Определение и классификация государственных займов. Государственные займы и обязательства

Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).

По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.

По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

Инструменты государственной задолженности в РФ

Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ, государственные заимствования в части формирования фонда заёмных финансовых ресурсов для покрытия каких-либо расходов (например, военный заём) или проведения тех или иных мероприятий, на что у государства не хватает средств. Осуществляются в форме эмиссии государственных облигаций и других долговых ценных бумаг, удостоверяющих право требования от заёмщика денежных средств или других материальных ценностей и обычно распространяемых среди большого числа неизвестных заёмщиков.

По месту размещения, обращения и погашения различают внешние и внутренние государственные займы. Номинал ценных бумаг внешних государственных займов устанавливается в валюте той страны, на территории которой предполагается их разместить, либо в иностранной валюте. Ценные бумаги внутренних государственных займов, как правило, номинируются в национальной валюте и обращаются на внутренних рынках. Многие государства устанавливают различные ограничения для покупки нерезидентами внутренних долговых ценных бумаг. Однако в условиях развития процессов глобализации и усиления потребностей в инвестициях эти ограничения смягчаются.

Держатели облигаций государственных займов получают свой доход в основном в виде установленного процента, который правительство выплачивает с определённой периодичностью в течение срока погашения облигаций. Этот процент в соответствии с условиями займа может быть постоянным (на весь срок займа), фиксированным (по отдельным периодам выплаты) или переменным. Доход также может выплачиваться в виде дисконта между ценой размещения облигаций и ценой их выкупа эмитентом (дисконтные облигации). Существуют выигрышные государственные займы, когда доход выплачивается держателям облигаций в форме выигрышей, сумма которых и периодичность проведения соответствующих тиражей определяются условиями займов, а также беспроцентные (целевые) государственные займы, погашаемые конкретными товарами или услугами. Некоторые государственные займы предусматривают смешанную форму выплаты дохода, например, процентно-дисконтную, процентно-выигрышную и др.

Ценные бумаги государственных займов бывают неиндексируемыми и индексируемыми (то есть предусматривающими пересчёт номинальной стоимости долга с учётом изменений уровня инфляции или другого показателя). В зависимости от принятых эмитентом на себя обязательств бывают займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения, а также рентные займы. Обычно выпускаются долговые обязательства без права их досрочного погашения. По рентным займам государство принимает на себя обязательство в определённые сроки (бессрочно, в конкретный период, в течение жизни конкретного инвестора) выплачивать доход без обязательства когда-либо погасить заём. Существуют также государственные займы, погашение которых гарантировано в любое время по номиналу плюс накопленный доход.

По форме выпуска различают займы документарные и бездокументарные. Ценные бумаги документарных займов выполнены на бумажных носителях, бездокументарных - в виде записей на электронных счетах.

По свободе обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынках. Нерыночные займы после первичного размещения не торгуются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определённых инвесторов - центрального банка, внебюджетных фондов, региональных органов власти, государственных и негосударственных пенсионных фондов, траст-фондов (фондов доверительного управления), других крупных инвесторов. Бывают универсальные займы, предназначенные для любых инвесторов, и специальные.

Существуют различия и по последствиям невыполнения заёмщиком обязательств по разным ценным бумагам. Отказ платить по определённым займам (обычно внешним займам, размещаемым на рынках частных капиталов) может вести к дефолту по всем другим государственным займам такого типа (кросс-дефолту), снижению до самых нижних уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировой финансовый рынок на приемлемых условиях. Внутренние ценные бумаги являются наименее жёсткими обязательствами.

