Какие налоги нужно платить кфх. Налогообложение крестьянского фермерского хозяйства: спецрежимы и отчетность

), СРП (гл. 26.4 НК РФ) и ПСН (гл. 26.5 НК РФ) относится система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ).

ЕСХН могут применять организации и ИП, которые признаются сельскохозяйственными производителями в соответствии с гл. 26.1 НК РФ и добровольно перешли на применение этого спецрежима.

Подробнее о том, что такое ЕСХН и как он рассчитывается, мы рассказывали в отдельной .

А могут ли применять ЕСХН крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ)?

Что понимается под КФХ?

КФХ - это объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ).

КФХ может состоять даже из одного лица (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ). Если КФХ создается гражданами, они заключают между собой соответствующее соглашение (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ).

КФХ ведет свою деятельность без образования юридического лица. Тем не менее, к предпринимательской деятельности КФХ, осуществляемой без образования юридического лица, в общем случае применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность коммерческих организацией (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ). Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный как ИП (п. 5 ст. 23 ГК РФ).

При желании граждане, которые ведут совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юрлица на основе соглашения о создании КФХ, вправе создать самостоятельное юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

КФХ как юридическое лицо - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении своих имущественных вкладов (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

КФХ, созданное в качестве юридического лица, равно как и ИП, являющийся главой КФХ, действующего без образования юридического лица, могут применять ЕСХН (п. 5 ст. 346.1 НК РФ).

Заявление на ЕСХН при создании КФХ

Для того, чтобы осуществлять налогообложение КФХ по ЕСХН, необходимо на этот спецрежим перейти.

Для перехода на ЕСХН, нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего календарному году, начиная с которого будет применяться этот спецрежим, подать в налоговую инспекцию соответствующее уведомление (

Крестьянско-фермерское хозяйство – коммерческая организация, которая занимается производством, продажей и переработкой сельскохозяйственной продукции или оказывает услуги в этой сфере (последнее вступило в силу в 2017 году). Деятельность КФХ регулирует Федеральный Закон №74 «О крестьянском хозяйстве».

Фермерское хозяйство может быть зарегистрировано в качестве юридического лица, но чаще всего глава регистрируется как индивидуальный предприниматель.

По умолчанию в системе начисления налогов, пенсионных и страховых взносов КФХ действуют на уровне ИП – то есть сдают такую же отчетность, имеют такие же льготы.

Виды налогообложения КФХ

Среди фермерских хозяйств чаще всего применяется ЕСХН – сельскохозяйственный налог, который фактически был введен специально для КФХ. Но, тем не менее, как организациям, так и ИП, в сфере сельского хозяйства доступны и другие системы налогообложения.

На каждой системе налогообложения ООО (в отличие от индивидуальных предпринимателей) сдают дополнительно декларации по транспортному и земельному налогу (до 1.02), бухгалтерскую отчетность и сведения о финансовых итогах (до 31 марта).

ЕСХН
Особенность единого сельскохозяйственного налога заключается в нестрогих требованиях к ведению учета и льготах, предусмотренных специально для КФХ. Однако хозяйства не применяют его по умолчанию сразу после регистрации, а должны подавать заявление в ИФНС о намерении использовать ЕСХН. Сделать это можно в течение месяца после регистрации в налоговой, чтобы сразу начинать свою работу на ЕСХН, либо до 31 декабря – чтобы начать применять режим с 1 января следующего года.

Налоговая ставка по ЕСХН – 6% от чистой прибыли (доходы за вычетом расходов). На основании решения местных властей процент иногда снижается до 4%.

Использовать ЕСХН вправе:

Производители сельхозпродукции, организации, перерабатывающие и реализующие ее. При этом доход от продажи продукции собственного фермерского производства должен быть более 70% от общего.Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых более 70% дохода приходится на реализацию продуктов производства членов кооператива.ИП и рыбохозяйственные предприятия со средней годовой численностью сотрудников менее 300, с доходом от реализации улова в соотношении к общей выручке более 70%.Организации, оказывающие услуги сельхозназначения.
Чтобы перейти на ЕСХН, предприятие обязательно должно производить или реализовывать продукцию сельского хозяйства. Например, недопустимо заниматься только ее переработкой.

Всем предпринимателям, избравшим ЕСХН обязательно вести книгу учета (КУДиР). С 2017 года ее больше не нужно заверять в ИФНС, что относится в том числе и к КФХ на ЕСХН.

Отчетность по налогам сдается в виде декларации ЕСХН ежегодно, до 31 марта следующего года. Авансовый платеж по ЕСХН производится до 25 июля, а полная уплата налога до 31 марта следующего календарного года.

Срок сдачи отчетности в налоговую инспекцию – 30 января года, следующего за отчетным, по форме «Расчет страховых взносов ». Заполняется второй раздел.

Другие возможности ЕСХН:

Списание основных средств при вводе их в оборот;Включение в статью дохода авансовых платежей;Освобождение от налога на имущество, НДСи НДФЛ.

УСН
Для применения УСН «Доходы» или «Доходы минус расходы», необходимо подать заявление в налоговую. Сделать это лучше сразу, при регистрации компании.

КФХ с минимальными расходами отдают предпочтение системе «доходы» (6%), а хозяйства, имеющие значительную долю расходов, и способные их подтвердить, выбирают систему «доходы минус расходы» (налогом облагается прибыль – 15%).

