Экономика на ЕГЭ по обществознанию. Деньги. Виды обмена. Деньги, их функции

Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.

Обычно деньгам предписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они выступают средством обмена, таким образом, устраняя недостатки, присущие бартеру. В качестве единицы счета они упрощают оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позволяют запасать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.

Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удобными для переноски и надежными. Золото, серебро и бронза удовлетворяют почти всем требованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.

Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что еще удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счета в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.

Деньги - это, прежде всего вопрос уверенности в том, кто нам платит, кто выпускает получаемые нами деньги, наконец, уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит принятые на себя обязательства. Деньги - не металл. Они - само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами может быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных каменных дисков на тихоокеанских островах.

Есть и другая точка зрения на суть денег. Ее сторонники считают, что истинные деньги - драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве денег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых монет и слитков в Центральном банке.
(Н. Фергюсон)

Цели:

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.

Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

1.“ Изобретение денег - одно из величайших достижений человечества…”
2. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Постановка целей урока.

Учитель: Отгадайте загадку:

Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)

Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.

Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером . Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.

Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.

2. Выступление учащихся на тему “История денег”.

Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.

В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).

У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.

На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.

Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.

И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.

В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).

Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.

Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.

Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:

Переход от натурального хозяйства к товарному;

Разделение труда и возникновение специализации;

Трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;

Выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.

IV. Работа над новым материалом

.

А) Что такое деньги.

Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).

Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.

Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.

(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).

Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?

(Выступление ученика)

Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.

Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.

В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.

Б) Функции денег.

Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.

Карточка №1

Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена (обращения).

Карточка №2

Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения (мера стоимости).

Карточка №3

В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

Карточка №4

Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заполнение таблицы.

Примеры ситуаций

Функции денег

Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. ?
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. ?
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. ?
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. ?
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. ?
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. ?

2. Упражнение “Деньги потерялись”.

Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).

VI. Итог урока.

Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.

Урок обществознания 7 класс

Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели урока :

    Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.

    Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.

    Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.

Оборудование : карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.

Понятия , которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.

Ход урока:

    Орг.момент. 2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!

    Активизация знаний учащихся. 3 мин.

Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».

Откроем учебник параграф 13, тетрадь.

Запишем тему урока : «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели : В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.

Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.

(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)

Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?

    Виды обмена. 5 мин.

Обмен – это слово знакомо всем.

С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.(запись в тетрадь)

Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.

(шаг1 – 8 …..Итак, деньги – это символы благ)

Виды обмена

    Натуральный

    Натурально-денежный

    Денежный

    Деньги, их сущность и функции 5 мин.

Вопрос: зачем люди придумали деньги? (для облегчения и ускорения обмена)

Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.

Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)

Вопрос : Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг

Откроем на стр. 107 учебника

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)

Какие виды денег существуют в наше время?

Физкультминутка 2 мин.

Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.

Конкурс « Разминка» 3 мин.

    Пословицы и поговорки

    Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ : Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

    Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ : Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.

    Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

    Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ : Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Проверь себя - практический модуль (до свойств) 5 мин.

Обсудим вместе. Учебник стр. 105

Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.

    Что же такое деньги? Добро или зло?

    Что нельзя купить на деньги? 3 минут

Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Закрепление 3 мин.

- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не

нужно все добывать и делать самому.

Как деньги стали деньгами.

Что такое деньги?

Какую роль они играют в жизни общества?

Основные функции денег.

Оценки (комментировать) дом.задание п. 13. Доклад

Понятие «деньги», их виды и функции

Это историческая категория, которая является результатом развития товарного производства и обмена. К древнейшим видам денег относятся соль, скот, зерно, шкурки пушных зверей, орудия труда, украшения. В дальнейшем роль денег перешла к металлам, сначала в виде слитков, а затем в виде чеканных монет из меди, серебра и золота. Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII в. В Европе выпуск бумажных денег берет свое начало во Флоренции в XIV в. В России бумажные деньги были введены в XVIII в., при Екатерине II .

Это особый товар, выполняющий в экономике роль всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в их функциях .

    Мера стоимости - все товары выражают и измеряют свою стоимость в деньгах (цена).

    Средство обращения - продажа и покупка товара осуществляется на денежные средства.

    Средство накопления и сбережения - за счет постоянного обращения деньги превращаются в капитал.

    Средство платежа - эта функция стала характерной для денег в связи с развитием кредитных отношений. Она проявляется при продаже товара в кредит, возврате денежных ссуд, выплате заработной платы, оплате за услуги и т.д.

