Политика протекционизма. К мерам государственного протекционизма относится что? Протекционизм - это что такое

Аргументами сторонников протекционистской доктрины являются: рост и развитие национального производства, занятость населения и как следствие улучшение демографической ситуации в стране. Оппоненты протекционизма, поддерживающие доктрину свободной торговли – фритредерство, подвергают его критике с позиций защиты прав потребителей и предпринимательской свободы.

Виды протекционизма

В зависимости от поставленных задач и предъявляемых условий протекционистская политика разделяется на несколько отдельных форм:

Протекционизм отраслевой – защита одной отрасли производства;
- протекционизм селективный – защита от одного государства или одного из видов товара;
- протекционизм коллективный – защита нескольких союзных государств;
- местный протекционизм, под него подпадают продукция и услуги местных компаний;
- протекционизм скрытый, проводится при помощи нетаможенных методов;
- зеленый протекционизм, использует нормы экологического права;
- коррупционный протекционизм, проводится нечистыми на руку политиками в интересах определенных финансовых групп.

Экономические кризисы – движущая сила протекционизма

Затяжные мировые экономические депрессии конца XVIII начала XIX века постепенно привели многие мировые державы к переходу на политику жесткого протекционизма, под лозунгом «Поддержим отечественного производителя». В континентальной Европе этот переход произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х годов. После окончания депрессии во всех странах проводивших эту политику начался активный промышленный рост. В Америке переход к протекционизму произошел в 1865 году, после окончания Гражданской войны, активно эта политика проводилась до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего до конца 1960-х годов она продолжала действовать в неявной форме. В Западной Европе жесткая протекционистская политика начала действовать повсеместно в 1929-1930 годах, в начале Великой депрессии. В конце 1960-х годов западноевропейские страны и США приняли совместные решения и осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли, активное повсеместное действие протекционизма закончилось.

Сторонники протекционизма утверждают, что именно протекционистская политика проводимая странами Европы и Северной Америки в XVII-XIX веках позволила им провести индустриализацию и совершить экономический рывок. В своих утверждениях они указывают на то, что периоды бурного промышленного роста данных государств совпадают с периодами жесткого протекционизма, включая и самый последний экономический рывок в западных странах в середине XX века.

Критики протекционизма в свою очередь указывают на основные его недостатки. Увеличение таможенных пошлин приводит к повышению стоимости импортных товаров внутри страны, от чего страдают конечные потребители. Угроза монополизации промышленности и захвата монополистами контроля над внутренним рынком в условиях защиты от внешней конкуренции, что и произошло в США Германии и России в конце XIX начале XX веков.

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта на внешних рынках.

Ставит своей задачей стимулирование развития и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики , в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство . В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции .

Политика протекционизма преследует следующие цели:
  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:
  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения. Основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции , сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке . Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов соответственно имеет своей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Таблица 1. Классификация инструментов торговой политики.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно

Тарифные

Таможенные пошлины

Тарифная квота

количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольные ограничения

Государственные закупки

Требование к содержанию

местных компонентов

Технические барьеры

Налоги и сборы

финансовые

Субсидии экспорта

Кредитование экспорта

В соответствии с решением Комиссии таможенного союза ЕврАзЭс с 1 января 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации введены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый Таможенный тариф.

Между тем с тарифами связан ряд специфических проблем. Так, ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что вообще может перекрыть импорт. Отсюда проблема нахождения оптимального уровня тарифа , обеспечивающего максимизацию национального экономического благосостояния. Средний уровень ставок тарифа в настоящее время составляет 11%. Мало это или много? Средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в снизился с 40-50% в конце 1940-х гг. до 3-5% в настоящее время. В силу того что Россия собирается вступать в ВТО, 11% — лишь первый шаг на пути снижения тарифного регулирования.

За последние десятилетия роль таможенных тарифов заметно ослабла . Однако степень воздействия государства на международную торговлю не снизилась, а наоборот, возросла в силу расширения использования нетарифных ограничений . Наиболее эффективно работает система нетарифного регулирования, принятая в развитых странах. По мнению специалистов, используется более 50 способов нетарифного регулирования . К ним относят технические нормы, санитарные стандарты, сложную систему , государственные закупки и т. д.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. записано: «Целью государственной политики является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики». Решаемые правительством РФ задачи по ключевым вопросам развития, включая повышение национальной конкурентоспособности, могут быть дополнены и уточнены на основе анализа положения страны в мировых рейтингах. Изучение мнения международных экспертов позволяет выявить существующие возможности и ограничения для , взглянуть на основные проблемы развития страны с разных точек зрения.

