Аудиторская деятельность предоставляет собой проверку содержания отчетности коммерческого лица при условиях независимости и объективности с целью отражения экспертного мнения относительно достоверности предоставляемой отчетности.
С 01.01.2017 оказание аудита регламентируется новыми правилами в связи с принятыми Международными стандартами аудита, которые утверждены приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10. 2019 №192н.
- Акционерные общества;
- Страховые компании;
- Кредитные организации и другие.
С полным перечнем можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Минфина России (отражено в тексте Информационного сообщения от 11.01.2017 № ИС-АУДИТ-13).
Список содержит:
- Правовые основания для аудита;
- Вид отчетности;
- Субъекты, которые обладают правом на проведение аудита.
Деятельностью по предоставлению аудиторских услуг способны заниматься исключительно аудиторы. При этом оказание данных услуг должно быть единственным видом работы (п. 6 ст. 1 закона № 307-ФЗ).
Изменения 2019-2017 года
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ пребывает на вершине законодательного регламентирования аудиторской деятельности и правил оказания услуг в части аудита предприятий. Так, все остальные законы в данном аспекте сориентированы именно на данный и пребывают в соответствии с его положениями.
Закон содержит в себе:
- Основные определения понятий;
- Дается описание порядка организации процесса осуществления деятельности аудиторов;
- Дается исчерпывающий перечень прав и обязанностей субъектов аудита.
- Указан порядок проведения контролирующих действия в части оказания услуг аудиторами.
Одним из нововведений является корректировка понятия в 2019 году «публикация консолидированной отчетности», и его последующая замена на «раскрытие годовой консолидированной отчетности», что описано в списке предпосылок для оказания аудита обязательного характера в ст.5.
Видео: Нюансы
Сравнение законов
До вступления ФЗ № 307- ФЗ на территории РФ фигурировал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, утративший силу 01.01.2011. Исходя из назревших изменений в экономике государства и правил, стандартов проведения аудита, был одобрен закон № 307-ФЗ.
Если сравнивать акты законодателя, то можно определить такие качественные отличия:
- Отличия в объеме содержания и численности норм. Так ФЗ № 307-ФЗ гораздо больше предшественника;
- ФЗ № 307-ФЗ делит сущность «аудита» и «аудиторской деятельности», в то время как в предыдущем эти определения уравнивались;
- Внедрено в употребление понятие — бухгалтерская отчетность;
- П. 6 ст.1 закона № 119-ФЗ имеет перечисление услуг, которые являются сопутствующими проведению аудита. Новый (ч.4 ст.1) отсылает к перечню таковых, которые устанавливаются государственными органами. В настоящий момент это ПСАД № 30,31.33;
- Перечисляются виды прочих услуг, что отражено в ч.7 ст.1, в то время как раньше такового не вводилось;
- П.2 ч.2 ст.14 расширяет правосубъектность аудитора при проверке. Так, он надеяется правом полномерного изучения документации, которая содержит коммерческую тайну. Предыдущий закон подобных оговорок не имел, поэтому лицо, которое подлежало аудиту, могло ответить отказом в предоставлении подобных бумаг;
- Ранее обязательным аудитом способны были заниматься исключительно организации (п. 2 ст. 7 ФЗ № 119-ФЗ). На данный момент такой правомочностью обладают и обособленные специалисты;
- Определение аудиторской организации излагается неоднозначно (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ);
- Новый закон предусматривает обязательное условие по пребыванию аудиторов в СРО, отсутствие такового грозит не допуском к работе. Ранее – требования не содержал.
- Ч.2 ст.23 отменяет обязательные условия по наличие лицензии. Теперь аудитом можно заниматься в отсутствие таковой, она больше не является необходимой.
Последняя редакция Закона «Об аудиторской деятельности»
Последняя редакция № 307-ФЗ имеет ряд корректировок, среди которых дополнение ст.23 ч.16.
