Федеральной программы цифровая экономика российской федерации. Как строится проектное управление цифровой экономикой

Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

15 марта 2019 , Пенсионное обеспечение Об индексации социальных пенсий Постановление от 15 марта 2019 года №271. Установлен коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля 2019 года в размере 1,02.

15 марта 2019 , Развитие Северного Кавказа Утверждена Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года Распоряжение от 7 марта 2019 года №369-р. Стратегия направлена на увеличение притока иностранных туристов, комплексное развитие туризма на Северном Кавказе, рост его вклада в показателях социально-экономического развития СКФО.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

1

Термин «цифровая экономика» сегодня часто используется в СМИ. Политики, бизнесмены и ученые пользуются этим определением в своих докладах и выступлениях, повествуя о перспективах финансового развития.

Будущее за виртуальной экономикой

Расширенный подход к этому понятию определяет, что цифровая экономика - это хозяйственное производство, использующее цифровые технологии. В мире, где более 40% населения во всех сферах жизни пользуются сетью Интернет, виртуальная торговля достигает невероятных объемов. Оцифрованные денежные отношения стали безопаснее и оперативнее.

Виртуальная часть жизни стала тем местом, где создаются новые продукты и идеи. Тестирование и апробация свежих изобретений становятся проще, ведь больше нет необходимости проводить реальные краш-тесты продукции. Компьютерная визуализация позволяет оценить все достоинства и недостатки нового продукта без лишних финансовых затрат.

Цифровая экономика - развивающаяся ускоренными темпами сфера жизни, которая, по мнению экспертов, полностью переформатирует привычные хозяйственные связи и существующие бизнес-модели.

Формирование виртуальной хозяйственной среды

Развитие цифровой экономики происходит очень быстрыми темпами. По оценкам финансистов, в ближайшем будущем всех участников этого сектора ждут немалые «цифровые дивиденды». Среди них снижение уровня безработицы, понижение издержек при производстве товаров.

Инструменты, которые предлагает цифровая экономика, позволяют полностью удовлетворить потребности клиента и повысить производительность труда. способна ослабить кризисы с помощью ускоренной реализации услуг и продукции, виртуальные платежные системы ускоряют товарообмен, интернет-реклама по своей эффективности превосходит все известные ранее способы оповещения о новом виде товара (услуги).

Цифровая экономика в России

Развитием этой занимается правительство страны на законодательном уровне. Еще в декабре 2016 года президент России поручил Федеральному собранию подготовить программу развития этой сферы экономики. К делу привлекли экспертов из других министерств и ведомств, представителей бизнеса и финансистов.

Руководство государства понимает, что будущее за электронной коммерцией, и цифровая экономика РФ должна получить необходимую для быстрого развития финансовую и управленческую поддержку.

План экономической эволюции

Программа развития цифровой экономики в России была принята 6 июля 2017 года. Основным постулатом этого документа является полная интеграция российской виртуальной экономики с этой сферой Евразийского экономического союза. Государство обязуется создать все технические и финансовые условия для скорейшего прогресса новой финансовой отрасли.

Особое внимание уделяется развитию компьютерного и телекоммуникационного оборудования в России. Продвижение отечественного программного обеспечения включает установку антивирусных программ на каждую импортируемую единицу компьютерной техники.

Президент РФ сравнил эту глобальную программу по значимости с всеобщей электрификацией страны в начале 20 века. Беспрецедентный по своему влиянию на экономический прогресс государственный проект можно воплотить в жизнь благодаря огромному накопленному интеллектуальному потенциалу.

Цели государственной программы

Проект Минкомсвязи рисует прекрасные перспективы внедрения цифровых технологий во все сферы жизни.

Управление ресурсами (водными, энергетическими, топливными) планируется проводить с помощью интегрированных цифровых платформ. Они позволят объединить в информационной среде всех участников рынка, снижая транзакционные издержки и изменяя систему разделения труда.

Планируется создание 50 «умных городов», в которых будет проживать 50 000 000 человек. Каждый горожанин сможет вносить свой вклад в управление городом, высказывая свое мнение на специальных информационных площадках. «Умные города» благодаря комплексу технических и организационных мероприятий создают комфортные условия для проживания и бизнес-деятельности.

Государство обязуется создать особые технологические медицинские центры, оснащенные по последнему слову техники, в которых будет оказываться квалифицированная помощь.

