Как восстановить КБМ в базе РСА

Зачастую при продлении действии договора страхования автовладельцем приходится отвечать на вопрос о безаварийной езде. Законодатель учредил некую скидку за вождение автотранспортного средства без создания аварийной ситуации на дороге.

Скидка предоставляется на основании коэффициента бонуса-малуса, который способствует экономии до 40% на приобретении нового полиса ОСАГО.

Что нужно знать об ОСАГО

Каждый автовладелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность, позволяющую разрешить множество вопросов, если произойдет дорожно-транспортное происшествие. Вопросы страхования гражданской ответственности граждан регулирует закон «Об ОСАГО», имеющий федеральное значение. Он был издан 25 апреля 2002 года под номером 40-ФЗ.

Страховая компания обязана застраховать гражданскую ответственность автовладельца, если он обратился к ней с заявлением. Норма предусмотрена в акте «Правило ОСАГО», который стал одним из основных действующих законодательных протоколов. Указанные акты регулируют взаимоотношения заинтересованных сторон. В соответствии с указаниями актов пострадавшей стороне страховщик должен выплатить страховую сумму, если наступит страховой случай. Обе стороны договора ОСАГО обязаны соблюдать установленные законодателем правила.

В противном случае страховая компания может подвергнуться к применению меры воздействия, а страхователь лишиться права получения страховой суммы. «Правила ОСАГО» утверждены постановлением правительства РФ, которое оно обнародовало в последней редактуре 26 августа 2013 года за номером 263. В акте дано определение объекта страхования, возникновение страхового случая, его видов и особенностей, определены типовые условия договора страхования.

Бонус для осторожных водителей

По истечению срока действия полиса ОСАГО страхователь наделен возможностью перехода в другую страховую компанию без утери, предоставленной законодателем скидки. Она предоставляется всем автовладельцам без исключения, если в полисе сделана соответствующая запись. Скидка позволяет сэкономить средства при расторжении либо повторном заключении договора страхования.

Ее действие распространяется на случаи:

  • приобретения нового автотранспортного средства;
  • замены владельца автомобиля.

Требование заключения нового договора страхования ОСАГО при смене владельцев неправомерно.

В методическом руководстве РСА не предусмотрен запрет на внесение поправок в действующий полис ОСАГО.

В соответствии с действующими правилами ОСАГО страхователь имеет право:

  • досрочно расторгнуть договор страхования при смене собственника автотранспортного средства;
  • внести поправки в договор страхования.

Если новый владелец автотранспорта проживает в другом регионе, то возможен пересмотр стоимости полиса ОСАГО. Перерасчет производится с учетом территориального коэффициента. Скидка сохраняется при переоформлении полиса ОСАГО без каких-либо ограничений на обычный полис.

При желании страхователь может включить в новый договор дополнительных лиц, которые допускаются к управлению автотранспортом. В такой ситуации размер скидки и стоимость полиса изменяться, потому что будет учтена информация о наличии скидки на безаварийную езду вновь допущенных к управлению транспортом лиц. Если страховая история у какого-либо лица отсутствует, то стоимость нового полиса вычисляется без использования коэффициента за безаварийную езду.

При допущении к управлению автомобилем лиц по их числу скидка привязывается к конкретному автотранспорту и его собственнику. В такой ситуации управление автотранспортным средством осуществляется на общих основаниях без учета коэффициента безаварийности.

Какая максимальная скидка по ОСАГО за безаварийную езду

Сообразно нормам законодательных актов в данное время максимальная скидка за управление автотранспортом без создания аварийной ситуации составляет 50% от стоимости полиса. Как правило, такого рода ситуация может образоваться на протяжении 10 и более лет.

В сложившейся ситуации максимальная величина предоставляемой автовладельцу достигнет 50% . Водители такого уровня наделяются коэффициентом, равным 0,5% и классом страхования, численное значение которое составит 13.

Что такое КБМ

Сообразно предписаниям Федерального закона «Об ОСАГО» стоимость полиса во всех страховых компаниях должна быть неизменной. Но в ее расчете используются установленные законодателем коэффициенты, позволяющие снизить стоимость. Одним из таких коэффициентов является коэффициент безаварийности.

