О православном банке. В банке РПЦ «зависли» миллиарды рублей окологосударственных структур — что известно

«Да!» - отвечают участники круглого стола, проведенного на тему «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» в рамках Х IХ Рождественских образовательных чтений. Но для этого нужно, чтобы каждое объединение бизнесменов в финансовой, банковской и проектной сфере ставило целью проверять все свои действия и проекты на соблюдение нравственных законов, заповедей Божиих.

Организаторами встречи выступили представители как Церкви, так и финансовых кругов: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, Клуб православных предпринимателей, Ассоциация российских банков, Институт экономических стратегий РАН. Дискуссии за круглым столом положил начало протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , отметивший, что заявленная тема возникла относительно недавно, но она приобретает все большую значимость в обществе.

Мировой экономический кризис, - подчеркнул он, - еще раз напомнил всем нам о том, что финансовая сфера - это, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сфера нравственного риска». В ней присутствует огромный капитал, который, как принято считать, должен приносить новый капитал. Проблема денег, не связанных с трудом, - нерешенная нравственная проблема современного мира, и искать ответ на нее следует совместно представителям экономического и экспертного сообществ, религиозным общинам, лидерам общественных сил.

Вместе с тем, как обратил внимание отец Всеволод, тема православного банковского продукта все еще воспринимается как «экзотическая».

Я практически уверен в том, что если сегодня потребителю предложат этот продукт, то он вряд ли найдет массовую поддержку, - заметил он. - И дело в том, что многие православные люди, в том числе глубоко воцерковленные, слишком привыкли существовать в условиях некоей раздвоенности: нравственные правила - для религиозной жизни, а вот в области жизни практической действуют иные правила. И все же молодое поколение общественно активных людей, склонных выстраивать свою жизнь в согласии с принципами православного вероучения, может со временем принять идею о том, что православный банковский продукт более приемлем, чем отличающийся от него.

Сегодня в нашей стране, как отмечалось на круглом столе, после долгих лет засилья коррупции, взаимного недоверия и обмана начали прорастать робкие ростки православного отношения к ближним не на словах, а на деле.

Так, в Клуб участников проектного процесса, который помогает подготовить проекты к рассмотрению на кредитных комитетах и организует финансирование проектов, приходит все больше порядочных людей, уставших бояться нечестных партнеров. Они готовы публично заявить о строгом выполнении заповедей Божиих в бизнесе и о своем желании объединить усилия с другими православными бизнесменами в выработке особого регламента работы, более открытого и препятствующего злоупотреблениям. А Совет по православным финансовым услугам и продуктам подготовил специально к Рождественским чтениям презентацию, в которой подробно рассматривается механизм создания и внедрения таких услуг и продуктов в повседневную практику.

На встрече прозвучали различные точки зрения по проблематике православного банкинга и необходимости создания соответствующих специализированных банков, при этом все собравшиеся были единодушны в том, что эта тема требует первостепенного внимания и ее значение со временем будет только возрастать. Вот некоторые мысли и оценки участников круглого стола.

Павел Шашкин, ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика»:

- В условиях экономического кризиса конфессиональные экономика и банкинг приобретают новое звучание, новое наполнение. Совершенно очевидно, что, когда подорвано доверие ко многим финансовым институтам, люди стремятся найти в конфессиональном банкинге ту точку стабильности, точку доверия, которая могла бы существенным образом позитивно повлиять на их жизнь.

Естественно, было бы неправильно оставлять за скобками этого процесса ведущие религиозные организации страны, такие как Русская Православная Церковь, в первую очередь. Нужны ли нам православные банки как самостоятельный вид финансовых институтов? Вряд ли это возможно сегодня, но нам совершенно точно нужны честные и ответственные банкиры, необходима культура взаимовыручки и взаимоподдержки, в том числе в реализации бизнес-проектов. Наконец, нужна сильная нравственная мотивация в достижении экономических целей. Такую степень взаимного доверия, как показывает практика, могут дать только вера и традиция, которые людей объединяют.

Когда говорят о православном банке, главный стержень здесь в том, что его работу должна пронизывать нравственность, человечность. И эти элементы призваны развиваться, расширяться. Ведь банк должен работать, прежде всего, для человека, и только потом через это достигается прибыль, доходность и т.д.

Три года назад наша ассоциация одобрила Кодекс этических принципов банковского дела. Там подробно расписано, по каким направлениям должен банк реализовывать эти принципы. Прежде всего, благотворительность. Это общеизвестно, традиционно; мы можем привести массу примеров того, как банки занимаются добрыми делами. Через систему кредитования все более реализуется поведение социально ответственного банка: не навязывание кредита людям любой ценой, поставив их потом в тяжелейшие условия, а всемерная поддержка людей, обеспечение их подробной информацией.

Следующее направление - вклады. Вспомните, как в 1990-е годы несчастные вкладчики штурмовали банки, чтобы получить свои деньги. После принятия закона о страховании вкладов положение принципиально изменилось. В последние годы у населения появилось доверие к банкам - ведь это факт, что в кризис вклады растут невероятно быстрыми темпами.

Важное направление - финансовая грамотность, осознанная деятельность человека во взаимоотношениях с банками. Многие из-за недопонимания идут в суды. А мы создали службу финансового омбудсмена в рамках Госдумы. Ее задача - до суда примирить клиента и банк, исходя из принципов нормальных, человеческих взаимоотношений.

