Льготы пенсионерам по земельному налогу. Платят ли земельный налог пенсионеры? Льготы по земельному налогу для пенсионеров

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик.

Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет. Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

Льготы на земельный налог

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично - исходя из стоимости площади, превышающей установленный "шестисоточный" лимит.

Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что

каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог , причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Использование права на налоговые льготы

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании , необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Исчисление налога на землю

Как устанавливает Налоговый кодекс, обложению земельным налогом подлежат земельные участки, которые расположены в границах муниципального образования. Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка (за минусом стоимости 600 кв.м. данного участка ), определенной по состоянию на 1 января. Если земельный участок образовался в течение года, то налог платится с кадастровой стоимости, определенной на дату постановки участка на кадастровый учет. Все сведения, на основании которых рассчитывается земельный налог для пенсионеров, представляются в налоговые инспекции органами, которые осуществляют кадастровый учет. Налог в отношении участка земли, принадлежащего нескольким лицам на праве долевой собственности, определяется отдельно для каждого налогоплательщика соответственно его доле в таком участке.

Обратите внимание! В случае владения 2-мя и более участками, уменьшение налоговой базы производится только в отношении 1 любого участка по выбору налогоплательщика. Информацию о выбранном участке необходимо зафиксировать в уведомлении (образец можно скачать ), которое следует представить в налоговую инспекцию до 1 ноября (для вычета за 2017 год - до 1 июля 2018 г.).

Ставки налога на землю устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в любом случае они не могут превышать 0,3 % в отношении:

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель жилищного фонда;
  • земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Налог на остальные земельные участки уплачивается исходя из ставки не более 1,5 %. Уплатить соответствующую сумму за определенный год необходимо не позднее 1 декабря следующего года на основании уведомления, направленного налоговым органом.

Платят ли земельный налог пенсионеры или государство освобождает их от этого налога? Как ни странно, но этот вопрос достоин специального расследования: понятную и достоверную информацию нужно еще очень хорошо поискать. Прочитав нашу статью, вы получите исчерпывающие сведения по вопросу уплаты земельного налога гражданами, вышедшими на пенсию, и будете во всеоружии.

Чтобы разобраться с вопросом, для начала узнаем, что же такое земельный налог. Ответ на этот вопрос дается в Налоговом кодексе РФ в главе 37. Земля, облагаемая налогом, должна быть расположена на территории, местными властями которой установлен земельный налог. Его рассчитывают с налоговой базы, равной кадастровой стоимости участка по состоянию на начало того года, за который причитается уплатить налог.

Плательщиками данного налога признаются лица, имеющие земельные участки в собственности, в пожизненно наследуемом владении, а также те, кто пользуется ими бессрочно. Не платить налог могут лица, арендующие землю или пользующиеся ею безвозмездно (определенный срок), а также те, кто имеет соответствующие льготы.

Какие граждане являются льготниками?

Давайте еще раз обратимся к НК РФ - к его статье 395, устанавливающей льготные категории граждан, освобожденных от земельного налога, и посмотрим, входят ли пенсионеры в их число. Несмотря на то, что статья эта очень длинная и содержит целых 11 пунктов, перечисляющих тех, кто может не платить земельный налог, но, к сожалению, в них, в основном, идет речь не о физических лицах, а об организациях.

Гражданам здесь отводится только один пункт - № 7, да и тот к пенсионерам имеет весьма отдаленное отношение: речь идет о представителях северных и дальневосточных малочисленных народов.

Правда, в НК РФ есть еще одна небольшая «поблажка» для плательщиков земельного налога: налоговую базу (ту сумму, с которой берется установленная ставка налога), можно уменьшить на 10 000 рублей. И она касается, как раз, физических лиц. Может быть, здесь перечислены пенсионеры? Читаем, кто относится к данной категории:

  • Герои СССР и РФ, кавалеры ордена Славы.
  • Инвалиды 1-ой группы, а также 2-ой (если она была присвоена до 1 января 2004 года).
  • Инвалиды с детства.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий.
  • Граждане, подвергшиеся радиации (Чернобыль, «Маяк», Семипалатинск, Теча).
  • Граждане, участвующие в ядерных испытаниях и ликвидации ядерных аварий.
  • Граждане, заболевшие лучевой болезнью или получившие инвалидность в результате ядерных испытаний, учений и т.д.

