Классификация налоговых систем

Введение

Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Классификация налоговых систем

Англосаксонская модель(Великобритания

Евро-континентальная модель (Франция

Латиноамериканская модель (Боливия)

Смешанная модель (Россия

Список литературы

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

* объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

* субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

* источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

* ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

* налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

* срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

* правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Налоговая система, в её обобщенном понимании – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.

Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально – экономических задач.

Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов) .Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.

Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения.

Существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы . Эти принципы многообразны и мно­гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.

Налоговая система (от греч. systema — целое, составленное из частей) — это совокупность налогов, взимаемых государством, форм и методов их установления, изменения и отмены уплаты, организация налогового контроля, формы ответственности за нарушение налогового законодательства.
При сравнительном анализе эффективности налоговых систем используется понятие «экономический потенциал». Составляющими экономического потенциала системы налогообложения являются:
. инвестиционный потенциал налоговой системы — способность изменять темпы и объемы инвестиций. Он осуществляется через систему льгот и скидок.
. региональный потенциал — совокупность возможностей распределения и перераспределения налогов между экономическими субъектами. Эта задача решается на основе установления налогов различных уровней. Налоговый механизм может использоваться для выравнивания уровня развития отдельных регионов страны.
. отраслевой потенциал — воздействие на отраслевую структуру экономики, согласно установленным целям и задачам. Здесь используются различные, отраслевые нормы амортизации, налоговые скидки т. д.
. конкурентный потенциал — способность налоговой системы обеспечивать равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов. Конкурентный потенциал реализуется в основном через два налога: прогрессивное налогообложение доходов корпораций и налог на сверхприбыль.
Известны четыре базисных модели налоговых систем: англосаксонская, евро-континентальная, латиноамериканская и смешанная.
Англосаксонская модель сориентирована на прямое налогообложение. Основное бремя налогов несут физические лица. Доля косвенных налогов (НДС, налог с продаж, акцизы) незначительна.
Особенностью евроконтинентальной модели является высокий удельный вес налогов на социальное страхование. Значительная доля налогов на социальное страхование объясняется социально ориентированной политикой государства. Поступления от прямых налогов значительно меньше сборов от косвенных налогов.
Специфичность латиноамериканской модели предопределена высокой инфляционностью экономики. Косвенные налоги лучше приспособлены к условиям высокой инфляции. Эти налоги лучше защищают бюджетные поступления от инфляции.
Налоговая система России является одной из самых молодых в мировой фискальной политике. Россия использует смешанную систему налогообложения. Изучение международного опыта налогообложения дает возможность создать такую налоговую систему, которая не усложняет процесс вступления нашей страны в ВТО и способствует интеграции России в мировое экономическое сообщество.
Общим принципом всех налоговых систем является то, что, во- первых, налоговые нормы представлены в виде специальных налоговых законов и утвержденных, как правило, парламентом страны; и, во-вторых, принцип законодательного оформления налога дополняется требованием регулярности их пересмотра.
