Первые небоскрёбы. Когда и где появились первые небоскребы

По мере роста цивилизации, с появлением свободных товаров и пищи, способной прокормить города, численность городского населения неуклонно росла. В конце XIX века с началом индустриальной революции, кучность домов стала особенно сильной, провинциальные крестьяне активно устраивались на появляющиеся как грибы заводы и фабрики. В то время большая часть жилых домов была одно-, двух-, реже трехэтажной, цены на жилье стремительно росли. Удаленность от центра наряду с отсутствием налаженной системы общественного транспорта начали играть критическую роль в жизни горожан. Все изменилось с возникновением целого ряда новых, революционных для своего времени технологий.



Первым изобретением, без которого небоскребы были бы невозможны, был паровой лифт с устройством безопасности, названным «Ловитель», изобретатель инженер Элиша Отис. Теперь появилась возможность безопасно подниматься на высоту, значительно превышающую комфортные для пешего подъема два-три этажа.



Вторым изобретением, без которого небоскребы были бы невозможны, стало каркасное строительство, изобретенное в семидесятые-восьмидесятые годы XIX века. В отличие от привычного, где основную несущую нагрузку здания держали сами стены, а соответственно с каждым этажом приходилось все увеличивать их прочность, толщину, и как следствие, вес. В каркасном строительстве зданий главную нагрузку принимал на себя стальной каркас внутри здания, стены лишь защищали от непогоды. А поскольку прочность стали в 10 раз превышает прочность качественного бетона или кирпичной кладки, то дома смогли стать выше при снижении объема затрачиваемых строй-материалов.



К концу XIX века началась история небоскребов, после большого пожара 1871 года, Чикаго, бывший к тому времени крупнейшим индустриальным центром, остро нуждался в компактной многоэтажной застройке. Первым зданием, выстроенным по каркасной технологии небоскребов, стало здание страхового общества Чикаго. В нем было лишь девять этажей, и высота 42 метра, чуть позже к дому были достроены еще два этажа, 54.9 метра. Новую технологию быстро оценили, и высотные здания начали расти как грибы. Почти каждый архитектор гнался за звание самого высокого здания, и, как следствие, города начали стремительно расти вверх.


В Нью-Йорке в 1902 году строится Флэтайрон-билдинг, классика высотного здания в форме классической колонны, высотой 87 м. На момент завершения здание вдвое возвышается над остальным Нью-Йорком, но до настоящего небоскреба еще не дотягивается. Всего через 10 лет, в 1913 году, завершается строительство 57-этажного 241-метрового небоскрёба Woolworth Building.

Но прежде чем продолжить, объясню, зачем я эту историю рассказываю. Мне кажется, что стартовой площадкой для любой ретрофутуристической фантазии должны быть реалии соответствующего периода. И трудно найти нечто более реальное, чем небоскреб. Буду очень рад, если кто нибудь нарисует альтернативный Нью-Йорк, в котором построена 139-метровая башня Aetna (эскизы, насколько мне известно, не сохранились). Или напишет роман, в котором самые драматические сцены развернутся на 30-м этаже этой башни...
Bona fide: я никогда не был в Нью-Йорке. Информация, которой снабжены снимки, собрана в результате рейда по американским историко-архитектурным сайтам.
А теперь - делу! Вернемся на 105 лет назад, в 1902 год. Самое высокое здание "Большого Яблока" - по-прежнему Park Row Building. Но в этом году закончили строительство другого небоскреба - пусть не самого высокого в городе, но очень и очень примечательного. Этот небоскреб стал одним из символов и Нью-Йорка, и нового века.

