Взаимоотношение предприятий с бюджетом. Совершенствование взаимоотношений предприятий с бюджетом

В процессе коммерческой деятельности хозяйствующие субъекты вступают в финансовые отношения с различными организациями.
С бюджетом финансовые отношения возникают в связи с уплатой различного рода налогов, полноту начисления и своевременность уплаты которых контролирует Министерство РФ по налогам и сборам в лице налоговых органов в процессе проверки налоговой отчетности и проведения выборочных проверок.
С внебюджетными фондами финансовые отношения возникают в процессе начисления и уплаты взносов на формирование средств централизованных фондов, таких как пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Кроме того, для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач создаются децентрализованные внебюджетные фонды, одним из источников формирования которых являются взносы предприятий. Финансовые отношения с внебюджетными фондами возникают также в связи с использованием средств указанных выше фондов в рамках предприятий в соответствии с имеющимися положениями и в пределах установленных нормативов. Представители внебюджетных фондов осуществляют периодический контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов, а также за целевым характером использования средств фондов на предприятиях.
С кредитными организациями финансовые отношения возникают в связи с обслуживанием расчетных, валютных и специальных счетов в банках, получением и возвратом кредитов, проведением безналичных расчетов с контрагентами, хранением денег на депозитных счетах, применением современных форм управления дебиторской задолженностью (факторинговые услуги, договоры цессии). Взаимоотношения по поводу указанных выше операций строятся на основании соответствующих договоров и других документов, выполнение которых контролируется как со стороны работников кредитных учреждений, так и предприятий.
Со страховыми организациями финансовые отношения возникают на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов со страховыми компаниями строятся в форме обязательного и добровольного страхования. Обязательное страхование базируется на таких принципах, как законодательная основа регламентации страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения. Основными видами государственного обязательного страхования являются: обязательное медицинское страхование граждан, обязательное социальное страхование граждан, обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы и т. д.
Добровольное страхование возникает в силу волеизъявления сторон – страховой компании и юридического лица, которое закрепляется в заключенном между ними письменном договоре страхования и удостоверяется выдачей последнему страхового полиса. Эта форма страхования представляет возможность выбора услуг на страховом рынке.
Финансовые отношения со страховыми компаниями могут возникать по поводу следующих объектов:
личного страхования (жизни, здоровья и трудоспособности работника);
имущественного страхования (имущество в различных видах);
страхования ответственности (ответственность перед третьими лицами, которым может быть нанесен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя);
страхование экономических рисков (ущерб, возникающий в процессе предпринимательской деятельности);
социальное страхование (уровень дохода работников предприятия).
Выбрав на страховом рынке компанию, менеджмент хозяйствующих субъектов должен контролировать качественное и своевременное выполнение обязательств, закрепленных в страховом полисе.

Еще по теме 1.8. Финансовые взаимоотношения предприятий с бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными и страховыми организациями:

  1. Глава 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ
  2. 4.4. Налогообложение 4.4.1. Взаимоотношения предприятий с бюджетом и внебюджетными фондами
  3. Взаимоотношения предприятий с финансовой, бюджетной, налоговой, страховой, кредитной, внебюджетной системами.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Взаимоотношение предприятий с бюджетом


Введение 4

Глава 1. Научно-теоретические основы взаимоотношений предприятий с бюджетом

6

1.1. Принципы налогообложения. Классификации. Ключевые понятия 6

1.2. Действующая налоговая система 14

1.3. Бюджетное финансирование и контроль финансовых органов 19

Глава 2. Критический анализ действующей практики

26

2.1. Основные налоги, уплачиваемые коммерческими структурами 26

2.2. Прочие налоги и налоговые платежи 51

2.3. Изменение срока уплаты налогов; инвестиционный налоговый кредит 62

Глава 3. Пути совершенствования взаимоотношений с бюджетом и ответственность

за нарушения

68

3.1. Организация налогового планирования 68

3.2. Ответственность за налоговые правонарушения 71

3.3. Анализ взаимоотношений предприятия с бюджетом; проблемы

оптимизации

77

Заключение

82

Список литературы

85

Приложение 1

89

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительств, которые, по его мнению, должны сводиться к следующему:

Обеспечение национальной обороны;

Отправление правосудия;

Организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

Образование юношества;

Сбор налогов для оплаты нужд государства.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, более того, к ним добавились и новые. Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Оно осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов. С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действие системы налогообложения, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения. Перераспределение продукта, созданного в обществе, от непосредственных производителей к другим группам осуществляется посредством специального финансового инструмента, называемого бюджетом.

