Замена календарных годов. ФСС разъяснил порядок замены календарных лет для начисления больничных и «декретных

Для замены лет при расчете пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и по уходу за ребенком работодателю подается письменное заявление. Типовой унифицированной формы заявления о замене лет в расчетном периоде нет. Смотрите образец в произвольной форме.

Заявление о замене лет в расчетном периоде входит в число документов, которые подтвердят правильность расчета пособия. Специалисты ФСС при проверке требуют их, чтобы убедиться в правомерности выплаты пособия и расчете страховых взносов.

Напомним, при расчете пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и по уходу за ребенком берут заработок за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Если сотрудница в этот период была в декрете или отпуске по уходу за ребенком, она вправе заменить год или два из расчетного периода на предыдущие годы. Конечно при условии, что такая замена приведет к увеличению суммы пособия.

Для замены лет при расчете пособий сотруднице нужно подать работодателю письменное заявление.

  • Ошибки в больничном листе, из-за которых ФСС не возместит пособие

Как составить заявление о замене лет при расчете пособий

Типовой унифицированной формы заявления о замене лет в расчетном периоде нет, его составляют в произвольном виде.

Образец заявления о замене лет при расчете пособий смотрите ниже.

В заявлении надо указать, в каком порядке сотрудница хочет поменять годы расчетного периода на предшествующие, а также основания для такой замены - декрет или отпуск по уходу за ребенком. Причем менять годы можно, даже если сотрудница в расчетном периоде работала не в вашей компании, а в другой и там же ушла в декрет. Но тогда этот факт сотрудница должна подтвердить справкой от бывшего работодателя, приложив ее к своему заявлению о замене лет.

Важно проверить, какие годы сотрудница выбрала в заявлении для замены. В этих целях можно взять не любые другие годы, а только непосредственно предшествующие тем, в которых сотрудница была в декрете или отпуске по уходу. Закон № 255-ФЗ напрямую не позволяет произвольно менять годы. Замена двух предшествующих лет должна быть последовательной. Иначе велика вероятность, что фонд откажется возместить пособие.

  • Возврат из ФСС пособия по беременности и родам. Арбитражная практика

Отказать в замене года, на который отпуск по беременности или по уходу приходится частично, компания не вправе. Запретов на это в законе нет. Так что заменить можно любой год, в котором сотрудница была в декрете или отпуске по уходу за ребенком. А сколько времени - весь год или два дня, значения не имеет.

Если в компании работают женщины, ее руководство должно быть готовым к тому, что они воспользуются своим правом на декретный и следующие далее отпуска. При этом за ней сохраняется рабочее место, а также происходит выплата пособий в установленном государством размере. Порядок определения пособия предполагает в некоторых ситуациях составления документа заявление о замене лет для расчета больничного в 2019 году.

Порою возникает ситуация, когда женщина, пребывая в отпуске по уходу, снова оформляет . Действующие правила определения декретных пособий предполагают, что определение их сумм происходит на основании данных о зарплате сотрудницы за предшествующие два года.

Если работающая в компании в это время находилась в отпуске, то сумм зарплат за указанный период, необходимых для расчета пособия, у нее нет. Это приводит к тому, что декретные выплаты должны производиться на основе минимальных размеров оплаты труда.

Однако, если работница до декрета трудилась, и в идущие ранее года у нее есть зарплата, то она может за счет замены годов увеличить сумму получаемой выплаты. Для этого ей нужно принести в бухгалтерию заявление на замену года при расчете пособия по беременности и родам.

В результате этого действия в расчете будут участвовать сведения о зарплате, которые позволят сотруднице получить пособие выше минимального.

Внимание! Работники должны помнить, что заявление о замене лет для расчета больничного можно составить только при определении больничной выплаты, пособия по беременности и родам или пособия по уходу до полутора лет.

Если происходит замена лет, то заявление сотрудника об этом является обязательным документом, который необходимо прикладывать в общий пакет бланков для оформления пособия. Его необходимо хранить вместе с остальными документами по определению пособия, поскольку специалист ФСС при расчете будет на основании заявления рассматривать правомерность расчета пособия.

Кто имеет право

Произвести замену лет могут не все работницы при оформлении декретного пособия.

Действующее законодательство устанавливает правило, согласно которому подать заявление о замене лет при определении больничного работница может, если на года, принимаемые к учету при определении суммы выплаты приходится отпуск по уходу за ребенком и (или) по беременности и родам.