Практические шаги по воплощению плана

Срок окончания реализации масштабного проекта назначен на 2025 год. К этому времени Минкомсвязи рассчитывает создать широкополосное покрытие сети Интернет в самых отдаленных уголках Российской Федерации. В планах правительства значительное удешевление стоимости услуг интернет-провайдеров. К 2020 году она не должна превышать 0,1% среднемесячного дохода, а к 2025 году планируется показатель в 0,05%.

В стране начинается разворачивание Вначале их будут формировать в городах с населением от 300000 человек. К 2024 году должно быть 10 крупных населенных пунктов с покрытием этой сети.

Начавшийся переход на электронную документацию планируется развивать и в дальнейшем. Доля межведомственного документооборота должна составить до 90% от общей массы.

Количество услуг, предоставляемых государством в онлайн-режиме, к 2025 году должно составить 80%, при этом большая часть населения предпочтительно дает удовлетворительную оценку их качеству.

Введение беспилотного общественного транспорта к окончанию срока реализации программы должно быть осуществлено в 25 городах России.

Государство обещает высочайший уровень поддержки высокотехнологичным предприятиям, ведущим свою деятельность в сфере IT. Вузы страны должны увеличивать объем выпускаемых специалистов в сфере компьютерных технологий.

Как развивалась цифровая экономика Российской федерации

Системный подход к развитию экономики Рунета начал формироваться около 15 лет назад. А к 2010 году был принят формат описания и измерения самого понятия «цифровая экономика».

В 2011 году Российская ассоциация электронных коммуникаций начала ежегодно проводить исследования онлайн-экономики. Методы постоянно совершенствуются и модернизируются, позволяя получать все более точные данные.

В декабре 2016 года прошла научная конференция об итогах исследования Рунета, на которой было принято решение называть исследование «Экосистема цифровой экономики России», что дает понимание о невозможности дальнейшего разделения онлайн- и офлайн-сфер экономической жизни.

Трудно переоценить важность государственной поддержки в таком важном виде деятельности сегодняшней жизни, как цифровая экономика. Ставя приоритетной задачей развитие электронных технологий, правительство делает ключевые шаги в ускорении темпов роста государства в целом. Будущее страны - за новыми технологиями.

Правительство РФ утвердило планы мероприятий (дорожные карты) по четырем направлениям программы "Цифровая экономика Российской Федерации", на реализацию которых потребуется свыше 521 млрд руб. до 2020 г. Проект мероприятий по пятому направлению - "Кадры и образование" - поручено подготовить к 31 января. Кроме того, до 15 февраля правительству должны быть представлены предложения о включении в программу "Цифровая экономика" новых направлений.

Правительство РФ утвердило дорожные карты по четырем направлениям программы "Цифровая экономика РФ" - "Нормативное регулирование", "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов", "Информационная инфраструктура" и "Информационная безопасность".

Кроме того, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Минтруду, Минобрнауки совместно с АНО "Агентство стратегических инициатив" до 31 января текущего года представить дорожную карту еще по одному направлению - "Кадры и образование".

Помимо указанных пяти направлений правительство поручило Минкомсвязи, Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, АНО "Цифровая экономика" и АНО "Аналитический центр при правительстве РФ" представить до 15 февраля 2018 г. предложения по включению в программу "Цифровая экономика РФ" новых направлений.

Всего на реализацию дорожных карт по четырем направлениям программы "Цифровая экономика РФ" планируется потратить свыше 521 млрд руб. до 2020 г. План предполагает выделение из бюджета около 171,2 млрд руб., при этом внебюджетные ассигнования составят около 350 млрд руб.

Наибольшее количество средств пойдет на направление "Информационная инфраструктура". На него запланировано свыше 436 млрд руб. до 2020 г. (более 100 млрд руб. из бюджета и 336 млрд руб. - из внебюджетных средств). В 2018 г. на это направление потратят почти 52,6 млрд руб. Из них почти 27,2 млрд руб. выделят из бюджета, а внебюджетные ассигнования составят около 25,4 млрд руб.

Ключевыми результатами деятельности по этому направлению должны стать разработка генеральной схемы развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных в РФ до 2024 г. и также концепции создания и развития сетей 5G/IMT-2020. Кроме того, в дорожной карте содержится план мероприятий по развитию информационных систем государственной цифровой платформы предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Причем все данные к 2024 г. планируется сделать доступными для использования на цифровых платформах.

