Понятие, функции и особенности государственных и муниципальных финансов. Финансовая система, ее звенья. Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования реализации государственных и муниципальных функций. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы Российской Федерации и являются ее главным звеном.

И государственные, и муниципальные финансы выполняют следующие функции:
. распределительную;
. регулирующую;
. контрольную.
Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Таким образом, сущность распределительной функции государственных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в установлении контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем может осуществляться посредством контроля:
. за изменением финансовых показателей, состоянием платежей расчетов (т. е. применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера);
. за реализацией стратегии финансирования. Здесь происходит реализация долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
а) контроль за правильным и своевременным переначислением средств в бюджеты;
б) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
в) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте.

Список экзаменационных вопросов по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

Финансы – это историческая и экономическая категория. Как историческая категория термин «финансы» происходит от латинского слова «financia», что означает платеж, доход. Впервые в этом значении финансы употреблялись в XIII – XV вв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное признание и сейчас используется для обозначения отношений, связанных с формированием, распределением, использованием денежных фондов. Рассмотрим данный термин, как экономическую категорию. Под категорией понимаются общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия. Экономическую категорию также образуют однородные экономические отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение. Они исключительно разнообразны и возникают на всех стадиях процесса воспроизводства и во всех сферах общественной жизни. Частью экономических отношений являются денежные отношения. Однако не все денежные отношения относятся к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. их особенность заключается в том, что они непосредственно не связаны с товарным производством и обращением. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы участников производства и происходит распределение и использование этих доходов. Так, получение выручки от реализации продукции основывается на таких функциях денег, как мера стоимости, средства обращения и средства платежа. Но это не финансы, а вот распределение выручки – это уже финансовые отношения. Финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения, протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего образуется финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их использования в интересах государства, предприятий и граждан. Внимательно прочитав данное определение, можно отметить, что особенностью экономических отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, является распределительный 2 характер и денежная форма выражения. Движение денежных средств – это обязательное условие и важный признак финансовых отношений. Местом возникновения и функционирования финансов является вторая стадия процесса воспроизводства – стадия распределения. Мы знаем, что процесс воспроизводства включает четыре последовательных стадий: 1) производства; 2) распределения; 3) обмена; 4) потребления (личного и производственного). На первой и четвертой стадиях процесса воспроизводства движение денежных средств не возникает, а потому они не могут быть местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств происходит только на второй и третьей стадиях, однако характер этого движения различен. Так, на второй стадии процесса воспроизводства – стадии распределения – это движение характеризуется следующими особенностями: 1)стоимость общественного продукта распределяется в денежной форме; 2)распределение получает форму движения денежных средств, происходящего обособленно от движения стоимости; 3)денежные отношения опосредуют одностороннее движения стоимости. Третью стадию процесса воспроизводства – стадию обмена – отличает то, что: 1) стоимость общественного продукта распределяется в товарной форме; 2) распределение получает форму движения товаров, опосредованного движения денежных средств; 3) денежные отношения опосредуют встречное движение стоимости, находящихся в товарной и денежных формах.

    Функции финансов.

