Информационная безопасность в банке: иб в банках. Особенности защиты информации в банковских системах: основные принципы и методики

Статья посвящена обеспечению информационной безопасности в банковских учреждениях на основе отечественных нормативных требований отраслевых стандартов Банка России СТО БР ИББС-1.0-2014. Рассмотрены некоторые аспекты защиты в автоматизированных банковских системах (АБС), вопросы защиты персональных данных в банковской сфере, внутреннего аудита и самооценки на соответствие требованиям ИБ, а также некоторые особенности и проблемные места, касающиеся специфики информационной безопасности в банках.

Введение

Не секрет, что банки являются краеугольным камнем кредитно-финансовой системы государства и важнейшим финансовым институтом современного общества. В связи с этим на них возлагаются особые требования к обеспечению информационной безопасности. До момента появления отечественных отраслевых стандартов информационной безопасности СТО БР ИББС банки управляли безопасностью, основываясь на положениях внутренних нормативных документов. Но и после принятия этих документов осталось много вопросов, требующих своего решения. Некоторые рассматриваемые в статье вопросы связаны с разрешением «узких мест» системы ИБ банков и адаптации политики безопасности под новые требования с учетом уже имеющегося «багажа» в области защиты информации.

Становление стандартов ИБ Банка России

В России до середины 2000-х годов слово «безопасность» преимущественно ассоциировали с управлением «банковскими рисками» , т.е. контролю ситуаций, которые могли бы привести к понесению кредитной организацией потерь и\или ухудшения ее ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий. Таких категорий как «информационная безопасность» или «защита информации» не существовало в принципе. Только лишь федеральный закон «О банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ в ст.26 Банковская тайна давал ограниченное право и возможность на защиту конфиденциальных сведений в банковской сфере. Спустя больше чем десятилетие отечественные правотрорцы выпустили в свет Федеральный закон «О коммерческой тайне» 29.07.2004 N 98-ФЗ , позволяющий, наконец то, полноценно заявить о новом виде деятельности и отдельной категории вопросов таких как «информационная безопасность банков».

В те же годы в отечественном банковском сообществе наметились тенденции для принятия международных банковских стандартов, в частности стандарта Базель II . В своей трактовке этот стандарт рассматривал информационную безопасность как операционный риск и, в целом, требовал мер по аудиту и контролю за информационной сферой, что являлось абсолютным новшеством для российских банков в то время. Однако и этого было недостаточно -- развитие современных информационных технологий и постоянное стремление предложения новых банковских продуктов на рынок требовали более значительно внимания к данным вопросам.

Следующей эволюционной вехой развития стал 2004 год с выпуском Центральным Банком России первой редакции пакета отечественных отраслевых стандартов по информационной безопасности СТО БР ИБСС . Стандарт ЦБ по ИТ-безопасности считался лучшим отраслевым стандартом на то время, ведь он вобрал в себя лучший мировой опыт и практику, объединяет в себе основные положения стандартов по управлению ИТ-безопасностью (ISO 17799, 13335), регламентирует описание жизненного цикла программных средств и критерии оценки ИТ-безопасности (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2-3). Также в документе нашли отражение технологии оценки угроз и уязвимостей, некоторые положения британской методологии оценки информационных рисков CRAMM (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь различных требований и стандартов в области ИТ, безопасности и управления

Среди основных положений стандарта ЦБ можно было отметить ориентацию на решение проблемы инсайдеров. Для этого Банк России закрепляет контроль над обращением конфиденциальной информации внутри корпоративной среды. Значительное внимание уделено внешним угрозам: положения стандарта требуют от банков иметь антивирусную защиту с регулярно обновляемыми базам, средства фильтрации спама, управления доступом, регламентировать процедуры внутреннего аудита, использовать шифрование для защиты от несанкционированного доступа и т.п.

Несмотря на все эти очевидные преимущества стандарт носил рекомендательный характер - его положения могли применяться отечественными банками только на добровольной основе. Тем не менее, по результатам исследования респондентов, представленных на III межбанковской конференции , прослеживалась явная тенденция к принятию данных документов как обязательной базовой основы для российских банков.

Параллельно с развитием банковских стандартов в середине 2000-х годов в России шел и процесс становления отечественного законодательства в сфере информационной безопасности. Ключевым моментом стало обновление Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ , дающего новые актуальные определения информации, информационных технологий и процессов, отдельно заголовком выделена «защита информации». Вслед за ним отдельную категорию в практике защиты информации ознаменовал выход закона «О Персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ .

Учитывая все эти нововведения и меняющиеся реалии общества, в свет выходили и новые редакции СТО БР ИББС. Так, в третьей редакции стандарта от 2008 года , пакет документов был значительно переработан, повелись новые термины и понятия, были уточнены и детализированы некоторые требования по обеспечению безопасности; обновлены требования к системе менеджмента информационной безопасности. Также стандарт обзавелся собственной моделью угроз и нарушителей информационной безопасности организаций БС РФ. Введены новые блоки по требования ИБ в автоматизированных банковских системах, регламентирован процесс банковских платежных и информационных технологических процессов, отдельно сказано про применение средств криптографической защиты информации.

На фоне последних мировых событий 2014 года и экономических санкций, введенных западными странами в отношении России, наметилась чёткая тенденция к разработке и переходу на национальную систему платежных карт . Это, соответственно, предъявляет дополнительные требования к надежности и безопасности таких систем, что влечет за собой и повышение значения отечественных стандартов ИБ.

Результатом всех этих событий стало очередное переиздание стандарта. И в июне 2014 года вступила в силу обновленная пятая, и пока последняя на сегодняшний день, редакция СТО БР ИББС - 2014 . В новой редакции исправили огрехи прошлых выпусков и, что очень важно, требования и рекомендации СТО привели в соответствие с вышеописанным 382-П. Так, например, уточнен список требующих регистрации операций в ДБО, расширен список защищаемой информации, исходя из П-382, приведена таблица соответствия частных показателей оценки из СТО и показателей из текущей редакции 382-П.

Не менее значимым достижением стала актуализированная база нормативных требований с учетом последних изменений законодательства в сфере защиты Персональных данных, а именно добавлены ссылки на Постановление Правительства №1119 и Приказ ФСТЭК России №21 .

Все это сформировало единую методическую и нормативную платформу для обеспечения комплексной информационной безопасности с учетом банковской специфики. Пакет документов СТО БР ИББС обособил российские банки выстроив в них систему безопасности с отраслевой точки зрения, но в то же время впитал лучшую мировую практику и опыт зарубежных коллег по обеспечению информационной безопасности.

