Методы калькулирования себестоимости продукции. Нормативный метод

" № 11/2017

Как известно, значения нормативов затрат должны утверждать органы власти. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)?

Кто рассчитывает нормативные затраты при формировании задания?

Бюджетное законодательство отводит органам-учредителям ключевую роль в процессе формирования государственных (муниципальных) заданий и установления нормативов затрат на оказание услуг и выполнение работ. Именно органы власти должны утверждать конкретные значения нормативов. Но на чьи плечи ложатся непосредственно расчеты нормативных затрат? Можно ли передать эту трудоемкую работу подведомственным учреждениям (в том числе автономным)? Давайте разбираться.

Нормативный принцип финансирования сегодня распространился на всю деятельность учреждений. Согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ нормативные затраты должны рассчитываться в отношении государственных и муниципальных услуг. Правила применения таких нормативов устанавливаются в порядках формирования и финансового обеспечения выполнения задания, утверждаемых Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией, при этом должны соблюдаться общие требования, определенные федеральными министерствами в своих сферах регулирования. Но использовать нормативы можно и в отношении работ – если такое решение принял орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Во многих случаях (в отношении как федеральных учреждений, так и учреждений регионального и муниципального уровня) данное решение принимается.

Между тем в правовых актах зачастую оговаривается лишь момент утверждения нормативов. В частности, в п. 22 Положения , принятого Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Положение № 640), сказано: значение базового норматива затрат на услугу утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в установленной сфере деятельности. А, например, в п. 17 Порядка , принятого Постановлением правительства Красноярского края от 09.09.2015 № 539-п, прописано, что для краевых бюджетных и автономных учреждений значения базового норматива затрат на услугу утверждают соответствующие органы-учредители.

И все-таки учредитель или учреждение?

Но «на местах» встречаются примеры, где точно определен круг исполнителей, задействованных в расчете нормативов. Так, в Кусинском муниципальном районе Челябинской области для подведомственных учреждений культуры и дополнительного образования детей нормативные затраты должно рассчитывать управление культуры. А в г. Полярные Зори (Мурманская область) для муниципальных образовательных учреждений нормативные затраты на услуги определяет отдел бухгалтерского учета и отчетности местной администрации. Правда, во втором документе отмечается, что для этого требуются предварительные расчеты и информация, подготовленные подведомственными муниципальными учреждениями.

Но иногда учреждения становятся главными участниками процесса – им полностью передается обязанность по расчетам. Так произошло, к примеру, в Любимском муниципальном районе Ярославской области . Здесь, правда, регулировался порядок определения норматива на работы: исходя из опыта прошлых лет, автономное учреждение должно было использовать для определения норматива структурный метод.

Федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания в правовых актах конкретных исполнителей.

В данном случае передача подведомственному АУ обязанности по расчету вполне понятна: нормативы «создаются» лишь в отношении одного учреждения и оно лучше, чем учредитель, знает структуру своих затрат. А вот схема, когда функцией по расчету нормативов наделяются подведомственные учреждения и их у органа-учредителя много, выглядит сложнее. Рассмотрим, как она устроена, на примере Красногорска Московской области.

В порядке, утвержденном в городском поселении , сказано, что базовый норматив затрат муниципальное учреждение рассчитывает, исходя из затрат, необходимых для оказания единицы услуги с соблюдением заданного качества ее оказания. Руководитель учреждения должен направить в городскую администрацию письменное обращение о рассмотрении базового норматива затрат на оказание услуги на очередной финансовый год и приложением расчета и другой сопутствующей информации. Рассматривает присланные документы и проверяет расчеты отдел ценообразования и социально-экономического прогноза финансово-экономического управления администрации. Если расчет прошел проверку, уполномоченный орган подготавливает проект соответствующего постановления администрации, который сначала согласовывается по отраслевой линии, а потом подписывается главой городского поселения.

По данным официального сайта bus.gov.ru на конец октября 2017 года, в Красногорске действует 90 муниципальных учреждений. И согласно рассматриваемому правовому акту большинство из них (те, которые получают муниципальные задания) должны присылать органу-учредителю свои расчеты. Если на основе каждого расчета утверждаются свои значения нормативов, последние имеют индивидуальный характер (в документе говорится о проверке полученных данных, а не обобщении и выведении итогового норматива, единого для всех подведомственных учреждений).

Как бы то ни было, из анализа документов можно сделать следующий вывод. Конкретные исполнители, на плечи которых ложатся расчеты нормативных затрат, могут быть определены в нормативном акте, изданном в регионе или муниципальном образовании (например, порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания или порядке расчета нормативных затрат). Если в нем указано учреждение – выполнять это требование необходимо.

Как еще учреждение может участвовать в расчетах?

Впрочем, федеральное законодательство оставляет возможность передавать (в той или иной части) подведомственному учреждению функцию по расчету нормативов и без указания конкретных исполнителей. Общие требования к определению нормативных затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг, утвержденные федеральными министерствами в своих сферах регулирования , предполагают использование органами власти нескольких методов расчета. Некоторые из них предусматривают вовлечение подведомственных учреждений в данный процесс.

В частности, если ведется на основе стандартов оказания услуг (а это приоритетный метод), потребуются значения натуральных норм, установленные правовыми актами, ГОСТ, СНиП, СанПиН, порядками и регламентами предоставления услуги. Всю эту информацию можно получить от учреждений (тем более что в настоящее время она должна быть включена в план финансово-хозяйственной деятельности в составе обоснований плановых показателей по выплатам). Если же используется метод наиболее эффективного учреждения, орган-учредитель, выбрав такое учреждение, может передать ему работу по проведению предварительных расчетов, на основе которых в дальнейшем и будет утверждено значение базового норматива затрат.

В любом случае в процесс расчета нормативных затрат вовлекаются и соответствующие подразделения органа-учредителя, и подведомственные учреждения. В какой форме будут задействованы последние – зависит от правовой базы, сформированной «на местах», и видения данного процесса учредителем.

«Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания».