Опираясь на профессиональные ассоциации, российские банки должны «раскручивать» и развивать вот эти черты человечности. Это будет серьезным шагом на пути применения православных этических норм в банковской деятельности.

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков, депутат Государственной Думы:

Сегодня в сфере социально-банковского взаимодействия скопилось много проблемных вопросов. Один из них - проблема недобросовестных заемщиков. Нам крайне необходимо внедрять в жизнь нравственное отношение и банкиров, и заемщиков, и клиентов к выполнению своих обязательств. Даже если мы сейчас ужесточим законодательство, мы проблему не решим. Поскольку в основе лежат все-таки нравственные принципы, которые в значительной степени нивелированы в нашем обществе - в кризисный период это особенно проявилось.

На мой взгляд, ошибочен постулат о том, что Церкви не надо создавать свой финансовый институт. Церковь осуществляет в нашем обществе важнейшую миссию, и для того, чтобы вести эту миссию успешно, наступательно, приобщая население к православным ценностям, необходимо иметь мощную финансовую опору. Сейчас же работа Церкви строится в основном на пожертвования.

Надо создавать соответствующий институт. Важно, что доверие населения к Церкви намного больше, чем к гражданским институтам, и многие православные могли бы стать вкладчиками такого банка.

Этот финансовый институт демонстрировал бы пример работы другим институтам. Сила примера здесь даже намного важнее, чем сила закона. Если бы православный банк реально показывал, какие должны быть проценты от вкладов, как добросовестно работать с клиентом, как оформлять кредит, график платежей, если бы он демонстрировал прозрачность своей работы, то и другие банки были бы вынуждены в условиях конкуренции работать по тем же принципам.

- Ярким примером потребности в кодексе поведения в сфере предпринимательства явился принятый несколько лет назад на Всемирном русском народном соборе «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Известно, что опыт ведения православного банкинга сегодня существует. Причем существует в рамках целого государства, которое называется Кипр. Там очень влиятельна Православная Церковь, и она является одним из крупнейших финансовых деятелей этого острова: на 720 тысяч человек полмиллиарда евро выданных кредитов в год - это серьезная вещь. Естественно, нам нужно изучить этот опыт, подробно рассмотреть, каким образом ведется эта деятельность.

Хотел бы упомянуть о проектном подходе, который может быть применен к сфере православного банкинга, параметры которого мы пытаемся нащупать в рамках нашего круглого стола. Речь идет о создании церковно-государственно-частного партнерства, в котором существовала бы взаимозависимость между участниками договорного процесса контрактных отношений - нечто вроде концессии.

Примеры в российской практике уже существуют. У нас есть обращения со стороны губернаторов, в частности в Архангельской области есть такой «континент», который называется Соловецкий монастырь. Ведь это явление, которое не может быть превращено в некую «туристическую аттракцию», как это пытаются сделать сегодня. Здесь Церковь могла бы предъявить спрос на оказание чисто финансовых договорных услуг. Та же модель церковно-государственно-частного партнерства отрабатывается в Ростовском государственном историческом заповеднике. Но если существует понимание на уровне региональных властей, то на уровне федеральных властей и федерально значимых финансовых институтов такое понимание пока не отработано.

Я убежден, что именно на базе проектного подхода может возникнуть и понимание концепции православного банкинга, и возможное развитие конкретных механизмов его реализации. У меня тут список уникальных церковных объектов - есть чем заняться банкирам! Нужно сформулировать принципы, параметры и утвердить нравственное начало.

Максим Тууль, председатель правления «Надежный банк», директор Клуба участников проектного процесса:

Я хочу поспорить с отцом Всеволодом о том, что будто сегодня нет спроса на православный банкинг. Долгий опыт работы в банковской сфере привел меня к выводу, что сегодня отсутствует доверие населения к государству, я уже не говорю о доверии к бизнесу. Для этого есть объективные причины. Но самое страшное - отсутствие доверия банкиров друг к другу. В рамках нашего клуба мы часто занимаемся формированием банковских пулов или банковских синдикатов. 90% времени у нас уходит на то, что мы пытаемся убедить банкиров сесть за один стол друг с другом.

Здоровый бизнес устал сегодня жить по «волчьим законам», он ищет объединяющие основы. Недаром появляются разные клубы и ассоциации, которые основываются на неких внутренних принципах.

Православный банкинг своим примером, своим успехом может и должен стать объединяющим началом, внедряющим в среду взаимоотношения между людьми, основанные на морально-этических принципах. А далее такой инструмент будет расширять нравственную сферу вокруг себя, заставляя все новых участников понять, что для успеха и доверия нужно честное ведение дел. Возможно, что в результате возродится «принцип гильдии», когда слово члена гильдии было тверже стали, а изгнанный из гильдии разгильдяй и обманщик был пожизненно заклеймен и больше никогда не мог появиться в бизнес-сообществе.

Роман Белоусов, руководитель Совета по православным финансовым услугам и продуктам:

Мы сегодня много говорили о возможности создания православного банка. Банк называется православным не только потому, что его акционеры являются православными или в его названии есть это слово, но, прежде всего, потому что он предоставляет соответствующие услуги и продукты.

