Продажа части земли: учет и налогообложение. Организация купила земельный участок. Как отразить покупку в учете

Все большую популярность получает приобретение в собственность земельных участков компаниями и предпринимателями. Но при этом, если земля приобретается впервые, может возникнуть множество вопросов о том, кто ставит на учет земельный участок и каким образом организовать учет земельных участков, соблюдая все требования закона.

Главным ориентиром при осуществлении операций с земельными наделами служат требования земельного, гражданского и налогового законодательства, а также положений по бухгалтерскому учету.

Способы получения компанией участков земли

Прежде чем ответить на вопрос, как принять к учету земельный участок, необходимо определить каким образом участок может стать частью ресурсов организации. Зачастую это происходит путем приобретения за плату. Но на практике могут возникнуть и иные ситуации получения наделов:

  • Дарение объекта недвижимости в виде земельного участка встречается достаточно часто. Дарителем имущества может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Передача имущественного объекта производится на основании договора дарения, правовые положения которого закреплены в ст. 572 ГК РФ. Возникает необходимость определить стоимость передаваемого имущества. Сделать это можно на основе результатов оценки незаинтересованного специалиста по рыночной стоимости. Дарителем может выступать также и учредитель компании. Вследствие получения земли на основании договора дарения, у фирмы возникает внереализационный доход. Однако если доля учредителя составляет более пятидесяти процентов УК, выгода у компании не формируется;
  • Договор мены реализуется с учетом положений ст. 568 ГК РФ и заключается в передаче каких-либо ценностей контрагенту в обмен на земельный надел;
  • Вклад в уставный капитал – стоимость имущества, подлежащего передаче, принимается решением учредителей.

Покупка земельного участка: проводки

На основании требований гражданского права договор купли-продажи составляется только в письменном формате. Если в отношении надела существуют какие-либо ограничения, эти сведения должны быть прописаны в договоре. Предметом сделки могут выступать только участки, которые прошли госрегистрацию и имеют кадастровый номер.

Первоначальная стоимость участка, являющегося объектом недвижимости, складывается из всех произведенных затрат, связанных с его покупкой.

Вследствие того, что земля относится к категории основных средств, расходы, связанные с ее приобретением, собираются на сч. 08 «Вложение во внеоборотные активы».

Рассмотрим, учет земли (в бухгалтерском учете) при ее приобретении:

  • Дт08 Кт60, 76 – куплен участок земли;
  • Дт08 Кт60, 76 – расходы, связанные с покупкой участка, такие как консультации, услуги риэлтора и иные;
  • Дт68 Кт51 – перечислена в казну величина пошлины;
  • Дт08 Кт68 – величина уплаченной госпошлины включена в состав первоначальной стоимости земли;
  • Дт01 Кт08 – приобретенный надел включен в группу объектов основных средств.

В состав основных средств наделы подлежат включению только при соблюдении следующих условий:

  • Объект будет применяться в основной деятельности или предполагается его сдача в аренду;
  • Предполагается использование участка сроком более одного года;
  • Компания не планирует перепродавать землю в обозримом будущем;
  • От использования участка земли компанией может быть получен доход.

Постановка на баланс земельного участка может быть произведена при условии его полной готовности к использованию и обозначенной первоначальной стоимости. Закон предполагает возможность принятия объекта к учету до получения свидетельства о регистрации, с отражением на отдельном субсчете, открытом к сч. 01.

Несмотря на то, что земля по сути своей является объектом ОС, списывать ее стоимость в расходы путем начисления амортизации запрещено в связи с тем, свойства земли не могут быть изменены с течением времени. Это правило прописано в ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Так как иной способ отнесения на расходы для объектов ОС не предусматривается, отнести на затраты стоимость надела земли возможно только при продаже.

Если для покупки были привлечены заемные средства, то проценты за пользование деньгами включают в стоимость участка до тех пор, пока он из внеоборотных активов не перейдет в категорию основных средств.

Учет земель не всегда осуществляется на счете 01. Стоимость земли также можно включить в состав материально-производственных запасов и учесть их на счете 41 «Товары».

Операции с земельным участками: проводки

Помимо отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с приобретением или выбытием объекта основных средств – земельного участка — в ходе его эксплуатации могут возникать ситуации, которые также требуют отражения в хозяйственном учете. В первую очередь, они зависят от целей покупки земельного надела.

  • Если земля приобреталась под строительство и по окончании работ предполагается передача участка инвестору, нужно сделать следующие записи:
  • Если участок был приобретен с целью использования в основной деятельности организации, то со счета 08 стоимость ОС переносится на счет 01:
  • Если в организации производится переоценка земельного участка, в учете должна быть сделана следующая запись:

Выбытие земельных участков

Земельный надел, находящийся в собственности, компания или предприниматель могут при необходимости реализовать. Бухгалтерское оформление этой процедуры будет зависеть от того, на каком счете учета был отражен этот актив: 01 «Основные средства» или 41 «Товары».

Доходы, полученные от продажи земельного надела, отнесенного в группу основных средств, включаются в состав прочих расходов, а участков, относящихся к товарам – в состав доходов от обычных видов деятельности.

  1. Земельные участки, отраженные на счете 01:
  • Дт62 Кт91/1 – отражены доходы, полученные при продаже ОС;
  • Дт91/2 Кт01 – списана стоимость участка земли, учтенного как основное средство;
  • Дт91/2 Кт60, 70, 76 – отражены затраты, связанные с продажей объекта ОС;
  1. Земельные участки, отраженные на счете 41:
  • Дт62 Кт90 – отражены доходы, полученные при продаже земли, учтенной как товар;
  • Дт90 Кт41 – списана стоимость земельного надела, учитываемого в качестве товара;
  • Дт44 Кт60, 70, 76 – отражены затраты, связанные с продажей участка земли, учтенного на счете 41 «Товары»;
  • Дт90 Кт44 – списана величина расходов, связанных с продажей участка.