По своей сути коэффициент «бонус-малус» есть скидка, которая предоставляется автовладельцам, осуществляющих езду на транспорте без создания аварийных ситуаций на автодорогах страны.

При этом возможно снижение стоимости полиса до 5% за каждый последующий год управления автомобилем. Данная мера внедрена в действие с 2003 года.

Понижающий коэффициент не применяется вовсе или устанавливается равным единице, если:

  • в базе данных отсутствует информация о прошедшей страховой истории, что обычно встречается при первичном оформлении полиса ОСАГО;
  • страхование по ОСАГО осуществляется на промежуток времени, равный проезду к месту регистрации автомобиля, что присуще случаю транзита;
  • оформляется автотранспортное средство, зарегистрированное за пределами российской территории.

Он обуславливается наличием либо отсутствием страховых выплат, осуществленных при возникновении страхового случая в период действия заключенных ранее договоров. Ранее КБМ использовали в отношении конкретного автотранспортного средства, поэтому при его продаже другому лицу коэффициент пропадал.

Новое о применении коэффициента бонус-малус

Но последние нововведения в действующие нормативы позволяют сохранить его, потому что КБМ теперь применяется исключительно к водителю вне зависимости от конкретного автомобиля.

Коэффициент безаварийной езды сохраняется при смене страховщика, если перерыв в страховании ОСАГО составляет меньше, чем один год.

На данный момент существует единая таблица с показателями понижающих коэффициентов. По ней можно каждого автовладельца на последующий год с учетом присвоенного класса страхования. Если вина водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия доказана, то стоимость сообразно правилам приобретаемого вновь полиса ОСАГО повыситься на 50%.

Такое обстоятельство подталкивает автовладельцев:

  • соблюдать правила дорожного движения;
  • использовать свой транспорт корректно;
  • быть более внимательным при езде на автодорогах.

Каждое заинтересованное лицо сможет выяснить без осложнений страховую историю автовладельца, проверить показатель КБМ, зайдя на официальный сайт АИС РСА. На сайте размещена единая база данных, содержащаяся в автоматизированной информационной системе, где собраны сведения обо всех договорах страхования по программе ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года.

Система Российского союза автостраховщиков была введена в действие с 1 июля 2019 года. Сведения в нее загружаются страховыми компаниями, заключившими договор ОСАГО со страхователем, поэтому ответственность за внесение изменений возложена на них. Они обязаны передавать сведения в продолжение одного рабочего дня, следующего за днем заключения договора. Чтобы сверить данные водителя достаточно введения номера его водительского удостоверения. Ресурс АИС позволил исключить случаи мошенничества со стороны недобропорядочного автовладельца.

Методика расчета стоимости полиса ОСАГО

Окончательный размер предоставляемой на приобретение полиса ОСАГО скидки обусловлено классом страхования водителя. Чтобы его установить страховщики используют определенные сведения. Применение коэффициента «бонус-малус» позволяет повысить либо понизить стоимость полиса ОСАГО в зависимости от безаварийной езды в предыдущие годы.

К ним относятся:

  • тип автотранспортного средства, например, легковой автомобиль, грузовая машина;
  • марка и модель автотранспортного средства.При осуществлении вычислений страховые компании зачастую интересуются вопросом попадания в дорожно-транспортные происшествия конкретных марок автотранспортных средств, частотой участия в ДТП;
  • регион проживания автовладельца, место постановки на регистрационный учет в ГИБДД. Каждый регион проводит анализ статических данных произошедших на автодороге происшествий с участием различных типов автотранспортных средств;
  • возраст автовладельца либо лица, которое управляло автотранспортом на момент совершения ДТП. Водители более зрелого возраста получают большую скидку по стоимости полиса ОСАГО, нежели лица молодого возраста;
  • солидный стажвождения автотранспортным средством предоставляет право на получение высокой скидки;
  • страховая история. Страховые компании опираются на сведения, изложенные в истории вождения при выводе решения о размере КБМ, присваивании класса страхования.