Конечно, нужно четко осознавать те продукты, которые может предоставить православный банк своим клиентам. На сегодняшний день первый шаг в этом направлении сделан: совместно с Клубом православных предпринимателей и Советом «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси создан Совет по православным финансовым услугам и продуктам. Это некая общественная инициатива, основная площадка для обсуждения и создания продуктов, которые впоследствии смогут предложить банки (кстати, не только православные банки, но и те, которые согласятся предложить своим клиентам продукты, основанные на православных принципах).

Сегодня всем нам нужно переходить от таких отдельных встреч (хотя и они, безусловно, необходимы!) к кропотливой ежедневной работе. Приглашаю всех к работе в рамках совета по разработке услуг, которые будут представлены бизнес-сообществу.

Дмитрий Любомудров, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Клуба участников проектного процесса:

Что мы, православные банковские менеджеры, можем продемонстрировать в качестве альтернативы современной неустойчивой финансовой системе? Это называется проектный подход и система прямого распределения рисков. Здесь ничего нового нет, но такой подход нужно реализовывать на практике. Люди принимают не краткосрочное участие в проекте, а «закладываются» на весь его жизненный цикл, что делает их партнерами в истинном смысле этого слова. Взаимное участие в рисках, взаимная ответственность и активное соучастие в проекте - таков инструмент, который может предлагаться и продвигаться православным сообществом.

Православный банк должен обслуживать не только православных бизнесменов, а любых деловых людей, которые подпишутся под принятым им кодексом - полной прозрачности и пониженной рискованности. То есть нам нужен агентский банк (швейцарские банки потому и устойчивы, что исполняют поручения клиентов - и уже 300 лет так работают). Такой банк не может обанкротиться - ведь он только выполняет поручения клиентов за определенную комиссию. В ходе проектного процесса предприниматели должны сами принимать на себя определенные риски. Банк, конечно, помогает им оценить этот риск и берет на себя обязательство по должному контролю всего процесса.

Мы с коллегами уже 15 лет работаем в этой сфере, и у нас есть специальные технологии, которые применялись в крупнейших казначействах, сравнимых по уровню с федеральным казначейством. Наши подходы показали свою эффективность в кризис. И мы стремимся преодолеть стереотип, будто русский православный человек очень далек от банков, денег, экономики - мол, пусть об этом думает государство… Ничего подобного! Думать об этом должны все мы, православные, и помогать друг другу таким образом. Иначе будут выстраиваться очереди из православных у липовых банков.

Если мы сумеем создать хотя бы одну такую «территорию доверия» в виде православного банка под эгидой патриарха и докажем на деле, что этот банк является низкорисковым и прозрачным, тогда мы покажем всему обществу, что возможна православная альтернатива! Возможны православные механизмы!

Отрадно также, что, как показал данный круглый стол, расширяется общественная база Рождественских чтений, которые, по словам отца Всеволода, все больше превращаются из «собрания православных педагогов» в деловой форум для обсуждения насущных проблем жизни России и мира.

Галина Фомина, вице-президент Национального банковского клуба Ассоциации российских банков:


- Мы рады, что инициатива нашего клуба по проведению этой встречи вылилась в серьезные и плодотворные для банковского и финансового сообщества страны дискуссии. Почему мы действуем совместно с Церковью? Потому что Церковь и общество - одно единое целое, и потому что каждому человеку нужно быть нравственно здоровым.

Национальный банковский клуб очень заинтересован в сотрудничестве с Клубом православных предпринимателей, и мы уже наметили серьезные вопросы для взаимодействия. И, безусловно, сегодня на первый план выходят вопросы нравственности, социальной ответственности бизнеса. Недаром практически каждый банк фактически имеет свою социальную ответственность: заботится о детских домах, строительстве храмов, деятелях искусства и так далее, а многие компании стали включать в свою миссию вопросы, связанные со стандартами социальной и духовно-нравственной ответственности. Нынешний круглый стол дает нам вектор для подготовки большого финансового форума в нашей стране.

После трехчасовой дискуссии участники круглого стола пришли к заключению, что духовная роль Русской Православной Церкви, участие религиозных организаций в финансовой деятельности сегодня, как никогда, востребованы обществом и могут стать объективным примером ответственного и честного хозяйствования. Создание тех или иных финансовых инструментов с учетом норм православной этики действительно может стать реальностью. Многие банки, в том числе ведущие, открыты такому диалогу и готовы применять эти инструменты в своей работе, после того как их предложения будут одобрены патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких предложений, подготовленный совместно с Патриаршим советом «Экономика и этика», будет представлен вниманию Его Святейшества.

Русская православная церковь упрямо продвигает идею создания православных финансовых институтов – альтернативы традиционным финансовым институтам, которые довели страну до кризиса. По словам представителей РПЦ , конкретная программа уже готова, дело за ее реализацией. Проблема в том, что в борьбе за «духовные финансы» православие неизбежно проиграет исламу: как теоретическая, так и материальная базы у них несопоставимы.