Государственные займы в основном стали использоваться с конца 17- начала 18 века. До начала 20 века объём государственных займов всех цивилизованных стран вырос более чем в 15 раз. Новый мощный толчок в увеличении объёмов государственных займов произошёл во 2-й половине 20 века в связи с развитием процессов финансовой глобализации и либерализацией международных потоков капитала. К концу 20 века вложения в государственные долговые облигации в национальной и иностранной валюте превысили 60 триллионов долларов, что более чем в 2 раза превосходило мировой ВВП и почти в 12 раз мировую торговлю товарами. Стремление заёмщиков улучшить условия получения государственных займов (уменьшить их стоимость, минимизировать риски, дифференцировать источники заимствований и т.п.) привело к возникновению новых видов ценных бумаг на финансовых рынках. Ныне насчитывается более 160 видов долговых ценных бумаг. Важное значение имело появление в 1960-е годы ценных бумаг, размещаемых одновременно на рынках нескольких стран и номинированных в валюте, не являющейся национальной для заёмщика или кредитора. Так как основным местом проведения операций с этими ценными бумагами стала Европа, они получили название еврооблигации, хотя и размещались на других континентах. В отличие от традиционных международных облигаций, размещаемых в одной стране, в валюте этой страны, являющейся иностранной только для заёмщика, еврооблигации стали важнейшим инструментом привлечения капиталов институциональных (страховых компаний, пенсионных фондов, фондов управления активами, хедж-фондов, банков) и частных инвесторов. Еврооблигации - наиболее динамичный сегмент внешних государственных займов.

Государственные займы - основная форма заимствований для промышленно развитых стран, обладающих высокими кредитными рейтингами, позволяющими привлечь финансовые ресурсы на выгодных условиях. Доля долговых бумаг растёт и у менее развитых стран, которые в основном прибегают к внутренним государственным займам. В начале 2003 года у стран с нарождающимися рынками доля обязательств по внутренним ценным бумагам составляла более 80% всех обязательств в ценных бумагах.

Государственные займы в России. Государственные займы были основной формой государственных заимствований в царской России. Первый успешный внешний государственный заём был осуществлён в 1769 году императрицей Екатериной II, первый внутренний государственный заём - в 1809 при императоре Александре I. Между 1769 и 1914 российское правительство заняло за границей и внутри России около 15 миллиардов рублей; из них за этот же период было погашено немногим более 40%. 2/3 всей российской задолженности приходилось на займы периода 1887-1902, займы до 1887 составляли около 6%, а займы в предвоенное десятилетие - немногим более 1/4 всего долга. Последний в истории досоветской России внутренний государственный заём был выпущен Временным правительством в марте 1917 - «Заём Свободы», который не имел определённой суммы займа и был рассчитан на 54 года, то есть должен был погашаться в 1971 году. Подписная цена этого займа была установлена в размере 85% от номинала, под залог его облигаций выдавались ссуды в размере 75% стоимости подписки. Государственные займы были важнейшим средством финансирования индустриального развития России, становления и поддержания стабильной национальной валюты.

После отказа правительства В. И. Ленина в январе 1918 года платить по царским долгам, советское государство как суверенный заёмщик на несколько десятилетий оказалось отрезанным от международных рынков частных капиталов. Только после подписания СССР в 1986 с Великобританией и Россией в 1997 с Францией соглашений об урегулировании старых претензий, в том числе долгов царской России, а также присвоения России в октябре - ноябре 1996 сразу тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами (Standart&Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch IBCA) кредитных рейтингов для долгосрочных международных валютных облигаций удалось организовать выпуск займов, размещавшихся на европейских рынках. Осуществлённый Россией в ноябре 1996 выпуск еврооблигаций стал первым внешним государственным займом в новейшей российской истории. При этом 8 займов, выпущенных в 1988-1990 СССР на общую сумму 1,6 миллиарда долларов, формально не были государственными займами, так как их официальным эмитентом был Внешэкономбанк СССР, который нёс полную ответственность по данным облигациям (Vnesh loans).

