Строительство объездной автодороги. Центральная кольцевая автомобильная дорога, схема и развитие цкад

В 2014 году в Подмосковье начнется активная фаза строительства и реконструкции Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Известно, что, согласно проекту, Центральная кольцевая автомобильная дорога пройдет по территории сразу 14 районов Подмосковья: Раменского, Воскресенского, Подольского, Дмитровского, Домодедовского, Истринского, Клинского, Наро-Фоминского, Ногинского, Одинцовского, Пушкинского, Рузского, Солнечногорского и Щелковского.

Если говорит об истории вопроса, то сама идея строительства Центральной кольцевой автодороги впервые была поднята властями Подмосковья еще в 2003 году. Трасса длиной 521 километр пройдет в 50-60 километрах от Москвы, соединяя крупнейшие магистрали области. Хоть дороги еще нет, уже известно, что движение по ЦКАД будет платным. Более того, также известно, что стоимость проезда по участкам, построенным за счет федерального бюджета, составит один рубль за километр. А вот на участках дороги, которые будут построены с привлечением частных инвестиций, тариф, естественно, будет выше — от трех рублей за один километр.

По официальной информации, максимальная ширина трассы будет составлять 8 полос. То есть, новое кольцо будет иметь ширину до 3-4 полос в каждую сторону. Для того чтобы избежать серьезных ДТП, между внешней и внутренней сторонами кольца будет сооружен разделительный барьер, а сама дорога будет проходить в обход крупных населённых пунктов. Что касается пересечения с федеральными и региональными трассами, то в этих местах планируется сооружение многоуровневых развязок. Чтобы не было пробок и местные жители чувствовали себя относительно комфортно — насколько это возможно в таких обстоятельствах.

«Новая трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 километр; запланировано 34 развязки, 278 мостов, путепроводов, эстакад. Расчетная скорость движения — 80-140 километров в час, — сообщили корреспонденту « DOMzaMKAD . ru » в «Росавтодоре». — Строительство ЦКАД является одним из ключевых элементов федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы в России». Основные социальные и экономические задачи проекта заключаются в том, что надо разгрузить дорожную сеть Москвы и Московской области от движения большегрузного и транзитного транспорта. Также необходима рационализация структуры грузораспределения и создание автодорожной составляющей международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Московской области. Необходимо и формирование условий комплексного развития инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областей и Москвы на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД. А это, в свою очередь, должно принести снижение себестоимости перевозок и уровня транспортных издержек для грузоотправителей».

Также известно, что вместе со строительством ЦКАД будет начато возведение крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Они будут располагаться вблизи ЦКАД, в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения.

Что касается инфраструктуры объектов дорожного сервиса ЦКАД, то по этой дороге будут построены 32 автозаправочные станции, 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автомобильного транспорта, 18 мотелей, 22 кафе-ресторана, а также 30 многофункциональных автозаправочных комплекса.

Как сообщают в «Росавтодоре», сама ЦКАД будет разбит на пять пусковых комплексов .

Первый комплекс. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 «Дон» до трассы М-1 «Беларусь» в районе Большого Московского кольца.

Второй комплекс. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 «Беларусь» до скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Третий комплекс. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург до трассы М-7 «Волга».

Четвертый комплекс. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 «Волга» до трассы М-4 «Дон».

Пятый комплекс. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 «Украина» до скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург.

Протяженность первого участка составит 113,75 километра, второго участка — 117,86 километра, третьего — 104,65 километра, четвертого — 95,7 километра, пятого — всего лишь 89,97 километра.

Если говорить о том, какие населенные пункты на Рублево-Успенском, Волоколамском и Новорижском направлении серьезно затронет строительство и реконструкция ЦКАД, то это, прежде всего, населенный пункт Новопетровское , который расположен на Волоколамке. Реконструируемое дорожное плотно проходит прямо через это селение. Также пострадает от строительства и находящаяся недалеко от Новопетровского деревня Румянцево. Дорога около этих населенных пунктов загруженная и не самая хорошая, а при реконструкции дорожного полотна возможны серьезные заторы. Даже, несмотря на то, что машин здесь не так уж и много. Естественно, строительство отрицательно скажется на экологической ситуации. Да и землю здесь продать будет довольно сложно — никто ведь не хочет жить рядом с таким масштабным строительством и не самой лучшей экологией.