Среди поправок основными и заслуживающими внимания следует считать такие:
- Дано пояснение того, что представляет собой аудиторская деятельность, и что к ней не относится (ч.2 ст.1);
- Утверждено, что Минфин РФ занимается утверждением видов и перечня аудиторских, и сопутствующих услуг (ч.4 ст.1);
- Аудит стал носить обязательный характер для всех акционерных обществ, в то время, как ранее это имело место только для ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5);
- Раньше оформление заключений происходило по правилам, которые устанавливались стандартами федерального значения, то сейчас с 01.01.2017 года введены международные стандарты, которые завизированы приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н. так, из содержания статьи было исключен термин «федеральные»;
- Ст.6 имеет дополнение ч.6, в котором значится перечень лиц, которые обладают правом на обращение в суд для признания аудиторского заключения заведомо несостоятельным;
- Переход на международные стандарты аудита (МСА) обозначил данное указание и в содержании закона. Ранее ориентиром были ФСАД. Так корректировки внесены в ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7;
- Аудитор не может сделать аудит в пределах кредитного учреждения, которое его кредитует, либо предоставило банковскую гарантию и т.д.
Аннулирование квалификационной документации аудитора является возможным, когда не предпринималась подобная деятельность сроком до 3-ех лет (ранее 2); - Ранее услуга имела наименование, как «проведение аудита», сейчас – «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ);
- Увеличен минимальный предел численности участников организации аудиторов для регистрирования как СРО. Так, ранее было 700 человек и 500 организации, сейчас 10 000 и 2000 соответственно;
Законодательство в регуляции деятельности аудиторов в последнее время изменяется и корректируется, что связано с переходом на МСА. Содержание последней редакции закона ФЗ № 307-ФЗ расширяет перечень предприятий, подлежащих обязательному аудиту. Содержит в себе квалификационные требования к аудиторам конкретизируются и расширены. Предоставляет право заниматься аудиторской деятельностью обособленным специалистам, помимо организаций аудиторов.
Считается контрольно-надзорной, а потому должна строго регламентироваться государством. В этих целях был создан ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", закрепляющий основные положения, которые касаются функций и прав аудиторов. Закон будет подробно рассмотрен в статье.
Об аудиторской деятельности
Что представляет собой аудит? Согласно закону, это независимая проверка бухгалтерских данных на соответствие установленным нормам. Проверяется достоверность финансовой отчетности, выявляются нарушения и возможные махинации.
Аудитор - это лицо, осуществляющее аудиторские услуги. Вся контрольно-надзорная деятельность рассматриваемого специалиста должна строго соответствовать закону. В противном случае все проводимые работы не будут считаться аудиторскими.
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" гласит, что аудит не может заменять собой контрольные функции государственных органов. Это дополнительные, независимые виды работ, не связанные с государственной правоохранительной деятельностью.
Аудиторы и аудиты
Что представляет собой аудиторская организация? Закон № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дает следующее определение:
- это организация, созданная на коммерческой основе, которая представляет собой объединение аудиторов, производящих независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности.
Каждая аудиторская организация должна быть внесена в специальный государственный реестр. Работающие в ней физические лица (аудиторы) должны иметь при себе квалификационный аттестат, дающий разрешение на осуществление профессиональной аудиторской деятельности.
Обязательный аудит проводится в следующих случаях:
- ценные бумаги организации допущены к торгам;
- организация имеет организационно-правовую форму общества акционерного типа;
- объем выручки от продажи продукции составляет более 400 млн рублей за предшествовавший отчетный год;
- организация представляет и раскрывает годовую сводную консолидированную отчетность;
- в иных случаях, установленных ФЗ.
Обязательный аудит проводится каждый год.
Права и обязанности аудиторов
ФЗ N 307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет основные полномочия и функции данных объединений. Так, аудитор имеет право:
- на самостоятельное определение методов и форм оказания профессиональных услуг;
- на исследование в полном объеме документации, связанной с хозяйственной и финансовой деятельностью аудируемого лица;
- на проверку любого имущества, указанного в документации;
- на получение у должностных лиц подтверждений и разъяснений по возникшим в ходе проверки вопросам;
- на отказ от осуществления своих должностных обязанностей, если аудируемое лицо не предоставляет всю необходимую документацию;
- на осуществление прочих прав, указанных в договоре.
