднюю зарплату в 75 тыс. рублей. Всего на 2015 год, согласно данным Росстат, в России на должностях федеральных госслужащих состояло 39,8 тыс. человек со средним доходом 77,1 тыс. рублей. В 2016 году численность работников сократилась до 38,5 тыс. со среднероссийской заработной платой 79,9 тыс. рублей.

Максимальные довольствия при этом могут достигать 200 тыс. рублей.

Конечно, доходы достаточно высокие. Однако не стоит забывать о важности выполняемой работы. Кроме того, лучший способ повысить ответственность, улучшить качество работы и бороться с коррупцией – создать хорошие условия труда и сделать так, чтоб служащий боялся потерять хорошее место работы, ценил его.

Последние годы в стране проводится значительное сокращение бюджета. Оно коснулось и федеральных госслужащих. Так, в 2016 ежегодное плановое увеличение окладов федеральным госслужащим на величину инфляции не проводилось – был введен мораторий до 2017 года. Связано это с экономической ситуацией – последствием кризиса 2014-2015 годов. По обещаниям властей, заморозка введена на 1 год. Улучшение экономики позволяет надеяться, что индексация все-таки будет проведена. Неофициальные данные подтверждают этот факт. Также в проекте бюджета на будущий год уже запланированы необходимые средства на проведение индексации.

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России будет осуществлено не за счет изменения способа начисления, а путем проведения индексации на величину инфляции.

Изменения 2017: сокращения.

Конечно, внимательный читатель заметил, что численность федеральных госслужащих сокращается. Это не случайность. В 2012 была проведена реформа, которая затронула многие сферы деятельности в нашем государстве. Целью ее проведения было улучшение качества работы и предоставляемых услуг, повышение заработных плат за счет оптимизации, борьба с коррупцией и рост привлекательности профессий, важных для страны.

Не остались без внимания федеральные госслужащие. Было проведено 2 этапа сокращений: в 2013 и 2016 годах. Так, в 2016 году Президентом была поставлена задача: сократить численность штата на 10% за 2 года. За счет этого планировалось высвободить средства для индексации и дополнительного премирования оставшихся сотрудников. Что и было осуществлено. Сокращения продолжатся и в 2017 году до достижения требуемой цифры. Будет ли проведена за счет этого ожидаемая индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году? Однозначно сказать сложно, но определенно сэкономленные средства будут плюсом в бюджете на будущий год.

Как итог отметим, что в рамках действия Указа Президента РФ до конца 2017 года ожидается сокращение порядка 1,5 тыс. штатных единиц федеральных госслужащих.

Изменения 2017: увеличение пенсионного возраста.

На этом изменения для чиновников не закончились. Как и все служащие, они имеют право при достижении определенного стажа – 15 лет - на заслуженный отдых по выслуге. В 2016 внесены изменения в соответствующий закон о пенсионном обеспечении. С 2017 года будет увеличиваться требуемый стаж, каждый год на полгода. В результате в 2016 году он достигнет требуемой отметки – 20 лет.

Также с будущего года по тому же принципу будет увеличиваться возраст получения пенсионных выплат по старости: в итоге он составит 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Начисление пенсий будет теперь зависеть от стажа к моменту ухода: по 3% за каждый год сверх выслуги до максимальной величины в 75% от рабочего довольствия.

Пенсионеров-госслужащих в 2017 ждут значительные изменения: увеличение стажа для ухода по выслуге лет, по старости и новый способ расчета пенсий. Правительство постаралось максимально смягчить переход поэтапным увеличением, ежегодно по полгода.

Изменения 2017: ветераны труда

Ветеран труда в общероссийском понимании – гражданин, начавшие трудиться на благо государства во время ВОВ не будучи совершеннолетними. При этом, имеющие трудовой стаж 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин. Также к этой категории относятся люди - обладателями специальных наград.

Чтобы отметить их работу, государство предоставляет для них особые условия на ряд услуг. Так, льготы федеральным пенсионерам ветеранам труда на 2017 год включают в себя бесплатный проезд, медицинское обслуживание (в том числе протезирование зубов), льготы на некоторые виды налогов, коммунальные услуги, скидка на билеты РЖД.

Кроме перечисленных льгот федерального значения, регионы также предлагают помощь таким пенсионерам из собственного бюджета. Так, запланированы денежные выплаты ветеранам труда федерального значения в 2017 году в России. Размер зависит от возможностей региональной казны.

В нашей стране уже несколько лет проводятся кардинальные изменения. Они затронули и федеральных госслужащих: сокращения, мораторий на индексацию, изменения условий выхода на пенсию. Конечно, любые изменения в масштабах страны даются нелегко. Но, как уверяют власти – самый сложный период уже позади.

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра Дмитрия Медведева от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах Минфина об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

Причиной опровержений Кремля и Белого дома стал 13-й пункт плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы (утвержден правительством в сентябре 2016 года). Этот пункт плана предусматривает с четвертого квартала 2018 года «завершение мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования гражданских служащих и структуры денежного содержания». В том числе чиновникам обещано «увеличение гарантированной части их денежного содержания и доли выплат, обусловленных эффективностью их профессиональной служебной деятельности».

Нет реформы, нет и зарплаты

Возможный рост зарплат чиновников предполагался президентом Владимиром Путиным, но только при условии проведения административной реформы государственной службы и реформы заработной службы. Эти реформы были объединены в отдельном майском 2012 года указе президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указом предписывалось правительству еще до 1 декабря 2012 года «представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих».

Предполагалось, что новая система позволит «учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать антикоррупционное поведение». Но «зарплатная» часть указа не главная — по тому же указу правительство должно было провести ряд административных реформ. Например, предписывалось «до 1 января 2013 года обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами». Официальных итогов исполнения пунктов указов не публиковалось. А изменение оплаты труда увязывалось с результатами этих реформ.