Как видим, данный список довольно расширенный, но пенсионеров в нем также нет. Значит ли это, что льготы по земельному налогу им не положены?

Платят ли налог на землю пенсионеры

Налоговый кодекс РФ не содержит положений, дающих льготы по земельному налогу тем, кто вышел на пенсию, но они все-таки есть. Причем разгадка лежит на поверхности: в самом начале этого закона - в пункте 2 статьи 387 есть фраза о том, что правовыми актами и законами муниципальных образований могут устанавливаться льготы для отдельных категорий граждан.

А это значит, что за разъяснением данного вопроса вам придется обращаться в местную администрацию, налоговую инспекцию или же самим изучать законы той местности, где расположен ваш участок. И тому есть объяснение.

Дело в том, что земельный налог отнесен налоговыми законами к платежам местного значения, следовательно, его ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы определяются местными властями. Все суммы этого налога зачисляются в бюджет того территориального образования (района, города и т.д.), на котором расположена земля.

Все это означает одну очень интересную вещь: единых льгот для пенсионеров в России нет. Из этого следует, что льготы по земельному налогу в каждой местности неодинаковы. А самое печальное, что их может не быть вовсе, и, если вам «не повезло» с местонахождением вашего участка, вам придется «расплачиваться» по полной программе.

Примеры отдельных местных льгот

Давайте посмотрим, какие же льготы имеются в некоторых городах и областях.

  • Москва . Действующая редакция закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.закона г. Москвы № 74 от 24.11.2004 года «О земельном налоге» льгот для вышедших на пенсию не предусматривает.
  • Санкт-Петербург . Если у пенсионера земельный участок в 25 соток и меньше, он может налог на него не уплачивать.
  • Одинцово . Для того чтобы получить льготу, у пенсионера не должно быть других источников дохода.
  • Самара . Пенсионерам разрешено не платить земельный налог по таким объектам: участок под гараж (до 24 кв. м), дача в 6 соток, земля под жилым домом (до 600 кв. м), если их использование не связано с предпринимательством.
  • Сызрань . Здесь введена 50%-ная льгота по земельному налогу на участки под индивидуальным жильем, огородничеством, животноводством и садоводством.
  • Красноярский край . К сожалению, здесь льготы для пенсионеров по земельному налогу отсутствуют.
  • Павлово-Посадский район . Его администрация установила льготу по земельному налогу для одиноких людей-пенсионеров.
  • Ивантеевка . Здесь от уплаты земельного налога освобождены малообеспеченные одинокие пенсионеры, обслуживающиеся в муниципальном центре соцпомощи. Пенсионеры, не получившие статуса малоимущих, вправе уплачивать только половину налога.
  • Королев . Пенсионерам-владельцам участка в 12 соток и меньше также разрешается платить земельный налог в половинном размере.
  • Лотошино . Одинокие малоимущие пенсионеры освобождаются от ¼ суммы налога.
  • Мытищинский район . Пенсионерам, имеющим участок размером не более 15 соток и живущим постоянно в сельской местности, разрешено платить опять-таки 50% суммы налога.
  • Шаховской район . Льготы для пенсионеров отсутствуют.

Как получить льготу?

