Экономическое развитие ссср. Анализ тенденций экономического развития ссср

В ходе гражданской войны из политической жизни были окончательно вытеснены все партии, кроме большевистской. В 1922-1923 гг . состоялся ряд процессов над бывшими политическими союзниками большевиков – меньшевиками и левыми эсерами, которых обвинили в преступлениях против советской власти. Деятельность этих партий была запрещена. Таким образом, завершилось создание однопартийной политической системы.

Форсирование социалистического строительства в 30-е годы на основе принуждения, насильственных методов привело к ужесточению политического режима в стране . Особое место в механизме власти заняли карательно-репрессивные органы (НКВД, НКГБ и др.), подконтрольные только Сталину. Страну захлестнули массовые репрессии . Процессы над старой интеллигенцией, специалистами (так называемые «шахтинское дело», «академическое дело», процессы Промпартии, Трудовой крестьянской партии) дополнили судебные и несудебные расправы над остатками оппозиционных партийных групп (Л. Каменевым, Г. Зиновьевым, Н. Бухариным, А. Рыковым и др.), партийными и военными кадрами . Пик массовых репрессий пришелся на 1936-1938 гг . Главная их цель снятие социальной напряженности путем выявления и наказания «врагов », подавление в зародыше любых оппозиционных настроений , обеспечение безусловной власти центра над периферией . Число политзаключенных в 30-е годы превысило 3 млн. человек.

Выборные органы власти, демократические права и свободы, провозглашенные Конституцией 1936 г., носили формальный характер. Реальная власть была у партийно-государственного аппарата, опиравшегося на социальную демагогию и революционный энтузиазм масс, с одной стороны, и на карательно-репрессивные органы – с другой. Новая власть стремилась контролировать все без исключения сферы общественной жизни – экономику, культуру, социальные отношения, духовную жизнь. Огосударствление общественной жизни – важнейшая тенденция развития советской политической системы в 20-30-е годы, что позволяет характеризовать ее как тоталитарную.

Форсированная индустриализация погрузила страну в состояние всеобщей мобилизации и напряжения , потому что планы, как правило, были невыполнимы. Усиливая экономический хаос и общественный беспорядок , они вызывали все большую необходимость государственного руководства экономической сферой, которое заменяло собой законы рыночной экономики.

После провозглашения на XIV съезде партии курса на индустриализацию (декабрь 1925 г .) в сельском хозяйстве начался кризис. Государство было вынуждено прибегнуть к «чрезвычайным мерам» - раскулачиванию зажиточных крестьян . Весной 1929 г. возникли две партийные группировки :


1) группа Н. И. Бухарина (А. И. Рычков, Н. П. Томский, Н. А. Устинов) выступала за налаживание механизма координации действий между сельским хозяйством и промышленностью;

2) группа И. В. Сталина (В. В. Куйбышев, К. Е. Ворошилов, Г. К. Орджоникидзе) предлагала максимальную концентрацию ресурсов в тяжелой промышленности за счет «перекачки» средств из легкой индустрии и сельского хозяйства.

В апреле 1929 г . поддержку получила сталинская группа . Основными целями индустриализации стали:

1) ликвидация технико-экономической отсталости страны;

2) достижение экономической независимости;

3) создание развитого военно-промышленного комплекса.

Индустриализация по-сталински решила крестьянский вопрос через «ликвидацию крестьянства как класса », одновременно создав колхозы, находившиеся под административным контролем.

В результате по абсолютным объемам промышленного производства СССР в1937 г. вышел на второе место в мире после США.

К 1932 г. в СССР было коллективизировано 61,5%, к 1937 г. - 93% крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства , а в 1932-33 гг. в южных регионах страны разразился голод , унесший жизни свыше 5 млн человек. Основные цели коллективизации были достигнуты:

1) экономика страны освободилась от необходимости использования рыночных механизмов;

2) в деревне были устранены опасные для режима элементы;

3) была создана материальная база для развития промышленности (хотя численность крестьян сократилась на 1/3, а валовое производство зерна - на 20%, его государственные заготовки в период с 1928 по 1934 гг. выросли в два раза).

Административно-командная система, ставшая главным средством и результатом форсированных преобразований 30-х годов, содержала в себе глубокие противоречия, в ней были заложены ограниченные возможности экономического развития. Базируясь на исполнении приказов центра, она гасила и ограничивала инициативу и самостоятельность производителей, не создавала условий их заинтересованности в росте производства.

Конец 20-х–30-е годы стали временем, когда правящая партия вновь и вновь пыталась реализовать свои представления о социалистическом обществе, полностью отказаться от использования экономических рычагов (в том числе денежного обращения) при организации хозяйственной жизни, опираясь на энтузиазм, порыв и революционное нетерпение масс. Однако каждый раз это оказывалось невозможным и приходилось отступать, смягчать жесткую экономическую политику, искать возможности стабилизации ситуации в промышленности и сельском хозяйстве.

40.Основные тенденции социально-политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Формирование тоталитарного государства. Репрессии.

Тоталитаризм – политический режим, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией прав и свобод личности, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Различают фашистский и коммунистический тоталитарные режимы. Становление советского политического режима как особой формы тоталитаризма завершилось к середине 1930-х гг.

Характерными чертами советского тоталитарного режима в экономической сфере были:

господство государственной собственности, командно-административная система управления, милитаризация экономики, внеэкономическое принуждение к труду, полное подчинение производства государству.

Политическая сфера сталинизма характеризовалась насильственным установлением однопартийной политической системы, культом личности вождя, созданием системы массовых государственных организаций, мощным репрессивным аппаратом, опорой на армию и карательные органы.

В духовной и общественной жизни господствовала единая партийная идеология, осуществлялся государственный контроль над всеми средствами массовой информации, насаждалась атмосфера подозрительности, страха, всеобщей слежки, доносительства, разобщённости людей, прославлялся вождь, режим, власть.

Одной из важнейших идей сталинизма являлась идея о сохранении и непрерывном обострении классовой борьбы как внутри страны, так и в международных отношениях. Она послужила основой для формирования «образа врага», внутреннего и внешнего, а также для проведения массовых репрессий. При этом, как правило, массовым репрессиям предшествовали и сопровождали их идеологические кампании. Они были призваны объяснить и оправдать в глазах широких масс аресты и казни.

Кампания массовых репрессий имела определённую периодизацию: конец 1920-х – начало 1930-х гг. – репрессии против старой интеллигенции (хозяйственной, научной, военной); начало 1930-х гг. – репрессии против крестьян («раскулачивание»), преследование бывших оппозиционеров; вторая половина 1930-х гг. – массовые политические репрессии (партийных, хозяйственных кадров, военных специалистов).

Во второй половине 20-х гг. официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. – с проектом конвенции о сокращении вооружения. Несмотря на то, что страны Европы отвергли эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана-Келога 1928 г., содержащего призыв к отказу от войны как средства решения межгосударственных споров.

Попытки всех сторон в 1920-е гг. обеспечить мир в Европе, имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывающейся международной ситуации.

История экономики: учебное пособие Шевчук Денис Александрович

8.1. Экономическое развитие СССР в предвоенный период

«Великий перелом» конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название «государственного социализма».

Характерные черты экономики «государственного социализма»:

Формальное обобществление труда и производства;

Полное огосударствление производства;

Ликвидация частной собственности;

Тоталитарный характер государства;

Однопартийная система.

Экономика «государственного социализма» со свойственной ей административно-командной системой управления способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство средств производства, в свою очередь, было направлено прежде всего на развитие военного потенциала, необходимого для «выживания» нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада. Такая ориентация вполне соответствовала традиционному для страны мобилизационному типу экономического роста со всеми присущими ему признаками, а именно – преобладанием политических факторов над экономическими, увеличением бюрократического аппарата, усилением эксплуатации собственного народа, существованием системы компенсаций.