Недалеко от Румянцево есть небольшой коттеджный поселок, и теперь его жители наверняка пожалеют, что купили или построили дома именно здесь, а не поближе к Москве. Потому что основных коттеджных поселков Рублево-Успенского и Новорижского шоссе строительство ЦКАД не коснется — ни в транспортном, и ни в экологическом плане. Ведь те же самые Жуковка и Барвиха находятся в пределах 10-12 километров от Москвы, а строительство и реконструкция ЦКАД по этим направлениям будут проходить в 50 с лишним километрах от столицы.

Ну, а если говорить о других престижных направлениях, то от строительства ЦКАД наверняка пострадает престижный поселок Тучково , который расположен по Можайскому шоссе. Строительство трассы будет вестись в четырех-пяти километрах от этого престижного места. А, значит, могут возникнуть некоторые неудобства. Но в целом строительство действительно будет производиться в обход населенных пунктов.

ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) - строящийся дублёр «Малого бетонного кольца» (автодороги A107). Строительство ЦКАД разделили на пять пусковых комплексов, на трёх из которых сейчас ведутся строительные работы. Основное назначение ЦКАД - разгрузка МКАД перераспределением транзитного потока автотранспорта. Общая протяжённость ЦКАД - 525 км. Все участки ЦКАД, кроме пятого пускового комплекса и участка второго пускового комплекса будут представлять из себя платную автомагистраль с двумя полосами в каждую сторону, отбойным ограждением по центру и расчетной скоростью движения 150 км/ч. Если более точно, то это будет дорога категории IA. Платная автомагистраль будет проходить параллельно А107 и, по большей части, в непосредственной близости от неё.

1. Строительство ЦКАД на пересечении с поймой Канала имени Москвы в районе Икши.

Участки пятого пускового комплекса заменят собой А107 и будут бесплатными, с общим ограничением скорости 90 км/ч и дополнительными ограничениям до 80 и 60 км/ч в населённых пунктах. Да, дорога по большей части будет проходить по старой траектории, за исключением участка на обходе Звенигорода и участка от Звенигорода до стыка с первым пусковым комплексом.

2. Общая схема ЦКАД. Сейчас строятся первый (черный), третий (красный) и пятый (оранжевый) пусковые комплексы. На остальных работы не ведутся. Изображение © Автодор Инвест.

Начало строительства было запланировано на 2011 год, но по факту строительные работы начались в 2016 году. Предполагаемые сроки полного завершения строительства - 2022 год. Тем не менее, первые участки пятого пускового комплекса обещают запустить в следующем году. Там не нужно строить пункты взимания платежей и дорога может вводиться в эксплуатацию короткими участками.

Не думаю, что ЦКАД как-то повлияет на пробки на МКАД, так как МКАД уже давно не является объездной дорогой и транзитного транспорта там совсем немного. По сути МКАД давно превратилась в рядовую городскую магистраль. А вот водителям грузовиков, которых днем на МКАД не пускают эта автодорога жизнь облегчит. Но и их сейчас на А107 и А108 не так и много.

В этой публикации речь пойдет о третьем пусковом комплексе, который начинается на пересечении с и заканчивается на пересечении с автодорогой М7 «Волга». Участки третьего пускового комплекса проходят по самым живописным местам, а огромная выемка в районе Канала имени Москвы поражает своими размерами.

3. Первое искусственное сооружение на ЦКАД 3 находится в районе деревни Безверхово и представляет из себя торчащий из поля арматурный каркас будущих опор путепровода. Это совсем недалеко от М11.

4. Следующий участок с видимыми работами начинается на пересечении А107 и Рогачёвского шоссе.

5. От Рогачёвского шоссе и до Канала имени Москвы в среднем на стадии земляных работ. В некоторых местах уже отсыпан ППС (песчано-подстилающий слой), а в некоторых только просека.

5. Овраг в районе деревни Старо.

6. Рядом с оврагом огромный песчаный карьер, который открыли задолго до начала строительства ЦКАД. С доставкой песка в этом месте нет проблем.

7. Тот же овраг, вид в обратную сторону.

9. А это уже почти Икша.

10. По большей части будущая автомагистраль выглядит так.