«Порядок формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

См. Постановление администрации Кусинского муниципального района от 22.11.2016 № 258 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальными бюджетными учреждениями культуры Кусинского муниципального района и муниципальными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей Кусинского муниципального района муниципальных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

См. Постановление администрации г. Полярные Зори от 20.10.2015 № 1155 «О порядке расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования муниципальными учреждениями».

См. Постановление администрации Любимского муниципального района Ярославской области от 18.01.2016 № 09-0154/16 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на выполнение работ и общехозяйственные нужды муниципального автономного учреждения Редакция газеты «Наш край» на 2016 год».

См. Постановление администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области от 14.12.2015 № 1545 «Об утверждении Порядка расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями городского поселения Красногорск».

См., например, приказы Минобрнауки РФ от 22.09.2015 № 1040, Минтруда РФ от 13.07.2015 № 445н, Минкультуры РФ от 09.06.2015 № 1762.

Пункт 11 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Исходной базой исчисления, контроля и анализа фактической себестоимости продукции в условиях нормативного метода являются нормативные калькуляции. Они составляются на весь развернутый ассортимент выпускаемой продукции. Нормативные калькуляции используются для текущего контроля за выполнением плана организационно-технических мероприятий, для выявлений отклонений от норм расхода, оценки незавершенного производства, брака, исчисления фактической себестоимости изделий. Нормативные калькуляции составляются по нормам, действующим на начало месяца. В качестве таких норм по материалам выступают нормы их отпуска в производство, по основной сдельной заработной плате производственных рабочих - используемые при ее начислении расценки, по повременной заработной плате основных производственных рабочих условные расценки, рассчитываемые отделом труда и заработной платы. При наличии нескольких норм для различных условий выбираются наиболее экономичные.

Нормативные калькуляции используются для определения нормативной себестоимости продукции и нормативных затрат по отдельным калькуляционным статьям расходов, для контроля за динамикой снижения уровня норм в целом по предприятию и по цехам, оценки незавершенного производства и брака, составления плана по себестоимости продукции на предприятии, а также калькулирования ее фактической себестоимости. В целях облегчения составления и сокращения отчетных калькуляций фактической себестоимости деталей их можно составлять не по типоразмерам, а усредненно - на одну наружную стеновую панель, на одну внутреннюю стеновую панель и т.д. Нормативные калькуляции, составленные по каждому типоразмеру, впоследствии тоже усредняются, и так как крупнопанельный дом состоит из определенного количества деталей и типоразмеров, изменить или заменить которые невозможно, этим обеспечивается сопоставимость усредненных отчетных и нормативных калькуляций.

С целью облегчения учета отклонений от норм и калькулирования себестоимости продукции изменения в нормы целесообразно приурочивать к началу месяца. Нормативная калькуляция при этом будет оставаться неизменной на протяжении всего месяца. Изменения норм оформляются специальными извещениями, которые выписываются отделами, контролирующими соответствующие нормы: об изменении норм расхода материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, технологии изготовления и применяемости деталей и узлов - отделом главного технолога; об изменении пооперационных норм времени, норм выработки и расценок отделом труда и заработной платы; об изменении нормативных ставок списания расходов на подготовку и освоение производства, на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов и т.п. - планово-экономическим отделом. Извещения или другие документы об изменениях норм поступают в нормативное бюро, где регистрируются в специальной ведомости учета изменений норм и контроля выполнения плана организационно-технических мероприятий. По мере поступления извещений нормативное бюро вносит изменения в техническую документацию, а к началу месяца - и в нормативные калькуляции. По окончании месяца здесь же подсчитывается и анализируется информация об экономической эффективности внедрения организационно-технических мероприятий.

Изменения норм группируются по цехам, видам продукции, заказам, узлам, деталям, причинам и инициаторам изменений. Для такой группировки предприятия на основе типовых номенклатур причин и инициаторов изменений норм разрабатываются конкретные рабочие классификаторы изменений норм с присвоением каждому виду изменений определенного кода.

Выявленные отклонения за месяц суммируются в сводной ведомости учета отклонений по причинам и виновникам, которая служит основанием для издания приказа, где анализируются причины возникновения отклонений и устанавливаются мероприятия по предотвращению их появления в будущем. При этом на виновных лиц накладываются административные взыскания (удержания из заработной платы в соответствии с действующим законодательством, лишение премий, выговоры и т.д.), а к поставщикам и контрагентам предъявляются иски. Ни один акт ревизии не может вскрыть столько недочетов в работе предприятия за год, сколько одна сводка отклонений за неделю. Однако прежде чем подписать такой приказ, устанавливающий причины отклонений и их виновников, перед его составлением директором снова с участием начальников цехов, у которых возникли эти отклонения, заслушиваются объяснения предполагаемого виновника. В окончательном рассмотрении отклонений принимают участие главный инженер, главный экономист, начальник планового отдела, начальник отдела труда, заработной платы и нормативов. Это необходимо для того, чтобы работники материально не пострадали из-за того, что не было времени или желания установить действительные причины отклонений. Такой приказ, анализирующий причины отклонений за месяц, издается через несколько дней после окончания отчетного периода, чтобы бухгалтерия могла своевременно в своих отчетах отразить решения, объявленные этим приказом.

Учет изменений норм на нашем предприятии отсутствует. Не оформляется должным образом необходимая документация (извещения и ведомость учета изменений норм). В результате невозможно произвести группировку изменений норм. Не проводится анализ отклонений изменений норм по причинам и виновникам, необходимый для разработки мероприятий для предотвращения их появления в будущем. Для того, чтобы навести порядок в нормативном хозяйстве нашего предприятия требуется организовать: ведение сигнальной документации изменений норм, сводной ведомости учета отклонений, а на ее основе проводить анализ отклонений норм по причинам и виновникам с помощью которого можно принимать своевременные управленческие решения.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Задачей нормативного учета является предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.к. в его основе лежат технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени и материальных ресурсов на единицу продукции (нормы производственных затрат). В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормы производственных затрат отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности. Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.

Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, не дожидаясь конца месяца, иметь фактическую себестоимость изделий (Фс/с = Зн + О +И), а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) анализировать причины отклонений и выявлять их виновников. Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, в частности при «историческом» подходе к калькулированию, причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.

