Доходы, уменьшенные на величину расходов. УСН Доходы минус Расходы: особенности, риски и примеры расчётов

УСН - доходы минус расходы

Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов

Налоговая база в данном случае определяется, как разница между полученными налогоплательщиком доходами и понесенными им расходами. Все, что сказано выше относительно определения суммы доходов относится и к этой категории налогоплательщиков.

Согласно положениям ст.346.18 НК РФ ч. II налогоплательщики, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В данном случае под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со ст. 346.16 НК РФ ч. II, над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.15 НК РФ ч. II.

Следует учитывать, что такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. Оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на УСН.

Убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

У налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов есть еще одна налоговая база - это доход. Эту налоговую базу налогоплательщик применяет, когда исчисляет минимальный налог. Минимальный налог исчисляется по результатам работы за налоговый период (за год).

Пример
Индивидуальный предприниматель Иванов С.П. работает 2007, 2008 год по упрощенной системе налогообложения. Объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. За 2007 год он получил доходы в сумме 11 000 000 рублей, понес расходов в сумме 12 000 000 рублей. За 2008 год им получено доходов 10 000 000 рублей, понесено расходов 8 000 000 рублей.

Налоговая база по единому налогу за 2007 год равна 0 (11 000 000-12 000 000= - 1 000 000). Таким образом, убыток в 2007 году предпринимателем получен убыток 1 000 000 рублей. Сумма минимального налога, который уплатил предприниматель за 2007 год, равна 110 000 рублей (11 000 000х1%). По результатам работы предпринимателя в 2007 году получен убыток 1 110 000 рублей (1 000 000+110 000).

Налоговая база по единому налогу за 2008 год равна 2 000 000 рублей (10 000 000-8 000 000). Сумма единого налога равна 300 000 рублей. Сумма минимального налога за 2008 год равна 100 000 рублей (10 000 000 х1%). Так как 300 000 больше 100 000, то предприниматель будет уплачивать единый налог. Предприниматель имеет право зачесть убыток прошлого года, полученный в период применения упрощенной системы налогообложения, в размере 30 % от величины налогооблагаемой базы. Эта сумма равна 600 000 рублей(2 000 000х 30%).

Таким образом, налоговая база по единому налогу за 2008 год будет равна 1 400 000 рублей (2 000 000-600 000), а сумма единого налога к уплате по сроку 30 апреля 2005 года составит 210 000 рублей. Остаток убытка в сумме 510 000 рублей может быть зачтен в период с 2009 года по 2017 год.

О порядке заполнения налоговой декларации
по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН
с 01.01.2010

Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения необходимо представлять по форме, утвержденной приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н При заполнении данной Декларации необходимо учитывать дополнения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и вступившие в силу с 01.01.2010, в соответствии с которыми расширен перечень страховых взносов, на которые налогоплательщики вправе уменьшить налог , уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. К ним относятся следующие платежи:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • на обязательное медицинское страхование;
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанные страховые взносы, в зависимости от применяемого налогоплательщиком объекта налогообложения, включаются в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы, если выбран объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)), и отражаются по строке 220 «Сумма произведенных расходов за налоговый период» раздела 2 Декларации, или уменьшают исчисленную сумму налога, при применении объекта налогообложения в виде доходов (абзац 2 пункта 3 статьи 346.21 Кодекса), и указываются по строке 280 «Сумма уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выплаченных работникам в течение налогового периода из средств налогоплательщика пособий по временной нетрудоспособности, уменьшающая (но не более чем на 50%) сумму исчисленного налога» раздела 2 Декларации.

Вновь зарегистрированные ИП или предприниматели, перешедшие на УСН с другой системы, сталкиваются с проблемой . Вопрос этот довольно непростой, особенно если в бизнесе вы новичок и каждая копейка на счету. При этом следует иметь в виду, что поменять объект налогообложения, если применяемый ранее объект вас не устраивает, можно только один раз в год, причем с начала календарного года.
В этой статье мы поможем вам определиться с выбором.

Выбор объекта налогообложения

Виды объектов налогообложения

В отличие от других систем налогообложения, у "упрощенки" есть большое преимущество. Заключается оно в том, что индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно выбрать используемый им объект налогообложения, а значит, и ставку налога.
Виды объектов налогообложения в УСН (п. 1 ст. 346.14 НК РФ) следующие:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

Отметим, что предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, могут применять в качестве объекта налогообложения только доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Объект "доходы"

Напоминаем, что на "упрощенке" признание доходов ведется кассовым методом. При объекте налогообложения "доходы" ставка составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Между тем фактически налог будет составлять не 6% от доходов, а гораздо меньше. Дело в том, что сумма налога (авансовых платежей) может быть уменьшена на следующие суммы (п. 3 ст. 346.21 НК РФ):

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (в части, выплачиваемой за счет средств работодателя).

По страховым взносам речь идет об уплаченных суммах (в пределах исчисленных) в данном налоговом (отчетном) периоде. Со следующего года указанный список будет расширен на взносы по договорам добровольного личного страхования (пп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Главное при этом - соблюсти следующее правило: сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть сокращена на сумму вышеуказанных расходов более чем на 50% (пп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов и не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога на уплаченные взносы в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, исчисленные исходя из стоимости страхового года (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Отметим, что при объекте налогообложения "доходы" налоговый учет значительно проще, чем при объекте "доходы минус расходы". Ведь в этом случае затраты фиксировать не нужно, да и у налоговой инспекции будет меньше претензий.