Региональные власти могут снижать ставку по УСН на 1% на «доходах» и до 5% на «доходы минус расходы».

Бухгалтерский учет КФХ на УСН тоже носит упрощенный характер. Хозяйство должно вести КУДиР и предоставлять ее в налоговую службу по первому требованию.

Декларацию по упрощенке необходимо предоставлять в ИФНС раз в год, до 30 апреля. Уплачивается налог ежеквартально: трижды авансом до 25 числа, и итоговый за год – до 30 апреля.

КФХ в большинстве ситуаций приравниваются к ИП, поэтому вне зависимости от формы юридического лица, оно может уменьшить налог на всю сумму страховых взносов за главу и остальных членов, без ограничения в 50% только в том случае, если не используется труд наемных работников.

ОСНО
Общий режим налогообложения применяется в КФХ крайне редко и только при необходимости. Сложность и объем отчетности КФХ на ОСНО проигрывает остальным вариантам, зато основная система позволяет фермерам сотрудничать с крупными сетевыми партнерами, имеющими дело только с НДС.

На ОСНО работает большинство оптовых покупателей, которые могут быть интересны фермерам. Дело в том, что общий режим позволяет оптовикам значительно снизить нагрузку по НДС. Такой режим будет применен к новообразованному хозяйству автоматически, если его глава не успеет подать заявление о применении УСН или ЕСХН.

Для некоторых КФХ налог на прибыль может быть сведен к нулю. Полный перечень льготных направлений отражен в статье 284 Налогового Кодекса.

Автоматически все участники и глава фермерского хозяйства на пять лет освобождаются от выплат по НДФЛ с доходов от производства, реализации и переработки сельскохозяйственной продукции.

Использовать данную льготу законно только единожды – намеренная перерегистрация КФХ преследуется законом. Доходы от видов деятельности, не имеющих отношение к сельскому и фермерскому хозяйству, облагаются налогом без специальных льгот. Государственные субсидии и гранты налогом не облагаются.

Декларация по НДС предоставляется в налоговую раз в квартал (в январе, апреле, июле и октябре до 25 числа). Ежегодно до 30.04, предоставляются формы 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Эти требования относятся как к ИП, так и к ООО. Форму 3-НДФЛ необходимо сдавать даже в случае, если не было прибыли.

Отчетность у общества на ОСНО также включает в себя ежеквартальную сдачу деклараций на прибыль и на имущество.

КФХ на ОСНО уплачивают:

Имущественный налог;Земельный налог;Транспортный налог;НДФЛ (удерживается с заработной платы всех наемных сотрудников);НДС;Обязательные страховые взносы.

Отчетность в государственные фонды
Для членов КФХ действуют фиксированные страховые ставки, не зависящие от МРОТ и актуальные для ИП.

Руководитель фермерского хозяйства, в котором нет наемных сотрудников, обязан каждый год 30 января сдавать в налоговую инспекцию Расчет страховых взносов за себя и за членов КФХ, заполняя 2-ой раздел. Отчет разрешено предоставлять как в бумажном, так и в электронном формате.

Оплатить страховые взносы необходимо до конца календарного года. Сделать это можно одним платежом или ежеквартально.

Кроме того, КФХ обязаны отчитываться в службу государственной статистики:

КФХ, имеющие посевы сельхозкультур, ежегодно до 11 июня отчитываются по форме №1-фермер.КФХ, имеющие поголовье сельскохозяйственных животных, отчитываются по форме №3-фермер до 6 января.

Отчетность за сотрудников
Если КФХ нанимает работников, то вместе с ними возникают и новые обязательства.

В налоговую за сотрудников необходимо предоставлять:

Форма 2-НДФЛ по каждому сотруднику (до 1 апреля);
Форма 6-НДФЛ (ежеквартально до конца января, апреля, июля и октября и одну годовую вместе с 2-НДФЛ);
Форма о среднесписочной численности, КНД 1110018 (до 20 января).
НДФЛ, удержанный с зарплаты работников, необходимо перечислить государству не позднее дня, следующего за датой выдачи сотруднику.

В Пенсионный Фонд ежеквартально, до середины февраля, мая, августа и ноября, сдается Расчет по страховым взносам. До 15 числа каждого месяца предоставляются сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М).

В Фонд Социального Страхования подается форма 4-ФСС, сдавать ее необходимо до двадцатых чисел января, апреля, июля и октября, если в бумажном варианте и до 25-х в электронном формате. Раз в год, до 15 апреля, ООО должны подтверждать в ФСС свой основной вид деятельности.

Взносы в ПФР и ФСС за сотрудников осуществляются до 15 числа следующего месяца.

Особенности налогообложения глав крестьячнмских (фермерских) хозяйств разъясняются в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.09.2004№ 04-503/252@ (см.: Приложение 8)

Для крестьянских (фермерских) хозяйств удобной системой налогообложения является налогообложение по системе единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), установленнная гл.26.1 НК РФ. Для организаций переход на ЕСХН заменяет уплату:

Налога на прибыль организаций;

Налога на имущество организаций;

Единого социального налога (ЕСН).

Крестьянские(фермерские) хозяйства, уплачивающие ЕСХН, перестают быть плательщиками:

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности;

Налога на имущество физических лиц - в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

Налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

Единого социального налога.