    Мировые деньги - появление этой функции денег связано с расширением мировых экономических связей. Мировые деньги выступают как всеобщее покупательное и платежное средство и используются при расчетах по международным балансам, при предоставлении и выплате международных кредитов и т.п.

Деньги в своем развитии выступают в двух видах .

Бумажные деньги появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении металлических монет. Они не имеют самостоятельной стоимости и наделены государством принудительным курсом.

Кредитные деньги возникли в экономике в связи с развитием товарного производства, расширением кредитования и формированием системы расчетов с рассрочкой платежа. Они прошли следующую эволюцию:

Деньги, обслуживая реализацию товаров, платежи и расчеты в экономике, находятся в постоянном движении, которое называется денежным обращением .

Выделяют два вида денежного обращения .

Между наличным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении. Таким образом, наличное и безналичное обращения образуют общий денежный оборот страны.

Кризисное состояние денежной системы, которое связано не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономики, называется инфляцией .

Выделяют следующие виды инфляции :

Это многофакторный процесс, который может быть вызван следующими причинами :

    1) диспропорции в экономике;

    2) рост государственного долга;

    3) значительный дефицит бюджета;

    4) необоснованная эмиссия денег;

    5) мировые сырьевые и валютные кризисы;

    6) сокращение поступлений от внешней торговли.

Инфляция отрицательно воздействует на экономику государства в целом. Ее последствия проявляются в следующем:

    1) сокращение производства из-за уменьшения стимулов его роста;

    2) снижение конкурентоспособности национальных товаров;

    3) перелив капиталов из сферы производства в торговлю;

    4) расширение спекуляции;

    5) ограничение кредитных операций;

    6) снижение уровня жизни населения;

    7) рост социальной напряженности.

Инфляция очень часто сопровождается таким явлением как девальвация . Это снижение официального курса валюты.

Из-за дестабилизирующего влияния на экономику, а также из-за того, что инфляция ставит в тяжелое положение значительные слои населения, в большинстве государств мира осуществляется контроль за инфляцией, так называемая антиинфляционная политика. направлена на управление инфляционными процессами в интересах подъема экономики и обеспечения национальной безопасности. Приоритетными здесь являются увеличение доходов бюджета, повышение собираемости налогов, оживление инвестиций, совершенствование системы денежных расчетов и структуры денежной массы, регулирование скорости денежного обращения.

Контрольные вопросы

    В чем состоят сущность и функции денег?

    В каких формах существуют деньги?

    В чем сущность денежного обращения?

    В чем суть инфляции как экономического явления?

    Какова цель антиинфляционной политики?

    Какие меры антиинфляционной политики Вы знаете?

Понятие денег происходит от древнегреческого «донака», что означает «медная монета», которое через тюркские языки (теньге) пришло в русский язык. Считается, что до появления денег существовал прямой обмен товарами, бартер в современном варианте. В древние времена у разных племен и народов по всему миру в качестве денег использовались: жемчуг, ракушки, различные камни, скот, меха, шкуры, соляные бруски, стальные бруски и слитки, обрубки из металлов, металлические предметы. В Ассирии и Древнем Египте еще 4000 лет назад в качестве денег стали использовать золото. В VII веке до нашей эры появились первые чеканные монеты. Такой вид денег быстро распространился, потому что они были удобны в хранении, перемещении, мало весили при высокой стоимости. А в 910 году нашей эры появились первые бумажные деньги в Китае. И (всего лишь!) спустя семь веков, первые бумажные деньги появились в Европе - в Швеции в 1661 году, а в России - в 1769 (ассигнации, введенные Екатериной II). Такова краткая история денег .

В наше время деньги - это термин экономической теории , означающий особый вид товара, который обладает максимальной ликвидностью и является универсальной мерой стоимости других товаров и услуг.

Понятие денежных средств чаще всего является синонимом понятия денег. С точки зрения составителей Современного экономического словаря, денежные средства - это «аккумулированные в наличной и безналичной форме деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги». Проще говоря, денежные средства - это наличные и безналичные деньги.

Функции денег.

Функции денег в экономике подразумеваются под проявлениями денег как экономического явления.