11. Из-за этой выемки я начал показывать ЦКАД именно с третьего пускового комплекса. Ничего подобного у других местах на ЦКАД нет.

12. Выемка на миллион кубов. Здесь «Автодору» действительно есть чем гордиться. Вид в сторону М11.

13. Вид в сторону Канала имени Москвы.

14. Насыпь в пойме канала, это временная служебная дорога к будущим опорам моста, который пройдет над Дмитровским шоссе (А104), железной дорогой, Каналом имени Москвы и автодорогой 46К-8221.

15. Вот там за дорогой мост и закончится. Примерная длина моста 1.6 км.

16. Вид в обратную сторону.

17. Вид в сторону Ногинска и М7 «Волга».

18. Сразу после моста через Канал имени Москвы ЦКАД выходит к А107 и дальше почти везде идёт вдоль неё.

19. Прогресс везде разный, где-то отсыпан ППС, где-то ведутся земляные работы, а где-то вообще ничего нет.

20. Вдоль А107 нужно будет строить больше количество путепроводов на примыкающих дорогах. В этом плане строить автомагистраль параллельно местной дороге не очень оптимально. Кроме того, в этом районе очень много ЛЭП. В кустах виднеется железнодорожный переезд на пересечении с Ярославским ходом. Переезды, это одна из самых больших проблем на А107 и А108. Электрички ходят часто, переезды часто закрываются.

21. Это уже за М8. В районе Красноармейского шоссе будущая автомагистраль обходит садовые участки и уходит в сторону от А107. В этом месте на путепровод уже установлены балки, а на автомагистрали уложен слой ЩПС (щебеночно-песчаная смесь).

22. Крайнее место, где я снимал с воздуха. Дальше Ногинск и автомагистраль проходит в непосредственной близости от войсковых частей. С этими лучше не связываться.

Еще недавно Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) считалась проектом на далекую перспективу, но сегодня магистраль уже начинает приобретать реальные очертания. В прошлом году первый участок ЦКАД на обходе Звенигорода был открыт для движения. Остальные пусковые комплексы активно строятся - во многих местах уложен асфальт, видны очертания новых развязок. О том, как идет работа над ЦКАД - в партнерском проекте “Ъ” и госкомпании «Автодор».


Новая кольцевая магистраль (индекс А-113) пройдет по территории Московской области. Будущая трасса поделена на 4 секции: 1-я (южная), 3-я (северная), 4-я (восточная) и 5-я (западная). 2-я существует пока в виде перспективного проекта. Активнее всего сейчас строятся 5-я, 3-я и 1-я секции.

ЦКАД-запад: 5-я секция между Киевским и Ленинградским шоссе

По сравнению с остальным участками будущей кольцевой магистрали 5-я секция ЦКАД представляет собой, по большей части, реконструированную «Малую бетонку»: А107 будет расширена до 4 полос, с нее уберут многие светофоры, появятся новые развязки.

Схема прохождения 5-ой секции ЦКАД

Вариант строительства новой трассы с нуля в этом месте рассматривался, но еще на стадии проекта стало понятно, что для этого придется сносить слишком много жилых домов. Взвесив все за и против (включая финансовые затраты на выплату компенсаций за выкуп земли), приняли решение не создавать гражданам лишних неудобств и расширить А107, сделав во многих местах обходы населенных пунктов. Общая протяженность участков новых дорог в составе 5-й секции - 28,3 км, реконструируемых - 41,5 км. Эта секция будет единственным бесплатным участком на протяжении всей ЦКАД - законодательство запрещает брать плату за проезд при отсутствии бесплатного альтернативного объезда.

Единственный на ЦКАД участок, который уже пущен в эксплуатацию, расположен именно в составе 5-й секции. Речь идет о 3,6-километровом обходе Звенигорода, движение по которому в начале ноября 2017 года. Транспортный эффект уже виден невооруженным взглядом: через исторический центр Звенигорода стало проезжать существенно меньше автомобилей. Раньше из-за того, что А-107 проходит прямо через город, на перекрестках скапливалось большое количество грузовиков, что крайне негативно отражалось на экологии и состоянии древних монастырей, усадеб и музейных комплексов.

