Налог распределенный между несколькими бюджетами. Распределение региональных, местных и федеральных налогов между бюджетами разных уровней

Федеральные налоги вкупе с региональными и местными бюджетными платежами вносятся в казну в порядке и размере, определенном НК РФ. В материале приведены краткие характеристики этих групп налогов, а также указаны нормы Налогового кодекса, на основании которых они вносятся в бюджеты.

Статья 12 Налогового кодекса определяет, что федеральные налоги должны поступать исключительно в бюджет Российской Федерации независимо от того, в каком регионе зарегистрирован налогоплательщик. Более того, федеральные налоги должны уплачивать и нерезиденты РФ, если того требуют условия их деятельности на территории России.

Ставки федеральных налогов , порядок их начисления и сроки внесения в бюджет устанавливаются только НК РФ. Никакие законодательные акты регионального и тем более местного уровня данный вид платежей не регулируют.

Федеральные, региональные и местные налоги распределяются банками в автоматическом режиме на основании кодов бюджетного платежа (КБК). Нынешние значения КБК установлены Минфином (приказ от 16.12.2014 № 150н). Кодовые обозначения проставляются налогоплательщиками в платежных поручениях, которые представляются в банковское учреждение.

Налоги регионального значения

В областях, краях и автономных республиках РФ установлены бюджетные платежи ниже уровнем – региональные налоги . Как и федеральные налоги , региональные и перечень их на 2016 год установлены Налоговым кодексом, в котором определены и предельные значения их ставок. Однако в связи с тем, что соответствующие средства предназначены для региональных бюджетов, законодателям, например областей, предоставлено право детализировать ставки в установленных коридорах, определять необходимость введения льгот, утверждать сроки подачи налоговых деклараций, уплаты данных налогов.

Опишем ситуацию с транспортным налогом, относящимся к региональному уровню. В п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ установлены размеры ставок по данному налогу для различных видов транспортных средств. Здесь же указано, что субъекты РФ имеют право менять ставки в 10 раз, причем как в большую, так и в меньшую сторону. Для федеральных налогов такая опция не предусмотрена.

Ориентируясь на это положение, регионы принимаются свои законы, устанавливающие величину региональных налогов и сборов . Например, в Санкт-Петербурге повышающий коэффициент равен 1,5. То есть базовая ставка налога увеличена в полтора раза, хотя властям города разрешено десятикратное ее увеличение.

Обратите внимание! Некоторые виды налогов могут иметь двойное назначение. Например, налог на прибыль отнесен НК РФ к группе федеральных налогов . Тем не менее при поступлении в банк он сразу разделяется на два потока - в федеральный центр (2%) и на региональный уровень (18%). Доля распределения тоже установлена НК РФ.

Местные налоги и сборы

Местные налоги устанавливаются по тому же принципу, что и региональные. То есть НК РФ определяет виды платежей и рамки ставок, а на местном уровне законодатели конкретизируют ставки и утверждают льготы. Данный вид платежей носит такое название, поскольку средства полностью поступают в бюджеты местных уровней.

В качестве примера можно привести торговый сбор. Этот платеж утвержден законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ, ему даже посвящена отдельная глава НК РФ - 33-я. Но ставки полностью находятся в компетенции местных органов власти.

Таблица налогов

Чтобы посетителям нашего сайта было проще ориентироваться, мы свели все налоги - федеральные региональные и местные - в таблицу. В ней также приведены статьи НК РФ, которые регулируют сферу применения каждого конкретного вида бюджетного платежа. Скачайте ее с нашего сайта по нижеприведенной ссылке.

Специальные режимы налогообложения - перечень

Законодательство РФ предусматривает возможность применения специальных режимов налогообложения. Такие спецрежимы заменяют сразу несколько бюджетных платежей, в число которых входят даже федеральные налоги .

Например, индивидуальные предприниматели, использующие спецрежимы, не платят НДС (при соблюдении определенных условий), налог на прибыль, НДФЛ, имущественный налог.

В России разрешено применять следующие виды спецрежимов:

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельхозналог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Перечень всех бюджетных платежей установлен НК РФ. При этом только федеральные налоги платятся по ставкам, указанным в этом законодательном акте. Для налогов и сборов, относящиеся к региональным и местным уровням, установлены лишь базовые ставки и коридоры, в пределах которых они могут быть изменены властями на местах.

