Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа. Экономико-географическое положение зарубежной европы

Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

Характеристики региона Западной Европы:

1) Экономико-географическое положение :

а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

2) Природные условия и ресурсы:

· рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

· минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

· почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

· земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

· климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

· воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

· водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

· леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

· лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.


· ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

· ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

· рекреационные ресурсы:

· Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

3) Население:

а) численность - свыше 300 млн. человек;

б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

г) преобладание женского населения;

д) старение населения;

е) индоевропейская языковая семья:

· языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

· межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

30-35 % - в промышленности и строительстве;

5-10 % - в сельском хозяйстве.

4) Экономика:

Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

Условия, влияющие на развитие:

Высокий технологический уровень;

Высококвалифицированный персонал;

Наличие уникальных природных ресурсов;

Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

Отрасли промышленности:

а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики .

б) чёрная металлургия:

Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

5) Внутренние различия региона:

Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

Менее развитые: Португалия, Греция.

6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

Большая административная карта Европы.

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения зарубежной Европы.
1) ЭГП стран Зарубежной Европы определяется двумя главными чертами:
- соседским положением этих стран по отношению друг к другу;
- приморским положением подавляющего большинства стран, многие из которых расположены вблизи от самых оживленных морских путей.
2) География природных ресурсов:

Карта промышленности и сельского хозяйства Зарубежной Европы.

В северной части распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные;

Гидроэнергетические ресурсы довольно велики, но приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор.

3) География и характеристики населения:

Зарубежная Европа является главным мировым очагомтрудовой иммиграции;

Подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье;

Уровень урбанизации один из самых высоких в мире.

2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Европа - один из наиболее густо населенных регионов мира м населением свыше 100 человек на 1 кв.км. Размещение населения, прежде всего определяется географическим положением городов. В Зарубежной Европе преобладает западноевропейский тип города. Экономическую мощь региона составляют в первую очередь четыре страны, входящие в "большую семерку" стран Зпада - ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта. Ориентировано машиностроение прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Но например, в ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Чехии машиностроение рассредоточено.

4. Основные черты размещения сельского хозяйства и его типы.

Главные отрасли сельского хозяйства - растениеводство и животрноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложилось три типа с/х:

Североевропейский (преобладание молочного животноводства) распространен в Скандинавии, Финляндии, а также в Великобритании;

Среднеевропейский (преобладание молочного и молочно-мясного животноводства);

Южноевропейский (преобладание растениеводства) распространен в Южной Европе.

5. Основные черты региональной транспортной системы зарубежной Европы.

Региональная транспортная система зарубежной Европы относится к западноевропейскому типу. Очень высока густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Конфигурация сухопутной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.
6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубежной Европы.
Основной чертой расселения населения и хозяйства является их близкое расположение по отношению к "центральной оси" развития, простирающейся по территории восьми стран. Ее стержнем служит "главная улица Европпы" - линия Рейн - Рона. В границах это "оси" живет 120 млн человек при плотности 300 человек на 1 кв. км и сосредоточено 2/3 всего экономического потенциала региона, находятся его главные промышленные регионы.
7. Субрегионы зарубежной Европы.
Существует два подхода к выделению субрегионов зарубежной Европы:
1) При подразделении на 2 субрегиона различают Западную и Центрально-Восточную Европу;
2) Принято подразделять зарубежную Европу на 4 субрегиона: Северную, Западную, Южную и Восточную Европу.
8. ФРГ как самая экономически мощная страна зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия.

ФРГ- самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы. Эта страна входит в состав «большой семерки» стран Запада. Она играет значительную роль в мировой экономике и политике. Важнейшая особенность ЭГП ФРГ - это ее центральность. По форме правления ФРГ - парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат) и правительством, которое возглавляет канцлер. По форме административно-территориального устройства - федеративное гос-во, состоящее из 16 исторических земель. Это самая большая по численности населения страна зарубежной Европы, но это и страна с очень сложной демографической ситуацией. ФРГ - одна из наиболее высокоурбанизированых стран мира. Эта страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвертое место в мире. Территориальная структура хозяйства ФРГ отличается полицентрическим характером. Географический рисунок хозяйства ФРГ в первую очередь определяется размещением ее главных промышленно-городских агломераций.

Страны Восточной (Центральной) Европы получили социально-политическую и экономическую целостность в начале 90-х годов ХХ века. Это связано с распадом бывшего СССР и социалистической системы, образованием независимых государств. Регион охватывает 10 стран.

