Большая энциклопедия нефти и газа. Финансовая политика

В условиях рыночной экономики государственное регулирование осуществля­ется как денежно-кредитной, так и фис­кальной политикой. Фискальная политика государства представляет собой фор­мирование государственного бюджета через систему налогообло­жения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занято­сти, снижения темпов инфляции).

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано с именем Дж. М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной по­литики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками. Современные экономисты, да­же подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами современной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное мани­пулирование налогами и правительственными (государственными) расхода­
ми с целью изменения реального объема национального производ­ства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономи­ческого роста.

Анализ равновесного объема национального продукта и ма­нипулирования государственными расходами позволяет с пози­ций роста совокупных расходов выявить, что включение в них го­сударственных расходов вызывает сдвиг кривой С + J вверх и ве­дет к росту национального продукта, причем здесь срабатывает эффект мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов рассчитывается следующим образом:



где M g - мультипликатор государственных расходов; AJ - при­рост доходов (прирост национального продукта); AG - прирост государственных расходов; МРС -предельная склонность к по­треблению.

Что произойдет, если правительство вводит единый налог (од­новременно выплачиваемый)? Каково его воздействие на объем на­ционального производства?

Изменения в налогообложении вызывают сокращение дохода после уплаты налогов. Это сокращение в свою очередь сопровож­дается снижением объемов потребления и сбережения на каждом


уровне национального продукта. Размер сокращения определяет­ся величиной МРС и MPS. Например, Т (налог) - 20 ед., МРС - 3/4, соответственно С (потребительские расходы) сократились на 15 ед, S (сбережения) на 5 ед. Изменение величины национально­го продукта можно определить с помощью подсчета налогового мультипликатора:

Потребительские расходы уменьшаются на величину AT X МРС и соответственно уменьшают равновесный объем производ­ства на AJ:

где налоговый мультипликатор М Т будет равен

В дискреционной политике мы сталкиваемся с понятием «мультипликатор сбалансированного бюджета»: равные увеличе­ния государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, то есть мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

Например, рост налогов на 20 ед. вызывает уменьшение дохода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3/4). На­циональный продукт сокращается на 60 ед. (коэффициент мульти­пликации равен 3). Рост государственных расходов на 20 ед. вызы­вает рост национального продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расходов равен = Чистый прирост национального продукта равен 20 = ΔT = ΔG.

Фискальная политика используется для регулирования ста­билизации экономики в двух основных направлениях: преодоле­ние спада и сдерживание подъема.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в госу­дарственный бюджет в периоды измене­ния объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автома-


тически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложе­ния, система государственных трансфертов (страхование по безра­ботице), система участия в прибылях.

По мере роста объема национального продукта идут пропор­циональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличива­ются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на до­ходы корпораций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздейст­вие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изме­нения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.

Контрольные вопросы

1. Что включает понятие «финансовое хозяйство»? В чем его отличие
от понятий «финансы», «финансовая система», «финансовая наука»?

2. Американский экономист Р. Масгрейв в качестве функций финан­сового хозяйства называет аллокацию, перераспределение, стаби­лизацию. В отечественной экономической литературе принято назы­вать распределительную и контрольную функции финансов (см.: Фи­нансы/Под ред. В.М. Родионовой. - М., 1993. - С. 21-25). Проком­ментируйте это различие, изложите содержание функций.

3. В чем исходное противоречие самого бюджета как финансового
институционального явления?

4. Каковы тенденции отдельных видов государственных расходов?
Чем вызвана неодинаковость темпов их развития?

5. Почему система субсидий (субвенций) противоречит рыночному
механизму?

6. Какой компонент государственных финансов (расходы или дохо­ды) имеет более сильный регулирующий эффект? Как вы можете это
объяснить?

7. Почему налоговые доходы являются преимущественной формой
поступления средств в бюджет по сравнению с неналоговыми?

8. Перечислите принципы налоговой системы.

9. Какие виды классификаций налогов вы знаете?

10. Должен ли подоходный налог иметь прогрессивную или регрес­сивную шкалу? По какой шкале определяется в настоящее время по­
доходный налог в России?