К рассматриваемым платежам относятся налоги: на прибыль организаций; на игорный бизнес; с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; на добычу полезных ископаемых.

Налог на прибыль организаций.

С 1 января 2002 г. налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 НК РФ. По форме обложения является прямым налогом. Налогоплательщики - российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие дохо-ды от источников в Российской Федерации (ст. 246 НК РФ). Объект налогообложения - прибыль, полученная налогоплательщиком. Под прибылью российских организаций понимаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (гл. 25 НК РФ). Прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - это полученные через названные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Для иных иностранных организаций прибылью являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

В гл. 25 НК РФ закрепляется порядок определения доходов и дается подробный перечень (классификация) доходов, подлежащих налогообложению. К ним относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереа-лизационные доходы. Доходы от реализации - это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационные доходы - это доходы: от долевого участия в других организациях; суммы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств и пр. Всего в ст. 250 НК РФ перечислен 21 вид внереализационных доходов.

НК РФ закрепляет (ст. 251) доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. К ним, например, относятся доходы: в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, и др.

В целях налогообложения доходы подлежат уменьшению на сумму определенных расходов - обоснованных и документально подтвержденных затрат (в случаях, предусмотренных НК РФ, убытков). Расходы в зависимости от их характера, а также усло-вий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. К первым материальные расходы (затраты на приобретение сырья и материалов); расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы - на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, пожарной безопасности и др. (ст. 264 НК РФ). Внереализационные - это обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, например, расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию по этому имуществу).

Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение прибыли.

Налоговые ставки зависят от статуса организации-налогоплательщика и вида полученного дохода в следующих размерах: 24, 20, 15, 10, 6 и 0%. Основная налоговая ставка - 24%. Указанная ставка распределяется с 2004 г. между бюджетами разных уровней в следующих долях: в федеральный бюджет - 5%; в бюджеты субъектов РФ - 17%; в местные бюджеты - 2%. Для отдель-ных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, за-числяемых в бюджеты субъектов РФ, налоговая ставка может быть понижена на 4% (т. е. она не может быть ниже 13%). Это может быть осуществлено лишь на основе законов субъектов РФ. Несколько по-иному зачисляется в 2004 г. налог на при-быль в бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Ставка в 20% установлена с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство (за исключением, установленным НК). Ставка в 10% - с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других транспортных средств в связи с осуществлением международных перевозок. С дивидендов применяются ставки 6 и 15%, а с доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств - ставки 0 и

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. В рамках налогового периода устанавливаются отчетные периоды - квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По общему правилу налог на прибыль уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Подробно сроки и порядок уплаты налога на прибыль (в том числе в виде авансовых платежей) установлены ст. 287 НК РФ.

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Данный налог регулируется в настоящее время Законом РФ от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» . Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» относит его к группе федеральных налогов с зачислением в местный бюджет. Согласно ст. 15 НК РФ названный платеж первоначально был отнесен к числу местных, при этом его наименование изменено на налог с наследств или дарений (с 1 января 2005 г. в соответствии с новой редакцией ст. 13 НК РФ включен в состав федеральных налогов).

Плательщиками являются физические лица, которые принимают на территории РФ имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения на основании свидетельства о праве на наследство или договора дарения, нотариально удостоверенных. Объекты налогообложения представляют конкретно перечисленные в законе виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товари-ществах, автомобили, мотоциклы, катера, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изде-лия, пае накопления в ЖСК и ГСК и пр. Закон различает нало-гообложение имущества, переходящего по и имущества, переходящего в порядке дарения.

Эти различия касаются необлагаемой части (стоимости) имущества, ставок, состава на-логоплательщиков, льгот. Более «мягкое» налогообложение установлено в отношении наследуемого имущества. Обязанность уплаты налога с наследуемого имущества установлена при превышении им стоимости 850-кратного установленного законом размера минимальноймесячной оплаты труда,а имущества, переходящего в порядке дарения,-80-кратнойминимальноймесячной оплаты труда. Налог взимается с превышающей части указанной стоимости.