Под функцией понимается проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений. Применительно к категории как специфическим, однородным, общественным отношениям под функцией понимается проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих ей свойств. Функция является производной от сущности категории, а сущность категории, ее общественное назначение проявляется, в свою очередь, через выполняемые функции. И так, сущность финансов как экономической категории проявляется через выполняемые ими функции. Сущность финансов как экономической категории до конца еще не раскрыта. Более того, сам вопрос о количестве функции, выполняемых финансами, является дискуссионным. Экономисты называют несколько функций, выполняемых финансами, в том числе: 1) распределительную; 2) контрольную; 3) регулирования экономики; 4) экономического стимулирования. Рассмотрим вкратце отдельно эти функции. Распределительная функция. Главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, поэтому основная функция финансов -распределительная. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении. Посредством 7 финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную. Распределительная функция финансов позволяет: создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, домашнего хозяйства. Контрольная функция финансов возникает и действует одновременно с распределительной функцией. там, где происходит распределение финансовых ресурсов, возможно осуществления контроля. Распределение и контроль – две стороны экономического процесса. Финансовый контроль является стоимостным. Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением ВВП (стоимость которого имеет денежное выражение) по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Через контрольную функцию проявляется способность финансов и количественно отображать ход воспроизводственного процесса, и контролировать складываюшиеся в обществе стоимостные пропорции. Инструментом реализации контрольной функции финансов является информация, включаемая в финансовую отчетность, составленную на основе данных финансового учета. Функция регулирования экономики. Согласованное функционирование экономики достигается посредством ее регулирования. При этом различают саморегулирование и государственной регулирование. Саморегулирование экономики осуществляется посредством формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства. Саморегулирование базируется на основе свободного выбора хозяйствующими субъектами: - направления предпринимательской деятельности; - деловых партнеров и форм взаимоотношений с ними; - направления использования доходов, полученных в результате своей деятельности, за исключение части доходов (прибыли), направляемой в виде обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Саморегулирование возможно только в условиях рыночной экономики, то есть, когда возможно свободное и быстрое перераспределение финансовых ресурсов.8 В ситуации экономического кризиса добиться стабилизации экономики с помощью только рыночных регуляторов практически невозможно. В этой связи возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики, прежде всего, в государственном регулировании. Такое вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития и реализуется посредством проведения финансовой политики. Функция экономического стимулирования. В рыночной экономике существенно возрастает роль экономического стимулирования, которое осуществляется с помощью различных стоимостных рычагов, в том числе финансов, обладающих в силу своего распределительного характера большими возможностями воздействия на процесс общественного производства. Таким образом, финансовое стимулирование является составной частью экономического стимулирования. В составе финансовых стимулов развития производства можно выделить: - эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; - поощрительные фонды; - бюджетные методы интенсификации производства (налоговые льготы и санкции); - финансовые льготы и санкции. Финансовое стимулирование тесно связано с финансовым регулирование экономики. – эти процессы оказывают взаимное влияние друг на друга.

    Финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы – денежные средства, аккумулированные в фондах. Различают централизованные и децентрализованные фонды. Централизованные фонды создаются на макроуровне (госбюджет, 3 внебюджетные фонды), децентрализованные – на микроуровне (уставный, амортизационный фонд и другие фонды предприятий). Фонды финансовых ресурсов или финансовые фонды являются важной составной частью общей системы фондов денежных средств, функционирующих в экономике. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды специального целевого назначения имеет определенные преимущества по сравнению с нефондовой формой, поскольку позволяет: 1) обеспечивать концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; 2) теснее увязать удовлетворение общественных потребностей с экономическими возможностями; 3) активнее воздействовать на общественное производство. Финансовые ресурсы являются отличительным признаком экономической категории «финансы», позволяющим выделить их из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Надо отметить, что только финансы характеризуются таким материальным носителем. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. И так, отметим основные признаки финансов: 1. Финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения. 2. К финансовым отношениям относятся не все денежные отношения, а только те из них, посредством которых осуществляется движение стоимости, не опосредованное движением товаров. 3. Финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости. 4. В результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

    Финансовая система РФ, ее сферы и звенья. Лекция

    Государственные и муниципальные финансы: сущность, звенья и их взаимосвязь.

Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

    контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

    контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Несмотря на свое различие, государственные и муниципальные финансы выполняют сходные функции: ? распределительную; ? регулирующую; ? стимулирующую; ? фискальную; ? контрольную

Распределительная функция состоит в том, что вновь созданная стоимость (валовой внутренний продукт, часть национального дохода) распределяется между: ? государством (Российской Федерацией); ? субъектами федерации; ? муниципальными образованиями; ? конкретными органами государственной власти и местного самоуправления; ? предприятиями и организациями; ? гражданами и др

Цель данного распределения - обеспечение: ? сбалансированного развития общества и государства; ? выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций; ? благосостояния граждан; ? экономического роста

Например, предприятие отдает часть заработанного государству в виде налогов, а государство из этих средств финансирует пенсионеров (которые могут быть нетрудоспособными бывшими сотрудниками данного предприятия), обеспечивает работу общественного транспорта, дает возможность бесплатно учиться в школе детям сотрудников предприятия и т. д

Регулирующая функция состоит в том, что государство с помощью денежных рычагов регулирует макроэкономические процессы. Например: ? вводит пошлины на предметы нежелательного импорта и тем самым поддерживает национального товаропроизводителя; ? определяет курс национальной валюты; поддерживает его, если необходимо; ? устанавливает учетную ставку банковского процента и т. д

Стимулирующая функция близка к регулирующей и состоит в том, что государство, используя финансовые механизмы, стимулирует желательные экономические процессы (например, предоставляет льготы определенным отраслям промышленности, предприятиям)