Будущая развязка ЦКАД с М1 "Беларусь"

Чтобы получить представление о том, что происходит на секции, нужно совершить своеобразную «виртуальную» экскурсию, двигаясь с юга на север по «бетонке». На участке между поселком Жедочи (здесь и начинается 5-я секция) и Киевским шоссе вдоль А107 построено две новые полосы движения протяженностью около 7 км - по ним уже едут автомобили. Сама «бетонка» здесь закрыта на реконструкцию – это стандартная схема перепуска движения во время ремонта.

На отрезке между Киевским шоссе и М1 «Беларусь» водители уже увидели новый мост через Десну и новый 1,6-километровый обход Юшково. Далее начинается сложный участок реконструкции в зоне плотной застройки - для этих работ уже определены подрядные организации, скоро начнется стройка. Уже после пересечения с М1 будет построена новая дорога вдоль Петровского шоссе, которая должна влиться в новый путепровод (проект ФКУ «Центравтомагистраль», структурного подразделения Росавтодора), по которому водители будут попадать к Можайскому шоссе. Здесь будет новая дорога (земляное полотно уже уложено, в апреле началась укладка асфальта), которая пойдет в обход населенных пунктов до эстакады над железнодорожной станцией «Звенигород» - ее строительство началось еще прошлой осенью.

Будущая развязка ЦКАД с М10 "Россия"

По этой эстакаде водители будут попадать на обход Звенигорода, уже построенный и запущенный в эксплуатацию. Затем движение снова будет идти по расширяемой «бетонке». Сразу за Ильинским шоссе, на участке протяженностью около 2,5 км, движение транспорта уже перепущено на две новые полосы, а две старые закрыты на ремонт. Аналогичная ситуация на участке от М9 до М10: здесь автомобили уже едут по новой проезжей части. В месте пересечения с М10 5-я секция заканчивается.

Основная работа сейчас ведется по возведению искусственных сооружений - мостов, путепроводов и эстакад, их готовность оценивается подрядчиками примерно в 80%. «Готовность» в данном случае означает, что сооружения готовы к укладке асфальта – само покрытие будут наносить уже непосредственно перед запуском движения автомобилей.

Технические характеристики 5-й секции ЦКАД:

37,4 млрд руб.
Частное финансирование 4,8 млрд руб.
Исполнитель ООО «Кольцевая Магистраль»
Контрактная форма Долгосрочное инвестиционное соглашение
Общая протяженность 76,4 км
М3 «Украина», М1 «Беларусь», М9 «Балтия», Волоколамское, Пятницкое и Ленинградское шоссе
Количество полос движения 4
Категория дороги 2
26,6 тыс. авто в сутки
декабрь 2018 года
Режим движения бесплатный

ЦКАД-север: 3-я секция между Ленинградским шоссе и М7 «Волга»

В рамках 3-й секции ЦКАД строится абсолютно новая трасса, которая будет работать в платном режиме. 105-километровый пусковой комплекс станет самым длинным в составе кольцевой магистрали. Дорога позволит перемещаться с северо-запада Московской области на юго-восток Подмосковья буквально за час.

Схема прохождения 3-ей секции ЦКАД

Главная местная достопримечательность - огромный 1,5-километровый мост на 23 опорах, который протянется над Дмитровским шоссе, каналом имени Москвы и железнодорожной веткой Савеловского направления. Это одно из самых крупных искусственных сооружений на всей ЦКАД. Уже сегодня водители, двигающиеся по Дмитровке, могут заметить в районе Икши огромные бетонные основания - отсюда путепровод начнет «движение» над шоссе. Для беспрепятственного прохода судов по воде будет установлена арка - ее уже собирают на заводе и в ближайшие месяцы перевезут к месту установки в разобранном состоянии. Для уравнивания перепада высот между правым и левым берегами канала строители глубиной несколько десятков метров и объемом 2,2 млн куб. метров, из-за чего местность к западу от будущего моста выглядит довольно необычно. Извлеченный грунт, кстати, использовали для сооружения насыпей на других участках.

Будущий мост через А-104, Савеловское направление железной дороги и канал имени Москвы

Строительство 3-й секции началось в декабре 2016 года, и если оценивать общий объем работ, то на данный момент он выполнен примерно на 30%. Во многих местах завершается укладка земляного полотна, местами уложен и асфальт: общая протяженность участков с нижним слоем основания - порядка 11 км, в этом году их станет больше. Для этого в непосредственной близости к трассе уже смонтировано 4 асфальтобетонных завода, их скоро выведут на полную мощность.