низкий правительственный долг (во многом это обеспечено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на сырьевых рынках)

Широкий диапазон по банковским кредитам

Высшее образование и тренинг , 45

Качество образования в области математики и науки, качество системы образования, число лиц, имеющих дополнительное образование

Тренинг работников, доступность специализированных научно- исследовательских услуг, качество школы менеджеров, доступность Интернета

Инновации , 57

Численность научных работников и инженеров, качество разработок научно- исследовательских институтов, затраты компаний на исследования и развитие (R&D)

Использование на правительственном уровне продвинутых технологий, сотрудничество высшей школы и производства, возможности для развития и внедрения инноваций

Здравоохранение и начальное образование , 60

Уровень влияния ВИЧ / СПИД и малярии на бизнес, качество начального образования

Продолжительность жизни, заболеваемость туберкулезом, затраты на начальное образование, доля школьников среди детей школьного возраста, детская смертность

Инфраструктура , 65

Количество мест ж/д транспорта, качество ж/д инфраструктуры, протяженность телефонных линий

Качество дорог , качество инфраструктуры, качество авиаинфраструктуры, качество электроснабжения, качество портов

Конкурентоспособность экономики Российской Федерации на данном этапе развития ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда . В связи с этим возникает опасность, что в глобальном Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала, причем как , так и , и превратиться в поставщика ресурсов для промышленно развитых стран. Между тем на данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Итак, для государственного политики и государственной поддержки в настоящее время актуальны следующие направления:

  • . В 2009 г. Госдума одобрила в третьем чтении законопроекты, составляющие второй антимонопольный пакет законов. Поправки к ФЗ «О конкуренции» нацелены на дальнейшую защиту национального производителя и развитие конкуренции в России, ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, а также доработку существующих положений. Антимонопольное регулирование должно быть направлено на совершенствование законодательства в отношении естественных монополий, а также на повышение эффективности работы Федеральной антимонопольной службы.
  • Таможенно-тарифное регулирование : внедрение новых технологий таможенного администрирования в рамках Таможенного союза-2010, ориентация на снижение средневзвешенного таможенного тарифа.
  • Нетарифное регулирование : расширение использования нетарифных методов регулирования, которые реализуются в рамках административного управления, в частности, поддержка экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий.
  • Инновационное развитие . В долгосрочной перспективе, особенно в условиях исчерпания потенциала эффективности другими факторами, инновации приобретут исключительное значение для повышения стандартов и качества жизни населения. Инновационная политика предполагает создание условий для повышения инновационной активности российских компаний и доли инвестиций, направляемых на внедрение качественно новых продуктов и технологических процессов.
  • Поддержка среднего и малого бизнеса . В рамках проведения административной реформы предполагается снижение административных барьеров, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, упрощение порядка регистрации.
  • Формирование инвестиционно-привлекательной среды , снижение совокупной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. В долгосрочной перспективе (2020 г.) налоговая политика направлена на снижение налоговых доходов РФ до 33% ВВП .

В условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер : защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Все страны применяют некоторые формы контроля за импортом для развития национального производства. Протекционизм - это широкий спектр препятствий, созданных правительством для изменения потока международной торговли. Разнообразие политических инструментов для торговых барьеров, в том числе тарифы, квоты, субсидии, исторически использовались для защиты отечественных, конкурирующих с импортом, отраслей и стимулирования экспорта. В силу экономических и политических причин могут быть использованы государством крайние меры - полное запрещение определенной категории ввозимых товаров.

Определение и сущность

Действия правительства и политика, которые ограничивают или сдерживают международную торговлю, совершаются с целью защиты местных предприятий и рабочих мест от иностранной конкуренции. Для этого используются типичные методы: квоты, субсидии, снижение налогов для местных предприятий. Протекционизм - это умышленная защита внутреннего рынка своей страны от попадания на него товаров иностранного происхождения. Основной задачей такой политики является активизация деятельности национальной экономики и дальнейшая ее защита.

Цели протекционизма

  • В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
  • Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
  • Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.

История развития

В XVIII в. господствующей и признанной странами Европы доктриной была политика протекционизма. В тот период экономические историки отождествляли протекционизм с меркантилизмом, который был направлен на достижение положительного баланса во внешнеторговом обороте путем системы запретительных мер. Помимо этого, распространялась теория А. Смита, которая шла вразрез с политикой меркантилизма и заключалась в освобождении экономики от государственного регулирования, препятствующего естественному развитию отраслей.

В противовес теории свободной торговли, к концу XVIII в. началась развиваться политика протекционизма, которая ознаменовалась вводом первых тарифов на импортируемые товары в США министром финансов А. Гамильтоном. Вначале XIX в. Франция устроила блокаду Великобритании, после отмены которой английские товары хлынули на рынки европейских стран. Франция защитилась пошлинами, а вот государства Германского союза сделать это не успели. После того как немецкие производители стали неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, экономист Ф. Лист дал теоретическое обоснование необходимости проведения политики протекционизма в странах, начинающих путь индустриального развития.

Получается, протекционизм в истории - это экономическая теория Фридриха Листа и его последователей.

Развитие протекционизма в России

Политика протекционизма направлена на ограждение внутреннего рынка страны от нашествия импортируемых товаров. Первым проявлением подобной политики в России стал Торговый устав второго московского царя династии Романовых - Алексея Михайловича. Суть документа заключается в вводе высокой пошлины на предпринимательскую деятельность иностранцев. По прошению торговых людей в 1667 году было дозволено иностранцам торговать, но при соблюдении условий, прописанных в Новоторговом уставе.

