Основные проблемы экономики и способы их решения. Проблемы экономики

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый из них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки. К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества решаются различными методами, основанными:

А) на традициях, обычаях;

Б) рыночных механизмах;

В) административно-командной системе.

В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено. Изменения, как правило, имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы, в силу соблюдения традиций и обычаев, трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью. В этих обществах функционирует натуральное хозяйство на основе общинной собственности.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом. Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате, все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства. Роль правительственного (централизованного) планирования отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В рыночной экономике проблемы «Что», «Как» и «Для кого» решаются, главным образом, с помощью системы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной и представляет собой иерархическую систему. Эту систему характеризует общественная собственность на средства производства и принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования. Все крупные хозяйственные решения, связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в, так называемом, едином государственном плане, а точнее – в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах. В этой системе промышленные предприятия, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикрепление поставщиков к потребителям. Кроме того, в национальном масштабе экономики утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления.

Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему звену. Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего.

На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы выбора для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США – ближе к чистому рынку, а правительство играет опосредованную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

В Швеции государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансфертных выплат населению и увеличивая доходы малоимущим. Экономика Швеции представляет собой гибридную систему, а именно: 90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня доходов.

В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия, и профсоюзы. Профсоюзы оказывает существенное влияние на работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, существует не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы и одновременно опирался на свободные рынки.

Япония отличается высокоразвитым индикативным планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.

Рациональное решение триады основных экономических проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства

Экономическая наука рассматривает два полярных друг другу способа координации деятельности людей в повседневной хозяйственной жизни.

Первый - иерархический , его функционирование находится в основании командно-административной системы хозяйства, по которому работает и фирма (предприятие).

Второй - спонтанный (стихийный). Он реализован в рыночной системе хозяйства. Информация, необходимая производителям и потребителям, передастся в ней путем ценовых сигналов. Кроме данного обстоятельства, к основным чертам рыночной системы хозяйства относятся:

  • многообразие и равноправие форм собственности на средства производства, включая частную;
  • максимальная экономическая самостоятельность субъектов хозяйствования, которая законодательно гарантированна и реально осуществима;
  • полная экономическая ответственность субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности. На рынке действуют собственники, которые рискуют своим имуществом, стремятся к приумножению собственности и одновременно приумножают богатство общества;
  • добровольность рыночных сделок, установления рыночных отношений. Все сделки заключаются на взаимовыгодной основе. За счет добровольных сделок выигрывают обе стороны, извлекая при этом свои прибыль и полезность, руководствуясь собственным интересом;
  • конкуренция участников рынка как главный двигатель экономического и научно-технического развития;
  • свобода ценообразования в соответствии с требованиями закона стоимости и спросом-предложеннем;
  • открытость экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей.

Ядром рыночной системы является рыночный механизм, взаимодействие элементов которого было рассмотрено выше. Существует масса свидетельств тому, что это самый эффективный на сегодняшний день способ регулирования экономических процессов.

Преимущества

К преимуществам рыночного механизма относятся:

  • более эффективное распределение ограниченных ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, необходимых обществу;
  • возможность функционирования при наличии весьма ограниченной информации — данных о цене и об издержках производства;
  • гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
  • оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, поскольку стремление к получению высокой прибыли заставляет предпринимателей (товаропроизводителей) идти на риск, предметно заниматься вопросами внедрения технических новшеств в производство;
  • способность давать потребителям и производителям свободу выбора и действий в принятии решения;
  • возможность обеспечивать удовлетворение самых разнообразных потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.

Недостатки

При всех своих достоинствах рыночный механизм имеет и серьезные недостатки. Он не способен автоматически, самостоятельно решать крупные социально-экономические проблемы. Среди них:

  • обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;
  • то обстоятельство, что экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы:
  • невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки;
  • отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем;
  • тот факт, что обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему.

Эти обстоятельства обусловливают особую роль государства в рамках рыночной системы хозяйства. Следует заметить, что в процессе эволюции рыночной системы хозяйства менялись и взгляды представителей экономической мысли на роль государства в экономике. В разные исторические этапы по этому поводу доминировали две основные концепции.

Первая — классическая модель, которая была разработана еше представителями английской . Модель исходит из условий рынка . Предполагает автоматическое регулирование экономики с помощью механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения. Все кризисные проблемы разрешаются в итоге действием механизма цен. Поэтому роль государства в экономике должна быть минимальной. Она сводится к физической защите граждан, охране собственности, организации денежного обращения. Такая роль государства получила образное определение: «Государство — ночной сторож». Лозунг классиков: «Пусть все идет так. как идет» оставался основным в мировой экономической теории и практике до начала XX в.

Вторая модель - кеинсианская. Она носит имя английского экономиста Дж. М. Кейнса, который разработал ее в первой трети XX в. Данная модель исходит из условий рынка несовершенной конкуренции и отсутствия автоматического механизма выхода экономики из положения, при котором наблюдаются высокая безработица и кризис перепроизводства. Вследствие этого активное вмешательство государства в работу рыночного механизма признается жизненной необходимостью. Считается, что государство призвано регулировать объемы наиионатьного производства и уровень занятости в стране.

Практическая деятельность государства, основанная на применении теории Кейнса, получила название политики активизма, а сама концепция стала именоваться кейнсианством. Она доминировала в рыночной теории и практике до начала 80-х гг. XX в.

Несовершенства рынка

Делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих . К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создаст их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям . В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционные заболевания. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов , так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии , нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию . Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Все появляются как раз из-за неправильного ответа на вопрос о том, что, как и для кого производить. Давайте же ответим на него и мы.

Что производить

Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень. Но кто обещал, что выбор будет легким?

Каким способом производить товары и услуги

Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

Для кого производить продукты

Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. Но вот честно ли это, ведь вклад первых и вторых в наращивание мирового богатства неравнозначен? И чему отдать приоритет при распространении - физическим или интеллектуальным усилиям?

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый из них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки. К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества решаются различными методами, основанными:

а) на традициях, обычаях;

б) рыночных механизмах;

в) административно-командной системе.

В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено. Изменения, как правило, имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы, в силу соблюдения традиций и обычаев, трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью. В этих обществах функционирует натуральное хозяйство на основе общинной собственности.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом.

Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате, все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства. Роль правительственного (централизованного) планирования отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В рыночной экономике проблемы «Что», «Как» и «Для кого» решаются, главным образом, с помощьюсистемы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной и представляет собой иерархическую систему. Этусистему характеризует общественная собственность на средства производства и принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования. Все крупные хозяйственные решения, связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в, так называемом, едином государственном плане, а точнее – в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах. В этой системе промышленные предприятия, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикрепление поставщиков к потребителям. Кроме того, в национальном масштабе экономики утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления.

Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему звену.

Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего.

На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы выбора для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США – ближе к чистому рынку, а правительство играет опосредованную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

В Швеции государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансфертных выплат населению и увеличивая доходы малоимущим. Экономика Швеции представляет собой гибридную систему, а именно: 90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня доходов.

В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия, и профсоюзы. Профсоюзы оказывает существенное влияние на работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, существует не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы и одновременно опирался на свободные рынки.

Япония отличается высокоразвитым индикативным планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.