В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Вместо 50 отраслей (как в годы первой пятилетки) на 1933–1937 гг. детальные планы получили 120 отраслей промышленности. Другой отличительной чертой этого периода стало снижение темпов индустриализации, среднегодовые темпы прироста промышленной продукции определялись в 13–14 % при опережающих темпах роста производства предметов потребления. Кроме этого началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий. В плане появился раздел технико-экономических показателей. Планировалось расширение сети научно-исследовательских институтов, подготовки научных кадров. Вместе с тем второй пятилетний план закреплял практику хозяйствования, сложившуюся в годы первой пятилетки. Он ориентировал экономику на количественный рост, не уравновешивая материальные и денежные потоки. Финансовый баланс страны, разработанный Госпланом, представлял собой не государственное задание народному хозяйству по объему и скорости оборота денежных ресурсов, а «обсчет» в денежном выражении уже сформированных расходов на капиталовложения, рост оборотных средств и т. д. Вторая пятилетка отличалась от первой более высоким уровнем выполнения плановых заданий, хотя по натуральным показателям и этот пятилетний план не был выполнен. Национальный доход увеличился в 2,1 раза, валовая продукция промышленности – в 2,2; сельского хозяйства – в 1,5 раза. Более 80 % промышленной продукции в 1937 г. было получено с новых или полностью реконструированных предприятий.

Третий пятилетний план продолжал линию на детализацию и конкретизацию планирования, дальнейшее расширение его объектов. Возрос масштаб работ по составлению материальных балансов, причем их разработка велась методом многовариантного планирования. На 1941 г. впервые был составлен подробный технический план, предусматривавший конкретные мероприятия по ускорению технического прогресса в ведущих отраслях промышленности. Объектом плановой работы становилась деятельность научных учреждений. В этом пятилетнем плане намечалось значительное повышение производства на душу населения, рост технической вооруженности народного хозяйства и производительности труда, соблюдение эффективной пропорциональности в экономике. В соответствии с международной обстановкой значительные средства планировались на укрепление оборонной мощи страны. За три года пятилетки удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете вырос с 18,6 % до 32,6 %. Третий пятилетний план вновь предусматривал первоочередное развитие тяжелой промышленности. Особое значение получала химическая промышленность, не случайно сама пятилетка получила название пятилетки химии и специальных сталей. Однако выполнение третьей пятилетки грубо нарушалось, а начало войны оборвало ее реализацию.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.

Опережение реальных условий экономического роста в угоду политическим интересам требовало поиска дополнительных источников финансирования.

Источники финансирования индустриализации СССР:

1. Традиционные:

Доходы от лёгкой промышленности;

Экспорт сырья и продовольствия;

Доходы от сельского хозяйства.

2. Нетрадиционные:

Энтузиазм трудящихся (стахановское движение);

Конфискационное налогообложение частных предпринимателей;

Ограничение потребления (рост цен, принудительные займы);

Труд заключённых (система ГУЛАГа).

Действие мобилизационной системы проявилось и в попытках государственного контроля жизни всего населения. В конце 1932 г. была введена система внутренних паспортов и прописки, ограничивающая свободу передвижения людей. Было объявлено о запрете на увольнение рабочих по собственному желанию, принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. С августа 1929 г. вводилась так называемая «непрерывка» – четыре дня рабочих, а пятый – выходной, который приходился на любой день недели. Отменена она была лишь в 1940 г. Практически все население было вовлечено в идеологизированную систему, находящуюся под контролем партийно-государственной номенклатуры.

Ускоренное индустриальное развитие, а также присоединение в 1939 г. Западной Украины и Западной Белоруссии, а в 1940 г. – прибалтийских государств, Бессарабии и Северной Буковины содействовали значительным изменениям в структуре экономики. В стране было создано мощное угольно-металлургическое производство на Урале и в Кузбассе, начал осваиваться новый нефтедобывающий район между Волгой и Уралом («Второе Баку»), были проложены новые железнодорожные магистрали, на присоединенных территориях создавались крупные промышленные и земледельческие хозяйства. Начавшаяся война в Европе выдвинула на первый план проблему вооруженных сил. Однако в ее решении были допущены серьезные ошибки, связанные в том числе с советско-германскими отношениями, с кадровой перестройкой в армии и с ее техническим оснащением, которые привели к просчетам, особенно в начальный период войны.

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Лекция 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 3.1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья Экономика средневековья связана с развитием феодализма. Последний представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

ЛЕКЦИЯ № 15. Экономическое развитие Руси в средние века 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения Период политической раздробленности наступил в XII – XV вв. Это закономерный исторический этап в развитии феодализма. Одной из

Из книги Финансовая статистика автора Шерстнева Галина Сергеевна

6. Социально-экономическое развитие России после Смуты После Смуты в сельском хозяйстве существовала трехпольная система земледелия. Путь развития земледелия был экстенсивным: осваивались новые южные территории России, земли Поволжья и Сибири. Наблюдался рост

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 16. Экономическое развитие при Петре I и Екатерине II 1. Сущность реформ Петра I. Итоги реформ Петра I В «Табели о рангах» (1722 г.) получило государственное значение личностное начало. В петровскую эпоху был введен новый порядок прохождения службы. В предшествующее

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 17. Экономическое развитие России в XIX в. 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в. Причины начавшейся в 1853 г. Крымской войны заключались в

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

ЛЕКЦИЯ № 19. Экономическое развитие СССР 1. Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны Доля СССР в мировом промышленном производстве в конце 1930-х – начале 1940-х гг. составляла 10%. СССР занимал первое место в мире по добыче марганцевой руды, производству

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

ЛЕКЦИЯ № 20. Экономическое развитие России в период перестройки 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения После смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

ЛЕКЦИЯ № 21. Экономическое развитие России с начала 1990-х гг. 1. Россия в первой половине 1990-х гг. Изменения в российской политической жизни начались в мае 1990 г. с избранием Б. Н. Ельцина Председателем Верховного Совета, а также с принятием в июне 1990 г. Декларации о

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

7. Экономическое развитие Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают

Из книги автора

39. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ СМУТЫ Преодоление великого московского разорения, восстановительный процесс после Смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине XVII в.Территория России в XVII в. по сравнению с XVI в. расширилась за счет

Из книги автора

60. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ Взяв курс на экономическое сотрудничество с крестьянством, Х съезд РКП (б) в марте 1921 г. принял решение о замене продразверстки продналогом. Тем самым было положено начало новой экономической политике. В среднем размер продналога был в 2

Из книги автора

42. ЕС и социально-экономическое развитие стран Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом (ЕС). Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных

Из книги автора

§ 4. Экономическое развитие США во второй половине XX – начале XXI века Вторая мировая война и ее экономические последствия. Экономика США в первые послевоенные годы. США вступили во Вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции в декабре 1941 года, после того как

Из книги автора

3 Ценности и экономическое развитие России На встрече нового,2001 года члены «Клуба 2015» в хорошем настроении (им удалось продвинуть в общественное сознание важность ценностей) распевали песенку на мотив «С чего начинается Родина…»: С чего начинаются ценности? С того, что

Из книги автора

Транспортная инфраструктура и экономическое развитие Как представители бизнеса, так и частные лица пользуются транспортной инфраструктурой. В целом инфраструктура должна расцениваться как вклад в продуктивность транспортных услуг, который, в свою очередь,