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции - покупка золота, платины, иностранной валюты - осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм - это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

Современный протекционизм в России

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило конкурировать отечественные фирмы с иностранными товарами, не стало толчком обновления технологий, улучшения качества и снижения цен/издержек. Так, товарооборот страны упал до 97 млрд. долларов в 1992 году по сравнению с 220 млрд. долларов в 1990 г., что составило 44%. В 1997 году ситуация улучшилась (товарооборот составил 139 млрд. долларов), но не изменилось геоэкономическое положение России.

Поэтому когда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм - это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли.

Формы защитной политики

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение нескольких форм защитной политики государства.

1. По объекту защиты выделяют:

  • Селективный метод - направлен на защиту определенного товара и/или от конкретного государства.
  • Коллективный метод - проведение протекционизма объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз.
  • Отраслевой метод - устанавливает защиту отрасли.
  • Скрытый протекционизм - это форма защиты народного хозяйства нетарифными методами.

2. По направлению мер:

  • Стимулирующий (экспортный).
  • Ограничительный (импортный).

3. По характеру инструментов:

  • Тарифный.
  • Нетарифный.
  • Смешанный.

Инструменты протекционизма

Инструменты международной торговли относительно государственного регулирования делятся на тарифные (с использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

Тарифы - денежные обязательства, возлагаемые на производителей импортируемых и экспортируемых товаров при пересечении границы. Отсюда пошло такое определение, как таможенный протекционизм - это курс государства, направленный на взимание высокого размера пошлин с ввозимых иностранных товаров на внутренний рынок. При использовании тарифной политики существует ряд проблем, одна из которых - нахождение оптимального уровня таможенной пошлины. Ведь завысив этот показатель, можно перекрыть импорт. В настоящее время в России средний уровень тарифа - 11%.

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

  • Квотирование - лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
  • Лицензирование - выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
  • Добровольное ограничение экспорта - договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике - это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли.

  • Внутренние налоги, сборы - платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
  • Технические барьеры - требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
  • Политика государственных закупок - проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
  • Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

  • Субсидия - денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
  • Экспортное кредитование - финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
  • Демпинг - товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма - это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Государственный протекционизм

Национальная экономика, которая охватывает народное хозяйство страны, является субъектом международных отношений, конкурирующим с подобными субъектами в сфере устойчивости, самостоятельности и динамики развития. Представителем национальной экономики является государство.

Исходя из этого, государственный протекционизм - это защита национальных экономических интересов, возникающих при взаимоотношениях государства, с одной стороны, с внутренними хозяйствующими субъектами, и внешними агентами - с другой. Цель - создание благоприятных условий для национального воспроизводства, улучшение и укрепление позиций государства в мировой системе экономики, обеспечение самостоятельного экономического развития.

Политика протекционизма - это экономическая политика государства, обращенная на реализацию национальных интересов.

Преимущества

Что лучше - свободная торговля, которая развивается самостоятельно (без вмешательства сторонних сил) и выявляет отрасли, способные конкурировать, или политика протекционизма?

Преимущества политики протекционизма:

  • Борьба с безработицей. При потреблении недорогих импортных товаров отпадает необходимость что-то производить, как следствие, происходит сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и, соответственно, выплат из бюджета, что сказывается на снижении уровня жизни.
  • Пошлины, сборы, налоги - дополнительные источники наполнения бюджета.
  • Помощь в развитии и становлении новой отрасли, динамично развивающейся в других странах . Временный недостаток - более высокие цены на внутреннем рынке для поддержания отечественного производителя.
  • Обеспечение национальной безопасности.

Недостатки

Существуют и недостатки политики протекционизма:

  • Возможность развития внутренних монополий.
  • Торможение экономического роста, когда государство перераспределяет ресурсы с результативных производств в пользу недостаточно эффективных для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке.
  • Повышение цен из-за тарифов на импортную продукцию и возможность образования национальной монополии, которая заинтересована в высоких ценах.
  • Торговые войны.

В любом случае, правильно выстроенная политика протекционизма направлена на развитие отечественной отрасли с высокой производительностью и низкими для своей страны ценами.

Политика протекционизма - защитные меры, которые государство применяет, чтобы увеличить ввоз сырья других стран к себе, стимулирует производство и вывоз готовых товаров от себя. Так развивается собственная экономика, которая приносит максимальную прибыль .

Такая политика помогает развиваться, если всё сделано правильно. Живые примеры перед вами: послевоенная Европа, Корея, Япония, Тайвань, Сингапур, Китай, Турция . Здесь мы перечислили те страны, которые выбрались на вершины экономик в последнее время, но, вся европейская политика строилась на данных принципах последние 400 лет из-за этого они так и богаты.

Изящно озвучены были 200 лет назад немецким экономистом Фридрихом Листом в работе «Outlines of American economy», 1827 году, до этого они оставались тайной для королей, их советников и закрытых университетов. Хотите только сами принципы? Листайте в самый низ , потому что сейчас будет объяснение торговли между странами.