Как мы уже успели убедиться, льготы по земельному налогу для пенсионеров в различных местностях очень разнообразны. Более того, они периодически меняются - местные власти принимают новые законы, а старые отменяются. То, что сегодня актуально, завтра уже может не быть таковым. Поэтому мы советуем вам использовать следующую схему получения льготы:

  1. Консультация в администрации или налоговой того города, района (области, поселка и т.д.), на территории которого расположен ваш земельный участок. Здесь вы сможете получить информацию о действующих в данный момент времени законах и узнать, положена ли вам льгота.
  2. Если местные льготы для пенсионеров предусмотрены, необходимо обратиться в налоговую инспекцию и предоставить следующие документы: паспорт, пенсионное удостоверение, бумаги на земельный участок. Кроме того, вам надо будет заполнить специальный бланк заявления на предоставление льготы. Помните о том, что даже если льгота вам положена по закону, автоматически (до тех пор, пока вы не подадите заявление) она не предоставляется.

Сроки подачи необходимых документов на льготу определяются также местными законами. После успешного прохождения проверки документов льгота по земельному налогу вам будет предоставлена.

Волею властьимущих налог на землю относится к налогам муниципальным, то есть таким, которые взимаются в пользу местных бюджетов (городских и поселковых и т.д.). Согласно п. 2 ст. 387 главного законодательного акта в области налогообложения - Налогового Кодекса, власти муниципальных образований вправе решать не только, в каком размере брать плату за землю, но и то, кому и какие льготы по земельному налогу устанавливать. Обзор последних - читайте ниже.

Два уровня льгот

Предоставление льгот по оплате налога на земельный участок производится на двух уровнях.

Первый уровень - общегосударственный. К нему относятся льготы и послабления, утвержденные НК РФ.

Второй, как мы уже говорили - муниципальный. Он находится в полном ведении органов местного самоуправления. Однако и здесь прослеживается общая тенденция. Как правило, все регионы и их муниципальные образования стараются в первую очередь предоставить привилегии, так называемым федеральным льготникам. Это всем известные:

  • Герои РФ и СССР, Герои Труда, полные кавалеры Ордена Славы;
  • Ветераны ВОВ и ветераны боевых действий;
  • Чернобыльцы, лица, пострадавшие от воздействия радиации, а также военнослужащие и граждане, участвовавшие в ликвидации подобных аварий и катастроф;
  • Инвалиды 1 и 2 группы, семьи воспитывающие ребенка-инвалида и инвалиды с детства;
  • Пенсионеры и малоимущие граждане;
  • Многодетные семьи.

Льготы федерального значения

Льгота по уплате земельного налога первого уровня для физических лиц определена п.5 ст. 391 НК России. Ее суть в предоставлении налогового вычета из базовой кадастровой стоимости земельного участка. Размер такого вычета составляет 10 тыс. рублей. Вычет дается только на один участок в данном муниципальном образовании и только федеральным льготникам (пункты 1-3 и 5 из списка выше).

В свою очередь некоторые организации и ЮЛ также имеют право на общегосударственные льготы (ст. 395 НК России). Например, не облагаются налогом земли принадлежащие:

  • ФСИН;
  • религиозным и благотворительным организациям;
  • сообществам инвалидов;
  • коренным народам Севера;
  • резидентам специальных экономических зон и т.д.

Вот и все, что предусмотрело для граждан федеральное законодательство. Поговорим о законодательстве местном.

Льготы регионального значения

Итак, какие же налоговые льготы по земельному налогу в 2015 году действуют по стране?

В Московской области действуют два закона о льготном налогообложении. Первый касается преимущественно юридических лиц (закон МО N 151/2004-ОЗ от 24.11.04г.). Второй - имеет непосредственное значение к главному городу федерального значения России и направлен он непосредственно на отдельные группы физических лиц (законом г. Москвы №74 от 24.11.04г.).

Согласно последнему льгота в виде налогового вычета в 1 млн. руб. предоставляется федеральным льготникам под пунктами 1-4 и 6 из списка, приведенного нами выше. О свих правах на льготы получатели обязаны сообщить в управление ФНС г. Москвы не позднее 01.10 текущего года. Так, льготы по уплате налога на земельный участок в 2015 году даются тем, кто подал соответствующее заявление до первого октября 2014 года.

