Почему в этом году увеличилась кадастровая стоимость земельного участка

На территории Российской Федерации располагается множество земельных участков, каждый из которых имеет свою ценность, фиксируемую государством с помощью ряда документов. Это цифровое значение может варьироваться в зависимости от расположения земель. Эту цену принято называть оценочной или, иначе говоря, кадастровой. Она выполняет функцию координации всех осуществляемых земельных сделок. Также с помощью этих данных рассчитывается реальная сумма регулярных выплат в частном порядке для каждого землевладения.

Порядок и ведущие принципы фиксирования кадастровой стоимости земельных участков
Расчет кадастровой стоимости земель производит государство, базируясь при этом на основных правилах, предусмотренных Конституцией и Земельным кодексом Российской Федерации. Изначально определяется список всех участков, на которые будет производиться налогообложение, и выбор ряда исполнителей, которые и будут учитывать все необходимые факторы и производить специальные расчеты.

На следующем отрезке оценивается земля и составляется специальная ведомость, содержащая в себе информацию о результатах проделанной работы. Завершающей ступенью является окончательная конфирмация материала и осведомление аграриев об итогах произведенных расчетов.

Для каждого земельного участка при расчете его кадастровой стоимости учитываются следующие особенности:

Метраж;
- местонахождение;
- присутствие на территории дополнительных построек и функции последних, если они имеются;
- природные условия.

Определение оценочной стоимости производится с помощью умножения цены одного квадратного метра участка на общую земельную площадь.
Исходя из Земельного кодекса Российской Федерации, производить расчет стоимости земель следует один раз в пять лет.

Кадастровая стоимость земельных участков в 2016 году.

В 2016 году для налогоплательщиков сложилась неблагоприятная ситуация, поскольку, начиная с 2015 года, производился перерасчет оценочной стоимости всех земельных участков, результаты которого максимально повысили вливания в местные бюджеты, но отрицательно сказались на финансовом положении владельцев земельных уделов.

Если до 2015 года базой для определения оценочной стоимости была балансовая цена земли, делающая уплату налогов практически незаметной для хозяев участков, то после принятых нововведений сумма всех средств, которые налогоплательщикам необходимо внести в государственный бюджет, практически равна рыночной стоимости, вследствие чего быть владельцем даже сравнительно небольшого земельного участка стало крайне невыгодно.

Безусловно, такие нововведения повлекли за собой в 2016 году ряд жалоб и протестов со стороны землевладельцев, ведь последние не были готовы к таким кардинальным изменениям. Многие начали даже обращаться в суд. Однако снижения стоимости и изменения законов это за собой не повлекло. Окончательным решением стал тот факт, что каждый год стоимость будет повышаться на 20%.

Прогнозы земельной ситуации 2017 года.

Как уже говорилось, сумма налогов с каждым годом будет только повышаться, поэтому надежды землевладельцев на уменьшение выплат в 2017 году оправданы не будут. Сумма выплат, как и в 2016 году, будет почти приравнена к рыночной стоимости земель.

Повышение налогов объясняется тем, что в настоящее время местные бюджеты требуют дополнительных денежных вливаний, одним из источников которых в 2017 году и станут высокие земельные налоги граждан. Увеличение местных бюджетов будет способствовать выходу из возникшей кризисной ситуации в области государственного финансирования. Кроме этого, с помощью данных денежных средств планируется произвести максимально возможное улучшение жизни граждан России.

Стоимость налога на земельный участок будет предельно повышаться, если у него высокие показатели продуктивности использования. Также на сумму выплат значительно повлияет наличие либо отсутствие на территории дополнительных построений - соответственно, чем больше построений, тем выше налог.

Однако в случае если стоимость налога превышает рыночную цену участка либо неправильно высчитана общая площадь земельного удела, налогоплательщик имеет право обратиться в суд, чтобы оспорить назначенную сумму выплат.

Безусловно, данная реформа, несмотря на обстоятельную миссию - увеличение государственного бюджета, ориентированного на полное преодоление финансового кризиса, имеет ряд недостатков. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что закон не оговаривает никаких скидок и льгот для пенсионеров, несмотря на то, что оплачивать такие высокие налоги им гораздо труднее, чем работающему проценту населения, а размер пенсий оставляет желать лучшего. Кроме этого, к 2017 году все еще не разработана единственная для всех регионов методика расчета выплат, вследствие чего возникает множество недоразумений, заканчивающихся судебными разбирательствами.


