Необходимость регулирования размера оплаты за отопление помещений с автономным отоплением находящихся в составе многоквартирного дома с центральным отоплением. Индивидуальное отопление в многоквартирном доме: закон, установка, минусы индивидуального отопл

Намедни задалась вопросом оформления индивидуального отопления в квартире, которая подключена к центральной системе отопления. Проще говоря — если квартира обогревается Теплосетью, можно ли поставить собственный газовый котел?

Что говорит закон?

В статье 14 ФЗ О теплоснабжении указано

Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов , за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения

Проще говоря — нельзя устанавливать свой котел, если это не предусмотрено схемой теплоснабжения МКД и если источник энергии, работающий на природном газе, не будет отвечать вот этим техническим .

Как видно, законодатель прямо не запрещает устанавливать индивидуальный котел отопления в квартире. Но для его установки необходимо пройти трудоемкую процедуру сбора подписей соседей, согласования технических условий, проекта и тому подобное. Отсоединение от общей системы теплоснабжения считается переустройством (реконструкцией) общего имущества МКД. Соответственно, для его реализации необходимо согласие всех собственников помещений и администрации района. Подробнее про процедуру согласования можно прочитать в Минстроя, а также определении суда

Что с оплатой за отопление?

Вот здесь как раз кроется неприятный момент — закон не содержит формулы, которая бы позволяла считать отдельно плату за отопление в квартире и плату за ОДН по теплу (добавлено: ТЕПЕРЬ СОДЕРЖИТ — )Логично предположить — у меня свой котел, следовательно, я оплачиваю только за отопление в общих помещениях многоквартирного дома, правда же?

Но нет, теплоснабжающие организации многим людям, перешедшим на индивидуальное тепло, продолжают выставлять общий счет за отопление, включая в него площадь квартиры . Знаю случаи, когда Теплосеть выдавала письменное согласие на отсоединение собственника от центральной системы, но счет продолжила выставлять. Действительно, чего бы им быть против, ведь плату можно продолжать взымать. Потому что система отопления является единой для МКД. А норматив, который позволял бы выделять плату за тепло отдельно по квартирам и общим помещениям, пока не принят.

По этому вопросу в Верховном суде в 2015 году представитель Минстроя в заседании пояснил, что планируется введение поправок в закон (и вот уже скоро 2018 год — но поправок все нет). Судебные спор касался как раз расчета платы за тепло для квартиры, отделившийся от общего котла Теплосети. Верховный суд в тогда указал, что такой расчет законен и пробел в законе не умаляет его верность.

А в 2017 году Верховный суд по другому делу уже , что

плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Когда будут приняты поправки в закон и будут ли приняты — остается только гадать. Минстрой в своем очередном с ответами на вопросы по размеру платы за тепловую энергию на содержание СОИ предложил ее устанавливать путём голосования на общем собрании МКД «исходя из принципов гуманности, разумности и справедливости» :-) . Забавно сказано, особенно про гуманность.

Мое мнение — такое решение общего собрания будет противоречить Правилам по коммунальным услугам и Жилищному кодексу. Потому что закон не позволяет собственникам устанавливать самостоятельно норматив потребления и размер платы за услугу, входящую в структуру платы за жилое помещение.

Положительные решения, в которых суд вставал на сторону собственника квартиры, установившего свою систему отопления, все же есть. И это радует. Например, одно из свежихв моем регионе — (п.с к сожалению, было отменено президиумом в кассации в марте 2018г, после написания настоящей статьи). Суд посчитал, что теплоснабжающая организация не смогла доказать предоставление услуги по отоплению собственнику, обогревающемуся самостоятельно. А если нет услуги — нет оплаты, в том числе и за общее потребление в МКД.

Устанавливать свой котел в квартиру или нет — вопрос неоднозначный. Велик риск того, что пройдя все круги согласования проекта и получения разрешения, собственник все равно будет получать квитанцию на оплату от Теплосети.

В настоящий момент не рекомендую выходить в суд с исками об оспаривании начислений платы за отопление — суды отказывают в их удовлетворении во всех регионах, нужно ждать принятия закона по расчетам за отопление (проект есть уже), либо мнения Конституционного суда.

Если жильцы многоквартирного дома по каким-то причинам не довольны отоплением своей квартиры, то наверняка кому-то их них приходил в голову : можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире?