В России использование рычагов инвестиционного потенциала затрудняется чрезмерной государственной зарегулированностью экономики. Региональный потенциал следует оценивать как средний. Экономическим субъектам предоставляются ограниченные возможности для проведения самостоятельной региональной экономической политики. Отраслевой потенциал используется бессистемно, носит лоббистский характер. Высокий уровень монополизации российской экономики существенно снижает конкурентный потенциал. Оценка эффективности фискальной функции налоговой системы складывается во многом из целесообразности распределения налоговой нагрузки между объектами налогообложения.
Существенным недостатком налоговой системы России является доминирующая роль государственного интереса в налогообложении. Это проявляется в чрезмерном налоговом бремени на производителя, снижении стимулов к развитию реального сектора производства. До сих пор сказывается эффект инфляционного налога, значительный удельный вес теневой экономики и сложности ее легализации.
Стратегией реформирования налоговой системы РФ является согласование интересов государства и производителей, стимулирование научно технического прогресса, возрастание удельного веса и роли предпринимательского сектора и сокращение государственного присутствия в экономике. Реформирование налоговой системы в России идет по нескольким направлениям: во-первых, ослабление налогового бремени на производителей, с одновременным усилением налогового контроля за предприятиями, занятыми в отраслях со значительным теневым оборотом; во-вторых, переложение налогового бремени с физических лиц с низкими и средними доходами на граждан, получающих сверхвысокие доходы. Эту проблему можно решить с помощью перехода от единой ставки к прогрессивной ставке обложения доходов; в-третьих, постепенное сокращение индивидуальных льгот для отдельных предприятий и переход к налоговым льготам функционального характера; в-четвертых, оптимизация налогообложения доходов полученных от производственной деятельности и «рентоориен- тированного поведения» экономических субъектов; постепенное устранение искажающего действия налоговой системы; в-пятых, установление исчерпывающего перечня налогов; в-шестых, постепенный переход от контроля за доходами к налогообложению имущества, рентных доходов; в-седьмых, использование разновекторной модели налогообложения, когда незаконное уменьшение одного налога автоматически ведет к увеличению налогооблагаемой базы другого налога. Так налог на добавленную стоимость и налог на прибыль являются одновекторными налогами. Но, введение налога на потребление (расходы), например, в сочетании с НДС позволит существенным образом решить проблему уклонения от налогов, так как уменьшение налогооблагаемой базы по одному налогу автоматически ведет к увеличению другого налога. Так минимизация налога на добавленную стоимость за счет увеличения затрат сырья, материалов, дополнительных работ и услуг ведет к увеличению налога на потребление.
Сбережения — важнейший источник инвестиций, определяющих в конечном итоге рост производительности труда. Рост сбережений, при прочих равных условиях, ведет к увеличению ВВП, а затем и к улучшению благосостояния. Многие экономисты высказывают предположение, что низкая норма сбережений частично обусловлена налоговой политикой, не ограничивающей текущее потребление. Оптимальная налоговая система должна способствовать привлекательности сбережений. Существует несколько способов решения данной проблемы. Во-первых, замена существующего НДФЛ налогом на потребление. Такой подход исключает обложение дохода налогом, направленным на сбережения. Эта радикальная мера по сути своей похожа на налог с продаж. Во-вторых, открытие специальных счетов, позволяющее не платить налоги с части сбережений. Ослабление налогового пресса стимулирует население к сбережению и увеличению предложения денег на рынке заемных средств, при каждой ставке процента. Поскольку изменения в налогообложении сами по себе не увеличивают сберегаемых доходов и количество заемщиков, постольку этот процесс ведет к снижению процентной ставки и росту инвестиций.
Формирование эффективной налоговой системы предполагает укрепление налоговой дисциплины и повышения собираемости налогов. Как показывает налоговая отчетность, значительная часть налогоплательщиков минимизирует свои налоги незаконными способами.