Как заявил в понедельник председатель синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин , защитить российскую экономику от кризиса сможет православная финансовая система . Причем у группы российских финансистов якобы есть конкретный план по ее созданию. «Необходимо в мире наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве. Иначе неизбежный конец финансового пузыря, работающего по принципу «деньги делают деньги», может привести к катастрофическим последствиям или даже к большой войне, на которую можно было бы списать все», – цитирует слова Чаплина ТАСС.

Данная тема, судя по всему, серьезно запала в душу РПЦ. Чаплин уже высказывался в пользу системы православного банкинга примерно месяц назад, видя в оной защиту от спекуляций на мировом рынке и общего давления, которое переживает экономика России. Очевидно, сейчас мы наблюдаем включение православной церкви в конкурентную борьбу. Но в борьбу не с традиционной финансовой системой, а с хорошо отлаженной и давно уже существующей исламской финансовой системой. Это не война систем, но война брендов: если существуют исламские банки, базирующиеся на принципах религиозной нравственности, то должны быть и банки православные. Если реализовывать идею «справедливых денег» через мусульманский банкинг , то православие остается на обочине финансовых процессов. И вообще: нельзя православному человеку жить праведно за счет исламских механизмов, у него свои должны быть – под православной вывеской.

В общем и целом идея не нова – ее активно обсуждали и пять, и даже десять лет назад. Но сейчас «война брендов» активизировалась, и исламский бренд явно впереди. Не далее как в августе Ассоциация российских банков предлагала принять специальный федеральный закон «Об исламских финансах», который бы регулировал деятельность мусульманских кредитных организаций в РФ. АРБ организация старая, уважаемая, влиятельная – более 700 членов с суммарным капиталом около 470 млрд рублей. И теперь эта уважаемая организация призывает создать в Банке России центральный шариатский совет – арбитр последней инстанции, который будет определять соответствие операций исламских банков принципам ислама.

Правда, АРБ в данном случае волнуют вопросы не идеологические, а юридические. «Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», – говорится в сообщении организации. А значит, необходимо разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование таких банков. Предпосылки к этому есть. Сделки по нормам шариата совершал, в частности, казанский «Ак Барс», что в январе 2014 года привлек 100 миллионов долларов от инвесторов с Ближнего Востока. Собственно, именно татары являются сейчас главными лоббистами исламского банкинга в РФ. На Северном Кавказе, где внимание к шариату повышенное, банковская система развита гораздо хуже, чем в Татарстане (даже кредиты, положа руку на сердце, возвращать там не принято).

И главное: именно исламский банкинг АРБ называет возможной альтернативой традиционному банковскому делу. Не теоретический православный, а уже функционирующий исламский. У РПЦ есть повод понервничать.

Собственно, что такое исламская финансовая система . Это система, функционирующая по законам шариата. К примеру, шариат категорически запрещает ростовщичество, или рибу. Поэтому прибыль в исламском банкинге извлекается не в виде процентов от кредитной суммы, а через долевое участие в предприятии, на создание или развитие которого направлен кредит. По этим же причинам традиционные облигации с фиксированной доходностью недопустимы, зато есть сукук, исламские облигации, что обеспечивают негарантированный доход за счет прибыли финансируемого мероприятия.

Также в исламе запрещено то, что называют «играми со временем» или «продажей воздуха»: нельзя, к примеру, расплачиваться или брать в заклад еще не произведенные товары и услуги, как нельзя и расплачиваться «теоретическими деньгами» или «деньгами из будущего», то есть теми средствами, которыми банк не располагает на данный момент. Вне закона любая спекуляция (использование чужих затруднений для своей пользы, все эти «наценки за срочность» и так далее), непрозрачные, не до конца оговоренные сделки и азартные игры (как в плане использования средств из соответствующего источника, так и в рамках проведения лотерей самими банками). К хараму, грязным деньгам, относят также доходы от продажи и производства алкоголя, табака и порнографии.

Деньги от проституток, колдунов и переработки нехаляльного мяса – это тоже харам. В идеале все деньги, что крутятся в исламском банке, должны быть «чистыми». Посему многие богословы не признают халяльными формально исламские отделения общих банков, ибо «чистые» деньги в них могут перемешаться с «грязными» от прочих банковских операций. Одним словом, в исламе деньги пахнут, при этом жесткие идеологические установки являются препятствием на пути образования «финансовых пузырей» и банкротств через «греховный», непродуманный риск.

Важно подчеркнуть и то, что исламский банкинг, в отличие от православного, не проект и не теория, а реально функционирующая система. В 2007 году объем размещения сукук в мире достиг 31 млрд долларов. В 2004 году их впервые (и вполне успешно) разместил на европейском рынке Кувейтский финансовый дом – самый дорогой банковский бренд на Ближнем Востоке, функционирующий по принципам исламского банкинга. Существует и Исламский банк развития – международная финансовая организация, расположенная в Саудовской Аравии. Другая важнейшая международная исламская организация – Совет по исламским финансовым услугам – квартирует в Малайзии, откуда и осуществляет лоббизм исламского банкинга и контроль за ним.

В общем, все серьезно. Теперь смотрим, что предлагает РПЦ в лице Чаплина в качестве православной финансовой системы. Ровно то же самое: выделение средств не под процент, а под прибыль будущего предприятия. В свою очередь фразы о том, что спекуляции – грех, а деньги должны быть привязаны к труду, приводят нас к понятию «риба» – одному из тяжелейших грехов в исламе, когда одна сторона приобретает прибыль, не затратив для этого никакого труда. Самоограничения для православного банкинга также буквально списаны с исламского: никаких денег от табака, алкоголя, проституции, порнографии и игорного бизнеса. Единственный собственный довесок – отказ от труда нелегальных мигрантов, запрет на который, впрочем, и так прописан в законодательстве РФ.