Закрепляет закон и основные обязанности аудиторов. Так, здесь стоит отметить:
- предоставление аудитором аудируемому лицу информации о членстве в аудиторской организации;
- своевременную передачу аудиторских заключений;
- составление документов на русском языке;
- обеспечение сохранности документации;
- информирование аудируемых лиц о и многое другое.
Еще одной обязанностью аудиторов является строгое соблюдение профессиональных стандартов. О них будет рассказано далее.
Стандарты аудиторской деятельности
Седьмая статья ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" закрепляет необходимость использования стандартов и кодексов профессиональной этики аудиторов. Что это такое? Закон характеризует стандарты как особый вид документов, содержащие в себе требования к аудиторским процедурам. Стандарты не должны:
- противоречить международным стандартам;
- создавать препятствий к осуществлению аудиторской деятельности.
А что представляет собой кодекс профессиональной этики аудиторов? Согласно закону, это сборник правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторами и объединениями аудиторов. Кодекс составляется и принимается каждой саморегулируемой организацией отдельно.
О независимости аудиторов
ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности" в статье 8 закрепляет нормы, гласящие о независимости аудиторов и их объединений. Вначале говорится о том, кто не может осуществлять аудит. В этот список входят аудиторы:
- являющиеся учредителями аудируемого лица, его главным бухгалтером или руководителем;
- являющиеся близкими родственниками аудируемого лица;
- индивидуальные аудиторы, оказывавшие в течение трех лет аудируемому лицу услуги по восстановлению бухгалтерского учета, его ведению, составлению финансовой отчетности;
- и прочие, согласно ФЗ №307.
Несложно догадаться, что введены все эти нормы для недопущения коррупции и "покрывательства" своих коллег. Порядок вознаграждения за аудиторскую деятельность и его выплаты определяется участниками договора.
Проверяющие не вправе осуществлять действия, нарушающие интересы и права аудируемых лиц. Так, вводится специальное понятие аудиторской тайны, о котором будет рассказано далее.
Об аудиторской тайне
Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (№307-ФЗ) закрепляет понятие аудиторской тайны. Что это такое? Девятая статья закона запрещает разглашать любые сведения и документы (кроме информации, разглашенной самим аудируемым лицом), сведения о заключении договора по оказанию услуг, а также цены на эти услуги.
Все работники аудиторской организации обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, которая составляет аудиторскую тайну. Нельзя передавать документы и сведения, составляющие данную тайну, третьим лицам, не имеющим отношения к аудиторскому договору.
Согласно ФЗ №307 "Об аудиторской деятельности", разглашение аудиторской тайны влечет за собой наложение ответственности. Согласно федеральному закону, лицо, нарушившее конфиденциальность информации, обязано возместить убытки в порядке, установленном законодательством РФ.
Контроль над аудиторами
Принятый ФЗ №307 "об аудиторской деятельности" называет аудиторов и их объединения независимыми лицами. Однако принцип независимости не освобождает от контроля со стороны государства.
Статья 10 гласит о самоконтроле. Так, представители аудиторских компаний обязаны:
- устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля профессиональной деятельности;
- проходить внешний контроль деятельности, представлять государственным органам всю необходимую документацию;
- принимать участие в работе саморегулируемой организации аудиторов, если они являются ее членами.
Статья 11, напротив, повествует о внешнем контроле аудиторских организаций и ее членов. В частности, оговаривается предмет внешнего контроля. Это соблюдение требований федерального закона, а также своевременное исполнение законных приказов со стороны государственной власти. Чуть подробнее о государственном регулировании аудиторской деятельности будет рассказано далее.
Государственное регулирование
№307 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (30.12.2008) закрепляет основные нормы государственного регулирования деятельности аудиторов. Так, государство обязано:
- разрабатывать государственную политику в сфере аудиторской деятельности;
- принимать нормативные акты, ее регулирующие;
- вести государственный реестр саморегулируемых организаций;
- осуществлять некоторые другие полномочия, отраженные в статье 15 рассматриваемого федерального закона.
Аудиторская деятельность необходима на территории РФ и обусловлено это законом об обязательности проведения аудита во многих организациях. Для правомерного выполнения деятельности в сфере аудита, необходимо знать все о федеральном законе 307.