При этом крестьянские фермерские) хозяйства продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иные налоги и сборы, предусмотренные общим режимом налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и положениями гл.26.1 НК РФ организации, перешедшие на уплату ЕСХН, продолжают вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Условия перехода на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) состоят в следующем. Переход на ЕСХН и возврат на общий режим налогообложения осуществляются организациями добровольно.

Для того чтобы применять ЕСХН с 1 января 2005 г., организация должна соответствовать следующим требованиям:

1) быть сельскохозяйственным товаропроизводителем, т.е. производить сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивать рыбу, осуществлять ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализовывать эту продукцию и (или) рыбу.

2) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ею рыбы, по итогам 9 месяцев 2004 г., а также в течение всего времени применения ЕСХН должна составлять не менее 70%.

Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.09.2004 N 449.

В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такое хозяйство осуществляет деятельность без образования юридического лица и согласно п.2 ст.23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента его государственной регистрации. Поэтому на крестьянские (фермерские) хозяйства распространяются правила, установленные для предпринимателей.

При этом п.3 ст.23 Закона N 74-ФЗ установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

Следовательно, на крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица, распространяются положения гл.26.1 НК РФ, предусмотренные для юридических лиц.

Главой 26.1 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели - плательщики ЕСХН не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, в частности по НДФЛ, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Несмотря на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства, он производит им выплаты и является по отношению к ним налоговым агентом, следовательно, обязан удержать с этих выплат НДФЛ.

В то же время п.14 ст.217 НК РФ установлено, что обложению НДФЛ не подлежат доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.

Таким образом, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, переведенного на уплату ЕСХН, вправе воспользоваться данной льготой (см. Письмо МНС России от 20.09.2004 N 04-5-03/252@).

Не вправе перейти на уплату ЕСХН:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 НК РФ.

3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Обратите внимание! Организация может иметь розничный магазин (другую торговую точку), который в учредительных документах не оформлен как филиал и представительство, и продавать через него только продукцию собственного производства.

В этом случае розничная торговля не будет признаваться видом деятельности, подлежащим переводу на ЕНВД, и организация может перейти на ЕСХН.

Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 25.06.2004 N 03-05-13/11.

Для перехода на уплату ЕСХН организации необходимо подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Форма заявления утверждена Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 (в ред. Приказа МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/415@).

В заявлении должны быть указаны: общая сумма доходов от реализации, сумма доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и ее доля в общей сумме доходов.

Для плательщиков ЕСХН установлен единый объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка составляет 6%.

Подав в установленный срок заявление о переходе на ЕСХН, организация, ранее применявшая общий режим с использованием метода начисления, должна рассчитать налоговую базу на 1 января 2005 г. Это связано с тем, что доходы и расходы на ЕСХН признаются кассовым методом.

Согласно правилам ст.346.6 НК РФ при переходе на уплату ЕСХН такая организация должна исчислить налоговую базу следующим образом:

Увеличить налоговую базу на суммы авансов и предварительной оплаты, полученные в период нахождения на общем режиме налогообложения, если товары будут поставляться после перехода на ЕСХН;

Включить равномерно в расходы остаточную стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения. Если основные средства были приобретены до перехода, а их оплата будет осуществлена после перехода на ЕСХН, то их стоимость учитывается в расходах начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата (аналогичный порядок установлен и для нематериальных активов);

Включить в расходы затраты на дату их осуществления, если они были предварительно оплачены до перехода на ЕСХН (если, например, товары были получены, когда организация находилась на общем режиме, а оплата будет произведена после перехода на ЕСХН, то они включаются в расходы на ЕСХН на момент их оплаты);

Не включаются в доходы денежные средства, полученные после перехода на ЕСХН, если организацией эти суммы ранее уже были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Не включаются в расходы денежные средства, уплаченные после перехода на ЕСХН в оплату расходов, если до перехода такие расходы уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Вышеперечисленные правила не распространяются на организации, применявшие и до перехода на ЕСХН кассовый метод, а также на индивидуальных предпринимателей.

В отношении необходимости восстанавливать НДС при переходе на ЕСХН теперь имеется полная определенность. Федеральным законом от 05.04.2004 N 16-ФЗ ст.346.3 НК РФ была дополнена п.8.

Согласно этому пункту суммы НДС, принятые к вычету по правилам гл.21 НК РФ до перехода на уплату ЕСХН, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, при переходе на уплату ЕСХН восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Крестьянские (фермерские) хозяйства могут применять и упрощенную систему налогообложения (УСН). Применение УСН регулируется гл.26.2 НК РФ. Как и ЕСХН, УСН предусматривает уплату единого налога вместо ряда налогов. Перечень заменяемых налогов при УСН аналогичен ЕСХН. Соответственно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги уплачиваются организациями согласно правилам общей системы налогообложения.

Организации, применяющие УСН, продолжают вести кассовые операции и представлять статистическую отчетность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Хотя "упрощенцам" гл.26.2 НК РФ и п.3 ст.4 Закона N 129-ФЗ позволяют не вести бухгалтерский учет в полном объеме, в некоторых случаях без ведения бухгалтерского учета обойтись нельзя (см. статью И. Кирюшиной "Учетная политика для "упрощенца"" на с. 51).

Переход на УСН является добровольным.

При этом организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев 2004 г. доход от реализации, определяемый в соответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС).

Не вправе перейти на УСН организации, перечисленные в п.3 ст.346.12 НК РФ.

