Отрасли специализации и территориальная организация хозяйства польшы. География польши

Говорят – польской промышленности не существует, польская промышленность неконкурентноспособна, польская промышленность устарела, польскую промышленность сожрал ЕС. И из года в год повторяют, словно мантру, 5 главных стереотипов о, якобы, не существующей промышленности Речи Посполитой. На самом деле, может эта отрасль и не является главной рабочей лошадкой государственной экономики, но все же она чувствует себя гораздо лучше, чем многим может показаться.

Они говорят – ее не существует.

- Польской экономики не существует, поскольку ее сожрал иностранный капитал

Согласно данным Центрального бюро статистики, на конец 2013 года количество иностранных инвесторов в экономике Речи Посполитой составляло 12 государств или 26 128 компаний. Следует отметить, что львиная доля инвесторов «прибыла» из стран Евросоюза – более 90 %. Чистая прибыль от таких внедрений составляет более 42 миллиарда злотых и почти 2 миллиона рабочих мест.

Хотя сухая статистика показывает, что иностранный капитал чувствует себя в Польше вполне прекрасно, все же остается вопрос: существует ли польская фирма? Как на фоне мировой экономики, полноправным членом которого Польша является вот уже без малого четверть столетия, можно определить «национальность» промышленности?

Как определить национальность промышленности?

Когда акционерами компании являются представители разных государств или инвестиционные фонды, регулярно подкармливаемые финансовым потоком со всего мира, довольно трудно определить «гражданство» фирмы. Как правило, при таком раскладе считается, что компания безвозвратно утратила свою национальную идентичность и превратилась в один из винтиков мирового капитала. Однако, с точки зрения самого государства, не столь важно, кто именно руководит фирмой. Действуя на территории Речи Посполитой, сплачивая налоги, предоставляя рабочие места, внося вклад в польскую экономику, все эти иностранные «фирмочки» принимают важное участие в экономическом развитии страны. Нельзя забывать и о присутствии польских инвесторов в зарубежных компаниях. Только в 2012 году дивиденды от их существования составили около 4 миллиардов злотых, а тенденция к их росту повышается с завидным упрямством из года в год.

Не важно кто, важно - где.

- У польской промышленности нету ни одного известного мирового бренда

Пожалуй, более дурацкого аргумента и не придумать. В качестве примера частенько представляют компании, которые, не смотря на свою откровенную «польскость», принадлежат иностранным инвесторам. Знаменитейшая кондитерская марка «E. Wedel», приобретенная «PepsiCo», известные алкоголи «Soplica», «Absolwent», «Żubrówka» и «Bols», принадлежащие концерну «Русский Стандарт», «Krupnik» и «Balsam Pomorski», которые в свое время выкупила французская «Belvedere Group», сеть супермаркетов «Biedronka», которая в 1997 году перешла в руки португальского «Jeronimo», или «Gadu-Gadu», являющегося от недавнего времени собственностью южноафриканского концерна "Naspers». В самом расцвете своей промышленной карьеры все эти бренды, давно ставшие мировыми, были исключительно польскими.

Но польская промышленность не заканчивается на этих «утраченных» марках. На иностранном рынке огромную популярность приобрели одежда и обувь польского производства. Крупнейшие производители этого типа товаров – «LPP», «CCC» и «Coccodrillo», которые в совокупности открыли за пределами Речи Посполитой 260 фирменных магазинов. Новые рыночные горизонты постепенно осваивают и «запасные игроки». Компания «Big Star» делает ставку на популярность в Румынии, Хорватии и Испании, «Wójcik Fashion Group» прекрасно чувствует себя на территории Германии, Италии и Китая. Производители детской обуви «Gucio» и «Bartek» покорили сердца (и кошельки) родителей в Украине, Великобритании и, даже, в США.

Обувной монстр.