Экономико-географическое положение (ЭГП) Восточной Европы отличается следующими особенностями:

Межевание на западе с высокоразвитыми странами, а на востоке и юго-востоке - с Россией и странами Юго-Восточной Европы - потенциальными рынками сбыта для Восточной Европы;

Прохождение через регион трансъевропейских транспортных магистралей меридионального и широтного направлений. Первые из них связывают Скандинавские страны и Финляндию со странами Дунайского бассейна и Южной Европы, а вторые обеспечивают связь между востоком и западом материка;

Центральное положение между западом и востоком европейского массива стран;

Выход к морям (Балтийского, Черного и Азовского), что обеспечивает прямую выгоду для транспортно-торговых связей;

Большая протяженность территории региона с севера на юг, разнообразие природных условий, что существенно влияет на специализацию сельского хозяйства, геологическая и тектоническое строение территории - на размещение различных видов минерального сырья.

За последние 15 лет на ЭГП района существенно повлияли такие события на политической карте мира:

Распад СССР, образование независимых государств;

Объединение Германии;

Распад Чехословакии, в результате чего образовались два самостоятельных государства: Чехия и Словакия;

Появление на южных границах "нестабильных" по военно-политической обстановки соседей - балканских стран.

Вторая половина 80-х годов. вошла в историю этих стран как период коренных социально-политических перемен. В Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Болгарии, СССР потерпели крах политические режимы, введенные после Второй мировой войны по образцу сталинской административно-командной системы. Правящие коммунистические и рабочие партии одна за другой теряли монополию на власть, большинство из них распались.

Политические и социально-экономические изменения повлияли на формирование современной политической карты Восточной Европы. В результате распада СССР образовались такие независимые государства в регионе Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, Россия. Возникло новое политическое и экономическое объединение - Содружество Независимых Государств (СНГ). Страны Балтии в него не вошли.

В процессе глубоких революционных изменений страны Восточной Европы вступили в период политических и экономических реформ, активно утверждая принципы реальной демократии, политического плюрализма (многопартийности), рыночной экономики. Развивается многоукладная экономика с равноправными формами собственности, в том числе частной, формируется институт гражданского общества, наблюдается тенденция учета разрозненных экономических, политических, национальных и культурных интересов различных групп населения.

Благодаря этим процессам ряд стран региона испытали таких изменений экономического и социально-политического характера, которые позволили им стать равноправными членами ЕС и пополнить состав военно-политического блока НАТО.

Все страны региона входят в ООН. Россия Украина и Беларусь - в СНГ. В ЕС и НАТО входят Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия.

Образовательное учреждение: МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Пикалево

Учитель: Венидиктова Наталья Владимировна

Урок: география

Класс: 10

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубить теоретические знания по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

3. Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: настенная карта: «Страны Зарубежной Европы, атлас 10 класс, интерактивная доска, ПК.

Ход урока:

    Оргмомент

    Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мира мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнём, вы назовёте мне сами, побывав в картинной галерее.

Картинная галерея.

Перед вами предстанут шедевры художников из различных стран, написаны картины в разное время, но что-то их объединяет, попробуйте это выделить после знакомства с картинами.

- Что же объединяет?

(просмотр картин Похищение Европы)

Ответ: Объединяет сюжет картины, картины выполнены европейскими художниками .

Может кто-нибудь знает об этих картинах, название картин, по сюжету картины назвать регион? Разобраться в этом вопросе нам поможет эксперт.

Слово эксперту.

Мифы далекой древности - свидетельства научно-философских воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных трактатов никто не писал. А вот мифы передавали из поколения поколению. Один из мифов стал сюжетом для написания картин, представленных пред вами.

Предание древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего прочего, археологические раскопки на Крите.

Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный - согласно принятой ныне терминологии - между северо-восточной Африкой, западной Азией и юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго тысячелетия до н. э.

По всей вероятности, именно тогда, в конце 3 - начале 2 тысячелетия до н. э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» - восход. Предполагается, что ассирийское слово «эреб» - закат - послужило основой для имени «Европа». Картины объединяет не только сюжет, а также название – Похищение Европы

Ну а теперь, я думаю, вы легко назовёте регион - Европа

(слайд: политическая карта Европы)

- А что бы вы хотели узнать об этом регионе?

Сравним с программным планом изучения региона по страницам учебника. Мы видим, что многие пункты плана совпадают с вашими потребностями.

С чего мы начинаем изучение региона, выберите из плана.

Ответ: Территория, границы, географическое положение.

В экономической географии вводится понятие - экономико-географическое положение (ЭКГ).

Положение к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населённым пунктам, транспортным сетям и пр.)

1. Экономико-географическое положение.

Определить ЭГП нам поможет журналист- международник, она пригласила в гости политолога-экономиста, который ответит на её вопросы.

- По интервью необходимо заполнить таблицу 1 и сделать вывод. Формы таблиц представлены в приложении к уроку.

Интервью.

- Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике.

При изучении региона можно использовать различные методы получения информации, самым необходимым является картографический метод. При знакомстве с регионом мы будем использовать

различные карты.