Структура 307-ФЗ
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307 от 30.12.2008 состоит из 26 пунктов, на основе которых дается следующая информация:
- понятия об аудите и аудиторе;
- подробно описан процесс организации деятельности аудиторских компаний;
- в прямом доступе имеются все права и обязательства сторон в аудиторском деле;
- сведения о вышестоящих инстанциях, контролирующих действия аудиторов.
Как менялся закон
До принятия правительством закона под номером 307, существовал закон №119-ФЗ. Что изменили в момент принятия 307 закона:
- Объем информации и количество принятых статей увеличились.
- Разделены понятия об аудиторской деятельности и аудите.
- Появилось понятие бух.отчетности.
- Сформированы виды прочих услуг аудитора.
- Четко прописаны полномочия аудитора, включая его доступность к финансовым документам.
- Аудиторы наряду с аудиторскими организациями получили право проводить .
- Изменено понятие об аудиторской организации.
- Произведена отмена лицензирования на предоставление аудиторских услуг.
- Порядок обмена квалификационных документов аудиторам.
- Разграничение о том, что такое аудиторская деятельность, а что таковой не является.
- Обязательный аудит стал необходим не только для ОАО, но и для других видов организаций, выпускающих свои акции.
- Изменились стандарты оформления заключений. Вместо федеральных, стали использовать международные стандарты.
- Появился перечень лиц, уполномоченных обратиться в суд с иском о признании аудиторского заключения ложно составленным.
- Появилось понятие «банковская гарантия». Проверке не подвергаются банки предоставляющие займы аудиторским организациям.
- Уточнилась информация о прекращении аудиторской деятельности после трех лет не активности.
- Изменилось название услуг.
в последней редакции 2019
Основные понятия
- Аудиторская деятельность — процесс проведения проверок аудитором является аудиторской деятельностью. Основное требование, процессы, производимые проверяющими лицами, должны соответствовать стандартам проведения аудиторских действий.
- Аудит — проведение проверки в соответствии со стандартами на соответствие правильности, фактического соответствия предприятия, в котором проводится мероприятие, называется аудитом.
- Аудитор — индивидуальный проверяющий имеющий квалификационный документ и сотрудничающий с какой-либо организацией, предоставляющей услуги по аудиту, является индивидуальным аудитором. Законность аудиторских мероприятий определяется наличием имени проверяющего в реестре аудиторов.
- Аудиторская организация — компания может предлагать на рынке аудиторские услуги, только если состоит в государственном реестре аудиторов.
Помимо проведения аудита, аудитор может предоставлять дополнительные услуги, описанные в первой статье 307 закона.
Права и обязанности
Согласно федеральному закону №307-ФЗ от 30.12.2008 г. индивидуальный аудитор и фирма, созданная для предоставления услуг, наделены следующими правами :
- Избирать способы и методы проведения проверки в рамках стандартов по собственному усмотрению.
- Количество аудиторов на предприятии, определяет сама аудиторская организация.
- Аудиторы уполномочены запрашивать любые документы для проверки, включая бумаги, содержащие коммерческую тайну.
- Проверять соответствие данных в документации, сообщающих о наличии того или иного имущества.
- Запрашивать пояснения от ответственных лиц предприятия в случае возникновения вопросов, относительно выданных бумаг.
- Аудиторская группа вправе отказать в проведении проверки в случае не предоставления всей документации или осуществления давления на группу аудиторов.
К обязанностям аудиторов и фирм, осуществляющих аудиторскую деятельность, относятся:
- Предоставлять документ, подтверждающий квалификацию аудитора и членство в аудиторской организации.
- Предоставление обоснований сделанных выводов в ходе проверки.
- Оказание услуг в сроки, установленные контрактом на оказание услуг аудиторской фирмы.
- Составлять документы по результатам проверки строго на русском языке.
- Гарантировать сохранность документации, выданной по запросу аудиторской группы.
- Хранить документацию о результатах проверки на протяжении пяти лет. Отсчет ведется с года проверки.