Принципы озучены в такой форме, что полностью показало политику Англии по отношению ко всем своим колониям в прошлом : США, Индии, Австралии и остальных. Эту же политику развитые страны применяют сегодня к нам , к странам «третьего мира», в которых на 2016 живёт 80% населения Земли, но получают они только 20% производимых благ.

Небольшое отступление в историю торговли:

1. С самого начала развития торговли между людьми, важно было иметь товар, который необходим другим людям. Это позволяло накапливать ресурсы, товары и деньги, благодаря выгодному обмену на другие ресурсы дефицитные в вашем городе, поселении, в общем, на вашей территории.

2. Сначала технологии были примитивные: обработка кожи, создание тканей, примитивные строительные материалы, плавка металла из руды. Это можно было делать прямо на месте заготовки ресурса, каменоломне, кузнице, охотничьем угодье. Сложные станки ещё не существовали. Торговля осуществлялась в местах, где встречалось много людей, на пересечении дорог, где встречались Север и Юг, Запад и Восток товаров. Каждый город (поселение) имёл одинаковые технологии, получал налоги с торговли, население его росло, требовалось их чем-то обеспечивать, шла война за уничтожение соседних поселений, потому что тогда можно было их разграбить, использовать их природные ресурсы, их территорию для получения сырья, а также увеличить сбор налогов за счёт новых рынков.

3. По мере того, как росло накопление богатств в конкретном городе, требовалось всё больше войск, чтобы защищать данное богатство от желающих им завладеть. Гонка защитных и атакующих технологий развернулась ещё сильнее, налоги от торговли стекались в одну общую казну, питающие войны и уничтожавшие конкурентов. Самые успешные города превратились в города-государства, а позже превратились в империи с единой признаной столицей-городом, куда стекаются все налоги от торговли.

4. Наше время. Чтобы удержать в руках уровень богатства и высокий уровень жизни в успешных «военных» странах, они продолжают политику «грабежа», но не всегда военным (открытым) способом, а назвав его «свободный рынок», или «грабёж торговлей».

Торговый баланс успешной страны должен быть таким:

Обменивать немного наших готовых товаров на множество единиц сырья неразвитых стран .

Торговый баланс нищей страны будет:

Обмен огромного количества нашего сырья за единицу готовых товаров развитых стран.

Успешные страны создают новое богатство, потому что сырья теперь у них очень много, и только малая часть готовых товаров используется для покупки нового объёма сырья. Каждый новый цикл производства только увеличивает разрыв, всё больше людей привлекается в экономику. От такого обмена выигрывает большинство населения.

Уровень жизни развитых стран.

Нищие страны будут вывозить своё сырьё, обрекая население на нищету, потому что готовыми западными товарами будут пользоваться только владельцы сырьевых предприятий, но никак не рабочие. У рабочих как не было ничего, так ничего и не будет. От такого обмена выигрывают единицы.

Уровень жизни неразвитых стран.

Потребление ресурсов в развитом мире настолько высоко, что его невозможно обеспечить для каждого человека на всей планете. Запад потребляет 80% всех ресурсов, оставляя только 20% всем остальным. Для обеспечения оставшихся нужна ещё одна планета, по размеру с нашу либо они так и останутся в нищете. Любое улучшение жизни в бедных странах автоматически означает снижение уровня жизни в богатых странах, потому что ресурсы на переработку перестанут к ним поступать, оставаясь в «нищих» странах.

Откуда Японии, Корее взять металл, нефть, газ, если на её территории ничего нет, а другие страны станут перерабатывать сырьё у себя, развивая свою экономику? Жители Японии, Кореи, Европы не будут голосовать за тех лидеров и депутатов, которые предложат заботиться о соседях. Всегда на выборах побеждает тот, кто обещает и даёт ВАМ больше, чем у ВАС есть на текущий момент. Это — естественно.

Поэтому, развивающимся странам, либо странам, которые переживают экономический кризис, Запад будет советовать только то, что приведёт к их деградации, приведёт к распаду, уничтожению местной экономики, чтобы потом собрать урожай технологий и ресурсов.

Любая метрополия заинтересована в том, чтобы уничтожить промышленность на периферии, на окраинах. Всё должно производиться только в развитых странах, а продаваться внутри или за границу. Никакого производства, кроме сырьевого, в остальных странах не предусматривается изначально.

Что происходит в Латинской Америке , где не могут выйти из череды убийств национальных лидеров, смены правительств, революций и т.д. Подозрительно много лидеров болеет в последнее время раком (смотрите данные), а этот регион богат нефтью, ресурсами, минералами и находится близко к США. Вы видели такую смертность среди европейских или американских лидеров?

Аргентина .

1. Рауль Альфонсин, президент Аргентины, умер от рака (2009).
2. Нестор Киршнер, президент Аргентины, рак толстой кишки (2010).
3. Кристина Киршнер (вдова), президент Аргентины, рак щитовидки (2011).