Например, первичное оформление договора страхования позволяет получить автовладельцу коэффициент равный 1 с присвоением ему 3 класса страхования. Но мере истечения времени безаварийная езда автовладельца влечет к повышению класса страхования, размера коэффициента – КБМ. Водитель, проездивший 5 лет без образования аварийной ситуации на дороге, может претендовать на получение 25% скидки при наступлении страхового случая. При этом класс снижается, но повышается коэффициент – КБМ.

Если несколько водителей

Показатель КБМ и класса страхования при ограниченном круге водителей устанавливается на каждого водителя индивидуально в соответствии с информацией, изложенной в полисе ОСАГО.Общий показатель КБМ вычисляется на основе данных характеристик водителя, который имеет наименьший класс.

Например, если водитель имеет 40% скидку, а его напарник скидку в размере 10%, то устанавливается общая скидка в размере 10%.

В случаях с неограниченным числом водителей, которым дозволяется управлять автотранспортным средством, показатель вычисляется на основании данных собственника автотранспортного средства.

И в заключении необходимо отметить, что заложенная законодателем в методику расчета стоимости полиса ОСАГО система понижающих коэффициентов используется повсеместно по стране. Хотя отдельные страховые компании допускают правонарушения, ссылаясь на различные причины. Они при заключении договора ОСАГО обязаны использовать информацию АИС, отражающую предыдущие периоды страхования в целях обоснования применения того или иного показателя коэффициента «бонус-малус».

При расчете стоимости полиса ОСАГО используется ряд параметров (в том числе и коэффициент бонус-малус), увеличивающих или уменьшающих его цену. Итоговая сумма страховки вычисляется путем последовательного умножения базовой ставки на каждый из них. Такой метод позволяет страховщику сбалансировать стоимость полиса со степенью риска в каждом конкретном случае.

Важной составляющей формулы расчета является коэффициент бонус-малус (КБМ). Он может принимать значения от 0,5 до 2,45 и оказывает большое влияние на итоговый результат. Если минимальное значение КБМ наполовину снижает сумму страховки, то максимальное – увеличивает ее почти в два с половиной раза.

Этот принцип расчета заложен в основе и нашего онлайн-калькулятора ОСАГО .

КБМ – что это такое и зачем он нужен?

Чтобы оценить риски возникновения будущих расходов, страховые компании учитывают не только региональную принадлежность и технические характеристики авто, но и навыки управления ТС конкретного водителя.

Страховщики напрямую заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, которые не попадают в ДТП. А если и попадают, то очень редко и не по своей вине. Такие клиенты приносят компании прибыль, а она, в свою очередь, стимулирует подобный стиль вождения понижением значения КБМ.

Другими словами, коэффициент бонус-малус – это скидка водителю за безаварийное управление транспортным средством.

За каждый год безубыточного вождения страхователю начисляется 5% скидки, пока общий размер дисконта не достигнет максимального значения в 50%, что соответствует значению КБМ = 0,5. И наоборот, если водитель обращался за возмещением ущерба, то коэффициент бонус-малус повышается, увеличивая стоимость очередной страховки.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?

Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.

Класс КБМ Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
M 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).

  1. Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
  2. Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
  3. Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.

Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.

Где проверять коэффициент бонус-малус?

Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.

Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.

Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?

Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:

  1. В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
  2. В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
  3. Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
  4. В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
  5. В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.

В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.

Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.

При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.

Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке

Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.

Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.

Бывают случаи, когда сервис проверки КБМ выдает неверную информацию об отсутствии скидки или рассчитывает ее некорректно. При таком положении дел есть все шансы, что страховая компания в момент заключения договора получит такую же информацию и стоимость полиса ОСАГО будет необоснованно завышена. В этом случае лучше не ждать подобного развития событий и своевременно принять меры по исправлению ситуации.

Как восстановить КБМ по ОСАГО? На сегодня известны несколько способов. Рекомендуем последовательно использовать каждый из них до достижения положительного результата.