К ним относятся организации, имеющие филиалы (представительства), организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (кроме организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%), организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, и др.

Главой 26.2 НК РФ предусмотрены два объекта налогообложения: доходы (налоговая ставка 6%) и доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (налоговая ставка 15%). Выбор объекта налогообложения осуществляется организацией при подаче заявления о переходе на УСН.

Подав заявление о переходе на УСН, например с 1 января 2008г., и указав в нем объект налогообложения, например доходы, организация может его изменить, но только до 20 декабря 2007 г. После этой даты объект налогообложения нельзя будет изменить в течение всего периода применения УСН.

Применяя УСН, организация должна следить за тем, чтобы по итогам налогового (отчетного) периода ее доход не превысил 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превысила 100 млн руб.

Если такое превышение произойдет, организация будет считаться вернувшейся на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Кроме того, налоговые и финансовые органы настаивают на том, что организация должна вернуться на общий режим при нарушении любого из условий применения УСН, установленных п.3 ст.346.12 НК РФ.

При этом переход на общую систему налогообложения, по мнению налоговых органов, необходимо осуществить начиная с того квартала, в котором допущено нарушение (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 28.01.2004 N 21-09/05568), а по мнению Минфина России, в подобной ситуации организация должна перейти к общему режиму налогообложения с начала того года, в котором произошло нарушение условий применения УСН (см. Письмо Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/52).

Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начисления, при исчислении налоговой базы на дату перехода на УСН выполняют правила, аналогичные правилам исчисления налоговой базы, установленным для перехода на ЕСХН. В частности, в налоговую базу следует включить авансы, полученные в период применения общего режима налогообложения, по договорам, исполняемым после перехода на УСН, а также остаточную стоимость основных средств. Не включаются в налоговую базу денежные средства, включенные организацией в доходы при исчислении налога на прибыль по общему режиму налогообложения.

Расходы, осуществленные как до, так и после перехода на УСН, признаются в зависимости от даты их осуществления и оплаты. Не уменьшают налоговую базу денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Обратите внимание! В отличие от ЕСХН УСН не предусматривает порядок признания в расходах стоимости нематериальных активов, приобретенных до перехода на УСН. Аналогичное разъяснение дано в Письме УМНС России по г. Москве от 27.04.2004 N 21-08/28628.

Согласно изменениям, внесенным в гл.26.2 и 26.3 НК РФ Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ, организациям и индивидуальным предпринимателям, переведенным на ЕНВД по одному из видов деятельности, разрешено по другим видам деятельности применять УСН.

Поскольку п.7 ст.346.26 НК РФ установлена обязанность организации вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД, и предпринимательской деятельности, находящейся на иных режимах налогообложения, ведение раздельного учета как при совмещении ЕНВД с общим режимом, так и при совмещении ЕНВД с УСН необходимо продолжать.

Применяя одновременно УСН и ЕНВД, организация обязана следить за тем, чтобы предельный размер выручки по всем видам деятельности не превышал установленный годовой лимит в 15 млн руб., а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышала 100 млн руб. (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Закон N 129-ФЗ и гл.26.3 НК РФ освобождение от ведения бухгалтерского учета для ЕНВД не предусматривают. Поэтому, применяя УСН и ЕНВД, организации следует продолжать вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Организации придется соблюдать и другие требования.

Как уже было отмечено, при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, а также учитывать неразделимые расходы и уплачиваемые по обоим спецрежимам страховые взносы. Работников, занятых в деятельности, переведенной на ЕНВД, и работников, занятых в "упрощенной" деятельности, также необходимо разделить.

В рамках национального проекта граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, и крестьянские (фермерские) хозяйства получают из бюджетов субъектов Российской Федерации суммы субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам (займам). Полученные суммы признаются доходами налогоплательщиков-заемщиков, подлежащих налогообложению налогом на доходы по налоговой ставке в размере 13 процентов, (письмо ФНС от 19.04.2006 г. № 04-2-02/313@)

Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:

  • как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • как индивидуальный предприниматель.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию. Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Налоговые каникулы для кфх

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:

  • общую систему налогообложения;
  • упрощенку;

Это следует из норм глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ. ОСНО При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:

  • налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
  • земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
  • транспортный налог (при наличии облагаемых объектов);
  • НДФЛ (как налоговый агент).

Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется.

Для фермерских хозяйств действует освобождение от ндфл на пять лет

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать - кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности). Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.
Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют: - минимальный размер – 1 га; - максимальный размер – 5 га.

На рисунке ниже рассмотрены в инфографике требования к переходу на УСН, процентные ставки, преимущества и недостатки для КФХ ⇓ Применение КФХ льготного налогообложения на ЕСХН Единый налог для производителей сельхозпродукции представляется самым оптимальным. Количество налоговых платежей при ЕСХН существенно сокращается. Аграрии оплачивают лишь один объединенный сбор по установленной ставке 6%, который заменяет остальные налоги.

Калькуляция сбора производится по формуле: ЕСХН = фиксированная процентная ставка * (сумма прибыли - величина расходов). Налоговые платежи оплачиваются по итогам полугодия и за год. Кроме этого, применяется упрощенный учет в бухгалтерии по «кассовому» методу.

Главой КФХ ведется учетная книга по расходам и прибыли, которая у налоговиков не заверяется.