11. Почему столь противоречива современная ситуация с налоговой системой в России? Каковы, по вашему мнению, причины труднос­тей формирования налоговой системы в России?

12. Перечислите косвенные виды российских налогов в порядке их
значимости как финансового источника для бюджета.

13. Дайте определение налогов. Какие функции в экономике выпол­няют налоги?

14. Дайте характеристику прямых и косвенных налогов.

15. Что собой представляют налоговые ставки, их виды?

16. Какие налоговые ставки являются оптимальными, то есть не сни­жают стимулов предпринимательской деятельности?

17. Вызывают ли высокие налоги рост дефицита государственного бюджета?

18. Понятие фискальной политики. С какими проблемами приходит­ся сталкиваться в осуществлении фискальной политики в России?

19. Каким образом государственные расходы воздействуют на объ­ем национального производства? Всегда ли желателен их рост?

20. Дайте определение налогового мультипликатора. Чему равен
мультипликатор сбалансированного бюджета?

21. В чем сущность дискреционной фискальной политики? Каковы
ее разновидности? Есть ли возможность ее использования в эконо­мике России?

22. В чем состоит недискреционная фискальная политика? Какие
элементы фискальной системы России относятся к «встроенным
стабилизаторам»?

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика.

Схема 1. Структура фискальной политики

Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Инструментами фискальной политики выступают доходы и расходы государственного бюджета - государственные закупки; трансферты и налоги. Государственные закупки товаров и услуг и трансферты - это расходы государственного бюджета, а налоги - основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также налогово-бюджетной политикой.

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют: стимулирующую фискальную политику, которая применяется при спаде, направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей. Ее мерами выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов; сдерживающую фискальную политику, которая используется при буме («перегреве» экономики) и направлена на сдерживание деловой активности с целью борьбы с инфляцией. Ее мерами служат сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают: дискреционную и автоматическую фискальную политику. Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым - изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная стабильность основана на механизмах, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменения состояния экономики, их называют встроенными (автоматическими) стабилизаторами. Т.е. встроенные стабилизаторы - это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие, которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К ним относятся: подоходный налог (включающий налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); пособия по безработице; пособия по бедности.

  • 1. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги - это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия подоходных налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора, что усиливает стабилизационный эффект их воздействия на экономику. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом (частью цены товара), поэтому в период рецессии, когда объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятий из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы растут, что увеличивает объем продаж и поступления от этих налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
  • 3. Автоматическими стабилизаторами являются также пособия по безработице и по бедности, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже «черты бедности» - и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Поэтому в развитых странах экономика примерно ? регулируется с помощью мер дискреционной фискальной политики и на ? - за счет встроенных стабилизаторов.

Второй вид фискальной политики - недискреционная , или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Политика встроенных стабилизаторов - автоматическое изменение суммы налоговых поступлений в прямой зависимости от изменений чистого национального продукта без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства. Основные встроенные стабилизаторы - прогрессивная система налогообложения; система пособий по безработице и различных социальных выплат; программы по поддержке малоимущих слоев, субсидии фермерам.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада в экономике. Но присущие автоматической фискальной политике встроенные стабили­заторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить их они не в состоянии. Как и дискреционная политика, она не является панацеей от всех бед, хотя играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства. Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:

Стимулирующей (экспансионистской);

Сдерживающей (рестриктивной).

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в пери­од спада и предполагает снижение налогов и увеличение пра­вительственных расходов, что ведет к возникновению или уве­личению бюджетного дефицита.

Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.

Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляцию. В свою очередь когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис.

Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:

Если это "либеральный" курс, предполагающий широкое уча­стие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;

Если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыноч­ный механизм, то в целях стабилизации экономики более ши­роко используются налоги.

Ограниченность возможностей фискальной политики обус­ловлена следующими обстоятельствами:

Изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживаю­щей политики, может противоречить другим целям расходования

Государственных средств:

Укреплению обороноспособности страны;

Охране окружающей среды;

Финансированию научных исследований и т. п.;

Необходимость поддерживать твердый обменный курс и долго­срочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня заня­тости и цен;

Максимальный эффект фискальная политика дает в кратко­срочном периоде - в долгосрочном плане фискальная полити­ка может приводить к негативным последствиям.