Для того, чтобы разобраться в особенностях налогообложения в международном бизнесе, нам необходимо иметь хоть малейшее представление о налоговых системах зарубежных стран.

В настоящее время в зависимости от роли различных налоговых платежей в доходах бюджетной системы различают четыре вида моделей налоговых систем.

· Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц. В то время как доля косвенных налогов в доходах незначительна. Данная модель применяется в Великобритании, Дании, Канаде, США и др.

· Евроконтинентальная модель отличается высокой долей социальных платежей и значительным удельным весом косвенных налогов. По данной модели построены налоговые системы Германии, Франции, Испании и др.

· Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. В связи с малыми доходами населения прямым налогам не отводится существенная роль. В то время как косвенные налоги существеннее реагируют на инфляцию, благодаря чему защищают бюджет от инфляции. Косвенные налоги не требуют развитого аппарата налоговых служб и сложной системы расчетов. Поэтому данная модель применяется в менее развитых странах. Например в Чили, Перу и др.

· Смешанная модель сочетает в себе черты предыдущих моделей и применяется многими государствами, для того, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов и диверсифицировать структуру доходов.

Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что за счет прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов.

Глобализация современной экономики, расширение международных хозяйственных связей, участие в многосторонних операциях все большего числа стран приводят к необходимости постоянного внесения изменений в налоговые системы государств.

Различия налоговых систем влияют на их конкурентоспособность, которая определяется способностью хозяйственного комплекса производить поступающие в международный оборот товары и услуги с меньшими издержками, чем другие страны. Очевидно, что при прочих равных условиях страна с меньшим налоговым бременем получает преимущества, поскольку цены на поставляемые на мировой рынок товары ниже, чем у конкурентов.

Совсем недавно (90-е годы) активизировалось стремление государств к гармонизации (унификации) своих налоговых систем, главными задачами которой являются координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия.

Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений. Данные процессы должны происходить последовательно и синхронно.

Унификация - введение в действие общеобязательных юридических норм и правил. Основными целями унификации являются установление единообразного порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений, создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления кому-либо преимуществ.

Основными направлениями гармонизации являются:

унификация косвенных налогов;


Становление и развитие налоговой системы США. Возникновение федеральной налоговой системы США относится к 1776 г., когда в североамериканских колониях было введено первое законодательство, способствующее установлению и сбору налогов. В 1787 г. Конституция Соединенных Штатов предоставила Конгрессу право на налогообложение граждан и компаний, в том числе на введение прямых налогов. Первый подоходный налог в США был введен в 1862 г. для финансирования последствий только что закончившейся Гражданской войны. Максимальный размер налога составлял 10% доходов. Налог был отменен в 1872 г.
В 1913 г. в США вновь вводится подоходный налог, субъектами которого становятся как физические, так и юридические лица. Максимальная ставка подоходного налога при его новом появлении составила 7%, но к 1918 г. она уже была по-

вышена до 77%. Своеобразный «рекорд» в налогообложении физических лиц отмечался в 1952-1953 гг. (период Корейской войны), когда предельная налоговая ставка для личных доходов достигла 92%, а максимальная ставка налога на прибыль компаний составила 52%. В последующий период налоговые ставки были снижены, но к началу 1980-х гг. их размер все еще оставался довольно существенным. Так, высшая ставка индивидуального подоходного налога в 1981 г. составляла 70%.
Самое радикальное сокращение налогов, когда-либо проведенное в американской истории, связано с периодом «рейганомики». В период президентства Р. Рейгана (1981-1988 гг.) в стране прошла настоящая неоконсервативная налоговая революция, в ходе которой максимальная ставка налога на прибыль корпораций была уменьшена до 34%, а ставка ИПН - до 33%. Теоретической базой налоговых преобразований послужили постулаты экономики предложения. Американский опыт налоговых реформ 1980-х гг. впоследствии послужил уроком для многих стран мира, основные принципы неоконсервативной налоговой политики США были скопированы едва ли не повсеместно.
Вместе с тем «рейганомика», существенным образом сократив налоговые источники финансирования федерального правительства, вызвала достаточно большой (около 300 млрд. долл.) дефицит государственного бюджета. Впоследствии президенту У. Клинтону даже пришлось несколько повысить предельную ставку ИПН (до 39,6%), чтобы преодолеть дефицит федерального бюджета.
Характеристика современной налоговой системы США. США являются одной из немногих стран мира, где уровень налогового бремени достаточно умеренный. Так, доля налогов в ВВП составляет около 30%. Предельная ставка индивидуального подоходного налога в 2006 г. равнялась 35%, столько же составила основная ставка налога на прибыль компаний. Среди налоговых доходов федерального бюджета доминирует индивидуальный подоходный налог - 42,4% всех налоговых поступлений. 22,1% налоговых доходов бюджета составляют социальные налоги и взносы, 15,7% - налоги на товары и услуги и 8,5% - налог на прибыль корпораций. После уплаты всех налогов у холостого налогоплательщика в среднем остается 75,7% заработанного дохода-брутто, у состоящего в браке налогоплательщика, имеющего двух детей, - 88,7% дохода.
Национальное налоговое право США представляет собой детально разработанное законодательство в фискальной сфере, стержнем которого является Налоговый кодекс (Internal Tax Code). Сбор налогов контролирует Служба внутренних доходов (Internal Revenue Service, IRS), оказывающая налогоплательщикам бесплатные консультации по правильности заполнения налоговых деклараций и уплате налоговых платежей.
Своеобразной особенностью налоговой системы США является и несовпадение фискального года с календарным. Фискальный год начинается в США I октября и