Если сотрудница оформляет декрет или больничный, и у нее не было до этого выше перечисленных событий в идущих ранее годах или они были, но раньше чем два года, то произвести замену женщина не сможет.

Так как в отпуск по присмотру за малышом может уйти и отец ребенка или иное лицо, установленное законодательством, то данное правило распространяется и на него. Таким образом, если отец, опекун и иное лицо, осуществляли ранее уход за малышом до полутора лет, а потом повторно ушли в такой же отпуск, то они могут произвести изменение лет при расчете выплаты по уходу.

Внимание! Производить замену годов можно даже в такой ситуации, когда сотрудница в периоде расчета трудилась не в этой компании, а у предыдущего работодателя и там же оформляла декрет. Однако тогда нужно подтвердить это справкой, которая прикрепляется к заявлению.

Какие года можно заменить

Положения нормативных документов определяют, что выполнить замену года допускается, только когда на расчетный период в виде двух лет приходится декретный отпуск либо по уходу за малышом. Если подобные отпуска затрагивают все два идущих ранее года, то выполнить замену лет работник имеет право двух лет.

При этом выбирать можно не любые другие года, а только те, какие предшествуют годам нахождения в декрете. Закон запрещает выбирать года произвольно. Если это сделать, то соцстрах может отказать в возмещении пособия.

Кроме этого, производить замену можно любого года, на который приходится отпуск или декрет, даже частично, а не только занятый целиком. Отказывать в замене нельзя, независимо какое количество дней в году работница находилась в декрете или отпуске - целый год или только пару дней.

Например, Иванова П.Д. находилась в отпуске по уходу в 2015 и в 2016 году, а в феврале 2017 года она ушла в отпуск по беременности и родам. Согласно законодательным актам она имеет право произвести замену 2015 и 2016 года на предшествующие им года.

Внимание! Однако, если отпуск по беременности и родам, или приходятся только на один год, то замену сотрудница имеет право произвести только одного периода, на который выпали отпуска.

Например, Иванова П.Д. находилась в отпуске по уходу и беременности в 2016 году, а в ноябре 2017 года, ушла в декрет повторно. Для расчета берутся периоды 2015 и 2016 годы. Произвести замену она имеет право только 2016 года, на 2013 или 2014 по ее выбору.

Скачать образец заявления на 2019 год

Как правильно написать заявления

Для такого документа нет какой-либо стандартной унифицированной формы. Как и большинство заявлений, работник может его написать полностью от руки на листе бумаги, либо напечатать на компьютере и ручкой поставить подпись.

Документ лучше всего делать в двух копиях, одна из которых будет передана работнику организации, а вторая с отметкой о получении останется у заявителя.

Справа в верхней части страницы проставляется кому направляется документ - название компании, название должности руководителя и его Ф.И.О. Это нужно записать в дательном падеже.

Затем посередине листа записывается название документа – «Заявление».

Текст необходимо начать с отсылки к закону: «В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ». Можно также указать и полное название закона, но обычно достаточно его номера и даты принятия.

В текст заявления нужно внести расшифровку - по каким причинам запрашивается замена на другие года. Это можно сделать в краткой форме (к примеру, просто упомянуть об отпуске), либо подробно расписать периоды и названия отпусков.

После окончания основного текста необходимо расписаться и указать дату оформления.

Порядок передачи заявления

Работник может отдать заявление о замене лет для расчета больничного в бухгалтерию одним из следующих способов:

  • Вручить лично в руки работнику компании;
  • Отправить при помощи почтового заказного отправления с уведомлением о получении;
  • Передать сотруднику компании через своего представителя. По правилам, для выполнения этой операции у доверенного лица должна быть на руках нотариальная доверенность с внесенным правом передавать бумаги. На практике же, обычно этим требованием пренебрегают.

Работник может также отправить заявление либо его скан при помощи электронной почты. Однако в этом случае закон устанавливает, что такие письма должны подписываться , которая могла бы однозначно определить отправителя. Кроме этого, сам кадровик может отказаться принимать такое заявление, обосновывая это необходимостью наличия живой подписи составителя на документе.

В некоторых случаях при расчете соцстраховских пособий по заявлению работника разрешается замена лет расчетного периода (2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случа я) (далее - Закон № 255-ФЗ) .

РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ

Длительная нетрудоспособность из-за болезни в течение расчетного периода не дает работнику права на замену лет расчетного периода, даже если это приведет к увеличению пособи яч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) .

Вот правила, которые необходимо соблюдать при такой замене.