В соответствие с налоговым правом продажа участков земли освобождена от обложения НДС.

Сопровождение операций с землей

Первым документом, составленным во время покупки участка земли, выступает договор купли-продажи. Согласно общим требованиям, он должен быть подготовлен в трех экземплярах: по одному для каждой из сторон контракта и одна копия для регистрирующего органа.

Отражение земельного надела на сч. 08 производится датой, отраженной в договоре либо акте приема-передачи земли.

После того, как стоимость участка с 08 счета перешла на 01 счет, для организации системы учета применяются документы ОС-1 и ОС-6. Компании, начиная с 2013 года, вправе самостоятельно разрабатывать формы первичной учетной документации, при условии наличия в них обязательных для отражения реквизитов.

Учреждению передан земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования. Как учитывать этот участок: за балансом или на балансе? Как оформить принятие к учету земли в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Ответы на эти вопросы вы найдете в статье экспертов 1С.

Пунктом 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н в редакции от 12.10.2012, установлено, что земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе, расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Если за учреждением закреплено право пользования земельным участком, то земельный участок является активом и должен учитываться на балансе учреждения.

Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н внесены соответствующие изменения в пункт 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н, теперь земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), должны учитываться на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории Российской Федерации).

Пунктом 2 приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н установлено, что изменения, утвержденные данным приказом, применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений осуществляется по мере организационно-технической готовности субъектов учета.

Таким образом, до 31 декабря 2014 года учреждениям следует списать с забалансового учета земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), и поставить их на баланс – на счет 103 11 "Земля - недвижимое имущество учреждения". По разъяснениям методологов Минфина России данные операции следует оформить бухгалтерской справкой ф.0504833.

Статьей 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Таким образом, для выявления фактического наличия имущества, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверки полноты отражения в учете в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" необходимо провести инвентаризацию земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости. Если у учреждения есть в наличии документы (свидетельства), подтверждающие право пользования земельным участком, на основании результатов инвентаризации следует списать объект с забалансового учета и поставить на баланс по кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 20 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н) принятие к учету согласно Акту о результатах инвентаризации объектов непроизведенных активов, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 "Непроизведенные активы" (010311330, 010312330, 010313330) и кредиту счета 040110180 "Прочие доходы".

Следует отметить, что если у учреждения земельный участок учитывается за балансом, возможно, он учитывается как имущество казны на балансе у соответствующего органа по управлению имуществом. Один и тот же объект не должен одновременно учитываться на балансах учреждения и казны. Списание с баланса казны и принятие на баланс учреждения должно производиться согласованно.

Как принять на баланс земельный участок в программе

Списание земельного участка с забалансового учета

Списание объекта НПА с забалансового учета оформляется документом "Выбытие ОС (забаланс)". В документе следует указать форму первичного документа, которым оформляется списание.

Согласно пункту 334 Инструкции № 157н "аналитический учет по счету 01 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендодателей и (или) собственников (балансодержателей) имущества по каждому объекту нефинансовых активов и под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником), указанным в акте приема-передачи (ином документе)".

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" на счете 01 аналитический учет ведется не только по объектам имущества и материально ответственным лицам, а также по собственникам имущества. Поэтому в качестве контрагента следует указать соответствующего собственника (балансодержателя) имущества (см. рис. 1).

Из документа можно распечатать Справку ф. 0504833.

Также следует распечатать инвентарную карточку или карточку количественно суммового учета по данному объекту учета (см. рис. 3).

Принятие к учету земельного участка на счет 103.11

Принятие к учету земельных участков на счет 103.11 по результатам инвентаризации оформляется документом "Безвозмездное поступление НПА" (меню "ОС, НМА, НПА - Учет непроизведенных активов" главного меню программы, интерфейс "Полный") с хозяйственной операцией "Оприходование излишков НПА по результатам инвентаризации".

При выборе данной операции в качестве корреспондирующего счета будет указан счет 401.10.180.

На закладке Капвложения следует указать соответствующий элемент справочника Основные средства.

Как было отмечено выше, на забалансовом счете 01 объекты учитываются под инвентарным (учетным) номером, присвоенным объекту балансодержателем (собственником).

Следует отметить, что в отношении объектов непроизведенных активов, учитываемых в составе счета 103 00 "Основные средства", пунктом 81 Инструкции № 157н предусмотрено, что "В целях организации и ведения аналитического учета каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета. Инвентарный номер, присвоенный объекту непроизведенных активов, сохраняется за ним на весь период его учета".

Поэтому для принятия земельного участка, учитываемого прежде на счете 01, в состав счета 10300 в справочник "Основные средства" следует ввести новый элемент с новым инвентарным номером. В старом или новом элементе справочника "Основные средства" следует дополнить краткое наименование.

Это позволит формировать инвентарную карточку по счету 01 за прошлый период и по счету 103 00 за текущий и последующие периоды.

При учете земельного участка за балансом в карточке объекта был указан вид учета "Основные средства в пользовании" и счет 01.

Рис. 5
Для учета земельного участка на балансе следует указать вид учета "Собственные и в оперативном управлении" и счет 103 11.

При проведении документа формируются бухгалтерские записи. Из документа следует сформировать Справку ф. 0504833 (см. рис. 7).

Также следует распечатать инвентарную карточку по данному объекту учета (см. рис. 8).

Также в любой момент можно распечатать инвентарную карточку по данному объекту учета по счету 01 (см. рис. 9).

Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование ().

ВНИМАНИЕ!

У субъекта учета может отсутствовать документ (свидетельство), подтверждающий закрепление используемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования – учреждение может использовать его на каких-либо иных основаниях (например, арендовать). В этом случае земельный участок не подлежит отражению в балансовом учете. Его учет по-прежнему должен быть организован на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" ().

Правила их учета установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов (утв. ; далее – Инструкция). Напомним, в августе прошлого года в этот документ были внесены изменения, которые вступили в силу 16 ноября 2014 года (). До этого момента земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" ( , ).

Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет таких земельных участков на счете 103 00 "Непроизведенные активы" (). При этом должны выполняться следующие условия:

Как отразить в учете поступление земельных участков?

Поступление земельных участков (в том числе расположенных под объектами недвижимости) в распоряжение субъекта, а также их постановка на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции отражается с применением корреспонденций, приведенных в Таблице 1, и кодов бюджетной классификации согласно Таблице 2.

Таблица 1. Бухгалтерские записи по постановке на учет земельных участков в организациях госсектора

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном (автономном) учреждении

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 180

гКБК 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 180

Основание: п. 16 Инструкции (утв. ).

Основание: п. 38 Инструкции (утв. ).

Основание: п. 20 Инструкции (утв. ) п. 20 Инструкции (утв. ).

БЛАНК

О хозяйственных операциях государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственныхакадемий наук, государственных (муниципальных) учреждений (ф. 0504833)

Операции по постановке на балансовый учет земельных участков, учтенных на забалансовом счете 01, оформляются Справкой (ф. 0504833) и учитываются обособленно. Для этого согласно учетной политике в рамках третьего разряда кода КОСГУ в счете 0 401 10 180 может использоваться специальный индекс – например, может применяться аналитический счет 0 401 10 189 (подразд. 2 "Особенности применения КОСГУ" разд. V Указаний, утв. ).

Таблица 2. Применение кодов бюджетной классификации при постановке на учет земельных участков организациями госсектора

Код бюджетной классификации (1-17 разряды номера счета)

Примечание

Основание

КРБ – 000 ХХ ХХ 00 0 0000 000

ХХ ХХ – соответствующий код раздела, подраздела по классификации расходов бюджетов

КДБ – 000 1 17 05010 01 0000

Код доходов бюджетов. Применяется получателями средств федерального бюджета

КДБ – ХХХ 1 17 050ХХ ХХ 0000

ХХХ... ХХ ХХ – соответствующие коды главного администратора доходов бюджета, подстатьи и элемента доходов бюджетов субъекта РФ, муниципального образования

гКБК – ХХХ 00000000000000

ХХХ – код главы по бюджетной классификации

Приложение № 2 к Инструкции (утв. )

При постановке земельных участков на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции одновременно с приведенными выше корреспонденциями следует отразить уменьшение показателя забалансового счета 01 "Имущество, полученное в пользование".

Земельным участкам, как и иным непроизведенным активам, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (). В качестве инвентарного номера может использоваться кадастровый номер земельного участка (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ " "; далее –Закон № 221-ФЗ).

На что обратить внимание при организации учета земельных участков?

1 На земельные участки, учтенные в балансовом учете, как и на другие виды нефинансовых активов, распространяются требования , . Например, в органе управления имуществом казны переданные в аренду участки должны одновременно отражаться:

  • на отдельном аналитическом счете, открытом к счету 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну";
  • на забалансовом счете 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)".

2 Органы управления имуществом казны не должны учитывать земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования ( , п. 2.3 Методических рекомендаций, утв. ), на следующих счетах:

  • счет 1 108 55 000 "Непроизведенные активы, составляющие казну";
  • забалансовый счет 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование".

Дело в том, что после закрепления за учреждениями земельные участки выбывают из состава имущества казны. Кроме того, действующая методология бухгалтерского учета просто не предусматривает возможность учета одних и тех же нефинансовых активов на балансе двух субъектов учета.

3 На счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" подлежит учету балансовая стоимость имущества, которым, согласно действующему законодательству, бюджетное (автономное) учреждение может распоряжаться только по согласованию с собственником и которым не отвечает по своим обязательствам ( , ). Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками ().

Таким образом, стоимость земельных участков должна учитываться при формировании показателей счетов:

  • 4 210 06 000 "Расчеты с учредителем" в бюджетных и автономных учреждениях (пп. "б" п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. );
  • 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях" в органах, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений ( , 42-7.4-05/2.1-823, ).

4 По земельным участкам, как и по иным объектам непроизведенных активов, амортизация не начисляется.

По какой стоимости учитывать земельные участки?

Порядок определения стоимости земельных участков, принимаемых к учету на счете 103 00, приведен в . Его положения можно обобщить в виде таблицы.

Таблица 3. Порядок определения балансовой стоимости земельных участков

Сведения о кадастровом номере и кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе о дате утверждения стоимости, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости ( , ; пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. ). Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются Росреестром по запросам любых лиц, в том числе Почтой России или через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (). При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно ().

Изменение стоимости земельных участков, принятых ранее к балансовому учету, согласно учетной политике организации госсектора может отражаться с применением приведенных выше корреспонденций по постановке участков на балансовый учет:

  • в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении;
  • в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком "минус".

А вот стоимость имущества (в том числе земельных участков), учитываемого на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование", не изменяется ни при каких обстоятельствах – они подлежат списанию с забалансового учета именно по той стоимости, по которой были приняты на забалансовый учет ().