То есть у православного банкинга, в отличие от банкинга мусульманского, нет не только собственной финансовой и ресурсной базы, но и базы теоретической: православие не формирует богословских требований к финансовым операциям. И их приходится выдумывать на ходу, делая вид, что в Коране написано не то же самое. Потому, собственно, идея православных финансовых институтов до сих пор никуда не продвинулась. Разнообразные круглые столы по данной теме собирались и прежде, выдвигая предложения либо, мягко говоря, чудаковатые, либо из уже имеющейся исламской базы, включая запрет на пусть и высокодоходные, но рискованные сделки, что обсуждали, к примеру, на конференции «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» еще несколько лет назад. Тогда же один из банкиров рассказал, что в одном из самоназванных православных банков православие ограничилось требованием носить бороды всем мужчинам после 40 лет.

Также звучали предложения выдавать по пониженной ставке кредиты прихожанам, за которых ручается священник, что дает определенный простор для коррупции (все-таки странно предполагать, что священники априори не берут взятки и гонорары за лоббизм, ибо грешна человеческая природа). Что до предложений оценивать инвестиции про принципу их «богоугодности» через специальные православные советы, то вряд ли это имеет какое-либо отношение к защите национальной экономики, о которой говорил Чаплин. Дело, то есть, хорошее, но для души – не для экономики.

К сожалению, в предложении Чаплина выработать собственные, основанные на этических правилах критерии состояния российской экономики (что подстраховало бы страну это недобросовестных рыночников) тоже нет ничего нового. Это реализовано, например, в Бутане, где ориентируются не на ВВП, а на собственный показатель – «валовое национальное счастье». В эту нечеткую формулу входит общая экономическая ситуация, удовлетворенность населения, а также буддистские духовные ценности, на основании которых только и можно развивать экономику. Для создания методик расчета ВНС организовывались даже международные конференции с участием крупных специалистов, правда, далеко продвинуться не получилось: Бутан по-прежнему является нищей, преимущественно аграрной страной – одним из самых отсталых государств мира. Зато свою экономику он волен оценивать сугубо суверенно: народ небогат, но духовен и счастлив, а значит, с экономикой все в порядке.

Другое дело, что политика ВНС способствовала тому, что Бутан открылся миру – открылся и туристам, и инвестициям. Под маркой ВНС развиваются образование, медицина и инфраструктура, строго следят за экологией и мздоимством (коррупции в Бутане практически нет, что подтверждают международные индексы). Правда, остается открытым вопрос первопричин. К примеру, в Бутане считают, что внимание к чистоте на улицах продиктовано именно индексом ВНС (эта чистота действительно отличает Бутан от соседней Индии), но вклад от фактического отсутствия в стране производства и очень скудного потребления все-таки недооценивать не стоит.

Чем грозят вкладчикам проблемы банка Русской православной церкви «Пересвет».

Банк «Пересвет», почти наполовину принадлежащий РПЦ, ограничил выдачу наличных. Кроме того, его облигации резко подешевели, а их доходность доходила до 130%, что, как правило, свидетельствует о полном разочаровании тех, кто в свое время решил вложить деньги в данную кредитную организацию. Этому предшествовали сообщения СМИ о том, что глава банка Александр Швец исчез и никто не знает о его местонахождении. Сам «Пересвет» винит в панике журналистов. Но, похоже, у банка действительно могут быть серьезные проблемы.

Денег нет, но они держатся?

18 октября, казалось, ничего не предвещало беды для «Пересвета». СМИ и раньше писали, что у банка могут быть дела не в порядке, но ничего особенного с ним не происходило. Пока журналисты не позвонили в кол-центр организации и не выяснили, что та ограничила выдачу наличных. Теперь клиент, желающий забрать свои деньги из «Пересвета», может получить максимум 100 тысяч рублей в сутки. То есть если кто-то, допустим, захотел забрать вклад в миллион, ему на это потребуется 10 дней. Позже в банке объяснились, что ограничения на выдачу денег ввели из-за повышенного спроса со стороны клиентов. При этом проблем с ликвидностью у «Пересвета» нет, сообщили в банке.

Параллельно рухнули облигации «Пересвета». В течение дня они дешевели на 36%, а доходность доходила до 130%. Для понимания: доходность - это индикатор доверия инвесторов к тем или иным эмитентам, которые выпустили долговые бумаги. Сравнение, пусть и не слишком корректное, зато показательное: доходность суверенных облигаций США колеблется в районе 1-2%. Американская экономика считается незыблемым столпом, который во веки веков будет аккуратно платить по своим долгам. Поэтому и заработать ни них можно совсем немного. Зато надежно. А тут 130%. Это значит, что почти никто не верит, что «Пересвет» продолжит обслуживать свои обязательства. «Мусорные» бумаги, если пользоваться языком биржевых трейдеров.

Не виноватые мы, они сами написали!