Нормативная калькуляция, кроме учета изменений норм должны рассчитывать так же отклонения от норм, которые показывают как соблюдается технология производства и дисциплина труда.

Отрицательные отклонения характеризуют увеличение отходов, потеря от брака, простоя, порчи.

Положительные отклонения характеризуют экономию, достигнутую при использовании материальных ресурсов, и могут быть приравнены к изменениям.

Основные принципы нормативного метода учета сводятся к следующему:

Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет.

Данный принцип может быть реализован лишь при наличии у предприятия нормативной базы, содержащей нормативные, сметные (бюджетные) показатели, рассчитываемые на основании первичной технологической, конструкторской, финансовой и административной документации и используемые для разнообразных нужд управления: определения нормативных сумм затрат на производственные и коммерческие процессы, лимитирования отпуска в производство и на хозяйственные цели материальных и топливно-энергетических ресурсов, расчетов фондов оплаты труда, численности персонала, смет расходов на содержание аппарата управления, проектов отпускных цен и т.п. Вместе с тем в отечественной практике действуют лишь отдельные фрагменты нормативной базы.

Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость продукции и эффективности мероприятий, послуживших причиной изменения норм.

Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм.

Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения.

Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

В зависимости от времени расчета различают текущие и плановые нормы.

Текущие лежат в основе ежемесячно составляющихся нормативных калькуляций, а так же в основе составления планов работы по отдельным участкам и отпуска материалов на рабочие места.

Плановые используются при составлении квартальных и годовых смет и рассчитываются с учетом эффективности от внедрения различных организационно-технических мероприятий.

При сопоставлении фактических затрат утвержденными текущими нормами возникает необходимость учета изменений этих норм. Причинами изменений могут быть:

  • -- внедрение новой технологии;
  • -- приобретение нового высокопроизводственного оборудования;
  • -- замена дорогостоящих материалов в улучшении организации производства и др.

Учет изменений оформляется в специальных документах -- извещениях, с указанием причин и инициаторов таких изменений, а так же с указанием цехов, деталей, статей затрат.

Возможны модификации нормативного метода: полный и неполный учет нормативных затрат.

Выше речь шла об организации полного учета. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним.

Другие упрощенные варианты нормативного метода учета могут основываться на следующих положениях:

  • - остатки незавершенного производства при изменении норм не пересчитывают, а все изменения норм и отклонения от них относят на себестоимость готовой продукции;
  • - при незначительности изменений норм в течение отчетного периода их отдельный учет не организуют, а рассматривают вместе с отклонениями от норм.

Подобные упрощения существенно снижают эффективность нормативного метода, качество полученной информации.

На практике встречаются и другие недостатки в использовании нормативного метода учета. Чаще всего они состоят в неверном учете отклонений фактических затрат от норм: отклонения выявляются расчетами за длительный период, не всегда документируются, ведется их укрупненный учет без определения причин и виновников, существенны суммы неучтенных отклонений от норм и т.д.

Требуют серьезной доработки и применяемые предприятиями нормативные базы. Как показывает практика, применяемые базы оказываются неполными не только для оценки качества работы вспомогательных подразделений, но и для основных цехов предприятия Нормативные базы для транспортных, энергетических, ремонтно-строительных и экспериментальных подразделений чаще всего отсутствует вовсе.

Норма -- это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Согласно сложившимся в нашей стране еще в 30--40-х годах представлениям, под нормой расхода, например материальных и топливно-энергетических ресурсов понимают максимально допустимое плановое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работ, услуг). Так норма стала своеобразным стимулятором максимальной материалоемкости продукции.

Реально работающий нормативный метод как один из инструментов выживания в условиях рыночной экономики в ближайшем будущем будет востребован отечественными предприятиями, что обусловливается потребностью в решении проблем управления их финансовыми результатами.


Рассмотрим на примере применение организацией нормативного метода учета затрат и формирования себестоимости :

Пример: Нормативная себестоимость единицы продукции ЗАО «ВЕКТРА» составляет 1600 руб., объем выпуска готовой продукции в течение месяца - 200 ед. По сравнению с нормативными затраты на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, составили перерасход в сумме 15 000 руб., а по затратам материалов была достигнута экономия в сумме 8000 руб. На начало периода в незавершенном производстве находилось 40 ед. продукта с нормативной себестоимостью 1500 руб. за ед.

Расчет фактической себестоимости единицы выпуска ЗАО «ВЕКТРА»:

№ п/п Операция Расчет Сумма

1 Определение нормативов 1 600 руб. х 200 ед. 320 000 руб.

себестоимости выпуска

2 Определение отклонения от норм - экономия - 8 000 руб.

перерасход - 15 000 руб.

3 Определение факта изменения норм: 1 500 руб. х 40 ед 60 000 руб.

Остаток незавершенного производства

на начало периода по старым нормам;

Остаток незавершенного производства 1 600 руб. х 40 ед. 64 000 руб.

на начало периода по нормам, принятым

в текущем периоде;

Эффект изменения норм 60 000 - 64 000 - 4 000 руб.

4 Определение фактической 320 000 руб. + 15 000 руб. – 323 000 руб.

8 000 руб. – 4 000 руб.

5. Определение индексов отклонений от

норм и изменения норм:

Индекс экономии (ИЭ) ((–8 000)/ 320 000) х 100% –2,50%

Индекс перерасхода (ИП) (15 000/ 320 000) х 100% 4,69%

Индекс изменения норм (ИИ) ((–4 000)/ 320 000) х 100% –1,25%

6. Определение фактической Сфакт = 1 600 х (100% – 1 615,04 руб.

себестоимости единицы выпуска 2,5% + 4,69% – 1,25%)

Индексы отклонений от норм и изменения норм определяются по общей формуле: Индекс (%) = (Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм / Нормативная себестоимость выпуска) х 100%.

Из данных расчетов следует, что фактическая себестоимость единицы выпуска ЗАО «ВЕКТРА» составит 1 615,04 руб.

Следует отметить, что фактическую себестоимость изделия можно установить двумя способами. Если объектом учета производственных расходов являются отдельные виды продукции, то и отклонения от норм, а также их изменения можно отнести на эти виды продукции прямым путём. Фактическую себестоимость этих видов продукции определяют способом прямого расчёта по приведенной выше формуле.