Страны Зарубежной Европы делят на страны Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы, Восточной Европы.

-Контурная карта, на которой обозначены федерации.

По форме территориального устройства в Европе унитарные государства и федеративные.

- Контурная карта, на которой обозначены монархии.

Учащиеся называют страны, по слайду в презентации проверяют

По форме правления – республики и монархии. В Европе сохранилось самое большое количество монархий.

Сообщение о монархии, рассказ сопровождается слайдами из презентации.

2.Население.

Этот вопрос нам помогут изучить карты. Пользуясь тематическим картами, заполнить таблицу №2 и выполнить задание. Задание выполняется в парах.

Зарубежная Европа центр древнейшей цивилизации.

Каждая страна имеет свои достопримечательности, некоторым из них посвящены музыкальные произведения. Проводится музыкальная пауза, с использованием музыки песни Беловежская пуща.

Для рассмотрения достопримечательностей стран Зарубежной Европы предлагается электронная игра с использованием ПК. К игре прилагается таблиц №3.

III . Подведение итогов урока

Итоги урока учащиеся подводят самостоятельно, оценивают свою деятельность не только на уроке, но и при подготовке к уроку. Данные заносят в индивидуальное портфолио. Вручаются сертификаты участника урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

На уроке только начали знакомство с регионом, может кто-нибудь из вас пожелает получить образование в учебных заведениях Европы и вернуться служить России.

Приложение к уроку.

ТАБЛИЦА №1

Географическое положение Европы, благоприятные, неблагоприятные черты экономико-географического положения.

План географического

положения

Черты географического

положения Европы

Черты экономико-географического положения

благоприятные

неблагоприятные

1. Площадь Европы

2. Количество стран

3. Протяжённость с

севера на юг

4. Протяжённость с

запада на восток

5. Близость к океанам

6. Пограничные рубежи

7. Мировые транспортные

ТАБЛИЦА №2

Характеристика населения зарубежной Европы .

характеризующие

население Европы

Источ

ники

Страны

Северной

Европы

Страны

Южной

Европы

Страны

Западной

Европы

Страны

Восточной

Европы

Швеция

Португалия

Австрия

Польша

1.Численность населения

Визитная карточка

2.Плотность населения

Численность страны /площадь

3. Тип воспроизводства

Учебник с.63

4. Половой состав

Значительно Ж

5.Национальнай состав

Атлас с26

Шведы. Саами

португальцы

австрийцы

6.Религиозный состав

протестанты

католики

католики

католики

7.Уровень урбанизации

Учебник с.78

Очень высокоурба

низиронная

Выкоурба

низированная

Высокоурба

низированная

Высокоурба

низированная

8. Крупные агломерации

Учебник с.185

Стокгольм 1,6

Лиссабон 2.6

Варшава 2,2

9.Форма правления

Визитная карточка

Форма территориального устройства

Визитная карточка

Вывод: Выбери верные утверждения

    Для стран Зарубежной Европы характерен близкий к нулю естественный прирост населения.

    Зарубежная Европа с низкой долей пожилого населения

    Для народов Зарубежной Европы буддизм – религия большинства верующего населения

    Для Швеции характерны невысокие показатели плотности населения

    Для стран Зарубежной Европы характерен низкий уровень урбанизации

    В Зарубежной Европе большинство стран имеют республиканскую форму правления, 12 стран имеют монархическую форму правления

Ключ правильных ответов - верные: 1,4,6

ТАБЛИЦА №3

Итоги игры: «Достопримечательности стран Европы»

Если Вы заработали балл – «+», если нет – «-«. В конце игры, пожалуйста» подведите итоги.

Достопримечательности стран Европы

Ваши баллы

1.Акрополь

2.Биг Бен

3.Беловежская пуща

5.Лапландия

6.Венеция

7.Бранденбургские ворота

8.Коррида

9. Эйфелева башня

Бланк портфолио

Бланк портфолио

Портфолио-

ученик _______________

Портфолио-

ученик _______________

3. -2 б

4.Таблица1 -3б.

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

1Выступление на уроке перед классом - 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1 -3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

Самоанализ урока географии

Анализ составила:

Венидиктова Н.В.,

учитель географии

МБОУ «СОШ №3»

город Пикалёво

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубление теоретических знаний по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

1. Формирование понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы.

2. Формирование представлений о политической карте Зарубежной Европы населении стран региона.

3.Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание основ географической культуры и мировоззрения.

Урок проходил на базе 10 класса, класс сборный, в нем обучаются дети из трёх классов. Учащиеся класса начинают взаимодействовать между собой.

Урок вводный в большую тему: «Зарубежная Европа», относится к типу – изучение нового материала. На уроке запланировано рассмотреть два больших программных вопроса: экономико-географическое положение зарубежной Европы, население.