Итак, что происходит с «Пересветом»? С одной стороны идет бегство инвесторов, которые панически распродают облигации. А с другой, набег вкладчиков, которые судорожно пытаются забрать свои деньги из банка, пока тот не лопнул. Что делает кредитная организация в этой непростой ситуации? Она обвиняет во всем СМИ, которые публикуют недостоверную информацию. Ну, конечно, как еще-то? Это ведь журналисты, наверное, от имени банка навыдавали кредитов на миллиарды рублей компаниям, которые, возможно, не ведут реальной деятельности и являются однодневками... Это ведь журналисты от имени банка, вероятно, раздавали займы аффилированным с менеджентом «Пересвета» структурам… Впрочем, когда какой банк признает себя виновным в своих проблемах?

Между тем вышеперечисленные операции - это не выдумка СМИ. Все началось в начале октября, когда международное рейтинговое агентство «Фитч» опубликовало отчет о деятельности «Пересвета». И нельзя сказать, что аналитики хотели насолить «Пересвету». Они просто аудиторы. Изучив информацию, эксперты и сделали выводы, что у банка на 12 миллиардов рублей высокорискованных кредитов. На отчет аналитиков обратила внимание газета «Ведомости», после чего и началось падение облигаций «Пересвета». Но настоящая бомба разорвалась после сообщения телеканала «Дождь», который выяснил, что председатель правления банка Александр Швец куда-то исчез, и никто не знает его местонахождения. В «Пересвете» быстро отреагировали, заявив, что руководитель болен. Но никаких доказательств этому не предоставили.

Горе-пиарщики

Вообще, работа пресс-службы «Пересвета» заслуживает отдельной главы в книге о том, как не надо работать пиарщикам. Представители банка все эти дни довольно скупо комментировали публикации в СМИ, и в итоге только навредили своей организации. Момент истины настал после сообщения о пропажи главы банка. События последних лет показывают: обычно вслед за подобной информацией банкиры объявляются где-нибудь в Британии или другой благополучной стране, в то время как их банки лишаются лицензий. Казалось бы, если у банка все в порядке, то нужно приложить максимум усилий, чтобы это доказать.

В «Пересвете» же заявили, что глава организации заболел, но не посчитали нужным посвятить публику в детали. Например, показать фотографии топ-менеджера в больнице или уговорить его собрать силы и дать интервью какому-нибудь авторитетному изданию. Желательно видеоинтервью. Скупое сообщение лишь усилило панику. Банк может сколько угодно говорить, что он работает в штатном режиме и у него нет проблем. Но кто же ему поверит в ситуации, когда банки лопаются один за другим. Естественно, такое поведение и спровоцировало обвал бумаг и нашествие вкладчиков. А СМИ, как и аналитики «Фитч», просто качественно делали свою работу, не более того.

Жизнь повернулась неприятной стороной

Возможно, «Пересвет» делал ставку на то, что он не просто банк, а банк, принадлежащий Русской православной церкви. Все знают о высоких отношениях властей и церкви, а значит, наверное, подумали в кредитной организации, никто всерьез не воспримет то, что такая структура может лопнуть. Ан нет, ошиблись. Наверное, не учли несколько других фактов. В первую очередь тот, что у РПЦ последние годы много проблем именно с банковским бизнесом. Достаточно вспомнить банкротство другого банка, некогда обслуживавшего духовенство - «Софрино». А так же случаи, когда церковь потеряла десятки миллиардов рублей, застрявших в лишенных лицензий банках - «Эргобанке» и «Внешпромбанке».

Вкладчики и инвесторы, вообще, существа с повышенной чувствительностью. Известно, что последнее время «Пересвет» активно привлекал финансирование. Он выпустил облигации на 30 миллиардов рублей. Было сообщение, что 10 миллиардов для него собирался занять государственный «Россельхозбанк». Причем, занять у пенсионных фондов, то есть взять деньги будущих пенсионеров. Состоялась ли такая сделка или нет - не сообщалось. Но если НПФ действительно доверили банку РПЦ деньги и если сейчас он лопнет, то многим россиянам придется попрощаться с частью своих накоплений. Хотели заработать деньжат на старость, а в итоге могут провалиться в черную финансовую дыру.

Еще одно сообщение могло насторожить клиентов банка. «Пересвет» поднял ставки по депозитам. Это, заметим, в тот момент, когда банки ухудшают условия по вкладам. Все-таки у нас ЦБ смягчил денежную политику, а это естественным путем ведет к удешевлению денег. Ныне вкладчики люди умные и знают, что когда банк задирает ставки по депозитам, он таким образом может пытаться привлечь средства, чтобы закрыть кассовый разрыв. Ну или не закрыть, а взять у народа деньги и спрятать подальше. В том же Лондоне. И даже термин есть специальный для этого: «банк-пылесос».

Регулятор регулировал, регулировал...

По идее, в скором времени должен сказать свое веское слово Центробанк. Например, ввести временную администрацию в банк и отключить его от системы платежей (чтобы не вывели то, что еще не успели вывести). Или взять банк на санацию. Или лишить лицензии. А, может быть, наоборот, успокоить общественность и сообщить, что у «Пересвета» нет никаких проблем, что проверка доказала его надежность, в общем, прекратить панику. Но регулятор пока молчит. Это тоже автоматически рождает нехорошие мысли о том, что к «Пересвету» появилось много вопросов. Например, такой (переиначим классика): «Свет мой банковский, скажи, а где деньги клиентов?».