Нет необходимости долго доказывать, что управление любым процессом требует точных знаний о его состоянии в прошлом и настоящем. Это в полной мере относится и к экономике. Положение хозяйственного руководителя любого уровня, лишенного достоверной экономической информации, можно сравнить с положением капитана судна, отправляющегося в путь по заведомо ошибочной карте. Случается, и с верной картой не попасть в порт назначения, а с неверной попасть туда, скажет любой моряк, и вовсе мудрено. Между тем в течение многих десятилетий приходилось управлять экономикой в условиях, когда многие показатели, ее характеризующие, оценивались нашей статистикой грубо ошибочно. Об этом уже с конца 20-х годов многократно писали советские экономисты, но их сетования на неточность экономической информации оказывались гласом вопиющего в пустыне. Напомним кратко, о чем идет речь.
В руководстве экономикой наиболее широко используются обобщающие стоимостные показатели ввиду их компактности. Эти показатели верно отражают динамику экономических процессов при двух условиях: во-первых, неизменном уровне цен в народном хозяйстве, во-вторых, умении измерять реальное изменение цен. Оба эти условия у нас отсутствовали с середины 20-х годов. Достаточно напомнить, что уровень розничных цен в народном хозяйстве вырос только за 1928 -1950 гг. в 12 раз. В условиях роста общего уровня цен (и издержек) предприятия добивались повышения уровня цен на свою продукцию чаще всего «явочным» порядком, при переходе к новым моделям, маркам, сортам и т. д., когда рост цен на новую про-
дукцию значительно превышал рост качества этой продукции по сравнению с аналогичной старой. Статисти-ческие органы с конца 20-х годов не фиксировали этот скрытый рост цен из-за ликвидации статистики оптовых цен, но и после восстановления этой статистики в конце 50-х годов методов учета скрытого роста оптовых цен не было. Ясно, что вследствие скрытого, не фиксируемого статистикой роста оптовых цен все обобщающие стоимостные показатели вздуваются тем больше, чем больше рост уровня цен в народном хозяйстве. Другим, хотя и менее значительным, источником искажения экономической информации являются приписки объема продукции в натуральном выражении, которые имеются во всех отраслях, но наиболее значительны их размеры в строительстве и на автомобильном транспорте. Так, в последней отрасли, по нашим подсчетам, реальный объем перевозок грузов составляет лишь 20% отчетного.
Побудительным мотивом искажения экономической информации служит стремление предприятий выполнить плановые задания с минимальными усилиями. При этом нередко такое стремление вызвано хотя бы частично нереальностью самих плановых заданий, основывающихся на искаженной экономической информации о динамике развития в прошлом. Так образуется порочный круг: неверная экономическая информация - нереальный план - еще более искаженная экономическая информация. Стремление предприятий к искажению экономической информации не встречает заметного противодействия вышестоящих органов, поскольку выполнение и их планов также зависит от масштабов искажения экономической информации предприятиями.
Аналогичную позицию занимали и плановые органы, одновременно порождавшие эти искажения и оказавшиеся у них в плену. Часто содействовала искажениям и клиентура, которая вследствие недостатков хозяйственного механизма была слабо заинтересована в выявлении этих искажений и нередко закрепляла их документально (чтобы скрыть собственные недостатки в хозяйственной деятельности и по другим причинам). Статистические органы, за некоторыми исключениями (в 1932- 1935 гг., когда статистической службой страны руководил Н. Н. Осинский), не боролись сколько- нибудь активно с этими искажениями как в силу
недостаточного профессионального уровня работников статистической службы, так и из-за отсутствия оценки ее деятельности руководящими органами. В условиях отсутствия гласности не имели эффекта и выступления отдельных экономистов с критикой достоверности экономической информации.
Конечно, при нынешнем хозяйственном механизме есть возможности совершенствования качества экономической информации. И мы о них скажем. Но следует отдавать себе отчет в том, что в условиях жестко централизованного управления экономикой искажений экономической информации в тех или иных размерах избежать нельзя. Они порождаются невозможностью составления достаточно точных планов для отдельных предприятий и тщательного контроля за достоверностью огромного количества экономической информации, незаинтересованностью почти всех хозяйственных органов в получении достоверной экономической информации. Поэтому радикальным решением вопроса в качестве информации является изменение типа хозяйственного механизма в направлении, определенном решениями XXVII съезда КПСС.
Задача получения правдивой информации об общеэкономических показателях была бы неразрешимой, если бы среди огромного количества собираемой у нас экономической информации вообще не было более или менее достоверных данных. К счастью, это не так. Предприятия, где образуется вся экономическая информация, в разной степени заинтересованы в искажении ее отдельных видов и имеют для этого разные возможности. Наиболее подвержены искажению стоимостные показатели. Для этого совсем не нужно преступать закон: скрытый рост оптовых цен официально узаконивается решениями об установлении цены.
Почти столь же безопасен путь приписок, если они документально оформлены, как это происходит на автомобильном транспорте и в строительстве. Коль есть документ, приписка уже вроде и не приписка.
Намного сложнее исказить данные об объемах производства и потребления продукции в натуральном выражении, о вводе конкретных производственных мощностей. Прямые приписки выпуска продукции по закону уголовно наказуемы. Потребление материальных ценностей также исказить трудно: по бухгалтерским, же-
лезнодорожным документам искажение устанавливается быстро. А часто это и невозможно; например, трудно исказить объем потребления электроэнергии. Есть и отдельные стоимостные показатели, завышать или занижать которые предприятия не имеют возможности или не видят смысла. К ним, например, относится себестоимость отдельных видов продукции.
Труднее, когда исходная информация в данной отрасли недостоверна, но отчаиваться и здесь не нужно. Отрасли в народном хозяйстве не существуют независимо друг от друга. Стоит только установить характер зависимости одной отрасли от другой - и задача становится разрешимой. Так, о динамике грузовых автомобильных перевозок можно судить по динамике грузовых железнодорожных перевозок, поскольку грузовой автомобильный транспорт занят преимущественно обслуживанием железнодорожных перевозок.
Коль скоро имеется более или менее достоверная исходная информация, задача получения реальных оценок динамики общеэкономических показателей становится разрешимой1. Не будем останавливаться на деталях. Важно понять общие принципы, главные идеи.
Для получения обобщающих экономических показателей вовсе не обязательно обсчитывать все виды продукции, как это делается сейчас. О положении в народном хозяйстве всегда можно судить по относительно небольшому количеству важнейших видов продукции. Число их, по-видимому, мало, оно может не превышать 100-200 наименований, но роль их так велика, что общая динамика продукции рассчитывается с их помощью достаточно точно. В ряде стран статистики проводили такой эксперимент: рассчитывали при несущественном изменении уровня цен динамику промышленной продукции по всему массиву продукции, большому массиву (около 1000 наименований) и ограниченному (100-200 наименований) кругу важнейших видов продукции. И оказывалось, что все показатели давали примерно одну и ту же картину динамики. И у нас в середине 20-х годов, когда искажения экономической информации были еще невелики, получалась почти оди-
" X а н и н Г. И. Альтернативные оценки результатов хозяйственной деятельности производственных ячеек промышленности.- Известия АН СССР. Серия экономическая, 1981, № 6.
наковая динамика, рассчитанная по всему массиву про-дукции и ограниченному кругу важнейших ее видов, которых было тогда даже меньше 100. Опираясь на динамику (или процент выполнения плана) выпуска важнейших видов продукции, можно с помощью взвешивания их по значимости определить и общую дина-мику по отрасли и всей промышленности.
Вряд ли нужно доказывать, что технико-экономические соотношения в разных странах в отличие от социально-экономических примерно одинаковы при одинаковом уровне развития этих стран. Поэтому можно взять определенное технико-экономическое соотношение в другой стране (скажем, в США) и использовать его для расчета нужного показателя для СССР. Пусть, к примеру, мы хотим рассчитать динамику производительности труда в какой-то отрасли. Экономисту связь между электровооруженностью и производительностью труда очевидна. Возьмем по статистике США соотношение этих двух показателей для того же периода изменения электровооруженности, который мы рассматриваем в нашей стране. Поскольку уровни развития взяты одинаковые, вряд ли соотношения двух показателей сильно различаются. Другой пример. Нам нужно определить динамику основных производственных фондов. Данные о динамике мощности электромоторов в нашей статистике достаточно точны. Возьмем по американской статистике для аналогичного по изменению мощности электромоторов периода соотношение между мощностью электромоторов и остаточной стоимостью основных производственных фондов и перенесем это соотношение на нашу экономику. Одна оценка динамики основных производственных фондов уже получена.