Объект "доходы минус расходы"

На объекте налогообложения "доходы минус расходы" ставка единого налога по УСН составляет 15% (п. 2 ст. 346.20). При этом региональными законами могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Чаще всего речь здесь идет об осуществлении предпринимателями определенных видов деятельности.

Выбирая указанный объект налогообложения, следует знать, что перечень принимаемых расходов является закрытым. На данный факт уже не раз обращали внимание чиновники (Письма Минфина России от 24.07.2012 N 03-11-06/2/93, от 02.07.2012 N 03-11-06/2/81, от 20.01.2012 N 03-11-06/2/8, от 16.12.2011 N 03-11-06/2/174, от 30.08.2011 N 03-11-11/220 и т.п.). Это означает, что при расчете налоговой базы можно учесть только те расходы, которые прописаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. К примеру, вы не можете уменьшить доходы на следующие затраты:

  • по уборке территории от снега (Письмо Минфина России от 20.02.2012 N 03-11-06/2/27);
  • по уплате комиссионного вознаграждения банку за изготовление банковских карт (Письмо Минфина России от 14.07.2009 N 03-11-06/2/124);
  • по территориальному благоустройству (Письмо Минфина России от 22.10.2010 N 03-11-06/2/163) и т.д.

Для лиц, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы, действует такое понятие, как минимальный налог. В соответствии с абз. 3 п. 6 ст. 346.18 НК РФ минимальный налог уплачивают, если по итогам года получен убыток либо если рассчитанная в общем порядке сумма налога оказалась меньше суммы минимального налога (Письмо ФНС России от 14.07.2010 N ШС-37-3/6701@). Размер минимального налога составляет 1% от полученных доходов за налоговый период (абз. 2 п. 6 ст. 346.18 НК РФ). При этом предприниматель вправе в следующие налоговые периоды включить в расходы разницу между суммой уплаченного минимального налога и налогом, исчисленным в общем порядке, в т.ч. увеличить размер убытков, которые могут быть перенесены на будущее (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В свою очередь, не предусмотрено уменьшение размера минимального налога в случае применения предпринимателем региональной дифференцированной налоговой ставки (Письмо Минфина России от 28.05.2012 N 03-11-06/2/71).

Какой объект налогообложения выбрать?

Итак, при выборе объекта налогообложения вы должны оценить совокупность факторов.

Во-вторых, следует выяснить, введены ли в вашем регионе пониженные ставки налога для лиц, применяющих "доходы минус расходы", и подпадаете ли вы под этот льготный режим налогообложения.

В-четвертых, на основании вышеизложенного сравните оба объекта налогообложения:

1) "доходы" - исходите из суммы доходов и ставки налога, рассчитанной с учетом налогового вычета на страховые взносы и пособия по нетрудоспособности:

Налог (если "доходы") = Сумма доходов (руб.) x Ставка налога (%);

2) "доходы минус расходы" - из суммы доходов с учетом принимаемых расходов и ставки налога (с учетом региональной составляющей):

Налог (если "доходы минус расходы") = Сумма доходов (руб.) - Сумма расходов x Ставка налога (%)

Пример 1 . Выберем объект налогообложения по УСН при условии, что:

  • доходы - 1 000 000 руб.;
  • расходы - 70% от доходов;
  • страховые взносы на обязательное страхование с выплат работникам - 50 000 руб.;
  • дифференцированные налоговые ставки - не применяются.

Объект налогообложения "доходы":

Исчисленный налог = 1 000 000 руб. x 6% = 60 000 руб.

Налоговый вычет = 30 000 руб. (в нашем случае - 50 000 руб., но принять мы можем не более 50% от исчисленного налога, т.е. от 60 000 руб.).

Налог, подлежащий уплате = 60 000 руб. - 30 000 руб. = 30 000 руб.

Объект налогообложения "доходы минус расходы":

Налог, подлежащий уплате = (1 000 000 руб. - 700 000 руб.) x 15% = 45 000 руб.

В данном случае выгоднее применять объект налогообложения "доходы" (30 000 руб. < 45 000 руб.).

Меняем объект налогообложения

Прежде всего необходимо отметить, что налогоплательщик вправе ежегодно изменять объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Объект налогообложения может быть изменен только с начала года. В соответствии с прежней редакцией предприниматель должен был уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагалось изменение. Между тем уже с этого года срок подачи уведомления был увеличен до 31 декабря (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Заполнение уведомления

Еще раз обращаем ваше внимание: в течение налогового периода предприниматель не вправе изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Именно поэтому финансисты в Письме от 06.12.2010 N 03-11-11/311 отметили, что если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом в виде доходов, стал участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то он с начала этого квартала считается утратившим право на применение "упрощенки".

Переходные правила

Теперь поговорим об основных налоговых правилах, которые следует соблюсти при смене объекта налогообложения.

При переходе с доходов на доходы минус расходы на дату такого перехода остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН с объектом в виде доходов, не определяют (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Тем не менее в этом случае не все так просто. Обратим ваше внимание на некоторые разъяснения чиновников. В Письме ФНС России от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1818 прозвучало, что можно учесть расходы на основное средство, которое было приобретено, введено в эксплуатацию и зарегистрировано еще в период применения УСН с объектом "доходы", а оплачено уже на объекте "доходы минус расходы". Ничто не помешает принять в расходы и основное средство, оплаченное при объекте "доходы", а введенное в эксплуатацию позднее, при объекте "доходы минус расходы". Данный вывод следует из Писем Минфина России от 13.02.2012 N 03-11-11/41 и от 15.12.2011 N 03-11-06/2/170.