Если отчетность еще не подписана, но кадастровая стоимость земельного участка уже претерпела изменения в текущем году, новая кадастровая стоимость может учитываться при формировании отчетности за прошедший год – но только в составе операций после отчетной даты, 31 декабря 2014 года (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. ). Такое решение возможно, если выполняются условия существенности события, определенные в учетной политике организации госсектора. Например, данные об увеличенной кадастровой стоимости могут быть необходимы для корректного расчета размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в части расходов на уплату земельного налога ().

Анна Шершнева, эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В связи с динамичным развитием земельных отношений актуальным является вопрос правового обеспечения и технологии учета земельных участков. В статье раскрываются особенности правового регулирования земельных участков как вида непроизведенных активов. Обосновывается факт того, что регистрация и определение кадастровой стоимости земельного участка не являются основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету. Рассматриваются особенность земельных участков как единицы учета, технология бюджетного учета их поступления, перемещения и выбытия, случаи их забалансового учета.

Правовое обеспечение учета земельных участков

Законодательное регулирование вопросов, связанных с использованием земельных участков, основывается на применении норм:
- Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ);
- Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 21.10.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп.);
- Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
- Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре";
- Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Бюджетный учет земельных участков ведется в соответствии с:
- Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Кроме этого, согласно ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления юридическим лицам - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям могут предоставляться земельные участки в безвозмездное срочное пользование на срок не более чем один год.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.
Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральным законом N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что земельные участки входят в состав недвижимого имущества. Вследствие этого государственное (муниципальное) учреждение, обладающее правом постоянного пользования земельным участком, должно иметь Свидетельство о государственной регистрации прав.
Таким образом, общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются на равных условиях с коммерческими организациями.
Согласно Письму Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406 государственная регистрация права на недвижимое имущество и постановка его на кадастровый учет не являются основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. Учитывая изложенное, специалисты Минфина России отметили, что постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, которыми учреждение имеет право распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом. Как правило, земля должна быть отражена на балансе исполнительного органа власти (органа местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

Особенности бюджетного учета земельных участков

Пунктом 70 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н определено, что земля относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 10300 "Непроизведенные активы".
Отличительной чертой объектов непроизведенных активов является то, что они не являются продуктами человеческого труда и представляют собой землю, ресурсы, недра и т.д. Тем не менее такое имущество может оцениваться в стоимостном выражении, выступать в качестве объекта купли-продажи (или быть объектом иных хозяйственных договоров), а также являться источником получения экономических выгод хозяйствующими субъектами.
При этом в п. 71 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н указано, что активы отражаются в учете в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
Статья 129 ГК РФ определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым в соответствии с положениями ст. 128 ГК РФ относятся земля и другие природные ресурсы. Исходя из содержания ст. 129 ГК РФ под оборотом земельных участков следует понимать их отчуждение или переход от одного лица к другому.
Ограничения оборотоспособности земельных участков определены ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества подлежат государственному кадастровому учету.
Земельные участки могут иметь рыночную и кадастровую оценку. Согласно ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Права на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании бюджетных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в соответствии с нормами действующего законодательства.
В рамках участника (стороны) в договоре на безвозмездное (бессрочное) пользование бюджетные учреждения, органы государственной власти, местного самоуправления регистрируют участок земли согласно соответствующим нормативным актам. Следует напомнить, что регистрация и определение кадастровой стоимости земельного участка не являются основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету.
Расходы, связанные с регистрацией земельных участков, осуществляются учреждениями по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".
Земельные участки отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.
Следуя юридической логике, вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот являются:
- приобретение земельных участков;
- безвозмездное получение земельных участков от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
- продажа земельных участков;
- передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Вовлечение земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот осуществляется с учетом ограничений, установленных ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные ограничения вовлечения земельных участков в экономический (хозяйственный) оборот следует учитывать при отражении операций с земельными участками в бюджетном учете.
В составе земельных участков не учитываются здания и сооружения, построенные на земле, насаждения.
Земельные участки как вид непроизведенных активов отражаются по их первоначальной стоимости в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот, которая формируется на счете 010613000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Термин "первоначальная стоимость" применяется ко всем группам внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и непроизведенных активов). Однако п. 72 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н определено, что в целях формирования первоначальной стоимости объектов непроизведенных активов при их приобретении, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, включая:
1) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (поставщику);
2) суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта непроизведенных активов;
3) регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением объекта непроизведенных активов;
4) суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект непроизведенных активов;
5) иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта непроизведенных активов.
Кроме того, не включаются в сумму фактических вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, а также расходы, связанные с приведением объектов непроизведенных активов в состояние, пригодное для использования.
Для отражения стоимости земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, переданные учреждениям в пользование, в бюджетном учете необходимо проведение целого комплекса мероприятий - геодезические исследования, определение границ, присвоение кадастрового номера и др. Это сопряжено с затратами, которые возможны в случае выделения бюджетных ассигнований. Таким образом, фактически земельные участки могут включаться в состав активов учреждения при условии вынесения соответствующего решения вышестоящего органа, документированного надлежащим образом.
Осуществленные расходы на непроизведенные активы аккумулируются на счете 010613000 "Вложения в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения". По завершении процесса формирования первоначальной стоимости собранные затраты списываются в дебет счетов, открытых к счету 010311000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".
В соответствии с п. 79 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н под категорией "земля" понимаются объекты непроизведенных активов в виде земельных участков, а также неотделимые от земельных участков капитальные расходы, к которым относятся расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов, срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов, мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы, которые неотделимы от земли), за исключением зданий и сооружений, построенных на этой земле (например, дорог, туннелей, административных зданий и т.п.), насаждений, подземных водных или биологических ресурсов.
Операции поступления и безвозмездной передачи земельных участков оформляются актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) N ОС-1 (ф. 0306001).
Каждому земельному участку присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который используется в регистрах бюджетного учета и не обозначается на объектах. Аналитический учет земельных участков ведется в инвентарной карточке учета основных средств.