На первый взгляд это совершенно невыполнимая задача. Однако, на самом деле в этом нет ничего сверхъестественного.

Надо лишь толково и грамотно подойти к решению проблемы и любая квартира многоквартирного дома сможет обзавестись собственной системой индивидуального отопления.

Если перед человеком встал вопрос: можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире, то очевидно, что был ряд причин, которые явились предпосылкой для возникновения .

Навигация по статье

Индивидуальное отопление квартиры – что это, почему и для чего

Чаще всего люди решают отказаться от общего отопления из-за того, что:

  • их не устраивает качество отопления – недостаток тепла, дискомфорт в холодное время года
  • они хотят сами регулировать уровень и сроки подачи теплоэнергии в квартиру
  • они желают уменьшить платежи за отопление

Как подготовить правовую базу


Итак, владелец квартиры определился с техническими параметрами оборудования.

Остался один, но очень существенный вопрос – получение разрешения на установку этого оборудования в своей квартире.

Ответить на : можно ли можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире многоквартирного дома, может только межведомственная комиссия, отвечающая за использование жилищного фонда.

Именно туда придется обратиться за соответствующим разрешением.

Прежде всего, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление с просьбой на установку индивидуального отопления
  • согласия всех владельцев квартиры
  • протокол собрания всех жильцов дома с согласием на установку индивидуального отопления в конкретной квартире
  • правоустанавливающие документы на квартиру
  • технический паспорт квартиры и его копия
  • если дом является памятником архитектуры, т о заключение соответствующего органа о законности и возможности перепланировки

Кроме этого понадобиться немало различной технической документации, начиная проектом перепланировки квартиры и заканчивая копиями на приобретенное оборудование.

Для сбора всех необходимых документов и разрешений придется обойти не одну службу и организацию. Если предполагается установка электрического котла, то с на разрешение надо обращаться в городские электросети. На установку газового котла разрешение выдает городская служба газа. Её специалисты обследуют ваше жилище на предмет наличия исправного дымохода.

Разрешение на отключение от общедомового отопления дает городская теплосеть. Проект переоборудования квартиры будет утверждать проектная . Кроме того, этот проект необходимо согласовать с органами СЭС и пожарной охраной.

Когда весь пакет будет собран, все необходимые разрешения получены и утверждены, можно смело закупать оборудование и заключать с профессиональными исполнителями, которые быстро, правильно и безопасно установят в вашей квартире индивидуальное отопление. Однако, это еще не все. Последним шагом будет получение акта приемки.

Проблемы многоэтажек

У владельцев квартир, расположенных на последних этажах многоэтажных зданий зачастую возникает : можно ли сделать индивидуальное отопление в квартире на последнем этаже.

На самом деле у жителей верхних этажей проблем с отключением от центрального отопления меньше, так как для отключения понадобится только сделать перемычки на нижние стояки и все. Тогда как в квартирах, расположенных на нижних этажах, при отключении от центрального отопления, может возникнуть нарушение работы отопления в смежных помещениях.

Установка индивидуального отопления в квартире многоквартирного потребует немало как материальных, так и моральных затрат. Придется потратить немало времени для обхода всех инстанций и для проведения технических работ. Но все старания окупятся благодаря дальнейшей экономии средств и улучшенному комфорту вашей квартиры.

На автономное отопление можно переходить только всем домом:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:

Стоимость услуг централизованного отопления не всегда себя оправдывает. По этой причине владельцы, нередко, решаются на переход к индивидуальному отоплению или поквартирному.

Какая разница между этими процедурами и что говорит об этом закон?

Основная причина, по которой большинство владельцев жилья в многоквартирном доме хотят перейти на индивидуальное отопление – несоответствие стоимости услуг их качеству. Разумеется, каждый случай имеет уникальный характер.

Например, отопительный сезон, в среднем, начинается в середине октября и заканчивается в марте-апреле. Но, если в марте стены дома успевают прогреться и похолодание ощущается не так явно, то в октябре дожидаться отопления достаточно сложно.

Теплоноситель подается ТЭЦ с фиксированной температурой, по сути, не зависящей от того, подается ли теплоноситель через распределитель или нет. Этой температуры также не всегда достаточно, хотя, по факту, компания считает, что отопительный сезон открыт.