заканчивается 30 сентября следующего года. Вместе с тем налогоплательщик в качестве отчетного налогового периода (налогового года) может выбирать как фискальный год, так и календарный. Изменения в периоде учета требуют согласования с IRS. Новые налогоплательщики, такие как только что зарегистрированные корпорации или же наследники имущества, свободны выбирать в качестве отчетного как календарный, так и фискальный год без обязательного одобрения со стороны IRS.
Характеризуя особенности международного налогового законодательства США, необходимо подчеркнуть, что США располагают достаточно обширной сетью международных налоговых соглашений, которые заключены с большинством ведущих стран мира.
Налоги, уплаченные резидентами США за рубежом, разрешено вычитать из суммы налоговых обязательств в США (действует система налоговых кредитов/ зачетов для налогов, ранее удержанных у зарубежных источников доходов - Foreign Tax Credit, FTC). Это позволяет реализовывать принцип нейтральности при экспорте капиталов, поскольку капиталы, инвестируемые американскими резидентами за рубеж, облагаются так же, как и капиталы, инвестируемые внутри США.
С 1986 г. при применении FTC действует так называемая система распределения по типам доходов (per revenue division). В соответствии с данной системой все зарубежные доходы американских резидентов распределяются на шесть групп («корзин») по типам доходов, и получившиеся «корзины» ограничивают применение FTC в отношении каждого типа дохода. Совокупная же «корзина» служит при этом общим ограничителем применения FTC: максимальная допустимая величина FTC соответствует отношению зарубежного дохода к совокупному доходу, умноженному на сумму налога, подлежащему уплате в США. Избыточные суммы FTC могут быть применены резидентом США в отношении двух прошедших и пяти последующих лет.
Особенности уплаты налога на прибыль. Плательщиками налога на прибыль (income tax) являются как резиденты США (налогом облагаются их соответствующие глобальные доходы), так и нерезиденты (в части налогообложения доходов от коммерческой деятельности на территории США). Критерием резидентства для юридических лиц является факт инкорпорации на территории США (вне зависимости от местонахождения штаб-квартиры компании). Ставки налога на прибыль по состоянию на 2005 г. приведены в табл. 10.1.
Таблица 10.1
Ставки налога на прибыль в США, 2005 г.

