Статья 145 пункт 1. Освобождение от ндс

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.


2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.


3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.


Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.


Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.


Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.


4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.


По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:


документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;


уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.


5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.


Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.


В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.


6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:


выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);


выписка из книги продаж;


выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);



Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.


Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).


7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.


8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.


Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Ст. 145 НК РФ перечисляет условия освобождения фирм и ИП от обязанностей плательщиков НДС. Рассмотрим вопросы, которые возникают при применении этой статьи.

Кто не может воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ?

Не имеют права на освобождение:

  1. Фирмы и ИП, реализующие подакцизные товары.
  2. Организации, имеющие статус участников проекта «Сколково», т. е. освобожденные от уплаты НДС по ст. 145.1 НК РФ.

В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?

У освобождения от обязанности платить НДС пост. 145 НК РФ есть свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы заключаются в том, что:

  • освобождение дается на длительный срок (1 год) и может продлеваться;
  • НДС начислять и уплачивать не нужно (за исключением некоторых операций);
  • не надо сдавать декларацию по НДС (за исключением некоторых ситуаций) и вести книгу покупок (письма ФНС РФ от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138 и 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@).

Отрицательные моменты:

  1. НДС, выделенный в документах поставщиков, придется включать в стоимость оприходованных товаров (работ, услуг) согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом по ТМЦ, приобретенным до освобождения и не использованным до начала его применения, а также по ОС, самортизированным неполностью, НДС нужно будет восстановить.
  2. Сохранится обязанность ведения книги продаж и оформления счетов-фактур на реализацию (п. 5 ст. 168 НК РФ). Особенностью счетов-фактур будет проставление в графах, предназначенных для ставки и суммы НДС, записи: «Без НДС» (подп. «ж» и «з» п. 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). При этом на реализацию подакцизных товаров счета-фактуры будут выставляться в обычном порядке с начислением и выделением суммы НДС. Кроме того, с выделением НДС придется составлять счета-фактуры налогового агента.

О правилах ведения книги продаж читайте в материале «Книга покупок и книга продаж: ведение и оформление для расчетов по НДС» .

  1. Обязанность начисления и уплаты НДС, подачи декларации сохранится для ситуаций продажи подакцизных товаров, исполнения обязанностей налогового агента и выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС по товарам, продаваемым без акциза. Кроме того, нужно будет платить НДС при импорте товаров.

Об особенностях составления деклараций по НДС за 2017 год читайте в статье «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017» .

Как определить сумму выручки, при которой применима статья 145 НК РФ?

Сумму выручки в целях применения статьи 145 НК РФ (не более 2 млн руб. без учета НДС за 3 следующих подряд календарных месяца) фирмы определяют по данным бухгалтерского учета (постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33). ИП используют данные книги учета доходов и расходов. При этом в сумму выручки не включают:

  1. Выручку по операциям, освобожденным от НДС, не облагаемым НДС и совершенным вне территории РФ (письмо ФНС от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@). В том числе не учитывают доходы по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, если фирма или ИП совмещают с ним режим ОСНО, по которому намереваются получить освобождение от НДС (письмо МФ РФ от 26.03.2007 № 03-07-11/72).
  2. Авансы, поступившие от покупателей (письмо УФНС РФ по Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541, постановление ФАС СЗО от 20.04.2012 № А26-4179/2011).

Можно ли применять освобождение, если нарушен срок подачи уведомления?

Применение освобождения по ст. 145 НК РФ является правом налогоплательщика и имеет заявительный характер. Текст ст. 145 НК РФ устанавливает срок направления сообщения об этом в ИФНС: это нужно сделать до 20-го числа месяца, в котором фактически начато применение освобождения.

О том, что нужно сделать, чтобы начать применение освобождения по ст. 145 НК РФ, читайте в материале «Как правильно освободиться от НДС» .

До июня 2014 года фирмы или ИП, нарушившие этот срок, могли получить от ИФНС отказ в таком праве. Однако после вывода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33 о том, что нарушение срока представления уведомления само по себе не может служить достаточным основанием для такого отказа (важно, чтобы факт направления уведомления вообще имел место), ИФНС будет руководствоваться другими правилами. Решения Пленума ВАС для ИФНС более обязательны к исполнению, чем письма МФ РФ или ФНС РФ (письмо ФНС РФ от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097).