Ход строительства 3-й секции ЦКАД

Ход строительства 3-й секции ЦКАД

Ход строительства 3-й секции ЦКАД

Ход строительства 3-й секции ЦКАД

В составе 3-й секции - 69 искусственных сооружений (эстакады, путепроводы). Уже хорошо видны очертания мостов через реки Чернавка, Черноголовка, Воря, Загребка. Начали возводить один из путепроводов через «Малую бетонку», хотя еще в сентябре прошлого года здесь ничего не было. Идет строительство развязки недалеко от Красноармейска: для этого возведена новая временная автодорога, которой могут пользоваться жители. Всю местную автодорожную сеть, по которой сегодня ездит дорожная техника, после окончания работ обязательно отремонтируют.

Будущая развязка ЦКАД с М7 "Волга" (проект сейчас дорабатывается)

Строители обещают закончить 3-ю секцию ЦКАД к концу 2019 года. Движение по ней можно запустить независимо от остальных секций. Любопытная деталь: секция строится таким образом, чтобы в перспективе, когда это понадобится, ее можно было безболезненно расширить еще на 2 полосы – для этого уже сейчас на мостовых сооружениях ставятся широкие опоры и усиленный фундамент. Расширение предполагается уже в рамках второй очереди ЦКАД – проекта, который может быть реализован через 15-20 лет. Подробнее о второй очереди читайте ниже.

Технические характеристики 3-й секции ЦКАД:

Государственное финансирование 42,2 млрд руб.
Частное финансирование 39,2 млрд руб
Концессионер Консорциум «Автодорожная строительная корпорация»
(совладельцы - Европейский банк развития и реконструкции и группа компаний «Автобан»)
Контрактная форма Концессия по схеме контракта жизненного цикла (с платой концедента)
Общая протяженность 105,3 км
Пересечения с другими магистралями М11 «Москва-Петербург», А107 Московское малое кольцо, М8 «Холмогоры», М7 «Волга»
Количество полос движения 4
Категория дороги 1A
Прогнозируемая интенсивность движения 43,5 тыс. авто в сутки
Окончание строительства и запуск движения 2019 год
Режим движения Платный

ЦКАД юго-восток: 1-я и 4-я секции, между М7 «Волга» и М3 «Украина»

1-ю секцию (от М4 «Дон» до М3 «Украина») строит Crocus Group. Компания получила этот участок в 2015 году после того, как госкомпания «Автодор» пришлось сменить проблемного исполнителя.

Схема прохождения 1-й секции ЦКАД

Секция оказалась довольно сложной для строительства: новая дорога проходит по очень густозаселенной территории. Проблема возникает с переносом всевозможных коммуникаций (порядка 400 объектов) - нефтепродуктопроводов, водопроводов, множества ЛЭП. Крупный магистральный газопровод проходит, к примеру, вдоль Калужского шоссе – сейчас идет подготовка к его переносу.

В 2010–2011 годах, когда готовился проект, никто не знал о том, что с юга Москва прирастет огромными территориями, по которым будет проходить будущая кольцевая дорога. Все это, конечно, не на шутку усложнило все процессы согласования, но специалисты «Автодора» и Crocus Group совместно решают эти проблемы.

Технические характеристики 1-й секции ЦКАД:

Другая непростая задача - построить одну из самых сложных развязок в месте пересечения М4 «Дон», А107 и будущей ЦКАД. Сейчас здесь уже забивают первые сваи, это видно с земли и с воздуха. Здесь стыкуются первый и четвертый пусковые комплексы ЦКАД.

Несмотря на все сложности, порядка 34-40% от всего запланированного объема работ уже выполнено. Если пролететь над маршрутом будущей дороги, то можно увидеть, как во многих местах уложены километры земляного полотна. На некоторых участках уже есть щебеночно-песчаная смесь (это, по сути, фундамент для будущей дороги), кое-где уложен и асфальт. Это хорошо видно и с земли, потому что в некоторых местах старая «бетонка» проходит буквально с 10-20 метрах от будущей ЦКАД. Если каких-то дополнительных сложностей не возникнет, то в 2018 году 1-я секция ЦКАД должна быть закончена и пущена в эксплуатацию. Есть шанс, что некоторые участки можно будет открыть для движения автомобилей даже раньше.