Цель данной дипломной работы – проанализировать взаимоотношения предприятий с бюджетом, показать влияние налогообложения РФ на экономическое состояние предприятия на примере закрытого акционерного общества «Центропечать», осуществляющего торговую деятельность в г. Москве.

Поскольку взаимоотношения предприятия с бюджетом осуществляются в первую очередь через налоги, то необходимо рассмотреть сущность и функции налогов, их виды, принципы налогообложения и т.д. Таким образом, задачи работы включают в себя описание налогового законодательства РФ, освещение вопросов предоставления налоговых льгот и мер ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существуют также и иные формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов с бюджетом. Важной проблемой представляется возможность получения бюджетного финансирования и кредитования. Поэтому в своей работе я считаю нужным уделить внимание условиям их предоставления.

Данная тема является весьма актуальной, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации налогообложения.

При написании дипломной работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Инструкции Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, а также данные годовых отчетов и учетная политика анализируемой компании.


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ С БЮДЖЕТОМ

    1. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государственного бюджета. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги появились на заре человеческой цивилизации. Как только на земле стали возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная, система налогообложения.

Уже в Древней Греции существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы – война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды.

Примером для подражания послужила налоговая система Древнего Рима. Правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. император Октавиан Август, провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение – расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

Шли века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь постепенно в основной источник доходов государства.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, - ее ясность и четкость. Еще 200 лет назад А. Смит писал об этом весьма красноречиво: “Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не может быть произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя под угрозой такого отягощения подарок или взятку”. 1 Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, - ее простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип налогообложения - его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить налоги и в каком размере. Справедливость - понятие сложное, и понимают его по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в налогообложении.

В ст. 3 Налогового кодекса  1 закреплены важнейшие положения, определяющие основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром в первую очередь для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.

Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое конституционное закрепление в конституциях многих стран, однако в Конституции РФ налоговые принципы четкого отражения не имеют. С принятием первой части Налогового кодекса в российском налоговом законодательстве принципы налогообложения получили полноценное закрепление.

Современные принципы налогообложения заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Налоги различаются по объекту обложения, по размеру и многим другим характеристикам.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги (например, сбор с владельцев собак, курортный сбор).

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – прямые налоги. К ним относятся налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); социальные налоги, социальные взносы; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от показателя эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая его часть уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, а на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью), который равен разности между полученным доходом и налоговыми льготами. Налоговая льгота устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

Необлагаемый минимум объекта налога;

Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

Понижение налоговых ставок;

Вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

Налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину (налоговый вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит - сумму налога, т.е. налоговое обязательство)).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой обложения). Различают минимальные, максимальные и средние налоговые ставки.

С точки зрения величины процентных ставок все налоги делят на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

При прогрессивном налоге чем больше доход плательщика, тем выше процентная доля налоговых отчислений, чем ниже доход, тем ниже и налоговая ставка. По прогрессивной шкале устанавливается налог на прибыль, подоходный налог (как правило, начиная с определенной суммы). С точки зрения тех, кто считает, что “налоги должен платить тот, кто может платить”, прогрессивный налог - самый справедливый, но лишь в том случае, если он достаточно прогрессивен, т.е. если налоговая ставка резко возрастает с ростом дохода.

При пропорциональном налоге устанавливается единая ставка вне зависимости от величины дохода. Таким образом, лица с высоким доходом платят большие абсолютные суммы в виде налога, чем лица с низким доходом. Но согласно закону Энгеля (1821 - 1896) при пропорциональном налогообложении основная тяжесть налогового бремени ложится на малообеспеченные семьи. Пропорциональный характер носят налоги на собственность.