Если объектом учета производственных расходов являются группы однородных видов продукции, то фактическую себестоимость каждого вида продукции устанавливают распределением отклонений от норм и изменений норм пропорционально нормативным затратам на производство отдельных видов продукции.

Коэффициент распределения при этом определяется как частное от деления полученных отклонений по изделиям групп на нормативную себестоимость изделий группы.

Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля.

Следует сказать, что нормативный метод имеет модификации, а именно существует полный и неполный учет нормативных затрат.

Организация полного учета изложена выше. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним.

Другие упрощенные варианты нормативного метода учета могут основываться на следующих положениях :

Остатки незавершенного производства при изменении норм не пересчитывают, а все изменения норм и отклонения от них относят на себестоимость готовой продукции;

При незначительном изменении норм в течение отчетного периода их отдельный учет не организуют, а рассматривают вместе с отклонениями от норм.

Следует отметить, что одной из важнейших проблем при внедрении нормативного метода является организация нормативного хозяйства. Под нормативным хозяйством предприятия понимается система норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива и энергии на технологические цели, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление, которые пересматриваются по мере осуществления организационно-технических мероприятий.

Организация нормативного хозяйства предполагает проверку наличия и обоснованности норм затрат, разработку новых и недостающих норм, пересмотр действующих. Нормативные издержки остаются неизменными до тех пор, пока отклонения не будут значительными. Срок действия нормативов строго индивидуален для каждого предприятия. Чем чаще предприятия меняют ассортимент продукции или совершенствуют технологию, тем чаще им приходится разрабатывать или пересматривать нормы, так как это напрямую связано с осуществлением прибыльного бизнеса.

1.2. Общая схема учета затрат и калькулирования себестоимости, используемая при нормативном методе

Особенностью нормативного метода учета затрат и калькулирования является использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг).

Схема бухгалтерских записей при использовании нормативного метода учета затрат и калькулирования приведена в приложении 2. В схеме задействован счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость выпущенной из производства продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство». По кредиту счета 40 отражается нормативная себестоимость произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг (в корреспонденции со счетами 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи»).

Как уже отмечалось, учет затрат ведется по установленным нормативам, отклонение фактических затрат от нормативных фиксируется отдельно. В данном случае нормативная себестоимость готовой продукции, изготовленной за отчетный период, составила 120 руб. (проводка 1). В этой же оценке списана себестоимость реализованной продукции (проводка 2). Остатков готовой продукции на складе нет. Выручка от реализации продукции – 200 руб. (проводка 3), следовательно, предварительно выявленный финансовый результат составляет 80руб. (проводка 4). Отклонения фактических затрат от нормативных учитываются отдельно и относятся на себестоимость продукции. Информация о фактической себестоимости готовой продукции собирается по дебету счета 40 (проводка 5). В данном случае сумма фактических затрат составила 100 руб.

Первого числа каждого месяца(или квартала) на счете 40 определяется отклонение фактической себестоимости от нормативной. На сумму выявленной экономии (фактическая себестоимость ниже нормативной) сторнируется себестоимость реализованной продукции. В случае перерасхода (фактическая себестоимость больше нормативной) делается запись:

В данном случае достигнута экономия в сумме 20 руб. Поэтому сделана сторнировочная запись (проводка 6):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж» 20 руб.

Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

И скорректирован финансовый результат (проводка 7):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Прибыль / убыток от продаж» 20 руб.

Кт 99 «Прибыли и убытки»

В приложении 3 рассмотрена обратная ситуация: по результатам работы за месяц установлен перерасход производственных ресурсов против их нормативной величины. Нормативная себестоимость готовой продукции - 120 руб. (проводка 1), в этой же оценке отражена себестоимость реализованной продукции (проводка 2). Фактическая себестоимость готовой продукции составила 150 руб. (проводка 3), выручка от реализации – 200 руб. (проводка 4). Предварительно (до окончания отчетного периода), исходя из нормативных затрат, выведен финансовый результат – 80 руб. (проводка 5). По окончании отчетного периода на сумму перерасхода сделана дополнительная запись(проводка 6):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

И скорректирован финансовый результат (проводка 7):

Дт 90 «Продажи»,субсчет «Себестоимость продаж»

Кт 99 «Прибыли и убытки»

Счет 40 может применяться при обоих вариантах учета затрат и калькулирования себестоимости продукции: по полной себестоимости или по ограниченной себестоимости.

Особенность счета заключается не только в выявлении отклонений фактической себестоимости готовой продукции от нормативной, но и в том, что отклонения сразу списываются на себестоимость реализованной продукции. Как следствие, готовая продукция на складе также оценивается по нормативной себестоимости.

Нормативный метод учета затрат в производстве базируется на использовании нормативов и норм в качестве средства совершенствования контроля за затратами. В этой системе учета затраты анализируют по нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм.

Выявление, учет и анализ отклонений от норм определяют сущность нормативного учета, в основе которого лежит четкое и твердое установление норм затрат материалов, трудозатрат и всех других расходов, связанных с изготовлением какой-либо продукции или полуфабрикатов.

Главное преимущество нормативной системы учета : при правильной ее постановке требуется меньше бухгалтерских работников, чем при учете всех затрат - прошлых и настоящих. Дело в том, что нужно учитывать только существенные отклонения от стандартов. Процедура учета затрат и калькуляция в этом случае сводятся к записи отклонений от стандартных норм и выявлению причин их изменений.

Калькуляция продукции по нормативным затратам позволяет не только оперативно рассчитать ее себестоимость, но и своевременно принять важные управленческие решения на основе сравнения фактических и нормативных затрат. Исходя из анализа полученных расхождений, можно определить причину возникновения проблем и пути их решения. Конечная цель данной системы учета - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

В производстве отклонения фактических затрат от их нормативов были, есть и всегда будут. Факторов влияния на затраты предприятия очень много, поэтому установить точные нормативы для затрат практически невозможно . В связи со сказанным поможем разобраться в принципах калькулирования себестоимости на основе анализа отклонений фактических затрат от их нормативных величин, рассмотрим методику такого анализа на всех стадиях основного производства продукции.