Также стоит отметить и состояние теплосетей. В многоэтажном доме старого типа эти системы давно износились, а солевой налет и ржавчина не позволяют поддерживать оптимальное давление подачи теплоносителя, и, как результат, необходимую теплоотдачу на выходе.

Получается, что, по мнению компании, отопление подано и услуга предоставляется, оплата по ней начисляется в полном объеме, но клиент, на выходе, получает совершенно не тот уровень отопления, за который платит.

Винить в этом компании не следует. Природный газ для ТЭЦ поставляется по стоимости более высокой, чем частным лицам. К тому же, ежегодно требуется ремонт отопительных систем и теплотрасс.

Котлы также подвержены износу и требуют ремонта, особенно, если учесть, что большинство ТЭЦ построены еще во времена СССР. К тому же, теплопотери на теплотрассах, где недобросовестные граждане содрали теплоизоляцию, также влияют на уровень качества услуги.

Открытый подъезд в минусовую температуру, утечка по радиатору, поломка задвижки элеваторного узла и еще множество нюансов, которые не видны на поверхности, значительно влияют и на стоимость и качество отопления.

Индивидуальное отопление

Закон не имеет ничего против того, чтобы вы подключили индивидуальное отопление. Но прежде придется решить ряд технических и юридических проблем, которые становятся на пути.

Основная проблема жильцов, которые хотели бы установить автономные котлы, скрывается в устройстве домов. Центральная система представляет собой некую сеть с общими стояками, арматурой, трубопроводом и счетчиками. Отключение одной ячейки может привести к выводу из строя всей системы, а потому требует ее кардинального изменения. Это с технической точки зрения.

С юридической точки зрения, система отопления в многоквартирном доме является общей собственностью, а значит, распоряжаться ею вправе все жильцы в равных долях. И потому вопрос отключения решается на общем собрании в многоквартирном доме.

Отсоединение от системы одной квартиры уменьшит объем общедомового имущества, потому только в одностороннем порядке вопрос решать нельзя. Самостоятельное отключение не является закономерным, оно должно проводиться специалистами, которые будут руководствоваться соответствующим решением.

В каких случаях не нужно согласие соседей

Случается и так, что вопрос можно решить без общедомового собрания. Это происходит тогда, когда система отопления в доме и все ее элементы не обозначены документацией, как общедомовая собственность. Но даже и этот факт не подразумевает, что самостоятельное отключение будет закономерным.

В этом случае, необходимо получить разрешение от местной организации, которая предоставляет услуги ресурсоснабжения, так как при переустройстве понадобятся правки домового техпаспорта.

В третьем его разделе, в частности, перечисляются подробные сведения о системе отопления. Любое изменение и монтаж закон расценивает, как техническое изменение, которое должно быть внесено в техпаспорт.

Процедура проходит лучше, если индивидуальное отопление хотят подключить все жильцы дома.

Необходимые документы

Закон утверждает, что абсолютно любой владелец жилья имеет право на индивидуальное отопление и отсоединение от ЦО.

Для совершения процедуры, собственник должен предоставить:

  • заключение инженерной компании о технической возможности переоборудования;
  • письменное согласие всех жильцов квартиры;
  • документы, удостоверяющие право владения квартирой;
  • технический паспорт жилья;
  • заявление, составленное в свободной форме.

Закон также требует предоставления проекта, как одного из главных документов в пакете. Проект разрабатывается инженерами водо- и теплоснабжения.

Доверить проект специалистам стоит еще и потому, что самостоятельное переоборудование, рано или поздно, будет зафиксировано и демонтировано с возвращением к ЦОи, хорошо, если это случится до затопления соседей снизу из-за неправильной разводки, монтажа или обрезания труб.

Проект составляется исключительно специалистами, которые проводят расчет изменений. Расчет определяет, какое влияние будет иметь будущее отключение на работу отопительной системы в доме. Кроме того, специалисты проводят теплогидравлический расчет и расчет теплоотдачи от стояка.

Если расчеты покажут, что техническая возможность переоборудовать отопление есть, проект можно согласовывать. Если же окажется, что отключение ухудшит результат отопления в остальных квартирах, вероятнее всего, проект не будет согласован.