В начале урока был использован мотивационно-целевой компонент. Посетив картинную галерею, выслушав эксперта, учащиеся были заинтересованы в изучении региона, перед собой поставили цель расширить знания о зарубежной Европе. Целевые потребности учащихся совпали с программными.

Изучение нового материала состояло из двух этапов. При рассмотрении вопроса экономико-географического положения учащимся было предложено интервью, по ходу которого полученные знания должны быть систематизированы в таблицу. Эта форма способствует развитию коммуникативной компетентности - умение вступать в коммуникацию, непринуждённо общаться. При рассмотрении политической карты региона учитель опирался на понятия предыдущих тем: федеративная и унитарная формы территориального правления, республика и монархия. Для полного представления политической карты учащимся предложены тематические контурные карты. Для расширения знаний по этому вопросу учащиеся прослушали сообщение об одной из старейших монархий Зарубежной Европы. Сообщение являлось результатом исследовательской работы. Для зрительного восприятия учебного материала предлагается презентация: «Английская монархия». Используемая форма способствует развитию учебно-информационной компетенции.

Мой вопрос о целесообразности на политической карте стран с различными формами территориального устройства и формами правления даёт возможность перейти ко второму вопросу – население Зарубежной Европы. Этот прием позволяет сохранить целостность и логичность в изучении научного материала.

Изучение населения учащиеся осуществляют самостоятельно, работая в парах, пользуясь различными источниками информации (картами в атласе, страницами учебника). Полученные результаты заносятся в таблицу. Результаты практической работы позволяют учащимся охарактеризовать население по различным признакам и сравнить группы населения в разных странах Зарубежной Европы. В выводе предложены задания, которые готовят к ЕГЭ. Выполнение этого задания необходимо ограничить временем. Учащиеся могли дать характеристику населению одной из предложенных стран, при наличии времени, работу продолжить.

Этот этап урока развивает информационную компетентность - анализ тематических карт, работа со всеми видами информационных источников. Выполнение задания в парах позволило мне, как классному руководителю, сделать выводы о сформированности коммуникативной компетентности десятиклассников. Есть над чем работать. В ходе работы учащиеся были активны, самостоятельны. Те пары, в которых работа была слаженной, совместной, уложились в отведённое время. В ходе выполнения работы можно было бы использовать музыкальную релаксацию, а не отводить музыкальной паузе отдельное время. Музыка, используемая во время паузы, была подобрана неслучайно, она посвящена достопримечательности одной из европейских стран и позволила перейти к заключительному этапу – знакомству с достопримечательностями стран Европы. Для этого использовались ПК, детей эта деятельность активизировала. Учебная игра помогла успешно завершить урок. Подвели итог дети самостоятельно, заполнив персональное портфолио. Не один учащийся не набрал максимального количества баллов. Это свидетельствует о том, что учащиеся только начали изучать тему и многое предстоит узнать, чтобы удовлетворить свои потребности и получить знания по программе. По окончании урока каждому был выдан сертификат участника – это одна из альтернативных форм оценивания учащихся.

У меня после урока появилось много задумок, которые воплотятся в жизнь на уроках географии при изучении различных тем в разных классах. А поможет мне в этом 10 класс, у которого есть и желание, и способности.

Подробное решение тема Тема 6 по географии для учащихся 10 класса, авторов В.П. Максаковский Базовый уровень 2017

  • Гдз рабочая тетрадь по Географии за 10 класс можно найти

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 233).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также табл. 2 в «Приложениях».

Монархии в Европе сохранились больше в роли важной части культуры. Современные монархи Европы обладают ограниченной властью или просто выполняют церемониальную роль.

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

Задание 4. Используя рис. 44, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рис. 44 столько сведений, сколько возможно.

По уровню иммиграции (люди, приезжающие в страну) среди стран региона особенно выделяется Великобритания, Франция, Германия. Количество иностранных рабочих там превышает 6 млн чел, а Германии достигает 10 млн чел. Основные иммиграционные потоки идут из стран Балканского полуострова, Восточной Европы, стран Африки и Азии. Одновременно с этим наблюдается миграция населения и внутри самой Европы. Например, миграция с целью трудоустройства из менее экономически развитых стран Европы (Балканы, Испания, Италия) в более развитые, прежде всего в Великобританию.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Практически все народы, проживающие на территории Европы относятся к индоевропейской семье. Уральская семье представлена на территории Европы только финнами и эстонцами.

Задание 6. Используя рис. 45 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП. Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях; 2) в устьях рек; 3) вдали от морей, но на судоходных реках; 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

В Белоруссии, Испании, Польше.