Напомним, что центром компетенций направления "Информационная инфраструктура" является ПАО "Ростелеком". Рабочую группу возглавляет операционный директор ПАО "МегаФон" Анна Серебряникова, а руководителем центра компетенций "Информационной инфраструктуры" является вице-президент по стратегическим инициативам "Ростелекома" Борис Глазков. А Министерство связи и массовых коммуникаций РФ отвечает за это направление.

Руководитель направления B2B/B2G департамента внешних коммуникаций "Ростелекома" Инна Губарева рассказала, что разработанный центром компетенций план мероприятий является комплексным сбалансированным документом, объединяющим не только инициативы государства, но и предложения бизнес-сообщества. В работе приняли участие 114 ведущих отраслевых экспертов из более чем 50 крупнейших компаний в сфере телекоммуникаций и ИТ.

По словам представителя "Ростелекома", план мероприятий содержит более 350 мероприятий с конкретными предложениями по развитию сетей связи пятого поколения, инфраструктуры хранения и обработки данных, созданию цифровых инфраструктур для транспортных коридоров, обеспечению равного доступа граждан к цифровым сервисам в сфере здравоохранения и образования, формированию инфраструктурного уровня нового типа - цифровых инфраструктурных платформ и многое другое.

Как уточнила Инна Губарева, в процессе работы план менялся. В частности, дополнительно ввели две новые задачи, одна из которых - создание Генеральной схемы развития сетей связи на период 2018-2024 гг. По ее словам, это обеспечивает комплексный подход, согласованность действия всех участников процесса.

Как сообщили в пресс-службе ПАО "МегаФон", оператор в свою очередь сосредоточится на развитии сетей связи 5G, Интернете вещей, технологиях больших данных и иных значимых проектах в области информационной инфраструктуры и безопасности, нормативному регулированию и стимулирующих мерах экономического развития.

На реализацию мероприятий по направлению "Информационная безопасность" планируется выделить свыше 34 млрд руб. до 2020 г. (более 22,3 млрд руб. из бюджета и 11,7 млрд руб. - из внебюджетных средств). В 2018 г. на это направление потратят свыше 8,3 млрд руб. Из них почти 5,7 млрд руб. выделят из бюджета, а внебюджетные ассигнования составят около 2,7 млрд руб.

Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать принятие законодательных требований к устойчивости и безопасности программного обеспечения органов государственной власти и организаций различных организационно-правовых форм, определение центра компетенций по вопросам межмашинного взаимодействия, включая киберфизические системы и Интернет вещей. Кроме того, план мероприятий предусматривает разработку архитектуры и прототипа специализированного ресурса, предназначенного для взаимодействия граждан с уполномоченными органами в части оперативной передачи данных о признаках противоправных действий в области информационных технологий.

Также предусматривается создание системы стимулов для приобретения и использования компьютерного, серверного и телекоммуникационного оборудования российского производства и обеспечения контроля обработки и доступа к персональным данным, большим пользовательским данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.

Рабочую группу по направлению "Информационная безопасность" возглавляет генеральный директор группы компаний "ИнфоВотч" (InfoWatch) Наталья Касперская. Центром компетенции стало ПАО "Сбербанк", а руководителем назначен заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Отвечает за это направление Минкомсвязи.

Согласно дорожной карте, на направление "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов" планируется потратить свыше 50 млрд руб. до 2020 г. (более 48 млрд руб. из бюджета и 2 млрд руб. - из внебюджетных средств). В 2018 г. на это направление направят свыше 1 млрд руб. Из них 731,5 млн руб. выделят из бюджета, а внебюджетные ассигнования составят 359 млн руб.

В число основных итогов деятельности по этому направлению войдут запуск цифровой трансформации секторов российской экономики и отдельных ее субъектов и формирование спроса на продукцию российского происхождения в части "сквозных" технологий со стороны широкого круга субъектов экономики. Рабочую группу по этому направлению возглавляет генеральный директор АО "Российская венчурная компания" (РВК) Александр Повалко. Центрами компетенции являются компании "Росатом" и "Ростех", а руководителями - первый заместитель генерального директора - директор блока по развитию и международному бизнесу "Росатома" Кирилл Комаров и директор по особым поручениям "Ростеха" Василий Бровко. Отвечает за это направление также Минкомсвязи.