  1. Мера стоимости. Каждый товар имеет свою цену, такую же измерительную характеристику, как длина в геометрии, масса в физике или длительность во времени. Денежная единица (рубль, доллар, нефтедоллар) - это эталон измерения стоимости товаров.
  2. Средство обращения. В обороте товаров и услуг деньги выступают посредником. Важный момент этой функции - ликвидность . Продавец на рынке может не сразу обменять своих кур на комбикорм, а через некоторое время, потому что пока комбикорма хватает и хранить его негде, по позже придется снова покупать. Я бы назвал эту функцию несколько определеннее - удобство обращения.
  3. Средство платежа . Функция, важная при уплате долга. Если товар куплен в долг, то этот долг отражается в деньгах, а не в количестве товара, и изменение цены товара на сумму долга не влияет. То есть взял телевизор за сто долларов, заплати сто долларов в срок оплаты, даже если телевизор уже стоит восемьдесят долларов.
  4. Средство накопления. Это функция переноса покупательской способности в будущее. Если ты выращиваешь цыплят, то ты не можешь откладывать по несколько цыплят в неделю, чтобы потом расширить загон для этих цыплят. Зато деньги откладывать можно. Отрицательный момент заключается в таком явлении, как инфляция .
  5. Мировые деньги. Функция денег, как платежного средства в международном масштабе. В этой функции важнейшее понятие - свободно конвертируемая валюта, то есть адекватное сопоставление цены денег одной страны с ценой денег другой страны.
  6. Средство формирования сокровищ. Сокровища - это не обязательно пиратский клад, или ценности древнеегипетской цивилизации в пирамидах. В экономике сокровища - это по сути то же, что и накопление (см. выше средство накопления), только не имеющее конкретной целенаправленности. То есть просто откладывание лишних денег «на черный день».
  7. Функция межнациональных денег. Аналогом золота, серебра и драгоценных камней сейчас выполняют деньги (валюта) некоторых стран - евро, доллар, фунт стерлинга.

Виды денег.

  1. Товарные деньги (они же - вещественные, натуральные, настоящие или действительные деньги ). Вид денег, в роли которых выступает товар, у которого есть своя собственная стоимость и полезность: золотые монеты, жемчуг, ракушки, меха, камни и т.д. В настоящее время товарные деньги в основном используются как средство сбережений или коллекционирования).
  2. Обеспеченные деньги (они же - разменные или представительские деньги). Деньги, являющиеся представителями конкретных товарных денег. У древних шумеров были деньги в виде глиняных фигурок овец и коз, которые можно было обменять на реальных овец и коз. Купюры и банкноты изначально тоже были обеспеченными деньгами и подлежали обмену на соответствующие золотые и серебряные монеты, но сейчас купюры - это символические деньги.
  3. Фиатные деньги (символические, ненастоящие, декретированные, бумажные деньги ). Этот вид денег не имеет самостоятельной стоимости, или же их стоимость несоразмерна с номиналом: себестоимость, затраты на производство банкноты в сто долларов не стоят ста долларов. Интересен тот факт, что в наше время этот вид денег, самый ненадежный и необеспеченный, является самым популярным и распространенным в экономической сфере общества .
  4. Электронные деньги. Это те же фиатные деньги, только использующиеся при электронной оплате (через интернет, электронные терминалы и т.д.), так как с одного компьютера на другой физически невозможно передать купюру в сто долларов, зато электронными можно.
  5. Кредитные деньги. По сути кредитные деньги - это право потребовать в будущем долга в виде электронных, фиатных, обеспеченных или товарных денег. Таким образом, - это особый образом оформленный долг в виде определенной ценной бумаги (например, вексель, расписка).

От себя, исходя из определения денежных средств, могу выделить еще два вида денежных средств :

  • наличные деньги - вид товарных, обеспеченных или фиатных денег, имеющий физическую форму (то есть человек может их хранить, носить с собой, дарить, расплачиваться и т.д.). Наличными деньгами удобно оплатить что-то конфиденциально, но невозможно расплатиться удаленно;
  • безналичные деньги - вид денежных средств на банковских счетах, который используется для оплаты путем перевода денег с одного счета на другой. Иногда под безналичными деньгами подразумеваются также электронные и кредитные деньги. Появление безналичных денег связано, в первую очередь, с удобством. При покупке квартиры гораздо удобнее передать продавцу бумагу, означающую, что миллион рублей с такого-то счета теперь принадлежит ему, чем приносить с собой целый чемодан. Еще один немаловажный фактор появления безналичных денег - безопасность. Первые безналичные переводы (в виде чеков и векселей) придумали рыцари-финансисты Ордена тамплиеров в XI-XII веках с целью обезопасить себя от разбойников на дорогах.