Выбор отклонений для анализа

В силу своей занятости у многих менеджеров и специалистов по управленческому учету нет времени для анализа всех полученных отклонений фактических затрат от их нормативов. Да и нет прямого смысла рассматривать подряд все отклонения, во многих случаях малозначимые. Существенными для анализа являются отклонения, превышающие 10 % от установленных нормативов.

Рассмотрим пример отклонения фактических затрат от их нормативных данных за предыдущий период в производстве (табл. 1).

На какое из полученных отклонений следует обратить внимание в первую очередь? С первого взгляда кажется, что это отклонение по прямым материальным затратам, поскольку по абсолютной величине оно выше. Однако общие материальные затраты составили 200 000 руб., а общие затраты прямого труда намного меньше - 10 000 руб.

В процентном отношении размер отклонения по прямым материальным затратам составит –1 % (2000 / 200 000), аналогичное отклонение по затратам прямого труда - 10 % (1000 / 10 000). Значит, анализ нужно начинать с отклонения по затратам прямого труда, несмотря на то что по абсолютной величине оно в два раза ниже величины отклонения по материалам.

При анализе отклонений учитывают, каким является отклонение для последующего анализа - положительным или отрицательным. Обычно на практике считают, что положительным отклонением является превышение норматива над фактической величиной, а отрицательное отклонение - это превышение фактической величины над нормативным (плановым) значением конкретного показателя.

Если отклонение отрицательное, необходимо выяснить причину перерасхода ресурса (материального, трудового и др.) над принятыми нормативами. Возможные причины:

  • норматив был принят по заниженной величине;
  • перерасход произошел по вине ответственных лиц;
  • перерасход имеет место из-за нарушения технологического процесса.

Со вторым отклонением (положительным) все проще. В большинстве случаев нужно только подправить норматив под фактическую величину этого показателя.

Еще одним фактором выбора того или иного рода отклонения для последующего анализа служит его повторяемость . Здесь анализируют, к увеличению или уменьшению склоняется изменение (общий тренд).

Пример 1

Предположим, на производственном предприятии наметилась следующая тенденция отклонения фактических прямых материальных затрат от их нормативов (табл. 2).

Таблица 2. Тренд отклонения от нормативов затрат

Месяц производства

Величина отклонения, руб.

Относительное отклонение от общих затрат, %

Сентябрь

Из таблицы 2 видно, что все отклонения положительные (благоприятные), по относительной величине меньше 10 %. Стоит ли такие отклонения анализировать?

Фактор против анализа : размер отклонений незначительный, тратить время на их анализ не нужно.

Факторы в пользу анализа приведенных отклонений:

  • повторяемость отклонений в течение рассматриваемых месяцев;
  • постоянный рост как абсолютных, так и относительных размеров отклонений.

Руководителей предприятия заинтересует, почему так происходит и как можно повлиять на этот тренд в сторону его снижения.

Еще один критерий выбора отклонения для анализа - оценка возможности влиять на его изменение (в каких случаях предприятие может контролировать причины появления таких отклонений).

Пример 2

Производственная компания выпускает консервированную продукцию, в том числе варенье, джемы и повидло. На изготовление варенья в отношении прямых материалов было допущено отрицательное отклонение в размере 100 000 руб. По отношению к общим затратам материалов это составило 12 %. Данное отклонение существенное. Будем считать, что оно включает:

  • отрицательное отклонение вследствие повышения закупочной цены на концентрат (–130 000 руб.);
  • положительное отклонение из-за экономии концентрата при производстве (+30 000 руб.).

Какое отклонение должно быть проанализировано в первую очередь? На первый взгляд, отклонение по цене. Оно намного выше, чем отклонение по объему (количеству концентрата), причем отрицательное. Однако контролировать отклонение по цене предприятие не может, так как это равносильно тому, чтобы диктовать поставщикам цены на их материалы.

Отсюда пропадает смысл анализировать влияние факторов, которые находятся под контролем сторонней организации. Вместо этого экономистам предприятия полезнее провести расчет новой нормативной цены для будущего периода (например, с учетом фактора инфляции).

Второй вопрос: стоит ли анализировать причину положительного отклонения по количеству концентрата? Да, есть все основания для того, чтобы провести анализ. Сам факт возникновения положительного отклонения является довольно странным. Фактически концентрата истратили меньше, чем следует по нормативу. Причина данного явления одна из двух:

  • норматив затрат по материалам не основан на реальных затратах прошлого периода (нормативные затраты были завышены);
  • нарушена технология изготовления продукта, чтобы сэкономить на материалах.

В любом случае нужно выяснить реальную причину возникновения этого отклонения.

Вывод: используя простые средства, можно выбирать существенные отклонения для дальнейшего анализа и принимать по ним рациональные решения.

Учет материальных затрат

При учете материальных затрат с использованием нормативов необходимо считаться с реальными факторами производства и условиями ценообразования на расходные материалы. Например, закупочные цены на материалы могут измениться, что автоматически повлияет на фактическую стоимость материалов. Возможен перерасход материалов, их неожиданная пропажа и порча. Поэтому анализ фактических отклонений от нормативов должен учитывать все факторы влияния: рост цен, колебание объемов производства, брак, отходы и др.

В большинстве случаев в первую очередь рассматривают влияние количественного фактора (объема выпуска), изменение цен на материалы.

Пример 3

Для изготовления джема по нормативу требуется 10 кг концентрата по цене 40 руб. В реальных условиях было израсходовано 7 кг концентрата по цене 50 руб.

Необходимо выяснить, какое получено общее отклонение от норматива и как на него повлияло по отдельности изменение цены и количества использованного концентрата.

С первым вопросом разобраться просто. Общее отклонение фактических данных от норматива составит:

(10 кг x 40 руб.) – (7 кг x 50 руб.) = 400 – 350 = 50 руб. - отклонение положительное , то есть по факту истрачено меньше материала (в стоимостном выражении), чем по нормативу.

Оценить влияние цены и количества концентрата сложнее. Так, отклонение по цене можно рассчитать следующим образом:

7 кг x (40 руб. – 50 руб.) = –70 руб.

Понятно, что из-за повышения цены сверх нормативной (плановой) величины получилось отрицательное (неблагоприятное) отклонение.