- Польская промышленность еле дышит

Знаете, какой самый главный враг современной польской промышленности? Это, как ни странно, фраза: «При социализме было лучше». Отбрасывая в сторону все , лучшим аргументом в сторону оппонента будут не гласнословные заверения о развивающемся промышленном потенциале Речи Посполитой, а сухие статистические факты.

Поскольку в эпоху развитого социализма Польша являлась таким себе сырьевым придатком, то, естественно, что с 1998 года экономика опустилась ниже плинтуса. Однако, правильная политика властей и внедрение в действие плана Бальцеровича помогло государству довольно безболезненно и быстро (в мировых масштабах) справиться с депрессией. И, если в 1990 году показатель ВВП составлял 56, 6 миллиарда долларов, то на сегодняшний день эта цифра возросла до 550 миллиардов.

- Польская промышленность лишилась главного козыря – судоверфи

Хотя гордость польской промышленности – мощные судоверфи, бывшие во времена ПНР экономическим движком, фактически утратили свой боевой потенциал, на их фундаменте, как грибы после дождя, прорастают мелкие, но гораздо более специализированные частные предприятия. На конец 2013 года совокупный доход этой отрасли составил 10 миллиардов долларов. По словам ведущих мировых экономистов, эта тенденция не может не радовать и польские современные судоверфи чувствуют себя, как рыба в воде.

Если в 90-х годах прошлого столетия в Польше строились суда, стоимость которых составляла примерно 3 доллара за килограмм, то сегодняшнее судостроение претерпело значительные метаморфозы. На сегодняшний день, стоимость водного транспорта возросла до 18-20 евро за килограмм, что отвечает стоимости Мерседеса класса С. А это, кстати, служит лучшим подтверждением технологического рывка. Весь ПНР-овский «металлолом» не идет ни в какое сравнение с ультрасовременными роскошными яхтами и другими видами судов.

Флагман польской судоверфи.

- Польская промышленность, даже, если и существует, давно устарела

Позвольте категорически не согласиться. Еще в 1991 году в Польше было создано Агентство Промышленного Развития. В переходный период эта государственная служба смогла спасти тысячи рабочих мест, вложив огромные средства в модернизацию средних и крупных предприятий. Хотя до недавнего времени главной задачей Агентства являлась реструктуризация компаний, в последние лет десять главный акцент делается на инновации. Власти Польши всячески поддерживают талантливых ученых и разработчиков, занимающихся стремительным развитием научно-исследовательских проектов, которые помогут максимально смодернизировать промышленный сектор, снизить себестоимость конечного продукта и вывести экономику на новый положительный виток своего существования.

Так что вы там говорили о несуществующей польской промышленности? Она не только существует, она еще и вносит свою огромную лепту в мировую экономику. Оптимизм терять нельзя ни при каких условиях, и Польша, в скором времени, наверняка превратиться в доброго промышленного монстра старенькой Европы.

Развитие Польши по социалистическому пути превратило ее из отсталой аграрной страны в передовую индустриально-аграрную державу. В промышленности Польской Народной Республики работает сейчас свыше 3 млн. человек (по данным 1963 г.), тогда как накануне второй мировой войны промышленных рабочих было всего 800 тыс. человек. 60% населения довоенной Польши занималось сельским хозяйством, а сейчас в сельском хозяйстве занято лишь 38,2% жителей.

В период с 1950 по 1962 г. валовая продукция промышленности выросла в Польше в 4 раза, производство средств производства почти в 5 раз, а производство предметов потребления более чем в 3 раза.

Экономическое развитие Польской Народной Республики базируется на принципах планового хозяйства. С 1961 г. в Польше осуществляется пятилетний план развития народного хозяйства, по которому предусмотрен рост промышленного производства на 52%. Намечены основы экономического развития страны на 1966-1970 гг.