Это может быть полезным для тех налогоплательщиков, которые по каким-либо причинам ошибочно не уплачивали НДС. Например, когда они:

  • неверно применяли освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ;
  • или продолжали работать без НДС после утраты права на применение УСН, ЕНВД или ПСН.

Если при этом они вправе были воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ, то есть смысл направить в ИФНС (пусть и с опозданием) уведомление об освобождении. Это даст им возможность получить законное основание не начислять и не уплачивать НДС за период ошибочной его неуплаты и, соответственно, не представлять декларацию по НДС, не платить пени, не подвергаться санкциям.

О возможности освобождения от НДС при утрате права на ПСН читайте в статье «ИП, слетевший с патента, может сразу освободиться от НДС» .

Направить такое уведомление можно даже в ходе налоговой проверки (письмо МФ РФ от 08.07.2015 № 03-07-14/39360). Важно помнить, что к направляемому с опозданием уведомлению, так же как и к представляемому в срок, необходимо приложить комплект документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение.

Индивидуальные предприниматели и юрлица могут освобождаться от исполнения обязательств плательщика, касающихся расчета и отчисления налога. Это допускается, если прибыль, поступившая от реализации услуг, выполнения работ, продажи продукции, за последние три календарных месяца, идущие подряд, составила не больше 2 млн руб. Данное положение закрепляет статья 145 НК РФ. Освобождение от НДС имеет ряд нюансов. Рассмотрим их.

Исключения

В законодательстве установлены условия, при которых ст. 145 не действует. В частности, норма не распространяется на предпринимателей и организации, которые реализовывали подакцизную продукцию на протяжении трех шедших подряд предыдущих месяцев. Положения нормы также не применяются относительно обязанностей, возникающих у субъектов в связи с ввозом в таможенную зону РФ определенной группы товаров. В эту категорию входит, в частности, продукция, на которую распространяется действие ст. 146, п. 1, подп. 4.

Статья 145 НК РФ: освобождение от НДС. Уведомление

Лица, на которых распространяется действие положений нормы, должны предоставить соответствующее извещение в письменном виде. К нему прилагаются документы, подтверждающие право на пользование льготой. Указанные бумаги направляются в инспекцию по месту учета субъекта. Форма извещения утверждается приказом Минфина. Предприниматели и юрлица, которые направили в контрольный орган извещение об использовании освобождения или о его продлении, не могут отказаться от этой возможности в течение 12 месяцев, идущих подряд. Исключение составляют случаи утраты права в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ.

Продление

Через год после предоставления извещения не позднее 20 числа следующего месяца индивидуальный предприниматель или организация, использовавшие право по ст. 145 НК РФ, направляют в контрольный орган:


Утрата права

Если на протяжении срока, в течение которого индивидуальный предприниматель или организация пользовались освобождением от налога, выручка за каждые 3 идущих последовательно месяца в совокупности превысила 2 млн руб., или если субъект реализовывал подакцизную продукцию, он, начиная с 1 числа того временного промежутка (месяца), в котором было превышение или продажа, до окончания периода действия льготы теряет возможность ею пользоваться. Сумма налога за тот месяц, в котором доход был больше установленного предела, подлежит восстановлению и последующей уплате в бюджет в законодательном порядке. Если субъект не предоставил подтверждающие документы или в направленной отчетности присутствуют недостоверные сведения, дополнительно к недоимке лицу вменяются штрафы и пени. Аналогичные санкции применяются и в случае установления контрольным органом фактов несоблюдения субъектом ограничений, предусмотренных ст. 145, п. 1 и 4.

Подтверждающие документы

Чтобы воспользоваться возможностью, которая предусмотрена ст. 145 НК РФ, операции, не подлежащие налогообложению, должны быть отражены в отчетной документации. Подтверждением того, что совокупная сумма выручки за установленные нормой периоды, не превысила требуемый предел, служат выписки:

  1. Из бухгалтерского баланса (для организаций).
  2. Из книги по учету расходов и доходов, а также хозяйственных операций (для предпринимателей).
  3. Из книги продаж.