Поступление земельных участков и принятие их к учету

Учет операций по поступлению объектов непроизведенных активов ведется:
- в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов в части операций по принятию к учету объектов непроизведенных активов по сформированной первоначальной стоимости;
- в Журнале по прочим операциям - по иным операциям поступления объектов непроизведенных активов.
Принятие на бюджетный учет земельных участков в момент вовлечения их в хозяйственный оборот отражается следующими бухгалтерскими записями:
1. Приобретение земельного участка за плату на сумму фактических вложений учреждения в его приобретение - стоимость земельного участка:

Кредит 0 302 33 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению непроизведенных активов".
2. Принятие к учету стоимости услуг, связанных с регистрацией земельного участка:
Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"
Кредит 0 302 26 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам".
3. Учет операций по вложениям в земельные участки при безвозмездном получении:

Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"


Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"


Дебет 0 106 13 330 "Увеличение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения"

4. Принятие к бюджетному учету земельного участка по первоначальной стоимости:

Кредит 0 106 13 430 "Уменьшение вложений в непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения".
Такой же бухгалтерской записью оформляется оприходование неотделимых от земельных участков капитальных расходов, а также расходов неинвентарного характера на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимых за счет капитальных вложений стоимости поступивших земельных участков.
5. Принятие к бюджетному учету по сформированной стоимости земельного участка, полученного в порядке передачи от публично-правовых образований и учреждений, если такая передача не предполагает дополнительных затрат:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 304 04 330 "Внутриведомственные расчеты";
- между учреждениями разных уровней бюджетов:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 151 "Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 180 "Прочие доходы".
При принятии к учету земельных участков, которые ранее не были учтены, но фактически находились в собственности, владении или пользовании учреждений и органов управления, правомерно применение порядка принятия к учету активов, выявленных в качестве излишков при проведении инвентаризации. Оприходование излишков земельных участков, выявленных при инвентаризации, отражается по рыночной стоимости на дату принятия их к бюджетному учету:
Дебет 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения"
Кредит 0 401 10 180 "Прочие доходы".

Перемещение и выбытие земельных участков

Рассматривая учет операций по выбытию и перемещению земельных участков, следует отметить, что эти операции ведутся в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Внутреннее перемещение земельных участков между материально ответственными лицами в учреждении отражается внутренней бухгалтерской записью по соответствующим счетам аналитического счета 010311000 "Земля - недвижимое имущество учреждения".
Выбытие земельных участков, находящихся на бюджетном учете в учреждениях, отражается в зависимости от причин выбытия:
1. При реализации земельных участков, а также в случае их выбытия как пришедших в негодность оформляется бухгалтерская запись:
Дебет 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами"

Приведение земельных участков в негодность подразумевает не только фактическое ухудшение эксплуатационных свойств (снижение плодородия земельных участков сельскохозяйственного назначения, загрязнение земель), но также возникновение факторов, влияющих на рыночную стоимость активов (объявление сервитутов, развитие по соседству промышленных зон и т.п.).
Под недостачей земельных участков понимается выявление документальной ошибки, в результате которой неправильно установлена их рыночная стоимость или неправильно определены границы земельного участка.
2. При безвозмездной передаче земельных участков:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:
Дебет 0 304 04 330 "Внутриведомственные расчеты"

- между учреждениями разных уровней бюджетов:
Дебет 0 401 20 251 "Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения";
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их получении от государственных и муниципальных организаций:
Дебет 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения";
- другим организациям, не являющимся государственными и муниципальными:
Дебет 0 401 20 242 "Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
3. При списании земельных участков, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций:
Дебет 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
4. При выбытии земельного участка в форме вложения в уставные капиталы организаций:
Дебет 0 302 73 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале"
Кредит 0 103 11 430 "Уменьшение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения".
Выбытие земельных участков в форме их внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ, товариществ возможно в отношении земельных участков, находящихся в собственности учреждения или органа управления, финансируемого за счет бюджетных средств.
Особенность земельных участков как непроизведенных активов заключается в том, что на них не начисляется амортизация, так как их стоимость с течением времени не снижается. Кроме этого, срок полезного использования земельных участков - неопределенный.

Забалансовый учет земельных участков

Согласно п. 77 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением (предоставлением) прав использования объектов непроизведенных активов, на балансовых счетах учета непроизведенных активов не осуществляется.
Из смысла п. 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н следует, что имущество, полученное с правом бессрочного пользования, должно учитываться учреждением на забалансовых счетах. Таким образом, положения абз. 1 п. 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н позволяют сделать вывод о том, что в соответствии с учетной политикой земельные участки могут обособленно учитываться в учреждении на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Однако, руководствуясь абз. 3 п. 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 N 157н, уполномоченные должностные лица могут принять решение об учете земельных участков на специальном дополнительном забалансовом счете. В этом случае платежи, осуществляемые учреждением за предоставленное им право пользования земельным участком, относятся в состав расходов, относимых на финансовый результат текущего финансового года.
Таким образом, особенности правового статуса земельных участков, относимых к категории непроизведенных активов, в настоящее время регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. В бюджетном учете предусмотрен балансовый и забалансовый учет земельных участков, что обусловлено юридическими правами учреждения на эти объекты непроизведенных активов. Амортизация на земельные участки не начисляется в связи с тем, что их стоимость с течением времени не снижается и срок полезного использования является неопределенным.

Земельный участок может быть реализован как отдельно, так и с построенным на нем объектом недвижимости.