Верное решение

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ: Мы можем оказать Вам услугу по заполнению форм заявлений, составить любую другую юридическую документацию.Стоимость работ здесьОбращайтесь к нам! 1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ; 2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ; 3.

Налогообложение крестьянского фермерского хозяйства: спецрежимы и отчетность

Кто может воспользоваться По закону, воспользоваться данными каникулами смогут организации, которые возникли после вступления в силу данного закона, то есть не раньше 2015 года. Обмануть налоговую службу не получится, даже если снять хозяйство с учета, а затем зарегистрировать вновь. Дается право не платить налог только первые два года.

В качестве системы налогообложения может быть упрощенная или патентная. ЕСХН Однако если фермерское хозяйство выбрало единый сельскохозяйственный налог (обычно это так), можно также получить право на налоговые каникулы. Причем глава КФХ может освобождаться от уплаты налогов на пять лет. Об этом говорится в ст. 217 Налогового кодекса России. Глава КФХ может освобождаться от уплаты налогов на пять лет. Отсчет начинается с того года, в который хозяйство было зарегистрировано в налоговом органе. Ответы на вопросы предпринимателей: налоговые льготы

Внимание

Налоговые платежи производятся ежеквартально до 25 числа следующего за кварталом месяца, а за год - до 30 апреля. При УСН ведется упрощенный бухучет по «кассовому» методу. Основную отчетность фермерского хозяйства составляет декларация по УСН (подается ежегодно до 30 апреля) и учетная книга по прибыли и расходам (представляется налоговикам по требованию).

Законодательную основу для КФХ на УСН определяет Налоговый кодекс РФ (гл. 26.2) и ФЗ № 402 «О бухучете» от 6.12.2011 в редакции от 23.05.2016. Если за отчетный период прибыль хозяйства превысит предельную установленную законом величину, то право применять УСН утрачивается. Пример #1. Применение УСН в фермерском хозяйстве Вновь созданное крестьянское фермерское хозяйство (как ИП) с момента регистрации уже полгода использует УСН (при регистрации с пакетом документов одновременно подавалось заявление о применении УСН). Освобождение от налогов на 5 лет

Создавая крестьянское фермерское хозяйство, его участники в первую очередь задумываются о выплате налогов. Хочется, чтобы такие взносы были минимальными, а для этого можно воспользоваться введенными государством льготами. С 2015 года были введены так называемые налоговые каникулы для КФХ. Но что это такое, и как ими воспользоваться? Именно это мы разберем ниже в нашей статье. Налоговые каникулы – это временной отрезок, когда налоговая служба освобождает фермерское хозяйство от уплаты налогов на прибыль. Налоговая ставка будет составлять ноль процентов, но это не значит, что не нужно выплачивать обязательные взносы в фонды.
Важно отметить, что вводить или не вводить налоговые каникулы каждый регион решает сам. Поэтому в одних городах эти льготы действуют, а в других нет. Работать программа будет до 2021 года включительно. Вводить или не вводить налоговые каникулы каждый регион решает сам.

Налогообложение кфх: сравнение режимов осно, усн, есхн

ИП в Республике Беларусь. Образец заполнения формы Р21001 здесь. Льготы для малого бизнеса Для получения упрощенной системы уплаты обязательных платежей предприятиям малого бизнеса нужно выполнить ряд обязательных условий:

  1. В текущем году зарегистрировать предприятие как индивидуальный предприниматель.Для конкретного региона следует уточнить запуск в действие механизма на основе Федерального закона.
  2. Установить возможность уплаты налогов по упрощенной системе или через патентную систему.
  3. Зафиксировать минимальную долю в 70 % в случае получения дохода от нескольких направлений деятельности с преобладанием выделенных направлений – научное, социальное или производственное.

Какие ограничения могут быть установлены При использовании налоговых каникул недостаточно только воспользоваться правом на получение льготного периода.

Налоговые каникулы 2018: условия получения, ограничения

ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;

  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому - нелегально - оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение ПЯТИ лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними. Государственная поддержка КФХ Согласно ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» «государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».
По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке. Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке. Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ. УСН Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке. Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов? Ответ: да может, но только в том случае, если КФХ не применяет наемный труд.

dolgoteh.ru

Для фермерских хозяйств действует освобождение от НДФЛ на пять лет

Доходы главы КФХ освобождаются от НДФЛ в течение пяти лет с момента регистрации. Эта льгота сохранится и в случае, если он в течение этого времени перейдет на режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН, а затем опять вернется на общий режим. Глава крестьянского фермерского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п.

2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

Если он не подаст заявление в инспекцию о переходе на спецрежим налого­обложения, то он является плательщиком НДФЛ.

Фермерам могут компенсировать потерянные льготы по земельному налогу

Потерянные льготы по земельному налогу для фермеров могут компенсировать.

Парламентский комитет по АПК, транспорту, строительству, природным ресурсам и экологии предложил распространить действие поправок в закон «О плате за землю» на правоотношения до 2012 года. В настоящее время все крестьянские (фермерские) хозяйства получают скидки по уплате земельного налога в течение трёх лет после оформления госрегистрации.

Верное решение

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП?

ИП - Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок.

И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности.

Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги.