Кроме этого, предоставляется копия журнала счетов-фактур (выставленных и полученных).

Расчет выручки

Субъекты, желающие воспользоваться правом, предусмотренным ст. 145, в извещении указывают величину прибыли. Расчет выручки осуществляется в соответствии с правилами, закрепленными в учетной политике. При этом в вычислениях используются прибыли, полученные как от облагаемых (по нулевой ставке в том числе), так и не облагаемых налогом услуг, товаров, работ, и в денежной и натуральной формах. В расчетах учитывается и оплата ценными бумагами, а также прибыль от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг на территориях, не относящихся к РФ. Только в этом случае можно воспользоваться правом, которое предоставляет статья 145 НК РФ. Практика арбитражных судов подтверждает данное положение. При определении выручки, от суммы которой зависит возможность получения права по рассматриваемой норме, следует учитывать все виды поступлений субъекта.

Что не учитывается?

В прибыль не включается оплата, полученная при реализации услуг, работ, продукции субъектами, использующими ЕНВД по определенным типам деятельности. При расчете в налоговую базу не входят авансовые и прочие платежи, которые получены в счет будущих поставок продукции, выполнения работ или оказания услуг, которые облагаются по нулевой ставке. При этом продолжительность производственного цикла для них более полугода. Если предприятие использует учетную политику по оплате в процессе определения базы по НДС, то в расчете прибыли принимаются только оплаченные суммы. Это обусловлено п. 50 Методических указаний. В нем, в частности, говорится о прибыли, которая фактически получена в натуральной либо денежной форме, в том числе и оплате в ценных бумагах.

Ст. 145 НК РФ: разъяснения по срокам

Для многих субъектов неясен вопрос, касающийся времени, за который следует рассчитывать выручку. В частности, сложности появляются при определении тех трех месяцев, которые предусматривает ст. 145 НК РФ. Комментарии контрольных органов указывают на то, что выручку нужно считать за каждые идущие последовательно периоды. Но в таком случае прибыль, поступившая в один и тот же месяц, будет учтена дважды. В такой ситуации предполагается, что субъект должен ежемесячно определять право на пользование льготой по ст. 145 НК РФ. Освобождение от НДС между тем четко не объяснено законодательством. В Кодексе только установлены условия и общие правила. В этой связи сами субъекты осуществляют расчет за каждые 3 месяца поквартально. Стоит отметить, что арбитражные суды поддерживают такую политику предпринимателей. Это как раз объясняется неточностью законодательства. А такие случаи решаются именно в пользу плательщиков.

Восстановление платежей

В деятельности хозяйствующих субъектов может возникнуть ситуация, когда предприятие приобретает продукцию, используемую для проведения операций, являющихся объектами обложения, но не использованную до того, как начало действовать право по ст. 145. В этом случае сумма входного сбора по купленным товарам, принятая к вычету, восстанавливается и включается в стоимость этих изделий. Это необходимо сделать в последний месяц, который предшествует освобождению. Рассмотрим пример:

Благотворительная организация предоставляет платные юридические консультации и другие возмездные услуги инвалидам. Для этого предприятие приобрело в августе 2002 г. канцтовары. Сумма покупки составила 6 тыс. р., в том числе НДС - 1 тыс. р. В августе последняя была принята к вычету. При этом в данном месяце юридические услуги организацией не оказывались. В сентябре 2002 г. общество направило в контрольный орган уведомление об освобождении. Это означает, что 30 августа сумма обязательного отчисления, выплаченная поставщику, должна быть восстановлена и впоследствии включена в себестоимость канцтоваров. В данном случае бухучет будет осуществляться так:

При приобретении товаров делается запись:


  • Дб 19 Кд 68 субсч. "Расчеты по НДС" - 1 тыс. руб. - восстановление суммы, принятой к вычету до начала освобождения.
  • Дб 10 Кд 19 - 1 тыс. руб. - восстановленная сумма включена в себестоимость купленных товаров.

Вместо этих двух записей можно сделать одну:

  • Дб 10 Кд 68, субсч. "Расчеты по НД" - 1 тыс. руб. восстановленная сумма включена в стоимость приобретенных изделий.