Каждый из использованных нами методов и оценок (мы их назвали альтернативными в отличие от традиционных) имеет гипотетические недостатки. Идеальных оценок, совсем свободных от недостатков, по- видимому, не существует. Весь вопрос в мере их оши-бочности. Поскольку у существующих оценок есть много сторонников, естественно ожидать опровержения альтернативных оценок. Впрочем, самое главное, конечно, не в опровергателях, а во внутренней уверенности автора в надежности полученных оценок. Для большей уверенности по каждому пересчитывающе-
мус я общеэкономическому показателю автор старался получить как можно больше оценок. Так, по динамике промышленной продукции было получено шесть оценок, динамике продукции строительства - три, динамике грузового автомобильного транспорта - две, динамике национального дохода - три и т. д. Подчеркнем, что каждая оценка независима от других и получена принципиально иными методами.
Когда были произведены расчеты с помощью отдельных методов, то оказалось, что их результаты в подавляющем большинстве случаев близки друг к другу. Это - важнейшее доказательство правильности избранных методов. Невозможно представить, чтобы все экономически обоснованные оценки почему-то враз оказались ошибочными. Скорее, они подтверждают верность каждой из них. Окончательная альтернативная оценка рассчитывалась как средняя из оценок по каждому методу.
Доказательства верности полученных оценок не исчерпываются их близостью друг к другу и экономи-ческой обоснованностью. Альтернативные оценки хорошо согласуются со всеми остальными показателями экономического развития, чего нельзя сказать о традиционных оценках. Приведем пример. Если верить традиционным оценкам, национальный доход СССР за 1928-1985 гг. вырос почти в 90 раз. При таком росте СССР уже давно должен был превзойти по объему национального дохода США. Рассчитанный нами рост национального дохода за тот же период (в 6,6 раза) хорошо согласуется с изменениями соотношения СССР и США по объему национального дохода и с реальным ростом уровня жизни населения (потреблением важнейших видов продуктов, обеспеченностью жильем и т. д.).
Конечно, могут быть предложены и другие методы получения реальных оценок общеэкономических показателей. Уже давно (с 30-х годов) ряд советских экономистов ратуют за пересчет стоимостных общеэкономических показателей для определения их динамики с помощью расчета реальных индексов оптовых и розничных цен. Такое предложение привлекает своей внешней простотой. И, разумеется, поиски в этом на-правлении нужно вести. Нам все же представляется, что в конкретных условиях нынешнего хозяйствен-
Динамика основных народнохозяйственных показателей
Показатель (индекс) 1028 - 1941 1942- 1950 1 951 - I960 Национальный доход 1,5 1.15 2,0 Основные производственные фонды (с учетом износа) 1,95 1,24 1,7 Фондоотдача 0,77 0,93 1,17 Производительность общественного труда 1,36 1,1 1,62 1,25- Материалоемкость общественного продукта 1,3 1,1 0,95 Производственные капиталовложения Не рассчитывался Примечание. Данные эа 1041 г. исчислены условно, исходи н і результатов первого полугодии IV4I г.
ного механизма (и при расчетах за ретроспективу) предлагаемая нами система оценок более предпочтительна. Проблема качества продукции трудноразрешима при построении индексов цен, а нами она решается достаточно надежно косвенными методами (большее качество требует больших затрат). В то же время ин-дексы оптовых цен в лучшем случае способны решить задачи получения реальных показателей на народнохозяйственном уровне, но малопригодны для получения реальных оценок на уровне министерства, производственных объединений, предприятий. С помощью предлагаемых нами альтернативных оценок решаются и эти задачи.
В таблице представлены рассчитанные нами альтернативные оценки динамики основных показателей развития народного хозяйства СССР за 1928-1985 гг.
Выбор 1928 г. в качестве исходного для анализа объясняется двумя причинами: во-первых, к этому году завершилось восстановление экономического уровня дореволюционной России; во-вторых, начало осуществления первого пятилетнего плана и переход к массовой коллективизации, начавшийся в этом году, открыли качественно новый период экономического развития СССР. В дальнейшем выделялись периоды: довоенный, Великой Отечественной войны и завершения восстановления народного хозяйства, ускоренных темпов эконо-
Гиды І9Я - 1966- 1971- 1975- 1981 - 1928- 1965 1970 1975 1980 1985 1985 1.24 1,22 1,17 1,05 1,03 6,6 1,33 1,28 1,21 1,1 1.03 9,6 0,93 0,95 0,97 0,95 1,1 0,68 1,19 1.17 1,08 1,00 1,00 3,64 1,57- 1,02 1,02 1,05 1,05 1,05 1,63 1,59 1,29 1,19 1,05 1,04 0,95 (за1961 - 1985 гг.) мического развития в 50-е годы, а также последующие пятилетия экономического развития. Естественно, что дробность периодов увеличивается по мере приближения к нашему времени. Периодизация в какой-то степени определялась сложившимися традициями ана-лиза в рамках «круглых дат». Это, конечно, связано с определенным огрублением картины экономического развития. В качестве примера укажем, что спад темпов отчетливо обозначился уже в конце 50-х годов. В одиннадцатой пятилетке различаются по темпам и эффек-тивности производства периоды 1981 -1982 гг. и 1983- 1985 гг.
Данные таблицы в полной мере подтверждают огромный прогресс, достигнутый советской экономикой в анализируемом периоде. Национальный доход СССР возрос в 6,6 раза. Для сравнения укажем, что в США за это же время рост составил 5,4 раза, в Великобритании - 3,2, во Франции - 4,2, в ФРГ - около 5 раз1. Более высокий рост национального дохода в СССР был достигнут несмотря на то, что почти 10 лет из анализируемого периода у нас ушло на войну и восстанов-
" По сравнимому кругу отраслей (данные по капиталистическим странам включают услуги, удельный вес которых в национальном доходе этих стран значительно вырос) опережение СССР окажется еще большим.
ление довоенного экономического уровня, в то время как в США именно в период второй мировой войны был достигнут особенно быстрый рост экономики, а потери экономического потенциала во Франции, в Англии и Германии не только абсолютно, но и относительно были намного меньше потерь советского экономического потенциала. Особенно велика разница не в пользу СССР по людским потерям.
Важным экономическим достижением советской экономики является увеличение в этот период объема основных производственных фондов в 9,6 раза, рост потребления материальных ресурсов в 13-14 раз. Создание такого мощного потенциала основных производственных фондов и материалосоздающих отраслей народного хозяйства потребовало огромных усилий всего народа и обеспечило надежную основу для даль-нейшего развития народного хозяйства.
Вместе с тем сопоставление роста национального дохода, основных производственных фондов и потребления сырья и материалов показывает, что экономическое развитие нашей страны носило экстенсивный характер, рост затрат ресурсов значительно обгонял рост продукции. Правда, производительность общественного труда в этот период выросла в 3,6 раза, но этот рост намного отставал от увеличения фондовооруженности труда и обеспечивал лишь немногим более половины роста национального дохода. Падение эффективности использования ресурсов в анализируемом периоде является убедительным доказательством того, что жестко централизованная система управления экономикой, сложившаяся в конце 20-х годов, успешно решая задачи увеличения объема используемых ресурсов, оказалась неспособной решить задачу их эффективного использования. Между тем именно эта задача выдвигается в качестве основной для нашей экономики.
В годы предвоенных пятилеток и в первый послевоенный период (до 1960 г.) основные производственные фонды народного хозяйства выросли более чем в 4 раза по сравнению с теми, что были созданы в дореволюционной России за многие столетия ее экономического развития. Была сформирована мощная инвестиционная база, которая к концу периода полностью удовлетворяла потребности народного хозяйства СССР и частично - нужды других социалистических и раз-
виваюіцихся стран; подготовлены миллионы квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников для этих отраслей, сложился один из крупнейших в мире научных потенциалов. Значительность и очевидность этих результатов породили не только законную гордость, но и некритический подход к условиям их достижения, возможностям дальнейшего поддержания высоких темпов экономического развития. В немалой степени этому способствовали и традиционные оценки динамики экономических показателей.
Быстрый экономический рост в 1928-1960 гг. (рост национального дохода в 3,5 раза) происходил на экстенсивной базе при ухудшении использования основных производственных фондов и материальных ресурсов. Некоторое увеличение фондоемкости продукции, как показывает статистика развитых капиталистических стран, неизбежно на начальных фазах индустриализации, но у нас оно имело более значительные размеры, чем в других странах. Трудно объяснить объективными причинами и стремительный рост материалоемкости продукции. Особенно быстро ухудшались показатели эффективности общественного производства в 1928-1950 гг. В 50-е годы произошло улучшение показателей эффективности общественного производства, но оно лишь частично компенсировало снижение эффективное в предшествующий период.