Источник: www.irs.gov/pub/irs-pdf/il 120f.pdf

Компания может также применять альтернативный способ расчета федерального налога на прибыль. Он заключается в том, что налог взимается по единой ставке 20% с налоговой базы, рассчитанной в соответствии с действующими положениями законодательства и с учетом ускоренной амортизации. Альтернативный способ расчета и уплаты налога на прибыль применяется для того, чтобы у компании не накапливались убытки от хозяйственной деятельности, которые законодательство разрешает переносить на три предыдущих года деятельности либо на 15 лет будущего периода.
При уплате корпоративного налога на прибыль действует облегчение налогообложения для материнских и дочерних (ассоциированных) компаний. Если доля участия составляет менее 20%, то разрешенный вычет из налоговой базы материнской компании составляет 50% доходов, полученных от зависимого предприятия. Если доля участия варьируется от 20 до 80%, то вычет составляет 80%. При доле участия свыше 80% вычет равняется 100%. Данная система не действует в отношении доходов, получаемых от зарубежных дочерних компаний. Вместе с тем при получении американской компанией дивидендов из-за рубежа допускается использование кредита на ранее удержанные зарубежные налоги (FTC).
Американское законодательство стремится ограничить офшорные операции резидентов США, направленные на минимизацию налогов с использованием зарубежных корпоративных структур. С этой целью с 1962 г. применяется специальное положение о зарубежных контролируемых корпорациях (Controlled Foreign Corporations, CFC). CFC - это зарубежная компания, которая либо по крайней мере на 50% контролируется американским физическим/юридическим лицом, либо как минимум 50% ее активов принадлежат нескольким американским компаниям, каждая из которых обладает более чем 10%-ным контролем над подобной CFC. Все доходы выявленной CFC американского резидента включаются в его совокупную прибыль и подлежат налогообложению в США вне зависимости от того, в какой стране данные доходы образованы.
С целью предотвращения избыточной капитализации компании, осуществляемой в целях минимизации налоговых платежей путем привлечения заемного капитала (thin capitalization), часть процентных платежей, выплачиваемых компанией, может быть переквалифицирована в дивиденды, выплачиваемые в адрес дочерней (ассоциированной) компании группы.
При контроле над трансфертными ценами, используемыми во внутрифирменных сделках, IRS использует специальную методику ценообразования. В соответствии с данной методикой, цены, по которым совершаются сделки между зависимыми компаниями, должны соответствовать уровню свободных рыночных цен (arm’s length price). Контроль над внутрифирменным ценообразованием необходим для предотвращения злоупотреблений в сфере уплаты налогов.
Контроль трансфертных цен является достаточно острой проблемой для США, поскольку трансфертное ценообразование - излюбленный метод оптимизации налогов в рамках транснациональной корпоративной структуры. По данным Сената США, только в 2000 г. подобным образом THK удалось избежать уплаты американских налогов на общую сумму около 45 млрд. долл. Самым очевидным примером данного зло

употребления стала сделка по продаже зубных щеток между соответствующими подразделениями одной и той же группы компаний по цене 5 655 долл. каждая."12
Для того чтобы у компаний не возникали проблемы с трансфертным ценообразованием постфактум, цену внутрифирменной сделки можно согласовать с налоговыми органами заранее, используя специальное предварительное соглашение о цене (Advanced Price Agreement, АРА). Заключение APA осуществляется по собственной инициативе компании и способствует экономии на налоговых издержках, возможных штрафах и судебных разбирательствах. Первое APA было подписано между IRS и одной из американских транснациональных компаний в 1991 г., а к марту 2003 г. общее число заключенных APA достигло 434/3
Нерезиденты США, имеющие на территории Соединенных Штатов постоянное представительство компании, уплачивают в США налог на прибыль, полученную из американских источников, а также платят налог на распределение (репатриацию) прибыли в адрес головной компании либо третьих лиц. Ставка налога у источника распределения дивидендов составляет в США 30%. Данный налог может быть понижен в соответствии с положениями международных налоговых соглашений Соединенных Штатов.
Для стимулирования экспансии американских торговых компаний за рубеж и продвижения американской продукции на зарубежные рынки Соединенные Штаты применяют льготный порядок налогообложения зарубежных торговых компаний, принадлежащих резидентам США (Foreign Sales Corporations, FSC). Часть дохода, образующегося от экспорта продукции из США и распределяемого в форме дивидендов в США, полностью освобождается от налогообложения (происходит полное исключение дивидендов из налоговой базы без необходимости применения по отношению к таким доходам кредитов на ранее уплаченные зарубежные налоги).
Вместе с тем, стоит отметить губительный характер деятельности американских FSC с точки зрения процесса международной налоговой конкуренции. Фактически FSC вводят льготный порядок налогообложения нерезидентов на территории США. Здесь действует режим экстерриториальности, предполагающий как если бы страной резидентства FSC были бы сами Соединенные Штаты.
Всего в настоящее время создано порядка 6 млн. FSC, большинство которых зарегистрировано в странах с низким уровнем налогов (налоговых гаванях). Это наносит ущерб налоговым системам других стран: налоговые потери от активности американских FSC составляют около 4 млрд. долл. в год. Подобная губительная налоговая практика, допускаемая законодательством США, послужила основанием для жалобы стран ЕС в ВТО, ведь до четверти экспортных американских компаний, осуществляющих поставки на рынок ЕС, зарегистрированы как FSC.