1. Интернет-сервисы

В сети есть множество платных и бесплатных ресурсов, предлагающих услуги по восстановлению КБМ. Мы не знаем, насколько надежен данный способ, но на подобных сайтах автолюбителям обещают быстрое решение проблемы, поэтому он и указан в списке первым. Аналогичные сервисы есть на сайтах некоторых страховых компаний. Возможно, они будут надежнее, чем страницы неизвестных интернет-ресурсов.

2. Письмо в страховую компанию

Если договор ОСАГО с завышенным КБМ уже заключен, можно написать заявление страховщику. Компания должна провести проверку и сделать перерасчет. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • Подготовить 2 экземпляра заявления на имя руководителя страховой компании с просьбой изменить значение коэффициента в текущей страховке. Основанием для внесения изменений может стать предыдущий полис ОСАГО либо справка от прежнего страховщика об отсутствии выплат по ущербу.
  • Приложить к заявлению копии документов-оснований и отнести страховщику. Один экземпляр остается у секретаря, а другой возвращается заявителю с пометкой о приеме (входящий номер, дата, подпись). Если страховая отказывается принимать документы, оправьте их ценным письмом с описью и уведомлением.

Срок рассмотрения обращения – не более 10 дней. Если по истечении этого времени при повторной проверке значение КБМ не изменится, звоните в страховую компанию. Убедившись в том, что страховщик не намерен принимать меры по исправлению ситуации, можно переходить к следующему шагу.

3. Жалоба в РСА

Обращение в Российский союз автостраховщиков рекомендовано не только при отказе страховой компании вносить изменения в действующий коэффициент бонус-малус, но и в случае ликвидации страховщика, когда писать заявление просто некуда. Рассмотрим подробнее, как восстановить КБМ по ОСАГО в РСА:

  • Жалобу можно отправить двумя способами: онлайн и почтовым отправлением. Для восстановления КБМ онлайн достаточно перейти на страницу обращений в РСА , на ней скачать бланк заявления и направить его на e-mail: request@autonospam ins.ru. Почтовое отправление отсылается по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3.
  • Независимо от формы подачи заявления (онлайн или по почте), документ должен содержать ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения либо паспорта для договоров без ограничения количества водителей. При этом данные должны быть подтверждены копиями указанных документов. Без выполнения этого условия жалоба рассматриваться не будет.
  • После заполнения требуемых в заявлении данных необходимо изложить суть претензии и обосновать свою позицию. Если проверка подтвердит указанные вами сведения, КБМ будет восстановлен, а страховую компанию обяжут пересчитать сумму взноса.

Процесс восстановления коэффициента через РСА нельзя назвать оперативным, часто процедура растягивается на несколько месяцев. И не всегда результат бывает положительным.

4. Обращение в ЦБ РФ

Некоторые страхователи предпочитают сразу обращаться в Центральный Банк, считая этот способ самым надежным. Безусловно, так оно и есть, однако пропустив предыдущие два этапа велик риск получить от ЦБ предложение обратиться в страховую компанию. Поэтому использовать этот способ нужно только в качестве крайней меры, когда другие не принесли результата.

Для обращения в Центробанк нужно перейти в интернет-приемную на страницу подачи жалоб и выбрать пункт «Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора». Далее нужно перейти по ссылке и следовать указаниям системы.

После получения заявления, система отправит уведомление о приеме на указанный вами e-mail. Туда же будут приходить сообщения о ходе рассмотрения жалобы и результатах проверки. Как правило, через 30 дней после обращения в Центральный Банк проверка КБМ уже показывает правильный результат.

Видео-инструкция как вернуть КБМ по ОСАГО

Оформление страхового полиса ОСАГО – это обязательная процедура. Главным преимуществом наличия такой страховки является возможность покрыть ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием за счет страховых вознаграждений.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Однако страховые организации не забывают “награждать” водителей, которые ни разу не стали виновниками ДТП. Право получить такую скидку имеют право:

  1. Лица с инвалидностью или родители ребенка-инвалида . Эта категория населения получает от социальных служб федеральную льготу – компенсацию 50% от суммы расходов на приобретения страхового полиса .
  2. Постоянные клиенты . Скидка на покупку страховки часто предоставляется постоянным клиентам страховщика.
  3. Участники акций . Страховые организации нередко устраивают акции, участники которых получают большие скидки.