При регрессивном налоге налоговая ставка устанавливается тем ниже, чем выше доход, и наоборот, тем выше, чем ниже доход. Примером регрессивных налогов могут служить все налоги, взимаемые с продаж товаров - акцизы, налог на добавленную стоимость. Эти налоги устанавливаются как фиксированный процент от продажной цены (по отношению к ней они пропорциональны). Но оплачиваются они в конечном счете из доходов покупателей, и по отношению к ним они регрессивны. Также регрессивным является единый социальный налог.

Величина налоговой суммы (так называемого налогового бремени) зависит прежде всего от размеров прибыли компании.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно ее величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера. В 90-х годах в большинстве стран шло снижение ставок налогов. 44 Наряду со снижением ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему.

На практике у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. Во-первых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые фонды (амортизационный, пенсионный и др.). Во-вторых, используются различные налоговые льготы. В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет (carry back) или за счет ее будущих прибылей (carry forward). В первом случае разрешается вычитать из ранее полученной прибыли потери текущего года (так называемый перенос убытков назад), в результате чего выплаченная ранее фирмой сумма налогов оказывается чрезмерно высокой и это превышение компенсируется за счет снижения текущих налогов. Во втором случае (перенос убытков вперед) убытки текущего года вычитаются из будущей прибыли. Например, в Нидерландах разрешается перенос убытков назад на три года и перенос убытков вперед на восемь лет.

В результате средний уровень налогообложения компаний намного ниже базового (т.е. максимального). Например, в ФРГ он составлял в конце 80-х гг. около 50% (базовый равнялся 71%).  47 В России, по оценке, он составляет в настоящее время около 65%.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д. Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

В установлении и изменении системы налогообложения;

В определении налоговых ставок, их дифференциации;

В предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственного регулирования экономики.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся до замены его на НДС, при допущении его расчета по принципу “органического единства” не взимался с оборота между предприятиями “органически единой фирмы”, корпорации и ставил таким образом крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов - обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры. Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины - вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования экономики налоги все шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотраслевую структуры, на изменение роли отдельных земель, штатов, областей в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, но в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже. Налоговая система становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, научные исследования и внедрение их достижений, создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды. Объекты регулирования налогообложения все более конкретизируются. Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании: нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам акций).

В современных условиях регулирующая функция налогов не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики на Западе достигается путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структуры, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному списанию основного капитала.

    1. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены в За­коне РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Этим законом была введена трехуровневая система налогообложения предпри­ятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общерос­сийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные ис­точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Статьей 13 Налогового кодекса РФ предусмотрено 16 федеральных налогов и сборов. К ним относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

Организационные взаимоотношения предприятия с бюджетом

В наше время материальную основу жизнедеятельности любого государства составляет совокупность денежных фондов. Это, прежде всего, бюджет, который является, во-первых, основным денежным фондом государства, во-вторых, основным финансовым планом государства, в-третьих, основным финансовым нормативным актом государства, в-четвертых, основным балансом доходов и расходов страны.