При наследовании ставки налога зависят от стоимости на-следуемого имущества и статуса наследника (ст. 1110-1185 ГК РФ) и составляют от 5 до 40% стоимости имущества. Подобный принцип налогообложения применен и в отношении имуще-ства, переходящего в порядке дарения. Налогоплательщики в этом случае разделены на две подгруппы: а) дети, родители и б) другие физические лица. Дети и родители обязаны уплатить налог в размере 3% от стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, превышающей 80-кратную минимальную за-работную плату, а другие физические лица - 10%. Ставки налога увеличиваются в зависимости от стоимости имущества. Максимальные ставки установлены в отношении имущества, превышающего 2550-кратную минимальную заработную плату, а именно: для детей и родителей - в размере 176,1 -кратной ми-нимальной заработной платы плюс 15% от стоимости ства, превышающей 2550-кратную минимальную заработную плату, для других физических лиц - 502-кратной минимальной заработной платы плюс 40%.

По налогу установлены следующие льготы. От налога освобождаются: имущество, переходящее в наследования или дарения супругу; жилые дома (квартиры) и паенакопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения) и др. Не облагаются налогом жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп; транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Исчисление налога производится налоговыми органами на основании документов, представляемых им нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия. Налогоплательщик уплачивает налог на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом.

Налог на добычу полезных ископаемых. Налог введен на территории РФ с 1 января 2002 г. на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г., в соответствии с которым часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых». Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и вступающей в с 1 января 2005 г. новой редакцией ст. 13 НК РФ он отнесен к числу федеральных налогов. Налог на добычу полезных ископаемых заменил целый ряд взимаемых рентных платежей и акцизов на некоторые виды минерального сырья. Суммы налога зачисляются в бюджеты всех уровней в пропорциях, установленных ст. 48 БК РФ.

Налогоплательщики по данному платежу - организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. Они подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, по общему правилу, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые: 1) добытые из недр на территории России; 2) извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое из-влечение подлежит отдельному лицензированию; 3) добытые из недр за пределами территории России, если эта добыча осуще-ствляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используе-мых на основании международного договора) на участке недр,

предоставленном налогоплательщику в пользование. НК РФ "закреплен перечень полезных ископаемых, не являющихся объектом налогообложения, например: общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления, и др. Законодатель в целях налогообложения вводит понятие «добытое полезное ис-копаемое» (ст. 337). Установлены следующие его виды: 1) ант-рацит, уголь каменный, уголь бурый и сланцы; 2) торф; 3) углеводородное сырье (газ, нефть, газовый конденсат); 4) то-варные руды черных и цветных металлов и др.

Налоговая база налогоплательщиком самостоя

тельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Она как стоимость добытых полезных ископаемых.

Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы регламентирован ст. 340 РФ. В целях определения налогооблагаемой базы доходы разрешено уменьшать на сумму понесенных расходов. Например, в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов, а также расходы по обязательному страхованию грузов. Налоговым периодом с 1 января 2003 г. признается календарный месяц (раньше - квартал). Налоговые ставки дифференцированы в зависимости от вида добытых полезных ископаемых. Они устанавливаются, как правило, в процентах к налогооблагаемой базе. Их размер составляет от 0 до 17,5%. В некоторых случаях ставки носят твердый денежный характер.

Срок уплаты - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Она подается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Доходы от региональных и местных налогов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом о бюджете, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ региональных и местных налогов, а также от пеней и штрафов по ним.

Налоговые доходы субъектов РФ от региональных налогов.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от региональных налогов:

налога на имущество организаций - по нормативу 100 %;

налога на игорный бизнес - по нормативу 100 %;

транспортного налога - по нормативу 100 %.

Налоговые доходы субъектов РФ от федеральных налогов и налогов специальных налоговых режимов.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций - по налоговой ставке в размере 18 %, (общая ставка - 20 %). Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80 %;

налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 %;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 %;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 %;

акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 %;

акцизов на пиво - по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 %;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 %;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 %;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 %;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 %;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 %;

сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 %;

единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 %;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 %:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов РФ;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 % включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин), производимую на территории РФ, осуществляется по следующим нормативам.

20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции.

80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

Зачисление в бюджеты субъектов РФ доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты осуществляется в порядке, установленном законом о федеральном бюджете на очередной год.

В бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с БК РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ.

Налоговые доходы местных бюджетов от федеральных и региональных налогов, а также налогов специальных налоговых режимов.

Законом субъекта РФ могут быть установлены:

единые для всех поселений субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ;

единые для всех муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов.