Его официальное название - Fuller Building , но куда больше он известен под фамильярной кличкой "Утюг" (Flatiron ). Построенный по проекту чикагского архитектора Дэвида Бернема на пересечении 5-й авеню и 23-й улицы, небоскреб занял целый квартал. Вот он - совсем новый. Снимок сделан в 1903 году:

Красавец, правда? Можете ознакомиться с целой галереей фотографий "Утюга" . Только имейте в виду, что при столь впечатляющей внешности он имеет всего 87 м в высоту.
Понятно, что мимо Flatiron"a было просто невозможно пройти. Но ничуть не менее интересен другой небоскреб, который недолго удерживал титул самого высокого в Нью-Йорке. Это Singer Building, построенный по проекту Эрнеста Флагга для Компании швейных машин Зингера.

Так его строили (фото 1907 г.). И построили всего за 20 месяцев.
Интересно, что Флагг небоскребы не любил. Зато любил Ренессанс и французское барокко. И оформил свое творение в стиле европейской дворцовой архитектуры, что хорошо видно на следующем снимке:

У нас этот стиль называют эклектическим, а американцы обычно именуют его Beaux-Arts ("изящные искусства" - фр. ). Впрочем, есть и более научный термин - "барокко Второй Империи".

Singer Building оставил далеко позади (точнее, внизу) не только все небоскребы, но и вообще все постройки за исключением Эйфелевой башни. Он обогнал по высоте и Ульмский собор, и пирамиды Гизы. 187 метров, 47 этажей - такого еще никто не строил! Взгляните на гравюру, где зингеровский небоскреб сопоставляется с новыми и древними зданиями:

Ни венецианская кампанилла (мы еще ее вспомним!) никакого сравнения не выдерживает, ни башня Филадельфийского муниципалитета, ни Айя-София... И прежний рекордсмен Park Row смотрится рядом с новым гигантом как-то бледно.

Здание на первом плане - City Investing Corporation, выстроенное в таком же стиле и почти вплотную примыкавшее к зингеровскому комплексу. Кстати, посмотрим на него внимательней:

Странная конфигурация объясняется тем, что владелец небольшого кирпичного дома (см. внизу слева) наотрез отказался продавать свой участок. Пришлось "вписывать" огромное здание в довольно сложную форму.

Вычурная башня Singer Building осталась только на рисунках и фотографиях - в конце 1960-х годов великолепное здание снесли, чтобы освободить место для строительства небоскреба US Steel (ныне One Liberty Place). Та же участь постигла и City Investing Corporation. Барокко Второй Империи сменил совершенно безликий стиль. А новое здание по габаритам оказалось ненамного больше старого:

Больше, конечно, но не во много раз:)
Да, чуть не забыл: зингеровская башня считается наиболее высоким зданием в истории, разрушенным легально и мирно (в отличие, скажем, от башен-близнецов WTC или от белградской телебашни).
Напоследок - самое интересное: Singer Building был самым высоким зданием Нью-Йорка и мира всего лишь один год. О его преемнике мы поговорим завтра. И не забудем о венецианской кампанилле!

На первом снимке - башня Singer Building, снимок 1940-х годов.
Все картинки (кроме первой) кликабельны!

Не все знают об истории небоскрёбов и том, как они появились. Это достаточно интересная история и об этом в нашей новой статье.

Время шло, маленькие компании росли и превращались в могучие корпорации, и новое поколение промышленных и финансовых магнатов требовало для своих штаб-квартир все более импозантных помещений. Потребность в новых офисах удачно совпала с разработкой в девятнадцатом веке техники строительства нового типа зданий — небоскрёбов. До 1880-х годов строительство зданий выше 8-9 этажей считалось нерациональным, поскольку здания, сделанные из кирпича, требовали такой прочности основания, что даже окна и двери в нижних этажах открывать было небезопасно, однако в результате множества мелких и одного большого нововведения строительство небоскрёбов вдруг стало возможным. Главное нововведение состояло в том, что стены домов стали делать более лёгкими, т.к. здание держалось не на них, а на стальном каркасе.