Отсутствие внешних государственных займов СССР компенсировал внутренними государственными займами. Первые займы начались в 1922 году, и они были добровольными. В основном это были краткосрочные натуральные займы - 1-й (1922) и 2-й (1923) хлебные займы, сахарный заём 1923, заёмные обязательства Наркомата путей сообщения (транспортные сертификаты) 1923. Сахарный заём, например, целиком размещался в городах, он был выпущен в период острого голода на сахар-рафинад и рассчитан на спрос рабочих и служащих, обеспечивающих себя покупкой его облигаций сахаром для личного потребления, а также на розничных торговцев. Хлебные займы также служили способом заготовки хлеба для потребительских целей. Облигации выпускались номиналом от 1 до 100 пудов ржи в зерне. Допускалась уплата облигациями этих займов продналога. В 1927 появляется новая форма займов, размещаемых среди трудящихся города и деревни путём коллективной подписки с рассрочкой платежа в течение определённого срока. Это так называемые добровольно-принудительные займы, которые в дальнейшем стали основной формой заимствования средств населения. К концу 1929 года эти займы составляли уже более трети остатка государственного долга, тогда как доля рыночных займов - всего 12% (в 1926 - более 40%). А четвёртый выпуск займа 3-й пятилетки (1941) имел уже 60 миллионов подписчиков (в 1927 было только 6 миллионов подписчиков на госзаймы). Кроме принудительной подписки имели место многочисленные конверсии государственных займов (1930, 1936, 1938), когда облигации нескольких выпущенных ранее займов менялись на облигации нового займа. Эти конверсии вели к снижению доходности долговых бумаг для их держателей, отодвигали погашение долгов по старым облигациям, то есть являлись насильственной мерой по отношению к «инвесторам». Огромную роль сыграли внутренние государственные займы во время Великой Отечественной войны. За счёт этих займов было обеспечено примерно 15% всех прямых военных расходов. Размещение государственных займов было продолжено и в послевоенный период. Однако трудности в их реализации, с которыми правительство столкнулось в конце 1950-х годов, заставили с 1958 приостановить размещение добровольно-принудительных займов по подписке. Одновременно были прекращены тиражи выигрышей для уже размещённых до 1957 займов, а их погашение, рассчитанное на 20 лет, было отложено на период после 1977. Их погашение началось на 3 года раньше - с 1974. В последующем государственные займы размещались в СССР и постсоветской России только на добровольной основе. В конце 1980-х годов была предпринята попытка увеличить государственные займы. Однако в связи с сильной инфляцией она не имела успеха, а погашение размещённых среди населения бумаг осуществляла уже постсоветская Россия.

В 1990-е годы происходит быстрое расширение внешних и особенно внутренних государственных займов. Объём внутренних займов в виде ГКО (Государственных казначейских обязательств) и ОФЗ (Облигаций федеральных займов) достиг к июню 1998 года примерно 430 миллиардов рублей, или около 70 миллиардов долларов по действовавшему тогда курсу рубля. Не справляясь с обслуживанием этих государственных займов, в августе 1998 правительство приостановило обслуживание ГКО - ОФЗ и объявило об их обмене на новые ценные бумаги. После дефолта рынок внутренних государственных займов был восстановлен уже через 2-3 года. В начале 2000-х годов на рыночные инструменты приходилось более 9/10 внутренних долговых обязательств России, в то время как во внешнем долге аналогичный показатель был менее 2/5.

Лит.: Саркисянц А. Г. Система международных долгов. М., 1999; Данилов Ю. А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. М., 2002; Хейфец Б. А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М., 2003; Вавилов Ю. Я. Государственный долг. 2-е изд. М., 2004.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Привлечение денежных средств со стороны, порой, является единственным выходов из сложившейся затруднительной финансовой ситуации. Но, можно попросить помощи и у государства.

Какие виды займов от государства существуют в 2019 году?

Что это такое

Государственный заём — это важнейший инструмент финансового регулирования, который позволяет избежать дефицита бюджета страны.

В узком смысле, это разновидность государственного кредита, который может быть выдан в денежной форме, или в виде ценных бумаг. В первом случае, кредиторами выступают другие страны, а во втором — учреждения внутри страны.

Государственному займу свойственны следующие характеристики:

Как и другие виды займов, государственный оформляется для удовлетворения нужд страны. Его нужно вернуть в оговоренный срок вместе с процентами. Как и любое другое заимствование, этот вид имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К плюсам можно отнести:

  1. Инфляция в стране имеет тенденцию на снижение.
  2. Такой займ довольно легко получить.
  3. Количество денежной массы, хранящейся у населения в виде вкладов и депозитов, регулируется государством.

Отрицательные стороны заключаются в следующем:

Существующая классификация

Как и любой другой вид кредитования, государственные займы могут быть поделены по определённым признакам.

В зависимости от субъекта таких отношений:

  • размещаются федеральными органами власти;
  • размещаются муниципальными органами власти.

По месту эмиссии:

По сроку возврата:

По обеспеченности:

По способу обеспечения:

  1. Добровольные.
  2. Принудительные.
  3. По подписке среди граждан или организаций.