Законом субъекта РФ о региональном бюджете могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

Законом субъекта РФ представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями по установлению дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые или дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.

В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов РФ.

Законодательные органы субъектов РФ вводят региональные налоги, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Налоговые доходы бюджетов поселений.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 %;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %.

Налоговые доходы бюджетов муниципальных районов.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от следующих местных налогов:

земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %;

налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100 %.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 20 %;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 %;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 %.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению доходы от федеральных или региональных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального района могут быть установлены единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной год.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате федеральных, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы РФ и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Налоговые доходы городских округов.

В бюджеты городских округов зачисляются доходы от следующих местных налогов:

земельного налога - по нормативу 100 %;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 %.

В бюджеты городских округов зачисляются доходы от следующих федеральных налогов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 30 %;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 90 %;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 60 %;

государственной пошлины - в соответствии с БК РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных и региональных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по единым нормативам отчислений, установленным законами субъектов РФ для зачисления соответствующих налоговых доходов в бюджеты городских округов в соответствии с БК РФ.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от НДФЛ по дополнительным нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

Пример. Приведем извлечение из Закона Архангельской области от 12 декабря 2007 г. № 466-23-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год» (с изменениями от 6 февраля 2008 г.).

Статьей 2 «Нормативы распределения доходов между областным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Архангельской области и бюджетом Ненецкого автономного округа на 2008 год» названного закона предусмотрено следующее.

    Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов и сборов, неналоговые доходы, поступающие от плательщиков на территории Архангельской области, подлежат зачислению в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Архангельской области по нормативам, установленным: Бюджетным кодексом РФ; Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»; областным законом от 9 ноября 2005 г. № 93-6-ОЗ «О реализации полномочий Архангельской области в сфере регулирования межбюджетных отношений».

    Доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, поступающие от плательщиков на территории Ненецкого автономного округа, подлежат зачислению в областной бюджет Архангельской области по нормативам, установленным п. 2 ст. 56 БК РФ.

Каковы бы ни были конкретные варианты решения задачи нахождения бюджетно-налогового компромисса, используемые при этом правовые механизмы немногочисленны. Существуют три основные формы распределения налогов между бюджетами различных уровней, условно именуемые «разные налоги», «разные ставки», «разные доходы».

Разные налоги. Суть этой формы состоит в том, что каждый уровень власти (например, Федерация, субъекты Федерации, местные органы власти) вводит свои налоги. Тем самым формируются несколько независимых уровней налогов - федеральный, региональный, местный.

Существуют два основных варианта этой формы.

1. Полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Каждый уровень власти самостоятельно устанавливает и вводит в действие те налоги, которые целиком поступают в его бюджет.

Однако общая сумма налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, не должна достигать конфискационных значений, приводить к разорению налогоплательщика. Поэтому при такой системе федеральным законодательством могут устанавливаться верхние ограничения общей суммы налоговых изъятий.

2. Неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. При этой системе центральный орган власти устанавливает исчерпывающий перечень налогов и вводит общегосударственные налоги. Местные органы власти вводят на своей территории те или иные местные налоги, руководствуясь установленным перечнем.

При выборе этой формы важно правильно определить, какие налоги могут устанавливаться на местном, региональном или федеральном уровне. Делать это следует с учетом организационных, экономических, социальных и других факторов.

Выбор может быть обусловлен технико-юридическими аспектами. Так, для правильного исчисления и взимания НДС необходима информация о предпринимательской деятельности в рамках национальной экономики. Введение НДС на местном уровне создаст такие трудности исчисления этого налога, которые практически непреодолимы. К примеру, поскольку НДС - территориальный налог, для определения объекта налогообложения необходимо точно определить его географическое происхождение. Это довольно сложно сделать при транснациональных операциях и еще более сложно - в условиях, когда деятельность ведется налогоплательщиком одновременно на территории нескольких административно-территориальных образований страны. По такого рода причинам НДС может вводиться только на федеральном уровне.

Прогрессивный подоходный налог с физических лиц также может вводиться только на федеральном уровне, так как при ином решении трудно контролировать правильность уплаты этого налога. Граждане при этом получат слишком широкие возможности налогового планирования из-за территориальных различий в налогообложении.