Сумма отклонения по цене определяется по фактическому количеству использованного материала, так как в противном случае это было бы комбинированное отклонение. Не только по количеству, но и по цене.

Отклонение по количеству используемого материала определяется исходя из его нормативной цены :

40 руб. x (10 кг – 7 кг) = 120 руб.

Здесь тоже понятно, почему получилось благоприятное отклонение. Все из-за уменьшения фактического количества использованного концентрата.

Почему в расчете присутствует нормативная, а не фактическая цена материала? Иначе добавилось бы влияние новой цены. Другими словами, произошло бы смешение влияния ценового отклонения и чисто количественного фактора.

Легко проверить, что общее отклонение по расходу материала в стоимостном выражении определяется путем сложения частных отклонений по цене и количеству: –70 + 120 = 50 руб. (полностью соответствует ранее подсчитанной величине общего отклонения).

В данном случае для большего понимания мы взяли простой пример, когда количество произведенного конечного продукта (джема) не меняется. В реальном производстве часто имеет место отличие планового (нормативного) объема выпуска продукции от его фактического значения. Чтобы учесть это влияние, используют нормативы прямых материальных затрат на единицу продукции . Они будут отражать отклонения в расходе прямых материальных затрат, вызванные различием фактической и плановой (нормативной) партии выпускаемой продукции.

Таблица 3. Учет нормативных и фактических данных по материальным затратам

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Прямые материальные затраты, руб.

Расход материалов, кг

Цена 1 кг материала, руб./кг (п. 1 / п. 2)

Произведено распредвалов, шт.

Расход материалов на один распредвал, кг/шт. (п. 2 / п. 4)

Стоимость затрат на один распредвал, руб./шт. (п. 1 / п. 4)

Как видно из табл. 3, фактические прямые материальные затраты оказались выше плановой (нормативной) величины на 678 руб ., или на 1,3 % (51 678 / 51 000).

На первый взгляд, это несущественное отклонение и его анализом не стоит заниматься. Однако следует учесть, что изготовили на 40 распредвалов меньше, чем было запланировано (1200 – 1160). Причем фактически материала израсходовано на 16 % больше (3480 / 3000), а расход материала на изготовление одного распределительного вала вообще выше на 20 % (3,0 / 2,5). В то же время был использован более дешевый материал от поставщиков (цена ниже на 13 % (14,85 / 17)).

Учитывая разнонаправленное влияние приведенных факторов на материальные затраты, нужно разобраться в ситуации.

Шаг 1.

Рассчитаем отрицательное отклонение , обусловленное перерасходом материала на изготовление распредвалов . Для этого умножим нормативную цену 1 кг материала на разность между нормативным и фактическим количеством используемого материала:

17 руб./кг x (2,5 кг/шт. x 1160 шт. – 3480 кг) = 17 x (2900 – 3480) = –9860 руб.

Как видно из расчета, нормативное количество используемого материала определяется путем умножения норматива затрат на один распредвал на фактический объем произведенного продукта. Таким образом, в расчете учитывается изменение объема выпуска продукции от ее плановой (нормативной) величины.

Мы получили неблагоприятное отклонение , связанное с перерасходом количества материала. То есть фактическая стоимость больше нормативной.

Шаг 2.

Определим положительное отклонение , вызванное экономией от приобретения материала по более низкой цене . С этой целью умножим фактическое количество используемого материала на разность между нормативным и фактическим значением цены:

3480 кг x (17 руб./кг – 14,85 руб./кг) = 7482 руб.

благоприятное отклонение . Оно вызвано уменьшением закупочной цены от поставщиков.

Шаг 3.

Найдем общее отклонение прямых материальных затрат от их фактической величины по конечному продукту . Порядок действий:

  • умножаем фактическое количество распредвалов на норматив затрат на один распредвал;
  • из полученного результата вычитаем фактические затраты прямых материалов.

1160 шт. x 42,5 руб./шт. – 51 678 руб. = 49 300 – 51 678 = –2378 руб.

Правильность последнего расчета можно проверить путем суммирования частных отклонений по обоим факторам влияния:

–9860 руб. + 7482 руб. = –2378 руб.

Получилось . Теперь нужно разобраться с этим. Относительно снижения цены на материалы все ясно. Хорошо постарались менеджеры и снабженцы по приобретению материалов (если только не приобрели для производства распредвалов менее качественный материал). Ситуацию с отрицательным отклонением по расходу материала объяснить не так просто. Здесь одно из двух: либо изначально норматив по расходу материала на изготовление распредвалов был занижен, либо произошло прямое нарушение технологии изготовления в результате применения менее качественного материала.

Учет затрат прямого производственного труда

Нормативные затраты прямого труда рассчитывают путем умножения планируемых нормативных часов работы производственных рабочих на нормативные почасовые ставки оплаты труда. При этом нормативные часы прямого труда устанавливают исходя из одной единицы или партии продукции с учетом данных о производительности труда и квалификации производственных рабочих.

Важная деталь: нужно учитывать возможные нарушения (сбои) технологического процесса, производить корректировки на вероятные простои и другие неизбежные потери времени. Другими словами, нормативы должны основываться не на идеальных показателях, а на средних условиях производства. Чем больше нормативы затрат труда будут близки к идеальным, тем выше будет величина отклонения фактических затрат от их нормативных величин.

Рассмотрим такие факторы влияния на отклонения от нормативов, как изменение (колебание ) количества отработанных часов и ставки оплаты ручного труда .

Пример 5

Предприятие производит электрические чайники. Месячный объем выпуска - 2000 шт.

Из-за непредвиденной остановки производства в январе в следующем месяце потребовалось увеличить план выпуска чайников вдвое. В связи с этим персонал работал в ночное время, в выходные и праздничные дни, что привело к дополнительным расходам на оплату труда. Половина часов прямого труда рабочих в феврале была оплачена с коэффициентом 1,5.

Требуется оценить как частные, так и общее отклонение фактических трудозатрат от их нормативных значений. Необходимые данные приведены в табл. 4.

Таблица 4. Учет отклонений по прямым трудозатратам

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Объем производства, шт.