Основные средства

Как указывает ст. 145, суммы отчислений по неиспользованным ОС также должны быть восстановлены. В данном случае речь идет о ситуациях, когда при осуществлении деятельности используется часть от стоимости основных средств. Как отмечают специалисты, восстанавливать следует сумму НДС, которая ранее была принята к вычету, в части неамортизированной (неиспользованной) цены ОС. На нее увеличивают стоимость этого имущества. Данные операции необходимо произвести в последний месяц, который предшествует освобождению.

Дополнительно

Суммы налогов, которые были выплачены субъектами, утратившими возможность использовать освобождение, по приобретенным услугам, товарам или работам до потери указанного права и использованным после этого при выполнении деятельности, признаваемой в качестве объекта обложения, принимаются к вычету в установленном ст. 171 и 172 порядке.

Важный момент

Он касается отправки уведомления. В форме документа, утвержденной приказом Минфина, предусматривается отрывная часть. В ней должна проставляться отметка контрольного органа о том, что им было получено извещение от субъекта. Данный корешок считается разрешительным документом для предпринимателя или организации. но в ряде случаев налоговая инспекция устанавливает требования, касающиеся приема всех документов. В частности, субъектам предписывается опускать бумаги в специальный почтовый ящик в самом контрольном органе. В таком случае необходимо выяснить телефон отдела, осуществляющего регистрацию поступившей корреспонденции. Его сотрудники располагают информацией о входящем номере документации. В предусмотренных в п. 3 и 4 рассматриваемой нормы случаях допускается направлять бумаги и уведомление заказным письмом, воспользовавшись услугами почты. Днем их предоставления в таких ситуациях будет считаться шестой день с даты отправки корреспонденции. Этот момент необходимо учитывать и корректировать сроки отправки. Как правило, хозяйствующие субъекты приносят уведомление и подтверждающие документы лично.

Бывают ситуации, когда организациям или индивидуальным предпринимателям не нужен НДС, а перейти на УСН или другой специальный налоговый режим по каким-то причинам невозможно (или невыгодно). В таких ситуациях может помочь статья 145 Налогового кодекса, дающая право освободиться от обязанностей налогоплательщика НДС.

Кто может не платить НДС на основании ст. 145 НК РФ

Главное условие для получения освобождения - выручка за 3 последних последовательных календарных месяца должна составлять менее 2-х миллионов рублей (без учета НДС).

Т.е. считается выручка не за квартал, а именно за 3 последовательных месяца. Например, чтобы получить освобождение с 1 апреля, берется выручка за январь-март, с 1 мая - февраль-апрель и т.д. Организации исчисляют размер выручки по данным бухгалтерского учета (кроме организаций, перешедших с УСН на ОСНО, поскольку они представляют не выписку из бухгалтерского баланса, а выписку из книги доходов-расходов). У индивидуальных предпринимателей нет бухгалтерского учета, поэтому выручка всегда определяется по данным книги учета доходов и расходов.

При исчислении выручки, дающей право на освобождение, берется выручка только от операций, облагаемых НДС. Т.е. выручка от операций, указанных в статье 149 НК РФ, не учитывается. Такое мнение было высказано в . С этим мнением были вынуждены согласиться Минфин и ФНС . Так же при исчислении выручки не включаются доходы от операций, облагаемых ЕНВД и/или ПСН. При исчислении выручки не учитываются и полученные авансы, потому что они не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг).

Если у организации или ИП нет выручки за три последних месяца, то, по мнению Минфина, они не могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС.

Однако судебная практика на стороне налогоплательщиков уже много лет (Постановления ФАС Уральского округа от 02.05.2007 № Ф09-3020/07-С2 , ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 № А56-35928/2005 , 17 арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 N 17АП-5352/2015-АК (оставлено без изменений АС Уральского округа 16.09.2015 №Ф09-6077/15). Если же организация еще не проработала три месяца, то права на освобождение она не имеет, потому что не выполнено условие по лимиту выручки за 3 последовательных месяца.

Если налогоплательщик реализует подакцизные товары, то выручка по реализации этих товаров не включается в расчет суммы выручки для получения освобождения. Но чтобы получить право воспользоваться статьей 145 НК РФ, он должен вести раздельный учет по торговле подакцизными товарами и другой своей деятельностью. Дело в том, что по операциям реализации подакцизных товаров налогоплательщик не вправе использовать освобождение от НДС .