Перу.

4. Ольянта Умала, президент Перу, рак кишки (2011).

Венесуэла.

5. Уго Чавес, президент Венесуэлы, рак простаты (2011).

Бразилия.

6. Лула да Силва, экс-президент Бразилии, рак гортани (2011).
7. Дилма Русеф, президент Бразилии, рак лимфатической системы (2009).

Парагвай.

8. Фернандо Луго, экс-президент Парагвая, рак лимфы (2010).

Боливия.

9. Эво Моралес, президент Боливии, рак носовых впадин (2009) .

Можно привести целый список стран, где США провели успешные свержения правительств в результате «революций», «хунты» и «народных восстаний». Все из них направлены на развал экономик, и никак не на установление демократического режима в бедной стране.

Вот карта «революций» за последние 60 лет с количеством «успешных» для каждой страны. Более красный цвет означает, что там было больше, чем 1 смена режима.

Сейчас США вцепились в Иран, рассказывая, что там есть планы на ядерное оружие, исламские фанатики, жедающие захватить весь мир, и вообще, режим нелегитимный, пришёл в результате революции. Но смотрите сами, кто занимается свержением режимов в Иране последние 50 лет, а эта страна сказочно богата нефтью и ресурсами. Вы думаете, проблема в Иране? ?

Информация в таблице:

«Страны, которые США бомбили, саботировали развитие, где напрямую свергали правительства после Второй Мировой Войны «.

Напомню, что чем лучше странам третьего мира, тем хуже будет развитым странам , потому что у них банально не будет сырья для создания товаров.

Уничтожение промышленности происходит в Африке, в странах СНГ, Азии, то есть, на всех континентах.

Второй путь тихого уничтожения экономик — валютные кредиты «на реформы», чтобы не заниматься революциями и военными вторжениями, как Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия. Подобные «валютные реформы» уничтожат экономику эффективно, приводят к деградации, оттоку капиталов, отъезду специалистов, учёных, врачей, что видно на примере Украины, как падает её экономика последние несколько лет.

Помощь МВФ «в реформах» Югославии привела к гражданской войне.
Помощь МВФ «в реформах» Руанде привела к гражданской войне.
Помощь МВФ «в реформах» Мексике привела к тому, что страна впервые в своей истории начала закупать кукурузу за границей, фермерство было уничтожено.

Ирония в том, что Мексика сама одомашнила кукурузу и это был её национальный продукт. Потом началась гражданская война под названием «война с наркокартелями», в которой уже погибло около 100 тыс. человек, начиная с 2008 года.

Но, на каких принципах основана политика Запада, что они делает, чтобы добиться экономического, политического и технологического преимущества над всеми остальными частями мира, если не прибегать к войне, а заниматься только торговлей и развитием? Они станут открывать свои рынки для «свободной конкуренции товаров и идей»? Нет, они сделают всё как раз наоборот, чтобы закрыться и защититься от других стран!

«Протекционизм (защита) своего производителя»

Хотите, чтобы страна была успешной? Делайте то, что описано ниже.

10 принципов протекционизма:

1. Помогать и выделять государственную помощь при ввозе оборудования, станков, техники для обрабоки и производства, из-за границы. Максимально ограничивать ввоз промышленных товаров к себе .

2. Развивать производство, наращивать объёмы производства. Следить за статистикой увеличения, быстро решать возникающие вопросы, мешающие развитию.

3. Помогать ввозу сырья к себе, ввозу продуктов питания к себе, вывозить только готовые промышленные товары от себя .

4. Все лишние промышленные товары использовать для колонизации новых территорий, войны, устранения местных конкурентов-соседей, подрыва их экономики в скрытый способ.

5. Включение стран-колоний в свои торговые и финансовые союзы с целью монопольных поставок им своих товаров и изделий, в обмен на их сырьё. Другие страны не смогут с ними торговать, потому что это запрещено в правилах подобных союзов.

6. Развивать только транспорт в странах-колониях , строить им порты, дороги, вокзалы и терминалы. Хороший транспорт — гарантия быстрого обмена наших готовых товаров на их сырьё.

7. Получить превосходство на море, поскольку самые тяжёлые и крупные грузы доставляются всегда морем. Свой торговый флот должен обеспечивать приоритетный вывоз товаров из колоний.

8. Другие страны могут получить доступ к колониям только в том случае, если открывают свой рынок для наших промышленных товаров, либо идут на существенные уступки в военной или другой сфере.

9. Любой ввоз продуктов питания и сырья не из стран-колоний возможен только в том случае, когда эти страны разрешают ввозить в них наши готовые промышленные товары.

10. Поощрять контрабанду наших готовых товаров в другие страны. Покупать местных политиков, местных судей для защиты наших интересов, покупать СМИ для пропаганды — «свободной торговли, свободной конкуренции и необходимости глобализации». Вести любую войну, вступать в экономические и политические союзы, которые позволят получать ещё больше сырья, производить больше товаров и продавать больше за границу. Другие мотивы не рассматриваются.

