Основные проблемы экономики. Основные проблемы экономической организации общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

·религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

·мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

·искусство - художественное освоение мира;

·наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

·право - совокупность норм, поддерживаемых государством;



·образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессесоциализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании,воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Социальная структура включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Самые важные разрезы этой структуры в широком контексте – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Основные признаки класса: 1) место в исторически определённой системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Помимо этого в социальной структуре важную роль играют демографические группы (молодежь и т.п.). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита - это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

Обеспечение пенсиями;
- обеспечение пособиями;
- бесплатное медицинское обслуживание;
- предоставление санаторно-курортного лечения;
- социальная помощь семьям, имеющим детей;
- обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социальной защиты - это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

·участники (субъекты) отношений;

·значимый для участников объект деятельности;

·потребности (отношения субъект – объект);

·интересы (отношения субъект – субъект);

·ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальной компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне применительно к современной России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране

2. Выявляется роль муниципальных образований проведении социальной политики в России.

3. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики

4. Рассматриваются пути взаимодействия государственных и муниципальных органов для решения социальных задач.

Методика выполнения настоящей работы заключается в исследование нормативных документов. а также учебной и научной литературы в том числе – в периодических изданиях.

Вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Все появляются как раз из-за неправильного ответа на вопрос о том, что, как и для кого производить. Давайте же ответим на него и мы.

Что производить

Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень. Но кто обещал, что выбор будет легким?

Каким способом производить товары и услуги

Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

Для кого производить продукты

Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. Но вот честно ли это, ведь вклад первых и вторых в наращивание мирового богатства неравнозначен? И чему отдать приоритет при распространении - физическим или интеллектуальным усилиям?

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ø что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ø как эти товары и услуги надо произвести?

Ø кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего – вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие – государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой – частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет–интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Заключение

Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.

Множество обстоятельств побуждает людей к действию. И в этом взаимодействующем водовороте обстоятельств экономические законы лишь в конечном итоге определяют действия людей, общества.


Список используемой литературы

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Изд.: Омега – Л., 2005

2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория. Изд.: Форум Инфра-М, 2009

3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория. ЭКСМО, 2007;

4. Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: Гелиос АРВ, 2005.

5. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М: Высшая школа., 1994;

6. Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. М.: Прогресс, 1992;

7. Макроэкономика.\ Под. Ред. Т.Ю. Останиной. Хабаровск: ХГАЭП, 1994;

8. Микроэкономика. Экономическая роль государства. Экономический рост и международная торговля. \ Под ред. к.э.н., доц. Т.Ю. Останиной. Хабаровск: ХГАЭП, 1995;

9. Основы экономической теории. \ Под. ред. Камаева В.Д., М.; 1996;

10. Рыночная экономика. Часть 1. Макроэкономика.\ В.Ф. Максимова. М.: Соминтек, 1992;

11. Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст. М.; 1994.

12. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1997;

13. Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.

14. Современная экономика. Экзаменационные ответы. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

15. Степанов В., Ковалев Н. Основы экономики для студентов вузов. М.: Феникс, 2007.


Отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности). Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его...

Прежде всего во фрейдизме, неофрейдизме и экзистенциализме. После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса их концепции обществ человека и человеческих потребностей широко обсуждаются, подвергаются критике, но в то же время развиваются и используются в науках об обществе. 2. Рутинные и творческие потребности Помимо деления на биологические и социальные, материальные духовные, индивидуальные и...

Соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства. Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может...




Становления информационного общества сама ин­формация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд. Социально-экономические потребности как движущий мотив экономической деятельности Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования все более высокого...

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как должны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Материальные потребности общества

контрольная работа

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как д олжны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Акционерное предпринимательство

Порядок управления акционерными обществами типичен для всех предпринимательских фирм с ограниченной ответственностью участников таких фирм. Высшим органом управления любым АО всегда является общее собрание акционеров...

Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Федеральная пассажирская компания"

1. Обеспечить получение прибыли по дерегулированным видам бизнеса и как минимум безубыточность в регулируемом сегменте за счет реализации кластерной стратегии оказания услуг по перевозке...

Анализ хозяйственной деятельности КУ ЖРЭП "ЖРЭТ Октябрьского района"

Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики

Пивоваренная отрасль в России является одной из наиболее перспективных и конкурентных среди других отраслей пищевой промышленности. Рост деловой активности предпринимательских структур и денежных доходов населения...

Конъюнктура как основная характеристика мирового рынка. Экономическая политика. Патентные лицензии

Реализация потенциала роста российской экономики: краткосрочные и среднесрочные задачи экономической политики Данные из пресс-конференции...

Особенности развития сельского хозяйства в России

Особенностью современного сельскохозяйственного производства является необходимость формирования оптимальной взаимосвязи экологии и экономики...

Предмет и функции экономической теории

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить...

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Проблема безработицы и другие проблемы рынка труда в нашей стране сложны, противоречивы, а порой и вовсе абсурдны. Конечно же, на российском рынке труда обнаруживаются как общие закономерности, наблюдаемые и в других странах мира...

Развитие малого предпринимательства в России

Современное предпринимательство развивается на основе следующих экономических принципов: - Экономической свободы; - Экономической заинтересованности; - Непрерывной экономической разведки; - Гибкость и мобильности; - Умение...

Роль добровольных объединений в экономике в Украины

Проблема деятельности добровольных объединений в Украине и их влияние на экономические и политические процессы в государстве на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных. При этом главный вопрос...

Собственность акционерных компаний на примере ЗАО "Лисавенко"

Характеризуя функции наблюдательного совета, как правило, отмечают его роль в качестве контрольного органа. Выполняя функции контроля за хозяйственным управлением фирмой...

Современное состояние малого бизнеса в России

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Наличие прослойки...

Социальные технологии и роль социальных услуг в воспроизводстве индивидуального человеческого капитала

Экономическое будущее любой страны определяется формированием человеческого капитала...

Экономическая политика России

Все основные проблемы экономики вытекают из того, что мировое хозяйство вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей...

Экономические проблемы предприятия

Среди наиболее актуальных проблем белорусских предприятий на сегодняшний день можно выделить следующие: привлечение инвестиций; наращивание экспортных поставок; повышение технического уровня производства; повышение качества продукции...