Какие документы необходимо предоставить

Для того, чтобы получить освобождение, налогоплательщики должны представить: ; выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписку из книги продаж; выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели). Организации и ИП, применявшие УСН, представляют книгу доходов и расходов по УСН, а ИП, применявшие ЕСХН, книгу доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

В Налоговом кодексе не конкретизировано, что же из себя представляет выписка из бухгалтерского баланса. Некоторые налоговые инспекторы требуют Отчет о финансовых результатах, однако этот отчет не дает представления о выручке за последние три месяца. Поэтому рекомендуется представлять выписку в свободной форме, где просто указывать размер выручки по данным бухгалтерского учета с такой-то по такой-то период. Подобную же выписку можно делать из книг доходов и расходов поскольку эти книги предусматривают ведение учета кассовым методом и в графах «доходы» указываются в том числе и полученные авансовые платежи.

Чтобы получить право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, документы и уведомление надо представить не позднее 20 числа месяца, начиная с которого будет применяться освобождение. Несмотря на установленный кодексом срок подачи документов, много лет велись споры о том, имеет ли право получить освобождение налогоплательщик, пропустивший срок подачи документов. Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость". В этом Постановлении судьи указали, что «…лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов». С этим пришлось согласиться и Минфину . Таким образом, организации и ИП получили возможность подавать уведомление и документы «задним» числом.

Как потерять право на освобождение от уплаты НДС

Освобождение дается на 12 календарных месяцев, по истечении которых можно продлить его еще на 12 месяцев, представив документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей. Так же представляется уведомление о продлении права на освобождение (по той же форме, что и при получении освобождения). Если же не планируется применять освобождение в следующие 12 месяцев, подается уведомление об отказе от использования этого права (в свободной форме).

Если организация или ИП не подтвердит документами право использовать освобождение по ст.145 НК РФ, то это право теряется с даты начала применения такого освобождения. При этом придется восстановить сумму налога и уплатить в бюджет за все 12 месяцев применения освобождения. Однако при расчете НДС к уплате можно воспользоваться вычетами, при наличии правильно оформленных счетов-фактур (и других документов) от контрагентов. Хотя Минфин считает, что лица, потерявшие право на освобождение, права на вычеты не имеют

Официальный текст :

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями и настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста :

В отличие от лиц, не являющихся плательщиками НДС, за организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в порядке, предусмотренном данной статьей, сохраняется обязанность представлять налоговые декларации, оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика должно быть подтверждено лицом, использующим такое право, путем подачи письменного уведомления в налоговый орган по месту своего учета с приложением документов, подтверждающих это право. Указанные уведомление и документы должны быть представлены не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ устранена неопределенность в отношении срока, в течение которого (после истечения 12-месячного периода освобождения) должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений. До вступления в силу этого Федерального закона установить такой срок (и применить соответствующие последствия в случае его нарушения) налоговые органы могли, только истребовав необходимые документы в порядке статьи 93 Налогового Кодекса РФ , т.е. в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. Результатом превышения предусмотренного пунктом 1 статьи 145 ограничения, касающегося выручки от реализации товаров (работ, услуг) либо указанного в пункте 2 относительно реализации подакцизных товаров, является утрата права на освобождение, причем не только в том месяце, в котором имело место превышение (реализация), но и во всех оставшихся до окончания периода освобождения месяцах, даже при соблюдении в последующие месяцы условий, предусмотренных в пунктах 1-3 данной статьи.

Существенным недочетом статьи до внесения в нее изменений Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ было то, что законодатель обходил молчанием вопрос о последствиях нарушения второго условия, дающего право на освобождение, - о последствиях реализации подакцизных товаров в течение срока, на который было предоставлено освобождение. В Методических рекомендациях по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ МНС России предлагало налоговым органам исходить из того, что право на освобождение в данном случае также утрачивается до конца срока, на который оно было предоставлено. Однако, учитывая, что Налоговый Кодекс РФ не предусматривает возможности применения аналогии закона, а статья 145 не содержала такого последствия реализации подакцизных товаров, как лишение права на полученное ранее освобождение на весь оставшийся срок освобождения, у налогоплательщиков были основания для того, чтобы требовать признания правомерности использования права на освобождение в те налоговые периоды, когда не осуществлялась реализация указанных товаров (с учетом также гарантий прав налогоплательщиков, установленных статьей 3 Налогового Кодекса РФ).