Слово skyscraper (небоскрёб) существовало в Англии с 1794 г. и употреблялось в самых разных значениях: высокая шляпа, высокий мяч в бейсболе, самый верхний парус на корабле. Впервые это слово использовали для описания дома в 1888 г. (хотя термин небоскрёбное здание появился за четыре года до этого) и не в Нью-Йорке, как можно было бы подумать, а в Чикаго. В последней четверти девятнадцатого века Чикаго был ведущим городом мира в строительстве больших сооружений по очень простой причине — из-за опустошительного пожара 1871 года. Первым небоскрёбом Чикаго было здание Страховой компании домов, построенное в 1883-1885 гг., за которым быстро последовали Дом Лейтера (1889 г.), Дом уверенности (1894 г.) и Дом Карсона, Пири и Скотта (1889 г.). Вскоре небоскрёбы так изменили cityscape (городской пейзаж, американизм 1850 г.) по всей Америке, что слово skyline, означавшее ранее «линия горизонта», приобрело современный смысл — очертания небоскрёбов на фоне неба.

The Home Insurance Building (Здание домового страхование) — первый в мире небоскреб, построенный в 1885 году в Чикаго, США, снесён в 1931 году.

Дом Красона, Пири, Скотта. 1889 год постройки.

Родились небоскрёбы в Чикаго, но их настоящей родиной стал Нью-Йорк. Первый нью-йоркский небоскрёб, двадцатидвухэтажный нью-йоркский дом мира, открылся в 1890 г., и вскоре над городом поднялись и другие высотные дома: Пулитцер (1892 г., 93 метра), Флетайрон (Утюг) (1903 г., 86 метров), Таймс Тауер (1904 г., 110 метров), Зингер (1908 г., 180 метров), Метрополитен лайф (1909 г., 210 метров) и, наконец, построенный в 1913 г. Дом Вулворта (240 метров).

Казалось, что ничего большего, чем Вулворт с его 58 этажами, где работало 14 000 человек, построить уже невозможно, и действительно, в течение семнадцати лет он был самым высоким зданием мира, пока в 1930 г. не построили Крайслер. В нем было 77 этажей, и был он почти в полтора раза выше Вулворта (320 метров). В соответствии с проектом, Крайслер должен был иметь высоту 282 метра, но соперник архитектора решил построить на 40-й улице здание на 60 сантиметров выше. Тогда архитектор Крайслера Ван Аллен спешно и секретно спроектировал 37-метровый стальной шпиль, ставший замечательным украшением здания. Безусловное первенство Крайслер сохранял очень недолго. Его ещё не успели закончить, когда на 5-й авеню на месте отеля Валдорф-Астория начались работы над ещё более амбициозным проектом Эмпайр-стейт-билдинга. Поднявшись в высоту на 381 метр, 102-этажное здание держало мировое первенство в течение сорока трёх лет, пока в Чикаго в 1974 г. не возвели 110-этажный, 443-метровый, убийственно-уродливый Сирс Тауер.

Применение стального каркаса и лёгких стен позволило в принципе строить высотные здания, но отнюдь не решило всех проблем. Потребовалось сделать массу усовершенствований, чтобы эти дома могли функционировать. Среди них были револьверные двери, позволявшие избежать сквозняков, мешавших нормально регулировать температуру здания и чрезвычайно пожароопасных, а самое главное, нужны были быстрые и безопасные пассажирские лифты.

Считается, что лифт изобрёл Элиша Отис, хотя различные подъёмные устройства уже давно существовали, когда Отис стал знаменитым в конце 1850-х годов. Он никогда и не утверждал, что изобрёл лифт. Его вклад заключался в изобретении простого, надёжного устройства — пружинного механизма с зажимами на шестерёнках, — делавшего использование вертикального лифта безопасным. Обожая эффектные шоу, Отис путешествовал по всему миру, демонстрируя безопасность сконструированных им лифтов. Лифт, в котором он находился, подтягивали на верёвке на высоту 15 метров, и его помощник, к ужасу зрителей, перерубал верёвку топором, но лифт успевал упасть только на несколько сантиметров перед тем, как придуманный Отисом механизм его останавливал. Заказы на его устройство поступали сотнями. (И все же первые лифты были не очень надёжны. В 1911 г. «Нью-Йорк трибьюн» сообщала, что за два предшествовавших года по крайней мере 2600 человек были убиты или ранены в авариях, связанных с лифтами).