- Оповещение руководства предприятия, на котором происходит аудиторская проверка, о выявлении факта .
- В случае бездействия руководителя относительно открывшегося факта коррупции, аудитор обязан оповестить прокуратуру муниципалитета.
Государственный контроль за аудиторской деятельностью
Из постановления Правительства от 30.06.2004 №329 функции контроля за деятельностью аудиторов и компаний по аудиту возложены на Министерство финансов страны.
К функциям регулирования относятся:
- ведение гос. политики в отношении действий аудиторов и организаций;
- принятие изменений, относящихся к закону №307 «об аудиторской деятельности»;
- внесение поправок в реестр аудиторов. Создание копий актуальной версии реестра.
Последние изменения
К изменениям 2019-2107 года относятся:
- Добавление к списку предприятий, обязанных проходить аудиторский контроль, публично-правовых компаний. О данной поправке сказано в Федеральных законах «О публично-правовых компаниях» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты».
- В ст. 5 изучаемого закона изменена фраза «и (или) публикует» на «и (или) раскрывает годовую». О факте внесения поправки написано в Федеральном законодательстве «об изменении закона о консолидированной финансовой отчетности».
- Дополнение пятой статьи дополнительным пунктом. В новом пункте говориться о том, что результаты обязательных аудиторских проверок подлежат публикации в едином реестре по сбору сведений о юр. лицах.
Видео: Что такое аудит
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ: изменения 2018 — 2019 года
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ в фигуральном смысле находится на верхушке системы правового регулирования аудиторской деятельности. Именно из его положений исходят все остальные нормативные акты. В законе № 307-ФЗ:
- даются определения основных понятий;
- описывается порядок организации деятельности аудиторов;
- перечисляются права и обязанности участников аудита;
- указывается порядок контроля за деятельностью аудиторов и т. д.
Подробнее о положениях закона № 307-ФЗ можно прочитать в статье «Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ ».
Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ является главным регулятором аудиторской деятельности, в него частично вносятся изменения, не всегда значительные. Одно из новшеств 2018 — 2019 — дополнение ст. 13 пунктом 3.2., вводящим обязанность аудитора при возникновении подозрений на проведение аудируемым лицом операций в целях отмывания доходов уведомлять об этом Росфинмониторинг.
Сравнение законов об аудиторской деятельности № 119-ФЗ и 307-ФЗ
До принятия Федерального закона об аудиторской деятельности № 307-ФЗ в России действовал ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ, который утратил силу 01.01.2011.
Проведем небольшой сравнительный анализ этих актов:
- Они отличаются количеством статей и их порядком. Закон № 307-ФЗ объемнее закона № 119-ФЗ.
- В законе № 119-ФЗ понятия «аудит» и «аудиторская деятельность» уравнивались, в законе № 307-ФЗ они разделены.
- В законе № 307-ФЗ введено понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- В п. 6 ст. 1 закона № 119-ФЗ перечислялись сопутствующие аудиту услуги. В ч. 4 ст. 1 нового закона идет отсылка к перечню, устанавливаемому госорганом. В настоящее время это ПСАД № 30, 31, 33.
- Виды прочих услуг перечислены в ч. 7 ст. 1 закона № 307-ФЗ. Ранее это понятие отсутствовало.
- П. 2 ч. 2 ст. 14 закона № 307-ФЗ расширены полномочия аудитора: он (аудитор) имеет полное право изучать документы, содержащие коммерческую тайну. В законе № 119-ФЗ об этом ничего сказано не было, и, по сути, аудируемое лицо могло отказать в представлении таких документов.
- Ранее обязательный аудит могла проводить только организация (п. 2 ст. 7 закона № 119-ФЗ). Теперь таким правом наделены и отдельные аудиторы.
- По-разному определено понятие аудиторской организации (ст. 4 закона № 119-ФЗ и ст. 3 закона № 307-ФЗ).
- Законом № 307-ФЗ установлено, что аудиторы обязательно должны состоять в СРО, в противном случае они не допускаются к работе. Ранее такое требование не предусматривалось.
- Ч. 2 ст. 23 закона № 307-ФЗ отменены все лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Теперь они не нужны.
