Законодательная база российской федерации. Федеральный закон об осаго

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных "систем" страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским "законодательством". При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со "статьей 12" настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

Консультации юриста по ст. 4 Закона Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Задать вопрос:


    Никита Шатоха

    Сколько стоит жизнь человека?. Ну если человек поподает под машину, то сколько государство заплатит за его жизнь?

    • Ответ юриста:

      Здесь необходимо вот что помнить. Если человек попал под машину, то, как Вам должно быть известно, у водителя этой машины должен быть полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), оформленный на основании Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ и Правил обязательного страхования, утвержд. постановлением Правительства РФ от 07 марта 2003 года № 263.В этой связи, Вам надлежит оформить соответствующие документы в его страховую компанию (где у него была застрахован риск наступления его гражданской ответственности), для возможности рассмотрения вопроса о страховой выплате.В частности, согласно пункту 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона «размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его жизни или здоровью, рассчитывается страховщиком в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации. Потерпевший обязан предоставить страховщику все документы и доказательства, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего».Кроме того, определению размера страховой выплаты при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших посвящен раздел VIII Правил обязательного страхования.В силу статьи 7 Фед. Закона и пункта 10 Правил обязательного страхования Страховая сумма , в пределах которой страховщик обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего.Необходимо также учесть, что в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Фед. Закона «владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством». То есть, на основании главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Валентина Фомина

    Народ! как расшифровывается ОСАГО?

    • ОСАГО: обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств

    Андрей Платонычев

    Так что там по поводу штрафов а?

    • Если попали в такую ситуацию, то скажите, что ст.19 п.2 закона О безопасности дорожного движения действительно запрещает эксплуатацию без страховки, но закон Об ОСАГО ст.4 п.2 дает на исполнение обязанности по страхованию 5 дней.

    Наталия Рябова

    Осаго делается в день покупки или позже? Без страховки гос.номера дают или нет?

  • Владислав Слепченко

    После дтп. По решению суда меня лишили прав на 1,5 года. Через месяц после суда мне звонит второй участник дтп и говорит, что, то что начислила ему моя страховая ему не хватает, (Он хотел продать свое битое авто ваз 2114, добавить денег и купить такого же года норм машину) просит чуть компенсирвать. Правомерны ли его действия? Суд решил что виновник в дтп я.

    • Ответ юриста:

Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

  • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
  • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
  • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
  • регулирование деятельности страховых фирм.

Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

  • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
  • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
  • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
  • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
  • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
  • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
  • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
  • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

  • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
  • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
  • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
  • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
  • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

  • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату) ” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) ”;
  • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты ” меняются на “страховые возмещения ”;
  • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты » сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания «;
  • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. «.

Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.

В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

Скачать ФЗ

Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .

В Государственной Думе в четверг, 13 сентября 2018 года, прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию реформы обязательного страхования (ОСАГО). Какие масштабные изменения в законе об ОСАГО ждут водителей?

Новые изменения в ОСАГО с сентября 2018 и с января 2019: автомобилистов ждет масштабная реформа!

Российских автомобилистов ждет масштабная реформа ОСАГО . ЦБ и Минфин совместно работают над изменением тарифов ОСАГО , размером страховых выпла т, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования. Подробнее о реформе.

Как определяется стоимость ОСАГО

Сейчас цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в вилке 3432–4118 рублей с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

Что предложил изменить ЦБ?

  1. Центробанк планирует расширить базовый тариф на 20% вниз и вверх. Тогда для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов показатель снизится на 10,9% и составит от 649 до 1407 рублей. А базовые тарифы для машин юридических лиц уменьшатся на 5,7% - до ставки 2058–2911 рублей.
  2. Также регулятор предлагает изменить КБМ и перейти на годовой порядок расчета. Сейчас коэффициент рассчитывается на дату окончания последнего договора ОСАГО. Одновременно за каждым водителем закрепят страховую историю. Сейчас один человек может иметь несколько КБМ - например, и как водитель, и как владелец транспортного средства. Если у автомобилиста в базе данных Российского союза страховщиков указано несколько значений КБМ, то ему присвоят наименьшее из них.
  3. Еще одним нововведением станет увеличение числа коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов . Водителей разделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным - повысят.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) полностью поддержала предложения ЦБ.

Какие поправки разработал Минфин?

Основной концепцией поправок Минфина остается введение трех вариантов страховой суммы и новых сроков страхования - на три года вместо одного сейчас.

Также ведомство предложило отменить коэффициент по мощности автомобиля и региональный и создать новые. Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге - нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

Кроме того, власти уточняют, что цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО.

  • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
  • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
  • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
  • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
  • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.