Какие льготы у кфх по налогам

Одной из наименее урегулированных в российском законодательстве организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности является крестьянское (фермерское) хозяйство. 1. Состав уплачиваемых КФХ налогов полностью соответствует составу налогов индивидуального предпринимателя и не имеет никакого отношения к налогообложению юридических лиц; Они уплачивают НДФЛ (13%), НДС (10/18%), земельный налог, транспортный налог, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС Многие КФХ остаются на общей системе налогообложения в целях сохранения заказчиков продукции, поскольку абсолютное большинство оптовых покупателей работают на ОСН и для снижения своей налоговой нагрузки им просто необходимо закупать продукцию у организаций (ИП, КФХ), которые работают с НДС, поскольку только в этом случае они смогут возместить из бюджета уплаченный за продукцию НДС и тем самым получить дополнительную выгоду от сделки.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств

Система налогообложения сельского хозяйства развитых стран складывалась в основном в послевоенный период. В этот момент она принимала во внимание ряд очень важных характеристик отрасли послевоенного периода: довольно высокий удельный вес сектора в ВВП и в структуре занятости страны, необходимость поддержания и выравнивания доходов в сельском хозяйстве с другими отраслями экономики, обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, преобладание мелких производственных единиц.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, как субъект предпринимательской деятельности, является плательщиком налогов.

При этом ему присущи особенности, связанные, с одной стороны, с его правовым статусом, с другой стороны, с видом производственной деятельности. По существующему законодательству созданные до вступления в силу части 1 ГК РФ КФХ могут иметь статус юридического лица. В этом случае налогообложение КФХ осуществляется аналогично налогообложению коммерческих сельскохозяйственных организаций.

В настоящее время в России функционирует два типа крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные на основании Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 и обладающие статусом юридического лица, и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г.

№ 74-ФЗ, не обладающие статусом юридического лица, глава которых зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогообложение земельным налогом и ндфл глав крестьянских фермерских хозяйств

Для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога главам крестьянских фермерских хозяйств следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие главам крестьянских фермерских хозяйств. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

ruslanhasanov.ru

Одной из форм хозяйствования, признанной на законодательном уровне, является крестьянское (фермерское) хозяйство, которое имеет статус юридического лица. В соответствии с этим оно может осуществлять коммерческую деятельность с целью получения материальной выгоды в виде прибыли. И, как любое другое юридическое лицо, КФХ обязано платить соответствующие налоги. Как рассчитать и заплатить налог фермерам, подробнее расскажем в данной статье.

Крестьянское (фермерское) хозяйство: что из себя представляет?

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой вид предпринимательской деятельности, направленной на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции с целью извлечения прибыли. Чтобы КФХ носило юридически значимый статус, оно должно быть обязательно зарегистрировано в государственных контролирующих органах, а также должен быть избран глава КФХ, отвечающий за его деятельность.

При этом в КФХ могут входить граждане РФ, владеющие определенным имуществом и осуществляющие производственные или хозяйственные операции в коммерческих целях, а глава является его руководителем. На его имя регистрируется крестьянско-фермерское хозяйство, название которого будет звучать как ИП ГКФХ ФИО, что свидетельствует о том, что оно обладает характеристиками, приближенными к индивидуальному предпринимательству, нежели к другим организационно-правовым формам.

Взаимоотношения КФХ и государства основываются на нормах Гражданского Кодекса РФ, в котором указывается, что данное хозяйство признается юридическим лицом, а потому наделяется правами, обязанностями и ответственностью, которые характеризуют данный хозяйствующий субъект. Кроме того, на законодательном уровне утвержден перечень видов деятельности, которыми имеет право заниматься фермер, а именно:

  • производство сельхозпродукции;
  • переработка сельхозпродукции;
  • транспортировка сельхозпродукции;
  • хранение сельхозпродукции;
  • реализация сельхозпродукции.

Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность с целью получения прибыли, оно обязано уплачивать налоги в бюджет государства, как и любой другой хозяйствующий субъект РФ.

Налогообложение КФХ: основные моменты

Поскольку объектом деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является сельское хозяйство и ее продукция, налог фермерам имеет некоторую специфичность по сравнению с промышленными или торговыми предприятиями. При этом фермеры могут применять одну из трех форм налогообложения, а именно:

  1. общую;
  2. упрощенную;
  3. единый сельскохозяйственный налог

Если две первые системы наиболее знакомы для юридических лиц и предпринимателей, то с последней сталкиваются не так часто, а потому следует рассказать о ней более подробно, а также напомнить и о других.

Система Особенности Налоги
Общая Представляет собой систему налогов, которые уплачивает в бюджет государства индивидуальный предприниматель. В первые пять лет своей деятельности КФХ имеет право не платить НДФЛ. Читайте также статью: → «Не подлежащие налогообложению НДФЛ доходы». - НДФЛ;

Земельный налог;

Транспортный налог;

Налог на имущество;

Налог на прибыль;

Упрощенная Используется ставка 6% или 15% в зависимости от вида налогооблагаемой базы - единый налог;

Страховые взносы в государственные фонды.

ЕСХН Используется ставка 6% - единый сельхоз. налог;

Страховые взносы в государственные фонды

Особенности налогообложения для фермеров

Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство имеет определенные особенности в плане осуществления хозяйственной деятельности, его налогообложение также отличается индивидуальными характеристиками. Что касается общей системы, то стандартными налогами, которые полностью соответствуют любой деятельности, являются все выше перечисленные платежи, за исключением НДФЛ и налога на прибыль.