Возможные препятствия

Получить разрешение на индивидуальное отопление, как кажется сначала, несложно, но на практике возникает ряд трудностей. Закон «О теплоснабжении» (ФЗ-190) запрещает переход на индивидуальное отопление, хотя не запрещает владельцу устанавливать индивидуальные отопительные котлы.

К тому же, в документе приводится полный перечень технических характеристик, требуемых для закономерной установки.

Во время получения разрешений, вид оборудования обязательно учитывается в проекте, а если проект технически разрешает данное устройство, то органы обычно не отказывают в установке.

Техническая сторона вопроса

Когда разрешения получены, переходят к техническому переоборудованию. Поручить демонтаж старой системы закон позволяет только специалистам. Алгоритм работы практически аналогичен установке котлов для частных домов, но следует помнить несколько тонкостей.

Автономное отопление в квартире осуществляется, зачастую, мини-котельными. Котел устанавливают над радиатором, поэтому самовольная циркуляция воды в теплосистеме нарушается, и настраивается специально с помощью циркуляционного насоса.

Некоторые котлы сразу оборудованы насосными элементами, а также группой безопасности и расширительным бачком. Такой тип более выгоден, чем отдельный насос.

Закон также определяет и тип котла, который будет использоваться в автономном отоплении. Его камера сгорания должна быть закрыта, он должен быть оборудован автоматической системой отключения, рабочая температура воды не должна превышать 95 градусов, а рабочее давление системы – 1 Мпа.

Радиатор, как показывает практика, лучше использовать алюминиевый, так как он обладает хорошей теплоотдачей. Но можно потратиться несколько больше, и обратить внимание на биметаллические радиаторы, которые служат значительно дольше и не боятся гидроударов.

Разводку, чаще всего, выполняют пластиковыми трубами.

Поквартирное отопление

В первом случае, имеет место централизованное отопление, от которого владелец жилья намерен отказаться и перейти на индивидуальное. В этом же случае, речь изначально не идет о централизованном отоплении.

Такое часто происходит в новостройках, когда дом не подключен к центральной системе, а в каждой квартире имеется газовый двухконтурный котел.

Поквартирное отопление выгодно и застройщику, и покупателю.

Первый экономит средства на стояках и разводках, а также время на оформление дополнительной документации. Второй получает жилье с выбором уровня отопления и времени, когда оно необходимо.

Но бывают и такие случаи, когда котел не предустановлен, а сдача домов в эксплуатацию проводится без решения отопительного вопроса.

Когда котла нет

Жильцам таких домов закон не запрещает устанавливать поквартирное отопление в согласии с требованиями пожарной безопасности и на свое усмотрение. Но ряд проблем все же встречается на пути.

Твердотопливный котел сразу неприемлем. Во-первых, в квартире нет места для угля и дров. Во-вторых, обслуживание такого котла частое и дорогое.

Солярные горелки также неприемлемы, так как высокий уровень шума и емкость, как минимум на несколько кубов, не приспособлены для использования в квартире.

Прямой нагрев с помощью электричества, в том числе, с использованием инфракрасных излучателей, теплых полов и климат-систем, может обойтись достаточно дорого по сравнению с газом. Неплохой альтернативой выступает тепловой насос типа воздух-воздух.

Если фасад дома утеплен, расходы, с помощью насоса или электричества, значительно снижаются. К тому же, отопление подается тогда, когда вам угодно, а не когда оно требуется во всем доме.

Если котел есть

Поквартирное отопление новых домов зачастую организовывается именно на основе газовых котлов. На самом деле, газовое отопление, на данный момент, является наиболее выгодным, по сравнению со всеми остальными видами.

Если рассудить, почему застройщики отказываются от центрального отопления и почему это выгодно вам, можно найти очевидные причины.

Во-первых, высокая стоимость услуг ЦО вполне обоснована. Высокая такса на газ для ТЭЦ, амортизация оборудования, ремонт и замена теплотрасс, теплопотери – все это оплачивает, в той или иной степени, абонент компании.

Если же в квартире установлен котел, никаких подобных проблем нет, и стоимость отопления, при одинаковой мощности, обойдется, как минимум, в два раза дешевле.

Но есть и несколько недостатков. Отвод продуктов сгорания производится коаксиальными воздуховодами на фасад (если только изначально конструкция дома не была оптимизирована для поквартирного отопления).