Во избежание жалоб населения все данные, касающиеся каждого агрария, должны воспроизводиться в государственном кадастре, будучи в свободном доступе для каждого землевладельца. Налогоплательщики же, в свою очередь, должны свыкнуться с мыслью увеличения денежных выплат, ведь все налоги будут направлены на облагораживание их же жизни. К тому же увеличиваться сумма налоговых выплат будет не резко, а постепенно, и достигнет своей крайней точки лишь к 2020 году.

В июле 2016-го года вступило в силу 3 (три) закона принятых на Федеральном уровне, которые и поменяли порядок определения и, соответственно - порядок оспаривания кадастровой стоимости.

От 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 360-ФЗ),

При подготовке иска в суд важно учесть, что заявление должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию административного искового, установленным в ст. 125 КАС РФ. Кроме этого, по-прежнему будет необходимо приложить документы, указанные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ .

Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки в суде, бесспорно, остается самой эффективной мерой.

Уменьшился перечень документов для обращения в комиссию

При обращении в комиссию теперь необходимо всего три обязательных документа, которые прикладываются к заявлению об изменении кадастровой стоимости:

  • Копия право устанавливающего и (или) право удостоверяющего документа на объект недвижимого имущества (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект);
  • Оценка рыночной стоимости, составленная на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости) о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемой кадастровой стоимости.

Эти документы ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. Без них заявление не будет принято к рассмотрению.

Можно приложить и другие документы (ч. 9, 10 ст. 22 закона № 237-ФЗ).

Ранее оценку производили оценочные компании, ныне, данными полномочиями будут наделены специальные бюджетные учреждения (отвечают за это исполнительные органы власти субъекта РФ)

Власти обещают скорейшее решение вопроса создания этих учреждений (в Московской области этот срок - лето 2017г., соответственно, - регионы - под вопросом)

Перечень их полномочий:

  1. Рассмотрение обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (ст. 6, 7 закона № 237-ФЗ). Сразу - вопрос: «Повлияет ли данный факт на НЕЗАВИСИМОСТЬ оценки?»;
  2. Эти бюджетные учреждения станут определять кадастровую стоимость при проведении ГКО (государственная кадастровая оценка);
  3. Они станут систематизировать информацию о рынке недвижимости;
  4. Так же будут предоставлять разъяснения по вопросам определения кадастровой стоимости.

Принята новая процедура исправления ошибок

Теперь, станет возможным исправить ошибки на стадии утверждения кадастровой стоимости, обратившись в эти бюджетные учреждения.

За исключением проведения внеочередной ГКО(государственная кадастровая оценка), по итогам формирования кадастровой стоимости, будут составляться промежуточные отчетные документы в форме электронного документа (так называемые «Проекты отчета об оценке»), содержащие:

  1. Процесс определения кадастровой стоимости, с описанием и с указанием определенных значений кадастровой стоимости (п. 7 ст. 14 закона № 237-ФЗ);
  2. Информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые адреса, номера при наличии таковых);
  3. Характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне;
  4. При недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости - указанием недостающей информации.

Размещать Бюджетное учреждение станет их, в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов на своем официальном сайте и параллельно сообщать о данном действии в Росреестр.

Росреестр, в свою очередь, в течение 10 рабочих дней, со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требований. После проверки и устранения несоответствий, Росреестр размещает в фонде данных ГКО сведения и материалы из промежуточных отчетных документов и их месте размещения на официальном сайте бюджетного учреждения на 60 (шестьдесят) дней . Данный срок выделен для предоставления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости (п. 8-12 ст. 14 закона № 237-ФЗ)

В случае подтверждения наличия ошибки, учреждению дается 60 дней на пересчет (ч. 15 ст. 21 закона № 237-ФЗ).

Решение, по итогам рассмотрения обращения, возможно, оспорить в суде (ч. 22 ст. 21 закона № 237-ФЗ).

Кадастровая стоимость объектов будет «заморожена» до 01.01.2020г?