Конечно, хочется, чтобы все закончилось благополучно, и проблемы банка остались лишь фантазиями вкладчиков и инвесторов. В противном случае исход предрешен. В дело вступает государственное АСВ и расплачивается с пострадавшими государственными же средствами. Нехорошо, конечно. Дело даже не в деньгах, а в репутации. Вот тебе, бабушка, и банк православной церкви. Вот тебе, юноша, и духовная скрепа.

Банк «Пересвет» ведет свою деятельность с октября 1992 года. До августа 1995 года носил наименование «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию России «Экспобанк», с июня 1997 года ─ «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет». В августе 2018 года полное официальное наименование было сокращено до АО «Акционерный коммерческий банк «Пересвет». В январе 2019 года организационно-правовая форма была изменена на ПАО. На протяжении многих лет в числе своих учредителей банк имел структуры, входящие в состав Русской Православной Церкви (РПЦ) или подконтрольные ей, и обслуживал их финансовые потоки. В декабре 2004 года вошел в состав системы страхования вкладов.

21 октября 2016 года Банк России ввел временную администрацию в банке «Пересвет», а Агентство по страхованию вкладов сообщило о наступлении страхового случая в отношении банка с последующей выплатой страховых возмещений вкладчикам (банком-агентом по выплате было выбрано ПАО «Банк «ФК Открытие»). В кредитной организации также был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка сроком на три месяца, 23 января 2017 года мораторий был продлен на аналогичный срок. С 20 января 2017 года функции временной администрации в банке были возложены на АСВ.

По последним доступным на сайте ЦБ данным (на 28 февраля 2017 года), акционерами банка являлись АО «Экспоцентр» (39,996%, более чем наполовину подконтрольно Торгово-промышленной палате РФ), Русская Православная Церковь (35,30%), теперь уже экс-председатель правления банка Александр Швец (8,89%), Госкорпорация «АСВ» (5,51%), бывший председатель правления банка Виктор Литвяков (3,53%), Лидия Макеева (3,19%), бывший вице-президент и член правления банка Павел Панасенко (1,91%). Миноритариям принадлежало 1,68% акций.

19 апреля 2017 года в качестве инвестора для финансового оздоровления банка «Пересвет» был выбран подконтрольный структурам компании «Роснефть» Всероссийский Банк Развития Регионов (АО «ВБРР»). Кроме того, банку «Пересвет» была предоставлена финансовая помощь, необходимая для обеспечения восстановления его платежеспособности и финансового положения. Также было принято решение привлечь к оздоровлению банка «Пересвет» его крупнейших кредиторов (с их добровольного согласия) посредством механизма bail-in − конвертации части денежных обязательств банка перед его кредиторами в доходные облигации, конвертируемые в акции, которые в последующем должны были быть признаны субординированными. 24 апреля 2017 года банк «Пересвет» возобновил обслуживание клиентов, к этому же моменту свыше 70% кредиторов фининститута приняли решение конвертировать средства, размещенные в банке, в объеме 69,7 млрд рублей в 15-летние облигации.

В настоящее время ВБРР контролирует 100% акций банка «Пересвет».

Кредитная организация представлена головным офисом в Москве, а также филиалом в Санкт-Петербурге. По данным на 31 декабря 2017 года, в банке работало 420 сотрудников (годом ранее - 442). До начала процедуры финансового оздоровления банка сеть его собственных банкоматов насчитывала 25 устройств (все в Москве), в настоящее время собственные банкоматы отсутствуют.

Исторически фининститут был почти полностью ориентирован на обслуживание корпоративных клиентов, розничные программы были в основном представлены для клиентов категории VIP. Отдельным и значимым направлением работы банка являлись различные формы участия в девелоперских проектах. Еще одним достаточно развитым направлением являлось кредитование предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), в том числе по программам МСП Банка. Несмотря на традиционную специализацию банка на отдельных нишах, в декабре 2015 года фининститут объявил о начале ребрендинга, призванного повысить узнаваемость банка на рынке и его привлекательность для клиентов и инвесторов. Вероятно, целью ребрендинга являлась более активная работа в массовом розничном сегменте, прежде всего в привлечении средств от населения.

В настоящее время в числе услуг для корпоративных клиентов значатся РКО, кредитование (в том числе специальные программы для малого и среднего бизнеса), банковские гарантии, размещение средств в векселя, на депозиты и неснижаемые остатки в банке, дистанционное обслуживание («Банк-Клиент»). Физическим лицам предлагаются РКО, линейка вкладов, сейфовые ячейки, валютообменные операции.