Экономические районы

По специфике хозяйства и уровню экономического развития Польша делится на семь основных районов, которые в известной мере совпадают с прежним историческим делением польских земель на Западное Поморье, Гданьское (Восточное) Поморье, Великую Польшу, Силезию, Малую Польшу, Мазовию и Мазурскую область. Возникновение некоторых хозяйственных различий между этими районами было вызвано, главным образом, своеобразием местных природных условий и исторических судеб. Эти различия прослеживались уже в феодальную эпоху. Тогда самыми богатыми экономическими районами были Малая Польша, Силезия и Великая Польша. Издавна здесь были благоприятные условия для земледелия и животноводства. В Силезии и Малой Польше на основе местных природных богатств развивалось горное дело и металлургия. В эпоху капитализма различия между экономическими районами Польши не только не исчезли, но в некоторых случаях даже углубились. Этому способствовал раздел польских земельмежду тремя государствами.

В XIX-XX вв. на первое место по развитию промышленности выдвинулась Силезия, где находится свыше 4 / 5 ресурсов польского угля. Современная Силезия занимает 13% общей площади ПНР. В ней наиболее густая сеть дорог, а также самый лучший в Польше водный путь (Одра и Гливицкий канал), связывающий ее с портом в Щецине. Свыше 60% населения Силезии живет в городах и поселках. В Верхней Силезии концентрируется большая часть польских угольно-химических предприятий. В Нижней Силезии находятся угольные шахты, медные, никелевые рудники и т. п., металлургические заводы, а также предприятия легкой промышленности. Земледелие в Силезии поставлено хорошо, но несмотря на это очень густо заселенная Верхняя Силезия все же вынуждена ввозить продовольствие.

Малая Польша - самый большой район польского государства, она занимает 25% всей его территории. Но сеть шоссейных дорог в этом районе невелика, что несколько затрудняет связь между его отдельными частями.

Малая Польша обладает наибольшими природными богатствами из всех районов страны. Там имеется каменный уголь, нефть, железная руда, цинк, олово, медь, фосфориты, сера, соль, гипс, керамическое сырье и др. Главные отрасли промышленности - горнодобывающая и металлургическая - базируются на местном сырье. Однако Малая Польша не занимает первого места в промышленном производстве ПНР. В этом сказались неблагоприятные условия экономического развития этой части страны в период разделов, когда южный район Малой Польши принадлежал Австрии, а северный - России. По развитию сельского хозяйства этот район - один из передовых. Здесь выращивается большая часть пшеницы и свеклы, находится более трети общего поголовья скота, много фруктовых садов. Малая Польша, как и Силезия, славится курортными местами.

Великая Польша и Мазовия - обширные низинные районы страны. Великая Польша занимает 23% ее земель. В западной части этого района хорошая сеть шоссейных и железных дорог, но в восточной части коммуникационная сеть развита слабо. В Великой Польше очень мало естественных богатств (немного железной руды, бурого угля, соли, гипса). Главные отрасли ее промышленности - пищевая и текстильная. Последняя сосредоточена преимущественно в Лодзи и ее окрестностях и базируется на импортной хлопчатобумажной пряже. Значительно развито также машиностроение и химическое производство. Великая Польша - главный сельскохозяйственный район ПНР, она имеет с^амый большой процент пахотных земель (около 55% общей площади угодий) и несмотря на среднее качество почвы - высокий уровень земледельческого хозяйства. Этот район дает государству более 60% свиней, наибольшее количество птицы и яиц.

Мазовия занимает 19% территории Польши. Около половины ее населения живет в городах. Сеть шоссейных и железных дорог этого района самая редкая во всей стране. Это район со слаборазвитой промышленностью и сельским хозяйством, в нем нет почти никаких минеральных богатств. Большая часть промышленных предприятий сосредоточена в Варшаве и ее предместьях. Другой промышленный центр (главным образом текстильный) находится в районе Белостока. Бедность почв (особенно в северной и восточной частях Мазовии) не способствовала развитию сельского хозяйства, и оно находится здесь на более низком уровне, чем в других районах страны. В Мазовии преобладает возделывание ржи и картофеля; несмотря на обилие лугов, мало разводят рогатого скота.