Информационная безопасность в Банках с учетом СТО БР ИББС-2014

В настоящий момент распоряжением Банка России пакет документов СТО БР ИББС состоит из следующих частей:

  1. СТО БР ИББС-1.2-2014. «Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2014 (4 редакция)»;

Кроме того, Банком России разработаны и введены следующие рекомендации в области стандартизации ИБ:

  1. РС БР ИББС-2.0-2007. «Методические рекомендации по документации в области обеспечения информационной безопасности в соответствие с требованиями СТО БР ИББС-1.0»;
  2. РС БР ИББС-2.1-2007. «Руководство по самооценке соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1. 0»;
  3. РС БР ИББС-2.2-2009. «Методика оценки рисков нарушения информационной безопасности»;
  4. РС БР ИББС-2.5-2014. «Менеджмент инцидентов информационной безопасности»

Первые три документа являются обязательными для всех банков, которые приняли указанный стандарт в качестве своей базовой политики. Документ «Общие положения» являются основой для формирования всех мероприятий по защите информации. Вся структура разбита на отдельные блоки. В них подробно описываются требования к обеспечению безопасности, даются конкретные перечни мер защиты по тому или иному блоку. (см. таблица 1)

Таблица 1. Требования к обеспечению информационной безопасности

- при назначении и распределении ролей и обеспечении доверия к персоналу;
- в автоматизированных банковских систем (АБС) на стадиях жизненного цикла;
- при управлении доступом и регистрацией пользователей;
- к средствам антивирусной защиты;
- при использовании ресурсов сети Интернет;
- при использовании средств криптографической защиты информации;
- в банковских платежных технологических процессах;
- по обработке персональных данных;
- отельным заголовком вынесены требования к системе менеджмента информационной безопасности.

Документ «Аудит информационной безопасности» самый малостраничный из всех, указывает на необходимость проведение аудита системы ИБ, а также дает отсылку к проведению ежегодной самооценки по требованиям стандарта. Данные итоговой самооценки служат базой как для формы отчетности в случае проверки Центральным Банком, так и заключением соответствия уровня защищенности системы информационной безопасности банка выявленным рискам и угрозам ИБ.

И последний из рассматриваемых документ «Методика оценки соответствия требованиям ИБ» -- это свод методик оценки и таблиц с соответствующими полями для заполнения. Каждое мероприятие и мера защиты дают определенное весовое значение в оценке называемый групповой показатель. По результатам групповых показателей выстраивается круговая диаграмма соответствия требованием СТО БР ИББС (см. рисунок 2). Все значений групповых показателей лежат в диапазоне от 0 до 1 , в котором для определения итога выделены еще 6 уровней соответствия стандарту, начиная с нулевого. Банком России рекомендованы уровни 4 и 5 (см. рисунок 2). Соответственно чем выше значение, тем более считается защищенной система. На круговой диаграмме эти сектора имеют зеленый цвет, красный же -- показатель критического уровня.

Рисунок 2. Круговая диаграмма соответствия требованиям СТО БР ИББС

Что еще можно добавить -- достаточно большое внимание уделяется процессам менеджмента системы информационной безопасности, в частности можно выделить Цикл Деминга , используемый топ-менеджерами в управлении качеством (рисунок 3).

Рисунок 3. Цикл Деминга для СОИБ СТО БР ИББС

В новой редакции Банк России актуализировал методику оценки соответствия информационной безопасности. Основные изменения коснулись подхода к оценке:

  • все требования теперь отнесены к одному из трех классов (документирование , выполнение , документирование и выполнение );
  • оценка групповых показателей определяется как среднее арифметическое (отсутствуют весовые коэффициенты частных показателей);
  • вводится понятие корректирующих коэффициентов, влияющих на оценки по направлениям и зависящих от количества полностью не реализованных требований Стандарта;
  • значение показателя М9 (Общие требования по обработке персональных данных) рассчитывается по общей схеме (а не как минимальное из значений входящих частных показателей в предыдущей версии стандарта).

Стоит отметить тот факт, что стало значительно больше уделяться внимания документированию процедур безопасности во внутренних нормативных документах банков. Таким образом, даже если процедура фактически не выполняется, но предусмотрена и документирована, -- это повышает результат внутреннего аудита.

По сравнению с прошлой редакцией возросло количество частных показателей, а так же изменились весовые значения оценок (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Изменения в прошлой и текущей редакции СТО БР ИББС (по данным ИнфоКонстал Менеджмент, www. km-ltd.com, 2014)

Следует сказать еще об одном важном дополнении, касающемся встроенных механизмов защиты в АБС, -- Банк России выпустил рекомендации «Обеспечение информационной безопасности на стадиях жизненного цикла автоматизированных банковских систем» (РС БР ИББС-2.6-2014)» . Суть их заключается в том, что теперь банки могут, ссылаясь на этот документ, выставлять требования разработчикам к функционалу программного обеспечения в части механизмов защиты. Нельзя забывать, что это именно рекомендации, а не требования, и сам Банк России навязывать ничего не может, однако он позволяет транслировать эти рекомендации от имени банковского сообщества, а это уже изменение в лучшую сторону.

Защита персональных данных в банках

До выхода 5 редакции СТО БР ИББС–2014, защита персональных данных в банках базировалась на двух документах : БР ИББС-2.3-2010. «Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» и РС БР ИББС-2.4-2010. «Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации».

На практике это выглядело так: брали в неизменном виде предложенную Центральным Банком частную отраслевую модель угроз, по методическим рекомендациям определяли требований к защите каждой ИСПДн, исходя из и количества и списка обрабатываемых данных, и в дальнейшем выстраивали по ним перечень необходимых мероприятий.

Главной головной болью специалистов до сегодняшнего дня было то, что настоящие требований действовали вплоть до очередной редакции СТО БР ИББС – 2014, хотя на тот момент защита ПДн уже выстраивалась в соответствии с ПП-1119 и приказом ФСТЭК №21. В виду того, что банки должны соответствовать принятому пакету СТО БР ИББС, многие из них пользовались не актуальными методиками и, как следствие, не соотвестствовали новым реалиям обеспечения безопасности.

С выходом этих двух упомянутых нормативных документов ситуация изменилась к лучшему - были отменены некоторые строгие требования по лицензированию, упрощены процедуры классификации ИСПДн, оператору ПДн дано больше прав на выбор защитных мер. Требования к защите ИСПДн определяясь таблицей соответствия «уровня защищенности» и применяемых к ним процедур безопасности, детализациях которых была представлена приказом ФСТЭК № 21. Это позволило нивелировать различия в методике защиты ПДн в отраслевом стандарте ЦБ и общего российского законодательства.