Закон об аудиторской деятельности: последняя редакция
Как мы говорили выше в последней редакции ФЗ об аудиторской деятельности ст. 13. дополнена п. 3.2 (см. закон «О внесении изменений…» от 23.04.2018 № 112-ФЗ).
До этого законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ в подп. 1 и 2 п. 2 ст. 14 были внесены дополнения, давшие право аудируемому лицо не предоставлять документы и информацию в тех случаях, когда ограничение на их предоставлении установлено Правительством РФ.
Глобальные же изменения были произведены законом от 01.12.2014 № 403-ФЗ. Перечислим некоторые из них:
- Четко поясняется, что является и не является аудиторской деятельностью (ч. 2 ст. 1).
- Аудит теперь обязателен для акционерных обществ любого вида. Раньше это касалось только ОАО (п. 1 ч. 1 ст. 5).
- Ранее аудиторское заключение оформлялось по правилам, установленным федеральными стандартами. В последней редакции закона слово «федеральными» исключено, поскольку в настоящее время действуют международные стандарты, утвержденные приказом Минфина РФ от 09.01.2019 №2н.
- В связи с переходом на международные стандарты аудита (МСА) ч. 1 и пп. 1, 2 ч. 2 ст. 7 прямо указывают на проведение аудита в соответствии с МСА. Ранее таким ориентиром служили ФСАД.
- Не может осуществляться аудит кредитных организаций, в которых у аудитора оформлен кредит, получена банковская гарантия и т. д. (ст. 8).
- Ранее услуга называлась «проведение аудита», теперь — «оказание аудиторских услуг» (п. 2 ч. 1 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 13, абз. 1 ч. 2 ст. 13 закона № 307-ФЗ).
- Увеличивается минимально необходимое для регистрации в качестве СРО число членов организации аудиторов: было 700 человек и 500 организаций, стало 10 000 человек и 2 000 организаций.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что аудиторское законодательство в последние годы претерпело глобальные изменения. Во многом это связано с переходом на МСА, поскольку после их введения часть нормативных актов утратило силу.
Федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее — Закон 307-ФЗ) внесены поправки в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере потребления энергоресурсов (в том числе в сфере потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг). В числе прочего указанным законом изменен порядок расчета пеней в случае несвоевременной или неполной оплаты энергоресурсов. Частью 2 статьи 9 Закона 307-ФЗ установлено, что нормы о новом порядке начисления пеней для УО, ТСЖ, ЖСК и потребителей коммунальных услуг вступают в силу с 1 января 2016 года. При этом частью 1 статьи 8 указанного закона установлено, что его действие в новой редакции распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Именно распространение новых норм на ранее возникшие отношения стало причиной многочисленных споров по вопросу применимости этих норм при расчете пеней с задолженностей, возникших до 01.01.2016.
Новый порядок расчета пеней
Однако, необходимо обратить внимание, что часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ расшифровывает понятие «управляющая организация», дословно указывая: «Основаниями для проведения внеплановой проверки … являются поступления … обращений и заявлений граждан …, информации …, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к … порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация) , в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом… ». Далее в тексте Жилищного кодекса указывается термин «управляющая организация», однако, необходимо помнить, что управляющей организацией в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ может являться в том числе и индивидуальный предприниматель. При этом согласно части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ». То есть управляющая организация вполне может являться гражданином, а придание обратной силы нормам, ухудшающим положение такого гражданина, запрещено.
Юридические формулировки
Необходимо обратить внимание, что часть 2 статьи 4 ГК РФ дословно устанавливает: «По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие ». Часть 3 статьи 6 ЖК РФ дословно устанавливает: «В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие ».
При этом позиция кредиторов, приведенная в настоящей статье, формулируется следующим образом: «Действие поправок, внесенных Законом 307-ФЗ, применяется с момента вступления указанных поправок в силу, к обязанностям, возникшим до вступления этих поправок в силу ». Иначе сформулировать заявляемые требования кредиторов попросту невозможно.