КФХ начинает платить НДФЛ только после пятилетнего осуществления своей деятельности, а до истечения указанного срока такой налог платить не нужно. При этом данное право используется по умолчанию, то есть фермерам не нужно подавать в налоговые органы специальное заявление. Необходимо отметить, что данный пункт применяется только для тех участников, которые впервые используют такое право.

Что касается налога на прибыль, то он применяется при налогообложении КФХ, а его ставка может составлять 0% при наличии определенных условий и обстоятельств.

Так, к ним относится момент, когда доля дохода от реализации сельхоз. продукции в общем объеме доходов составляет не менее 70%, а средняя численность за налоговый период не превышает 300 чел. Рассматривая упрощенную систему налогообложения, следует отметить, что каких-либо серьезных особенностей такого режима налогообложения для КФХ нет.

Единственное, чем можно воспользоваться в качестве льготы - это уменьшение суммы рассчитанного налога на величину необходимых к перечислению страховых взносов в государственные фонды. При этом ограничения размера взносов, который можно использовать в качестве вычета - не существует, однако существует другое ограничение, согласно которому фермеры не должны использовать труд наемных сотрудников.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) рассчитывается как 6% от налогооблагаемой базы, которая исчисляется как разность между доходами и расходами КФХ. Следует отметить, что данный подход определения налогооблагаемой базы существует и при упрощенном режиме налогообложения, только ставка при втором варианте составляет 15%.

Необходимо отметить следующий момент: для крестьянских (фермерских) хозяйств НДФЛ имеет фиксированный размер, который рассчитывается следующим образом:

НДФЛ = МРОТ * тариф взноса в фонд * 12 мес. * кол-во членов КФХ (с учетом главы КФХ)

НДФЛ уплачивается главой хозяйстване только за себя, но и за всех членов хозяйства, и при этом суммы по каждому человеку равны между собой, поскольку имеют фиксированный размер.

Налоговая отчетность по фермерству

При применении общего режима налогообложения КФХ представляет отчетность, как и предприятия других организационно-правовых форм, то есть декларации по НДС, прибыли, имуществу, транспортному и земельному налогу, а также отчетность по НДФЛ и расчеты в государственные фонды. Что касается сроков представления отчетности, то для КФХ они являются стандартными, как и для иных форм хозяйствования.

  • Если КФХ использует упрощенную систему налогообложения, оно обязано подавать декларацию по УСН, а также книгу учета доходов и расходов, если налоговые органы потребуют ее представить.
  • ЕСХН предполагает представление в налоговые органы декларации по ЕСХН, книги учета доходов и расходов, а в ПФР - РСВ-2. Читайте также статью: → «Применение ЕСХН для КФХ: пример расчета, сроки уплаты».

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Ответственность за представление отчетности и уплату налогов и взносов несет глава КФХ, а потому он лично отвечает за то, чтобы все нормы законодательства были соблюдены точно и своевременно . Если же КФХ опоздает со сдачей отчетности или уплатой необходимых платежей, на налог фермерам налагаются административные санкции в виде штрафов и пени.

К примеру, применяя ЕСХН и не сдавая вовремя отчетность, можно ожидать наложение штрафа в размере 5-30% от суммы налога, которую необходимо заплатить по данной налоговой декларации. При этом штраф устанавливается за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет, а также размер штрафа не может быть менее 1 000 руб.

Если КФХ опоздало с уплатой налога, то штраф в этом случае будет составлять 20-40% от суммы налога, который должен быть перечислен в бюджет государства.

Порядок перехода на ЕСХН

Если изначально крестьянское (фермерское) хозяйство использовало общую или упрощенную систему налогообложения, оно может перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, только необходимо, чтобы оно соответствовало определенным критериям. К таким хозяйствующим субъектам относятся:

  1. сельхоз. организации, которые непосредственно производят, перерабатывают и продают изготовленную ими продукцию только из собственного сырья;
  2. организации должны иметь в общем объеме доходов не менее 70% доходов, образованных от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства

Если КФХ отвечает заданным условиям, оно может переходить на ЕСХН, для чего необходимо подать соответствующее заявление в налоговые органы, рекомендуемая форма которого закреплена на законодательном уровне.

Я являюсь главой крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Первоначально КФХ было зарегистрировано в качестве юридического лица в 1996 г., с 2003 г. переведено на уплату ЕСХН. В 2011 г. я решил привести организационно-правовую форму хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями действующего законодательства и зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с заявлением о постановке на налоговый учет было подано и заявление о переходе на уплату ЕСХН. Имущество, все это время принадлежащее мне как физическому лицу (складское здание, коровник, гараж для с/х техники), использовалось при осуществлении деятельности как до, так и после регистрации в качестве предпринимателя, поэтому налог на имущество не уплачивался с учетом положений п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Однако по результатам выездной проверки за 2008-2010 гг. инспекция доначислила налог на имущество физических лиц. Проверяющие посчитали, что льготой по уплате налога на имущество могло воспользоваться само КФХ, если бы эти здания принадлежали ему как юридическому лицу, а у меня такое право появилось только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Правомерны ли действия инспекции?