ПРАВИЛО 1. Заменить годы расчетного периода можно при расчет еч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) :

  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

ПРАВИЛО 2. Замена лет расчетного периода допускается, если на расчетный период попадае тч. 1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) :

  • <или> отпуск по беременности и рода мст. 255 ТК РФ ;
  • <или> отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 летст. 256 ТК РФ .

ПРАВИЛО 3. Замена лет возможна, если в результате средний заработок (а значит, и размер пособия) увеличится.

Допустим, у работника в расчетном периоде не было заработка или он в расчете за полный календарный месяц оказался меньше МРОТ на дату начала болезни или декретного отпуска. Правило соблюдается, если в заменяющих годах среднемесячный заработок работника больше, чем этот МРОТ. К примеру, в течение всего расчетного периода 2013- 2014 гг. женщина находилась в отпуске по уходу за ребенком (в том числе работала на условиях неполного рабочего времени), а в 2015 г. она снова уходит в декретный отпуск. Поскольку материнский отпуск женщины приходится на весь расчетный период, пособие должно ей начисляться исходя из МРОТ (в 2015 г. это 5965 руб.ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ )Письмо ФСС от 25.10.2013 № 15-03-09/12-2985П . Подать заявление о замене лет расчетного периода на годы, предшествующие 2013 г., ей имеет смысл, только если до 2013 г. ее средняя зарплата за месяц была выше 5965 руб. Ведь если заработок за месяц был меньше, то пособие в этом году ей рассчитают исходя из МРОТ на дату начала декрета (сейчас 5965 руб.)ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ . Если же заработок в расчетном периоде был больше МРОТ, годы расчетного периода можно заменить на предшествующие, если в них заработок окажется больше.

А при расчете пособия по уходу за ребенком это условие будет соблюдаться, если работник в заменяющих годах получал зарплату как минимум примерно в 2,5 раза больше, чем минимальный размер причитающегося ему пособия. Ведь размер пособия составляет 40% среднего заработка работника (100% / 2,5). Так, когда отпуск по уходу начинается в 2015 г., замена лет расчетного периода имеет смысл, если средняя зарплата работника в заменяющих годах была: при уходе за первым ребенком - больше 6795,85 руб. (2718,34 руб. х 2,5), а при уходе за вторым и последующим ребенком - больше 13 591,68 руб. (5436,67 руб. х 2,5).

Конечно, определить увеличится ли пособие в результате замены лет расчетного периода, сам работник вряд ли сможет. Поэтому вам придется помочь ему. Если при расчете вы увидите, что замена лет расчетного периода выгодна работнику, посоветуйте ему написать об этом заявление.

ПРАВИЛО 4. Можно заменить в расчетном периоде как 1 год, так и 2ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ . Причем неважно, приходятся материнские отпуска на полный год расчетного периода или только на часть года.

ПРАВИЛО 5. Замена лет расчетного периода возможна не только на годы, непосредственно предшествующие расчетному периоду, но и на более ранние. В результате в расчетный период могут попасть не следующие друг за другом календарные годы.

К примеру, работница заболела в 2015 г. В 2010- 2013 гг. она была в материнских отпусках. 2013 г. можно заменить не только на 2012 г., но и на 2008 г. Тогда в расчетный период войдут 2008 г. и 2014 г.

ПРАВИЛО 6. Если вы заменили какой-то год расчетного периода на более ранний, то при расчете среднего заработка для пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком надо брать количество календарных дней в заменяющих годах. Поэтому если в результате замены в полностью отработанный расчетный период попадет 1 високосный год, то для расчета надо брать 731 день, а если 2 високосных года - то 732 дняч. 3.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ .

ПРАВИЛО 7. При замене лет расчетного периода предшествующими годами средний дневной заработок не должен превышать максимальную величину дневного заработка, исчисленную путем деления предельной суммы выплат, на которую начислялись взносы в ФСС, на 730ч. 3.2 , 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ ; ч. 4 , 5 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Год Предельная сумма выплат, руб.
2010 г. и любой год до 2010 г. 415 000ч. 4 ст. 8 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
2011 г. 463 000

По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

Общие правила расчета «декретного» пособия

Пособие по беременности и родам выплачивается на основании листка нетрудоспособности (больничного листа), который предоставляется до истечения шести месяцев со дня окончания этого больничного (ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ ). Данный листок выдается в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Предельная база для начисления взносов в ФСС

Год Предельная база, руб.
2015 670 000
2014 624 000
2013 568 000
2012 512 000
2011 463 000
2010 и ранее 415 000

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730:

Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам в 2015 году составит 1 632,88 руб. ((624 000 + 568 000) руб. / 730 дн.). В 2014 и 2013 годах размер среднего дневного заработка - соответственно 1 479,45 и 1 335,62 руб.