Очевидно, что с помощью налогов пополняется доходная часть бюджета, их сущность и функции находятся в состоянии постоянного развития.
Состав налогов, уплачиваемых предприятиями в бюджет, сформулирован в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.). Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» (от 16 июля 1992 г.), Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» (от 22 декабря 1992 г.). Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» (от 22 декабря 1993 г.).
Предприятия уплачивают следующие основные виды налогов:
1)федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами и др.); 2)республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, плата за воду и др.);
3)местные налоги (земельный налог, налог на рекламу и др.).
Эволюция налога напрямую связана с развитием функций того или иного государства. В настоящее время, например, в демократических и экономически развитых странах на первое место среди государственных приоритетов выходят социальная политика, поддержание мира и правопорядка, разрешение экологических, межнациональных, демографических проблем. Повсеместно налоговые доходы, как часть бюджета, являются одним из основных источников финансирования приоритетных направлений государственной деятельности.
В современном мире баланс между общими и частными интересами достигается, в основном, с помощью различных перераспределительных элементов, которые в совокупности образуют единую перераспределительную систему современного государства.
Центральное место в этой системе занимают государственные финансы. Перераспределительная функция финансов реализуется с помощью создания централизованных денежных фондов, крупнейшим из которых традиционно является бюджет. Налоги представляют собой один из основных инструментов перераспределения. Имея нецелевой характер, они пополняют доходную часть бюджета в виде обезличенной денежной массы.
Комплексный подход к проблеме совершенствования системы налоговых доходов предполагает, что не должно быть произвола и на стадии исполнения расходной части бюджета в государстве, так как не следует забывать о том, что аккумулированные средства должны тратиться ответственно, разумно и целенаправленно. В противном случае может сыграть самую негативную роль такой психологический фактор, как стремление налогоплательщика оправдать сокрытие предметов и объектов налогообложения.
Между отдельными элементами (налогами) наблюдаются структурные связи и объективно обусловленная взаимозависимость. При осуществлении управляющего воздействия на один из элементов системы обратная связь может отреагировать в виде сигнала путем изменения, произошедшего в другом элементе системы именно благодаря наличию этих структурных связей.
Так, например, увеличение ставки по налогу на добавленную стоимость приводит к росту цен на рынке товаров и услуг и, соответственно, ограничивает покупательные возможности хозяйствующих субъектов, чей хозяйственный оборот временно снижается, что приводит к уменьшению получаемой прибыли и, соответственно, налогу от нее. При этом, если определенный налоговый предел по совокупному налоговому бремени еще не достигнут, то можно предположить, что система отрегулирует себя, если же такой предел превышен, то следует ожидать нарастания процесса обратного воздействия в целом.
Для осуществления научного управления и совершенствования системы налогов с целью повышения за их счет доходов бюджета необходимо при внесении изменений в один из элементов (путем принятия налоговых норм) предусматривать возможные последствия (отраженное воздействие) для других элементов. От того, насколько правильно построена система налогов, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
За последние годы система взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом подвергалась постоянным и существенным изменениям. В таких изменениях прослеживалась основная целенаправленная тенденция, а именно, предоставление предприятиям все большей хозяйственной самостоятельности. Можно предположить, что этот процесс начался в 1965-1966 гг., когда впервые предприятиям было разрешено создавать за счет части своей прибыли фонды экономического стимулирования (при этом так называемый «свободный остаток» прибыли уходил в бюджет). Следующим существенным шагом стал переход к так называемому полному хозрасчету и самофинансированию. Суть его заключалась в том, что порядок распределения прибыли приобретал нормативный характер и уже вся прибыль распределялась по утвержденным вышестоящими органами экономическим нормативам.
При этом устанавливаемые нормативы были дифференцированными и, по существу, индивидуальными, так как не было единых критериев оценки предприятий, то есть, наблюдался персонифицированный подход. Поэтому замена вышеуказанных нормативов распределения прибыли единым и общим налогом на прибыль была единственно правильным решением, предотвратившим проявления субъективизма и волюнтаризма в этом крайне непростом вопросе. По сути налоги - это те же экономические нормативы, но общие и вмененные действующим законодательством.

Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике Республики Беларусь не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов. Вместе с тем формирование налоговой системы в стране осложнилось последствиями командно-административной системы управления.

Формирование рыночных отношений в Беларуси диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе:

построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей;

сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

* консолидация в республиканском бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Чрезвычайно важным является коренное изменение порядка амортизационных отчислений. Вместо индивидуальных нормативов необходимо ввести групповые нормативы, при которых имущество, подлежащее амортизации, будет объединяться в несколько категорий. Например, к одной категории будут относиться здания, сооружения и их структурные компоненты, к другой - технологическое, энергетическое и иное оборудование, к третьей -- автотранспорт, информационные системы, включая компьютерную технику, офисное оборудование, к четвертой -- нематериальные активы и т. д. Введение этой меры в корне изменит расчеты прибыли, а следовательно, налога на прибыль предприятий и организаций и других налогов, уплачиваемых из прибыли. Но главное, такая мера будет способствовать развитию производства, ускорению обновления оборудования. Цель состоит в том, чтобы приблизить сроки амортизации к принятым в других развитых странах.