К сожалению, формально налоговики правы. В такой ситуации у гражданина не было оснований не уплачивать налог на имущество физических лиц. Дело в том, что положения п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождают юридических лиц от уплаты налога на имущество организаций, а индивидуальных предпринимателей — от уплаты налога на имущество физических лиц. Обязательным условием для освобождения является использование имущества в деятельности, доходы от которой облагаются ЕСХН. То есть льготой может воспользоваться организация либо предприниматель, использующие принадлежащее им имущество в целях осуществления деятельности, доходы от которой облагаются сельхозналогом. В рассматриваемой ситуации, несмотря на то что имущество использовалось в деятельности юридического лица - плательщика ЕСХН, его собственником, а значит, и плательщиком налога на имущество оставался гражданин как физическое лицо (п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Напомним, что фермерские хозяйства, созданные в форме юридических лиц, вправе сохранять этот статус до 2013 г. (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). И в целях применения положений главы 26.1 НК РФ такие фермерские хозяйства рассматриваются именно как юридические лица, не имеющие никакого отношения к гражданам-предпринимателям и уплачиваемым ими налогам. Переведено на уплату ЕСХН было само хозяйство как юридическое лицо, а не гражданин - собственник недвижимости. В периоде, охваченном выездной проверкой, гражданин не являлся самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, а значит, не мог воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты налога на имущество, прописанной в п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

Отметим, что ст. 48 ГК РФ определен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, чьи участники наделены в отношении имущества организации вещными правами. Крестьянские (фермерские) хозяйства в этом перечне не поименованы. Поэтому с момента вступления в силу первой части Гражданского кодекса РФ, то есть с 01.01.95, в отношении имущества фермерских хозяйств, созданных в качестве юридических лиц, не действует режим долевой или совместной собственности граждан-участников, как это было предусмотрено Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Имущество КФХ считается принадлежащим самому хозяйству как юридическому лицу только в том случае, когда недвижимость оформлена в собственность организации и учтена на балансе в составе объектов основных средств. В таком случае фермерское хозяйство - юридическое лицо, применяющее систему налогообложения в виде ЕСХН, может воспользоваться освобождением от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ.

С учетом изложенного действия инспекции являются правомерными.

Между тем, на наш взгляд, есть некоторый шанс отстоять свою позицию в суде. Об этом свидетельствует постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2011 № А57-1434/2011, в котором арбитры рассмотрели аналогичное по сути дело в пользу налогоплательщика. Но нужно отметить одно важное обстоятельство: в ситуации, ставшей предметом исследования судей, гражданин передал недвижимость фермерскому хозяйству по договору безвозмездного пользования, и это послужило дополнительным подтверждением использования спорного имущества в деятельности КФХ.

Судьи указали, что гражданин, осуществляя через созданную им организацию сельскохозяйственную деятельность с применением спецрежима, имел право на льготу, установленную п. 3 ст. 346.1 НК РФ. Иной подход, по их мнению, противоречил бы основам налогового законодательства. Ведь Налоговый кодекс не допускает установления дифференцированных ставок налогов, сборов и льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В своих решениях Конституционный суд РФ неоднократно подчеркивал необходимость соблюдения законодателем конституционного принципа равенства налогообложения. КС РФ указывал на допустимость установления дифференцированного режима налогообложения для различных категорий лиц, но только в том случае, когда такая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (постановления от 27.04.2001 № 7-П и от 16.07.2004 № 14-П, Определения от 18.01.2005 № 55-О и от 24.05.2005 № 177-О).
Принцип равного налогового бремени, согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 21.03.97 № 5-П, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление носящих дискриминационный характер правил налогообложения, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы и характера (содержания) предпринимательской деятельности налогоплательщиков.

С учетом этого арбитры решили, что предъявление гражданину требования об уплате налога на имущество, которое фактически использовалось в деятельности, облагаемой ЕСХН, и так или иначе принадлежало субъекту, осуществлявшему сельскохозяйственную деятельность, обусловлено только неопределенностью организационно-правовой формы последнего в связи с изменением законодательства. А значит, требования инспекции об уплате налога на имущество не могут быть признаны законными.

Несомненно, важную роль сыграло наличие документа, подтверждающего, что спорное имущество использовалось в деятельности КФХ - договора безвозмездного пользования. При этом из материалов дела нельзя сделать вывод о том, определяла ли организация доход от безвозмездного пользования имуществом (по этому вопросу см. письма Минфина России от 31.10.2008 № 03-11-04/2/163 и от 01.07.2008 № 03-11-04/2/93, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98). Инспекторы, возможно, тоже не обратили на это особого внимания, но они не оспаривали сам факт использования имущества в сельскохозяйственной деятельности, а это важно. Поэтому если в ситуации, описанной в вопросе, такой договор изначально отсутствовал, представлять его в суд мы не рекомендуем: инспекция может указать, что в таком случае в налоговом учете КФХ должно быть зафиксировано определение включаемого в налоговую базу по ЕСХН внереализационного дохода от получения безвозмездного права пользования недвижимостью. Вместо этого лучше озаботиться подтверждением фактического использования имущества в деятельности КФХ. Для этого могут пригодиться договоры, на основании которых КФХ поставлялись товарно-материальные ценности на адрес склада, показания свидетелей (например, работников), подтверждающие, что сельскохозяйственная техника действительно хранилась в гараже, и т.д. И не забывайте: именно налоговики должны доказать, что имущество вы использовали для целей, не связанных с осуществлением деятельности КФХ. Если доказательств этого они не представят, судьи, возможно, встанут на вашу защиту.