Три северных района Польши значительно меньше остальных. Район Восточного Поморья занимает лишь 5% поверхности страны. Для этого района характерен большой процент городского населения (60%), причем примерно треть горожан живет в портовых городах - Гдыне, Гданьске, Сопоте. Промышленное производство включает судоверфи, машиностроительные заводы, предприятия пищевой промышленности и др. Сельское хозяйство развивается в благоприятных условиях только в надвисленских равнинах, в большей части района почвы плохие, и жители Восточного Поморья не могут обеспечить себя сельскохозяйственными продуктами.

Западнопоморский район по площади составляет 8% всей Польши. Свыше 50% его населения живет в городах. Район этот, однако, слабо ин: дустриализирован. Почвы не плодородны. Здесь находится значительное число государственных сельских хозяйств, которые организованы на землях бывших имений. Для обоих поморских районов характерен большой процент населения, занятого в мореходстве и рыболовстве, это жители многих небольших портов и рыбацких деревень на побережье Балтийского ""моря и озер.

Мазурский район заселен слабее других и имеет наименьшую долю в промышленном производстве, хотя по площади он не самый маленький (7% территории ПНР). Основные отрасли хозяйства - земледелие, животноводство и рыболовство. Все три северных района обладают достаточно хорошей коммуникационной сетью.

ПОРП и правительство особое значение придают всестороннему экономическому и культурному развитию северных и западных земель, возвращенных Польше после второй мировой войны. Главное внимание уделено здесь развитию тяжелой промышленности, прежде всего металлургии, горного дела, энергетики, машиностроения, а также химической промышленности.

Промышленность и рабочий класс. Развитие промышленности. Формирование и численный рост рабочего класса

Цеховое ремесло в средневековых польских городах было сравнительно слабо развито в виду узости рынка: магнаты и шляхта предпочитали поддерживать в своих поместьях сельских ремесленников. Городскими ремесленниками были по преимуществу немцы.

Возникновение мануфактурного производства в Польше относится к XVI в. В это время развилось горное дело и металлургия, особенно производство олова и серебра около Олькуша и в Верхней Силезии и разработка соляных копей в Величке (под Краковом), где в конце XVI в. работало уже около 1 тыс. человек. На мануфактурах и рудниках кроме крепостных работали вольные люди, которые составляли прослойку наемных рабочих. Некоторое число их сохранялось в XVII и первой половине XVIII в., несмотря на упадок мануфактур и значительное сокращение горного производства (в основном из-за войн).

Развитие промышленного производства возобновилось в Польше с середины XVIII в. В восточной части государства были открыты магнатские и королевские мануфактуры; в Великой Польше, а также в Силезии, Поморье и в Варшаве - городские мануфактуры. Магнатские мануфактуры еще в значительной степени использовали труд крепостных крестьян, тогда как в городских мануфактурах трудились ремесленники и неквалифицированные наемные рабочие, набиравшиеся из городского простонародья, выгнанных из цехов подмастерьев, из крестьянской бедноты. Часть городских мануфактур позднее преобразовалась в капиталистические фабрики.

В первой четверти XIX в. в Польше развивались капиталистические промышленные предприятия. С самого начала многие из них были собственностью иностранных капиталистов и помещиков. Так, например, на землях бывшей немецкой аннексии в руках поляков находилась только незначительная часть мелких предприятий, а в Верхней Силезии вся промышленность и все рудники принадлежали немецким помещикам и капиталистам. В австрийских областях Польши (Галиция) большей частью промышленных предприятий владели немецкие, австрийские, английские, бельгийские капиталисты. К 1900 г. в их руках было 75% угольных шахт и 99% добычи нефти. В Королевстве Польском наплыв иностранных капиталистов вырос после уничтожения автономии в 1831 г. К началу XX в. почти 2 / 3 промышленной продукции там приходилось на предприятия, которыми владели иностранные, преимущественно немецкие, капиталисты.