Любые войны, которые проходили на этой планете, велись за ресурсы, а уже через ресурсы — контроль над торговлей и производством. Ничего не поменялось, всё как было тысячелетия назад, так и продолжается сегодня.

Экономические союзы — ЕС, NAFTA, АСЕАН, Таможенный Союз и другие, все они преследую одну цель — закрыть свой рынок от других стран и закрыться от конкуренции промышленных товаров.

Пример успешной войны за свою экономику.

Америка . Смогла отбиться от вооружённой и мощной Британии в войне за независимость 1775 — 1783 году, а потом отстоять независимость в войне 1812-1815 годов, когда Британия усиленно топила американские торговые корабли. Стала самостоятельным государством, как политически, так и экономически.

Потом был период затишья в Америке, до 1861-1865 года, до начала войны Юга с Севером, войны против рабства. Север выиграл, рабство отменили официально. Так колония стала самостоятельным успешным государством, но остальным странам в мире решила не помогать, а заняла место Британии, и теперь уничтожает экономики по всему миру, считая все страны своими неофициальными колониями.

Пример проигранной войны за свою экономику.

СССР. Но, для этого пришлось опустить послевоенный «железный занавес», и обеспечить только собственное производство, собственное население заказами. Начались «стройки века», строительство заводов, инфраструктуры, и т.д. Конкуренции с Западом по технологиям выдержать не удалось, но занятость населения была очень высокой. Почти не было таких случаев, чтобы трудоспособный человек мог месяцами сидеть без работы в СССР, что происходит сейчас повсюду.

Сегодня мы видим у нас все признаки в РФ какобычного колониального государства: высокая безработица, благосостояние небольшой группы населения, вывоз огромного количества сырья, ввоз исключительно предметов роскоши и готовых товаров, таможенные и экономические границы для наших товаров.

Экономику сложной пытаются сделать в университетах и министерствах, чтобы скрыть свою настоящую задачу — разрушить экономику периферии (которой мы, к сожалению, на сегодня и являемся), развивая свой регион.

С легкой руки Адама Смита протекционизм XVI-XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия - протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII-XVIII вв. ставят между ними знак равенства.

В XVIII в. протекционизм был господствующей доктриной, признанной ведущими государствами Европы: Великобританией, Пруссией, Австрией, Швецией. В XIX в., на смену протекционизму пришла доктрина свободной торговли, инициатором которой была Великобритания. Однако и в этот период было много сторонников протекционизма. Среди экономистов, развивавших данное учение, наиболее известным является Фридрих Лист (Германия). Другие экономисты: Гарри Кэри и Александр Гамильтон (США), Жан-Антуан Шапталь и Шарль Дюпэн (Франция), Адам Мюллер (Германия). В России активными сторонниками протекционизма являлись Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте - министры финансов в правительствах Николая I и Александра III, проводившие соответствующую политику, а также Дмитрий Иванович Менделеев.

Протекционизм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Фритредерство (свободная торговля) - направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

Одной из ранних теорий торговли был меркантилизм, возникший в Европе в XVI веке. В XVIII веке протекционизм был подвергнут резкой критике в трудах Адама Смита, учение которого можно считать теоретической основой свободной торговли. В XIX веке взгляды Смита получили более полное развитие в трудах Давида Рикардо.

Основным посылом развития «свободной торговли» явилась возникшая в XVIII веке необходимость сбыта избыточного импортированного в экономику капитала развитыми странами (Англия, Франция, далее США) с целью избежания обесценения денег, инфляции, а также для экспорта произведённого товара в страны-участники и колонии.

Основные виды протекционизма:

1.Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
2.Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
3.Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
4.Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи не таможенных методов;
5.Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний.

Развитие протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1860-1870-х гг. После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т.н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли.

В развивающейся национальной экономике протекционистские меры необходимы для защиты только возникших и формирующихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социальный характер в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности, когда государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в связи с закрытием или банкротством национальных предприятий. В периоды серьезных обострений отношений между государствами и усиления международной напряженности протекционистские меры используются для сохранения национальной безопасности государства, чему способствует производство на его территории всей необходимой, жизненно важной продукции.

Основными аргументами, выдвигаемыми противниками протекционизма против этой теории, являются следующие:
1) протекционизму присуща определенная нелогичность: ставя целью достижение положительного сальдо торгового баланса, протекционизм сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию международных партнеров, в результате чего сворачиваются объемы экспортных операций и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;
2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные его барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку механизмы конкуренции затухают, а стремления к прогрессу и инновациям уничтожаются возможностями сохранять высокие уровни доходов и монопольные привилегии;
3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепочки введена протекционистская защита, то ее потребуют также и технологически связанные с ними отрасли;
4) протекционизм наносит ущерб экономическим интересам потребителей: отечественный потребитель дороже платит как за импортный, облагаемый таможенной пошлиной товар, так и за товары национальной промышленности;
5) в условиях протекционизма национальная экономика не может глубоко использовать преимущества международной специализации, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные (таможенные пошлины на экспорт и импорт) и нетарифные барьеры. Таможенная пошлина (тариф) как простейший способ осуществления торговой политики представляет собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы. Соответственно различают экспортные и импортные пошлины. По способу оплаты выделяют несколько видов пошлин. Специфические пошлины подразумевают установление фиксированного сбора с каждой единицы товара (например, 3 долл. с барреля нефти). Стоимостная, или адвалорная, пошлина устанавливается в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров (например, существующая в США 25%-ная пошлина на импортируемые грузовики). Комбинированная пошлина устанавливает размер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения. В любом случае результатом введения пошлин становится повышение расходов на ввоз товара в страну.