Правдивый анализ экономического развития СССР в 1928-1960 гг. представляет отнюдь не только исторический интерес. Сейчас многие наши экономисты пишут об истоках нынешних экономических трудностей. Одни относят их к концу 70-х - началу 80-х годов, другие включают все 70-е годы, третьи готовы отнести их к концу 50-х годов. Думается, что корни их гораздо глубже. Если считать в качестве исходного пункта наших экономических трудностей даже конец 50-х годов, легко прийти к выводу о целесообразности возвращения к методам управления экономикой периода 30-х - начала 50-х годов, когда, по данной аргументации, экономическое развитие было успешным. Стоит только взять реальные цифры, чтобы убедиться в низкой эффективности использования ресурсов в 30-50-е годы даже по сравнению с 1928 г., отнюдь не идеальным, кстати, по этому показателю.
Нам представляется, что истоки нынешних эконо-
мических трудностей надо искать в социально-эконо-мическом механизме, который начал складываться в конце 20-х годов. В результате осуществления ленинского плана социалистического строительства экономика СССР успешно достигла и превзошла дореволюционный уровень, значительно повысилась эффективность общественного производства, обеспечивалась устойчивость денежного обращения. По мере исчерпания самых доступных резервов повышения эффективности общественного производства обострилась, однако, сложность задачи ее дальнейшего увеличения, изыскания ресурсов для индустриализации. Здесь требовались новые смелые решения по активизации творческого потенциала советского народа, ¦ совершенствованию хозяйственного механизма, демократизации общественной жизни, борьбе с бюрократизмом. Именно такой путь предлагался тогда частью партийного руководства. В частности, в статье Н. И. Бухарина «Заметки экономиста», опубликованной в Правде 30 сентября 1928 г., на основе глубокого анализа первых шагов реконструктивного периода показан характер и причины обнаружившихся уже тогда диспропорций. Путь к их преодолению виделся в том, чтобы «принять ряд самых решительных мер, обеспечивающих большую эффективность строительства, большую производительность всех наших производственных единиц и гораздо большую производительность новых, входящих в процесс производства предприятий», увеличить в несколько раз применение достижений науки, «научно поставить дело нашего статистического учета».
Общий политических вывод, который делал Н. И. Бухарин из анализа путей преодоления возникших трудностей реконструктивного периода, состоял в следующем: «Мы должны научиться культурно управлять в сложных условиях реконструктивного периода. У нас должен быть пущен в ход, сделан мобильным максимум хозяйственных факторов, работающих на социализм. Это предполагает сложную комбинацию личной, групповой, общественной и государственной инициативы. Мы слишком все перецентрализовали... Не должны ли мы сделать несколько шагов в сторону государства-коммуны?»
К сожалению, в конце 20-х годов возобладала линия на «силовое» решение сложных социально-эконо-
мических проблем страны. Вопросами повышения эффективности производства серьезно не занимались. Исчезла даже статистическая база для оценки изменения эффективности производства. Так, в 1929 г. И. В. Сталин в статье «Год великого перелома», опираясь на данные ЦСУ СССР, отмечал огромный (15% за год) рост производительности труда в промышленности и столь же огромный рост внутрихозяйственных накоплений. Между тем альтернативные оценки изменения производительности труда, вычислявшиеся тогда под руководством Я. П. Герчука и М. Н. Смит, показали, что рост производительности труда в промышленности в 1929 г. был намного меньше (а с учетом происходившего тогда ухудшения качества продукции его, видимо, вообще не было). Иллюзорной была и значительная часть прироста внутрихозяйственных накоплений, связанная со скрытым ростом оптовых цен и растущими приписками на автомобильном транспорте и в строительстве.
Огромные средства, выделявшиеся на образование, развитие науки и техники, в условиях слабого использования человеческого фактора и малой заинтересованности производителей а ускорении научно-технического прогресса использовались плохо. Научно-технический прогресс осуществлялся преимущественно на заимствованной основе (импорт оборудования, технической документации, использование образцов техники, полученной по ленд-лизу, и др.). Нерациональное исполь-зование материальных ресурсов в 30-50-е годы (и в последующем) на многие годы и даже десятилетия приблизило трудности в сырьевом обеспечении народного хозяйства. Именно тогда сложился порочный круг: нереальное планирование - искаженная статистическая информация - нереальные планы,- круг, который не удается разорвать до сих пор.
Поскольку в стране имелись огромные неиспользуемые трудовые, богатейшие природные ресурсы, существенный экономический рост мог долгое время обеспечиваться и при низкой эффективности производства. В 50-е годы на базе повышения эффективности производства удалось также существенно поднять и жизненный уровень населения. Особенно благоприятно шло развитие народного хозяйства в середине 50-х годов, чему способствовала общая нормализация общее твен-
но-политической жизни в стране. Однако основные недостатки сложившегося в 30-40-е годы социально- экономического механизма не были преодолены и в 50-е годы. Они дали о себе знать уже в конце 50-х годов, когда впервые обозначились трудности в обеспечении прироста трудовых ресурсов и увеличении производства сырья и материалов. Предпринимавшиеся в конце 50-х - начале 60-х годов достаточно энергичные усилия по повышению эффективности производства в рамках старого хозяйственного механизма не дали ощутимого результата.
С конца 50-х годов, как видно из таблицы, происходило (до 1983 г.) падение темпов экономического роста. Оно было обусловлено двумя факторами: замедлением роста производственных ресурсов и ухудше-нием их использования. Эти два фактора взаимосвязаны, причем определяющее значение здесь имеет низкий уровень использования ресурсов.
На первый взгляд решающую роль в снижении темпов экономического роста сыграло замедление прироста основных производственных фондов. Действительно, сокращение темпов их прироста чрезвычайно велико: с 33% в седьмой пятилетке до совершенно незначительной величины - 3% в одиннадцатой. При этом к концу одиннадцатой пятилетки прирост основных про-изводственных фондов (с учетом их износа) полностью прекратился. Многие экономисты истолковывают бесспорный факт резкого замедления прироста основных производственных фондов как первопричину замедления экономического роста и делают отсюда вывод о необходимости значительного увеличения фонда производственного накопления в национальном доходе1.
Важно поэтому выявить, почему произошло столь сильное падение динамики основных производственных фондов и как оно повлияло на рост производства. Тра-диционно в нашей экономической науке преобладало мнение о том, что между ростом основных производственных фондов и ростом производства имеется прямая зависимость. Такое представление упрощало картину реального влияния роста производственных фондов на динамику производства, игнорировало многооб-
" Вальтух К. Технический прогресс и развитие инвестиционного комплекса.- Коммунист, 1985, № 10.
разные формы использования новых основных производственных фондов, выдвигая на первый план увеличение производственных мощностей. При этом влияние динамики фондов на рост конечного продукта народного хозяйства оценивалось без должного учета технического уровня основных фондов и обеспеченности их трудовыми ресурсами.
Очевидно, что по мере роста основных производственных фондов увеличивается размер их выбытия. Инвестиционный сектор страны (фондообразующее машиностроение, строительство и смежные с ними отрасли) должен обеспечить возмещение этого выбытия и прирост основных производственных фондов. Решение этой задачи в 60-80-е годы затруднялось в связи с необходимостью ускоренного развития в составе машиностроения производства потребительских товаров культурно-бытового назначения (легковых автомобилей, телевизоров, холодильников и т. д.) и средств обороны. Однако главные причины трудностей в обеспечении воспроизводства основных фондов лежат все же не в этих структурных для машиностроения причинах.
Развитие инвестиционного сектора сдерживалось прежде всего его невысокой эффективностью. Надо подчеркнуть, что низкий уровень использования ресурсов в инвестиционном секторе отмечался уже к началу периода, о чем свидетельствуют, например, крайне низкое использование электромоторов в машиностроении (к началу 60-х годов примерно в 2 раза ниже, чем в машиностроении США), огромные простои оборудования и рабочей силы в строительстве, высокая ма-териалоемкость продукции в этих отраслях. В 1960- 1985 гг., по нашим расчетам, темпы роста основных производственных фондов в машиностроении значительно превышали темпы роста основных производственных фондов всего материального производства. Так что ни о каком пренебрежении машиностроением с точки зрения выделяемых ресурсов в тот период не могло быть речи.
Вследствие уменьшения притока новых трудовых ресурсов и слабой заинтересованности машиностроительных предприятий в лучшем использовании основных производственных фондов систематически {кроме седьмой пятилетки) падала фондоотдача. Непрерывно снижались темпы роста производительности труда:
с 13% в седьмой пятилетке до нуля в одиннадцатой. Постоянно росла также материалоемкость продукции машиностроения. Таким образом, машиностроение страдает не от нехватки ресурсов, а от плохого их использования. Традиции экстенсивного развития, сложившиеся в 1928-1960 гг., замедляли развитие машиностроения и в последующий период.