Можно предположить, что, как только начнут действовать бюджетные учреждения, они станут постепенно проводить оценку и устанавливать новую кадастровую стоимость.

Для оспаривания кадастровой стоимости лучше, конечно, обратиться к специалистам!!!

Компания «Центр Недвижимости и Права» поможет Вам

Дек 9, 2017 07:09

grudeves_vf97s8yc

Для большинства собственников земельных участков большой неожиданностью является расчет налога на землю, который предъявляет ИФНС — налоговый официальный государственный орган. В чем причина такого расчёта, и есть ли тут ошибка? Именно кадастровая стоимость земли является основной для расчёта налоговой ставки, и кроме этого точная оценка земельных участков позволяет разработать экономическую стратегию развития как региона в целом, так и отдельного гражданина. Кадастровая стоимость земли формирует инвестиционную привлекательность региона, позволяет представителям крупного бизнеса покупать земли, развивать собственный бизнес на территории страны.

Как определяется кадастровая стоимость земли

Госкадастр определяет уточнённую кадастровую стоимость земли по специальной технологии или методике, которая есть общей для всех регионов России с некоторыми поправками. Главная особенность оценки кадастровой стоимости это отличие от реальной рыночной цены, при этом разница между показателями не должна быть в пределах 30%. Если вы заметили такую разницу, необходимо оспорить кадастровую стоимость путём обращения в соответствующую комиссию по оценке в Роскадастре.

Официальным документом, где отражается стоимость земли, согласно Роскадастру, является только выписка из Росреестра, причём электронный вариант и бумажный тип должны иметь официальную печать электронного вида или стандартную гербовую. На основании кадастровой выписки из ЕГРН вы можете оспорить стоимость в специальном отделе Росреестре. Сегодня Госкадастр допускает оспаривание стоимости, и с 2018 года, любая оценочная работа по кадастру будет проводиться только через государственный оценочный комитет при Росреестре. Никто иной не имеет права осуществлять оценку недвижимости .

Параметры, влияющие на кадастровую стоимость земли

Если вы увидите одну цену на землю из кадастра, а рыночная будет отличаться, то на порядок формирования ценообразования влияют некоторые факторы:

  • Характеристика земли.
  • Дата ввода в Росреестр земельного участка.
  • Наличие транспортной инфраструктуры.
  • Наличие инженерной инфраструктуры.
  • Экологические стандарты для земельного участка.
  • Региональная привязка.
  • Инвестиционная привлекательность.

Региональная привязка предусматривает введение определённого коэффициента, который используется в каждом регионе по специальным учётным параметрам. Самый высокий коэффициент имеют Москва, Санкт-Петербург, а также город федерального значения Севастополь. Иные регионы имеют пониженный или стандартный коэффициент учета. Согласно методике и правилам регламента закона, предусмотрено периодический вариант пересмотра оценки земли, который должен проводиться 1 раз в 3-5 лет. Если вы владеете землёй, рекомендуем вам обновлять сведения по кадастровой стоимости, путём заказа выписки из ЕГРН, где вам будет указана официальная кадастровая стоимость по учетным параметрам в Госкадастре.


Законом установлена обязанность собственников земельных участков ежегодно уплачивать в городской бюджет налог на землю . Базой для расчета этого налога в 2017 году служит кадастровая стоимость земельного участка , определяемая уполномоченным органом с учетом ряда критериев:

  • категории земель, к которой относится данный участок (земли поселений, сельскохозяйственного назначения);
  • обеспеченности коммуникациями, а также путями подъезда;
  • вида разрешённого использования;
  • средней рыночной стоимости земельных участков аналогичной категории, расположенных по соседству;
  • размеров участка.
Иными словами, кадастровая стоимость – это расчетный показатель, отражающий ценность объекта недвижимости и используемый при определении размера земельного налога либо арендной платы, а также стоимости его выкупа в ходе приобретения из государственной собственности, а также ряде других случаев, предусмотренных законом.

Используемые в процессе определения кадастровой стоимости данные о виде разрешенного использования и его целевом назначении определяются на основании проводимого местными органами власти зонирования территорий.