На реализацию мероприятий по направлению "Нормативное регулирование" планируется выделить из бюджета 269 млн руб. в этом году. Внебюджетные средства при этом составят 15 млн руб.

Основными итогами деятельности по этому направлению должны стать обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных. Кроме того, нужно детерминировать базовые понятия и институты для формирования законодательства в сфере киберфизических систем и искусственного интеллекта, а также определить позицию РФ по вопросам развития цифровой экономики на пространстве ЕАЭС.

Центром компетенций направления "Нормативное регулирование" программы "Цифровая экономика РФ" является фонд "Сколково". Рабочую группу возглавляет член правления, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Руслан Ибрагимов, а руководителем центра компетенций является председатель правления фонда "Сколково" Игорь Дроздов. Минэкономразвития отвечает за это направление.

Фонд "Сколково" ставит перед собой задачу в ближайшие два года заняться координацией разработки пакетов законопроектов, которые призваны преодолеть более 250 регуляторных барьеров и ускорить внедрение цифровых технологий в экономике и повседневной жизни. Как сообщил корреспонденту ComNews заместитель директора по коммуникациям и развитию в департаменте развития и планирования фонда "Сколково" Алексей Соколов, к работе Центра компетенций привлекли более 400 экспертов. Кроме того, были достигнуты договоренности о проведении правовых исследований с ведущими научно-исследовательскими организациями, а также представителями бизнеса, имеющими опыт работы с инновационными цифровыми технологиями. Он отметил, что на данный момент в плане правительства РФ учтены все нюансы.

Алексей Соколов отметил, что при разработке плана мероприятий эксперты центра компетенций ориентировались прежде всего на такие вопросы, как обработка больших данных и персональных данных, Интернет вещей, идентификация личности и фактов в сети, возможность совершения полностью электронных сделок, взаимодействие между контрагентами и государственными органами через электронные документы.

Также в план включили задачи по криптовалютам, ICO и краудфандингу. Кроме того, добавил представитель "Сколково", эксперты вынесли на решение большое количество вопросов, связанных с уточнением правового режима охраны и оборота результатов интеллектуальной деятельности, и это также нашло отражение в итоговой версии плана.

ГОРКИ, 31 июля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу развития цифровой экономики в РФ. Об этом глава правительства заявил на совещании с вице-премьерами.

Медведев напомнил, что ранее программа обсуждалась на совещании у президента РФ Владимира Путина, после чего была отправлена на доработку.

"Цель программы - организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни - и в экономике, и в предпринимательстве, как социальной деятельности и в госуправлении, социальной сфере и в городском хозяйстве, - подчеркнул глава правительства. - Перевод экономики в цифру - вопрос нашей глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. Горизонт исполнения программы 2024 год".

По словам премьера, программа состоит из пяти направлений, посвященных нормативному регулированию, образованию, кадрам, формированию исследовательских компетенций и IT-инфраструктуре и кибербезопасности. "В результате у нас должна появиться полноценная цифровая среда", - подчеркнул он. Медведев заметил, что эта среда развивается и сейчас, однако этот процесс нужно существенно ускорить. По словам главы правительства, нужно устранить препятствия для развития цифровой инфраструктуры, обеспечить поддержку технологий "больших данных", квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта.

Медведев подчеркнул, что в дальнейшем программу предстоит дополнить отраслевыми проектами в сфере здравоохранения и создания "умных городов". Премьер призвал сформировать систему управления этим процессом, обеспечив участие в ней представителей бизнеса, а также создать конкретные планы мероприятий.

Программа "Цифровая экономика"

Проект программы "Цифровая экономика" был подготовлен по поручению президента РФ Владимира Путина. Как отмечается на сайте правительства, для управления программой определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. "К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным - государственное управление, "умный город" и здравоохранение", - сообщили в кабмине.

Документ объемом почти 90 страниц содержит как общие задачи и направления развития цифровой экономики, так и конкретную дорожную карту. В разделе о показателях программы указаны показатели, которые необходимо достигнуть к 2024 году. В частности, указано, что к этому сроку 97% домашних хозяйств в РФ должны иметь широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с), во всех крупных городах (1 млн человек и более) должно быть обеспечено устойчивое покрытие сети 5G и выше, а доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, должна составлять 5%.