Прямые трудозатраты, руб.

Всего часов работы, ч

Ставка оплаты ручного труда, руб./ч (п. 2 / п. 3)

Затраты почасового труда на одно изделие, ч/шт. (п. 3 / п. 1)

Затраты труда по стоимости на одно изделие, руб./шт. (п. 2 / п. 1)

Прежде всего оценим среднюю фактическую ставку оплаты труда с учетом повышающего коэффициента на половину часов работы персонала в сверхурочных условиях:

(200 руб./ч + 200 руб./ч x 1,5) / 2 = (200 + 300) / 2 = 250 руб ./ч .

Отсюда прямые трудозатраты (фонд оплаты труда) по фактически отработанному времени:

1800 ч x 250 руб./ч = 450 000 руб .

Из таблицы 4 следует, что во временном разрезе фактические затраты труда на одно изделие ниже норматива, а в стоимостном выражении они выше, чем по нормативу прямых затрат. Данная ситуация требует детального анализа.

Расчеты величин отдельных отклонений трудозатрат от их нормативов произведем пошагово.

Шаг 1. Рассчитаем отрицательное отклонение, вызванное повышением почасовой ставки оплаты труда над ее плановой величиной . Для этого умножим фактически отработанное время на разность между нормативной ставкой оплаты и ее фактической величиной:

1800 ч x (200 руб./ч – 250 руб./ч) = –90 000 руб .

Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке оплаты вполне понятна. Причина отклонения - повышенная оплата часов, отработанных сверхурочно.

Шаг 2. Определим отклонение , обусловленное увеличением выпуска продукции . С этой целью умножим нормативную ставку оплаты труда на разность между нормативным количеством часов и его фактическим значением:

200 руб./ч x (0,5 ч/шт. x 4000 шт. – 1800 ч) = 200 x (2000 ч – 1800 ч) = 40 000 руб .

Как видим, получилось благоприятное отклонение. Потребовалось меньше часов, чем это следует из временного норматива трудозатрат. С данным отклонением придется разбираться. Одно из двух: либо изначально установлен неправильный, то есть завышенный норматив по нормо-часам на единицу продукции, либо персонал работал не покладая рук и показал чудеса производительности в связи со сверхурочной оплатой труда.

Шаг 3. Найдем общее отклонение нормативов затрат на оплату прямого труда от их фактической величины . Сначала умножим фактическое количество продукции на нормативную стоимость затрат на одно изделие, а затем из полученного значения вычтем фактические затраты прямого труда:

4000 шт. x 100 руб./шт. – 450 000 руб. = 400 000 – 450 000 = –50 000 руб .

Проверим расчет другим способом:

–90 000 руб. + 40 000 руб. = –50 000 руб.

В результате получилось общее неблагоприятное отклонение . Это можно объяснить большим влиянием повышения ставки оплаты труда по сравнению со снижением норматива по нормо-часам на единицу продукции.

Учет косвенных расхдов

Затраты, которые относятся одновременно к нескольким продуктам или подразделениям производства, называются косвенными расходами. Затраты делят на прямые и косвенные для расчета себестоимости продукции (услуг), краткосрочного планирования и анализа отклонений фактических данных производства от их нормативов.

Косвенные расходы подлежат распределению между продуктами на основе специальных баз распределения. Для высокомеханизированного производства в качестве фактора распределения этих расходов часто служат часы работы оборудования (машино-часы). В этом случае косвенные расходы между отдельными продуктами распределяются на основе единой ставки , рассчитанной на 1 маш.-ч работы оборудования.

При выборе единой базы распределения косвенных расходов возможны следующие факторы влияния на отклонения фактических затрат от их нормативных величин:

  • ставка распределения косвенных расходов;
  • количество машино-часов на выпуск единицы продукции.

Предприятие выпускает несколько моделей электрочайников. Общие косвенные расходы на выпуск этих моделей составляют 1 200 000 руб., общее количество машино-часов - 20 000.

Производство электрочайников автоматизировано, поэтому косвенные расходы распределены между моделями чайников по единой ставке, пропорционально часам работы оборудования на каждую модель.

Ставка распределения :

1 200 000 руб. / 20 000 маш.-ч = 60 руб ./маш .-ч .

Предположим, на одну из моделей чайников («Люкс») приходится 10 000 маш.-ч работы общего оборудования. Найдем величину косвенных расходов, относимых по нормативу на данную модель:

10 000 маш.-ч x 60 руб./маш.-ч = 600 000 руб.

Плановый объем производства чайников модели «Люкс» - 20 000 шт. в месяц, однако по результатам работы оборудования по факту все оказалось сложнее (табл. 5).

Таблица 5. Учет отклонений по затратам косвенного характера

№ п/п

Показатель

По нормативу

Фактически

Общее количество машино-часов, маш.-ч

Ставка распределения косвенных расходов, руб./маш.-ч

Косвенные расходы, руб. (п. 1 x п. 2)

Объем производства, шт.

Количество машино-часов на одно изделие, маш.-ч/шт. (п. 1 / п. 4)

Согласно данным табл. 5 на производство чайников данной модели затрачено на 17 % больше времени работы оборудования, чем по плану (11 700 / 10 000), а самих чайников изготовлено на 2,5 % меньше (19 500 / 20 000).

В то же время фактическая ставка распределения косвенных расходов между моделями оказалась выше на 3,3 % (62 / 60). В результате распределения затрат по новой ставке на эту модель по факту было отнесено косвенных расходов намного больше:

11 700 маш.-ч x 62 руб./маш.-ч = 725 400 руб . В процентном отношении - на 20,9 % (725 400 / 600 000).

Различие в результатах очень существенное, его нужно анализировать. В связи с этим требуется оценить:

  • общее отклонение косвенных расходов от их нормативов, приведенных к одному объему выпуска продукции;
  • частные отклонения по факту изменения ставки распределения затрат и количества машино-часов работы производственного оборудования.

На основании данного расчета будет легче выяснить причину имеющихся расхождений между нормативными и фактическими данными затрат. Вычисления произведем в такой последовательности.