Фискальная функция заключается в том, что финансовые отношения порождают необходимость регулярного собирания налогов для обеспечения нормальной жизнедеятельности государства и общества

Контрольная функция – заключается в осуществлении контроля за формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов

Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Он включает в себя: ? финансовые методы – способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. К ним относятся: планирование, прогнозирование, инвестирование, кредитование, материальное стимулирование и другое; ? финансовые показатели – параметры состояния финансовой системы, в той или иной мере регулируемые государственной финансовой политикой; ? правовое обеспечение – законы, указы Президента, постановления Правительства РФ, Устав юридического лица и др.; ? нормативное обеспечение – нормы и нормативы, методические указания, инструкции по расчету финансовых показателей; ? информационное обеспечение – бухгалтерская и статистическая отчетность, и другая информация о состоянии финансовой системы

Государственные и муниципальные финансы как экономиче­ская категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи­нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин­тересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления. К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального де­нежного оборота,

1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

Контроль за изменением финансовых показателей, со­стоянием платежей и расчетов;

Контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение денег и их виды, необходимость в рыночной экономике
Существуют две концепции по вопросу о происхождении денег. Рационалистическая концепция (Аристотель, П.Самуэльсон, Дж.К.Бэлбрейт, К.Р.Макконелл, С.Л.Брю) объясняет происхождение ден

Функции денег
Функция денег как меры стоимости. Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Но не деньги делают товары соизмеримыми, а количество затраченного на их производство общественно н

Роль денег в рыночной экономике
Роль денег в рыночной экономике - ключевая, проявляется в следующем: 1. Общественная роль денег, их функции в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего з

Денежные потоки и денежные агрегаты. Закон денежного обращения
Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Денежн

Денежная система Российской Федерации, ее элементы. Организация управления денежной системой
Денежная система - это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Денежный оборот страны, отражая движение денег, предс

Денежный оборот. Денежное обращение
Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.

Общие черты и особенности безналичного и наличного оборота
Принцип сравнения Безналичный оборот Наличный оборот Регулирование оборота Осуществляется на единой нормативно

Формы безналичных расчетов
Расчеты платежными требованиями - поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимо

Инфляция: сущность, формы проявления. Особенности антиинфляционной политики РФ
Основное требование закона денежного обращения и «уравнения обмена» сводится к сбалансированности денежной и товарной массы в обращении при данной скорости обращения денег. Если закон денежного обр

Структура финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система - совокупность различных форм и методов, регламентирующих различные сферы фи­нансовых отношений, позволяющих образовывать цен­трализованные и децентрализованные фонды денеж­ных с

Понятие об управлении финансами. Органы управления финансами
Управление - это совокупность приемов и методов це­ленаправленного воздействия на объект для достиже­ния определенного результата. Управление финанса­ми осуществляется через сложившуюся систему от­

Органы управления финансами
Общее управление финансами осуществляют Прези­дент Российской Федерации, Федеральное Собрание и две его палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Их функции: рассмотрение и утверж

Сущность государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы - это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных ф

Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвес

Принципы построения бюджетной системы
Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходова­ния денеж

Бюджетный кодекс - правовая основа бюджетной системы
Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционирова­нии и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспе­чивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, уста­навливающий об

Структура доходов бюджета
Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмез

Доходы федерального бюджета
В доходы федерального бюджета зачисляются: собственные налоговые доходы федерального бюджета, кро­ме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней б

Доходы бюджетов субъектов РФ
Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собст­венных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, пе­редаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В до­ходы бюджетов субъектов Р

Доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от исполь­зования имущества, находящегося в муниципал

Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд - это орган государственного уп­равления финансами пенсионного обеспечения, само­стоятельная финансово-банковская система, средства которой не входят в состав государственного бюдже

Фонд социального страхования РФ
Так же как и ПФ, ФСС РФ является автономным и строго целевым. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и орга­низаций различных форм собственности и лиц, зани­мающ

Фонд обязательного медицинского страхования РФ
Создан с целью усиления заинтересованности и ответ­ственности как самого застрахованного, так и пред­приятия, учреждения, организации, государства в ох­ране здоровья работников. Основные с

Понятие и значение кредита
Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, как правило, с уплатой процен­тов; стоимостная экономическая категория, неотъем­лемый элемент товарно-денежных отношений. Воз­

Функции кредита
Место и роль кредита в экономической системе обще­ства определяются выполняемыми им функциями. Перераспределительная функция В условиях рыночной экономики рынок ссудных ка­питал