В Санкт-Петербурге налог за землю не платят федеральные льготники из списка выше. При этом на пенсионеров накладывается дополнительное ограничение по площади участка, не облагаемой налогом - 2,5 тыс. кв.метров. Помимо федеральных льготников особые привилегии получают военнослужащие, в том числе военные пенсионеры, а также семьи военнослужащих и госслужащих, потерявшие кормильца. Указанные нормы закреплены в ст. 5 закона Санкт-Петербурга №617-105 от 23.11.12г.

В новоиспеченном городе федерального значения Севастополе с льготами физическим лицам пока туговато. В настоящий момент от налога на землю освобождены только территории, принадлежащие муниципалитету (закон г. Севастополя №81 от 26.11.14 г.). Остается только надеяться, что в ближайшем будущем местное законодательное собрание обязательно рассмотрит поправки, уравнивающие права физических и юридических лиц.

В Нижнем Новгороде привилегии весьма скудны. Не платят налог здесь только Ветераны и инвалиды ВОВ. Небольшая льгота по налогу на землю предоставляется также членам садоводческих кооперативов, не осуществляющие коммерческую деятельность и владельцам садов и огородов, которые по весне затапливаются талыми водами. Для них ставка платежа снижается на 3/4 (Постановление Городской Думы г. Нижний Новгород №76 от 28.10.05г.).

В Самаре (Постановление Самарской ГД № 188 от 24.11.05г.) освобождаются от платы 1 участок под жилой дом, дачу или другую жилую постройку площадью не более 600 кв. метров, гаражный участок в пределах 24 кв. метра и участок под погреб(кладовую)
в пределах 18 кв. метров для следующих граждан:

  • федеральных льготников (пункты 1,3,4-6) списка;
  • инвалидов 3 группы и инвалидов боевых действий.

В Новосибирске платить налог в этом году не будут только ветераны ВОВ. Пенсионеры и многодетные семьи имеют право уменьшить налоговую базу на 50%, а местные товаропроизводители - на треть (Решение Городского совета Новосибирска №105 от 25.10.05г.).

В Ростове-на-Дону льготы предоставляются всем типам федеральных льготников, указанных нами в списке выше. Только малоимущие семьи не освобождены от уплаты налога полностью. Им придется заплатить хотя бы половину налога (Решение Ростовской ГД №38 от 23.08.05г.).

В Саратове право на привилегии имеют все те же группы граждан - герои, ветераны, инвалиды и т.д. (решение Саратовской ГД №63-615 от 27.10.05 г.). При этом на пенсионеров и многодетные семьи наложено дополнительное ограничение по площади участка - до 1000 кв.метров.

А что же ветераны труда? Увы, ни в одном из рассмотренных нами законодательных актов они не были перечислены в списках на получение льгот по земельному налогу. Впрочем ветераны труда могут претендовать на получение льготы по другому основанию - как пенсионеры.

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

Приобретая земельный участок, владелец становится не только собственником территории, но и плательщиком земельного налога.

Такой сбор перечисляется в бюджет местного уровня. Его размер устанавливается органами муниципальных образований.

Элементы налогообложения

Прежде чем взыскивать налог законодательные и представительные органы власти в соответствующих актах должны отразить его элементы:

  • объект налогообложения;
  • кто является налогоплательщиком;
  • налоговую ставку;
  • базу;
  • срок;
  • порядок исчисления и уплаты;
  • налоговый период;
  • единицу обложения (1 кв.м. или 1га).

Кто платит?

Физические лица, организации и индивидуальные предприниматели, использующие любой налоговый режим, имеющие в собственности землю, обладающие правом пожизненного владения, правом постоянного (бессрочного) пользования обязаны перечислять в местный бюджет земельный налог.

Такой платеж не действует, если земля передана по договору аренды или находится на правах безвозмездного срочного пользования.

Ставки

Размер ставки земельного налога устанавливается законами муниципальных образований страны.