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 22-27 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, установите их распределение по странам. По рисункам 21-26 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности Европы. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции рассматриваемого региона и 2/3 его экспорта. Машиностроение ориентируются прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру и более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «Рено» (Франция), «Фольксваген» и «Мерседес» (ФРГ), «Вольво» (Швеция). Важной чертой машиностроения зарубежной Европы является активное проникновение в него капиталов других стран, прежде всего США и Японии. Нефть и природный газ поступают в Европу из стран Персидского залива (крупнейшие потоки поставок), Венесуэлы. Железная руда поставляется из Бразилии, Индии, Австралии, Канады.

Задание 8. Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны; 2) железорудные бассейны; 3) грузопотоки каменного угля и железной руды (в том числе морские).

Примеры ориентации центров черной металлургии на: 1) запасы каменного угля (Рур в Германии, Донбасс в Украине); 2) месторождения железной руды (Лотарингия во Франции, Урал в России); 3) на пересечении потоков угля и руды (Таранто в Италии).

Задание 9. С помощью рис. 49 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Для среднеевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства. Растениеводство в данном типе не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Для южноевропейского тип с/х, наоборот, характерно преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но также значительные территории заняты фруктовыми плантациями (плантации цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур).

Задание 10. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Транспортные сети отдельных стран могут быть радиальной (одноцентровой) конфигурации (Франция) или многоцентровой (ФРГ).

Задание 11. Используя планы центральных частей Лондона или Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях. Почему они стали крупными центрами туризма?

В центре Лондона расположено множество достопримечательностей. Самым известным символом Лондона является часовая башня Вестминстерского дворца, которая известна больше как Биг-Бен. В самом Вестминстерском дворце проходят заседания палаты лордов и палаты общин. Недалеко от аббатства расположена резиденция Ее Величества королевы – Букингемский дворец. Смена караула у Букингемского дворца является одной из самых узнаваемых церемоний в мире. Важной туристической достопримечательностью является Трафальгарская площадь, которая также является и географическим центром Лондона. В центре Трафальгарской площади возвышается колонна в честь адмирала Горацио Нельсона. Так же на Трафальгарской площади в углах располагаются постаменты, три из которых постоянные, а четвертый постамент - является площадкой для современных художников. Над Трафальгарской площадью возвышаются еще две достопримечательности Лондона - это Лондонская Национальная и Портретная Галереи. Так же одна из главнейших достопримечательностей то Лондонский глаз – знаменитое колесо обозрение в центре Лондона. Располагается Лондонский глаз в пяти минутах ходьбы от Биг Бена. В центре Лондона располагается Лондонский Тауэр и рядом с ним Тауэрский мост. Тауэр является самым старым сооружением Лондона и в нем хранятся Сокровища Британской Короны. А Тауэрский мост – это единственный разводной мост через Темзу в Лондоне.

Лондон как и Париж являются старейшими городами Европы, ее культурными центрами.

Задание 12. Составьте проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвящённых знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.

Страны Европы обладают большим количеством достопримечательностей, которые внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Для ознакомления с ними можно составить 2 маршрута, один будет проходить по Северной Европе, некоторым странам Центральной Европы и Великобритании. Второй маршрут пройдет по странам Центральной Европы.

1 маршрут (основные пункты):

Крепость Суоменлинна (Хельсинки, Финлядия) - королевская резиденция Дротнингхольм (Стокгольм, Швеция) - Гейрангер-фьорд (Норвегия) - старая верфь Бергена (Норвегия) - Замок Кронборг (Дания) - Рунные камни в Еллинге (Дания) - Ветряные мельницы в районе Киндердейк-Элсхаут (Роттердам, Нидерланды) - Дом Шрёдер (Утрехт, нидерланды) - Концентрические каналы XVII века в квартале Сингелграхт (Амстердам, Нидерланды) - Исторический центр города Брюгге (Бельгия) - Площадь Гран-Плас в Брюсселе (Бельгия) - Неолитические каменоломни в районе Спьенн (Монс, Бельгия) - Мегалитические памятники Стоунхендж (Великобритания) - Вестминстерский дворец, Вестминстерское аббатство (Великобритания) - Лондонский Тауэр (Великобритания)

2 маршрут (основные пункты):

Дворцово-парковый комплекс Радзивиллов в Несвиже (Белоруссия) - Мирский замок (Белоруссия) - Беловежская пуща (Белоруссия) - Исторический центр Варшавы (Польша) - Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим, Польша) - Королевские соляные шахты в Величке и Бохне (Величка, Польша)- Исторический центр Кракова (Польша) - Исторический центр Праги (Чехия) - Колонна Св. Троицы в городе Оломоуц (Оломоуц, Чехия) - Ахенский собор (Ахен, Германия) - Кёльнский собор (Кёльн, Германия) - Шпайерский собор (Шпайер, Германия) - Кафедральный собор Св. Марии и церковь Св. Михаила в городе Хильдесхайм (Германия) - Дворцы и парки Потсдама и Берлина (Германия)

Задание 13. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие - к новым?