В противном случае, жильцам таких домов лучше лишний раз не отворять окон в отопительный сезон. Если конструкция дома заранее продумана под данный тип отопления, то на фасад выводятся воздухозаборники, выводящие отходы таким образом, чтобы все котлы дома могли одновременно работать на полной мощности в полной безопасности жильцов.

Угловая и средняя квартиры будут потреблять разный объем газа соответственно. И если центральное отопление для таких домов решает проблему одинаковой стоимостью оплаты, то тут оплата будет зависеть только от индивидуальной выработки котла.

И, наконец, небезопасность газа, даже несмотря на то, что современные котлы оборудованы по последнему слову технической безопасности. Риск того, что кто-то из жильцов не справится с оборудованием, все же остается.

Заключение

Отключение от центральной системы отопления возможно только тогда, когда предложенный специалистами проект будет одобрен, а оборудование, выбранное для отопления, соответствует всем требованиям, которые выдвигает закон.

Самовольно выполнять такие работы не только незаконно, но и небезопасно для своего же, в первую очередь, имущества.

У домов с поквартирным отоплением ситуация проще: владельцы всегда могут открыть отопительный сезон, когда потребуется, обогрев квартиру на столько, на сколько нужно.

Но, иногда, даже технически продуманная квартира (под индивидуальное отопление) не имеет оборудования при покупке. Тогда приходится выбирать из альтернативных вариантов, вроде климат-систем или воздушных насосов.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рамках оказания услуг теплоснабжения в силу прямого указания закона вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом ресурсоснабжающие организации в случае невыполнения собственниками помещений предписаний закона по установке в многоквартирных домах приборов учета потребляемой тепловой энергии до 1 июля 2012 г. должны проводить работу по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла с отнесением затрат по их приобретению и установке на собственников помещений. Перевод на отопление отдельных жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождает собственников этих помещений от бремени расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета тепла, а также на их дальнейшее содержание соразмерно долям собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Положения настоящей нормы в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на многоквартирные дома, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Во исполнение требования, установленного в Федерального закона N 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 г. (на день вступления N 261-ФЗ), обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемой тепловой энергии (далее - приборы учета), а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 г.
Согласно Федерального закона N 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение многоквартирных домов приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Из Федерального закона N 261-ФЗ также следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают расходы по установке приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки). В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления,
В соответствии с п. 6, подп. "ж" п. 10, подп. "к" п. 11, подп. "а" п. 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение установки и ввода в эксплуатацию указанных приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество ( Арбитражного суда Уральского округа от 7 июня 2016 г. N Ф09-4264/16 по делу N А71-7314/2015).
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу многоквартирного дома, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды. Отказ от внутриквартирного потребления тепла от центральной системы теплоснабжения при переходе на индивидуальное отопление не прекращает потребление собственником квартиры услуги теплоснабжения на общедомовые нужды. В принадлежащей собственнику квартире могут находиться элементы центральной системы отопления (например трубы, используемые для транспортировки тепла), теплоотдача которых обогревает его квартиру. К расходам на оплату услуги теплоснабжения относятся связанные с этим теплопотери, а также расходы на передачу тепловой энергии по транзитным магистралям системы теплоснабжения дома, проходящим внутри конкретного жилого помещения.
Плата за тепловую энергию включена в состав оплаты за коммунальные услуги, обязанность по внесению которой для собственников помещений многоквартирного дома установлена ЖК РФ.
В соответствии со ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно абзацу второму п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Проверяя законность указанной нормы Верховный Суд РФ в решении от 7 мая 2015 г. N АКПИ15-198, оставленном в силе апелляционным определением от 27 августа 2015 г. N АПЛ15-330, указал, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Такой вывод о содержании нормативного регулирования, подлежащего применению к спорным отношениям, Верховный Суд РФ сделал на основании анализа, в том числе, Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", предусматривающей общий запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Переход на индивидуальное теплоснабжение, с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг, возможен в случае определения объема тепловой энергии потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления (постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 30 января 2017 г. по делу N 4Г-35/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 05 апреля 2017 г. по делу N 33-1185/2017, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 марта 2017 г. по делу N 33-1236/2017).
Таким образом, в рамках оказания услуг теплоснабжения в силу прямого указания закона вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом ресурсоснабжающие организации в случае невыполнения собственниками помещений предписаний закона по установке в многоквартирных домах приборов учета потребляемой тепловой энергии до 1 июля 2012 г. должны проводить работу по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепла с отнесением затрат по их приобретению и установке на собственников помещений. Перевод на отопление отдельных жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии не освобождает собственников этих помещений от бремени расходов на приобретение и установку общедомовых приборов учета тепла, а также на их дальнейшее содержание соразмерно долям собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

На сегодняшний день сложилась ужасающая ситуация по вопросам начислений и оплат в сфере теплоснабжения.