Об огромных резервах, имеющихся в машиностроении, свидетельствуют и данные И. Л. Малмыгина. Согласно его содержательным расчетам, доля избыточных рабочих мест в машиностроении начиная с конца 50-х годов непрерывно росла и составляет по основным цехам 45% в настоящее время1.
Еще хуже, чем в машиностроении, обстоят дела с эффективностью производства в другой инвестиционной отрасли - строительстве. И оно не было обделено ресурсами. Его основные производственные фонды росли значительно быстрее, чем по всему материальному производству. В строительстве, несмотря на стремительный рост фондовооруженности (почти в 2 раза), производительность труда за 1960-1985 гг., по нашим расчетам, почти не выросла. Непрерывно, притом значительно быстрее, чем по всему народному хозяйству, падала фондоотдача продукции. Исключительно быстро, опять-таки быстрее, чем по всему народному хозяй-ству, выросла материалоемкость продукции. Заметим, что отставание строительного производства от динамики продукции машиностроения привело к абсолютному и относительному росту запасов неустановленного оборудования. Таким образом, дальнейшее наращивание продукции машиностроения без одновременного и притом более быстрого роста продукции строительства, в сущности, бессмысленно, так как еще более вырастут лишь запасы неустановленного оборудования.
Как видим, никакого пренебрежения инвестиционным сектором в истекшем периоде не было. Ресурсов он получал более чем достаточно. Но инерция экстенсивного развития оказалась намного сильнее, и при изменившемся положении с трудовыми ресурсами это привело к замедлению его развития. Вопрос, однако, состоит в следующем: нуждаемся ли мы в данное
" См.: Малмыгнн И. А. Техническое перевооружение труда и совершенствование системы рабочих мест. М., 1986, с. 84.
время в значительном расширении основных производственных фондов в целом по народному хозяйству, действительно ли у нас уже наблюдается недостаток основных фондов? Мы уже видели, что в отношении машиностроения и строительства об этом не может быть и речи. Но ведь так же обстоит дело и в целом по народному хозяйству. Раз в 1928-1985 гг. фондоотдача упала на "/3, значит, в народном хозяйстве имеются большие резервы улучшения использования основных фондов. К тому же и в 1928 г. они использовались далеко не идеально. Наш вывод совпадает с расчетами И. А. Малмыгина, согласно которым только в промышленности в 1985 г. имелось 8,9 млн. лишних рабочих мест, или 26,5% общего числа рабочих мест. Ликвидируя эти излишние рабочие места, можно высвободить, по расчетам И. А. Малмыгина, 100 млн. м2 производственных площадей и сэкономить 30 млрд. руб. капитальных вложений. Держать в таких условиях курс на форсированный рост основных производственных фондов означает множить все новые и новые лишние рабочие места с неизбежным ухудшением их использования.
Особый вопрос - о расширении основных фондов в добывающей промышленности. Условия добычи сырья с начала 80-х годов действительно ухудшились (до этого повышение себестоимости в ряде случаев, например в топливной промышленности, носило чисто номинальный характер, поскольку не учитывался рост стоимости оборудования и строительства). Все большую долю капитальных вложений приходится направлять в добывающую промышленность. Нужно ли это? Не правильнее ли наши усилия и ресурсы направить на материал осбережение? Вспомним, что только за 1928- 1985 гг. материалоемкость продукции народного хозяйства, по нашим расчетам, выросла почти в 2 раза.
Достаточный объем и даже излишек основных производственных фондов по всему народному хозяйству не говорит, конечно, о том, что проблемы нехватки основных производственных фондов не существует. При излишних основных производственных фондах в одних отраслях народного хозяйства образовался их недостаток в других. Число таких отраслей невелико, но они могут стать (и уже стали) узким местом для народного хозяйства. С большим, можно даже ска-
зать - огромным, напряжением работают такие отрасли, как железнодорожный транспорт, черная металлургия, электроэнергетика, некоторые отрасли химической, легкой промышленности и промышленности строительных материалов.
Использование оборудования в черной металлургии, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте в отличие от машиностроения и строительства не только не уступает, но значительно превосходит уровень развитых капиталистических стран, далеко превосходит уровень 1928 г. Конечно, вопрос о выделении капитальных вложений в эти отрасли далеко не прост, поскольку снижение материалоемкости может привести не только к относительному, но и к абсолютному снижению потребности в продукции некоторых из них. Но, видимо, такого качественного скачка в использовании ресурсов трудно ожидать в ближайшие годы.
Бесспорна необходимость расширения основных производственных фондов в новейших отраслях экономики: вычислительной технике, робототехнике, биотехнологии и т. д. Впрочем, и здесь тоже нужна мера. К сожалению, огромный рост производства некоторых из новейших видов техники вследствие эксплуатационных недостатков и неподготовленности потребителей к их использованию часто приводит к тому, что новая техника превращается в «дорогие игрушки», а эффективность производства в результате ее использования даже снижается. Большие капитальные вложения нужны, видимо, для мероприятий по ресурсосбережению, ликвидации внутриотраслевых и внутризаводских диспропорций.
Без полного, тщательного и квалифицированного расчета трудно дать окончательный ответ о необходимой динамике основных производственных фондов и продукции инвестиционного сектора, поскольку она получается как равнодействующая многих тенденций. Предлагаемое рядом авторов значительное сокращение рабочих мест (например, И. А. Малмыгин предлагает сократить их на 20% в ближайшие пять лет) позволит избавить народное хозяйство от огромных затрат на содержание устаревшего оборудования, использовать ресурсы инвестиционного сектора в основном на цели прироста основных фондов. Переход рабочих со старого оборудования на более современное при двух-трехсмен-
ной работе повысит производительность труда в промышленности, по подсчетам И. А. Малмыгина, на 8- 9%, т.е. больше, чем за последние 16 лет. Важно правильно использовать ресурсы инвестиционного сектора на первоочередные цели: техническое перевооружение и реконструкцию, механизацию ручного труда, замену старого оборудования и т. д.
Падение эффективности общественного производства в 60-80-е годы обусловлено влиянием целого комплекса факторов. Решающую роль, по нашему мнению, играли последствия снижения профессиональных качеств работников. Имели значение и другие факторы: ослабление трудовой и производственной дисциплины (лишь частично связанное с изменившимися условиями хозяйствования в отличие от существовавших до середины 50-х годов), неудовлетворительный подбор руководящих кадров, крупные ошибки в планировании.
Принимавшиеся с конца 1982 г. энергичные меры по укреплению трудовой и производственной дисциплины, ответственности, замена части явно неспособных руководителей, борьба с алкоголизмом и т. д., бесспорно, оказали положительное влияние на развитие советской экономики. Удалось приостановить процесс падения темпов экономического роста и снижения эффективности общественного производства. В 1983-1986 гг. темп прироста национального дохода составил, по нашим расчетам, примерно 1,5-2% в год, причем в 1986 г.- даже 3%.
Однако указанные меры могли дать только краткосрочный эффект. На развитие экономики в 1986 г., кроме них, сказалось и увеличение числа «рабочих суббот», сверхурочных работ (часто не оформленных), т. е. влияние экстенсивных факторов. Естественно, что по мере исчерпания действия этих факторов темпы экономического роста должны были снова упасть. Этот процесс начался уже во втором полугодии 1986 г. Он продолжился и усилился в начале 1987 г., когда объем промышленного производства реально (с учетом улучшения качества продукции в результате введения госприемки) снизился, по нашим расчетам, примерно на 1-2% в результате сокращения основных производственных фондов и негативного влияния «узких мест» в экономике (особенно на железнодорожном транспорте).
Подведем итоги. Нынешние споры вокруг экономической политики во многом напоминают споры конца 20-х годов. Это, конечно, не случайно. И тогда были, и сейчас есть сторонники «силового» и «культурного» решения наших экономических проблем. Мы старались показать на реальных данных результаты «силового» подхода с точки зрения эффективности общественного производства. Вывод нам кажется однозначным: такой подход не имеет перспектив. Он имел определенные шансы на успех (но какой дорогой ценой!) в условиях наличия огромных резервов труда и природных ресурсов. Сейчас таких резервов у нас нет. Следовательно, лишь радикальное изменение хозяйственного механизма, предусмотренное решениями XXVII съезда партии и подтвержденное XIX Всесоюзной партконференцией, кардинальное совершенствование методов планирования, придание ему подлинно научного характера с использованием реальной статистической информации могут обеспечить долгосрочные сдвиги в динамике эко-номических показателей. Такая задача уже ставилась многими экономистами и государственными деятелями в конце 20-х годов. Тогда мы отступили перед трудностями ее решения. Теперь ее надо решить во что бы то ни стало. Предпосылки для этого определены курсом партии на революционное обновление нашего общества. Нужно их воплотить в практику общественного развития. Альтернативой является застой и даже суженное воспроизводство, ухудшение уровня жизни населения, ослабление позиций социализма на международной арене.