Центробанк рассчитывает, что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничеств.

Когда введут изменения?

Изменения, касающиеся тарифообразования и классификации водителей по возрасту и стажу, ЦБ изначально планировал ввести еще летом 2018 года. В итоге регулятор отложил реализацию мер и вынес их на публичное обсуждение в Госдуму и Совет Федерации до конца сентября.

А вот второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на 2019 год. Минфин рассчитывает внести законопроект в Госдуму уже осенью, сообщил ТАСС источник на страховом рынке. В самом ведомстве сроки не уточняли.

Зачем нужны парламентские слушания?

В Государственной Думе в четверг, 13 сентября 2018 года, прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию реформы обязательного страхования (ОСАГО).

Парламентское обсуждение уже дало результаты:

  • ЦБ готов рассмотреть возможность расчета денежной выплаты по ОСАГО исходя из цены новых запчастей.

Это предложение поддержал и Минфин. Сейчас возмещения рассчитываются с учетом износа, то есть вычета из выплаты за то, что старые детали меняют на новые. А вот при выплате в натуральной форме, то есть путем ремонта, износ не учитывается.

  • Регулятор согласился с идеей ввести видеофиксацию процесса продажи полисов ОСАГО.

Озвучивший предложение глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков считает, что это поможет в борьбе с навязыванием услуг и нарушениями при продаже.

Хотя страховщики выступили против, так как для компаний это обернется большими дополнительными расходами. Тем более, по их словам, возможность видеосъемки есть и сейчас, но ею никто не пользуется.

Цель реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

За год власти планируют обсудить с экспертами возможность введения новых параметров ОСАГО - возраст автомобиля, его экологические характеристики, марку и другие.

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

Что ждать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы .

Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг.

Кроме того, нововведения помогут «очистить» рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

ОСАГО запишут на камеру. В Госдуме обсудили тарифную реформу

В четверг в ходе парламентских слушаний по ОСАГО ЦБ и Минфин поддержали предложения депутатов о введении обязательной аудио- и видеофиксации покупки полиса и об отказе от учета износа деталей при денежных выплатах по страховке. Это неприятно удивило страховое лобби, представители которого заявили, что такие новации увеличат издержки компаний и затормозят ремонтную реформу. С необходимостью менять тарифы ОСАГО согласились все участники слушаний, однако и тут ожидания участников рынка могут не оправдаться: ЦБ намерен ориентироваться при новой тарификации на страховые итоги первого полугодия, а по ним выплаты снизились на 36%.

В Госдуме состоялись парламентские слушания по тарифной реформе ОСАГО . Напомним, ЦБ анонсировал расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз и реформу коэффициентов, влияющих на цену полиса. Регулятор решил провести широкое обсуждение потенциально непопулярной реформы до ее старта (ожидается уже этой осенью). В ходе парламентских слушаний стало ясно, что приготовленными обновлениями в ОСАГО дело не закончится.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что «есть вопросы, связанные с учетом износа автомобилей при денежном возмещении». Речь идет о том, что сумма возмещения, выплачиваемого страховщиками на ремонт, бывает недостаточной. Поясним, с конца апреля 2017 года автовладелец может получить выплату ремонтом, и в этом случае износ не учитывается. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в среднем натуральное возмещение на 25% выше денежной выплаты из-за калькуляции с учетом новых деталей. В настоящий момент 13% всех возмещений по ОСАГО осуществляется ремонтом.

Кроме того, господин Аксаков назвал интересным предложение главы совета регионального отделения «Справедливой России» в Крыму Виктории Билан ввести обязательную аудио- и видеофиксацию при продаже ОСАГО. Госпожа Билан рассказала, что на полуострове не работают страховщики, от их имени действуют агенты, сами компании не хотят продавать ОСАГО: «Идут на различные ухищрения - нет бланков, зависла программа и так далее».

Эти идеи поддержал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, участники рынка «созрели для обязательной аудио- и видеофиксации» продаж, кроме того, ЦБ готов обсуждать изменения в ОСАГО , по которым при оплате деньгами убытка расчет может строиться из калькуляции новых запчастей. Он также сообщил, что ЦБ обсуждает введение контроля за агентами страховщиков, чтобы избежать навязывания автовладельцам дополнительных услуг. Кроме того, проверки ЦБ выявляли факты установления «заглушек» на сайтах продавцов, которые не давали оформить электронный полис.

Предложения поддержал и замминистра финансов Алексей Моисеев. Страховщики же высказались резко против. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, обязанность видеофиксации увеличит издержки. «Это большие затраты. У нас в правилах профдеятельности союза уже два года существует норма о праве потребителя записывать аудио и видео, если страховщик отказывает в продаже. За это компании грозит штраф 50 тыс. руб. Но страховщиков, которых мы за это оштрафовали,- единицы. Потому что автовладельцы этим не пользуются»,- пояснил он.