Польский рабочий класс сформировался уже в первой половине XIX в., причем ранее всего в Верхней Силезии, в Лодзи и Варшаве. Около 1830 г. в Польше было более 50 тыс. рабочих, а 20 лет спустя численность польского рабочего класса дошла до 100 тыс. человек (не считая немецких рабочих в западных областях). Быстрее всего рабочий класс рос в центральной и западной частях Польши, где уже в начале XIX в. была уничтожена личная зависимость крестьян. Наименьшая численность рабочего класса была в юго-восточной, восточной и северной частях страны со слаборазвитой промышленностью. Здесь в небольших местечках и деревнях было много кустарей и ремесленников, иногда работавших даже на заграничный рынок. Однако кустарничество и народный промысел со второй половины XIX в. пришли в упадок, и только немногие их центры сохранились, развившись со временем в фабричные производства (например, ткацкий промысел в Андры- хове около Кракова): В конце XIX в. общее число кустарей в Польше превышало несколько десятков тысяч.

Даже во второй половине XIX в. многие рабочие (преимущественно горняки и металлурги) жили в деревнях и поселках. Промышленными городами со значительным рабочим населением были Лодзь и Варшава. В последней четверти XIX в. развитие промышленности и горного дела привело к возникновению большого числа городов, особенно в угольном бассейне. В начале XX в. в промышленности и в копях работало более 1 млн. человек, из них половина в угольном бассейне и более V 4 в районе Лодзи и в Варшаве. На многих рудниках и фабриках было занято по несколько тысяч рабочих.

Самыми многочисленными профессиональными категориями были гор- няки, железнодорожники и текстильщики, затем металлурги, строители, рудокопы и др. Значительную часть рабочего класса составляли также сельскохозяйственные рабочие, особенно многочисленные в Западной и Центральной Польше. Положение их почти везде было более тяжелым, чем положение промышленных рабочих. Нередко им вместе с семьями приходилось переселяться с места на место в поисках работы; многие эмигрировали за границу. Их заработка зачастую едва хватало на содержание семьи.

В 1919-1939 гг. возникли два новых центра промышленности - Гдыня (порт и город, построенный на месте старинной рыбацкой деревни) и промышленный округ в районе Сандомира, который до 1939 г. включал несколько фабрик.

В современной Польше успешно развиваются разные отрасли как тяжелой (угольная, металлургическая, судостроение и др.), так и легкой (текстильная, пищевая и др.) промышленности; с каждым годом растет численность рабочего класса. Особенно много рабочих занято в машиностроении, в угольной промышленности Силезии, на текстильных фабриках Лодзи. Крупнейшими предприятиями ПНР являются металлургический комбинат имени В. И. Ленина под Краковом (город Новая Гута), построенный с помощью Советского Союза, завод качественных сталей «Варшава» на окраине Варшавы, большой металлургический завод в Ченстохове. Выплавка стали на одном лишь металлургическом комбинате имени Ленина превышает сейчас продукцию всех 23 довоенных металлургических заводов Польши. Широко развернулась разработка соляных бассейнов-Предкарпатского (Бохня, Величка) и Великопольского (Иноврацлав, Шубин и др.). Открыты залежи серы в Келецком воеводстве и меди в Нижней Силезии.

Переселение крестьян в города и промышленные центры приняло большие размеры уже в первой половине XIX в. Крестьяне, лишенные земли, искали работу главным образом на текстильных фабриках Лодзи, на рудниках и металлургических заводах угольного бассейна, в Варшаве и других городах. Приток сельского населения усиливался по мере развития промышленности.