На 4-й секции (от М7 "Волга" до М4 "Дон") вовсю развернуты работы по подготовке территории - переносятся коммуникации, вырубаются просеки, вывозится грунт. Выход строительной техники на полосу планируется в ближайшее время.

Схема прохождения 4-й секции ЦКАД

Напомним, что в июне 2017 года госкомпания «Автодор» подписала концессионное соглашение по строительству и содержанию 4-й секции с консорциумом «Юго-Восточная магистраль», после чего определенное время занял поиск стратегических инвесторов. В феврале 2018 года в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи были зафиксированы финансовые параметры. Инвесторами, получившими доли в консорциуме, стали группа компаний «Автобан», Российский фонд прямых инвестиций и турецкая компания Makyol. Последняя имеет серьезный опыт в строительстве автодорог не только в Турции, но и в Марокко, Азербайджане и Ираке.

Технические характеристики 4-й секции ЦКАД:

По ЦКАД - без шлагбаумов

Главным неудобством для пользователей платных дорог всегда были шлагбаумы в пунктах взимания платы (ПВП), из-за которых образуются пробки, что особенно неприятно в «горячий» дачный сезон. В некоторых местах можно увеличить количество полос движения (в область или к городу, в зависимости от необходимости), но такая опция доступна далеко не везде.

Более прогрессивной технологией является система freeflow, позволяющая проезжать ПВП без остановки: камера считывает номер движущегося автомобиля, после чего определяется лицевой счет владельца, откуда списываются деньги за проезд. Водителю даже делать ничего не надо, все происходит автоматически.

Freeflow планируется использовать и на ЦКАД. Тестовая эксплуатация системы начнется, возможно, уже в этом году и завершится к лету 2019 года, заявил недавно первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих. «Система должна какое-то время проработать в режиме пилотной эксплуатации, чтобы люди посмотрели на нее, привыкли и поняли, что это такое, - рассказал он. - По предварительным оценкам, период тестовой эксплуатации должен закончиться к маю-июню следующего года». Проектом freeflow будет заниматься единый оператор, который создаст госкомпания «Автодор».

Для того чтобы проезд без шлагбаумов заработал, необходимы изменения в КоАП РФ: нужно ввести штрафы для водителей, которые решат проехать по платному участку, не внеся оплаты. Соответствующие поправки в законодательство уже Минтрансом и в скором времени планируются к внесению в Госдуму. Предполагаемый размер штрафа - 5 тыс. руб. Эксперты сейчас обсуждают, куда он должен идти - в бюджет государства или концессионера.

Так будет выглядеть пункт взимания планы на ЦКАД, предусматривающий применение технологии Freeflow

ЦКАД-2: миф или реальность?

С точки зрения обывателя кажется странным планировать расширение дороги, которая еще не построена. Но на самом деле в этом есть определенная логика. Например, когда в далекие 70-е проектировалось Новорижское шоссе, то потоки транспорта были небольшие, четырех полос было вполне достаточно.

Но советские инженеры решили оставить потомкам задел в виде разделительной полосы, которую можно было бы использовать для расширения проезжей части. Чем, в итоге, следующее поколение дорожников и воспользовалось.

Вообще, это стандартная западная практика – начинать за 20-30 лет готовить коридоры под будущие трассы. С ЦКАД похожая ситуация. Уже сейчас понятно, что через несколько десятилетий может возникнуть потребность расширения и этой магистрали, тем более что ее планируется использовать в составе нескольких международных транспортных коридоров.

В технической документации к секциям упоминается «вторая очередь», которая будет проектироваться после возрастания транспортной загрузки первой очереди ЦКАД. В рамках 3-й секции уже запланировано расширение с 4 до 6 полос, строительство восточного выхода на Дмитровское шоссе, северного выхода на Ногинск, развязок с автодорогой «Пушкино – Красноармейск» и с Щелковским шоссе. На одном из участков 4-й секции, возможно, произойдет расширение числа полос с 6 до 8 и будет построена развязка с автодорогой «ММК-Чечевилово-МБК».