Представители страхового сообщества предлагают сосредоточиться на ранее анонсированных Центробанком изменениях в тарифах ОСАГО и не нагружать реформу новыми изменениями. По словам президента РСА Игоря Юргенса, введение электронных продаж уже привело к снижению тарифа ОСАГО на 5–7%. По итогам тарифной реформы, ожидает президент союза, страховщики выйдут на стоимость полиса с учетом персональных характеристик водителя.

Впрочем, ожидания страховщиков от пересмотра тарифов может омрачить последняя статистика ЦБ. Как говорится в августовском письме зампреда Центробанка Владимира Чистюхина Анатолию Аксакову (есть в распоряжении), «в целях получения наиболее объективной информации по обязательному страхованию необходимо рассматривать статистические данные, включая показатели за первое полугодие 2018 года». Как следует из данных ЦБ, выплаты по ОСАГО за этот период снизились на 35,8%, до 66,5 млрд руб. Как пояснил директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния, несмотря на это снижение, регулятор сохраняет планы по расширению тарифного коридора.

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

Б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

В) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

Г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

Д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

Е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

9. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

10.1. При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Постановление от 5 сентября 2018 г. по делу № А02-620/2018

    Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

    Ул. Неглинная, 12) о признании незаконным постановления от 27.03.2018 № ТУ-84-ЮЛ-18-3219/3110-1 о привлечении к административной ответственности по статье 15 . 34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Третье лицо: Киреев Николай Николаевич (Иркутская область, Усольский район, р.п. Тельма, ул. Лесная, 9). У С Т А...

    Постановление от 29 августа 2018 г. по делу № А40-22874/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    На сайте Страховщика, что привело к незаключению договора ОСАГО в виде электронного документа, то есть нарушил пункт 22 Указания №4190-У, пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ, пункт 1.11 Правил № 431-П; не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение информации о действиях страхователя (лиц имеющих намерение заключить договор) и...

"1. Если владелец поврежденного автомобиля не предоставил его на экспертизу страховщика, то поданные ранее документы будут ему возвращены. Соответственно, никаких выплат на ремонт водитель не получит.

Данный пункт в первую очередь направлен на то, чтобы автовладельцы не пытались обмануть страховщиков, проводя независимую экспертизу у знакомых экспертов и завышая таким образом сумму выплат."

А как в таком случае бороться с так называемыми "экспертами" СК, которые занижают сумму страховых выплат?

Эрнест , все очень просто.

Сначала нужно предоставить автомобиль на экспертизу в страховую. После этого можно обратиться к независимому эксперту. Этого закон не запрещает.

Удачи на дорогах!

Андрей-129

Зачастую осмотр поврежденного авто производит один из сотрудников СК, так называемый "специалист", а сам расчет происходит уже в организации имеющей в штате эксперта-техника. При этом осмотр может быть произведен не объективно (часть повреждений пропущена или просто не отмечена) (имеется ввиду внешние повреждения).

А независимый эксперт описал все повреждения. Будет ли результате независимой экспертизы приниматься СК и необходимо ли вызывать представителя СК на осмотр.

Предоставить ТС после ДТП Вы обязаны представителю СК. И только после этого Вы можете сделать независимую экспертизу. Это Ваше право.

Будет ли результате независимой экспертизы приниматься СК и необходимо ли вызывать представителя СК на осмотр.

Вызывать представителя СК вы не обязаны, но лучше это сделать. На практике, представители СК все равно не приходят, а для суда это плюс! Результаты независимой экспертизы предъявляют в суд, и они ни какого отношения к СК и их желанию, принять или нет эти результаты – не имеют!!!

Здравствуйте! Было мелкое ДТП еще в 2014 году, по ОСАГО насчитали совсем мало, выплатили. Страховщику было подано заявление о пересчете суммы выплаты. Естественно, в официальном ответе прозвучало предложение провести независимую экспертизу и предоставить ее результаты, на основании чего страховщик в принципе будет вникать в проблему. Как говорится, решено было плюнуть и забыть.

Тут вдруг стали одолевать разные автоюристы и компании вроде тех, что улаживают споры со страховыми компаниями. По их словам, срок позволяет судиться со страховщиком и заставить его оплатить реальную сумму. Тем более с 19.09.2014 года введена единая методика расчета ущерба после ДТП ЦБ РФ. До этого было несколько различных методик расчета ущерба. Вопрос: насколько разнятся методики? Какова погрешность? Кто-нибудь сталкивался с подобными автоюристами и какой итог?