Небоскрёбы неузнаваемо изменили внешний вид американских городов, но почти ничего не добавили к американской речи. Говорят, что выражение twenty-three skiddoo, означающее на сленге «сматывайся поскорее», появилось благодаря небоскрёбу Утюг, расположенному на пересечении 23-й улицы, 5-й авеню и Бродвея. Необычная геометрия дома якобы создавала сильные сквозняки, поднимавшие юбки женщин на подходе к зданию по 23-й улице, где и собирались мужчины, чтобы поглазеть на женские ноги, но полиция была начеку и гоняла зевак этим возгласом. К сожалению, никаких доказательств этой теории не существует. Известно, что слово skiddoo, означающее «убегать», было изобретением плодовитого на неологизмы карикатуриста Т.А. Доргана, работавшего в первой четверти девятнадцатого века, но каким образом оно нерасторжимо связалось с цифрой 23, остаётся (как и многое другое) неизвестным.

1) В этом репортаже мы прогуляемся по самому первому небоскрёбу в столице, возведённом в 1912-1913 гг. в стиле модерн и первоначально называемым "тучерезом", который предназначался для "мужчин-холостяков" из-за небольших по размеру квартир в этом доходном доме.

2) Архитектор здания- Эрнст-Рихард Нирнзее, предположительно, уроженец Варшавы, так как подробности его биографии так и остались неизвестными. Невероятно, но факт. По приезду в Москву в 1900 году Эрнст Нирнзее окончил строительные курсы М. К. Приорова и в том же году получил разрешение Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданской строительной и дорожной части. Подписывал работы как техник архитектуры. Не имея собственного стиля, приспосабливался к требованиям времени - сначала к эклектике, затем к модерну, неоклассицизму и неорусскому стилю. Дома Нирнзее построены в центральной части Москвы - районах Тверской и Тверских-Ямских улиц, на Земляному Валу; практически все постройки - доходные дома.
Также он участвовал в одном из первых автопробегов Москва-Ярославль-Москва (1913); стал одним из лидеров гонки. Карьера Нирнзее оборвалась с революцией 1917 года. Причины и обстоятельства его смерти неизвестны. Имеют хождение 2 версии его судьбы - по первой, он покончил с собой в 1918 году, бросившись в пролёт лестницы собственного дома в Большом Гнездниковском переулке; по второй - эмигрировал.

3) На 9 этаже здания находится отделение журнала "Вопросы литературы" и офис с архитекторами, где мне позволили даже поснимать виды Москвы с крыши. Адрес самого 1 небоскрёба столицы- Большой Гнездниковский переулок, дом 10.

4) На купленном участке на месте обветшавшей бывшей усадьбы Э. Нирнзее начал строительство первого московского «тучереза». Он решил возвести здание не просто превосходящее размерами все предыдущие постройки Москвы, но и качественно иное в функциональном отношении. Небольшие по размерам квартиры предполагались для проживания холостяков (за это дом и назывался в шутку "дом холостяков"). 5 мая 1912 года Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений,выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир, с жилым полуподвалом, с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом», а 28 июля туда же он представил проект здания. Разрешение было получено и уже летом 1913 года оно было возведено под крышу и начались отделочные работы.