С одной стороны организации, осуществляющие центральное теплоснабжение, непомерно повысили стоимость тепла для конечного потребителя. При чем само повышение стоимости больше обусловлено ненадлежащим управлением и деятельностью самих организаций, которые все свои ошибки и промахи компенсируют только путем увеличения стоимости тепла, а не реальными способами хозяйствования, которые бы привели к уменьшению стоимости продукта. На сегодняшний день, центральное отопление является самым дорогим, проигрывая по цене даже получению тепла с помощью электроприборов.

С другой стороны гражданам, проживающим в многоквартирных домах имеющих центральное теплоснабжение, запрещают, либо всячески ограничивают переход на иные формы отопления своего жилья, мотивируя запреты и ограничения фактически недоработками, а то и не верным толкованием законодательства Российской Федерации.

При чем, сами запреты и ограничения идут вразрез с главными задачами реформы ЖКХ, а именно - сокращение бюджетного финансирования, эффективное использование материальных и денежных ресурсов, увеличение объема работ и их качества, позволяющих улучшить обслуживание населения. Одним из решений данных задач является создание здоровой конкуренции и повсеместное введение индивидуального учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Ища альтернативы в отоплении своего жилья, граждане устанавливают системы автономного отопления в своих квартирах, работающие за счет газа или электричества, дающие, не смотря на значительные затраты по установке, большую экономию, по сравнению с центральным отоплением. Но организации, осуществляющие центральное отопление, отказывают в перерасчетах по потреблению центрального теплоснабжения и продолжают начислять на квартиры с автономным отоплением услуги центрального теплоснабжения в полном объеме.

Основными мотивировками в отказе в проведении перерасчета и снижении размера начислений являются следующие ссылки на законодательство РФ:

  1. Часть 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» трактуют как полный запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Но п. 44 Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 (ред. от 18.01.2017) «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определено, что запрет распространяется только на источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

давление теплоносителя - до 1 МПа.

То есть отсутствует общий запрет перехода на источники тепловой энергии, кроме как не отвечающих установленным Правительством РФ требованиям.

  1. В соответствии с абзацем 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (в ред. От 14.02.2015 №129) определено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Но при этом данная норма не содержит оснований для полного начисления стоимости отопления за помещение при условии фактического не предоставления самой услуги отопления помещения. Не отрицая необходимость оплачивать потребление услуги отопления на общедомовые нужды нельзя согласиться с тем, что размер услуги совпадает с полным отоплением в совокупности с помещением собственника.

В поддержку своей позиции в отказе в проведении перерасчета и продолжении начислений за отопление в полном объеме, теплоснабжающие организации ссылаются на отсутствие утвержденных методик расчетов размера оплаты услуги при условии индивидуального отопления квартиры в многоквартирном доме с центральным отоплением.

Именно путем создания данных методик, введении коэффициентов, тарифов может быть решена данная проблема.

Ведь фактически собственник помещения, осуществив переход на автономное отопление своего помещения, несет затраты и по отоплению смежных помещений и мест общего пользования. Также, при переходе на автономные системы отопления, снижается общая нагрузка на системы отопления дома, из-за уменьшения объемов необходимого теплоносителя, а также потерь его температуры. В свете данных обстоятельств не справедливо принуждение собственника к оплате фактически не получаемой услуге в полном объеме. Также недопустим и запрет на переход на автономные системы отопления отвечающие установленным требованиям.

Необходимо введение тарифа, расчета размера платы за отопление помещения (жилого или нежилого) имеющего автономное отопление, но находящееся в многоквартирном доме подключенном к центральному отоплению, который должен установить размер оплаты приближенный к фактическому размеру полученной услуги.