В числе клиентов и заемщиков банка «Пересвет» в различные периоды были замечены такие предприятия, как ГУП «Дирекция гаражного строительства», ГУП «Москоллектор», МГУП «Мослифт», ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ее дочерние предприятия (ОАО «ОГК-1», Уренгойская ГРЭС, Нижневартовская ГРЭС, Пермская ГРЭС, Верхнетагильская ГРЭС, ОАО «Восточная энергетическая компания», ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии»), а также предприятия гидроэнергетического комплекса, дочерние структуры и партнеры (ОАО «РусГидро», такие как ЗАО «ГидроИнжинирингСибирь», ОАО «ЭСК РусГидро», ОАО «Ленинградская ГАЭС», ОАО «Загорская ГАЭС-2», ОАО «ЭСКО ЕЭС»), АО «Экспорцентр», ОАО «Промышленная группа Региональный объединенный Союз-Контракт», ОАО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод», ОАО «Невский завод», ОАО «Гончар», ОАО «Ямалтрансстрой», ОАО «Московский машиностроительно-судоремонтный завод», ОАО «Невский завод» и др. Стоит добавить, что банк исторически активно сотрудничал с госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и ОАО «МСП Банк», выступал уполномоченным банком Правительства Москвы.

С октября 2016 года банк перестал публиковать ежемесячную отчетность по РСБУ на сайте ЦБ (последние данные представлены за сентябрь), возобновив публикацию лишь в июле 2017 года. С июля 2017 по май 2018 года активы нетто кредитной организации выросли на 26,3% - до 284,5 млрд рублей. В пассивах рост фондировался межбанковскими средствами санатора и долгосрочными депозитами Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В активах привлеченная ликвидность была направлена на корпоративное кредитование и покупку облигаций.

На 1 мая 2018 года в составе пассивов с долей в 36,2% преобладали средства корпоративных клиентов, представленные в существенной мере долгосрочными депозитами АСВ. Лишь немного им уступали (доля в 32%) выпущенные долговые обязательства банка, практически полностью сформированные облигациями. Доля МБК, привлеченных от инвестора, составляла 18,7%. Оставшаяся часть пассивов была сформирована собственным капиталом, объем которого за исследуемый период вырос по методике ЦБ более чем в четыре раза. Обороты по счетам клиентов остаются относительно невысокими, составляя с начала 2018 года 4,5-30,0 млрд рублей.

В активах на отчетную дату кредитный портфель занимал 70%. Вложения в ценные бумаги занимали 18,7%, выданные МБК - 4,2%, высоколиквидные активы - 1,3% (преимущественно остатки на корсчетах). Совокупная доля основных средств и прочих активов составляла чуть менее 6%.

С июля 2017 по май 2018 гг. кредитный портфель банка вырос почти на четверть, немного не дотянув до отметки в 200 млрд рублей, однако рост в существенной мере был обеспечен просроченной задолженностью. Портфель на 98% сформирован кредитами юридических лиц. Уровень просроченной задолженности остается крайне высоким, превышая половину совокупного портфеля - 59,4% (55,4% на начало периода). Резервы составляют лишь 7,6% от портфеля, уровень обеспечения имуществом - 55,6%. На конец 2017 года крупнейшими отраслевыми сегментами в кредитном портфеле являлись инфраструктура (23,9% в портфеле), торговля (22,1%), услуги (16,9%), строительство и недвижимость (16,8%).

Портфель ценных бумаг вырос за исследуемый период на 85%, представлен преимущественно облигациями. Примерно половину облигаций составляют ОФЗ, еще треть - бумаги российских банков. Лишь порядка 14% бумаг на отчетную дату было передано в залог по сделкам РЕПО. Обороты по сделкам РЕПО в отдельные месяцы высокие, однако отличаются волатильностью. Так, с начала 2018 года внутримесячные обороты колебались в диапазоне 9-135 млрд рублей.

На рынке межбанковского кредитования банк как размещает ликвидность, так и привлекает средства (предположительно, у своего инвестора). Обороты по размещению за исследуемый период составляли от 11 млрд до 315 млрд рублей, по привлечению - от 5 млрд до 174 млрд рублей.

За 2017 год банк получил 65,9 млрд рублей чистой прибыли, за первые четыре месяца 2018 года - 1,3 млрд рублей.

Совет директоров: Дина Маликова (председатель),Владимир Андрианов, Михаил Полунин, Светлана Хохлова, Павел Каравацкий.

Правлени: Денис Гумеров (и. о. президента), Рушан Галиев, Ольга Коданиди, Сергей Литус.

Временную администрацию в банке «Пересвет», основным акционером которого является Русская православная церковь (РПЦ). Это произошло вскоре после того, как финансовое учреждение ограничило выдачу вкладов на фоне новостей об исчезновении председателя правления банка Александра Швеца и выдаче займов аффилированым лицам.

«Пересвет» активно работал с корпоративными клиентами, на их счетах в общей сложности хранится 85 млрд рублей. Помимо прочего, РПЦ использовала банк для венчурных инвестиций: «Пересвет» сотрудничал с «Роснано» и вкладывал деньги в инновационные проекты..

Зачем РПЦ нужен банк

РПЦ через свои структуры владеет 49,7% банка «Пересвет»: 36,5% принадлежит финансово-хозяйственному управлению РПЦ, ещё 13,2% - принадлежащей церкви компании «Содействие», говорится на сайте ЦБ РФ. Ещё 24,4% банка принадлежит ЗАО «Экспоцентр», которое контролируется Торгово-промышленной палатой РФ, 12,7% через ООО «Согласие» владеет председатель правления «Пересвета» Александр Швец. Оставшиеся 13,2% кредитной организации делят между собой компания «Внуково-инвест» (1,7%) и различные физлица.