Общая характеристика экономического роста

Определение 1

Экономический рост является категорией, которая показывает общие тенденции положительного или отрицательного изменения развития экономики страны.

Длительное время в СССР большая часть ресурсов, нанося ущерб интересам населения, расходовалась на армию, военно-промышленный комплекс, что оставило негативный след на экономике страны. Между тем, увеличение продукции военной промышленности способствовало приросту национального производства. В результате политики СССР, на сегодняшний день наша страна является ведущей мировой державой с ядерным оружием.

В СССР грамотно проводилась активизация трудовых ресурсов с помощью пропагандистских мероприятий во всех уровнях – от трудовых коллективов до всего населения страны. Движущая сила развития экономики в СССР – это социалистическое соревнование, которое создавалось властями для повышения сознательности и патриотизма всех слоев трудящихся с целью в дальнейшем стремительного экономического развития, повышения производительности труда, эффективности производства. Заинтересованность в трудовых результатах отдельных личностей и всего коллектива стимулировала повышение производительности и увеличение производства продукции не только на отдельно рабочем месте, но и в общественных масштабах. Таким образом, практически все население было занято, однако, моральный и физический износ основных фондов составлял более десятка лет, из-за чего приходилось работать посменно (в 2-3 смены). Советские власти смогли убедить почти весь союз в том, что это является единственным вариантом для его подъема из упадка.

Свои результаты проводимая политика принесла уже в 60-е годы 20 века, когда в СССР производилось больше железных, марганцевых, хромовых руд, угля, цемента, сельскохозяйственной техники, тепловозов и электровозов, чем в любой другой стране. Подобный рост происходил за счет увеличения численности и квалификации работников, а также за счет повышения мощностей предприятий, т.е. увеличения количества оборудования. При этом технологическая база не изменялась. Результатом этого являлся неизменный уровень выпуска продукции на одного работника.

В дальнейшем стало понятно, что одних пропагандистских действий недостаточно, было необходимо создавать материальные стимулы, именно поэтому приоритетным стало совершенствование хозяйственного механизма.

Теоретические дискуссии происходили в экономической науке, на производствах проводились хозяйственные эксперименты. Подобные исследования позволили выделить главное направление изменения хозяйственного механизма – применение арендного метода организации производства. Аренда характеризовалась разгосударствлением экономической системы, позволяла трудовым коллективам, при сохранении юридических прав государства на производственные средства, становится полноправными владельцами готовой продукции. Они в праве были беспрепятственно заключать договоры о ценах со своими партнерами, о сроках поставок, объемах продукции. Данная ситуация способствовала созданию реальной основы для становления и развития нового вида хозяйствования – рыночной экономики.

Однако арендный метод хозяйствования не оправдал своих ожиданий, т.к. в начале 90-х годов в СССР, а после его распада и в России, проводилась всеобщая и полная приватизация государственной собственности. Стремительный переход от государственной к частной собственности и ваучерный (бесплатный) метод обернулись для национальной экономики и общества в целом рядом последствий:

  • Снижалась эффективность использования основного и оборотного капитала;
  • Сводилась к нулю макроэкономическая управляемость национального хозяйства;
  • Резко снижались инвестиции;
  • Увеличивался спад производства.

В итоге экономическое положение СССР отразилось на России:

  • Большой разрыв России с западными странами в развитии социально-экономической сферы;
  • Технический застой производства;
  • Затратный характер производства;
  • Зависимость страны от уровня цен нефти на мировом рынке.

Этапы экономического развития СССР

Замечание 1

В СССР, период существования которого длился не одно десятилетие, сменилось несколько как политических, так и экономических режимов. Поэтому выделяют этапы развития экономики СССР:

  1. Экономика в 20-30-х годах;
  2. Экономика СССР довоенного периода;
  3. Экономика СССР во время Войны;
  4. Восстановление экономики после войны;
  5. Экономика СССР в период хрущевской оттепели;
  6. Экономика СССР в период брежневского застоя;
  7. Экономика СССР в период Перестройки.

На первом этапе возникает новая экономическая политика, предоставляется свобода производителям для спокойного налаживания производственных процессов, оказывается помощь крестьянству, возникает свободная торговля, поддержка статуса Государственного банка, становление государственной валюты. Данный этап в целом характеризуется краткосрочным скачком в индустриальное общество из аграрного.

В довоенной экономике преобладает государственное производство, отсутствует частная собственность. основная задача такой экономики - это индустриализация. В данном периоде вводится система прописки и паспортов, запрещается увольнять рабочих, проводятся многочисленные меры в области трудовой дисциплины. Развивается экономическая сфера.

В третьем периоде развития экономики СССР вся экономическая система переводится на производство техники для армии, имеет место тоталитарный режим, существует необходимость в экономическом развитии.

Послевоенная экономика характеризуется очередным скачком, вызванным рядом факторов: большим объемом репараций от Германии, использованием труда германских военнопленных, созданием совета экономической взаимопомощи в 1949 году. Внутри страны происходили принудительные займы, мобилизовалась экономика и осуществлялся обмен товарами.

В период хрущевской оттепели основной задачей правительства было повышение уровня развития сельского хозяйства. В это время развивались атомная и космическая сферы, а также химическая промышленность.

Следующий период характеризуется двоякой стабильностью и увеличением благосостояния населения. Строится большое количество домов, экономика страны стабильна, при этом рост отсутствует.

Завершающим периодом развития экономики СССР является время Перестройки. На данном этапе осуществляется переход к рыночным отношениям, налаживаются отношения с западными странами, рассматривается частное предпринимательство.