В обновленном стандарте появился новый термин «Ресурс ПДн», для которого сформированы требования к документированности отдельных процедур, связанных с обработкой персональных данных (раздел 7.10). Отдельно рассмотрены вопросы, связанные с уничтожением персональных данных: организациям предоставлена возможность уничтожать ПДн не сразу, а на периодической основе, но не реже одного раза в полгода.

Роскомнадзором отдельно были внесены пояснения в отношении биометрических ПДн , например фотографии сотрудников, если таковые используются в целях осуществления контрольно-пропускного режима или выставлены на сайте компании в качестве общедоступной информации о руководстве, не попадают под режим специальных требованиям к защите.

Банкам же, которые ранее уже выполнили требования по защите ПДн по старому стандарту, для соответствия новым требованиям нужно скорректировать свои внутренние нормативные документы, провести заново классификацию и переадресацию ИСПДн и, в соответствии с уровнем защищенности, определить для себя новый перечень защитных мероприятий. Хочется отметить, что сейчас у банков появилось больше свободы в выборе средств и методов защиты, однако применение именно сортированных ФСТЭК средств защиты информации по-прежнему является обязательным.

Информационная безопасность национальной платежной системы

Национальная платежная система (НПС), в виду последних событий, становится все более приоритетным направлением во внутренней политике государства. Президент России Владимир Путин подписал закон о создании в России национальной системы платежных карт (НСПК) и обеспечении бесперебойности работы международных платежных систем. Оператор НСПК создается в форме ОАО, 100% активов которого принадлежит Банку России. Целью проекта обозначено инфраструктурно и информационно замкнуть процесс осуществления денежных переводов внутри России, закрепить территориально внутри страны операционные центры и платежные клиринговые центры.

Фактически, до выхода закона деньги могли появляться из «ниоткуда» и исчезать в «никуда». С выходом закона ситуация меняется, НПС дает возможность отслеживает все денежные операции, в том числе финансирование сомнительных сделок и мошеннические операции, которые могут угрожать безопасности граждан или страны в целом. Кроме того, уход от наличного оборота, по мнению правительства, является еще одним шагом в борьбе со взяточничеством.

Для обеспечения безопасности НПС был выпущен целый рад подзаконных актов, серди которых основополагающее Положение о защите информации в платежной системе» от 13.06.2012 №584 . Но в большей мере отвечает выпущенное ответственным департаментом Банком России Положение о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств…» от 09.06.2012 N 382-П)

С обновлением П-382 тенденции обеспечения защиты теперь смещены в сторону:

  • применением банкоматов и платежных терминалов;
  • применения пластиковых платежных карт;
  • использования сети Интернет (систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и мобильного банкинга);
  • требований к порядку разработки и распространения специализированного ПО, предназначенного для использования клиентом при переводе денежных средств;
  • что очень порадовало, расширение требований по повышению осведомленности клиентов о возможных рисках получения несанкционированного доступа к защищаемой информации и рекомендуемых мерах по их снижению;
  • требований о необходимости проведения классификации банкоматов и платежных терминалов, результаты которой должны учитываться при выборе мер защиты;
  • процедур приостановления проведения платежа оператором по переводу денежных средств в случае обнаружения признаков мошеннических действий;
  • предусмотрены процедуры защиты от современных угроз безопасности, таких как: скимминг (путем использования специализированных средств, препятствующих несанкционированному считыванию треков платежных карт; защита сервисов расположенных в сети Интернет от внешних атак (DoS-атак); защита от фишинга (от фальсифицированных лождных ресурсов сети Интернет).
  • требование по применению платежных карт, оснащенных микропроцессором, с 2015 года и запрет выпуска карт, не оснащенных микропроцессором, после 1-го января 2015 года;
  • 29 новых показателей оценки.

Информационная безопасность платежных систем

Аналогичная ситуация складывается с использованием пластиковых карт. В мировом сообществе признанным стандартом безопасности считается Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) , который был разработан советом PCI SSC. В него вошли такие карточные брэнды, как Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discovery.

Стандарт PCI DSS описывает требования к защите данных о держателях карт, сгруппированные в двенадцать тематических разделов. Основной акцент в стандарте PCI DSS делается на обеспечении безопасности сетевой инфраструктуры и защите хранимых данных о держателях платежных карт, как наиболее уязвимых с точки зрения угроз конфиденциальности местах. Также следует отметить, что стандарт регламентирует правила безопасной разработки, поддержки и эксплуатации платежных систем, в том числе процедуры их мониторинга. Не менее важную роль стандарт отводит разработке и поддержке базы нормативных документов системы менеджмента информационной безопасности.

Международные платежные системы обязывают организации, на которые распространяются требования стандарта, проходить регулярную проверку соответствия этим требованиям, что рано или поздно может затронуть и НСПК. Однако сертификация российских банков по зарубежному PCI DSS стандарту шла довольно медленно, а отечественного аналога на сегодняшний день нет.

Однако, выполняя требования П-382 и последней редакции СТО БР ИББС-2014, можно во многом подготовиться к прохождению сертификации по PCI DSS, ведь многие его положения пересекаются с требованиями из отечественного документа: антивирусная безопасность, шифрование, фильтрация с помощью межсетевых экранов, разграничение доступа, отслеживании сеансов связи, а также мониторинг, аудит и менеджмент системы ИБ (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Сравнение категорий защищаемой информации различными стандартами (по данным Уральский центр Систем безопасности, www.usssc.ru , 2014)

В отличие от всех зарубежных стандартов, российский 382-П призван стимулировать отечественных разработчиков и производителей средств защиты информации (СЗИ), так, например, обязывая субъекты НПС обеспечить применение некриптографических СЗИ от несанкционированного доступа, в том числе прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия. При этом, применение решений иностранного производства явно разрешено.

Более того, Банк России усиливает свой контроль за соблюдением установленных правил. В своем документе Указание № 2831-У от 09.06.2012 «Об отчетности по обеспечению защиты информации в платежных системах…» явно указывает, в какой форме, и с какой периодичностью субъекты платежных систем должны отчитываться о состоянии информационной безопасности в платежных системах.

Несмотря на популярность и широкое распространение PCI DSS существуют и другие международных стандарты безопасности падежных систем, о которых тоже хотелось бы немного сказать. Один из них стандарт PCI PA-DSS (Payment Card Industry Payment Application Data Security Standard) определяющий требования к приложениям, обрабатывающим данные о держателях карт и процессу их разработки. И, второй - стандарт Payment Card Industry PIN Transaction Security (PCI PTS), ранее PCI PED, касаются производителей, которые задают и реализуют технические параметры и систему управления для устройств, поддерживающих набор ПИН-кода и использующихся для проведения платежных операций по картам.