В рамках второй очереди, скорее всего, появится и таинственная 2-я секция - Г-образный «отросток» от основного кольца, который будет начинаться где-то между М3 и М2. История этого участка, на самом деле, не такая уже и загадочная: во время разработки проектировщикам не разрешили пройти рядом с землями Таманской дивизии (принадлежат Минобороны), поэтому ЦКАД была перенаправлена в другую сторону – в обход Наро-Фоминска. Позже было решено делать основное кольцо по другому маршруту – по «бетонке», а 2-ю секцию оставить на будущее. Не исключено, что когда-нибудь, через 10-30 лет, она станет началом нового инфраструктурного проекта - дублера участка «Большой бетонки» под названием ЦКАД-2.

О строительстве ЦКАД не слышал только ленивый. Чем обернется для Московской области этот проект? Правительство твердит про решение транспортных проблем, но многие экологические организации выразили свое негативное отношение к нему, ведь строительство серьезно ударит по экологии области. Позиция Гринпис по ЦКАД : новая трасса уничтожит весь лесозащитный пояс Москвы.
Понимаю, что большинству жителей области скорее всего на проблемы экологии плевать, но потерять свои “6 соток” из-за строительства трассы им будет неприятно. Вот, жители деревни Петровское уже устраивали народный сход, так как трасса затронет их населенный пункт


Чтобы наглядно видеть, где именно пройдет трасса, и посмотреть, какие участки попадут под строительство, я попросила своего друга Николая Охотникова разметить ЦКАД на карте. Вот результат его работы


“Карта подготовлена на основании детального описания планируемой зоны размещения ЦКАД, приведенной в разделе 3.1.1 “Схемы территориального планирования Московской области”, утверждённой постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 г. № 517/23. Существует еще как минимум три постановления Правительства МО на ту же тему, однако они на данный момент утратили силу, и актуальной является именно “Схема территориального планирования”.

Разобраться с картой несложно. Здесь жирная красная линия - это линия, соединяющая ключевые точки, описанные в “Схеме территориального планирования”. Оранжевым цветом вокруг неё выделена зона размещения трассы. По этой карте вы можете оценить, насколько строительство ЦКАД вас коснётся. При этом нужно иметь в виду следующее.

Отметки на карте могут иметь погрешность в несколько десятков метров из-за неточности привязки, искажения изображений со спутника и т.д. Поэтому, если вы видите, что зона строительства пролегла аккурат по участку соседа, а ваш не затронула, это не повод успокаиваться и злорадно посмеиваться над соседом. Кроме того, отдельные точки не удалось привязать точно из-за неточности или даже противоречивости описания их местоположения, или же из-за неразличимости ориентиров, к которым они привязаны. Для таких точек (их к счастью немного) погрешность расположения может достигать нескольких сотен метров, поэтому эти точки выделены на карте метками синего цвета. Щелкнув на одну из таких меток, вы можете прочитать, по какой именно причине точка отмечена неточно, и каково приблизительное значение погрешности ее местоположения.

И еще одна особенность. Зона строительства в разных местах имеет разную ширину, но в описании не сказано, как именно сопрягаются между собой её участки. Поэтому вблизи ключевых точек зона может быть отмечена несколько неправильно.

Вот и всё, что я хотел сказать. Сама карта доступна по ссылке:

Имейте в виду, что зона строительства - это ещё не сама трасса. Дорога имеет заведомо меньшую ширину и пройдёт внутри отмеченного “коридора”, а что будет с оставшейся частью территории: останется ли она нетронутой, или же её используют для строительства придорожных и промышленных объектов (что по-моему более вероятно) пока неизвестно. Поэтому, если ваша собственность попала в “оранжевую зону”, или же расположена вплотную к ней, советую вам сделать следующее.

Изучите внимательно публичную кадастровую карту .

На ней размечены все участки, поставленные на кадастр, и если землеотвод под ЦКАД в вашей местности завершен, вы увидите точные границы соответствующего земельного участка.

Узнайте, утвержден ли в вашем поселении генеральный план. Если да, то в нем на картах также будет нанесена трасса ЦКАД.

Выясните, в каких газетах публикуются официальные объявления и документы вашего поселения и муниципального района. Регулярно просматривайте эти издания: в них будет опубликовано объявление о проведении публичных слушаний, на которые обязательно надо прийти - там можно будет не только уточнить, как именно собираются проложить дорогу, но и высказать своё несогласие с проектом.