При установлении налогов на местном или региональном уровне еще одна проблема может возникнуть из-за недобросовестной конкуренции местностей и регионов, когда законодатели попытаются расширить свою налоговую базу за счет источников, расположенных на чужой территории.

Выбор может предопределяться и экономическими соображениями. «Федеральное правительство, как правило, стремится контролировать те налоги, которые в большей степени связаны с макроэкономической политикой стабилизации, распределением ресурсов или доходов. Нижестоящие органы власти, в свою очередь, нуждаются в относительно стабильных источниках поступлений, каковыми являются, например, доходы граждан, земля, недвижимость».

Местные поимущественные налоги взимаются с лиц, проживающих в данной местности. В результате требования к подотчетности должностных лиц местного самоуправления возрастают, налоговая база определяется точнее, сужаются возможности избежать налогообложения. Считается, что налоги на недвижимость целесообразно взимать на местном уровне.

Налог с продаж наиболее подходит для регионального налогообложения. Большие территории регионов практически исключают избежание этого налога путем организации торговли в соседних безналоговых регионах: потребители предпочтут уплату небольшого налога неудобствам дальних поездок за покупками. Региональный уровень позволяет точнее учитывать социальную и иную значимость того или иного облагаемого товара, гибко манипулировать ставками, льготами. Федеральному законодателю это сделать труднее.

Разные ставки. Суть этой формы состоит в том, что основные условия того или иного конкретного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы власти определяют ставки, по которым исчисляется налог, вносимый в конкретный местный бюджет. При этом общий размер налоговой ставки также может ограничиваться центральным органом власти. Таким образом, налогоплательщики вносят один и тот же налог одновременно в разные бюджеты по разным ставкам.

В отличие от предыдущего варианта, когда каждый уровень отличается видами налогов, в данном варианте в бюджеты разных уровней поступают одни и те же налоги.

По сути, речь идет о местных и региональных надбавках к государственным налогам. Эта форма представляет местным органам власти меньше свободы, чем предыдущая, но в большей степени защищает налогоплательщика от местного произвола.

Определенные преимущества получают и сами региональные и местные органы, которые имеют возможность воспользоваться результатами контрольной и методической работы федеральных налоговых и финансовых органов. Это особенно важно при отсутствии на местах специалистов по теории и практике налогообложения.

Необходимо учитывать также, что при установлении правил налогообложения местные законодатели в большей степени подвержены влиянию и давлению местных лоббистов, чем далекие региональные или федеральные власти. Поэтому централизованное установление правил налогообложения способствует и сохранению налоговой базы региональных и местных бюджетов.

Вариантом данной формы является наделение нижестоящих органов власти правом корректировать условия налогообложения в отношении доли налога, зачисляемой соответствующий бюджет. Речь идет, например, о предоставлении льгот, незначительном изменении правил формирования налоговой базы. Этот вариант следует рассматривать как пограничный между формами «разные налоги» и «разные ставки».

Разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти совсем незначительна, ибо в этом случае между бюджетами разных уровней делятся суммы собранных налоговых поступлений. Порядок и условия этого деления устанавливаются центральной властью, либо по потребностям конкретных регионов, либо по определенным нормативам (численность населения, объем налоговых поступлений и др.).

Другой способ деления доходов состоит в установлении распределяемых налогов. Между бюджетами разных уровней распределяется не собранная сумма, а будущие суммы на этапе уплаты налогов. Для этого в границах общей ставки налога выделяется региональная или местная ставка, на основе которой исчисляется сумма, подлежащая уплате в региональный или местный бюджет.

Ставки распределяемых налогов могут устанавливаться на длительный период или изменяться ежегодно в целях сбалансирования доходов и расходов. Как правило, в этом случае нормативы утверждаются при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год. Такие налоги называют регулирующими.

В отличие от формы «разные ставки» в данном случае все решения о правилах налогообложении (в том числе и по распределяемой части) принимаются тем органом власти,

чьи налоговые поступления подлежат распределению. Поэтому поступления от распределяемых налогов, по сути, представляют собой финансовую помощь, они идентичны трансфертам.

Обычно используются комбинации всех трех, реже - двух форм. Применение единой формы не позволяет построить налоговую систему, которая была бы стабильной и надежной, а также способствовала бы достижению компромисса интересов местностей, регионов и страны в целом.