Выводы

СТО БР ИББС является очень важной вехой эволюционного пути развития отечественной системы обеспечения информационной безопасности. Это один из первых отраслевых и адаптированных под российскую действительность стандартов. Конечно, это не панацея от всех бед, остается еще много проблем, над которыми бьются специалисты, но это первый и весьма успешный опыт, приближающий нас к эталонам лучшей зарубежной практики.

Выполняя требования стандарта, многие банки готовят себя к международной сертификации обеспечения безопасности платежных систем PCI DSS. Обеспечивают защиту персональных данных в соответствии с последними требованиями регуляторов. Проводимый ежегодный внутренний аудит позволяет объективно проверить защищенность банков от существенных рисков и угроз ИБ, а руководителям эффективнее спланировать построение и управление комплексной системой защиты.

Существующие недочеты и явные ошибки, надеемся, будут исправлены в следующих редакциях, выпуск которых не за горами. Уже весной 2015 года нас ждет обновленный П-382 , а следом может последовать и изменения в комплексе БР ИББС. Пока же довольствуемся октябрьским релизом «Стандартом финансовых операций» ТК 122 и не забываем, что как бы не были хороши все усилия вышестоящих органов, по прежнему наша безопасность - только в наших руках!

Стратегия информационной безопасности банков весьма сильно отличается от аналогичных стратегий других компаний и организаций. Это обусловлено прежде всего специфическим характером угроз, а также публичной деятельностью банков, которые вынуждены делать доступ к счетам достаточно легким с целью удобства для клиентов.

Обычная компания строит свою информационную безопасность, исходя лишь из узкого круга потенциальных угроз - главным образом защита информации от конкурентов (в российских реалиях основной задачей является защита информации от налоговых органов и преступного сообщества с целью уменьшения вероятности неконтролируемого роста налоговых выплат и рэкета). Такая информация интересна лишь узкому кругу заинтересованных лиц и организаций и редко бывает ликвидна, т.е. обращаема в денежную форму.

Информационная безопасность банка должна учитывать следующие специфические факторы:

1. Хранимая и обрабатываемая в банковских системах информация представляет собой реальные деньги. На основании информации компьютера могут производится выплаты, открываться кредиты, переводиться значительные суммы. Вполне понятно, что незаконное манипулирование с такой информацией может привести к серьезным убыткам. Эта особенность резко расширяет круг преступников, покушающихся именно на банки (в отличие от, например, промышленных компаний, внутренняя информация которых мало кому интересна).

2. Информация в банковских системах затрагивает интересы большого количества людей и организаций - клиентов банка. Как правило, она конфиденциальна, и банк несет ответственность за обеспечение требуемой степени секретности перед своими клиентами. Естественно, клиенты вправе ожидать, что банк должен заботиться об их интересах, в противном случае он рискует своей репутацией со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. Конкурентоспособность банка зависит от того, насколько клиенту удобно работать с банком, а также насколько широк спектр предоставляемых услуг, включая услуги, связанные с удаленным доступом. Поэтому клиент должен иметь возможность быстро и без утомительных процедур распоряжаться своими деньгами. Но такая легкость доступа к деньгам повышает вероятность преступного проникновения в банковские системы.

4. Информационная безопасность банка (в отличие от большинства компаний) должна обеспечивать высокую надежность работы компьютерных систем даже в случае нештатных ситуаций, поскольку банк несет ответственность не только за свои средства, но и за деньги клиентов.

5. Банк хранит важную информацию о своих клиентах, что расширяет круг потенциальных злоумышленников, заинтересованных в краже или порче такой информации.

Преступления в банковской сфере также имеют свои особенности :

    Многие преступления, совершенные в финансовой сфере остаются неизвестными для широкой публики в связи с тем, что руководители банков не хотят тревожить своих акционеров, боятся подвергнуть свою организацию новым атакам, опасаются подпортить свою репутацию надежного хранилища средств и, как следствие, потерять клиентов.

    Как правило, злоумышленники обычно используют свои собственные счета, на который переводятся похищенные суммы. Большинство преступников не знают, как «отмыть» украденные деньги. Умение совершить преступление и умение получить деньги - это не одно и то же.

    Большинство компьютерных преступлений - мелкие. Ущерб от них лежит в интервале от $10.000 до $50.000.

    Успешные компьютерные преступления, как правило, требуют большого количества банковских операций (до нескольких сотен). Однако крупные суммы могут пересылаться и всего за несколько транзакций.

    Большинство злоумышленников - клерки. Хотя высший персонал банка также может совершать преступления и нанести банку гораздо больший ущерб - такого рода случаи единичны.

    Компьютерные преступления не всегда высокотехнологичны. Достаточно подделки данных, изменения параметров среды АСОИБ и т.д., а эти действия доступны и обслуживающему персоналу.

    Многие злоумышленники объясняют свои действия тем, что они всего лишь берут в долг у банка с последующим возвратом. Впрочем «возврата», как правило, не происходит.

Специфика защиты автоматизированных систем обработки информации банков (АСОИБ) обусловлена особенностями решаемых ими задач:

    Как правило АСОИБ обрабатывают большой поток постоянно поступающих запросов в реальном масштабе времени, каждый из которых не требует для обработки многочисленных ресурсов, но все вместе они могут быть обработаны только высокопроизводительной системой;

    В АСОИБ хранится и обрабатывается конфиденциальная информация, не предназначенная для широкой публики. Ее подделка или утечка могут привести к серьезным (для банка или его клиентов) последствиям. Поэтому АСОИБ обречены оставаться относительно закрытыми, работать под управлением специфического программного обеспечения и уделять большое внимание обеспечению своей безопасности;

    Другой особенностью АСОИБ является повышенные требования к надежности аппаратного и программного обеспечения. В силу этого многие современные АСОИБ тяготеют к так называемой отказоустойчивой архитектуре компьютеров, позволяющей осуществлять непрерывную обработку информации даже в условиях различных сбоев и отказов.

Можно выделить два типа задач, решаемых АСОИБ:

1. Аналитические. К этому типу относятся задачи планирования, анализа счетов и т.д. Они не являются оперативными и могут требовать для решения длительного времени, а их результаты могут оказать влияние на политику банка в отношении конкретного клиента или проекта. Поэтому подсистема, с помощью которой решаются аналитические задачи, должна быть надежно изолирована от основной системы обработки информации. Для решения такого рода задач обычно не требуется мощных вычислительных ресурсов, обычно достаточно 10-20% мощности всей системы. Однако ввиду возможной ценности результатов их защита должна быть постоянной.