В некоторых городах, особенно в только что возникших, таких, как Лодзь, Катовицы, Сосновец, с самого начала образовывались целые рабочие кварталы, нередко занимавшие большую часть города. В старинных городах, та ких, как Варшава, Быдгощ или Краков, новые рабочие кварталы развивались из пригородных деревень, которые затем вошли в пределы города.

Когда промышленные предприятия открывались в сельской местности, переход местных жителей на работу в промышленности не вел к переселению их в города. Так было главным образом в угольном бассейне, а позднее в нефтяном, где тысячи рабочих жили в деревнях и приходили на работу на ближайшие рудники и фабрики. Некоторые рабочие в деревне ничего не имели, кроме избы или части ее, иногда с небольшим участком земли, но некоторые имели небольшие или даже среднего размера хозяйства. В добыче ценных металлов (олова и серебра) такое соединение занятий земледельца и горняка было известно еще сотни лет назад. Рабочие, которым удавалось заработать больше денег (это стало возможным только с конца XIX в.), покупали себе участки земли и строили собственные дома С третьей четверти XIX в. с развитием дорожной сети начали учащаться случаи приезда рабочих из деревень в отдаленные города на заработки. Позднее некоторые из этих рабочих, особенно безземельные, переселились в города окончательно.

Наибольший прилив сельского населения в города и промышленные центры приходится на последние 40-50 лет перед первой мировой войной. Тогда из деревни переселилось до 2 млн. человек. В то же время происходила усиленная эмиграция за границу (в частности в Германию и особенно в Северную Америку).

В междувоенные годы переход сельского населения в города и промышленные центры был очень ограничен, особенно со времени большого кризиса 1929-1933 гг. Только после 1944 г. перемещение крестьян из перенаселенных польских деревень в города стало массовым явлением. В течение последних пятнадцати лет в города переселилось свыше 3 млн. человек; кроме того, ряд деревень, где жили рабочие, разросся до размеров поселков и даже городов. Одновременно возросло число рабочих, живущих в деревнях и приезжающих оттуда на работу (это особенно характерно для Малой Польши). Большинство тех рабочих, которые имели в деревне маленький участок земли или только дом, уже целиком вошло в состав рабочего класса, однако часть их, хотя и меньшая, считает работу в промышленности побочной или временной.

До конца XIX в. условия труда рабочих были очень тяжелыми. Сравнительно хорошо оплачивались только высококвалифицированные рабочие (например, механики), а подавляющее большинство их имело такие низкие заработки, что и члены их семей должны были наниматься на работу. Фабриканты часто допускали злоупотребления по отношению к рабочим, особенно к недавно прибывшим из деревни. Они самовольно уменьшали им заработную плату, часто штрафовали и т. д. Продолжительность рабочего дня в середине XIX в. доходила до 12 и даже до 14 и более часов. Рабочий день кустарей длился 16-17 часов.

Условия труда начали улучшаться только с 1870-1880 гг. вследствие успешной деятельности рабочих организаций. Выросла заработная плата (особенно в тяжелой промышленности), но в ней по-прежнему были велики различия в зависимости от пола и возраста. Очень низкими оставались заработки сельскохозяйственных рабочих. Рабочий день был сокращен до 10 часов, было введено страхование рабочих от несчастных случаев и болезни, медицинский надзор (зачастую он был фиктивным), несколько улучшились жилищные условия.

Во второй половине XIX в. в промышленности было занято сравнительно много женщин и детей. Труд женщин и детей под землей был запрещен только в 1890 г.

В 1920 г. условия труда рабочих несколько улучшились в связи с законом о восьмичасовом рабочем дне. Однако уже через несколько лет, после разразившегося в 1929 г. большого кризиса, закрылось много фабрик и шахт, сильно понизилась средняя заработная плата и начались массовые увольнения.

Реальное право на труд, медицинское обслуживание и отдых, обеспечение пособиями и пенсией - все это рабочий класс получил только в Народной Польше. Средняя заработная плата польских рабочих сейчас уже значительно выше, чем в 1939 г.; с каждым годом улучшаются жилищные условия.