Рур – один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы. В Рурском промышленном районе сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. К новым отраслям, получившим развитие в это регионе, относят приборостроение, электротехнику, электронику. Наиболее крупными промышленными центрами региона являются Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Бохум.

Задание 14. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 217-219, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

При подготовке сообщения можно использовать ответы на задание 1 и 15 данной темы.

Федеративная Республика Германия - государство в Центральной Европе. Площадь территории - 357 408,74 км². Численность населения 82 млн. чел. По государственному устройству является федеративным государством. Германия - развитая страна с очень высоким уровнем жизни.

Уровень урбанизации страны 74 %. Крупнейшими городами являются: Берлин (столица с населением 3,5 млн чел), Гамбург, Мюнхен, Кёльн, Франкфурт-на-Майне. В этническом составе населения преобладают немцы (92 %).

Германия не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Исключение составляет только уголь, добываемый на территории Рурского бассейна. Однако на сегодняшний день данные ресурсы ограничены или истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. Поэтому экономика страны сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Основу экономики (от 70 % до 78 %) составляют услуги, 23-28 % - производство. Агросектор составляет 0,5-1,5 % ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны.

Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство - основная отрасль животноводства в Германии. Второе место по значению занимает свиноводство.

Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку».

Задание 15. Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору).

Задание 16. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и социальной географии этой страны.

Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ - это расположение на перекрёстке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям.

По форме правления ФРГ является парламентской республикой, а по форме административно-территориального устройства федеративным государством.

По общему объёму ВВП страна уступает только США, Китаю, Индии и Японии, а по показателю ВВП из расчёта на душу населения входит в первую десятку ведущих стран мира.

Структура экономики свидетельствует о том, что страна находится на постиндустриальной стадии развития.

По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвёртое место в мире.

Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, а также тяготеет к крупным городам и агломерациям. Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «фольксваген» и «мерседес» (ФРГ).

В стране развитая черная и цветная металлургия. С отраслевой структуре цветной промышленности выделяется медная промышленность.

Транспортная сеть ФРГ относится к многоцентровой.

Сельское хозяйство ФРГ отличается высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства. Для отрасли характерно преобладание животноводства. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Растениеводство почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания. Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла.

Международной специализацией ФРГ является экспорт автомобилей, станков, промышленного оборудования, изделий электротехники и электроники, морских судов, химикатов и изделий легкой промышленности.

Задание 17. Работа в тетради

17.1. Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории; 2) численность населения; 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

По величине территории

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны средние по площади. Одновременно с этим в Европе есть ряд карликовых государств. В Европе находится часть самой большой по площади страны – России (ее европейская часть).

По численности населения

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны с населением от 3 до 20 млн человек. Также среди стран Европы есть страны с населением более 20 млн человек, так и менее 1 млн.

По уровню урбанизации

Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что практически все страны Европы являются высокоурбанизированными. Странами с процентом урбанизации выше 80% являются карликовые государства и самые экономически развитые страны Европы. Также сюда относится Исландия, высокая урбанизация которой вызвана влиянием климата. Более низкий уровень урбанизации характерен для стран Восточной Европы и стран Балканского полуострова.

17.3. Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 6, определите, какие страны региона входят в первую десятку стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

17.4. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, опишите своё виртуальное путешествие по Дунаю от его истоков до устья.

Дунай - вторая по протяжённости река в Европе (после Волги). Часто Дунай называют «интернациональной» рекой, так как она протекает по территории 10 государств: Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и Молдавии. Главная особенность Дуная - желтовато-коричневый цвет его воды, который придают Дунаю взвешенные частицы илистых грунтов, смываемых с прибрежной поверхности. Поэтому Дунай считается самой мутной среди крупнейших рек Европы. Дунай берет свое начало в горах Шварцвальда на территории Германии. Территории водного бассейна, охватываемого Дунаем на всей своей протяженности, имеют самый разнообразный ландшафт. Это и высокогорные области с ледниками, горные хребты средней высоты, покрытые лесными массивами. Встречаются карстовые плоскогорья, лишенные всякой растительности, невысокие горные плато с речными долинами, а также лесные и степные равнины. В нижнем течении Дунай разветвляется, и образует обширную дельту, прорезанную густой сетью проток.

17.5. Подготовьте устное сообщение об одном из микрогосударств Западной Европы.

Сан-Марино - одно из самых маленьких государств в мире. Находится в Южной Европе, со всех сторон окружено территорией Италии. Сан-Марино является старейшим государством Европы. Его площадь составляет всего 60,57 км². Страна полностью располагается на юго-западном склоне горного массива Монте-Титано, возвышающегося над холмистой равниной предгорий Апеннин.Столице государства является одноименная столица – Сан-Марино, в которой сосредоточена большая часть всех достопримечательностей. Визитной карточкой, а также главной достопримечательностью Сан-Марино (как города, так и всей страны) считается средневековый комплекс «Три башни Сан-Марино», расположенный на трех вершинах горы Монте-Титано. В столице много разнообразных музеев. Несмотря на свои крошечные размеры, Сан-Марино является одним из самых популярных туристических направлений в Европе.