2. Повседневные. К этому типу относятся задачи, решаемые в повседневной деятельности, в первую очередь выполнение платежей и корректировка счетов. Именно они и определяют размер и мощность основной системы банка; для их решения обычно требуется гораздо больше ресурсов, чем для аналитических задач. В то же время ценность информации, обрабатываемой при решении таких задач, имеет временный характер. Постепенно ценность информации, например, о выполнении какого-либо платежа, становиться не актуальной. Естественно, это зависит от многих факторов, как-то: суммы и времени платежа, номера счета, дополнительных характеристик и т.д. Поэтому, обычно бывает достаточным обеспечить защиту платежа именно в момент его осуществления. При этом защита самого процесса обработки и конечных результатов должна быть постоянной.

Каким же мерам защиты систем обработки информации отдают предпочтение зарубежные специалисты? На этот вопрос можно ответить, используя результаты опроса, проведенного Datapro Information Group в 1994 году среди банков и финансовых организаций :

    Сформулированную политику информационной безопасности имеют 82% опрошенных. По сравнению с 1991 годом процент организаций, имеющих политику безопасности, увеличился на 13%.

    Еще 12% опрошенных планируют разработать политику безопасности. Четко выражена следующая тенденция: организации с большим числом персонала предпочитают иметь разработанную политику безопасности в большей степени, чем организации с небольшим количеством персонала. Например, по данным этого опроса, всего лишь 66% организаций, с числом сотрудников менее 100 человек имеют политику безопасности, тогда как для организаций с числом сотрудников более 5000 человек доля таких организаций составляет 99%.

    В 88% организаций, имеющих политику информационной безопасности, существует специальное подразделение, которое отвечает за ее реализацию. В тех организациях, которые не содержат такое подразделение, эти функции, в основном, возложены на администратора системы (29%), на менеджера информационной системы (27%) или на службу физической безопасности (25%). Это означает, что существует тенденция выделения сотрудников, отвечающих за компьютерную безопасность, в специальное подразделение.

    В плане защиты особое внимание уделяется защите компьютерных сетей (90%), больших ЭВМ (82%), восстановлению информации после аварий и катастроф (73%), защите от компьютерных вирусов (72%), защите персональных ЭВМ (69%).

Можно сделать следующие выводы об особенностях защиты информации в зарубежных финансовых системах :

    Главное в защите финансовых организаций - оперативное и по возможности полное восстановление информации после аварий и сбоев. Около 60% опрошенных финансовых организаций имеют план такого восстановления, который ежегодно пересматривается в более чем 80% из них. В основном, защита информации от разрушения достигается созданием резервных копий и их внешним хранением, использованием средств бесперебойного электропитания и организацией «горячего» резерва аппаратных средств.

    Следующая по важности для финансовых организаций проблема - это управление доступом пользователей к хранимой и обрабатываемой информации. Здесь широко используются различные программные системы управления доступом, которые иногда могут заменять и антивирусные программные средства. В основном используются приобретенные программные средства управления доступом. Причем в финансовых организациях особое внимание уделяют такому управлению пользователей именно в сети. Однако сертифицированные средства управления доступом встречаются крайне редко (3%). Это можно объяснить тем, что с сертифицированными программными средствами трудно работать и они крайне дороги в эксплуатации. Это объясняется тем, что параметры сертификации разрабатывались с учетом требований, предъявляемым к военным системам.

    К отличиям организации защиты сетей ЭВМ в финансовых организациях можно отнести широкое использование стандартного (т.е. адаптированного, но не специально разработанного для конкретной организации) коммерческого программного обеспечения для управления доступом к сети (82%), защита точек подключения к системе через коммутируемые линии связи (69%). Скорее всего это связано с большей распространенностью средств телекоммуникаций в финансовых сферах и желание защититься от вмешательства извне. Другие способы защиты, такие как применение антивирусных средств, оконечное и канальное шифрование передаваемых данных, аутентификация сообщений применяются примерно одинаково и, в основном (за исключением антивирусных средств), менее чем в 50% опрошенных организаций.

    Большое внимание в финансовых организациях уделяется физической защите помещений, в которых расположены компьютеры (около 40%). Это означает, что защита ЭВМ от доступа посторонних лиц решается не только с помощью программных средств, но и организационно-технических (охрана, кодовые замки и т.д.).

    Шифрование локальной информации применяют чуть более 20% финансовых организаций. Причинами этого являются сложность распространения ключей, жесткие требования к быстродействию системы, а также необходимость оперативного восстановления информации при сбоях и отказах оборудования.

    Значительно меньшее внимание в финансовых организациях уделяется защите телефонных линий связи (4%) и использованию ЭВМ, разработанных с учетом требования стандарта Tempest (защита от утечки информации по каналам электромагнитных излучений и наводок). В государственных организациях решению проблемы противодействия получению информации с использованием электромагнитных излучений и наводок уделяют гораздо большее внимание.

Анализ статистики позволяет сделать важный вывод: защита финансовых организаций (в том числе и банков) строится несколько иначе, чем обычных коммерческих и государственных организаций. Следовательно для защиты АСОИБ нельзя применять те же самые технические и организационные решения, которые были разработаны для стандартных ситуаций. Нельзя бездумно копировать чужие системы - они разрабатывались для иных условий.

В 2004 году (а затем с внесенными поправками в 2006 году) банковскому сообществу был предложен стандарт Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы РФ или СТО БР ИББС», кот призван предотвратить возникновение угроз в системе информационной безопасности банков и связанных с ними рисков. Сегодня система стандартов насчитывает уже пять документов, включая стандарт аудита, методику оценок соответствия требованиям Стандарта, а также соответствующие рекомендации по стандартизации (РС).

Таблица 1

Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации Стандарты (СТО) и рекомендации по стандартизации (РС)

Классификатор

СТО БР ИББС – 0.0

Термины и определения

СТО БР ИББС – 0.1

Общие положения

СТО БР ИББС – 1.0

Аудит информационной безопасности

СТО БР ИББС – 1.1

Методика оценки соответствия

СТО БР ИББС – 1.2

Документы по обеспечению информационной безопасности

РС БР ИББС – 2.0

Руководство по самооценке

РС БР ИББС – 2.1

Методика классификации активов

РС БР ИББС – 2.2

Методика оценки рисков

РС БР ИББС – 2.3

В основу комплекса стандартов положена идеология международного стандарта качества ISO (The International Organization for Standartization) серии 9000. Смысл этого стандарта заключается в следующем: если при производстве какого–либо продукта обеспечены и контролируются постоянные условия производства, то качество продукции будет всегда соответствовать исходным, заранее заданным требованиям. Идеология международной системы стандартов серии ISO 9000 была положена в основу идеологии стандартов COBIT, ISO/IES 17799, 15408, а затем и серии 27000, которые являются основополагающими стандартами информационной безопасности.

Следующее, что положено в основу идеологии стандартов безопасности Банка России – риски информационной безопасности, которые в соответствии с рекомендациями Базель II входят в операционные риски.