Ещё в первобытные времена поляки начали заниматься гончарством, ткачеством, пряжей и земледелием. Во времена Средневековья мастера самостоятельно изготовляли вручную промышленные изделия. Лишь после отделения ремесла от сельского хозяйства промышленность стала считаться отдельной отраслью. В девятнадцатом веке на смену мануфактуре в стране пришла машинная индустрия. Начиная с этого времени важнейшую роль для местной экономики начали играть такие крупные центры промышленности Польши, как Вроцлав, Гданськ, Варшава, Познань, Лодзь и другие.

Общая характеристика

В годы социализма активнее всего в стране развивалось машиностроение, металлургия, энергетика и лёгкая промышленность. После перехода Польши на рыночную экономику в 1991 году произошло существенное ухудшение жизни работников, занятых в этих отраслях. Кризис в государстве длился до тех пор, пока его руководству не удалось переориентировать производство на ближневосточный и западноевропейский рынок. Как результат, в наши дни страна стала одним из европейских лидеров по экономическим возможностям.

Сейчас главные отрасли промышленности Польши - это металлообработка, металлургия, машиностроение, судостроение. Кроме них, неплохо развит также текстильный, химический, пищевой и фармакологический сектор. Преимущественное большинство из субъектов экономики находится в частной собственности.

Расположение предприятий

Размещение Польши по её территории является довольно равномерным. Концентрация предприятий какого-либо одного направления присуща лишь некоторым регионам. Крупнейшим промышленным районом можно назвать здесь Катовицкое воеводство, на территории которого работает каждый пятый поляк, занятый в отрасли. Тут находятся крупные фабрики машиностроительной, химической и металлургической сферы. Центром судостроения являются Щецин и Гданьск - города, расположенные на балтийском побережье. Текстильная сконцентрирована в районе Ченстохова, Лодзи и Бельско-Бялы. В столице страны и её окрестностях в основном расположены предприятия, которые специализируются на производстве электротехнической продукции. В Варшаве, Люблине, Познани и Плоньске налажен выпуск автомобилей, а во Вроцлаве, Познани и Зеленой Гуре - пассажирских и грузовых вагонов. Далее более подробно речь пойдёт о ключевых отраслях.

Машиностроение

Крупнейшей отраслью польской промышленности считается машиностроение. В стране в больших объёмах выпускается транспортное, сельскохозяйственное, промышленное и строительное оборудование. В производстве рыболовных судов, строительных и дорожных машин, железнодорожных вагонов, вертолётов и телевизоров государство является одним из европейских лидеров. Среднегодовая стоимость выпускаемой машиностроительной продукции составляет более 70 миллиардов долларов. На подъеме сейчас находится и автомобилестроительная . С конвейеров заводов известных производителей, разместивших свои предприятия на территории страны, ежегодно сходит более 700 тысяч легковых и грузовых машин.

Лёгкая промышленность

В сфере лёгкой промышленности лидирующие позиции уже на протяжении долгого времени традиционно удерживает текстильная отрасль. В районе города Лодзь находятся её крупнейшие компании. Здесь производятся разнообразные виды тканей и пряжи. Значительная часть этой продукции реализуется в дальнейшем польским компаниям, специализирующимся на изготовлении трикотажного полотна и пошиве готовой одежды.

Пищевая промышленность

Практически в каждом крупном городе страны функционируют предприятия, что изготовляют продукты питания, табачные изделия либо напитки. Следует отметить, что пищевая промышленность Польши имеет солидную долю в структуре государственной экономики, достигающую 20%. Нынче самыми перспективными считаются её мясоперабатывающий, молочный, плодовоовощной и кондитерский сектора. Спрос на продукцию местных предприятий в этой отрасли ежегодно только увеличивается. На высокоразвитые страны приходится примерно 80% из всех экспортируемых местных пищевых товаров, что свидетельствует об их высоком качестве.