В итоге обсуждение и административной реформы, и реформы оплаты труда госслужащих в Белом доме продолжается до настоящего времени.

«Зарплатная» реформа согласовывается теми же темпами, что и административная реформа. Но в отличие от 2012 года теперь реформа зарплаты не увязана с административной реформой в одном документе.

В послании президента Федеральному собранию в декабре прошлого года Владимир Путин вновь потребовал от правительства подготовить предложения «по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов». Срок исполнения был назначен на 1 июля 2016 года. Очередной «зарплатный» указ Владимир Путин издал в августе 2016 года. В этом документе речь шла о необходимости в месячный срок утвердить план мероприятий по реализации «Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы». Ответственным исполнителем был назначен Минтруд.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» Михаил Абызов. Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников ФНС, численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в первом полугодии 2015 года, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 95 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 7 161 рубль.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 76 100 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 47 000 рублей. Самые низкие зарплаты, как на период 2015 года, так и теперь, у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2015 году их зарплата была равна 84 100 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1,8 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал по 113 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Эта цифра почти на 20% больше по сравнению с 2014 годом.

В 2015 году существенно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату в 2015 году снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2015 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало. По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 36 500 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума. Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

Прежде, чем говорить непосредственно о заработной плате госслужащих, следует разобраться, какие категории лиц попадают под это определение. К ним относятся те специалисты, исполнение должностных обязанностей которых происходит на государственной службе и которые получают финансирование из государственного бюджета. К ним следует причислить, прежде всего следующие лица:

  • налоговики;
  • сотрудники миграционной службы;
  • работники таможни;
  • представители Роспотребнадзора, Росреестра;
  • сотрудники пограничных служб.

Оплата труда вышеперечисленных категорий отличается от заработных плат сотрудников частных компаний. Поэтому вопрос об их доходах представляет живой интерес. Любопытство к заработным платам сотрудников госслужб подогревает тот факт, что в России их доходы во многом являются тайной. В отличие от зарплат их коллег из развитых стран Запада.

Сокращение зарплат в кризис

Особую социальную значимость в кризисный период имело принятие указа Президента нашей страны Владимира Путина об уменьшении выплат как госслужащим, так и первым лицам до конца 2016 года. Это решение было обусловлено ухудшением экономического положения страны, ростом инфляции и обнищанием населения. Указ вступил в силу с 01.01.2016.

Оплата труда сокращена даже у первых лиц государства. Не обошли стороной и госслужащих из администрации Президента, представителей Счетной платы, а также Правительства страны.

Соответственно, по словам премьер-министра страны, в текущем периоде на увеличение заработной платы государственным служащим рассчитывать не стоит. Более того, планируется увеличение возраста выхода на пенсию для госслужащих. Это объясняется нижеприведенными факторами:

  • мировыми кризисными явлениями
  • нестабильной экономической ситуацией в России;
  • закрытием коммерческих фирм;
  • сокращением работников.

Эти факторы обусловили нехватку денежных средств, выделенных на оплату фонда труда федеральным служащим. Вместе с тем, Правительство страны считает нужным индексировать оплату труда этой категории в период 2016-2017 гг. Однако повышение зарплаты на инфляционный коэффициент 5,5 % не покроет даже уровня инфляции, которая в текущий период в нашей стране имеет двухзначное значение. Соответственно роста заработной платы в этот период в фактическом выражении в любом случае ожидать не следует.

Однако если индексация финансирования государственных служащих составит 10%, возможен рост их доходов. Но это будет существенной нагрузкой на бюджет государства.

Изменения в 2017 году

Согласно последним новостям, нас ожидает повышение зарплаты федеральным служащим в 2017 году. Среди них ожидается увеличение оплаты труда для следующих категорий служащих:

  • сенаторы
  • представители судебных органов
  • сотрудники аудиторских служб
  • представители министерств
  • генеральные прокуроры
  • депутаты

На эти цели в 2017 году выделено 47,5 млрд.рублей. К 2018 году по мере того, как экономика страны будет восстанавливаться, чиновников ожидает увеличение зарплаты. Это прямо значится в Проекте бюджетной политики. Этот законопроект предполагает повышение зарплат этой категории госслужащих как минимум в 2 раза. В бюджете на эти цели заложена даже определенная сумма – 450 млрд. руб.

Предусматривается оптимизация системы оплаты труда. На эти цели выделено уже 462 млрд. руб. Из них более, чем 380 млрд. будет направлено на дополнительное стимулирование государственных служащих. Из них в 2017 г. планируется потратить более 193 млрд. руб.

При этом измениться структура фонда оплаты трудовых затрат. Доля стимулирующих выплат из нее составит порядка 40%; фонд выплат будет увеличен вдвое.

Таким образом, повышение зарплаты госслужащим в 2017 году, по последним новостям, вырастет вдвое посредством роста стимулирующей части оплаты труда.

Рост зарплат у других бюджетников

Однако, если увеличение зарплаты госслужащих имеет скорее негативные социальные последствия (в их росте заинтересованы лишь сами госслужащие), то рост оплаты труда простых «бюджетников» является последней приятной новостью. В ближайшем будущем нас ожидает рост зарплат у учителей, медицинских работников, представителей культурной сферы и др.

Несмотря на то, что начали повышать зарплату работникам бюджетной сферы уже в 2015 году, это станет реальностью скорее только к 2018 году. Зарплата данной категории лиц, по прогнозам, будет увеличена примерно в полтора раза. Так, оплата трудозатрат научных работников, врачей, преподавателей к 2018 году должна быть больше среднего заработка по региону как минимум в 1,5 раза.