Для разработки стандарта были проведены исследования зарубежных аналогов, лучших практик национальных стандартов, международных стандартов ISO, выполнены научно–исследовательские работы, был создан специальный подкомитет по стандартизации (подкомитет № 3 «Защита информации в кредитно–финансовой сфере» Технического комитета № 362 «Защита информации» Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии).

Подкомитет является постоянно действующим органом, обеспечивающим на государственном уровне разработку, согласование, подготовку к утверждению и экспертизу документов в области стандартизации по защите информации и обеспечения информационной безопасности в кредитно–финансовой сфере Российской Федерации. Сегодня он включает более двадцати крупнейших кредитных организаций плюс организации, занимающие значимое место на рынке средств и услуг в области информационной безопасности, и представители органов технического регулирования.

Кроме того, чтобы поддержать процедуру внедрения Стандарта в практической деятельности, было создано сообщество ABISS (Association for Banking Information Security Standards) – Сообщество пользователей стандартов Центрального Банка РФ по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы РФ. В сообщество вошли все заинтересованные кредитно-финансовые организации, в том числе и многие банки.

    Принципы обеспечения информационной безопасности по Стандарту Банка России (не очень внятный ответ, все в куче, но лучшего нет)

Зачем нужен стандарт?

Банк работает с деньгами других экономических и финансовых субъектов. В случае возникновения у него серьезных трудностей, о которых непременно и очень быстро станет известно, другие кредитные учреждения будут вынуждены закрыть ему линии рефинансирования, клиентов же это побудит забрать либо не возобновлять свои вклады – а это неизбежно приведет к кризису ликвидности. Дестабилизация работы даже одного из ее компонентов может привести к системному обвалу, что уже создает угрозу государству.

Основные принципы обеспечения ИБ Cтандарта.

Общие принципы безопасного функционирования организации, отражают суть понятия «информационная безопасность организации банковской системы РФ», которое в стандарте определено как «состояние защищенности интересов (целей) организации банковской системы (БС) РФ в условиях угроз в информационной сфере».

В частности они ориентированы на то, чтобы не допустить таких ситуаций, когда в системе собственника устанавливается сверхмощная, дорогая и сертифицированная по высочайшему уровню система управления доступом, а на поверке через месяц оказывается, что в системе всем и все разрешено. При этом собственник остается уверенным, что он, вложив значительные средства, имеет надежную систему безопасности, а на практике все обстоит иначе. Таким образом, в систему должны устанавливаться только те защитные меры, правильность работы которых может быть проверена.

Модели угроз и нарушителей ИБ стандарта.

Деятельность организации БС РФ поддерживается входящей в ее состав информационной инфраструктурой, которая обеспечивает реализацию банковских технологий и может быть представлена в виде иерархии следующих основных уровней:

– физического (линии связи, аппаратные средства и пр.);

– сетевого (сетевые аппаратные средства: маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы и пр.);

– сетевых приложений и сервисов;

– операционных систем (ОС);

– систем управления базами данных (СУБД);

– банковских технологических процессов и приложений;

– бизнес–процессов организации.

При этом на каждом из перечисленных уровней угрозы и их источники (в том числе злоумышленники), методы и средства защиты и подходы к оценке эффективности являются различными. Организация должна определить конкретные объекты защиты на каждом из уровней информационной инфраструктуры.

Также положениями стандарта определено, возможна разработка моделей угроз и нарушителей ИБ для данной организации. Требования к модели угроз ИБ, включающие описание источников угрозы, уязвимостей, используемых угрозами, методов и объектов нападений, пригодных для реализации угрозы, типов возможной потери, масштабов потенциального ущерба, основываются на соответствующих требованиях стандартов международных стандартов.

Для источников угроз – людей может быть разработана модель злоумышленников (нарушителей), включающая описание опыта, знаний, доступных ресурсов, необходимых для реализации угрозы, и возможной мотивации их действий.

Политика ИБ стандарта.

В стандарт включены общие требования (правила) ИБ по следующим восьми областям, которые должны найти отражение в политике ИБ организации:

1. назначение и распределение ролей и обеспечение доверия к персоналу;

2. ИБ автоматизированных банковских систем на стадиях жизненного цикла;

3. обеспечение ИБ при управлении доступом и регистрация;

4. обеспечение ИБ средствами антивирусной защиты;

5. обеспечение ИБ при использовании ресурсов сети Интернет;

6. обеспечение ИБ при использовании средств криптографической защиты информации;

7. обеспечение ИБ банковских платежных технологических процессов;

8. обеспечение ИБ банковских информационных технологических процессов.

В то же время в политике ИБ организации могут быть рассмотрены и другие области обеспечения ИБ, которые отвечают ее бизнес–целям.

3. Классификация угроз информационной безопасности банка

Компьютерные преступления в банке – это реализация угроз безопасности информации.

Угрозы делят на общие (характерные для любой информационной системы) и специфические (связанные с функциями кредитной организации). Обобщенно можно привести следующую классификацию:

Природные угрозы:

    Стихийные бедствия (Нарушение работы инф. системы. Физическое уничтожение людей, носителей)

    Магнитные бури и Радиоактивное излучение (Воздействие на магнитные носители информации, электронные средства обработки и передачи данных. Отказы и сбои аппаратуры)

Технические:

    Отключение электропитания (Потери информации)

    Отказы и сбои аппаратуры (Искажение и потеря информации)

    Электромагнитные излучения и наводки (Несанкционированный перенос информации за пределы информационной системы)

    Утечки через каналы связи (за счет имеющейся возможности снятия ее специальными датчиками или посредством прямого подключения.)

Человеческий фактор

    Непреднамеренные или преднамеренные действия управленческого и обслуживающего персонала, программистов, пользователей информационной системы, службы безопасности и др

Конкретно для банковской системы важными являются следующие специфические угрозы:

– несанкционированный доступ посторонних лиц, не принадлежащих к числу банковских служащих, и ознакомление с хранимой конфиденциальной информацией;

– ознакомление банковских служащих с информацией, к которой они не должны иметь доступа;

– несанкционированное копирование программ и данных;

– перехват и последующее раскрытие конфиденциальной информации, передаваемой по каналам связи;

– кража магнитных носителей, содержащих конфиденциальную информацию;

– кража распечатанных банковских документов;

– случайное или умышленное уничтожение информации;

– несанкционированная модификация банковскими служащими финансовых документов, отчетности и баз данных.