В то же время, по мнению чиновников, не получится учесть заработную плату и страховые взносы, начисленные в периоде применения объекта "доходы", но оплаченные уже при объекте "доходы минус расходы" (Письма Минфина России от 07.09.2010 N 03-11-06/2/142 и от 08.07.2009 N 03-11-06/2/121).

Как мы уже говорили, для лиц, которые применяют в качестве объекта доходы минус расходы, действует такое понятие, как минимальный налог. При этом предприниматель вправе в следующие налоговые периоды включить в расходы разницу между суммой уплаченного минимального налога и налогом, рассчитанным в общем порядке, в т.ч. увеличить размер убытков, которые могут быть перенесены на будущее (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Отметим, что при изменении объекта налогообложения с доходов минус расходы на доходы учет в составе расходов вышеуказанной суммы разницы становится невозможным (Письмо Минфина России от 27.04.2011 N 03-11-11/106). Между тем если вы в дальнейшем вернетесь к объекту "доходы минус расходы", то будете вправе уменьшить исчисленную налоговую базу на сумму ранее полученного убытка (Письмо Минфина России от 16.03.2010 N 03-11-06/2/35).

Февраль 2013 г.

Как уже отмечалось, объектом обложения единым налогом при УСН могут быть не только доходы, но и доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка единого налога при выборе последнего объекта установлена в размере 15%. В этом случае предприниматели, применяющие УСН, единый налог рассчитывают по следующей формуле:

Общая величина доходов предпринимателя - Расходы (согласно п.1 ст.346.16 НК РФ) x 15% = Единый налог

Если сумма налога в данном случае получается меньше 1% от общей величины доходов, то в бюджет надо заплатить сумму минимального налога:

величина доходов x 1% = Минимальный единый налог

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на расходы, для "упрощенца" важен правильный расчет уже двух показателей, то есть не только его доходов, но и расходов. Сумма учитываемых при налогообложении доходов рассчитывается точно так же, как и в случае, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы. Перечень расходов, которые могут быть учтены при расчете единого налога, является закрытым. Все они перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Если налогоплательщик решил платить единый налог с разницы между доходами и расходами, то уплаченные пенсионные взносы и выплаченные работникам за счет собственных средств пособия по временной нетрудоспособности уже не уменьшают сумму самого единого налога, как это предусмотрено в случае, когда объектом налогообложения являются доходы предпринимателя. В данном случае указанные выплаты просто включаются в сумму расходов, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу. Имейте в виду, что и при выборе данного объекта налогообложения можно принять решение добровольно уплачивать взносы в Фонд социального страхования РФ. Тогда листки нетрудоспособности можно будет также полностью оплачивать за счет средств Фонда.

При выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, существует одна особенность - так называемая обязанность уплаты минимального единого налога. Обязанность по уплате минимального налога возникает тогда, когда сумма налога, рассчитанная с разницы между доходами и расходами по ставке 15%, оказывается меньше 1% от доходов предпринимателя или когда налоговая база для исчисления единого налога вообще отсутствует (налогоплательщиком получен убыток). Такой порядок предусмотрен п. 6 ст. 346.18 НК РФ. Им же установлено, что сумма минимального налога исчисляется в размере 1% от суммы доходов, полученных налогоплательщиком. Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками только по итогам налогового периода, то есть по итогам за год.



Таким образом, для того чтобы определить, должен налогоплательщик уплатить налог в размере минимального или налог, исчисленный исходя из обычного порядка, ему необходимо по окончании налогового периода произвести действия согласно следующему алгоритму.

1 шаг. Определить сумму налога, исчисленную в обычном порядке (то есть исходя из налоговой базы и ставки 15%).

2 шаг. Определить сумму минимального налога, умножив размер полученного им дохода на 1%.

3 шаг. Сравнить сумму минимального налога и сумму налога, исчисленного исходя из налоговой базы. Если сумма минимального налога больше, чем сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы, то в бюджет должен быть перечислен налог в размере минимального. Если сумма налога, исчисленного исходя из налоговой базы, больше, чем сумма минимального налога, то перечислению в бюджет подлежит сумма налога, исчисленного в обычном порядке.

Пример 4. По итогам 2006 г. ИП получены доходы в сумме 900 000 руб. и понесены связанные с данной деятельностью расходы в сумме 850 000 руб. Допустим, что все понесенные им расходы попадают в перечень, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Сумма единого налога, исчисленная в обычном порядке, составит:
(900 000 руб. - 850 000 руб.) x 15% : 100% = 7500 руб.
Сумма минимального налога составит:

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, предприниматель уплачивает минимальный налог в сумме 9000 руб.

В соответствии все с тем же п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщики, уплатившие за налоговый период минимальный налог, вправе в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды, в порядке п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

Пример 5. Предпринимателем по итогам 2006 г. получены доходы в сумме 450 000 руб., расходы за указанный налоговый период составили 430 000 руб.

Сумма единого налога за 2006 г. составила:
(450 000 руб. - 430 000 руб.) x 15% : 100% = 3000 руб.
Сумма минимального налога за 2006 г. составила:
450 000 руб. x 1% : 100% = 4500 руб.

Учитывая, что сумма исчисленного минимального налога превышает сумму исчисленного в общем порядке единого налога, предпринимателем осуществлена уплата минимального налога в сумме 4500 руб.

Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой единого налога, исчисленного в общем порядке, составила 1500 руб. (4500 - 3000). Она подлежит включению в расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы по единому налогу за 2007 г.

При этом, по мнению Минфина, такие разницы включаются в расходы налогоплательщика только при исчислении им налоговой базы по итогам следующих налоговых периодов (то есть годовых расчетов) и у него нет права включать такие расходы за какой-либо отчетный период в течение этих следующих налоговых периодов (то есть в расходы 1 квартала, полугодия или 9 месяцев) (см. Письмо Минфина России от 5 августа 2004 г. N 03-03-02-04/1/2). Однако с этим толкованием Кодекса налогоплательщики имеют все основания и поспорить. Ведь в данном случае не говорится "по итогам следующих налоговых периодов", как пытаются трактовать это положение в Минфине.

Порядок переноса суммы убытков, полученных "упрощенцем" на будущее, установлен п. 7 ст. 346.18 НК РФ. Им, в частности, предусмотрено, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную налоговую базу за налоговый период на сумму убытка или части убытка, полученного ими по итогам предыдущих налоговых периодов применения упрощенной системы налогообложения, но не более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена налогоплательщиками на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов. Так же как и в случае с превышением суммы минимального налога над суммой единого налога, Минфин считает, что на сумму убытка уменьшается налоговая база, исчисленная только по итогам налогового периода (года). Соглашаются с этим и отдельные суды (см. Постановление ФАС Центрального округа от 13 апреля 2006 г. N А48-6391/05-8).

Пример 6. Предпринимателем по итогам 2006 г. получены доходы в сумме 900 000 руб., расходы за указанный налоговый период составили I 100 000 руб.

Таким образом, по итогам 2006 г. предпринимателем получены убытки в сумме 200 000 руб.

Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет:
900 000 руб. x 1% : 100% = 9000 руб.

Итого за 2006 г. сумма полученного предпринимателем убытка составила 209 000 руб. (200 000 + 9000).


1 300 000 руб. - 800 000 руб. = 500 000 руб.

500 000 руб. x 15% : 100% = 75 000 руб.

Сумма убытка, принимаемая к уменьшению налоговой базы за 2007 г., составляет 150 000 руб. (500 000 руб. x 30% : 100%) < 209 000.


(500 000 руб. - 150 000 руб.) x 15% : 100% = 52 500 руб.

Оставшаяся часть неучтенного убытка в сумме 59 000 руб. (209 000 - 150 000) учитывается предпринимателем при исчислении налоговой базы за 2008 г.

Отметим, что рассмотренная в примере 6 ситуация приведена исходя из позиции по данному вопросу налоговых органов, изложенной в п. 22 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-22/706. В настоящее время они не действуют, но это не означает, что позиция налоговиков изменилась. Автору неизвестны какие-либо иные разъяснения по данному вопросу. В то же время как буквальное прочтение п. 6 ст. 346.18 НК РФ, так и форма и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу говорят о возможности другого подхода.

Он заключается в том, что, несмотря на получение убытка в отчетном налоговом периоде, сумма исчисленного за этот период минимального налога не увеличивает этот убыток, а в общем порядке включается как составная часть расходов следующего года, в том числе может и увеличить убыток этого следующего года в случае его получения. Декларация предусматривает отдельную строку, в которой указывается сумма разницы между суммой уплаченного за предыдущий налоговый период минимального налога и суммой исчисленного за этот же период в общем порядке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Никаких указаний на особенности ее заполнения в случае получения в предыдущем налоговом периоде убытка нет. Так же заполняется и справочный раздел в Книге учета доходов и расходов, которую ведут "упрощенцы".

Пример 6.1. Возьмем данные примера 6. Убыток предпринимателя за 2006 г. составил 200 000 руб. Сумма подлежащего уплате минимального налога составляет 9000 руб.

В связи с отсутствием налоговой базы для исчисления единого налога сумма разницы между исчисленной суммой минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога составляет 9000 руб. (9000 - 0).

По итогам 2007 г. предпринимателем получены доходы в сумме 1 300 000 руб., а расходы составили 800 000 руб.

Налоговая база по единому налогу за 2007 г. составляет:
1 300 000 руб. - 800 000 руб. - 9000 руб. = 491 000 руб.
Сумма минимального налога составляет:
1 300 000 руб. x 1% : 100% = 13 000 руб.
Сумма единого налога от исчисленной налоговой базы составляет:
491 000 руб. x 15% : 100% = 73 650 руб.

Учитывая, что сумма исчисленного в общем порядке единого налога превышает сумму исчисленного минимального налога, налогоплательщик осуществляет уплату единого налога. Соответственно, он имеет право применить вычет из налоговой базы по ранее полученной сумме убытка.

Сумма убытка, принимаемая к уменьшению налоговой базы за 2007 г., составляет 147 300 руб. (491 000 руб. x 30% : 100%) < 200 000.

Сумма единого налога, подлежащая уплате за 2007 г., составляет:
(491 000 руб. - 147 300 руб.) x 15% : 100% = 51 555 руб.

Оставшаяся часть неучтенного убытка в сумме 52 700 руб. (200 000 - 147 300) учитывается предпринимателем при исчислении налоговой базы за 2008 г.

Сравнив данные двух примеров, видно, что второй вариант расчета более выгоден налогоплательщикам. Какой из них выбрать, нужно решать самостоятельно. В такой ситуации можно посоветовать налогоплательщику написать частный запрос по данному вопросу в налоговые органы и Минфин.

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на "упрощенку". Аналогично и убыток, полученный налогоплательщиком при применении УСН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Как мы уже отмечали, при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на расходы, для "упрощенца" важно правильно рассчитать величину как доходов, так и расходов. Порядок расчета учитываемых при налогообложении доходов уже был подробно рассмотрен нами в разд. 8.3 данной главы. Ниже мы остановимся на правилах учета расходов, установленных гл. 26.2 НК РФ.

Если расходы предпринимателя, применяющего "упрощенку", выражены в иностранной валюте, то они учитываются в совокупности с расходами, выраженными в рублях. При этом такие расходы должны пересчитываться в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату их осуществления (п. 3 ст. 346.18 НК РФ).

При определении налоговой базы расходы исчисляются не по каждой отдельно взятой сделке, а в совокупности по итогам каждого отчетного (налогового) периода. По правилам п. 5 ст. 346.18 НК РФ они определяются нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего периода - I квартала, полугодия, 9 месяцев, года.

Расходы, которые могут быть учтены налогоплательщиком при расчете единого налога при выборе им в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенного на расходы, приведены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень данных расходов является закрытым. Это означает, что какие бы затраты указанные налогоплательщики ни осуществляли, в целях налогообложения признаются только те расходы, которые прямо указаны в данной статье.

Учитывая возможность читателей ознакомиться с данным перечнем непосредственно в НК РФ и ограниченность объема книги, мы перечислять данные расходы не будем. Рассмотрим только основные правила признания различных видов расходов.

Во-первых, расходами налогоплательщика признаются затраты только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При этом оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Во-вторых, ст. 346.16 НК РФ предъявляет ко всем названным в ней расходам одно общее требование. Они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Причем требование о соответствии расходов указанным критериям в целях налогообложения единым налогом распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, для возможности уменьшения полученных доходов при применении упрощенной системы на величину произведенных расходов необходимо, чтобы расход одновременно соответствовал следующим критериям:
- обоснованность (экономическая оправданность) расхода;
- подтверждение осуществления расхода документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ;
- осуществление расхода в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Данные критерии в отношении расходов должны соблюдаться индивидуальными предпринимателями и при применении ими обычной системы налогообложения, подразумевающей уплату налога на доходы физических лиц. В связи с этим сущность данных критериев и правила их применения подробно рассмотрены в гл. 3 данной книги.

Следовательно, если произведенный расход не соответствует хотя бы одному из приведенных критериев, то такой расход в целях налогообложения не признается. Это в полной мере относится и к затратам, включенным в перечень расходов, приведенный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Кроме того, не следует забывать, что расходы при УСН должны учитываться только после их фактической оплаты.

В-третьих, расходы, указанные в пп. 5 - 7, 9 - 21, 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 Налогового кодекса.

В-четвертых, материальные расходы, а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

В-пятых, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации указанных товаров. Причем, по мнению Минфина, для УСН термин "реализация" означает не только переход права собственности на продаваемые товары к покупателю, но и обязательную их оплату. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.

В-шестых, расходы на уплату налогов и сборов учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

В-седьмых, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ (об этом порядке мы расскажем далее), отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода. При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

В-восьмых, при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

Теперь рассмотрим более подробно порядок учета расходов по основным средствам и нематериальным активам (далее - ОС и НА). Как видно из приведенного закрытого перечня расходов, при УСН амортизация по ним не начисляется, а учитываются непосредственно расходы на их приобретение или создание. Однако п. 3 ст. 346.16 НК РФ установлен особый порядок учета таких расходов, существенно отличающийся от порядка, применяемого для всех прочих расходов. При этом в состав ОС и НА в целях гл. 26.2 НК РФ включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Порядок признания расходов по приобретению ОС и НА в целях исчисления единого налога зависит от того, когда они были приобретены (созданы) - до или после перехода на "упрощенку".

Если налогоплательщик приобрел (создал, изготовил) ОС и НА уже в период применения упрощенной системы, то всю их стоимость можно включить в расходы по ОС в момент их ввода в эксплуатацию, а по НА - с момента принятия их на учет (пп. 1 и 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Для ОС, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, существует еще одно дополнительное условие. Затраты по ним учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав, то есть только факта их оплаты и ввода в эксплуатацию уже недостаточно.

При этом в течение налогового периода такие расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. Это означает, что если, например, оборудование приобретено, оплачено и сдано в эксплуатацию в мае 2007 г., его стоимость может быть учтена в расходах за 2007 г. равными долями в течение второго, третьего и четвертого кварталов 2007 г.

Обратите внимание, что вышеуказанный особый порядок учета затрат на ОС и НА не вызывает никаких вопросов по его применению в ситуации, когда основное средство оплачивается единоразово. А как поступать, если ОС или НА оплачиваются в рассрочку? Первоначально работники Минфина считали, что нельзя относить на расходы частичную оплату. Такие затраты можно списывать ежеквартально равными долями в течение налогового периода начиная с квартала, в котором завершена оплата (Письмо Минфина России от 16 мая 2006 г. N 03-11-04/2/108).

Однако спустя всего месяц финансисты поменяли свою позицию (Письмо Минфина России от 26 июня 2006 г. N 03-11-04/2/129). В нем указано, что стоимость основных средств, приобретенных и введенных в эксплуатацию, оплата которых осуществляется в рассрочку, может учитываться при определении налоговой базы в течение отчетных (налоговых) периодов равными долями по мере их оплаты. При таком подходе порядок списания основных средств будет следующим.

Пример 7. ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", в августе 2006 г. приобрел станок стоимостью 236 000 руб. Оплата производилась по частям: 100 000 руб. - в сентябре 2006 г., 80 000 руб. - в октябре 2006 г., 56 000 руб. - в январе 2007 г.

Всего в 2006 г. в составе расходов ИП сможет учесть 180 000 руб. В том числе:
- в III квартале 50 000 руб. (100 000 руб., уплаченные в сентябре, включаются в расходы в течение двух кварталов - по 50 000 руб. в квартал);
- в IV квартале 130 000 руб. (50 000 руб. - оставшаяся часть от 100 000 руб., оплаченных в сентябре, плюс 80 000 руб., оплаченных в октябре).

С 1 января 2007 г. начинается новый налоговый период, в котором четыре отчетных периода. Поэтому оставшаяся часть стоимости станка, оплаченная в январе 2007 г., будет учтена в расходах в течение 2007 г. равномерно (по 1/4 в квартал).

Таким образом, в каждом квартале 2007 г. предприниматель сможет учесть в расходах 16 000 руб. (56 000 руб. : 4). В итоге полная стоимость станка будет учтена в расходах только к концу 2007 г.

Стоимость ОС и НА, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на упрощенную систему, списывается в зависимости от срока их полезного использования:
- до 3 лет включительно - равномерно в течение года;
- от 3 до 15 лет включительно - 50% стоимости списывается равномерно в течение первого года, еще остальные 30% и 20% - равномерно в течение, соответственно, второго и третьего годов;
- свыше 15 лет - равномерно в течение 10 лет применения упрощенной системы.

При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством РФ в соответствии со ст. 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной Классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ.

Стоимость таких ОС и НА принимается равной их остаточной стоимости на момент перехода на упрощенную систему налогообложения (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Их остаточная стоимость в случае приобретения (изготовления, сооружения) и оплаты до перехода на УСН определяется как разница между их первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации, в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ (при переходе с обычной системы налогообложения).

Если переход на УСН совершает лицо, ранее уплачивавшее ЕСХН, то остаточная стоимость ОС и НА определяется как их остаточная стоимость на момент перехода на уплату ЕСХН, уменьшенная на сумму расходов, определяемых в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ, за период применения гл. 26.1 Кодекса.

При переходе на "упрощенку" лиц, применяющих ЕНВД, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость ОС и НА, которые оплачены до перехода на УСН, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) ОС и НА и суммы амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Пример 8. ИП перешел с 1 января 2006 г. на "упрощенку". Объектом налогообложения им выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

На момент перехода у него имелись следующие оплаченные основные средства:
- строительно-монтажные механизированные инструменты со сроком полезного использования от 2 до 3 лет включительно и остаточной стоимостью 12 000 руб.;
- деревообрабатывающее оборудование со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно и остаточной стоимостью 180 000 руб.;
- металлический сейф со сроком полезного использования от 20 до 25 лет включительно и остаточной стоимостью 15 000 руб.

Рассчитаем, какой размер остаточной стоимости основных средств можно признать в качестве его расхода по годам.

Первый год применения упрощенной системы (2006):
- инструменты - 12 000 руб.;
- оборудование - 90 000 руб. (180 000 руб. x 50% : 100%);

При этом в течение налогового периода расходы принимаются равными долями на последний день отчетного (налогового) периода. Это означает, что рассчитанная выше остаточная стоимость, например, деревообрабатывающего оборудования, принимаемая в составе расходов за 2006 г., может быть учтена в расходах данного года равными долями в течение первого, второго, третьего и четвертого кварталов по 22 500 руб. в каждом (90 000 руб. : 4).

Второй год применения упрощенной системы (2007):
- оборудование - 54 000 руб. (180 000 руб. x 30% : 100%);
- сейф - 1500 руб. (15 000 руб. : 10 лет).

Третий год применения упрощенной системы (2008):
- оборудование - 36 000 руб. (180 000 руб. x 20% : 100%);
- сейф - 1500 руб. (15 000 руб. : 10 лет).

В последующие семь лет предприниматель будет списывать только стоимость металлического сейфа (1500 руб. в год).

Обратите внимание: если налогоплательщик решит продать ОС и НА до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) в составе расходов, в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, то надо пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими ОС и НА с момента их учета в составе расходов до даты реализации (передачи), с учетом положений гл. 25 НК РФ, и уплатить дополнительную сумму налога и пени. Данное правило в отношении ОС и НА со сроком полезного использования свыше 15 лет применяется с той особенностью, что пересчет должен производиться в случае их реализации до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания).

Раньше, до 1 января 2006 г., обязанность делать перерасчет возникала только при продаже основных средств, приобретенных в период применения УСН. Теперь такой перерасчет нужно делать при продаже любых основных средств, в том числе и приобретенных до перехода на УСН.

Выше мы уже указывали на то обстоятельство, что расходы на приобретение ОС и НА учитываются в расходах не единовременно, а в течение определенного промежутка времени: приобретенные в период применения УСН - равномерно по отчетным периодам в год их приобретения, а приобретенные до перехода на УСН - также равномерно по отчетным периодам, но уже и в течение нескольких налоговых периодов. Соответственно, возникает вопрос: что считать моментом учета расходов - день, когда списание расходов в уменьшение налоговой базы началось или когда оно было закончено?