Как видно из элементарного сравнения позиции кредиторов и положений действующего законодательства РФ, приведенная позиция кредиторов абсолютно противоречит нормам ГК РФ и ЖК РФ. Законодательство допускает возможность применения новых норм к ранее возникшим отношениям, но только к тем обязательствам, вытекающим из этих отношений, которые возникли после вступления этих норм в силу. В противоречие с данным утверждением кредиторы требуют применения новых норм не только к ранее возникшим отношениям, но и к обязательствам, возникшим до вступления в силу новых норм.
Позиция, противоречащая законодательству, разумеется, недопустима.
Применение различных норм в различные периоды
Как уже заявлено выше, фактором, определяющим подлежащий применению порядок расчета пеней, является дата возникновения задолженности. Необходимо отметить, что такой датой является дата именно возникновения обязанности внести оплату, а не дата исполнения кредитором обязательства по договору. То есть, если в отношениях между РСО и УО, ресурсоснабжающая организация поставила коммунальный ресурс в декабре 2015, а управляющая организация обязана внести оплату за поставленный ресурс в январе 2016 (в силу договора или в силу закона), то задолженность возникает в январе 2016 года, и расчет пеней за просрочку ее оплаты будет вестись с учетом норм Закона 307-ФЗ.
Однако, если задолженность возникла до января 2016 года, представляется неправомерным расчет пеней в порядке, предусмотренном Законом 307-ФЗ. Неправомерность такого расчета подтверждается еще и тем обстоятельством, что в случае применения норм Закона 307-ФЗ к задолженностям, возникшим ранее 2016 года, нарушается последовательность повышения применяемой доли ставки рефинансирования, установленная самим же Законом 307-ФЗ.
Например, если задолженность ТСЖ перед РСО возникла 15 декабря 2015 года, тогда на следующий день после возникновения такой задолженности уже возникает обязанность по оплате пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности (согласно ранее действующему законодательству). При наступлении 1 января 2016 согласно логике кредиторов, требующих применить Закон 307-ФЗ, увеличение пеней прекращается (для ТСЖ в течение 30 дней после наступления обязанности по оплате коммунального ресурса согласно нормам Закона 307-ФЗ пени не начисляются). 15 января 2016 года является 31-м днем, с которого согласно логике кредиторов (на основании Закона 307-ФЗ) начинается начисление пеней по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности. 16 марта 2016 года будет 91 днем просрочки, и с этого дня начнется начисление пеней по 1/130 ставки рефинансирования. В итоге получится следующий порядок расчета пеней: с 1 по 16 день — 1/300 ставки, с 17 по 30 день — 0, с 31 по 90 день — 1/300 ставки, далее с 91 дня — по 1/130. Однако, приведенный порядок не предусмотрен ни ранее действующим законодательством, ни поправками, внесенными Законом 307-ФЗ.
Рассмотрим еще пример. Пусть у УО возникла задолженность перед РСО 15 сентября. Тогда по логике кредиторов с 16 сентября по 31 декабря расчет пеней будет вестись исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просроченной задолженности, а с 1 января 2016 года — по 1/130 (поскольку 90-дневный период с момента возникновения задолженности уже истечет). Таким образом, 107 дней расчет пеней будет вестись по 1/300, а потом — сразу по 1/130, минуя период начисления по 1/170.
Такое применение различных норм законодательства к одной и той же задолженности представляется неправильным, нарушающим логику последовательного повышения доли ставки рефинансирования в зависимости от длительности периода просроченной задолженности, установленную самим же Законом 307-ФЗ.
Выводы
Исходя из сказанного в , представляется законным начисление пеней на просроченную задолженность в порядке, зависящем от даты возникновения такой задолженности — при возникновении задолженности в период по 31.12.2015 расчет пеней необходимо вести по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки оплаты, а при возникновении задолженности с 01.01.2016 — в порядке, утвержденном Законом 307-ФЗ.
В виде таблицы такой порядок расчета можно представить следующим образом:
Доля ставки рефинансирования от просроченной задолженности, возникшей с 01.01.2017, применяемая при расчете пеней за каждый день просрочки |
||
Период просрочки \ Должник |
Потребители КУ, ТСЖ, ЖСК |
|
91 день и более |