– фальсификация сообщений, передаваемых по каналам связи, в том числе и навязывание ранее переданного сообщения;

– отказ от факта получения информации;

– разрушение файловой структуры из–за некорректной работы программ или аппаратных средств;

– разрушение информации, вызванное вирусными воздействиями;

– разрушение архивной банковской информации, хранящейся на магнитных носителях;

– кража оборудования;

– ошибки в программном обеспечении;

– сбои оборудования, в том числе и за счет отключения электропитания и других факторов, препятствующих работе оборудования.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ КАК СДЕЛАТЬ БЕЗОПАСНО В БАНКЕ

4.1. Организационное обеспечение банковской безопасности

Комплексная система обеспечения банковской безопасности – это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно–правового характера, осуществляемых в целях защиты банка от реальных или потенциальных действий физических и юридических лиц, которые могут привести к существенным потерям.

Основными задачами системы безопасности являются:

    обеспечение безопасности функционирования банка

    организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение конфиденциальных сведений;

    выявление и локализация возможных каналов разглашения, утечки и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в процессе повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях;

    обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая встречи, переговоры, совещания, связанные с деловым сотрудничеством на национальном и международном уровне;

    обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования и технических средств обеспечения производственной деятельности;

    обеспечение безопасности персонала;

Система безопасности действует на основе следующих организационно–правовых документов:

    Устава банка;

    Положения о системе безопасности;

    Руководства по защите конфиденциальной информации;

    Инструкции о порядке работы с иностранными специалистами;

    Руководства по инженерно–технической защите помещений и технических средств.

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб Банку и/или клиенту, доверившей свою информацию Банку.

К такой информации относятся:

1. Все операции по лицевым счетам распорядителей ассигнований.

2. Сроки получения заработной платы учреждениями и организациями (по «зарплатным» договорам).

3. Планы контрольно-ревизионной работы.

4. Акты внешних и внутренних проверок.

5. Сведения о суммах, поступившего от конкретного плательщика.

6. Переписка с правоохранительными органами.

7. Сведения служебного характера, обсуждаемые в ходе совещаний, проводимых руководителями.

8. Сведения, составляющие коммерческую тайну предприятий, фирм, банков и других хозяйствующих субъектов.

9. Данные о программном обеспечении, используемом для обработки "операционного дня".

10. Схема движения документов "операционного дня".

11. Структура автоматизированных систем, порядок администрирования АС и информационных ресурсов, подлежащих защите, списки паролей и имен активного оборудования.

12. Описание информационных потоков, топология телекоммуникаций Управления, схемы размещения элементов АС.

13. Система защиты информации.

14. Сведения об организационно-технических мероприятиях по защите информации.

15. Штатное расписание и численность работников банка.

16. Персональные данные о сотрудниках.

17. Сведения из личного дела работающего, трудовой книжки, карточки Ф.№Т-2.

18. Сведения о доходах гражданина и имуществе, принадлежащего ему на праве собственности, данные о заработной плате и других выплатах сотрудникам.

19. Материалы расследований по заявлениям граждан и нарушениям трудовой дисциплины.

20. Иные сведения, касающиеся деятельности банка, ограничения на распространение которых диктуются служебной необходимостью.

Ресурсы АС включают данные, информацию, программное обеспечение, аппаратные средства, средства обслуживания и телекоммуникации.

Режим защиты информации устанавливается

  • в отношении информации, содержащей государственную тайну отделом обеспечения безопасности информации банка в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне»;
  • в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов на основании Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»;

1.4.2. Возможные угрозы защищаемым информационным ресурсам

К числу идентифицированных угроз относятся:

1. Несанкционированный доступ.

2. Преднамеренные и непреднамеренные сбои в работе средств вычислительной техники, электрооборудования и т.п., ведущие к потере или искажению информации.

3. Перехват, искажение или изменение информации, передаваемой по каналам связи.

4. Нелегальное ознакомление с информацией.

1.4.3. Защита информационных ресурсов

Предотвращение возможных угроз защищаемым информационным ресурсам осуществляется:

1. От несанкционированного доступа - созданием системы защиты информации от НСД, которая представляет собой комплекс программно-технических средств и организационных решений.

К организационным решениям относится:

· обеспечение охраны объекта, на котором расположена защищаемая АС с целью предотвращения хищения СВТ, информационных носителей, а также НСД к СВТ и линиям связи;

· выбор класса защищенности АС в соответствии с особенностями обработки информации и уровнем ее конфиденциальности;

· организация учета, хранения и выдачи информационных носителей, паролей, ключей, ведение служебной документации, приемку включаемых в АС новых программных средств, а также контроль за ходом технологического процесса обработки конфиденциальной информации;

· разработка соответствующей организационно-распорядительной документации.

Подключение к глобальным вычислительным сетям осуществляется только по установлению действительной необходимости такого подключения, выполнении полного комплекса защитных мероприятий.

2. От преднамеренных и непреднамеренных сбоев в работе СВТ, электрооборудования и т.п., ведущих к потере или искажению информации.

Программное обеспечение (ПО), необходимое для функционирования информационной и телекоммуникационной систем оформляется в виде перечня и должно быть утверждено руководителем к применению.

Установка на рабочие места любых программ производится только специалистами ИТО. Самостоятельная установка программного обеспечения категорически запрещена.

С целью обеспечения защиты конфиденциальной информации от искажения или уничтожения в случае сбоев в работе СВТ и оборудования ведется резервирование защищаемой информации, а также используются источники бесперебойного питания. Периодичность и порядок проведения резервного копирования определяет администратор ЛВС, исходя из необходимости сохранности информации, ПО баз данных.

3. Перехват, искажение или изменение информации, передаваемой по каналам связи.

Передача конфиденциальной информации с грифом «Для служебного пользования» по открытым каналам связи с использованием электронной почты, факсимильной связи и любых других видов связи без использования средств шифрования запрещена.

Электронная почта используется для осуществления документооборота банка с другими организациями. Места размещения коммутационного оборудования по истечении рабочего дня опечатываются, двери закрываются на замок, доступ в них посторонним лицам без сопровождения ответственного лица запрещен. (Посторонними являются и сотрудники банка, которые по своим функциональным обязанностям не имеют отношения к эксплуатации данного оборудования).

Ответственными лицами регулярно проводится визуальный контроль всех телекоммуникаций с целью выявления или своевременного предотвращения попыток подключения специальных устройств для съема информации.

4. Нелегальное ознакомление с информацией.

С целью предотвращения нелегального ознакомления с информацией вход в помещения, где обрабатывается информация, подлежащая защите, должен быть ограничен.

При организации своего рабочего места сотрудник так располагает экран дисплея, чтобы затруднить просмотр информации выведенной на экран посторонним лицам.

При оставлении по каким-либо причинам своего рабочего места сотрудник обязан выйти из сети или заблокировать экран монитора.

1.4.4. Защита от вирусов

Какой должна быть антивирусная защита?