5) «Дом маленьких квартир» в Большом Гнездниковском переулке - наиболее известная постройка Э. К. Нирнзее. Она доминировала над Пушкинской площадью и Тверским бульваром. Все квартиры были малогабаритные, что компенсировалось высокими потолками (в ряде квартир впоследствии были оборудованы жилые антресоли). Отделка несла черты и модерна, и рационализма будущих 1920-х годов. Дворы «дома Нирнзее» в каком-то смысле предвосхитили конструктивизм, в то время как фасад относят к модерну.

6) Большинство окон до наших дней сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По мысли зодчего, «сухой» фасад дома должен был оживляться в тёплое время года цветущими растениями. В 1915 г. за 2,1 млн. руб. доходный дом выкупил банкир Д. Л. Рубинштейн (в гостях у которого здесь якобы кутил Распутин).

7) Со времени постройки в 1912 году до 1931 года «Дом Нирнзее» высотой более 40 метров был самым высоким жилым зданием Москвы и одним из очагов общественной жизни столицы. По воспоминаниям писателя и журналиста В. Катаева, дом Нирнзее в 1920-е годы служил вертикальной доминантой Тверского района и казался «чудом высотной архитектуры, чуть ли не настоящим американским небоскрёбом, с крыши которого открывалась панорама низкорослой старушки Москвы".

8) В подвале дома работали театр-кабаре «Летучая мышь» Н. Балиева (с 1915), кабаре «Кривой Джимми», цыганский театр «Ромэн», театр-студия Ф. Каверина. Именно здесь в 1924 году открылся Театр сатиры. На первом этаже находилась московская контора берлинской газеты «Накануне». В годы нэпа на крыше дома можно было посетить кинотеатр, ресторан и висячий сад с архаичной, но идеальной гидроизоляцией из свинцовых пластин. Прежде того на крыше дома помещался зимний съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин»

9) В начале 1918 года доходный дом национализировали, а оставшихся прежних жильцов выселили. Бывший доходный дом отдали под жильё советской номенклатуры, присвоив ему новое название - 4 дом Моссовета. Здесь расквартировали партийных работников, сотрудников Коминтерна, служащих советских учреждений. Для управления домом создали Правление, председателем которого стал Л. Б. Каменев. В начале 1920-х годов в доме отец и брат Л. Д. Троцкого, сотрудник газеты «Правда» И. Г. Филипченко. Многие жильцы дома были репрессированы.

10) Дом связан с именами М. Булгакова (изобразившего его в «Дьяволиаде»), К. Паустовского, Ю. Бурлюка, В. Маяковского.Здесь жили композитор Модест Табачников, живописец Василий Кандинский,а во время войны на крыше дома были установлены зенитные орудия, которые простояли до 1960-х гг. (использовались для праздничных салютов).

До 19 века в Европе было очень мало строений, которые по высоте как-то выделялись среди стандартных городских зданий. К числу таких исключений можно отнести Кафедральный собор во Флоренции, собор Св. Петра в Риме, собор Св. Павла в Лондоне, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Появлению же небоскребов предшествовало появление Эйфелевой башни и Статуи Свободы. Такие высотные строения просто не могли не вызвать определенное чувство зависти у архитекторов и инженеров. Еще один образец для подражания - барельеф с изображением четырех президентов США, выбитый на склоне горы Рашмор. Гигантские, поражающие воображение строения попросту стали навязчивой мечтой, символом успеха и процветания страны.

Концепция небоскреба впервые воплотилась в Чикаго во второй половине 19 века. Город рос, превращался в огромный коммерческий центр. Количество населения росло, следовательно, неимоверно повышалась и стоимость земли в черте города. Встал вопрос экономии пространства и средств. К тому же, Великий пожар 1871 года попросту уничтожил старую часть города, которую необходимо было застроить снова. Все эти факторы повлияли на появление Трибьюн-Тауэра, первого образца высотных зданий, воплощение функционального рационализма.