По мнению заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Минфина России Ю.В. Подпорина, момент учета расходов - это полное списание затрат на покупку основного средства, если его стоимость к моменту продажи полностью учтена в расходах.

Так, если по правилам гл. 26.2 НК РФ основное средство подлежит списанию в течение трех первых лет применения "упрощенки", то моментом учета расходов будет 31 декабря третьего (последнего) года. Именно от этой даты и должен вестись отсчет трех лет, в течение которых при продаже основного средства нужно делать перерасчет. Однако из норм самого НК РФ такой однозначный вывод сделать нельзя. Учитывая неоднозначность формулировок ст. 346.16 НК РФ, с таким же успехом можно утверждать, что момент списания расходов - это момент начала списания расходов.

Обратите внимание! Пересчитывать расходы нужно и в том случае, если имущество продается до того момента, как его стоимость будет полностью учтена в затратах "упрощенца". При этом восстанавливается та часть его стоимости, которая была включена в расходы к моменту продажи ОС.

В заключение отметим, что больше всего вопросов по применению упрощенной системы налогообложения при выборе налоговой базы "доходы минус расходы" связано именно с порядком учета расходов. Обычно они сводятся к тому, учитываются те или иные конкретные расходы при налогообложении и в какой момент. Ввиду ограниченности объема книги не представляется возможным останавливаться на их подробном рассмотрении. Отметим только, что даже одни и те же положения Налогового кодекса в своих разъяснениях Минфин и налоговики в разных случаях трактуют по-разному, причем, как правило, не в пользу налогоплательщиков. Так что, выбрав данный объект налогообложения, "упрощенцы" должны быть готовы к возможным разногласиям с проверяющими именно в части понесенных ими расходов.

Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31.12. года , предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект налогообложения меняться не может.

Налоговая база зависит от выбранного налогоплательщиком объекта. В случае,еслиобъектом налогообложения являютсядоходы организации или ИП,налоговой базой признаетсяденежное выражение доходов организации или ИП. В случае, еслиобъектом налогообложения являютсядоходы организации или ИП,уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признаетсяденежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов .

Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения.

В случае, еслиобъектом налогообложения являютсядоходы , налоговая ставка 6% .

В случае, еслиобъектом налогообложения являютсядоходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка 15%, но не менее 1% от совокупного дохода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Порядок исчисления: исчисляется налог самим налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым периодом признается календарный год .

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Срок уплаты налога: по итогам налогового периода для организаций - не позднее 31.03. года , следующего за истекшим налоговым периодом, для ИП - не позднее 30.04 года следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По итогам налогового периода должна быть представлена налоговая декларация в налоговый орган в сроки: организации – не позднее 31.03. года , следующего за истекшим годом налогового периода, ИП – не позднее 30.04. года , следующего за истекшим налоговым периодом или не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН.


Сроки уведомления налогового органа организациями и ИП, изъявившими желание перейти на УСН:

Для существующих организаций и ИП не позднее 31.12 календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН;

Для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных ИП: либо не позднее 31.12., либо не позднее 30-ти календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, в этом случае они признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет;

Для организаций и ИП, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД: они вправе перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.

Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщики вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения, и вправе вновь вернуться на УСН не ранее, чем через 1 год после того, как они утратили право на применение УСН. А в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить налоговый орган не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Принципы налогообложения впервые были сформулированы адамомСмитом:1Справедливости2.Определенности3.Удобства

Экономии

Эти принципы легли в основу налоговых систем стран мира. В основе российской налоговой системы лежат следующие принципы:1.Справедливость, всеобщность и равенство в отношении участников налоговых обязательств, при этом учитываются фактическая способность налогоплательщика2.Недопустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от таких признаков как расовые, социальные, национальные, религиозные3.Недопустимость установления налогов и сборов нарушающих единое экономичное пространство, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение по территории РФ товаров работ услуг или финансовых средств, препятствующих законной деятельности налогоплательщика4.Обеспеченность прав налогоплательщика, их законных интересов, никто не обязан уплачивать налоги и сборы, не установленные НК РФ5.Определенность и понятность законодательных актов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика6.Применение в области налогообложения правил и норм международных договоров, если они не соответствуют НК и принятом в соответствии с ним нормативно-правовым актом о налогах и сборах.

8. Современные представления о принципах налогообложения.

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения в РФ. 1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 К РФ). Налогообложение - это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 К РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).



2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 К РФ, согласно этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 К РФ уст-ся, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения К развиваются в налоговом законодательстве.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

3. Принцип справедливости налогообложения. В социальном государстве в отношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип публичности налогообложения. Этот принцип связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику - обязанность повиновения.

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 К РФ.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

9. Необходимость классификации налогов.

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12.

НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

10. Классификация налогов по форме уплаты и категориям плательщиков.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

· включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);

· относимые на издержки обращения и затраты производства;

· относимые на финансовые результаты;

11. Классификация налогов по уровням налоговой системы и по характеру применения.

Классификация налогов:

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

6. По порядку введения:

12. Классификация налогов по методу взимания. Особенности прямых и косвенных налогов.