Особенности индивидуального подоходного налогообложения. Налоговое резидентство физических лиц определяется в США на основании национальности (гражданства) для всех обладателей американского паспорта, а также по факту пребывания на территории США свыше 183 дней в отчетном году граждан иностранных государств. Ставки индивидуального подоходного налога (income tax) в 2006 г. составили от 10 до 35% (прогрессивная шкала налогообложения). Пример определения налоговых ставок для холостого налогоплательщика см. в табл. 10.2.
Таблица 10.2

налогоплательщика (США, 2006 г.)


3
Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6
2. Классификация налоговых систем...............................................................13
2.1. Англосаксонская модель............................................................................13
2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17
2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22
2.4. Смешанная модель.....................................................................................23
Заключение........................................................................................................31
Список литературы...........................................................................................32
Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.
Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно-сятся:
объект налога -- это имущество или доход, подлежащие обложению, изме-римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
субъект налога -- это налогоплательщик, то есть физическое или юриди-ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;
ставка налога -- величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
налоговая льгота -- полное или частичное освобождение плательщика от на-лога;
срок уплаты налога -- срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Следующий важный принцип - определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.
Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы

Налоговая система, в её обобщенном понимании - это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с национальным законодательством; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; норм и правил, определяющих правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
Главным органично связанным элементом налоговой системы является налоговый механизм. Он представляет собой совокупность всех средств и методов организационно- правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. По средствам налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, и её основная направленность на решение конкретных социально - экономических задач.
Наиболее значимую роль в налоговом механизме играет налоговое законодательство, устанавливающее конкретный механизм налогообложения, т.е. порядок исчисления того или иного налога (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Изменяя механизм налогообложения, можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить её структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путём изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случаях крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы льгот.
Реальное позитивное воздействие налоговой системы, практически применяемой в том или ином государстве, возможно лишь при соблюдении ряда научно обоснованных и апробированных положений- принципов её построения.
Существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и мно-гочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные.
В первую очередь необходимо выделить принцип равен-ства и справедливости . Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.
И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей госу-дарства соизмеримо доходам, получаемым ими под покрови-тельством и при поддержке государства. Но обложение нало-гами должны быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.
В мировой практике существует два подхода к реализации принципа равенства и справедливости .
Первый подход состо-ит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно это-му подходу - уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е., налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, транс-фертов, финансирования образования, здравоохранения и т. д., и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.
Второй подход в реализации принципа равенства и спра-ведливости состоит в способности налогоплательщика пла-тить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.
В построении налоговых систем эти два подхода, как пра-вило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа постро-ения налоговой системы.
Многие ученые и практики выделяют принцип эффек-тивности налогообложения , который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных об-щей идеологией эффективности:
- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи-ческих решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;
- налоговая система должна содействовать проведению поли-тики стабилизации и развитию экономики страны;
- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, кото-рые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (ра-бот, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничи-вать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
- налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться реги-ональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального об-разования в стране, если их уплата переносится на налого-плательщиков других субъектов Федерации или муници-пальных образований;
- налоговая система не должна допускать произвольного тол-кования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплатель-щик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допус-каться толкование закона о налоге налоговым чиновником;
- максимальная эффективность каждого конкретного нало-га, выражаемая в низких издержках государства и обще-ства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управле-нию налоговой системой и соблюдению налогового зако-нодательства должны быть минимальными. Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения .
Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требо-ваниями
:
Налоговая система должна предъявлять одинаковые требо-вания к эффективности хозяйствования конкретного на-логоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установле-ние дополнительных налогов, повышенных либо диффе-ренцированных ставок налогов или налоговых льгот в за-висимости от форм собственности, организационно-право-вой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.
Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно приме-няться исходя из политических, экономических, этничес-ких, конфессиональных или иных подобных критериев - должен быть, обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образова-ния дохода или объекта обложения.
Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налого-вый период.
Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ста-вок . Реализация этого принципа обеспечивается тем, что на-логовые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко используется и принцип дифференциации ставок , в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуаль-ных ставок налогообложения так же, как и введение макси-мальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщи-ка свертывать экономическую деятельность.
Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления . Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и име-ет в виду, что каждый орган власти (федеральный, регио-нальный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ста-вок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюд-жеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика . Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое вре-мя и таким способом, которые представляют наибольшие удоб-ства для налогоплательщика. Иными словами при формиро-вании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получа-телем дохода, а предприятием, на котором он работает; нало-говый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются нало-ги на потребление, когда уплата налога осуществляется одно-временно с покупкой товара или оплатой услуги.
Исходя из изложенного выше принципа удобства и вре-мени взимания налогов, особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов . Для реализации этого принципа должно исполь-зоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов госу-дарства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравни-тельно низкими ставками и широкой налогооблагаемой ба-зой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.
Помимо налогового механизма, элементами налоговой системы являются: система налогов, пошлин и сборов; система налогового законодательства; система научных знаний в области налогообложения.
Система налогов, пошлин и сборов - это совокупность взимаемых в установленном порядке налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.
Система налогового законодательства устанавливает принципы налогообложения, порядок установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых правоотношений.
Система научных знаний в области налогообложения представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.
Комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничиваются на две подсистемы:
1) всеобщие, или фундаментальные принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то её можно считать оптимальной.
2) Функциональные, или экономические организационно- правовые, принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно- политического и социально- экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.
Данная система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применены в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.
Налоговая система, построенная функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых
2. Классификация налоговых систем.

В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна.
Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных.
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее путно реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу систему налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.
Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.
2.1. Англосаксонская модель
Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.
Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.
Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.
Организация налоговой службы возложена на два правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.
Личный подоходный налог уплачивают все граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.
Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.
Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.
Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.
Подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат:
- текущие расходы (аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
- компенсационные платежи при увольнении рабочих, затраты на техническую и профессиональную переподготовку кадров, премии и подарки;
- расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;
- лицензионные и подобные им платежи;
- представительские расходы;
- расходы на заработную плату сотрудникам;
- расходы на электроснабжение, газ, водоснабжение, освещение, отопление и т.д.;
- взносы и пожертвования в благотворительные фонды,
- коммерческие и некоммерческие убытки;
- подоходный налог и другие виды налогов;
- просроченные долги.
Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.
Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.
В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).
Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.
Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.
Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик).
2.2. Евроконтинентальная модель
Ярким представителем данной модели является Франция.
Систему налогообложения Франции условно можно разделить на три крупных блока:
- косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление;
- налоги на прибыль или доход;
- налоги на собственность.
К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.
Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются:
- низкий уровень прямого налогообложения;
- высокий уровень косвенного обложения;
- высокая доля взносов в фонды социального назначения;
- высокая доля поступлений от налогов на товары и услуги в общем объеме обязательных отчислений;
- наращивание доли налоговых поступлений в бюджеты местных органов власти (регионов, департаментов, коммун).
В общей системе налогообложения можно выделить центральные налоги и местн и т.д.................