Химическая промышленность

На очень высоком уровне находится также и химическая промышленность Польши. Страна входит в десятку европейских лидеров по количеству выпускаемой продукции в данной отрасли. Преимущественное большинство предприятий находится на территории Катовицкого воеводства. Они производят серную кислоту, минеральные удобрения, краски, лаки, синтетические волокна и многие другие товары. В немного меньших объёмах, если сравнивать с ними, выпускаются автомобильные покрышки, синтетический каучук и пластмассы.

Крупнейшие польские промышленные компании

В настоящее время в стране функционирует большое количество предприятий, занятых в различных сферах. Многие из них известны во всём мире. К примеру, фармакологическая промышленность Польши имеет высокую репутацию за рубежом благодаря компании Polpharma SA, входящей в двадцатку лучших мировых изготовителей лекарств. Фирма Brilux за двадцать лет существования стала одним из известнейших на планете разработчиков и производителей осветительного оборудования. Довольно большой популярностью, в том числе и в нашей стране, пользуется компания Zelmer, что выпускает бытовую технику.

Итоги

Эксперты утверждают, что положительные экономические изменения, которые произошли в стране на протяжении последних пятнадцати лет, связаны с переориентацией местных предприятий на экспорт промышленных товаров. В связи с этим не удивительно, что все польские отрасли промышленности сегодня активно развиваются. Как результат, страна считается одной из самых перспективных в Европе по экономическому потенциалу.

Сотни магазинов в крупных городах, миллионы посетителей, тысячи поклонников – эти бренды давно полюбились европейским модникам. Но большинство из них даже не подозревают, что раскрученные марки были основаны в польских городах. Именно за качество от производителя их продукцию приобретают в разных странах. Ведь известно, что многие мировые компании сосредотачивают свое производство в азиатских странах, вследствие чего страдает качество товаров.

Польские же основатели продолжают изготавливать свои товары "на месте", тем самым повышая контроль качества при неизменной цене. А вот и названия тех самых марок, которые многие из нас привыкли считать западными.

Diverse

Бренд молодежной одежды, принадлежащий компании Etos. Она была основана более 20-ти лет назад в Гданьске.

Zelmer

Производитель мелкой бытовой техники, среди которой особенно выделяется линейка пылесосов.

Reserved, Cropp, House, Mohito, Sinsay (LPP)

Бренды, под которыми можно купить одежду в 1600 магазинах, рассредоточенных по всей Европе.

Top Secret, Drywash, Troll

Да-да, и эти марки тоже были основаны в пределах польской компании Redan.

Fjord Nansen

Бренд снаряжения и спецодежды для горных походов. Основан компанией Szanti и ее владельцем Дариушем Станишевским.

Gino Rossi

Итальянское название бренда совсем не гласит о локации производства этой обуви. Компания была основана в Слупске, где по сей день функционирует главный офис и завод по производству обуви и сумок.

La Festa, Cremona

Об этих кофейных брендах сложно не знать, а основаны они в Вадовицах.

Fresco, Michelandgelo, Dorato, Cin&Cin

На первый взгляд итальянские вина, но по факту – польские. Эти бренды принадлежат компании Ambra, предлагающей свою продукцию для экспорта.

YES

Бренд ювелирных украшений, который был рожден в Познани.

Bierhalle

На первый взгляд баварское пиво полностью принадлежит польскому бренду, организованному двумя коренными жителями Романом Гостиком и Ежи Бечем.

Big Star

Джинсовый бренд, который конкурирует с такими гигантами как Levi"s и Wrangler.

Кроме местных производителей, в пределах Польши также функционируют дочерние предприятия мировых гигантов-производителей продукции широкого употребления. Например, здесь производят бытовую технику от Electrolux, Samsung, Whirpool, Indesit. И если вам повезет приобрести стиральную машину или холодильник польской сборки, то вы наверняка останетесь довольны качеством!