Если земля реализуется со стоящим на ней объектом недвижимости, то новый собственник (покупатель) недвижимого имущества в результате такой сделки приобретает права на земельный участок, расположенный под зданием (строением, сооружением). При этом он приобретает те же права на землю, что и предыдущий собственник, то есть право собственности или право пользования.

В случае когда собственников несколько, они приобретают права на часть (долю) такого земельного участка с учетом размера доли каждого в общей собственности на объект недвижимости.

Такой порядок установлен статьей 35 Земельного кодекса РФ и статьей 552 Гражданского кодекса РФ.

По общему правилу стоимость продаваемого объекта недвижимости включает стоимость передаваемой с объектом недвижимости земли (права на землю). Такое правило установлено пунктом 2 статьи 555 Гражданского кодекса РФ. Однако стороны могут указать в договоре цену земли отдельно. Для этого в условиях договора необходимо записать, что стоимость передаваемого объекта недвижимости не включает цену передаваемого одновременно с ним земельного участка, на котором он расположен. В этом случае в договоре нужно указать стоимость передаваемого вместе со зданием земельного участка.

Переход права собственности на недвижимость к покупателю по договору продажи недвижимости, в том числе земельных участков, подлежит обязательной госрегистрации (ст. 131 и 551 ГК РФ).

Выручку от продажи земельного участка (объекта основных средств) включите в прочие доходы организации на момент:

  • зарегистрированного перехода права собственности на объект недвижимости покупателю - для земли под жилым домом;
  • зарегистрированного перехода права собственности на земельный участок покупателю - если земельный участок является отдельным объектом сделки купли-продажи.

Такой вывод следует из пункта 31 ПБУ 6/01, пунктов 12 и 16 ПБУ 9/99, пункта 16 ПБУ 10/99.

По общему правилу выбывающий объект основных средств списывается с учета по остаточной стоимости. Поскольку земельные участки не подлежат амортизации (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01), то их остаточная стоимость на момент продажи равна первоначальной. В связи с этим нет необходимости при выбытии земельного участка открывать к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основных средств».

Продажу земельного участка отразите в учете проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01

Дебет 62 Кредит 91-1
- отражена в составе прочих доходов выручка от продажи земельного участка.

Документальное оформление и отражение в учете продажи земельных участков производите в общем порядке. Подробнее об этом см. .

Передача инвестору

Как правило, при строительстве объекта недвижимости за счет средств привлеченного инвестора стоимость земельного участка полностью или частично застройщику возмещает инвестор. В этом случае застройщик отражает стоимость земельного участка на счете 08 и после окончания строительства передает инвестору земельный участок (его часть). В бухучете эту операцию отразите проводкой:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с инвестором» Кредит 08
- передан земельный участок инвестору в связи с окончанием строительства объекта недвижимости.

Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд регламентируются главой VII.1 Земельного кодекса РФ, а также статьями 279-281 Гражданского кодекса РФ.

Земельные участки изымаются в исключительных случаях, перечисленных в статье 49 Земельного кодекса РФ. Государственные (местные) власти обязаны уведомить об этом собственника земельного участка.

За земельные участки, которые изымают для государственных нужд, положено возмещение. Получить его может не только собственник, но и правообладатель (пользователь).

Размер возмещения, сроки передачи земельного участка и другие условия изъятия оговариваются в соглашении с собственником земли. Размер возмещения включает:

  • рыночную стоимость земельного участка;
  • рыночную стоимость недвижимости на этом земельном участке;
  • сумму убытков, причиненных изъятием (в т. ч. упущенную выгоду).

Такой порядок установлен статьями 279 и 281 Гражданского кодекса РФ, 56.8 и 56.9 Земельного кодекса РФ.

Списывайте земельный участок с учета на дату прекращения права собственности на него. Балансовую стоимость земельного участка при его списании отразите в составе прочих расходов, а полученное за него возмещение - в составе прочих доходов.

Такой вывод следует из пункта 12 ПБУ 9/99, пункта 16 ПБУ 10/99, пункта 31 ПБУ 6/01.

По общему правилу выбывающий объект основных средств списывается с учета по остаточной стоимости. Поскольку земельные участки не подлежат амортизации (абз. 5 п. 17 ПБУ 6/01), их остаточная стоимость на момент изъятия равна первоначальной. В связи с этим нет необходимости при выбытии земельного участка открывать к счету 01 отдельный субсчет «Выбытие основных средств».

Операции, связанные с выбытием земельного участка в результате изъятия, отразите следующими проводками:

Дебет 91-2 Кредит 01
- отражено выбытие земельного участка;

Дебет 76 Кредит 91-1
- отражена в составе прочих доходов сумма возмещения (выкупной цены) за изъятие.

Если земельный участок списан с учета до регистрации перехода права собственности на него (т. е. до признания компенсации в доходах), то для отражения выбытия земли используйте счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»:


- отражено выбытие земельного участка до перехода права собственности.

Документальное оформление выбытия

Документальное оформление выбытия изымаемых земельных участков производите в том же порядке, как и при продаже. Подробнее об этом см. Как отразить в бухгалтерском учете продажу основных средств .

ОСНО

Расчет налогов при выбытии земель зависит от того, по каким основаниям выбывает земельный участок:

Реализация

Отражение реализации земельного участка при расчете налога на прибыль зависит от того, из чьей собственности и в какой период он был приобретен:

  • земля приобретена из государственной (муниципальной) собственности (по договору, заключенному в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года);
  • остальные случаи приобретения земель.