Видео: государственный займ

Правовое регулирование

Правовое регулирование внутренних государственных займов производится .

Также не стоит забывать и о:

Государственные займы и ценные бумаги

Как правило, госзаймы выдаются в виде кредитных продуктов от различных кредитных учреждений мирового уровня. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий и поручительств самой страны.

То есть, государство выпускает некоторый объём своих ценных бумаг, затем размещает их на площадках, на которых присутствуют международные банки или другие финансовые учреждения, способные эти ценные бумаги купить, предоставив, тем самым, займ.

Государственные ценные бумаги выпускаются для того, чтобы уравновесить и уравнять поступление налогов в бюджет страны. Между доходами, которые поступают в бюджет страны, и расходами, может возникнуть незапланированный дисбаланс.

Важно уравнять его в течении финансового года. А сделать это можно только выпустив определённое количество государственных ценных бумаг.

Но, выпуск госбумаг осуществляется не только для этих целей. Они необходимы для того, чтобы провести целевое финансирование приоритетных государственных программ и проектов, которым необходимы государственные вливания.

Ценные бумаги государственного назначения имеют несколько ощутимых плюсов, по сравнению с другими. Это:

  1. Они более надёжны, так как обеспечены государством.
  2. Риск потери заёмщиком своих основных средств минимизирован до предельного уровня.
  3. Их держатель может рассчитывать на получение льгот при налогообложении.

Если говорить о внутренних займах, то наиболее надёжной компенсацией нехватки бюджета страны является дополнительный выпуск денежной массы или получение займа в ЦБ РФ.

Облигации и векселя

Это наиболее распространённый вид ценных бумаг, применяемый при государственном заимствовании. В некоторых странах, эти бумаги называются несколько по-другому, но суть от этого не меняется.

Облигация — это такая ценная бумага, которая накладывает на государство обязательство по выплате долга в определённый и оговоренный ранее срок. Также, при её выпуске, определяется и порядок погашения долга, и способ.

Облигации делятся на:

Облигации имеют:

Погасить такое обязательство можно:

  • в денежной форме;
  • в имущественной форме.

Понятие векселя раскрывается следующим образом — это разновидность ценной бумаги, которая компенсирует дефицит бюджета. Погашать вексель нужно с учётом процентов по займу.

Отличие облигации от векселя в том, что последний выпускается на достаточно короткий период — на срок до полугода. Облигации — это ценные бумаги с более длительным сроком заимствования.

По праву выпуска (эмиссии)

Выпускать государственные ценные бумаги имеет право только ЦБ РФ. Он является их эмитентом. Выпуск ценных бумаг производится строго ограниченными партиями, каждой из которых присваивается свой регистрационный номер по порядку.

Облигации внутреннего государственного займа, которые были выпущены в одной партии, имеют одинаковые родовые признаки:

  1. Номер.
  2. Дата закрытия обязательства.
  3. Одинаковый объём прав и обязательств.

Стать владельцами государственных облигаций могут и граждане. И предприятия, если иное ограничение не было наложено при их выпуске.

Рыночные и нерыночные

Ценные бумаги можно разделить по признаку ограничений в их обороте:

В развитых странах, в которых наблюдается дефицит бюджета, доля рыночных ценных бумаг может достигать 70%, а остальное — нерыночные бумаги. Как правило, они используются в НПФ, в страховых компаниях и у частных инвесторов.

С обеспечением залога и беззалоговые

Государственный, как и любой другой займ, может быть обеспечен чем-либо или же нет. Как правило, обеспечивают его имуществом. Такой займ называют залоговым, а ценные бумаги, которые выпускаются под займ — закладные.

Закладные или залоговые ценные бумаги, как правило, выпускаются муниципальными органами власти. Закладом или залогом по ним выступает некое муниципальное имущество.

Позволить себе выпуск и выдачу беззалоговых ценных бумаг могут только те страны, которые обладают авторитетом на международном рынке. Заключение с ними договора априори не допускает просрочек по платежам.