Обратите внимание

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая . Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014).

Исключение из общего правила

Как упоминалось выше, из общего правила определения расчетного периода сделано исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете либо в отпуске по уходу за ребенком и, соответственно, не получали выплат, учитываемых при расчете среднего дневного заработка.

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия .

Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
  • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
  • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.
Обратите внимание

Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году - 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. - это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период - на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия - это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

Как следует из вышеупомянутого письма, чиновники Минтруда рецензировали ответ ФСС на обращение застрахованного лица.

Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным . В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее .

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая .

Поэтому если в 2013 - 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

К сведению

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

Размышления на тему

Если исходить из цели назначения пособия по беременности и родам, то предложенный Минтрудом вариант переноса расчетного периода на более раннее время следует признать верным. Ведь, как совершенно справедливо заметили чиновники, целью назначения данного пособия является возмещение реального заработка застрахованного лица, который бы оно получило, если бы не наступил страховой случай . При таком подходе компенсация дохода, полученного несколькими годами ранее, чем наступил страховой случай, действительно противоречит самой идеи социального страхования.

В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена <…> может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая .

При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая ? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд - это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся сотрудникам.

В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей - не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его - в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2015 года МРОТ - 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Ни для кого не секрет, что листок нетрудоспособности гарантирует сотруднику, на период его болезни или какой-либо травмы, сохранение рабочего места и, что немаловажно, среднего заработка, зависящего от стажа работы. И вот с начислением суммы пособия возникает довольно часто множество проблем, одной из которых и является перерасчет полагающихся по листку нетрудоспособности средств.

Сам по себе перерасчет выплат означает, что работодатель по какой-то причине изменяет объем денежных отчислений, поступающих на счет работника в качестве пособия . Но если говорить в общем, о том, от кого должна исходить подобная инициатива, то можно выделить две стороны: работодатель и работник.

Работодатель делает перерасчет, если:

  1. В листке нетрудоспособности была обнаружена отметка о .
  2. Организацией по профессии (должности) конкретного сотрудника было принято решение об изменении заработка, входящего в расчетный период, в лучшую сторону.
  3. Была обнаружена ошибка при исчислении периодов , составляющих расчетный период конкретного работника.
  4. В других случаях.

Работник может обратиться к работодателю с просьбой о перерасчете сумм, выплаченных по листку нетрудоспособности. И работодатель будет обязан произвести все необходимые манипуляции, но в этом случае возможен лишь перерасчет больничного листа после предъявления справки о сумме заработной платы с предыдущего места работы. То есть это возможно только тогда, когда работник, уволившись из одной организации, устроился в другую без предоставления соответствующей справки.

ВАЖНО. Перерасчет всех ранее выплаченных пособий по временной нетрудоспособности возможен, только если работником была предоставлена справка о сумме заработной платы, но в любом случае лишь за период, составляющий не более 3 лет. Таким образом, работнику гарантируется возможность перерасчета выплат.

Справка о сумме заработной платы

Мы отчасти уже затронули вопрос, касающийся вышеупомянутой справки. Что же она из себя представляет? Это важный документ, фигурирующий в федеральном законе № 255, в части 5 статьи 13 которого четко говорится о том, что справка эта влияет на формирования пособия по временной нетрудоспособности наряду с больничным листом, в ней указываются 2 года, предшествующие дню увольнения и, таким образом, влияющие на начисления пособия. Потому так важно, при ее составлении, руководствоваться формой, которая была утверждена в 2013 году Приказом № 182н .

ВНИМАНИЕ. Прибегая к оформлению справки, следует руководствоваться ныне действующими нормативами в сфере труда. Точнее даже будет сказать, что существует некий императив, препятствующий составлению справки по усмотрению организации. Поэтому Приказом № 182н должен быть всегда под рукой, чтобы не заниматься возможным переоформлением документа в соответствие с законом.

Раз уж мы коснулись сущности справки, следует поговорить о том, кто ее, собственно, оформляет и выдает. Как правило, оформлением справки занимается такая структура как бухгалтерия (с возможным привлечением отдела кадров). Значит это, что и обратиться работнику стоит именно в данное структурное подразделение.