Законодательство предусматривает исключения, где ставка не может быть выше 0,3%. Это:

  • земли, которые имеют сельскохозяйственное назначение;
  • земли, которые предоставлены для животноводства, садоводства, личного подсобного хозяйства;
  • земли, которые служат для жилищного строительства;
  • земли, которые заняты жилищным фондом.

В налоговом кодексе указано несколько пунктов, согласно которым при целевом использовании земли от такого налога полностью освобождаются:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общественные организации людей с ограниченными возможностями. Условие – инвалидов должно быть не меньше 80%;
  • предприятия, имеющие в собственности участки, на которых расположены государственные автомобильные дороги.

С полным перечнем можно ознакомиться, изучив соответствующий закон. Срок уплаты земельного налога устанавливают органы местного самоуправления.

Налоговый период составляет один год. Организации самостоятельно рассчитывают размер платежа. Физическим лицам сумму начисляют налоговые органы.

Кто имеет право на льготы по земельному налогу

Если гражданин или предприятие, относятся к одной из этих групп, то необходимо написать заявление и предъявить документы, которые подтверждают право на уменьшение налоговой базы, в налоговую инспекцию по месту расположения объекта.

По категориям плательщиков

Земельный налог имеет множество нюансов и особенностей, которые необходимо знать и понимать владельцам земли.

Для индивидуальных предпринимателей

Если земельный участок эксплуатируется индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности, то земельный налог он обязан перечислять в том же размере, что и все остальные.

Например, бизнесмен занимается сельским хозяйством и имеет в собственности землю, на которой выращивает урожай на реализацию.

В этом случае он должен платить в местный бюджет налог вне зависимости от выбранного варианта налогообложения.

Если индивидуальный предприниматель взял участок земли в аренду или безвозмездное срочное пользование, то земельный налог его не касается. Такой платеж осуществляет настоящий владелец земли.

Для физических лиц

Гражданам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, также приходится платить земельный налог.

Размер отчислений зависит от кадастровой стоимости земли, которую определяет специальная комиссия.

Для некоторых групп налогоплательщиков предусмотрен и действует ряд льгот:

  1. Для ветеранов боевых действий. Данная группа граждан вправе вычитать сумму в размере 10 000 руб. из кадастровой стоимости земельного участка. Получившийся итог умножается на ставку налога и оставшаяся сумма должна быть перечислена в местный бюджет. Если кадастровая стоимость составляет 10 000 руб. или меньше, то налог ветерану боевых действий платить не нужно.
  2. Льготы пенсионерам по земельному налогу. Федеральным законодательством такая льгота не установлена. Однако законодательные власти не препятствуют местным муниципалитетам устанавливать свои послабления для некоторых категорий граждан, в том числе пенсионерам. Поэтому наличие или отсутствие льготы зависит от территории, на которой расположен земельный участок.
  3. Для многодетных семей. В налоговом кодексе для семей, которые имеют трое детей и больше, льгота по земельному налогу не предусмотрена. Если смотреть статистику по регионам, то послабление в налогообложении для такой категории гражданских лиц встречается редко. Чтобы узнать действуют ли льготы в определенном муниципальном образовании необходимо обратиться в налоговую инспекцию. Если она есть, то нужно написать заявление и приложить копии документов всех членов семьи.
  4. Для военных пенсионеров. Данная категория гражданских лиц также не входит в федеральный перечень льготников по уплате земельного налога. Поэтому наличие такого налогового послабления определяется органами местного самоуправления в каждом муниципалитете.
  5. Льготы по земельному налогу для ветеранов труда. Действующие положения федерального закон о земельном налоге включают достаточно большой перечень групп льготников, которые имеют право не перечислять данную выплату. Ветераны труда в этот список не попали. Они обязаны платить налог на общих основаниях. Применение такой льготы решается на муниципальном уровне.
  6. Для инвалидов. Люди с ограниченными возможностями не входят в перечень лиц, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Однако для граждан, у которых I или II группа инвалидности, которая была установлена до 2004 года, есть возможность снизить налогооблагаемую базу на 10 000 руб. Это правило касается только одного земельного участка. О действующих на территории муниципального образования льготах по уплате земельного налога необходимо узнавать в местных налоговых инспекциях.