Планируется также, что в России появятся десять предприятий в сфере высоких технологий и столько же цифровых платформ для основных отраслей экономики, вузы будут выпускать более 120 тыс. специалистов в сфере IT в год, а "доля населения, обладающего цифровыми навыками", составит 40%.

Известно, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства 28 июля 2017 г. Последующими нормативными актами в августе был запущен процесс ее реализации: создана Подкомиссия по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности и утверждены функциональная структура системы управления реализацией Программы и правила разработки и исполнения планов необходимых для этого мероприятий. Одновременно с этим на Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации были возложены функции проектного офиса по реализации Программы.

Руководитель Проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгений Кисляков рассказал нам о работе проектного офиса, о нынешней стадии работ по реализации Программы в жизнь и о том, как выстраивается управление данным проектом.

PC Week : Евгений, расскажите о проектном офисе, какие функции на него возложены? Какие стратегические и оперативные задачи он решает?

Евгений Кисляков: Проектный офис сопровождает реализацию Программы, что, очевидно, невозможно без синхронизации, согласования действий всех заинтересованных сторон и объединения организационных, трудовых и финансовых ресурсов государства и бизнеса. Для всего этого используется проектный подход.

Нам поручено готовить информационные и аналитические материалы, проекты планов мероприятий и следить за их выполнением. Такая деятельность требует не только концентрации всех имеющихся ресурсов проектного офиса, но и привлечения внешних консультантов. Цель - минимизировать управленческие риски и повысить эффективность программного управления в сфере цифровой экономики. Что касается оперативных задач, то их мы получаем от Подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе напрямую от её председателя - первого заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ М. А. Акимова. Уже прошло десять заседаний Подкомиссии, и все они организованы при активном участии нашего проектного офиса.

Перед нами стоит задача создания и развития двух информационных площадок взаимодействия:

1. Информационная система управления Программой - это платформа для взаимодействия всех участников Программы. На сегодняшний день система работает, к ней подключены 300 участников, введены планы мероприятий направлений, обозначены ответственные и сроки исполнения конкретных мероприятий и есть возможность обсуждения текущих вопросов в самой системе.

2. Портал «Цифровая экономика» - это площадка, где будут опубликованы самые актуальные новости о ходе исполнения Программы и материалы, рассказывающие о лучших кейсах по разным направлениям цифровизации экономики, в том числе и в отраслевом разрезе. Ну и, конечно, появится много другой полезной информации, касающейся цифровой экономики не только в России, но и в других государствах. Портал будет доступен для всех и станет эффективным инструментом, с помощью которого граждане страны смогут участвовать в обсуждении и подавать свои предложения по разным аспектам Программы.

К этой задаче примыкает и другая - разработка правил взаимодействия участников Программы, что предполагает подготовку множества методических рекомендаций и регламентов: как готовить планы и вести мониторинг, по какому принципу следует отбирать проекты и т. п. Важным звеном в открытом диалоге между государством, экспертным сообществом и бизнесом является наш проектный офис, на площадке которого регулярно проводятся открытые мероприятия по вопросам цифровой экономики с целью формирования культуры восприятия цифровой экономики.

PC Week : После утверждения Программы прошло уже несколько месяцев. На какой стадии находится сейчас ее реализация? Какие корректировки вносят в Программу жизненные реалии?

Е. К.: На самом деле с момента утверждения Программы прошло совсем мало времени. Тем не менее, Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности уже утвердила планы мероприятий четырех направлений Программы. Первый из них касается нормативного регулирования, второй - технологических и исследовательских заделов, которые должны создать в России необходимые компетенции для дальнейшей цифровой трансформации, третий план касается инфраструктуры, и четвертый - вопросов информационной безопасности. По направлению «Кадры и образование» по поручению Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева разработка планов должна быть завершена до конца января 2018 г.

По всем пяти направлениям планы формировались бизнес-сообществом совместно с министерствами и ведомствами. И, конечно, в ходе рабочих обсуждений, совещаний и согласований вносились коррективы в утвержденные задачи и намеченные вехи.