На наш взгляд, Налоговый Кодекс призван стабилизировать систему налогов по крайней мере в пределах финансового (в Беларуси это календарный) года, а впоследствии в течение нескольких лет. Он должен искоренить порочную практику принятия налоговых законодательных актов задним числом. Все изменения должны проводиться только вместе с формированием бюджета на будущий год и заранее становиться известными налогоплательщику. Более того -- готовящиеся изменения следует заранее широко обсуждать со специалистами, включая и сторону налогоплательщиков. Налоговому Кодексу предстоит создать единую комплексную систему налогов в стране, устранить накопившиеся противоречия, в том числе между законами и подзаконными актами, четко определить функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики, во введении и отмене налогов, сборов и налоговых льгот.

Нужно более четко, чем в настоящее время, определить взаимоотношения государственной налоговой службы и налогоплательщиков, снять с налоговых инспекций не свойственные им функции толкования налоговых законов, которые им приходится вынужденно брать на себя, зато придать им отсутствующие сегодня функции разъяснительной работы с налогоплательщиками, включая консультации по налоговым вопросам, проведение лекционных и семинарских занятий, снабжение специальной литературой. Эта работа, которая пока проводится лишь в инициативном порядке, должна стать неотъемлемой частью государственной налоговой политики.

Введение Налогового Кодекса отнюдь не означает коренной ломки системы. Мы не можем отбросить мировой опыт, а белорусские налоги базируются именно на нем. Адекватность налогов Беларуси и налогов других развитых стран создает необходимые предпосылки для интеграции нашей экономики в мировую, для избежания двойного налогообложения при взаимных инвестициях капитала, для создания совместных предприятий и осуществления совместных проектов. Учет специфических особенностей и традиций Республики Беларусь совершенно необходим, но он отнюдь не подразумевает особого пути экономического развития страны.

Реформа налоговой системы предполагает снижение объема перераспределяемых через государство средств, нейтральность, справедливость, прозрачность, простоту и недопущение двойного налогообложения. Создание налоговой системы, отвечающей таким требованиям, позволит значительно оптимизировать объем налоговых поступлений, рационализировать доходную часть бюджетов и определить потенциал белорусской экономики с точки зрения перераспределительных возможностей. Практика последних лет показала бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения "точечных" изменений в налоговое законодательство. Проблема может быть решена только принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов налогоплательщиков и государства с точки зрения выполнения им своих обязательств перед гражданами.

Реформа в налоговой сфере будет проходить по следующим основным направлениям:

снижение налоговой нагрузки;

упрощение налоговой системы, сокращение числа и величины налогов;

ликвидация налоговых льгот;

создание системы эффективного налогового администрирования;

проведения амнистии доходов населения;

упрощение бухгалтерского учета, переход на международные стандарты бухгалтерского учета, т.е. на обязательное ведение бухучета реализованной продукции и прибыли по методу начислений вместо кассового метода учета при одновременном введении симметричного метода учета затрат по моменту возникновения обязательств;

определение полномочий контрольных органов, их числа, функций и полномочий, а также прав и обязанностей налогоплательщиков при проведении проверок, запрет на проведение внеочередных проверок;

определение правил и норм предоставления финансовой информации для независимого аудита и для СМИ.

Налоговая нагрузка будет снижена за счет уменьшения предельных ставок налогов и сокращения числа налогов. Отмена многочисленных программ корпоративной помощи, инвентаризация инвестиционных проектов республиканского и местных бюджетов, ревизия расходных статей бюджета (сокращение силовых структур, реформа государственной системы управления экономикой) позволит избежать резкого увеличения дефицита бюджета на переходном этапе. В среднесрочной перспективе, когда в большой степени определится налоговая база при новой налоговой системе, проводятся необходимые корректировки доходной и расходной частей бюджета. Многочисленные научные исследования показывают, что оптимальной с точки зрения обеспечения стабильного экономического роста и увеличения социального потенциала бюджета является система, в которой государственные расходы составляют не более 20% ВВП. В течение первых двух лет реформ объем государственных изъятий будет снижен до 30% с дальнейшим выходом на оптимальный показатель. Проведение налоговой реформы по вышеуказанным направлениям позволит в несколько раз сократить издержки по выполнению государственных требований, что эквивалентно снижению налоговой нагрузки еще на 30-50%. На первом этапе необходимо принятие законов, которые позволят выполнить государству свои базовые бюджетные обязательства.