Если реализуется земельный участок, который был приобретен по договору, заключенному в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года, из государственной (муниципальной) собственности, то прибыль (убытки) определяйте по правилам пункта 5 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ. Для этого используйте формулу:

Затраты на приобретение земельного участка учитывайте в остаточной сумме (т. е. недосписанной в налоговом учете), которую рассчитайте по формуле:

Пример отражения в бухучете и при налогообложении реализации земельного участка, который ранее был приобретен из муниципальной собственности (в результате реализации получена прибыль). Участок приобретен в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года

ООО «Альфа» приобрело в 2011 году муниципальный земельный участок стоимостью 1 200 000 руб. Право собственности на землю зарегистрировано в феврале 2011 года, размер госпошлины составил 7500 руб. В 2014 году организация продала земельный участок по цене 1 600 000 руб. Фактическая передача земельного участка и регистрация права собственности покупателя состоялись в июне 2014 года.

Учетной политикой для целей налогообложения установлено списание расходов на приобретение прав на землю равномерно в течение пяти лет.

За период с февраля 2011 года по июнь 2014 года (28 месяцев) в налоговом учете списаны расходы на приобретение земельного участка в сумме 560 000 руб. (1 200 000 руб. : 5 лет: 12 мес. × 28 мес.). Остаток несписанных расходов составил 640 000 руб. (1 200 000 руб. - 560 000 руб.).

На дату перехода права собственности на землю покупателю бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 91-1
- 1 600 000 руб. - отражена выручка от продажи земельного участка;

Дебет 91-2 Кредит 01
- 1 207 500 руб. - списан с учета реализованный земельный участок.

Так как ранее в учете формировались постоянные налоговые активы, в момент списания стоимости земельного участка также образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство.

В налоговом учете налогооблагаемая прибыль от реализации земельного участка составила 960 000 руб. (1 600 000 руб. - 640 000 руб.). Эту сумму бухгалтер включил в декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2014 года.

Если в результате реализации определяется убыток, то признавайте его в налоговом учете в следующем порядке.

Для организаций, которые установили в учетной политике срок для списания расходов на приобретение прав на земельные участки, убыток признается равными долями в течение установленного срока.

Если организация выбрала второй способ (исходя из прибыли предыдущего года), не установив расчетный срок, убыток признается равными долями в течение срока фактического владения земельным участком.

Такой вывод следует из подпункта 3 пункта 5 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 8 мая 2007 г. № 03-03-05/111.

В остальных случаях прибыль (убыток) от реализации земельных участков определяйте в следующем порядке.

Доходы, полученные от реализации, уменьшите:

  • на расходы на приобретение земельного участка (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ);
  • на расходы, связанные с реализацией земельного участка (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, расходы уменьшат выручку от реализации при условии их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Доход от реализации отразите в момент получения оплаты независимо от перехода права собственности (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Ситуация: может ли застройщик уменьшить доходы от продажи квартир в многоквартирном доме на стоимость приобретенного под строительство дома земельного участка? Земельный участок приобретен у частного собственника. Дом построен за счет собственных средств организации .

Да, может, но при выполнении определенных условий.

Жилищным законодательством предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности право на общее имущество дома (в т. ч. и земельный участок, на котором расположен данный дом) (п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Доля собственника квартиры на земельный участок определяется пропорционально размеру общей площади квартиры (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

В целях налогового учета реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары (результаты выполненных работ) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Организация вправе уменьшить доходы от реализации квартир на стоимость земельного участка на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

Переход права собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной госрегистрации. А регистрация перехода права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме одновременно считается и регистрацией права на долю земельного участка (п. 2 ст. 23 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Поэтому застройщик вправе уменьшить доходы от реализации квартир в жилом доме на расходы в виде стоимости земельного участка (его части), на котором расположен жилой дом, одновременно с передачей квартир собственникам (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако финансовое ведомство считает, что для этого, помимо регистрации прав покупателей на квартиры, нужно внести соответствующую запись в Единый государственный реестр прав об отсутствии у застройщика права на этот земельный участок или на его часть (письмо Минфина России от 3 июня 2010 г. № 03-03-06/1/375).

Таким образом, застройщик вправе уменьшить доход от продажи квартиры на стоимость перешедшей к покупателю вместе с квартирой доли земельного участка при одновременном выполнении следующих условий:

  • право собственности на квартиру зарегистрировано на покупателя;
  • в Едином государственном реестре прав есть запись об отсутствии у застройщика прав на земельный участок или на соответствующую его часть.

Причем сделать это можно так. Реализуя квартиру, примите в расходы ту часть стоимости земли, которая пропорциональна общей площади квартиры (письмо Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-03-06/1/32297).

Операции по реализации земельных участков не признаются объектом обложения НДС (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, у продавца не возникает обязанностей по уплате НДС и выставлению счета-фактуры покупателю (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Передача инвестору

При расчете налога на прибыль сумму компенсации стоимости земельного участка инвестором не учитывайте, так как она является средствами целевого финансирования. При этом застройщику необходимо вести раздельный учет доходов и расходов. Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Изъятие для государственных (муниципальных) нужд

Вопрос о том, следует ли облагать налогом на прибыль суммы возмещения (выкупной цены), которая выплачивается за изъятие земельных участков, напрямую законодательством не урегулирован.

Ситуация: нужно ли включить в состав доходов для целей налога на прибыль суммы компенсации, полученные при изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

Нет, не нужно.

Оснований для обложения такого дохода налогом на прибыль в законодательстве нет. Положения пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ применяются лишь к компенсациям убытков и ущерба, связанным с нарушением договорных обязательств. Причем если договорными отношениями или судебным решением не установлена обязанность по возмещению убытков и ущерба, внереализационного дохода у организации - получателя компенсации не возникает. Об этом сказано в статье 317 Налогового кодекса РФ. Таким образом, включать компенсацию убытков за изъятие земельного участка в доходы на основании данной нормы нельзя.