Синтетический стиль «ар-деко», появление новых материалов и технологий - все это позволило
архитекторам воплощать в жизнь свои идеи. Важным изобретением, без которого, пожалуй, не было бы возможным существование небоскребов, стал лифт. Еще одно новшество - внедрение систем вентиляции и электрического освещения, что позволяло создавать удобоваримый климат внутри огромного офисного здания.

В послевоенный период небоскребы стали строить и за пределами Соединенных Штатов. Но в Европе стройка была затруднительна, так как историческую часть города для этого разрушать никто не хотел. Поэтому расположение и архитектура небоскребов продумывались с особой тщательностью: либо новостройки выносили за черту города, в отдельный район, либо предъявляли жесткие требования к геометрическим и скульптурным формам дизайна новых зданий. Строительство небоскребов, что в Европе, что в США стало одним из способов обновления старых и, зачастую, заброшенных районов города. Трущобы превращались в бизнес-центры.

Не смотря на то, что небоскребы, по сути, строились по одному принципу, они все равно отражали черты национального характера страны, в которой были построены. В Европе - постмодернизм с элементами готики, ар-деко и модернизма. На Востоке - эксцентричность дизайна. Новейшая тенденция, что на Востоке, что на Западе - использование биологически совместимых технологий, принципы натуралистической философии. Но история продолжается, какими в будущем станут небоскребы - предсказать нельзя.

Знаменитые небоскребы США

История небоскребов - не только общие слова. Это еще и история конкретных зданий, ставших знаменитейшими представителями своего вида. Каждый известный небоскреб в США может рассказать о себе и об эпохе, в которую он был построен, много интересного.

Вулворт (Woolworth Building)

Был построен в 1913 году архитектором Кассом Гилбертом. Заказчик Фрэнк Вулфорт хотел построить самое высокое здание на тот момент. Изначально планируемая высота в 190,5 метров была увеличена до 241,4 метра. Соответственно, стоимость постройки так же увеличилась с 5 до 13 миллионов долларов (на тот момент - огромная сумма). Соответственно, в проекте пришлось учитывать усиление фундамента и повысившуюся ветровую нагрузку.

Здание оформили терракотовой облицовкой, крышу украшают ажурные переплетения и готика, внутри здание отделано мрамором, мозаикой и скульптурами, потолок расписан мозаикой с позолотой.

В 1998 году здание было продано владельцем. Стоимость Вулворта уже оценивалась в 155 миллионов долларов. Но помещения в верхней башенной части небоскреба все равно пустуют, так как лифтов, доезжающих до верхних этажей, не хватает для обслуживания офисов.

Трамп Билдинг (Trump Building)

Для постройки этого небоскреба в 1929 году была создана целая корпорация во главе с Крейгом Северансом и Ясуо Матсуи. Был создан небоскреб с широким основанием, сужающийся к верхней части. Основание украшено простым орнаментом, корона и шпиль выполнены в стиле французской готики. Строительство завершилось в 1930 году, высота здания - 282,5 метра, 71 этаж.

Крайслер-Билдинг

Это здание, построенное перед началом Великой Депрессии, демонстрирует сильное влияние на архитектуру немецкого импрессионизма. Изначально строительство небоскреба финансировал Уильям Рейнольдс, бывший сенатор США, но из-за финансовых проблем вынужден был продать землю под постройку. Ее перекупил Уолтер П. Крайслер. Крайслер начал работу над небоскребом в октябре 1928 года, и уже в мае 1930 года новое здание было открыто для публики.

Сити Сервис (Американ Интернешнл)

Это здание создавалось как корпоративная штаб-квартира нефтяной компании Сити Сервис, верхний этаж, пентхауз, изначально планировалось превратить в квартиру для основателя и председателя компании Генри Догерти, но его здоровье не позволило осуществить эту идею. Раньше небоскреб на уровне 15 этажа соединялся переходом со зданием, росположенным по тому же адресу (Уолл Стрит, 60), но потом то здание снесли. Небоскреб Сити Сервис имеет 67 этажей, увенчан шпилем. Общая высота здания - 289,5 метра. Верх башни оформлен в стиле горной вершины, там располагается смотровая площадка.

Муниципальное здание

Фирма McKim, Mead&White построила первый небоскреб а Америке в стиле Beaux – Arts. Но это здание значительно уступает в размерах своим собратьям: его высота всего 170,4 метра. Офисы сдаются для городских компаний и служб. Здание включает в свой комплекс 15-этажную башню, которая олицетворяет Нью-Йорк как крупную метрополию. С двух сторон к башне примыкают 24-этажные крылья. Венчает небоскреб позолоченная скульптура Адольфа А. Вейнмана «Гражданская Слава» высотой 6,1 метра. Это самая большая скульптура в Нью-Йорке после Статуи Свободы. Пять башен на вершине здания символизируют пять округов города. Еще одна уникальная особенность для небоскреба того времени - примыкающая прямо к зданию станция метро.

Бродвей, 120 (Equitable Building)

Этот небоскреб, построенный в 1870 году, был первым высотным зданием, оснащенным пассажирскими лифтами. Автоматически, верхние этажи стали более востребованными под офисы (когда окна офиса поднимаются высоко над пыльными и шумными улицами, работать гораздо приятнее). Здание неоднократно подвергалось реконструкции. В 1912 году небоскреб и вовсе почти полностью сгорел. Заново отстроенное здание оснастили просторными скоростными лифтами, современными системами отопления и вентиляции, противопожарными элементами. Здание не самое высокое среди небоскребов того времени (165,2 метра), но зато обладает самой большой полезной офисной площадью (111483 квадратных метров).

Эмпайр Стейт Билдинг

Уникальное строение с башней и «парящим» шпилем стало визитной карточкой Нью-Йорка и увековечено во множестве сувениров. Самое удивительное, что построено оно было в рекордно короткие сроки - всего лишь полтора года. При этом, бюджет был минимальным. Отделка здания полностью исключала применение внешних лесов, обеды подавались рабочим прямо на места, что позволило значительно сократить время и увеличить производительность. Как ни странно, долго здание не окупалось. Но потом на небоскребе разместили искусственную подсветку, шпиль стали использовать в качестве опоры для теле- радио-вещательных антенн.

“Утюг” (Flatiron Building)

Это здание - результат модной тенденции использовать морской и флотский дизайн в архитектуре. Помимо концепции, обязательно было и сохранение функционального назначения здания. Площадь, которую занимает здание, невелика, под определенным углом небоскреб кажется вообще очень узким. Тем не менее, именно узость здания и создает ощущение, что постройка гораздо выше, чем на самом деле. Стены украшены объемными изображениями венков, львиных голов, разными масками. На уровне четвертого этажа овальные венки чередуются с изображением женских древнегреческих масок. До восьмого этажа из стен выступают выпуклости, что должно создавать ритмичность струящейся воды. С разных точек обзора небоскреб то напоминает летящий в небе птичий клин, то плывущий корабль, то огромную стену.

Уэст Стрит Билдинг

Архитектором этого здания был Касс Гилберт, который впоследствии построил небоскреб Вулворта. Уэст Стрит Билдинг построен в 1907 году, изначально его арендовали транспортные и судоходные компании, так как располагается здание вблизи реки Гудзон. Воздушность и открытость зданию придают окна, расположенные между колоннами. Общая высота здания - 90 метров, 23 этажа (совсем немного по современным меркам). В 2001 году 11 сентября, когда в результате террористического акта были разрушены Башни Близнецы, здание серьезно пострадало от падающих обломков. Начался крупный пожар, который тушили 3 дня.

Такова история появления американских небоскребов. Здания, служившие образчиками высотного строительства в свое время, теперь не очень впечатляют на фоне новейших небоскребов, полностью застекленных. Но сила архитектурной мысли, красота отделки до сих пор заставляют восхищаться многочисленных туристов.