Первое направление - нормативное регулирование. Оно предусматривает разработку в ближайшие несколько лет, а именно три года, более 50 проектов нормативных актов, направленных на создание правовых условий для развития современных технологий и их внедрения в экономику. Как отметил Д. А. Медведев, это очень важная задача, в то же время мы не должны обмануть сами себя, когда будем готовить три года нормативные акты и у нас никакого движения вперёд не будет. Основной целью данного направления является создание благоприятного правового режима для цифровых технологий и экономической деятельности на их основе. И здесь могу отметить, что в законодательство, а значит и в Программу уже предложен ряд существенных изменений, устраняющих барьеры в развитии цифровой экономики. Например, в 2018 г. предлагается на законодательном уровне унифицировать требования, расширить возможности и способы идентификации в сетях, стимулировать использование электронного документооборота, сформировать условия для сбора, хранения и обработки цифровых данных (в том числе персональных), создать правовую базу для применения новых цифровых технологий в финансовой сфере.

Второе направление - информационная инфраструктура. Реализация данного направления позволит развить сети связи, удовлетворяющие потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; сформировать отечественную инфраструктуру хранения и обработки данных и создать цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Третье направление - формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. В результате реализации плана мероприятий будет создана экосистема, стимулирующая развитие компаний-лидеров на рынках цифровой экономики, также будут определены сектора экономики с наиболее высоким потенциалом коммерциализации решений на базе «сквозных» технологий в области цифровой экономики, запущена цифровая трансформация секторов российской экономики и отдельных ее субъектов.

Четвертое направление - информационная безопасность - нацелено на создание национальных стандартов киберфизических систем, включая Интернет вещей; национальных и региональных центров реагирования на компьютерные инциденты; системы мер поддержки российских производителей продуктов и услуг ИКТ, осуществляющих патентование продуктов за рубежом, и обеспечение контроля обработки и доступа к персональным данным, большим пользовательским данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.

Планы мероприятий уже завтра могут стать менее актуальными, а послезавтра просто устареть. Чтобы этого не допустить, сформирована гибкая система управления изменениями программы в рамках нашей деятельности. Здесь используется единая платформа информационного взаимодействия. Надеюсь, что она позволит избежать капитальных ошибок.

PC Week : Принятие новых нормативных актов эпохи цифровой экономики предполагает вовлечение в данный процесс законодательной власти. Как сейчас организована эта работа?

Е. К.: В парламенте создаются советы и рабочие группы для совершенствования законодательства в области цифровой экономики. Должен сказать, что они хорошо понимают необходимость оперативного обновления законодательства и активно сотрудничают с участниками Программы.

PC Week : В Программе задекларирована открытость, к ее выполнению и апгрейду будут привлекаться бизнес, общественность, экспертные сообщества. Как это обеспечивается организационно?

Е. К.: Да, Программа предусматривает прозрачность государственного управления и задумана как инструмент совместного регулирования процессов цифровизации экономики. И здесь очень важную роль играет бизнес, помогающий определять перспективы цифровой экономики, формировать планы мероприятий и давать оценку, насколько они реализованы.

Роль бизнеса и науки институализирована, что нашло отражение и в структуре управления Программой. С этими сферами должна взаимодействовать автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», выявляя их потребности по данному направлению. Эта организация станет площадкой для эффективного взаимодействия бизнеса, экспертного сообщества и власти.

Кроме того, представители заинтересованных структур - государства, бизнеса и научного сообщества - принимают участие в работе центров компетенции и рабочих групп.

PC Week : Очевидно, для цифровой экономики очень важен человеческий фактор, здесь необходимы высокопрофессиональные и мотивированные кадры. Программой предусматриваются главным образом усиленная подготовка ИТ-специалистов и массовая компьютерная грамотность всех остальных. Но при этом ни слова нет о том, как предполагается учить людей других профессий, как помочь им не потерять себя в цифровом мире, как приобретать soft skills и быстро перепрофилироваться...

Е. К.: Мы понимаем, что сейчас в глобальной конкурентной борьбе основная ставка делается на человеческий капитал, разворачивается мощная конкуренция за таланты. Видим, как развитые и развивающиеся страны стараются создать наиболее привлекательные условия, чтобы заинтересовать ими талантливых ученых и специалистов. И наша задача - быть конкурентоспособными в этой области.

В Программе предусмотрены инициативы, которые позволят привести нашу систему образования в соответствие с требованиями цифровой экономики. Такие практики нужно формировать на всех уровнях - от школы до переподготовки специалистов. Образованию необходимы персонализация и опора на цифровые технологии. Без этого не получится находить и поддерживать таланты.