Простая налоговая система предполагает наличие минимального количества налогов и простую универсальную методику их уплаты. Налоговая реформа будет проходить в два этапа. На первом этапе основу налоговой системы Беларуси составят следующие налоги:

налог на добавленную стоимость: три ставки 0, 10 и 20%;

налог на доходы физических лиц: одна плоская ставка 12%;

акцизный налог: ставки 10 - 90% (на сигареты и крепкие спиртные напитки);

налог на прибыль юридических лиц: единая ставка 24%;

регрессивный социальный налог: 35% (месячный доход до 100 долл.), 30% (месячный доход 101 - 200 долл. в месяц), 20% (месячный доход 201 - 500 долл. в месяц), 10% (месячный доход 501 долл. в месяц и выше);

таможенные пошлины: три ставки - 0, 5, 10% с выходом на среднюю таможенную ставку в 10%;

* налог на собственность (недвижимость и землю): ставка 5%.

Для малых предприятий и частных предпринимателей вводится система патента, предполагающая одноразовую уплату налога в бюджет, исходя из торгового оборота прошлого периода с последующим его пересчетом по результатам деятельности за отчетный период. Правительство определяет максимальный размер единой ставки патентного платежа на все виды предпринимательской деятельности.

Уже на первом этапе налоговой реформы будут проведены мероприятия по оптимизации количества налоговых платежей, унифицированы ставки налогов и платежей, отменены налоговые льготы по уплате основных налогов и платежи в целевые бюджетные фонды, преобразована система распределения доходов. Таким образом, налоговая нагрузка будет снижена.

На втором этапе предполагается снизить ставку налога на прибыль для юридических лиц до 10%, унифицировав ее со ставкой плоского подоходного налога на физических лиц. Налог на прибыль платят только корпорации, с числом акционеров свыше 50 человек. Малый и средний бизнес платит подоходный налог на доходы. Средняя ставка импортных таможенных пошлин сокращается до уровня 7%. Таким образом, на втором этапе налоговая нагрузка в ВВП будет еще более снижена.

В Беларуси свыше 4 млн. людей получают различного рода льготы. Они носят безадресный характер и не способны защитить малоимущих граждан в условиях экономического кризиса. Пересмотр системы социальной поддержки и одновременная отмена корпоративных льгот направлены на выявление тех, кто действительно нуждается в помощи государства. Сегодняшняя система распыляет помощь, оказывая поддержку среднему классу и людям с высоким доходом. Ликвидация налоговых льгот направлена на расширение налоговой базы, упразднение основы для коррупции и для увеличения трансакционных издержек, создание равных условий хозяйствования субъектам всех форм собственности вне зависимости от их происхождения. Данная мера позволит значительно сократить расходы бюджета и сконцентрировать средства на социальной составляющей реформ. В соответствующих законодательных актах (закон "О правительстве", "О местных органах власти", "О президенте", "О Парламенте") необходимо определить жесткие условия для предоставления адресной социальной помощи, а также полномочия данных органов власти в области планирования расходов и доходов бюджета. Также предполагается создание равных условий хозяйствования для экономических агентов всех форм собственности, отмена особого порядка доступа к государственным ресурсам, отмена гарантированного госзаказа для отдельных предприятий без проведения конкурса.

Система эффективного налогового администрирования при упрощенной системе налогообложения предполагает четкое определение функций, полномочий, социальных гарантий для работников налоговой инспекции, а также налогоплательщиков, отказ от нормирования объема налоговых платежей, ограничение количества проверок одной фирмы всеми контрольными органами одним разом в год. Это потребует согласования действий контрольных органов и отмены дублирования их функций, отмены чрезвычайных проверок, не санкционированных прокуратурой, четкой регламентации службы реализации судебных решений по уплате налогов, ускорения и упрощения процедуры обжалования решений и действий налоговых органов. Совершенствование системы налогового администрирования предполагает принятие специального закона "О контрольных органах". Повышение материальной мотивации и престижа работы в налоговых органах позволит предотвратить отток высокопрофессиональных кадров в частный сектор. Функции по налоговому администрированию концентрируются в Государственной налоговой службе (ГНС), которой подчиняется налоговая полиция, служба валютного и экспортного контроля.