СПРАВКА. Как правило, данный документ выдается работодателем в день увольнения работника. Но, если по каким-то причинам сделать это невозможно, справка, с согласия работника, направляется ему по почте. В любых других случаях, по письменному заявлению работника, работодатель обязан надлежаще оформленную и заверенную справку вручить ему не позднее 3 рабочих дней.

Оформляется справка в соответствие с Приказом № 182н и нареканий по этому поводу возникнуть не должно. Но, повториться стоит хотя бы по структурной части, а именно еще раз оговорить состав сведений, составляющих данный документ.

  • наименование вида документа;
  • регистрационный номер документа и дата его выдачи работнику;
  • наименование организации (это касается как юридического, так и физического лица);
  • код страховщика, зарегистрировавшего организацию;
  • регистрационный номер организации-страхователя;
  • контактные данные (телефон, email и др.);
  • ФИО работника, его паспортные данные, СНИЛС;
  • расчетные периоды;
  • сумма заработной платы по годам;
  • периоды временной нетрудоспособности работника.

Пример справки о сумме заработной платы:

Расчетный период

Какие года брать для расчета больничного? Собственно говоря, расчетный период – это тот промежуток времени, который предшествовал дню наступления временной нетрудоспособности работника. Для исчисления среднего заработка берут 2-годичный временной промежуток, который и будет являться расчетным периодом, влияющим на размеры пособия.

ВАЖНО. К расчету пособия, выплачиваемого по больничному листу, не принимаются выплаты работнику за два года, превышающие 718 000 рублей. То есть большие суммы для расчета среднего заработка к вниманию не принимаются, а все, что превышает установленный порог, отбрасывается. На это тоже стоит обратить внимание.

При возникновении накладок с расчетным периодом, его можно заменить. Основания для замены уже были оговорены выше, посему нет смысла повторяться. Стоит лишь отметить, что замене, при наличии подходящего основания, подлежит весь расчетный период.

Пример: Сотрудник принес справку с предыдущего места работы о сумме заработной платы и желает, чтобы ему был совершен перерасчет по всем выплатам в течение периодов его временно нетрудоспособности. Что делать работодателю?

В первую очередь необходимо понимать: в этом случае законодательство будет на стороне работника, право которого на увеличение пособия, т.е. на улучшение условий при наличии соответствующего основания должно быть работодателем удовлетворено . Правда, и работнику не стоит расслабляться понапрасну. Ведь от него требуется, во-первых, написать заявление на замену расчетного периода, а, во-вторых, приложить к этому заявлению уже не раз упомянутую справку № 182н .

Составляется заявление о замене лет для расчета больничного в свободной форме и не требует от работника каких-либо специфических знаний.

Текст заявления:

  • Прошу изменить расчетный период, влияющий на начисление пособия по временной нетрудоспособности, с 01.01.2014 – 31.12.2015 гг. на 01.01.2013 – 31.12.2014 гг. (Справку № 182н, как основания для такого изменения, прилагаю).

Пример заявления о замене лет для расчета больничного листа:

Еще один документ, предоставление которого всенепременно потребуется от работника – это уже упомянутая нами ранее справка, имеющая и другое неофициальное наименование – бухгалтерская справка . Этот документ работником, естественно, не составляется, а берется по предыдущему месту работы. Справку, как документ-основание, следует подавать вместе с заявлением в качестве приложения.

Ниже на фото представлен образец заявления на перерасчет больничного листа:

Сроки перерасчета пособия

Вроде бы все ясно: если работник обращается к работодателю с просьбой о перерасчете, он обязан эту просьбу удовлетворить (при условии, что она обоснована). Но вот проблема – как таковых сроков для исполнения этой процедуры на законодательном уровне не установлено . В связи с этим и возникают у незадачливых работников неурядицы.

СПРАВКА. Перерасчет пособия по временной нетрудоспособности – это процедура, которая должна быть выполнена работодателем как можно скорее. Ведь это может избавить работодателя как от возможных пени, так и от штрафных санкций ФСС. Да и избежать конфликта с работником это своевременное действие позволит.

Пусть сроки законодательством не оговариваются, можно заключить следующее: чем меньше времени работодатель затратит на перерасчет пособия и, соответственно, выплату дополнительно причитающихся работнику средств, тем больше у него вероятности избежать ненужных проблем.

Перерасчет причитающихся работнику выплат – это «новая» процедура, законодательное регулирование которой еще не до конца сложилось . Потому и возникает несчетное количество вопросов по поводу возможности ее совершения. На некоторые из этих вопросов были даны ответы в этой статье. И, хотелось бы думать, что на практике они пригодятся большому числу работников.