Не дожидаясь публичных слушаний, объединяйтесь с соседями - ведь если дорога пройдёт по вашему населённому пункту, плохо будет всем. Организуйте инициативную группу, заручитесь поддержкой грамотного юриста, пишите обращения в правительство области, привлекайте внимание прессы массовыми акциями - и у вас будут неплохие шансы “отодвинуть” трассу подальше от ваших домов. Удачи!

Идея строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) обсуждалась давно. Однако только в этом году начались работы по прокладке новой скоростной магистрали, которая пройдет по территории Подмосковья и «новой Москвы» в 50 километрах от МКАД. По оценкам специалистов, ЦКАД станет толчком экономического роста всего региона. Строительство дороги планируется завершить к 2025 году.

Перспективы открытия ЦКАД

Новая трасса ляжет в основу сети скоростных дорог всей Центральной России. Она протянется на 529,9 километра. ЦКАД разгрузит городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу от транзитной перевозки грузов: большегрузные автомобили еще на дальних подъездах к Москве можно будет перенаправлять в пункты их назначения.

Открытие трассы позволит сократить себестоимость грузовых перевозок и транспортных издержек. Вместе с тем благодаря организации скоростного транзитного движения будет снижено негативное воздействие на окружающую среду за счет разгрузки существующих дорог и населенных пунктов, через которые сегодня следуют «караваны» грузовиков.

Строительство ЦКАД поможет сформировать на территории Московской области ряд крупных международных транспортных коридоров (МТК): «Лондон - Нижний Новгород», «Хельсинки - Юго-Восточная Европа», «Север - Юг» и «Хельсинки - Нижний Новгород».

Кроме того, реализация проекта повысит безопасность дорожного движения. На всем протяжении дорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеонаблюдения, вертолетными площадками, стоянками для отдыха водителей и придорожными сервисами.

Как будут строить Центральную кольцевую автодорогу

Строить Центральную кольцевую автодорогу планируется в пять этапов (пусковых комплексов), по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП)*. Это значит, что в финансировании объекта участвуют и государство, выделяя субсидии из федерального бюджета, и средства Фонда национального благосостояния РФ, и частные инвесторы. Каждый пусковой комплекс будет строиться в рамках отдельного проекта ГЧП.

Оператора, который будет обслуживать дорогу после ее открытия, определят в ходе отдельного конкурса. Это связано с необходимостью выбора единого оператора для всех пусковых комплексов ЦКАД.

Разработка проектной документации Центральной кольцевой автодороги велась в течение четырех лет - с 2008 по 2011 год. В подготовке проекта участвовало более 100 специализированных проектных институтов и организаций. Генеральной проектной организацией стало ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект».


В апреле 2012 года президент России Владимир Путин подписал поручение о начале строительства дороги. В 2014 году были подведены итоги открытого конкурса на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и капитальному ремонту первого участка (пускового комплекса) магистрали на территории Москвы и Московской области. Победителем стало ООО «Стройгазконсалтинг».

Первый участок ЦКАД планируется открыть в 2018 году. Его длина составляет 49 километров, из них 22,4 километра пройдут по территории «новой Москвы» (Троицкий и Новомосковский округа).

ЦКАД: начало строительства

Строительство Центральной кольцевой автодороги на присоединенных территориях началось в конце лета текущего года.

Особое внимание при проектировании ЦКАД уделено развитию прилегающих территорий. Уже в ближайшие полгода будет разработан единый проект планировки территории «новой Москвы» в районе Центральной кольцевой автодороги на расстоянии в один километр в каждую сторону от магистрали. Это позволит определить перспективы развития земельных участков, прилегающих к дороге. На них могут появиться логистические центры, инженерная инфраструктура, придорожный сервис и другие объекты, где будут созданы новые рабочие места.

По оценкам экспертов, серьезных технических проблем при строительстве Центральной кольцевой автодороги не ожидается. Трасса проходит по свободной территории, где нет плотной городской застройки и, соответственно, не возникнет проблем с освобождением площадок.

Наша справка

*Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это форма долгосрочного взаимодействия государственных структур и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Основная область применения ГЧП в мире - постройка автомагистралей.