Пункт 6 статьи 145 устанавливает перечень документов, которыми подтверждается право на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика. До вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ существенным недостатком данной статьи являлось отсутствие законодательно установленного перечня таких документов, что создавало возможность для неограниченного усмотрения в процессе право применения и, соответственно, нарушения принципа равенства. К сожалению, эти опасения не были безосновательными. Налоговые органы воспользовались пробелом в законодательстве, превратив "Форму заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС" в значительной ее части в перечень подлежащих представлению документов. При этом в данный перечень были включены документы, ранее уже представленные в налоговый орган, - декларации по НДС, а также выписки из бухгалтерских балансов. Кроме того, "Форма заявления..." предусматривала представление такого документа, как "Справка налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам" в качестве подтверждения того факта, что "все необходимые расчеты по налогам и сборам и бухгалтерская отчетность за предыдущие отчетные (налоговые) периоды сданы в налоговый орган своевременно и в полном объеме".

Фактически это означало, что в дополнение к условиям освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС, установленным законодательством о налогах и сборах, МНС устанавливало два новых условия:

1) своевременное и полное представление бухгалтерской и налоговой отчетности по всем налогам за все предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

2) отсутствие задолженности по всем налогам и сборам (на момент представления заявления).

Еще одним примером необоснованного ограничения прав налогоплательщиков (подтверждающим обоснованность изменения на законодательном уровне разрешительного режима использования права на освобождение на уведомительный) являлись требования пункта 2.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ (в соответствующей редакции применительно к периоду до вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ), которые устанавливали, что в случае выявления в ходе рассмотрения заявления на освобождение недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, представления неполного пакета документов налоговый орган выносит решение об отсутствии права на освобождение, причем "повторная подача налогоплательщиком вышеуказанного заявления и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение". Аналогичная норма содержалась в абзацах 3-4 пункта 2.7 указанных Методических рекомендаций (в редакции, действовавшей в соответствующий период) применительно к процедуре рассмотрения заявления о продлении освобождения.

Данное положение ограничивало права налогоплательщиков, установленные законом, в тех случаях, когда налогоплательщик подавал заявление более чем за 10 дней (отведенных налоговому органу на принятие решения - пункт 5 статьи 145 в "старой" редакции) до 20-го числа соответствующего месяца. Между тем право налогоплательщика подать заявление на освобождение до 20-го числа месяца, с которого он претендовал на освобождение, законодателем не было поставлено в зависимость от предшествующих действий налогоплательщика (за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 данной статьи в ранее действовавшей редакции). Кроме того, необходимо учитывать, что рассматриваемая категория налогоплательщиков (пункт 1 статьи 145) относится к налогоплательщикам, для которых налоговый период установлен как квартал. Поэтому если следовать пункту 2.5 прежней редакции Методических рекомендаций, то налогоплательщик, представивший неполный пакет документов, например в июле, мог повторно подать заявление и документы не ранее, чем в октябре, т.е. через три месяца. Между тем по смыслу статьи 145 налогоплательщик при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1-3 данной статьи, вправе претендовать на освобождение с любого месяца по собственному выбору.

Аналогичные выводы следует сделать и в отношении ограничений, установленных в ранее действовавшей редакции пункта 2.7 Методических рекомендаций. Пунктом 7 статьи 145 предусмотрено право налогоплательщика направить уведомление и документы заказным письмом. Следует обратить внимание на то, что имеет значение именно дата представления документов в налоговый орган (а не их направления), и соответственно для определения последнего дня направления документов по почте установленные пунктом 7 шесть дней необходимо вычитать из общего срока представления документов. При этом исходя из буквального смысла пункта 7 статьи 145 налогоплательщик, направивший документы с нарушением данного правила, будет считаться нарушителем даже в случае фактического их поступления в налоговый орган до истечения срока, установленного пунктами 3 и 4 статьи 145.