В общем случае, антивирусная защита банковской информационной системы должна строиться по иерархическому принципу:

  • службы общекорпоративного уровня - 1-й уровень иерархии;
  • службы подразделений или филиалов - 2-й уровень иерархии;
  • службы конечных пользователей - 3-й уровень иерархии.

Службы всех уровней объединяются в единую вычислительную сеть (образуют единую инфраструктуру), посредством локальной вычислительной сети.

Службы общекорпоративного уровня должны функционировать в непрерывном режиме.

Управление всех уровней должно осуществляться специальным персоналом, для чего должны быть предусмотрены средства централизованного администрирования.

Антивирусная система должна предоставлять следующие виды сервисов на общекорпоративном уровне:

  • получение обновления программного обеспечения и антивирусных баз;
  • управление распространением антивирусного программного обеспечения;
  • управление обновлением антивирусных баз;
  • контроль за работой системы в целом (получение предупреждений об обнаружении вируса, регулярное получение комплексных отчетов о работе системы в целом);

на уровне подразделений:

  • обновление антивирусных баз конечных пользователей;
  • обновление антивирусного программного обеспечения конечных пользователей, управление локальными группами пользователей;
  • на уровне конечных пользователей:
  • автоматическая антивирусная защита данных пользователя.

Функциональные требования

  • Удаленное управление. Возможность управления всей системой с одного рабочего места (например, с рабочей станции администратора).
  • Ведение журналов. Ведение журналов работы в удобной настраиваемой форме.
  • Оповещения. В системе защиты должна быть возможность отправки оповещений о происходящих событиях.
  • Производительность системы. Необходимо регулировать уровень нагрузки от антивирусной защиты
  • Защита от различных типов вирусов. Необходимо обеспечить возможность обнаружения вирусов исполняемых файлов, макросов документов. Кроме этого, должна быть предусмотрены механизмы обнаружения неизвестных программному обеспечению вирусов.
  • Постоянная защита рабочих станций. На рабочих станциях должно работать программное обеспечение, обеспечивающее проверку файлов при их открытии и записи на диск.
  • Автоматическое обновление антивирусной базы. Должна быть предусмотрена возможность автоматического получения обновлений антивирусной базы и обновления антивирусной базы на клиентах.

Общие требования

  • Программно-технические компоненты системы антивирусной защиты должны обеспечивать формирование интегрированной вычислительной среды, удовлетворяющей следующим общим принципам создания автоматизированных систем:
  • Надежность - система в целом должна обладать продолжать функционировать независимо от функционирования отдельных узлов системы и должна обладать средствами восстановления после отказа.
  • Масштабируемость - система антивирусной защиты должна формироваться с учетом роста числа защищенных объектов.
  • Открытость - система должна формироваться с учетом возможности пополнения и обновления ее функций и состава, без нарушения функционирования вычислительной среды в целом.
  • Совместимость - поддержка антивирусным программным обеспечением максимально-возможного количества сетевых ресурсов. В структуре и функциональных особенностях компонент должны быть представлены средства взаимодействия с другими системами.
  • Унифицированность (однородность) - компоненты должны представлять собой стандартные, промышленные системы и средства, имеющие широкую сферу применения и проверенные многократным использованием.
  • Кроме того, система должна обеспечивать регулярное обновление используемой антивирусной базы, содержать в себе механизмы поиска ранее неизвестных вирусов и макро вирусов, как наиболее распространенных и опасных в настоящее время.

Требования к надежности и функционированию системы

  • Система антивирусной защиты не должна нарушать логику работы остальных используемых приложений.
  • Система должна обеспечивать возможность вернуться к использованию предыдущей версии антивирусных баз.
  • Система должна функционировать в режиме функционирования объекта (рабочая станция/сервер) на котором она установлена.
  • Система должна обеспечивать оповещение администратора системы при сбоях или обнаружении вирусов.

1. На первом уровне защищают подключение в Интернет или сеть поставщика услуг связи - это межсетевой экран и почтовые шлюзы, поскольку по статистике именно оттуда попадает около 80% вирусов. Необходимо отметить что таким образом будет обнаружено не более 30% вирусов, так как оставшиеся 70% будут обнаружены только в процессе выполнения.

Применение антивирусов для межсетевых экранов на сегодняшний день сводится к осуществлению фильтрации доступа в Интернет при одновременной проверке на вирусы проходящего трафика.

Осуществляемая такими продуктами антивирусная проверка сильно замедляет работу и имеет крайне не высокий уровень обнаружения, по этому в отсутвии необходимости фильтрации посещаемых пользователями веб-узлов применение таких продуктов является не целесообразным.

2. Как правило, защищают файл-сервера, сервера баз данных и сервера систем коллективной работы, поскольку именно они содержат наиболее важную информацию. Антивирус не является заменой средствам резервного копирования информации, однако без него можно столкнуться с ситуацией, когда резервные копии заражены, а вирус активизируется спустя полгода с момента заражения.

3. Ну и напоследок защищают рабочие станции, те хоть и не содержат важной информации, но защита может сильно снизить время аварийного восстановления.

Фактически, антивирусной защите подлежат все компоненты банковской информационной системы, связанные с транспортировкой информации и/или ее хранением:

Ø Файл-серверы;

Ø Рабочие станции;

Ø Рабочие станции мобильных пользователей;

Ø Сервера резервного копирования;

Ø Сервера электронной почты;

Ø Защита рабочих мест (в т.ч. мобильных пользователей) должна осуществляться антивирусными средствами и средствами сетевого экранирования рабочих станций.

Средства сетевого экранирования призваны в первую очередь обеспечивать защиту мобильных пользователей при работе через Интернет, а также обеспечивать защиту рабочих станций ЛВС компании от внутренних нарушителей политики безопасности.

Основные особенности сетевых экранов для рабочих станций:

Контролируют подключения в обе стороны

Позволяют известным приложениям получить доступ в Интернет без вмешательства пользователя (autoconfig)

Мастер конфигурирования на каждое приложение (только установленные приложения могут проявлять сетевую активность)

Делают ПК невидимым в Интернет (прячет порты)

Предотвращают известные хакерские атаки и троянские кони

Извещают пользователя о попытках взлома

Записывают информацию о подключениях в лог файл

Предотвращают отправку данных, определённых как конфиденциальные от отправки без предварительного уведомления

Не дают серверам получать информацию без ведома пользователя (cookies)

Антивирусная защита информационных систем - важнейшая и постоянная функция общей системы экономической безопасности банка. В этом деле недопустимы временные послабления и отступления от стандартов. Независимо от уже существующих в банке решений по антивирусной защите всегда полезно провести дополнительный аудит и оценить систему глазами независимого и компетентного эксперта.