17.6. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

При составлении карт по данной теме использовались следующие методы:

Метод картодиаграмм, при помощи которого можно проследить структуру промышленности;

Знаки движения, которые используют для показа пространственных перемещений каких-либо социальных, природных или экономических явлений (например транспортные пути, миграцию населения и пр.);

Метод значков (отражение объема производства по странам);

Метод качественного и количественного фона.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

Ответ: Норвегия, Великобритания, Швеция, Испания.

2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Сербия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венгрия, ФРГ?

Ответ: Из перечисленных Дунайский водный пусть используют для выхода к морю Венгрия и Сербия, так как у них нет выхода к морю и река Дунай играет важную транспортную роль. Помимо этого из перечисленных стран Дунай протекает по территории Хорватии, Румынии и ФРГ, однако эти страны имеют открытый выход к морю, поэтому Дунайский водный путь имеет меньшее значение, чем для других стран.

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, Гданьск, Констанца?

Ответ: Роттердам, Гамбург, Марсель, Констанца (ежегодно перегружают более 50 млн т грузов)

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Ответ: Лондонский, Парижский. Южно-Германский (современные высокоразвитые регионы).

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского города?

В центре такого (западноевропейского) города обычно находится главная (рыночная) площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города с жилыми домами, магазинами и зданиями. В старом городе обычно сохраняются архитектурно-исторические достопримечательности. В остальных частях преобладает современная застройка.

2. В чём заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, как добываемые в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из других стран (России). В Восточной Европе, в отличии от стран Западной Европы, частично сохранилась ориентация на уголь как источник энергии (Польша, Чехия). На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС региона.

3. В чём основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?

В северной части региона распространены как рудные полезные ископаемые, так и топливные. В южной части преобладают рудные месторождения, а запасы топливных ресурсов здесь значительно меньше.

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она уступает системам США и России. Но по обеспеченности транспортной сетью занимает первое место в мире. Для нее характерна высокая густота движения, большое значение международных и транзитных перевозок. Автомобильный транспорт играет главную роль в перевозках пассажиров и грузов.

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

Ответ: Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, Черногория, Швейцария.

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?

Ответ: Наибольшая плотность населения характерна для Монако (более 10000 чел/км2). Также высокая плотность характерна для Мальты, Сан-Марино, Нидерландов и Бельгии.

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское море водным путём, не огибая полуостров Ютландия?

Ответ: Можно воспользоваться Кильским каналом, который соединяет Балтийское и Северное моря. Он проходит от Кильской бухты, у города Киль до устья реки Эльба, у города Брунсбюттель.

4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах; 2) в городах-портах; 3) в угольных бассейнах?

Для промышленных районов сформировавшихся в столичных регионах характерно машиностроение, электроника, пищевая промышленность. В городах-портах: судостроение и судоремонт, пищевая промышленность (переработка рыбы и импортирующихся продуктов). В угольных бассейнах развита черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

5. Какие металлургические комбинаты работают на импортном сырье и топливе?

На импортном сырье и топливе работают комбинаты расположенные в прибрежных регионах, портах. Такие комбинаты встречаются в Италии (г. Таранто), в ФРГ, Франции, Великобритании.

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

Для Европы характерно «старение наций», когда доля населения пожилого возраста увеличивается и резко сокращается доля людей молодого и трудоспособного возраста. При наложении на это еще низких показателей рождаемости становится ясна демографическая проблема Европы, которая приводит к нехватке трудовых ресурсов. В связи с этим страны Европы некоторое время проводили политику привлечения иммигрантов, которые были заинтересованы в переезде в более высокоразвитые страны с высоким уровнем жизни. Однако эта ситуация кардинально изменилась в 2015 году, когда возник очередной Европейски миграционный кризис. В результате увеличение числа воин на Ближнем Востоке и в Сирии, а также демографического взрыва в Африке, резко увеличилась доля беженцев из этих регионов. Всего в Европу за это время (2015-2016 гг) прибыло более 1,5 млн мигрантов.

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

Эти города (Париж и Лондон) являются старейшими политическими и промышленными центрами как стран, так и Европы в целом. Именно это объясняет перевес данных столичных агломераций над другими городами внутри своих стран. В случае с ФРГ и Италией, их современные столицы не всегда являлись политическими центрами сран. Так Рим стал современной столицей Италии только в 1870 г, и даже после этого, во время Второй Мировой войны, столица переносилась из Рима в другие города.