Федеральные льготы

В соответствии с налоговым кодексом база налога снижается на сумму в размере 10 000 рублей на одного плательщика, который в собственности имеет земельный участок.

Следующие группы налогоплательщиков имеют право на уменьшение налоговой базы:

  1. Герои СССР, герои России, полные кавалеры ордера Славы.
  2. Инвалиды с детства, граждане, которые имеют I или II группы инвалидности, которые были установлены до 01.01.2004 г., инвалиды III группы.
  3. Граждане, которые перенесли лучевую болезнь, а также физические лица, ставшие инвалидами вследствие проведения различных работ, связанных с ядерными установками.
  4. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий.
  5. Граждане, которые имеют право на получение поддержки социального характера в соответствии с действующими законодательными актами, связанными с аварией на Чернобыльской АЭС, аварией на производственном объединении «Маяк», ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне.
  6. Физические лица, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия, устранении аварий на ядерных установках.

Граждане и общины, которые относятся к коренным малочисленным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока России полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Но при условии, что принадлежащие им участки эксплуатируются для промыслов, хозяйствования, сохранности их традиционного жизненного уклада.

Местные льготы

Земельный налог – платеж, который идет в местный бюджет муниципального образования. Поэтому именно власти на местах имеют право разрабатывать и принимать дополнительные льготы.

Чтобы узнать о том, какие послабления действуют на определенной территории, следует обратиться за консультацией в представительные органы по месту расположения земельного участка.

Льготы для юридических лиц

Предприятия, которые имеют в собственности земельный участок, являются плательщиками земельного налога.

Некоторые участки не подпадают под объект налогообложения. Например, земля, на которой расположен водный объект, лес, заповедник.

Юридические лица вправе получить льготы, которые полностью или частично освободят предприятие от перечисления в бюджет земельного налога.

Федеральные льготы

Ниже перечислены земельные участки, которые не подлежат налогообложению:

  • земля, изъятая из оборота в соответствии с действующим законодательством России;
  • участки, на которых расположены объекты культурного и архитектурного наследия, историко-культурные заповедники;
  • охраняемые государством природные территории;
  • земля, на которой расположен водный фонд, находящийся в собственности государства.

Местные льготы

Предприятия, которые не имеют в собственности земель, которые полностью или частично освобождаются от уплаты земельного налога, могут обратиться в муниципальные органы власти.

Там можно узнать о действующих льготах и послаблениях для юридических лиц, земли которых располагаются на определенной территории.

Что для этого нужно

Чтобы получить льготу по земельному налогу необходимо обратиться с соответствующим и подтверждающими это право документами в налоговую инспекцию.

Например, для пенсионеров – пенсионное удостоверение, для ветеранов боевых действий – соответствующее удостоверение. Специалисты сообщат обо всех особенностях и действующих правилах по данному платежу.

Налог на землю – местный налог, его размер, условия оплаты, принятые льготы устанавливают власти субъектов России.

Процентная ставка по налогу на землю рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Ее определяют, используя оценку земли, которая рассчитывается в процентном соотношении к рыночной стоимости.

Налоговый период – один календарный год. Когда этот срок заканчивается, назначается налоговая база к уплате.

Если организация или физическое лицо своевременно не перечисляет налог в местный бюджет, то налоговая инспекция отправляет с указанием размера долга и пеня за просроченный платеж владельцу земли.

Для местных бюджетов земельный налог – важный источник доходов. Данный платеж обязаны осуществлять как юридические, так и физические лица.

Граждане и организации должны владеть актуальной информацией о размере, ставках, предоставляемых на федеральном и местном уровне льготах.