Оформление договора

Договор государственного займа заключается в соответствии со . Здесь сказано, что:

Как и любая другая сделка, государственный займ — это изъявление доброй воли сторон относительно обязательств. Суть данного вида договора состоит в следующем — заёмщик (это может быть как страна в целом, РФ, так и её субъект или иное муниципальное образование) приобретает у займодателя (чаще, это государственные структуры, частные лица редко выступают в роли займодателем по таким видам займа) пакет государственных ценных бумаг.

Эти бумаги удостоверяют право займодателя требовать от заёмщика погашения долга. Погашение, как правило, происходит с процентами.

Формы осуществления доходных выплат

Доходные выплаты по госзаймам бывают следующих категорий:

Выигрышные то есть, начисление дохода на сумму долга происходит в порядке проведения лотереи. Последний внутренний займ такого рода был проведён в 1992 года. Тогда 78% от выпущенных ценных бумаг была погашена в течение последующих 10 лет по номинальной стоимости. Выходит, что 32% этих ценных бумаг выиграло в лотерею
Процентные то есть, заёмщик погашает свой долг через определённые временные промежутки (для государств, как правило, срок аннуитета составляет 1 год), происходит погашение части долга и части процентов. Погашение происходит равными платежами
Целевые расходуются на достижение определённых целей
Беспроцентные плата за пользование заёмными средствами с государства не снимается
Нулевые то есть такие, которые выкупаются по номинальной стоимости, а затем используются с дисконтом

Удивительно, но выигрышные ценные бумаги не являются ходовыми для инвесторов. Они предпочитают использовать процентные, так как доход по ним стабилен, а не зависит от случая, как с выигрышными.

Последние оба вида облигаций и ценных бумаг являются ходовыми, так как покупаются они с большим дисконтом, а продаются по номинальной стоимости. Определённая сумма дохода их держателю перепадает.

Управление государственным долгом

Государственный займ не регулируется точно так же, как и обычный. Как уже упоминалось выше, получить и предоставить госзайм можно различными способами, которые удобны обеим сторонам процесса.

Это разнообразие даёт возможность странам-участникам, которые заинтересованы привлекать заёмные средства извне, разрабатывать и предоставлять наиболее благоприятные условия для сторонних инвесторов.

Как и любой другой займ, государственный нужно постоянно контролировать, особенно, в части погашения долга.

Чтобы привлечь как можно больше средств, необходимо:

  • установить минимальную стоимость займа;
  • обеспечить надёжность и стабильность государственных ценных бумаг.

Эта «миссия» возложена на ЦБ РФ. Именно Центральный банк осуществляет управление внешним и внутренним долгом страны. Чтобы своевременно погашать наши долги, и взимать плату по предоставленным кредитам, ЦБ РФ разработал ряд эффективных мероприятий.

К таковым можно отнести:

Чтобы управлять внешним долгом страны, необходимо:

Не стоит забывать, что целью предоставления госзайма является, также, и поддержка государственных программ и проектов, в том числе и социально значимых. Поэтому от грамотного управления госдолгом зависит и социальная, и финансовая политика государства.

Но, на сегодняшний день, таким способом пользуются только те страны, которые имеют нестабильную экономику. Россия к таковым не относится, мы выступает только в роли займодателя, не смотря на пошатнувшуюся, в последнее время, экономику.

Как уже упоминалось, от грамотного и эффективного управления государственным займом и долгом зависит не только дефицит или профицит бюджета, но и социальная политика государства в целом.

Но, прежде чем оформить госзайм, проводится кропотливая и тщательная работа по выявлению гарантий обеспечения и возврата заёмных средств.

Государственные займы - форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником.

Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов,

однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут

быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными

и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным

облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не

пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход,

а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов.

Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также

купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвесторы не проявят интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в

состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются три варианта:

    займ погашается равными частями в течение определенного срока, например четырех лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2, 5 млн. долл.;

    возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль;

    снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т. д. Такая система предпочтительна, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений займы делятся на раз­мещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ­ными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государ­ством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государствен­ные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен­ные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускают­ся местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все иму­щество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязатель­ства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочи­тают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткос­рочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;


7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязатель­ствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.

Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процен­тной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.

Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачи­ваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Од­нако такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы;

8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного пога­шения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств ста­новится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовре­менно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:

O заем гасится равными частями в течение определенного срока;

O возрастающими долями;

O снижающимися долями.