Россия до Октябрьской революции сильно отставала от западноевропейских капиталистических стран по уровню экономического развития. После того как в 1917 году состоялся государственный переворот, ко власти пришли большевики. Основной акцент они поставили на стремительное развитие тяжелой индустрии в ущерб остальным отраслям. Как результат, за считаные годы Советский Союз стал одной из крупнейших аграрно-индустриальных стран на планете. Основные этапы и особенности, в рамках которых развивалась экономика СССР, кратко рассмотрены в этой статье далее.

Дореволюционная экономика России

В самом начале двадцатого века наша страна характеризовалась как многоукладное общество с преобладающими механизмами рыночного хозяйствования. Оно пришло на смену натуральной патриархальности. В годы Первой мировой войны в большинстве участвующих в ней стран произошло существенное огосударствление экономической жизни, а в 1917 году военный капитализм превратился в военный коммунизм. Именно его и принято считать первым видом советской экономики.

Экономика во время Гражданской войны

Командная экономика СССР базировалась на идеях национализации всех промышленных предприятий страны и продразверстки, которая фактически сводилась к насильственному отбору хлеба у крестьян. В 1919 году большевики ввели всеобщую трудовую повинность, а ещё год спустя вступил в силу декрет о переходе в государственную собственность всех предприятий, на которых количество работников составляло более десяти человек. Военная экономика СССР того времени (эксперты зачастую ещё называют её казарменной) фактически уничтожила все возможные типы рынков. Ей на смену пришло централизованное распределение трудовых и промышленных ресурсов.

Формирование плановой экономики

В конце двадцатых годов прошлого века индустриализация была провозглашена первоначальной целью, необходимой для бурного развития страны. Государство осуществило грандиозный экономический прорыв, а по некоторым показателям даже вышло в мировые лидеры. В это время были возведены многие гигантские предприятия. Более того, появились новые отрасли промышленности. Принято считать, что плановая экономика СССР берет своё начало в 1929 году, когда государство приступило к реализации первой так называемой пятилетки - плана социального и экономического развития страны. По состоянию на конец тридцатых годов двадцатого века, по темпам промышленного производства Советский Союз уступал только США. Вместе с этим, уровень жизни населения оставался чрезвычайно низким.

Великая Отечественная война

К началу Великой Отечественной войны, благодаря весьма успешной индустриальной политике, страна подошла с высоким военно-промышленным потенциалом и огромными запасами человеческих и природных ресурсов. Несмотря на это, изначально экономика СССР в годы войны была не готовой к новым условиям. Окончательно перестроить её удалось лишь в 1942 году. На тот момент производство промышленной продукции мирного предназначения существенно сократилось, поскольку государство работало на обеспечение нужд армии. В связи с этим рынок сильно наполнился изготовленной в кустарных условиях ремесленной продукцией. Доля женщин среди рабочего класса в военные годы составляла более 50 %. В это время правительство ввело одиннадцатичасовой рабочий день и отменило отпуска. Несмотря на продолжение снижения уровня жизни, население не жалело ни средств, ни сил, ведь трудилось под лозунгом «Всё для победы!» За пять лет плановая экономика СССР стала ещё более зависимой от решений коммунистических лидеров. Более того, укрепились и новые способы осуществления командно-административного управления ею.

Послевоенная экономика

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году государство перешло в новую фазу развития, которая заключалась, в первую очередь, в постепенном отказе от тоталитарной системы. Послевоенная экономика СССР характеризовалась тем, что, начиная с 1957 года, она перешла на территориальное управление. Все предприятия оказались в ведении советов народного хозяйства, а большинство республиканских и союзных министерств были упразднены. Следует отметить, что для проведения научно-технической общегосударственной политики это играло отрицательную роль, поскольку распыление ресурсов приводило к снижению эффекта от их концентрации.

Значительные финансовые инвестиции получило сельское хозяйство и отрасли промышленности, относящиеся к так называемой группе «Б». Помимо всего прочего, послевоенная экономика СССР характеризовалась широким внедрением всевозможных технических новшеств. Передовым на то время отраслям промышленности (в том числе атомной, химической, радиоэлектронной, приборостроению) уделялось должное внимание. Нельзя не отметить и тот факт, что именно в этот период на территории страны были сооружены самые крупные ГЭС и ТЭС, а также начали возводиться первые АЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономика СССР после войны была ориентирована практически на все аспекты деятельности. Активное строительство городов и освоение новых территорий обеспечивало население новыми рабочими местами, тем самым создавая в государстве здоровый социально-психологический климат. Вне зависимости от того, что люди жили в минимальных социально-культурных и бытовых условиях, они были уверены в завтрашнем дне, ведь имели стабильную работу.

Экономическая реформа 1965 года

В 1965 году правительство страны осуществило экономическую реформу, которая в дальнейшем способствовала продолжению поступательного развития государства. Её суть заключалась в восстановлении отраслевых министерств и ликвидации совнархозов. Конечной целью такого нововведения являлось повышение заинтересованности трудящихся граждан в высоких результатах производства. Уже через пять лет было заметно, что экономика СССР лишь выиграла от этого. Ярким доказательством этого стали внушительные темпы роста основных показателей. Особые успехи были достигнуты в энергетике, машиностроении, электронике и нефтехимической промышленности.

Кризис семидесятых

В средине семидесятых годов прошлого века экономика СССР начала проявлять первые симптомы кризиса. Прежде всего они выражались в снижении темпов развития научно-технического сектора, моральном износе оборудования большинства ведущих отраслей, а также в повышении стоимости добываемого сырья. Всё это не могло не отразиться отрицательно на основных показателях экономического развития. Главной причиной сложившейся ситуации эксперты называют амбициозную внешнюю политику правительства, которая требовала мощнейшего военно-промышленного комплекса. Для его содержания необходимы были гигантские материальные и человеческие ресурсы, которые страна получала преимущественно за счёт остальных отраслей промышленности и сравнительно низкой заработной платы граждан.

Уровень скрытой инфляции на тот момент составлял около 3 %. Это происходило на фоне медленного, но всё же роста численности жителей государства. Другими словами, национальное богатство и доход на душу населения уменьшался. В начале восьмидесятых годов экономика СССР вовсе перестала расти. Как результат, в стране всё чаще возникали различные продовольственные кризисы. Правительство вынуждено было импортировать ежегодно до 40 миллионов тонн зерновых культур, что стало ярким свидетельством осложнения ситуации в агрохозяйственном секторе.

Перестройка

Падение темпов социально-экономичного развития в средине восьмидесятых годов стало ещё более ощутимым для населения страны. В 1985 году правительство возглавил М. С. Горбачев. Он видел выход из сложившейся ситуации в радикальной демократизации механизма государственного управления. В 1987 году была разработана комплексная программа реформ, в результате которой менялся не только политическое устройство, но и экономика СССР. Перестройка (именно под таким именем вошёл в историю этот период времени) подразумевала предоставление предприятиям большей самостоятельности, развитие частного сектора и фермерства, а также отказ от государственной монополии во внешней торговле и постепенную интеграцию в мировой рынок. Естественно, в связи с идеологическими соображениями, такая политика имела огромное количество противников. Как бы там ни было, в ходе её воплощения в жизнь в стране произошли кардинальные положительные изменения. Прежде всего именно благодаря перестройке в Советском Союзе сформировался частный сектор, а число предпринимателей, по состоянию на 1991 год, достигло отметки в 8 миллионов человек. Вместе с этим ожидаемых глобальных перемен для страны не произошло. Стало очевидным, что ориентированная на государственную собственность экономика перспектив не имеет.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что экономика СССР сформировалась под влиянием идей марксизма. На протяжении всей истории существования государства она вынуждена была решать задачи догоняющего развития, провозглашая при этом лозунги социалистического строительства. Многие эксперты считают, что предлагаемая Советским Союзом модель развития представляет собой крупнейший в мировой истории экономический эксперимент, который так и не закончился успешно.