Основные принципы кредитования
В настоящее время действуют следующие принципы кредита: Возвратность кредита. Выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения

Структура современной кредитной системы
У отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства (излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений; временно свободные с

Государственный кредит
Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечения э

Кредитный договор
Главным документом, регулирующим взаимоотношения заемщика и банка, выступает кредитный договор. Независимо от формы, объема кредитный договор всегда содержит ряд обязательных

Формы обеспечения возвратности кредита
Под формой обеспечения возвратности кредита следует понимать юридические и экономические обязательства заемщика, указывающие на дополнительные конкретные источники погашения кредита в

Экономические и социальные последствия возрастания государственного долга
Рост долга приводит к: 1) росту заимствований (в результате вытесняется частный капитал с рынка ссудного капитала); 2) непроизводительный характер использования полученных средств

Сущность и формы проявления финансов хозяйствующих субъектов
Финансы организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывает процессы создания, распределения и использования ВВП, НД в стоимостном выражении. В ходе финансово-хозяйственной д

Функции финансов предприятий
Как и финансы, финансы предприятия выполняют две взаимосвязанные функции: Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкла

Принципы организации финансов предприятия
1. Принцип хозяйственной самостоятельности, его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующий субъект независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансир

Роль финансов в расширенном воспроизводстве
Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – НД, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Он

Финансовая политика
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляют собой финансовую политику. Содержание финансовой полит

Задачи финансовой политики
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

Типы финансовой политики
Развитие государства связано с изменением финансовой политики, что связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп, госпо

Управление финансами
Управление финансами в РФ осуществляют, прежде всего, высшие законодательные органы власти. Это Федеральное собрание и его две палаты – Гос. Дума и Совет Федерации, такое управление имеет место при

Финансовый менеджмент как система управления
Финансовый менеджмент направлен на управление дви­жением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процес­се движения финансовых ресурсов. Ответ на в

Финансовый менеджмент - управленческий комплекс
В практическом использовании финансовый менеджмент связан с управлением разными финансовыми активами, каждый из которых требует использования соответствую­щих приемов управления и учета специфики с

Критерии степени риска
Величина риска, или степень риска, измеряется двумя критериями: среднее ожидаемое значение; колеблемость (изменчивость) возможного результата. Среднее ожидаемое значение - это то значение

Способы снижения степени риска
Финансовые риски разрешаются с помощью различных средств и способов. Средствами разрешения финансовых рисков являются их избежание, удержание, передача, сни­жение степени. Под избежанием риска пони

Понятие и роль финансового рынка
Финансовый рынок - это совокупность финансовых институтов, направляющих денежные средства от соб­ственников средств к их заемщикам. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и

Страховой рынок
Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга, формируются предложение и спрос на нее. Обязательными условиями существо

Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это рынок, на котором совершаются реальные и спекулятивные сделки с ценными бумагами и производными ценны­ми бумагами. Его назначение - вовлечение дополни­тель

Сущность мировой валютной системы
Мировая валютная система (МВС) - это валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей и форма организации международных валютных от­ношений, закрепленная межгосударственными согла­шениями. МВ

Понятие валюты
Мировая валютная система базируется на функции ми­ровых денег. Они служат мировым платежным сред­ством, мировым покупательным средством и матери­альным воплощением общественного богатства. В роли м

Валютный рынок и валютный курс
Мировой валютный рынок включает отдельные рын­ки, локализованные в различных регионах мира, цен­трах международной торговли и валютно-финансовых операций. Они тесно связаны между собой системой каб

Международные валютно-финансовые отношения
История международных валютно-финансовых от­ношений в значительной мере состоит из чередующих­ся подъемов, связанных с созданием новых валютных систем, союзов, и кризисов, в процессе которых эти со

Международные финансовые организации
Международные валютные отношения очень неста­бильны; ситуации, возникающие на валютных рын­ках, отличаются большим риском и неопределеннос­тью для участников валютных сделок. Международ­ные и регио


1. Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ. / Ред. кол.: А.М. Емельянов, В.В. Воронов., В.И. Кушлин и др. – 5-е изд. – М.: РАГС; ОАО «Изд-во«Экономика», 1998. – 823

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.(2 с.68)

Материальную основу финансов составляет денежный оборот.

Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1).

Рис..1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов.

С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности. (12.с.45)

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы: *

контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; *

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.