Классификация налогов:

1. По способу взимания различают:

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги: НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль предприятий, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина.

2) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов.

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

2) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

1) налоги, взимаемые с физ. лиц;

2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций);

3) смежные налоги, которые уплачивают как физ., так и юр. лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

1) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

2) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

1) общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

2) факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

13. Понятие налоговой политики. Взаимосвязь налоговой и финансовой политики.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные – повышение доходов государства;

международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

14. Субъекты налоговой политики. Цель и задачи налоговой политики.

Цели налоговой политики:
фискальная - основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
социальная - сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
стимулирующая - активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
экологическая - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
контрольная - для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
международная - введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики - государство.

Объект налоговой политики - налогообложение.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:
построение стабильной налоговой системы;
облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
сокращение налоговых льгот;
развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

15. Элементы налоговой политики.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и не­зависимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджет­ную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику.

Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; б) необходима эффективная система взи­мания и перераспределения налоговых поступлений между бюджета­ми разных уровней для обеспечения гармоничного развития государ­ства как целого и проведения региональной политики; в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возни­кающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях до­ходов населения , поэтому можно говорить о неразрывной связи меж­ду налоговой и социальной политикой. Точно так же через опреде­ленные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления го­сударственной политики.

Налоговую политику можно свести к трем элементам :

  • определение и постановка основных целей, вытекающих из об­щих целей социально-экономического развития общества, их конкре­тизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);
  • разработка методов, определение средств и конкретных органи­зационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и за­дачи;
  • подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и лю­бая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.

Среди многих плодотворных идей, разработанных А. Смитом , пре­жде всего следует выделить доказанную им необходимость множест­венности налоговых платежей.

Множественность налогов в налоговой системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность нало­гоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, сделать общее бремя психологически менее заметным, воздействовать на производст­во, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходи­мость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем мно­жественность налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, по­тенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому общее число налогов в системе должно быть оптимальн

16. Теоретические основы налоговой политики. Типы налоговой политики.

Налоговая политика государства основывается на научных концепциях, получивших теоретическое признание и практическое применение. Эти концепции подробно рассматривались ранее в главе 2: классическая, кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская.
Каждая из этих концепций получила свое применение в зависимости от социально-экономических и политических условий, складывающихся в обществе, соответственно и развивалась.
В период так называемого« свободного рынка» преобладали классические взгляды, которые базировались в основном на принципах налогообложения, выдвинутых А. Смитом.« Одна из первых классификацийналогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться« прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными налогами). А. Смит, исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два - налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам А. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаютсяна потребителей товаров и услуг. Таким образом, был принят первый действующий классификационный признак - разделение налогов на прямые и косвенные ».
В связи с цикличностью характера развития капиталистического хозяйства и неразрешимостью проблем депрессивной экономики в условиях свободного рынка возникла необходимость государственного вмешательства в экономические процессы В 30-е годы XX столетия появилась концепция профессора Кембриджского университета Джона Мейнарда Кейнса, основополагающим моментом которой являлосьгосударственное воздействие на экономические процессы. В связи с этим Кейнс предлагает введение прогрессивного налогообложения, посредством чего можно создать эффективный (финансово-обеспеченный) спрос.
В научной экономической литературе широко обсуждалась и еще обсуждается проблема возможности и, как многие считают, необходимости введения единого (всеобщего) налога на совокупный доход юридического или физического лица. Однако хотя и существуют выдвинутые (на теоретическом уровне) концепции о едином (всеобщем) налоге с совокупных доходов или же о едином всеобщем налоге на совокупные потребительские расходы, в налоговой практике имеются примеры объединения только группналогов с определенных категорий налогоплательщиков. Например, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог.
Характер налоговой политики, проводимой государством, зависит от принятой классификации налогов, методов и принципов налогообложения, которым в данной стране отдано предпочтение и которые законодательно установлены для строительства налоговой системы. На практике они применяются в определенном сочетании, которое и образует тип проводимой государством налоговой политики.В налоговой теории и практике на современном этапе различают следующие типы налоговой политики
1. Государство устанавливает максимальный уровень налоговой нагрузки. Главным принципомналоговой политики является - «авось поступят». В этом случае государство может повышать уровень налогообложения до определенного уровня, выше которого оно попадает в« налоговую ловушку», т.е. повышение уровня налогообложения уже не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена в зависимости от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в размере 50%.
Государство устанавливает умеренные налоговые ставки, способствуя при этом развитию предпринимательства. Однако политика максимального вывода производителя (предпринимателя) из-подналогообложения ведет к сокращению финансирования государственных социальных программ, сокращению финансирования бюджетной сферы и т.д.
3. Государство устанавливает достаточно высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения В условиях слаборазвитой экономики это может привести к раскручиванию инфляционной спирали. В условиях высокоразвитой экономики каждый из этих типов налоговой политики может быть применен достаточно успешно.

17. Механизм реализации налоговой политики.

Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.
Элементы налогового механизма - планирование, регулирование, контроль.
Налоговое планирование - экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:
оперативное;
текущее;
долгосрочное;
стратегическое.
Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.
На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе - расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.
Принципы налогового регулирования:
экономическая обоснованность;
финансовая целесообразность;
сбалансированность интересов.
Основные задачи налогового регулирования - создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:
способы - льготы и санкции;
методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.
Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

18. Понятие и структура налоговой системы, критерии ее эффективности.