Существует и недискреционная фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на том, что уровень государственных закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствующих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования.

Встроенный стабилизатор - это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействующего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер. Эффективность стабилизатора определяется степенью его восприимчивости к динамике уровня экономической активности. В частности, речь идет об автоматическом изменении налоговых поступлений, системе пособий по безработице, социальных выплатах. Рассмотрим по порядку действие этих стабилизаторов в автоматическом режиме саморегулирования.

Налоги как встроенный стабилизатор

Итак, известно, что сумма налогов находится в зависимости от величины доходов населения, всех хозяйствующих субъектов. Поэтому в условиях экономического подъема, когда растут доходы, в государственную казну автоматически увеличивается приток денежных поступлений от сбора налогов. Если доходы начнут сокращаться, то постепенно уменьшается и приток в казну поступлений.

Графическая иллюстрация обеспечения встроенной стабильности представлена на рис.1.

Рис.1. Встроенная стабильность

Государственные расходы (Рг) считаются заданными и не зависят от объема национального производства Qн.п. Они утверждаются в виде фиксированной величины парламентом страны. Одновременно парламент определяет величину налоговых ставок, а не сумму поступающих налогов. Последние зависят от уровня экономической активности.

В период роста и процветания автоматически возрастают налоговые поступления, в результате наблюдается избыток доходов над расходами (профицит). На рис. 1 такому положению соответствует объем производства, равный Q2. В период сокращения объема национального производства налоговые поступления автоматически сокращаются. Возникает дефицит. Такой ситуации соответствует объем производства, равный Q3.

Социальные выплаты в механизме стабилизации

В автоматическом режиме работают и такие стабилизационные механизмы, как пособия по безработице и социальные выплаты. При росте экономики и увеличении занятости, сопровождаемых повышением доходов, идет интенсивное пополнение фондов за счет налогов. Тем самым происходит сдерживание роста совокупного спроса и недопущение «перегрева» экономики. С наступлением периода спада совокупный спрос, напротив, поддерживается тем, что люди, потерявшие работу, начинают получать пособия по безработице. Это расширяет возможности покупательной способности населения и препятствует более быстрому свертыванию общественного производства. В таком же режиме функционируют и механизмы индексации доходов, социальных выплат. Роль внутренних стабилизаторов играют программы поддержки фермеров, сбережения корпораций, личные сбережения.

Необходимо помнить, что действенность многих внутренних стабилизаторов зависит от их «веса» в общем хозяйственном механизме национальной экономики. Те изменения в экономическом (деловом) цикле, которые сопряжены со сглаживанием пиковых подъемов и глубоких спадов, во многом обусловлены именно вступлением в действие стабилизаторов, встроенных в экономическую систему. Конечно, они в состоянии только уменьшить колебания цикла, т.е. не могут устранить их полностью.

В ходе экономического цикла и дискреционная фискальная политика не остается постоянной. В период спада проводится экспансионистская политика, способствующая повышению уровня экономической активности.

В период же подъема, напротив, применяется рестрикционная политика, ведущая к сдерживанию роста экономической активности.

34. Особенности налоговой политики в Республике Беларусь .

Налоговая система Беларуси создавалась по образцу европейских налоговых систем, включала схожие налоговые платежи и ориентировалась на европейские налоговые ставки по основным видам налогов .

Налоговая система Республики Беларусь включает в себя республиканские и местные налоги. Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2011 г.», республиканскими налогами являются следующие:

* налог на доходы и прибыль;

* чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

* налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь;

* налог на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;

* акцизы на товары (за исключением акцизов на автомобильное топливо, кроме импортированного топлива);

* сборы за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь в размере 50 %;

* патентные пошлины и сборы;

* консульские и другие сборы;

* доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций;

* другие обязательные платежи.

Согласно Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы основная цель налоговой политики на эту пятилетку – это повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении доходной части государственного бюджета всех уровней.