Введение пошлин является старейшим способом осуществления торговой политики и всегда использовалось в качестве одного из источников государственных доходов. Но истинная цель их использования обычно заключалась не в извлечении дохода, а в защите определенного сектора отечественной экономики от иностранной конкуренции. Так, в начале XIX в. Великобритания использовала импортные пошлины (знаменитый закон о зерне) для защиты своего сельского хозяйства. В конце XIX в. и Германия, и США стали защищать свои новые отрасли промышленности за счет введения импортных тарифов на ввоз продукции обрабатывающих отраслей. Россия защищает отечественную автомобильную промышленность, вводя высокие таможенные пошлины не только на ввоз новых импортных автомобилей, но и используя очень высокие таможенные тарифы на ввоз подержанных автомобилей. При этом решается сразу несколько вопросов: огражден от конкуренции отечественный производитель, поставлено препятствие наводнению внутреннего рынка старыми импортными автомобилями, выработавшими свой ресурс, что положительно сказывается на общем состоянии безопасности дорожного движения в стране, т.е. процесс имеет не только экономическую, но и социальную направленность.

В настоящее время значение пошлин начинает снижаться, так как правительства многих стран предпочитают защищать отечественную экономику с помощью нетарифных барьеров, например импортных квот (ограничений на количество ввозимой продукции) и экспортных ограничений (ограничений экспортируемой продукции, обычно устанавливаемых страной-экспортером по требованию страны-импортера). Тем не менее, знакомство с последствиями использования различных пошлин имеет важнейшее значение для понимания других типов торговой политики.

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Протекционизм в России

Уже в XVII в., когда только-только появились частные мануфактуры и начал складываться всероссийский рынок, царь Алексей Михайлович начал защищать русских купцов от внешней конкуренции. Его Торговый устав (1653) обложил предпринимательскую деятельность иностранцев более высокой пошлиной, чем та, которая взималась с россиян. В 1667 по челобитью «Московского государства торговых людей», жаловавшихся на обиды от «приезжих иноземцев» издается «Новоторговый устав». Он дозволял иностранцам торговать не везде, не во всякое время и не всеми видами товаров.

Эту политику продолжил Петр, который помогал отечественной промышленности, как только мог. Петровский таможенный тариф 1724 года существенно ограничивал импорт. Зато русские фабриканты могли беспошлинно привозить из-за границы нужные им инструменты и материалы. Мало того, казна предоставляла заводчикам субсидии, помогала сырьем и рабочей силой, наконец, просто строила предприятия «под ключ», а затем передавала (не продавала, а именно передавала, причем бесплатно) частным лицам.
Преемники Петра действовали в том же духе. Если же какой-то правитель ослаблял покровительство предпринимателям и снижал пошлины на ввоз чужеземных товаров, то жизнь рано или поздно заставляла его изменить политику. Либо он оставлял по себе недобрую память у потомков. Например, как Анна Иоанновна, чей таможенный тариф 1731 года значительно смягчил условия импорта иностранных предметов торговли. А вот Елизавета и Екатерина II поддерживали русскую промышленность. Изданные при этих императрицах таможенные тарифы 1757, 1766 и 1782 годов устанавливали высокие пошлины на иностранные товары, аналоги которых производились в Российской Федерации. А импорт некоторых из них (железо, полотно, кожи) вообще не разрешался.

Александр I пошел еще дальше. Изданное при нем «Положение о натуральной продаже на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (1810) запрещало ввоз в Российскую Федерацию всех (да, да, именно всех!) готовых промышленных предметов торговли. Зато сырье разрешалось ввозить беспошлинно. Правда, в тарифе 1819 года Александр снял все эти ограничения и установил низкие таможенные налоги. Однако уже в 1822 году император должен был вернуться к политике покровительства, которую продолжил и его брат, Николай I.

Оба брата, и Александр, и Николай, окружали промышленную деятельность необычайным почетом. За развитие и усовершенствование производства они награждали купцов орденами и медалями. Были введены престижные звания мануфактур- и торговли советников. С 1829 года регулярно проводились всероссийские промышленно-художественные выставки. Там были представлены лучшие отечественные товары. Николай лично встречался с участниками этих мероприятий, стараясь учесть их мнение при разработке внутренней и внешней политики.
Действенной мерой ободрения отечественного производства, применявшейся всеми императорами - от Александра I до Николая II - были казенные заказы. Еще в 1811 г. Александр I предписал употреблять в присутственных местах только те сургуч и бумагу, которые сделаны в России. И в дальнейшем закупки любой продукции для государственных нужд прежде всего осуществлялись у русских предпринимателей.