3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Греции - на сельское хозяйство?

Страны Южной Европы обладают более благоприятными агроклиматическими ресурсами в сравнении с странами Центральной и Северной Европы. Это позволяет активно развивать сельское хозяйство, значительная часть его продукции уходит на экспорт и является международной специализацией стран. В странах Центральной и Северной Европы находятся значительные запасы минеральных ресурсов, что позволяет им развить промышленность.

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и добычу нефти в Северном море, хотя её себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?

Нефть Ближнего и Среднего Востока несмотря на низкую себестоимость требует затрат на доставку этой нефти в регион. Одновременно с этим многие страны проводят политику энергетической безопасности, в ходе которой производят закупку энергоресурсов (в том числе нефти) у различных стран, чтобы снизить зависимость энергетической безопасности страны от политических и экономических вопросов. Также в ходе данной политики проводится разработка и добыча нефти на своей территории.

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?

Сельскохозяйственные угодья в Норвегии занимают 3% от площади страны, что является следствием климатических (малоплодородные почвы) и орографических особенностей территории страны. Почти всю территорию страны занимают Скандинавские горы, сильно расчлененные фьордами и прорезанные глубокими долинами. Одновременно с эти страна имеет протяженную береговую линию и с 3-ех сторон омывается морями. В связи с чем развито рыболовство.

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

Рейн – это крупнейшая река Западной Европы, которая протекает по территории таких стран как Швейцария, Лихтенштейн, Австрия, Германия, Франция, Нидерланды. Все эти страны входят в число высокоразвитых стран мира. Также река судоходна на протяжении 952 км (до города Базель и по Боденскому озеру), что в совокупности с климатическими условиями региона (Рейн не замерзает в течении года), позволяет ей быть важнейшей транспортной артерией региона. Вдоль Рейна располагаются крупные города, характеризующиеся высоким уровнем развития промышленности.

7. Почему именно Европа была и остаётся главным районом международного туризма?

Этот регион имеет богатую историю и культурное наследие, которое представлено архитектурными достопримечательностями, музеями и пр. Также регион имеет разнообразные рекреационные ресурсы: горы, морское побережье, обширные равнины. Все это в сововкупности привлекает туристов в этот регион.

8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

В старопромышленных регионах основным энергоресурсом выступал уголь. При сжигании угля в атмосферу выбрасывается большое количество твердых частиц и углекислого газа. Наличие угля притягивает черную металлургию и машиностроение, что также влияет на состояние окружающей среды. Все эти проблемы приумножаются в результате длительного существования этих районов, на протяжении которого там ведется хозяйственная деятельность человека.

Укажите:

1. В каких из перечисленных ниже стран население говорит на языках германской группы индоевропейской семьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?

Ответ: Австрия, ФРГ, Великобритания.

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция, Швейцария?

Ответ: Наибольший приток иммигрантов характерен для Италии, ФРГ и Франции.

3. Какие из приведённых ниже утверждений правильны для следующих стран?

Ответ: Утверждение 1 верно для Польши, Венгрии, ФРГ, Италии.

Утверждение 2 верно для Франции, Финляндии.

Утверждение 3 верно для Швейцарии.

Утверждение 4 верно для Польши, Венгрии, Франции, Финляндии, Италии.

Утверждение 5 верно для ФРГ, Швейцарии.

Можете ли вы:

2. По памяти определить страны, которые имеют сухопутные границы: 1) только с ФРГ; 2) только с Испанией; 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венгрией, Чехией, Словакией?

Ответ: 1 - Дания и Нидерланды; 2 – Португалия; 3 - Австрия.

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?

Ответ: Монако, Ватикан.

5. Из приведённого ниже перечня исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

Ответ: однонациональные страны – Норвегия, Португалия, ФРГ.

Выберите правильный ответ:

1. Франция граничит с: а) тремя странами; б) пятью странами; в) шестью странами.

Ответ: Франция граничит с 7 странами: Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария, Италия, Испания, Андорра.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.

Ответ: Парижская агломерация.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

Ответ: Стокгольм, Копенгаген, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.

Ответ: В Европе больше всего нефти добывает Норвегия (в мировом рейтинге 13 место по состоянию на 2016 г по данным ОПЕК).

Узнайте страну:

1. Островная страна Западной Европы, в прошлом отличавшаяся массовой эмиграцией в США. Член Европейского союза. Специализируется на молочном животноводстве.

Ответ: Ирландия.

2. Страна, расположенная на полуострове в Северной Европе. Является конституционной монархией. Специализируется на машиностроении, производстве чёрных металлов, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Ответ: Швеция.

3. Страна, представляющая собой конфедерацию 26 самостоятельных административных единиц, население которой говорит на четырёх государственных языках.

Ответ: Швейцария.