Скидки начисляются по коэффициенту Бонус-Малус (сокращено КМБ). В некоторых случаях коэффициент скидки может достигать до 50% от .

Как рассчитывается скидка по ОСАГО?

  1. Класс на начало года. В этом столбце указывается стаж вождения.
  2. КМБ. Во втором столбце содержится информация о коэффициенте Бонус-Малус.
  3. Класс на конец года. Этот столбец является наибольшим. В нем указываются данные о количестве аварий, в которых водители стали участниками.

В случаях, когда владелец автомобиля обращается в страховую компанию впервые, ему присваивается 3 класс. Этот класс получают даже водителя, которые проездили за рулем машины не один десяток лет. Коэффициент в данном случае будет равен 1.

А вот те водителя, которые получили водительское удостоверение недавно, имеют неплохие шансы получить повышающие коэффициенты от 0 до 2. Зато стоимость страховки для таких водителей будет высокой. Стоит отметить, что водитель с 3-х летним стажем может купить страховку намного дешевле, чем водитель, имеющий стаж “0” лет. Другими словами: чем больше лет водительского стажа, тем больше шансов оформить страховой полис ОСАГО по более низким тарифам.

Если водитель после оформления страховки в течение года не попал в ДТП, ему присваивается 4 класс и скидка 5% от стоимости. За еще один год безаварийной езды присваивается 5 класс и скидка 5%. Чтобы получить 50% процентную скидку, водителю необходимо проездить безаварийно 10 лет.

Как узнать свою скидку по ОСАГО?

Чтобы узнать свою скидку по ОСАГО, вы можете:

  1. Посмотреть класс на страховом полисе . Как правило, на полисе класс указывается возле фамилии страхователя или на штампе.
  2. Позвонить в страховую компанию и узнать размер скидки .
  3. Подсчитать размер скидки самостоятельно, воспользовавшись онлайн-калькуляторами . Чтобы узнать стоимость полиса с помощью онлайн-калькулятора, необходимо ввести все запрашиваемые данные в соответствующие поля.
  4. Подсчитать размер скидки вручную . Занимаясь подсчетом, водитель должен помнить, что формула расчета зависит от категории транспортного средства.

Прежде чем приступить к расчету, владелец автомобиля обязан ознакомиться со всеми предельными значениями базовых ставок тарифа и коэффициента по ОСАГО, а именно:

  1. Базовая ставка . Ее размер зависит от категории транспортного средства (например, для ее размер будет составлять от 900 рублей, а для легкового автомобиля 2500-6200 рублей).
  2. КТ. Размер данного коэффициента скидки зависит от территориальной принадлежности транспортного средства. Коэффициент может варьироваться от 0,5 до 2 пунктов.
  3. . Размер этого коэффициента зависит от того, в скольких авариях участвовал водитель. Коэффициент может принимать значения от 0,5 до 2,45. Если год обошелся без ДТП, страхователь вправе рассчитывать на получение 5% скидки. Максимальный размер скидки составляет 50%.
  4. КВС. Этот коэффициент может варьироваться от 1 до 1,8 пунктов. При расчете коэффициента принимается во внимание:
    • возраст владельца транспортного средства;
    • водительский стаж:
  5. КО. При расчете скидки страховщики принимают во внимание количество человек, которые будут допущены до управления транспортным средством. Если автомобилем будет управлять только один водитель, коэффициент КО ровняется 1, а если несколько – 1,8.
  6. КМ. Данный критерий характеризует мощность транспортного средства, которая может составлять до 50 и свыше 150 лошадиных сил.
  7. КС. Размер этого коэффициента зависит от того, на какой срок оформляется страховой полис ОСАГО. Если период страхования составляет от 3 до 12 месяцев, то такой коэффициент может варьироваться от 0,5 до 1.
  8. КН. Данным коэффициентом предусматривается наценка за все совершенные водителем нарушение ранее. К таким нарушениям причисляются ложные сведения при заключении соглашения и мошенничество при ДТП.

Как не потерять свою скидку при смене страховой компании?