Чтобы узнать кадастровую стоимость земельного участка достаточно зайти на официальный сайт Росреестра и ввести кадастровый номер объекта недвижимости. Если номер вам неизвестен, можно указать адрес расположения участка или условный номер. Также на сайте в специальном разделе «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» можно узнать информацию о результатах проведенной региональными органами власти кадастровой оценки и сформировать соответствующий отчёт по интересующему объекту недвижимости. Сведения здесь постоянно поддерживаются в актуальном состоянии и предоставляются бесплатно.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка:


Если же вам необходимо получить официальную справку о кадастровой стоимости земельного участка, обращаться нужно опять же в Росреестр, его региональное отделение либо многофунк­циональный центр. Обращение может быть сделано лично, а может быть направлено по почте. Данные предоставляются в виде кадастровой справки, которая выдается бесплатно не позже чем через 5 рабочих дней после регистрации соответствующего запроса.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Учитывая тот факт, что формирование кадастровой стоимости осуществляется с учетом различных усредненных критериев, но без учета четкого местоположения участка, зачастую она оказывается выше рыночной. При этом законом предусмотрена возможность оспаривания кадастровой стоимости путем обращения в специальную комиссию для рассмотрения спорных земельных вопросов. Основанием для ее пересмотра в данном случае служит недостоверная информация по конкретному участку, а также установление в отношении земельного участка рыночной стоимости на основании данных проведенной специалистами оценки.

Второй вариант оптимален, поскольку обеспечивает минимум временных затрат. Чтобы реализовать его требуется заказать оценку и соответствующий отчет в оценочной компании, провести его экспертизу и подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости в филиал Росреестра. К заявлению прилагаются кадастровый паспорт и нотариально заверенные копии документов об имеющихся на участок правах.

Надо сказать, что существует возможность оспорить кадастровую стоимость и через суд. Причём сделать это можно даже минуя стадию предварительного обращения в комиссию. Под основанием для подачи искового заявления могут быть указаны недостоверные сведения об участке либо существенное расхождение в установленной кадастровой и реальной рыночной цене участка.

Земельный налог: ставка налога на землю в 2017 году, льготы

Итак, вернемся к началу разговора, поговорим, кто обязан уплачивать земельный налог , по какой ставке и какие категории льготников предусмотрены действующим налоговым законодательством в 2017 году.

Обязанность по уплате данного налога возникает после покупки земельного участка в собственность либо в случае, если вы располагаете участком на правах бессрочного, пожизненного пользования. А вот лица, арендующие землю, либо использующие ее на правах безвозмездного срочного пользования, уплачивать данный взнос не должны.

Ставки земельного налога в 2017 году составляют 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земель сельхозназначения, для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Если же земельный участок используется для других целей, то ставка налога на землю на 2017 год в этом случае составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка.

Стоит отметить, что из-под налогообложения налогом на землю освобождены отдельные категории земель. Так, уплачивать налог вы не должны, если приобретенный вами дом находится на земельном участке, отнесенном к землям населенных пунктов.

Порядок расчета налога на землю в 2017 году

Рассчитывается земельный налог налоговыми органами по имеющимся данным о кадастровой стоимости участка и вышеуказанным ставкам.

Формула расчета земельного налога исходя из кадастровой стоимости весьма проста:

Сумма налога на землю = площадь участка в кв. метрах * кадастровая стоимость 1 кв. метра * ставка налога на землю на 2017 год


В случае, когда земельный участок находится в долевой собственности, то и расчет налога на землю производится отдельно по каждому собственнику с учетом принадлежащей ему площади.

Порядок расчета налога на землю (пример):


Уведомление о размере подлежащего уплате земельного налога с указанием используемой для его расчета налоговой базы и даты уплаты должно быть направлено плательщику налоговой инспекцией не позже чем за месяц до наступления срока для платежа. Действующее законодательство установило в качестве этой даты 1 декабря года, следующего за годом, за который производится уплата.

Льготы по налогу на землю в 2017 году

Правом установления льгот по налогу на землю наделены местные органы власти. В большинстве муниципальных образований от уплаты налога освобождаются инвалиды, ветераны войны, многодетные семьи. В каждом конкретном случае для уточнения, относитесь ли вы к категории льготников или нет, следует обращаться в налоговый орган по месту регистрации.