Эксперты сходятся во мнении, что для успешного развития и самореализации в цифровом мире следует комплексно развивать компетенции по трем направлениям: это названные вами soft skills, профессиональные hard skills и собственно цифровые навыки - digital skills.

Сегодня многие компании при найме сотрудников формулируют требования soft skills, т. е. ожидают, что претенденты на должность обладают знаниями и навыками, которые связаны не с профессиональной компетенцией, а со способностью к обучению, с умением работать в коллективе, с мотивацией к достижениям, - вместо более традиционных требований hard skills, замыкающихся исключительно на профессионализме.

Надо отметить, что по направлению «Кадры и образование» идут дискуссии между профессиональным педагогическим сообществом и экспертами в области цифровой экономики, между отраслевыми профсоюзами, представителями бизнеса и государства.

PC Week : Цифровизация неоднозначно воспринимается обществом. Очаги социальной напряженности из-за развития цифровой экономики уже возникают на Западе. Эксперты пугают людей нашествием роботов, которые отнимут у них работу. Усматриваете ли вы такого рода риски в России? И формулируете ли рекомендации, как их избежать?

Е. К.: Мы проводим анализ реальных рисков цифровой экономики, в том числе социальных. Отслеживаем волнения на Западе, рассматриваем события в России, которые могут привести к недовольству граждан, например, сокращение рабочих мест.

А помимо этого изучаем и потенциальные риски. Скажем, по прогнозам экспертов следствием цифровизации станет высокий уровень социальной дифференциации в обществе из-за того, что бедные слои населения не обладают необходимыми знаниями и навыками в этой области. По мере углубления общества в цифровую экономику - при отсутствии корректирующих мер - подобное расслоение может расти в прогрессирующем масштабе.

Мы видим, что с внедрением цифровых технологий трансформируются традиционные отрасли экономики. Какие-то профессии становятся невостребованными на рынке труда или отмирают вовсе, а какие-то, наоборот, приобретают высокую значимость. Конечно, с одной стороны, цифровизация предполагает, что персонал должен обладать новыми качествами. Но с другой - нужно сохранить и преумножить существующий человеческий капитал, дать каждому человеку возможность работать комфортно.

По России прогноз таков: в течение десяти лет примерно для 25 млн. рабочих мест будут значительно изменены требования к квалификации и навыкам людей. В новой экономике нужны и новые компетенции - это касается не только теоретических знаний, опыта программирования и работы с данными, но и творческого, аналитического мышления, коммуникативных способностей и умения работать в условиях неопределенности.

На сегодня уже есть вполне успешные, на мой взгляд, прецеденты. Так, Сбербанк разработал и запустил образовательную программу для сотрудников, которую высоко оценили во всем мире. И сегодня корпоративный университет Сбербанка, согласно международным рейтингам, занимает лидирующие позиции по качеству и широте переподготовки кадров. При этом они предоставляют площадку и инфраструктуру своего университета в том числе и для госорганов федерального и регионального уровня. Так что все зависит от конкретной компании. Те организации, которые понимают, что сотрудники - это главное, начинают развивать направление переподготовки кадров и вкладываться в него.

Ясно, что адаптация человека к новым условиям станет постоянным процессом в цифровой экономике. В настоящее время существует множество образовательных курсов повышения цифровых навыков, которые в том числе проводятся и в дистанционной форме. Это означает, что каждый гражданин может регулярно повышать уровень своих компетенций, создавая задел для успешной профессиональной реализации в условиях грядущих трансформаций.

PC Week : Технологии влияют не только на производство и экономику, но и на образ жизни, на взаимоотношения и ценности людей. Однако в разработке Программы не принимали участие социологи, историки, культурологи, психологи, педагоги. Попытки же управлять экономикой без учёта гуманитарной составляющей ведут к непредсказуемым результатам...

Е. К.: В разработке Программы приняли участие эксперты разных отраслей, а реализация Программы представляет собой сложный, комплексный проект, который носит сквозной характер, охватывая все без исключения сферы жизни, напрямую воздействуя на деятельность бизнеса и касаясь каждого гражданина. Он беспрецедентен по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека. И сейчас наша первоочередная задача - создать эффективный механизм управления этим проектом. Гуманитарная составляющая также учтена в планах и вехах Программы по мере ее развития. Ведь именно совокупность всех отраслей позволит нам сформировать культуру восприятия и потребления цифровой экономики.

PC Week : Спасибо за беседу.