Сменять страховую компанию особенно не любят опытные водители, которые за годы своего сотрудничества со страховщиком сумели накопить огромные скидки. Однако наши желания редко совпадают с реальностью. И в некоторых случаях избежать смены страховой организации бывает невозможно.

Как быть в таком случае? Неужели покорно принять присвоение 3 класса? Сохранить накопленную скидку все-таки возможно! Для этого нужно:

  1. показать в новой страховой компании ваш старый страховой полис ОСАГО;
  2. с предыдущего страхового агентства предоставить справку о безаварийной езде водителя.

Старая страховая компания не имеет права отказать в выдаче подобной справки.

Обманная скидка по ОСАГО – очередной доход мошенников

В интернете все больше появляется объявлений, согласно которым страховщик оформляет полис ОСАГО с большими скидками для малоопытных водителей и шоферов с аварийной ездой. Некоторые водители, читая такие объявления, могут думать: “Вот, наконец, я нашел хорошую страховую компанию, которая, прежде всего, заботится о клиентах”.

Но в реальности такие полисы предлагают мошенники. Приобрел у них полис, вы действительно сэкономите, но рассчитывать на компенсационные выплаты в случае ДТП не придется. Весь ущерб вы будете покрывать за личные средства.

Распознать страховщиков-мошенников вы сможете, если запомните, что настоящая страховая компания никогда не будет :

  1. продавать бланки несуществующих компаний или бланки, в которых присутствуют исправления;
  2. сразу предлагать большие скидки;
  3. заполнять полис не полностью или указывать в нем ложные сведения;
  4. делать дубликаты полисов ОСАГО.

Помня вышеуказанную информацию, вы сможете избежать сотрудничества с мошенниками.

Что делать, если у вас самый высокий коэффициент?

По стечению нехороших обстоятельств водитель может стать участником ДТП несколько раз в год. Понятно, что в таком случае ему будет присвоен класс М – штрафника. А значит, что стоимость страховки на следующий год значительно повыситься. Как в этом случае быть?

Вы можете просто приобрести новый полис ОСАГО в другом страховом агентстве, в котором вам как новому клиенту будет присвоен класс 3.

Однако скоро, возможно, пойти на такую хитрость не удастся. А все дело в том, что правительство задумало создание единой базы страховщиков, в которой будет храниться личное дело каждого страхователя.

ежедневно, c 9:00 до 20:00

Как рассчитывается скидка на ОСАГО? Что такое КБМ?

Тарифы по ОСАГО утверждаются не страховыми компаниями, как в случае с КАСКО, а правительством РФ. Цена полиса ОСАГО равняется произведению базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. В данной статье мы не будем их все расписывать, т.к. это достаточно объемная информация. Если Вы хотите узнать стоимость ОСАГО – воспользуйтесь калькулятором ОСАГО на нашем сайте.

Объектом внимания данной статьи станет Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) . Задачей этого параметра является поощрение безаварийных водителей в виде скидок и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, в виде повышения стоимости полиса ОСАГО.

Когда говорят про КБМ, Страховщики зачастую употребляют термин «Класс страхователя». Если Вы страхуетесь впервые, то Ваш класс равен 3, а сам КБМ - 1. Далее за каждый безаварийный год вождения Вы получаете по 5% скидки, т.е. на второй год страхования Ваш КБМ становится равен 0.95, на третий – 0.9 и т.д. Максимальный порог – скидка 50% на ОСАГО (КБМ=0.5). Чтобы достичь такого результата, необходимо на протяжении десяти лет не становиться виновником ДТП.

Накопленную годами скидку можно запросто потерять, если в течение очередного страхового периода стать виновником ДТП. Если же Вы страхуетесь не так давно, и скидки у Вас нет, либо она незначительная, то неосторожная езда на дороге, помимо прочих неприятностей, обернется для Вас повышенной стоимостью полиса ОСАГО на следующий год страхования. Надо отметить, что санкции будут применяться только в том случае, если пострадавший в результате ДТП обратится за выплатой в Вашу страховую компанию. В теории, он может махнуть рукой и восстановить авто за свой счет, к примеру, если ущерб его транспортному средству был нанесён незначительный. При таком удачном для Вас сценарии повышении цены не будет.