Особой заботой в Императорской Российской Федерации была окружена тяжелая промышленность. Частные предприятия этой отрасли получали от государства щедрые займа. Если же владелец завода попадал впросак, казна не позволяла предприятию погибнуть и приобретала его. Так произошло, например, со знаменитым сталелитейным заводом инженера Обухова.
При зримой поддержке государства частные организации в эпоху Александра II покрыли европейскую Российскую Федерацию густой сетью железных дорог. Масштабы железнодорожного строительства были столь велики, что русская тяжелая промышленность не могла удовлетворить все его потребности. Поэтому в 1868 году были отменены пошлины на паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены пошлины на чугун и железо. Но как только основные железные дороги вступили в строй, таможенное обложение стало вновь повышаться.

Самодержавие стремилось регулировать не только взаимоотношения между предпринимателями и работниками, но и другие важные сферы деятельности компаний. Например, приобретение ими недвижимого имущества. Да и само учреждение любого акционерного общества (АО) согласно закону 1836 года требовало специального правительственного разрешения (путем утверждения устава).
Особенно строго контролировалась добыча полезных ископаемых («горная промышленность»). Эта отрасль народного хозяйства находилась в ведении Горного департамента и регламентировалась Горным уставом.

В начале ХХ века в жизнь начало входить первое купеческое поколение, окончившее гимназии и высшие учебные заведения. А среди учащихся там господствовали оппозиционные настроения. Поэтому купеческий отпрыск, получив высшее образование, нередко усваивал нетипичное для своих отцов и дедов скептически-враждебное отношение к властям и сочувственное - к противникам самодержавия.

Бурный 1905 год отрезвил большинство деловых людей. Они оценили тот факт, что Самодержавие, борясь с революцией, сумело защитить их собственность и безопасность. Это обусловило лояльность большей части буржуазии по отношению к государству в 1905–1909 годах.

Однако эксцессы революции постепенно забывались, а плотный контроль властей в хозяйственной сфере все более раздражал. Перестала устраивать буржуазию и финансовая политика правительства.
Впрочем, роптали на власть преимущественно представители горной и легкой промышленности. Капитаны тяжелой индустрии, как правило, проявляли лояльность к самодержавию, в том числе в последние годы его существования (время Первой мировой войны).
Не удивительно. Тяжелая промышленность всегда находилась в привилегированном положении, а в годы Мировой войны особенно. Естественно, в этот период предприятия тяжелой промышленности были загружены казенными заказами. Кроме того, они имели первоочередной доступ к энергоресурсам, а их работники получили броню от призыва на фронт.

Совсем другое дело горнопромышленники (прежде всего производители топлива). Над ними после начала Первой мировой войны постоянно висел дамоклов меч правительственных реквизиций и казенного распределения их продукции.

В незавидном положении в первый военный год оказалась и легкая промышленность. Из-за противодействия правительства предприниматели, работавшие на «гражданский рынок», не получали в достаточном объеме ни доступа к производственным ресурсам (топливо, сырье, которые шли на государственные военные нужды), ни к военным заказам. Кроме того, большие убытки промышленникам терпели из-за призыва своих рабочих в армию. Все это способствовало росту оппозиционных настроений среди капитанов легкой промышленности (преимущественно старообрядцев во главе с П.П. Рябушинским).

В конце мая 1915 г. газета Рябушинского «Утро Российской Федерации» выдвинула лозунг «мобилизации промышленности» (фактически - перевод всех предприятий в разряд оборонных). Это означало, что рабочие будут прикреплены к своим заводам (иными словами, избегнут отправки на фронт), а предприниматели получат военные заказы и благоприятные условия для их выполнения
Царское правительство пошло навстречу деловому сообществу. Инициатива Рябушинского о «мобилизации промышленности» воплотилась в виде создания «военно-промышленных комитетов». Это были не-правительственные компании, находившиеся под контролем капиталистов. Они распределяли между частными предприятиями заказы военного ведомства.
Для королей тяжелой индустрии разрыв с государством был гибелен. Поэтому они не только не присоединились к врагам режима, но создали свою собственную фирму, лояльную власти. В феврале 1916 г. они созвали I съезд представителей металлообрабатывающей промышленности, председателем Совета которого был избран правый октябрист А.Д. Протопопов. Вскоре он был приближен к царской семье, а в сентябре 1916 назначен управляющим МВД.

Что касается горнопромышленников, то они в 1916 году заняли нейтральную позицию. Они не делали громких заявлений и демонстративно чурались политики.

Ну, а московские капитаны легкой промышленности в 1916 году стали формировать предпринимательское объединение предприятий оппозиционного характера. Во второй половине марта 1916 года фабриканты П.П. Рябушинский и А.И. Коновалов начали рассылку писем на имя крупных капиталистов из разных городов с приглашением присоединиться к учреждаемому ими «торгово-промышленному обществу».