Главными задачами в этой сфере являются:

Совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

Радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы. Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов должно позволить к концу 2015 года снизить налоговую нагрузку до 26% к ВВП.

В течение последних лет Беларусь активно реформировала налоговую систему. Сокращение количества налогов, ежегодное снижение ставок налогов, оптимизация баз налогообложения способствовали сокращению налоговой нагрузки на экономику с 36,1 % в 2008 г. до 27,2 % в 2012 г.

Перед налоговым ведомством сейчас стоит непростая задача - в условиях снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков обеспечить поступление доходов в бюджет в полном объеме, обеспечивающем выполнение социальных обязательств государства. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так возможно обеспечить стабильность поступлений в бюджет. Снижая налоговую нагрузку, предоставляя плательщикам преференции и оставив тем самым в распоряжении плательщиков дополнительные суммы денежных средств, государство вправе ожидать дополнительных поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития бизнеса.

Уменьшение налоговой нагрузки на субъектов малого предпринимательства произошло за счет снижения с 5% до 3% и с 7% до 5% ставок налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), а также упразднения ставки налога при УСН в размере 15 % от валового дохода и введения 3%-ной ставки к выручке от реализации в розничной торговле приобретенных товаров. В результате этих изменений установлена единая налоговая база в виде валовой выручки, а также сокращено количество ста­вок налога при УСН с шести до четырех, что не только уменьшает налоговую нагрузку при применении УСН, но и упрощает администрирование налога.

Также снижена налоговая нагрузка на доходы физических лиц облагаемых подоходным налогом, путем увеличения размеров налоговых вычетов, увеличения действующих и дополнительного введения новых льгот.

С целью максимального упрощения порядка расчетов и уплаты налогов, составления налоговой отчетности и улучшения налогового администрирования в Беларуси с 2013 г. осуществлен переход на налогообложение НДС, акцизами, налогом на прибыль по принципу начисления. С 2013 г. в Налоговом кодексе реализованы также положения, связанные с сокращением налоговых льгот и оптимизацией порядка осуществления налоговых вычетов по НДС. Так же сегодня на практике реализован механизм переноса убытков прошлых лет на будущие периоды по налогу на прибыль, изменен подход к формированию инновационных фондов.

С 2013 года для индивидуальных предпринимателей изменен срок представления налоговой декларации по единому налогу и его уплаты (доплаты). Указанный срок перенесен с 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, на срок - не позднее 1-го числа месяца, в котором осуществляется деятельность.

С этого года предприниматели, занимающиеся оказанием услуг (выполнением работ) не производят дополнительную уплату единого налога в размере 60 процентов за каждого работника, привлекаемого к осуществлению предпринимательской деятельности. Вместе с тем, эти предприниматели производят исчисление и уплату единого налога исходя из количества обслуживающих объектов, используемых в предпринимательской деятельности.

Результатом упрощения налогового администрирования стало продвижение Беларуси в международных рейтингах. Наша страна в исследовании Всемирного банка «Doing Business-2013» вошла в тройку наиболее активных стран-реформаторов и добилась существенного прогресса по индикатору «Налогообложение». В очередном отчете по показателю «Налогообложение» Беларусь поднялась на 27 пунктов, достигнув 129-го места.

Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в отношении налогообложения субъектов хозяйствования будет осуществляться путем внесения предложений по следующим направлениям:

■сокращение количества налоговых льгот и повышение их целевой направленности на достижение конкретного результата;

■совершенствование налогового администрирования, основанного на сегментации плательщиков;

■изменение порядка налогообложения высокодоходных групп плательщиков;

■применение отработанных в мировой практике механизмов взимания экологического налога;

■проработка вопроса введения консолидированного плательщика налогов для участников холдингов.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (благодаря прогрессивной ставке налогообложения и также за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательской способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма доходов, изымаемых с помощью налогов, уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Другими словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и, наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что в свою очередь, содействует уменьшению возможной инфляции.

К встроенным стабилизаторам относится система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.д., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В денежно-кредитной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная политики.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. Внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

2.3 Типы финансовой политики

1. Классическая

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж.М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.

4.Планово-директивная

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.