Anton , здравствуйте.

Насколько я понимаю, предложенные услуги бесплатны для водителя? Если да, то почему бы не попробовать? Только внимательно читайте договор перед тем, как его подписывать.

На практике с подобными организациями я не взаимодействовал, поэтому не могу сказать, насколько честно их предложение.

Удачи на дорогах!

Здравстсвуйте! ДТД было 6 июля 2016, прямо в ГИБДД сидит контора, которая проводит независимую оценку. Ну мы обратились, 8 июля был осмотр, приезжал представитель страховой. Теперь вопрос: согласно изменениям в законе, я так понимаю не правомерно было наше обращение к независимому оценщику до оценки страховой или то, что представитель страховой присутствовал, все по правилам? И еще вопрос, в нашей ситуации в страховую нужно сразу сдавать расчет независимого эксперта или после выплаты страховой, если мы не согласны с суммой?

Елена , здравствуйте.

Вы в любом случае должны предоставить автомобиль на осмотр в страховую компанию. Без этого результаты независимой экспертизы приняты не будут.

Сначала посмотрите, сколько возмещения насчитает Вам страховая компания. Мало ли, они предложат больше. А уж потом подавайте результаты независимой экспертизы.

Удачи на дорогах!

Валерий-31

Здравствуйте! ДТП произошло 14 июля 2016 года. ОСАГО у меня нет, но вина не моя. Обратился в компанию виновника ДТП после получения справки из ГИБДД через 2 недели после события, назначили встречу еще через 2 недели. Я отремонтировал свой автомобиль за свой счет до встречи с экспертами СК, т.к. сделал фото своего автомобиля с места ДТП в день ДТП, где все кузовные повреждения отчетливо видны. В протоколе ГИБДД все эти повреждения обозначены. СК отказала мне в выплате вообще какого-либо убытка, т.к. ремонт произведен до экспертизы. Правомерно ли это?

Валерий , здравствуйте.

ФЗ "Об ОСАГО", пункт 20:

20. Страховщик отказывает потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков , подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

Удачи на дорогах!

Скажите, новые правила по обязательному предоставлению автомобиля в СК для осмотра после ДТП, начал действовать для полисов от 04.07.2016 ? или для всех без исключения?

Произошло ДТП с участием 3 машин, 1- виновник, 2 пострадавших. Мы -пострадавшие, машину увезли на эвакуаторе, это произошло в Воронеже. Теперь мы должны обращаться в страховую компанию виновного "Эни", а она находится в Ростове-на-Дону. Как мы можем предоставить автомобиль для осмотра, если машина не на ходу?

Ирина , в данном случае страховщик должен провести осмотр транспортного средства по месту его нахождения. Когда Вы будете подавать заявление в страховую, укажите, что осмотр нужно провести по месту нахождения автомобиля. Укажите адрес, где находится транспортное средство.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! В мае 2016 года произошло дтп с участием 2 тс, потерпевшего (водителя) увезли на скорой, возбудили административное производство по ст. 12.24 КоАП, но так как по результатам медэкспертизы, проводимой гбдд в рамках административного дела, вред здоровью не причинен, производство в сентябре 2016 года прекратили в связи с истечением срока давности и отсутствия в действиях потерпевшего состава адм.првонарушения. В определении о прекращении не указаны обстоятельства дтп, положения пдд, которые были нарушены и кем нарушены. В определении не установлена чья либо вина. Правильно ли я понимаю, что ущерб нанесен только тс и нужно подавать заявление о прямом возмещении убытков. Можно ли подавать такое заявление, если из документов, выданных гибдд не усматривается чья либо вина, хотя из материалов дела (свидетельские показания самих сотрудников гибдд, материалы видеозаписи дтп и др.)можно сделать вывод, что я потерпевший и второй водитель виновен. Если нельзя подавать заявление о прямом возмещении убытков в свою страховую, то куда следует обратиться?

Юлия , здравствуйте.

Поскольку вред причинен только транспортным средствам, за выплатами можно обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Страховой случай наступил 17.06.2016(бесконтактное ДТП), есть виновник аварии, который указан в справке о ДТП. Моя страховая компания отказала мне в выплате, ссылаясь на то, что в законе об ОСАГО есть такой пункт, что прямое возмещение убытков производится при взаимодействии(столкновении). Порекомендовали обратиться в страховую виновника. Там, по истечению установленного законом срока(20 дней) сказали, что срок принятия решения продлили т.к. нужно им еще время, а на какой срок продлили не говорят. Только говорят, что точный срок продления в законе не указал. Могут продлить на хоть сколько. Подскажите пожалуйста что делать?