Выбор вариантов больше зависит от национальных, исторических, географических и других подобных особенностей, чем от форм государственного устройства. Например, ФРГ и США - федеративные государства - весьма различаются в подходах к выбору форм разделения налогов между уровнями власти. Немецкая система отличается высокой централизацией. В ее основе лежат распределяемые налоги. Американская, наоборот, чрезвычайно децентрализована. Она основана на праве штатов вводить любые налоги и по любым ставкам. При этом установлены некоторые конституционные рамки.

Европейские страны существенно различаются как пропорциями в распределении хозяйственно-экономических функций, социальных ролей между центральной государственной администрацией и местными органами власти, так и ролью налогов среди источников доходов бюджетов разных уровней.

В зависимости от величины расходов, которые ложатся на бюджеты разных уровней, выделяют три группы стран:

  • -страны, в которых расходы местных органов власти весьма значительны и составляют 20-30% ВВП, например Дания, Норвегия, Швеция;
  • -страны со средним уровнем расходов местных органов власти (Италия, Нидерланды)
  • -страны с незначительной долей местных расходов (менее 10% ВВП) (Бельгия, Германия)

Однако налоги - не единственный источник доходов бюджетов. В бюджеты поступают различные не налоговые доходы, например, доходы от государственного имущества, займы. Значительная часть доходов местных бюджетов формируется за счет государственных трансфертов. Налоги - важный, но не всегда основной источник местных бюджетов.

Деятельность органов государственной власти финансируется из государственного бюджета. Государственная власть делится на три уровня: федеральная, региональная (представленная органами власти субъектов Российской Федерации) и местная.

Соответственно уровням власти государственный бюджет Российской Федерации делится на федеральный бюджет, около 90 региональных бюджетов (по количеству субъектов Российской Федерации) и очень большое количество местных бюджетов.

Внебюджетные фонды также входят в систему органов государственной власти. Но они за некоторыми исключениями финансируются без участия государственного бюджета – за счет взносов организаций и граждан.

Для каждого уровня власти определены свои источники финансирования, в том числе налоги и сборы. Соответственно уровням власти в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

Федеральные;

Региональные (субъектов Российской Федерации);

Местные.

Региональные и местные власти не имеют права вводить дополнительные налоги, но могут устанавливать отдельные элементы налогообложения для региональных и местных налогов.

Региональные и местные власти заинтересованы в создании благоприятного налогового климата на своих территориях: чем меньше ставки региональных и местных налогов, тем лучше развивается региональный и местный бизнес и тем привлекательнее их территория для бизнесменов из других регионов и изза границы. И в перспективе все это даст увеличение денежных поступлений в региональный и местный бюджеты.

Такая перспектива сдерживается необходимостью удовлетворять насущные нужды. Региональным и местным властям зачастую не хватает денег на самое необходимое. Поэтому ставки региональных и местных налогов чаще всего устанавливаются в максимально допустимом размере.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость;

Налог на прибыль организаций;

Налог на доходы физических лиц;

Единый социальный налог (с 2010 г.

Заменен на страховые взносы);

Государственная пошлина (в том числе таможенная пошлина);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Водный налог;

Налог на добычу полезных ископаемых.

К региональным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество организаций;

Транспортный налог;

Налог на игорный бизнес.

К местным налогам и сборам относится:

Земельный налог.

Налог на прибыль организаций, который формально отнесен к федеральным налогам, фактически является федеральным и региональным налогом (причем даже в большей степени региональным налогом). Ставка налога на прибыль делится на две части: для федерального и регионального бюджетов. После того как организация рассчитает общую сумму налога на прибыль, она должна разделить ее на две неравные части и уплатить их в разные бюджеты. Сборы по другим федеральным налогам также частично попадают в региональные и местные бюджеты. При этом сначала уплаченные организациями суммы налогов попадают в федеральный бюджет, а лишь затем часть собранных сумм перечисляется региональным бюджетам.

В данной книге рассматриваются только те налоги, которые уплачиваются большинством российских организаций.

Специальные налоговые режимы

Еще по теме Классификация налогов по уровням государственного бюджета:

  1. 21.1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНОГО УРОВНЯ. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ НАЛОГАМ, НАЛОГАМ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
  2. § 3. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней
  3. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней
  4. 11.5. Бюджетно-налоговая политика и мультипликаторы государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета
  5. Практикум ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