Учесть компенсацию убытков за изъятие земельного участка на основании иных положений главы 25 Налогового кодекса РФ также нельзя. Это связано с тем, что при ее получении у организации отсутствует экономическая выгода, а следовательно, и доход (ст. 41 НК РФ).

Кроме того, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ). В частности, убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме (п. 2 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, ст. 281 Гражданского кодекса РФ).

Порядок возмещения собственникам убытков, причиненных изъятием, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 262 (п. 5 ст. 57 Земельного кодекса РФ). Данным порядком не предусмотрено возмещение организации-землевладельцу суммы налога на прибыль, подлежащего уплате при получении компенсации за изъятие земельного участка государственных (муниципальных) нужд. Следовательно, взимание налога на прибыль с суммы компенсации, выплачиваемой собственнику изъятого имущества, нарушает принцип полного возмещения убытков и ущерба, определенный законодателем для таких случаев.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. № 2019/09, определениях ВАС РФ от 23 сентября 2009 г. № ВАС-12144/09, от 4 июля 2007 г. № 5047/07, постановлениях ФАС Московского округа от 26 мая 2009 г. № КА-А40/4352-09-П, от 9 июля 2008 г. № КА-А41/5975-08, Северо-Западного округа от 15 января 2007 г. № А56-11621/2006, Западно-Сибирского округа от 1 марта 2011 г. № А81-1212/2009, от 15 апреля 2009 г. № Ф04-2207/2009(4504-А70-49).

С учетом сложившейся арбитражной практики и на основании письма Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571 налоговое ведомство признало бесперспективными требования о включении компенсаций в состав налогооблагаемых доходов (письмо ФНС России от 16 июля 2015 г. № ЕД-4-3/12506). Поэтому претензии проверяющих в подобных ситуациях практически исключены.

Стоит отметить, что ранее позиция контролирующих ведомств была другой. Они указывали, что убытки, причиненные изъятием земельных участков, в том числе упущенная выгода, включаются в размер возмещения, которое полагается землевладельцам (ст. 56.8 ЗК РФ). Поэтому компенсация за изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд при расчете налога на прибыль должна учитываться в составе доходов (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/1/334 и ФНС России от 19 марта 2010 г. № 3-1-11/192).

В связи с выходом более поздних разъяснений эта позиция утратила актуальность.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на приобретение земельного участка, который изымается для государственных (муниципальных) нужд? Участок ранее был выкуплен из земель частной собственности, расходы на его приобретение в налоговом учете не признавались .

Да, можно.

Изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд путем выкупа происходит на возмездной основе. Доходы от такой операции отражаются в налоговом учете . А доходы от реализации можно уменьшить на расходы на приобретение реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 29 августа 2012 г. № ЕД-20-3/920.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выбытия земельного участка в связи с его изъятием для муниципальных нужд. Земельный участок выкупался ранее из земель частной собственности. Организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления, отчетный период - квартал)

ООО «Альфа» приобрело в 2013 году земельный участок. В 2015 году по решению местных властей он был изъят для муниципальных нужд. Сумма возмещения составила 1 600 000 руб. (в т. ч. 300 000 руб. - упущенная выгода). Фактическая передача земельного участка состоялась в мае 2015 года. Переход права собственности зарегистрирован в июне 2015 года. По данным бухгалтерского и налогового учета стоимость земельного участка составляет 1 207 500 руб.

Май 2015 года:

Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01

Июнь 2015 года:

Дебет 91-2 Кредит 45

Дебет 76 Кредит 91-1

В налоговом учете налогооблагаемая прибыль от реализации земельного участка составила 92 500 руб. (1 300 000 руб. - 1 207 500 руб.). Сумма упущенной выгоды (300 000 руб.) относится к внереализационным доходам. Эти суммы бухгалтер включил в декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2015 года.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выбытия земельного участка в связи с его изъятием для муниципальных нужд. Земельный участок был выкуплен ранее из земель муниципальной собственности (в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года). Организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления, отчетный период - квартал)

ООО «Альфа» приобрело в 2011 году земельный участок. В 2013 году по решению местных властей земельный участок был изъят для муниципальных нужд. Сумма возмещения составила 1 600 000 руб. (в т. ч. 300 000 руб. - упущенная выгода). Фактическая передача земельного участка состоялась в мае 2013 года. Переход права собственности зарегистрирован в июне 2013 года. По данным бухучета стоимость земельного участка составляет 1 207 500 руб. По данным налогового учета недосписанная часть расходов на приобретение земельного участка составила 640 000 руб.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки.

Май 2013 года:

Дебет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости» Кредит 01
- 1 207 500 руб. - отражено выбытие земельного участка до перехода права собственности.

Июнь 2013 года:

Дебет 91-2 Кредит 45
- 1 207 500 руб. - отражена в составе прочих расходов стоимость земельного участка;

Дебет 76 Кредит 91-1
- 1 600 000 руб. - отражена в составе прочих доходов сумма компенсации (возмещения) за изъятие.

Для целей налогового учета организация отразила выбытие земли как обычную реализацию.

В налоговом учете налогооблагаемая прибыль от реализации земельного участка составила 660 000 руб. (1 300 000 руб. - 640 000 руб.). Сумма упущенной выгоды (300 000 руб.) относится к внереализационным доходам. Эти суммы бухгалтер включил в декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2013 года.

Из-за различия в суммах признаваемых расходов на приобретение земельного участка в учете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 113 500 руб. ((1 207 500 руб. - 640 000 руб.) × 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство.