График плановых проверок ифнс на год. План выездных налоговых проверок: можно ли узнать, когда к вам придут. Как должны проводить проверку

Налоговые проверки в 2018 году - список организаций , которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье .

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье .

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12 .

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете. В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств. График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок , опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Однодневки и взимозависимые компании будут в приоритете налоговых проверок 2017. Изменения, новые правила по камеральным и выездным ревизиям и при взыскании долгов рассмотрим в статье.

Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения

ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.

Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.

Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году

Налоговые проверки 2017 будут опаснее - инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.

Частые камералки . Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки - до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС - программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте - 5 процентов.

Дорогие выездные проверки . С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям - за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад - 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается - 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину - на 45 процентов - возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше - 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге - 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае - 4,9 млн руб.

Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.

В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.

Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.

Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).

Новые проверки взносов . Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.

Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок

В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.

О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.

Взыскание долгов по налогам в 2017 году

Как выросли долги по налогам . Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам - прибыль, НДС, НДФЛ - в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.

По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае - здесь самые крупные долги.

Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.

И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.

Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»

Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году

Усилить работу убыточных комиссий - тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год - отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.

Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. - это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).

Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток - 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 – 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.

Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы

Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ Средняя цена камералки (руб.) Средняя цена выездной проверки (руб.)
Центральный федеральный округ
г. Москва 126 200 41 611 200
Белгородская область 13 500 5 034 600
Брянская область 22 800 4 595 900
Владимирская область 40 400 25 264 700
Воронежская область 10 800 3 919 200
Ивановская область 12 000 5 363 500
Калужская область 46 100 12 161 200
Костромская область 24 100 4 339 600
Курская область 19 800 36 942 800
Липецкая область 18 800 9 204 700
Московская область 49 700 9 018 200
Орловская область 15 500 5 450 100
Рязанская область 16 400 9 041 200
Смоленская область 17 500 4 409 900
Тамбовская область 30 600 3 768 100
Тверская область 15 300 6 316 700
Тульская область 26 700 10 012 100
Ярославская область 18 000 14 806 300
Северо-Западный федеральный округ
г. Санкт-Петербург 12 800 71 828 700
Республика Карелия 12 300 3 644 700
Республика Коми 19 400 21 656 200
Архангельская область и Ненецкий автономный округ 19 400 20 665 100
Вологодская область 29 000 9 561 400
Калининградская область 64 700 27 580 100
Ленинградская область 45 400 17 811 200
Мурманская область 21 200 22 383 400
Новгородская область 18 700 5 006 300
Псковская область 18 300 10 354 300
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 19 600 5 386 300
Республика Ингушетия 31 800 5 345 200
Кабардино-Балкарская Республика 4 940 300 40 115 900
Карачаево-Черкесская Республика 13 600 1 879 300
Республика Северная Осетия-Алания 83 900 3 570 200
Чеченская Республика 7 700 3 068 800
Ставропольский край 66 800 11 583 400
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 46 900 4 450 200
Республика Калмыкия 10 700 2 691 300
Республика Крым 32 900 6 247 300
Краснодарский край 25 200 4 985 600
Астраханская область 10 400 5 559 200
Волгоградская область 25 900 11 235 300
Ростовская область 46 100 8 940 300
г. Севастополь 13 100 9 356 800
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 31 600 5 224 000
Республика Марий-Эл 8 600 7 135 800
Республика Мордовия 14 000 5 044 000
Республика Татарстан 32 900 6 304 100
Удмуртская Республика 39 600 6 724 500
Чувашская Республика 22 900 6 433 100
Кировская область 15 700 9 985 000
Нижегородская область 32 300 13 310 800
Оренбургская область 11 200 8 167 700
Пензенская область 23 200 5 230 900
Пермский край 23 100 9 594 900
Самарская область 33 900 5 787 800
Саратовская область 11 800 4 490 200
Ульяновская область 11 000 8 698 000
Уральский федеральный округ
Курганская область 13 800 3 426 300
Свердловская область 23 700 7 234 200
Тюменская область 23 600 10 253 000
Челябинская область 12 000 11 825 300
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 18 700 14 251 500
Ямало-Ненецкий автономный округ 44 000 12 258 000
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 12 371 300
Республика Бурятия 21 000 8 475 400
Республика Тыва 11 600 3 139 000
Республика Хакасия 7100 4 582 100
Алтайский край 17 600 4 866 900
Красноярский край 7000 6 736 900
Иркутская область 14 100 10 191 100
Кемеровская область 42 400 13 941 900
Новосибирская область 14 700 10 620 400
Омская область 14 400 6 600 500
Томская область 11 600 11 628 500
Забайкальский край 18 900 6 042 700
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 14 900 6 355 900
Приморский край 11 000 7 062 600
Хабаровский край 75 400 21 776 100
Амурская область 35 400 9 512 500
Камчатский край 13 100 10 332 800
Магаданская область 12 400 6 690 200
Сахалинская область 7100 84 627 500
Еврейская автономная область 13 800 6 144 400
Чукотский автономный округ 15 400 10 621 100

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной прокуратуры? Ответим на эти вопросы.

Сводный план проверок

Плановые проверки министерства и ведомства проводят на основании ежегодно утверждаемых планов. Такие проверки называют плановыми. Свои планы ведомства размещают на своих сайтах. Этого требуют в части 3 и 5 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Сводный план проверок по всем ведомствам на 2018 год размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Именно там можно проверить, планируются ли проверки организации и ИП в 2018 году.

Чтобы выяснить, ждать ли фирме или ИП в 2018 году проверяющих из контролирующих органов, потребуется ввести в специальную форму поиска следующие данные (все сразу или некоторые из них):

  • ОГРН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Планы на сайтах министерств и ведомств

Также поискать себя в планах проверок можно на сайта конкретных министерств и ведомств. Далее в таблице мы приводим ссылка на сайты с планами проверок на 2018 год.

Проверяющий орган Ссылка на план проверок
Минфин /ФНС Организации и предприниматели (сводный)
Минфин России/Федеральное казначейство Контроль аудиторских организаций*
ФСС/ ПФР Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС России
Минтруд России/Роструд Организации и предприниматели
Прокуратура Организации и предприниматели
Минэкономразвития России/ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Имущество в федеральной собственности
Минэкономразвития России/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Земельный надзорЗемельный надзор
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по аккредитации Аккредитованные лица
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по интеллектуальной собственности Организации
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Организации и предприниматели
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство Организации и предприниматели
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Организации
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства

Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся под государственным (муниципальным) надзором соответствующих органов, которые имеют право проводить проверки на предприятиях. И чтобы быть готовыми к визитам надзорных органов, организации и бизнесмены должны знать самое главное про план проверок на 2017 год. Об этом – в нашем обзоре.

Определение и разновидности

Проверка – это ряд мер, которые обеспечивают контроль работы ИП и юридических лиц. По общему правилу ее главной задачей выступает выяснение следующих моментов:

  • соответствие осуществляемой деятельности закону, а также имеющимся правилам и стандартам в данной сфере;
  • соответствие товаров (произведенных или реализуемых), работ и услуг требованиям закона и стандартам.

Существует несколько разновидностей проверок. Следует знать их особенности, прежде чем рассматривать сводный план проверок на 2017 год.

Критерий Разновидность Что проверяют Кого проверяют
Место проведения

Объем проверки

Документарная (камеральная –одна из ее разновидностей) Сведения о статусе, правах и обязанностях, их исполнении Проводятся в отношении ИП и юрлиц
Выездная Сведения о работниках, зданиях, помещениях, оборудовании, товарах, работах или услугах и т. д.
Способ организации Плановая Соблюдение обязательных требований и соответствие данных о юрлице, внесенных в госреестры
Внеплановая Соблюдение требований по отношению к осуществляемой деятельности, выполнение имеющихся предписаний надзорных органов по предотвращению негативных последствий жизни и здоровью, окружающей среде и т. д.

Каждая проверка имеет свои особенности. Они отличаются местами и способами проведения, предметами и субъектами.

Заметим, что для внеплановых проверок работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужны особые основания. В то же время такие ревизии, разумеется, не включают в план (например, вывешиваемый на сайт Генпрокуратуры РФ).

А вот плановые проверки проводят в соответствии с заранее составленными планами по каждому региону России. Причём предварительно составляют проект. После его согласовывают и при необходимости корректируют. А затем – далее утверждают.

Зато вступил в силу Закон № 272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Он внёс изменения в Трудовой кодекс РФ. А именно – в статью 360. Теперь проводить внеплановую проверку относительно нарушений трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое положение населения, можно после получения Государственной инспекцией труда любым путем сведений о них. Даже если информация поступила из СМИ.

Такая проверка может быть инициирована, например, в случае сигналов о следующих нарушениях:

  • сотрудники получают зарплату ниже установленного МРОТ;
  • работникам задерживают зарплату;
  • несоблюдение правил безопасности на предприятии, работник получил травму и т. п.

Более того: этот закон позволяет проводить внеплановую ревиззию даже без поступления жалобы со стороны сотрудника предприятия.

Когда организацию включают в план будущих проверок

Закон № 294-ФЗ План проведения проверок организаций и ИП в 2017 году».

Региональные надзорные органы отправляют в прокуратуру своего субъекта РФ проекты будущих проверок в отношении представителей бизнеса. Срок – до 1 сентября текущего года. После этого их рассматривают и могут вносить коррективы. Далее планы возвращают опять в надзорные органы. Только после этого их утверждают, а потом отправляют не позднее 1 ноября в прокуратуру.

Проведение проверки на общих основаниях допустимо, если уже минуло 3 года с момента:

  • регистрации субъекта;
  • окончания предыдущей плановой ревизии;
  • начала работы фирмы, ИП.

При этом новая проверка возможна раньше чем через 3 года после окончания предыдущей, если речь идет о:

  • внеплановой ревизии;
  • плановой проверке, но с другими основаниями проведения.

А вот относительно предприятий и ИП, работающих в образовательной, социальной и здравоохранительной сферах, это правило не действует. Проверок за 3 года может быть и больше.

Как должны проводить проверку

Для всех разновидностей проверок порядок их проведения и оформления при этом необходимой документации изложен в Законе № 294-ФЗ.

Основанием проведения проверки может быть приказ или распоряжение от имени руководителя или его заместителя органа муниципального или государственного контроля. В таком документе обязательно указывают разновидность и форму проверки.

По общему правилу о проведении плановой ревизии контролёры должны поставить в известность за 3 дня до её начала. При этом обязательно высылают копию документального основания проведения проверки.

По окончании всех контрольных мероприятий заполняют акт по установленному образцу. Один его экземпляр остается на предприятии.

Проверки, не включенные в план

Учтите, что законодательство о плановых проверках в ряде случаев не действует. Например, в перечне нет валютного и налогового контроля.

Проверка относительно несчастных случаев, повлекших смерть или инвалидность работников, в план ежегодных проверок тоже не попадает. Но это уже по объективным причинам.