Переход на международные стандарты бухгалтерского учета предполагает включение в состав затрат всех обоснованных издержек по производству и реализации товаров и услуг, либерализацию амортизационной политики, упрощение системы предоставления отчетности.

Составной частью успеха налоговой реформы является ее информационное обеспечение, проведение эффективной пропагандистской кампании среди предприятий и населения, которая объясняет плюсы новой налоговой системы, выгодность уплаты налогов, ее солидарный и моральный характер.

Высокая налоговая нагрузка - одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов - распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики. Тем не менее на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства - снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации Цля этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их ведения и применения как на национал г, ной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой поли гику поэтапной отмены целевых платежей.

Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплателыцика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложение; и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политик! I налоговой гармонизации.

Один из вариантов налогового реформирования и предполагает:

· Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,

· Сокращение отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,

· Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,

· Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.

Предложенные изменения отразятся следующим азом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:

Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнес возможностям экономического развития).

Таким образом, в качестве основных направлен: формирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:

Сокращение до минимума, а в последствии и отмены налогов, уплачиваемых из выручки,

Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,

· Уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их администрирование;

· Снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы налогообложения;

· Максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Взаимоотношения предприятий с бюджетом, как правило, происходит через уплату налогов.

Целостная налоговая система РФ действует с 1992 года, но и по сегодняшний день процесс совершенствования налогового законодательства продолжается.

Функционирование эффективной налоговой системы должно строится на следующих принципах:

1) единый подход к налогообложению;

2) четкое разграничение прав по установлению и взиманию налогов между уровнями власти;

3) приоритет норм, установленных налоговым законодательством;

4) однократность налогообложения;

5) определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении следующих условий:

1. возлагаемое налоговое бремя не должно лишать предприятия источников финансирования для расширения и технического перевооружения производства;

2. количество взимаемых налогов должно быть оптимальным, порядок их исчисления – простым и понятным каждому плательщику;

3. должна быть стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительный период времени.

Если все предприятия, как правило, выступают плательщиками налогов в бюджет, то только некоторые из них получают из бюджета субсидии, к ним, как правило, относятся те, в которых государство заинтересовано, либо они являются социально значимыми. Средства выделяются на капитальные вложения, например предприятиям агропромышленного комплекса, или на покрытие части убытков: предприятиям транспорта и ЖКХ.

Параллельно с бюджетом функционирует система государственных внебюджетных фондов, объединяющих значительные финансовые ресурсы.

Это Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Средства данных фондов, в основном, формируются за счет средств, поступающих от уплаты Единого социального налога – 26% - 2006 год, в т.ч.

Пенсионный фонд – 20 %

Фонд социального страхования – 3,2% (кроме того, работодатели платят с начисленной заработной платы 0,2 % - тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве)

Фонд обязательного медицинского страхования – 2,8 %, из которых 0,8% направляется в федеральный фонд, 2% в территориальные фонды.

4. Взаимоотношения предприятий с коммерческими банками.

В настоящее время коммерческие банки являются важным элементом рынка. Взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.

В основном, отношения возникают по поводу расчетно-кассового и кредитного обслуживания предприятий, а так же развивающихся в последнее время новых форм взаимоотношений: торгово-комиссионные, лизинговые и трастовые (доверительные) операции.

В процессе расчетно-кассового обслуживания между предприятием и банком складываются определенные финансовые отношения, которые сопровождаются движением денежных средств и затрагивают формирование доходов предприятия и банка.

Для расчетно-кассового обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации безналичного расчета. В нем фиксируются взаимные права и обязанности сторон, ответственность за проведение операций по счету.

Основной счет предприятия как юридического лица – это расчетный счет.

На него зачисляется выручка от реализации продукции, по нему осуществляются расчеты по обязательствам предприятия.

Кредитное обслуживание – это метод возвратного финансирования потребностей предприятия и одновременно традиционная услуга банка.

    Предприятие имеет право на получение кредита в любом банке

    Кредитование осуществляется на основе кредитного договора, в котором определяются права и обязанности предприятия и банка, устанавливается ответственность сторон за нарушение условий договора

    Объектом кредитования могут быть практические любые потребности предприятия.