1. Определим отрицательное отклонение в связи с повышением трудозатрат в машино-часах на единицу выпуска продукции . Для этого умножим нормативную ставку распределения косвенных расходов на разность между нормативным количеством часов работы оборудования и его фактическим значением:

60 руб./маш.-ч x (0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 11 700 ч) = 60 x (9750 – 11 700) = –117 000 руб .

Как видно из расчета, нормативное количество часов работы оборудования приведено к фактическому объему выпуска продукции (19 500 шт.).

Как и следовало ожидать, получилось неблагоприятное отклонение . Причина - существенное превышение времени работы оборудования на единицу продукции над нормативом. Оно увеличилось с 0,5 до 0,6 маш.-ч (на 20 %). Значит, могли неправильно установить первоначальный норматив (исходя из прошлых месяцев по выпуску аналогичной продукции) или произошли какие-то сбои в технологическом процессе, которые уменьшили объем выпуска продукции. Это нужно выяснить.

2. Рассчитаем отрицательное отклонение , связанное с повышением ставки распределения косвенных расходов над ее плановой (нормативной ) величиной . Умножим фактически отработанное время работы оборудования в машино-часах на разность между нормативной ставкой распределения и ее фактической величиной:

11 700 маш.-ч x (60 руб./маш.-ч – 62 руб./маш.-ч) = –23 400 руб .

Ситуация с неблагоприятным отклонением по ставке распределения косвенных расходов относится к контролируемым причинам. Ее можно легко исправить, если за основу будущего норматива взять сегодняшнюю фактическую ставку распределения косвенных расходов.

3. Найдем общее отклонение косвенных расходов по нормативу от их фактической величины. Порядок расчета следующий:

  • умножаем нормативную ставку распределения на норматив времени работы оборудования на единицу продукции и на фактический объем ее выпуска;
  • из полученной величины вычитаем фактические затраты косвенных расходов.

60 руб./маш.-ч x 0,5 маш.-ч/шт. x 19 500 шт. – 725 400 руб. = 585 000 – 725 400 = –140 400 руб .

Проверим это другим способом:

–117 000 руб. – 23 400 руб. = –140 400 руб.

В результате получилось общее неблагоприятное отклонение . Это можно объяснить большим влиянием повышения времени работы оборудования на единицу продукции по сравнению со снижением объема ее выпуска.

Подводим итоги/p>

1. Существенными отклонениями фактических затрат от их нормативных значений считаются величины, превышающие 10 %.

2. Анализ существенных отклонений от нормативов затрат начинают с отрицательных (неблагоприятных) отклонений (фактические затраты превышают их нормативные величины), а затем обращаются к положительным (благоприятным) отклонениям.

3. Несущественные отклонения (менее 10 %) следует анализировать, если они обладают определенной цикличностью или повторяемостью событий во времени.

4. Отклонения по перерасходу материалов на изготовление продукции должны определяться исходя из нормативной (плановой), а не фактической цены материала.

5. Частные отклонения, вызванные повышением почасовой ставки оплаты ручного труда, следует рассчитывать исходя из фактически отработанного времени, а не его нормативной величины.

6. Отклонения, связанные с повышением времени работы оборудования (машинного труда), нужно считать с учетом нормативной ставки распределения косвенных расходов, а не по фактической величине этой ставки.

Себестоимость определяется одним из методов учета затрат, где в зависимости от объекта учета можно применять позаказный, попередельный или попроцессный методы учета. При этом любой из указанных методов можно комбинировать с учетом по фактическим или нормативным затратам, по неполной или полной себестоимости.

Как применяются методы учета затрат

В зависимости от объектов учета применяются:

  • позаказный;
  • попередельный;
  • попроцессный;
  • обезличенный (котловой).

На выбор метода учета влияют масштаб предприятия, ассортимент товара, технология, длительность производства. Позаказный метод учета затрат и калькулирования применяется на предприятиях, где производятся товары маленькими партиями или производство строится на индивидуальных заказах. Например, ремонтные мастерские, ателье. При этом все прямые затраты относятся на каждый заказ и не списываются до приемки клиентом заказа, а косвенные затраты делятся пропорционально.

Если предприятие выпускает однородную продукцию, при этом производство строится как последовательность нескольких циклов производства, то применяется попередельный метод учета. Характерно для непрерывного технологического процесса превращения сырья в готовую продукцию, где каждый процесс составляет один передел и учет ведётся обособленно по каждым цеху, переделу, стадии.

В организациях с массовым производством также используется попроцессный способ учета. В этом случае калькулирование производится целиком по всему процессу, затраты накапливаются на каждой стадии производства.

На небольших предприятиях, где не ставится задача ведения управления учета, выпускается ограниченный ассортимент продукции, может применяться котловой метод учета затрат. Учет ведется в целом по предприятию без детализации. При этом себестоимость можно определять только обезличенно, разделив фактические затраты на количество произведенной продукции.

Кроме того, могут применяться дополнительные методы, например по видам деятельности или функциям, Activity-based costing (abc) — метод учета затрат, при котором все затраты распределяются по видам деятельности. Фактически объект калькулирования в данном случае - функция предприятия.

Другие методы учета затрат

Необходимость учета затрат для разных целей обуславливает и необходимость применения различных методов учета. При использовании разных способов распределения косвенных расходов и включения затрат выделяют методы по полноте учета затрат - учет по полной и неполной (усечённой) себестоимости. Особенно актуально в управленческом учете, при формировании ценообразования, когда такой подход даёт возможность контролировать цены и определять доходность каждого вида продукции. В этом случае себестоимость формируется, как правило, только с учетом прямых затрат, то есть связанных непосредственно с производством продукции. В отличие от метода учета полных затрат, где все косвенные затраты учитываются в себестоимости и распределяются на каждый объект и калькуляционную единицу.

При этом любой из принятых методов учета можно вести по нормативной калькуляции, когда затраты учитываются по текущим нормам и ведётся оперативный учет отклонений от норм с дальнейшим выявлением причин отклонений, их анализом и регулированием в дальнейшем. Отклонения при этом делятся на отклонения затрат сырья и материалов, оплаты труда, общепроизводственных расходов, причиной каждого из них может быть отклонение цены или объема ресурсов. Нормативный метод учета затрат на производство может применяться в сочетании с любым методом учета.