КБМ не учитывается при страховании прицепов. Также он не играет роли при заключении договора ОСАГО на транзитное ТС и на транспортные средства, владельцы которых зарегистрированы в иностранном государстве.

Как узнать свой КБМ?

Чтобы узнать свой КБМ на очередной год страхования, нужно воспользоваться соответствующей таблицей.

Как было упомянуто ранее, на первый год страхования водителю присваивается 3 класс. В таблице он выделен желтым цветом. КБМ в таком случае равен 1, т.е. на стоимость ОСАГО он никак не влияет. Допустим, по вине этого водителя за первый год не произошло ни одного происшествия. Смотрим на столбец «0 страховых выплат», значение в ячейке равно 4. Т.е. на следующий год водителю присваивается 4-й класс (КБМ=0.95). Это значит, что он вправе рассчитывать при продлении договора ОСАГО на скидку 5%. Если на второй год страхования этот водитель станет виновником одного ДТП, то ему будет присвоен класс 2 (КБМ=1.4). Т.е. цена полиса ОСАГО при очередном продлении вырастет сразу на 40%. Еще один безаварийный год поможет ему вернуть 3-й класс и не переплачивать за страховку.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько водителей

Если список застрахованных водителей по ОСАГО состоит из нескольких человек, при расчете учитывается наибольший КБМ. К примеру, если у двух водителей накоплена скидка 40% (КБМ=0.6), а у третьего – 10% (КБМ=0.9), то стоимость ОСАГО будет рассчитана с учетом скидки 10%. В случае, если кто-то из застрахованных водителей в течение года будет признан виновником ДТП, то вырастет лишь его КБМ. Остальные вправе ожидать увеличения скидки на 5%.

Если договор ОСАГО оформляется на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению, то учитывается КБМ владельца транспортного средства.

Как определяют КБМ водителей страховые компании

Еще в 2012-м году на рынке страхования царила неразбериха в вопросе определения КБМ. В то время не было единой базы данных с историей страхования водителей, к которой имели бы доступ страховые компании. Водители, ставшие виновниками ДТП, понимали, что их страховая компания попросит в следующем году заплатить за полис ОСАГО значительно больше, и поэтому просто обращались за новым полисом в другую страховую, уверяя её представителей, что последний год вождения был безаварийным. Этой дырой пользовались и страховые агенты, желающие сделать наиболее выгодное предложение для потенциального клиента. Доходило до того, что водители на первый год страхования получали сразу максимальную 50%-ю скидку.

Спустя почти десять лет с момента введения в 2003-м году обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, 1 января 2013-го года заработала единая база данных Российского Союза Автостраховщиком. С этого момента страховые компании обязаны предоставлять данные об истории страхования своих клиентов в РСА. При этом доступ к базе, конечно же, есть у Страховщиков, которые сейчас способны проверить информацию по клиентам, а не верить им на слово.

Важно помнить

КБМ не привязан к автомобилю. Если Вы продаете старый автомобиль, и решили купить новый, то Ваша скидка сохранится. Рассчитывать на скидку по ОСАГО можно при условии, что новый полис вступает в силу не раньше окончания срока действия предыдущего, а также, если с момента его окончания не прошел один год. Т.е. вы продали автомобиль в январе 2014-го года. Страховка на него еще действовала до июня 2014-го. Скидку на ОСАГО на новый автомобиль Вы сможете получить только в июне 2014-го. Если полис оформляется до этого, к примеру, в марте, для расчета ОСАГО будет применен КБМ на начало действия предыдущего полиса, без дополнительной скидки.

Если Вы накопили скиду, а потом по какой-либо причине не страховались по ОСАГО, то Ваш КБМ будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием. Спустя год скидка аннулируется, и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1).

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

таблица скроллится вправо
Начальный
класс КБМ (по
предыдущему
договору)
Значение
КБМ
Класс КБМ по новому договору по окончанию срока страхования
предыдущего договора, после
0
страховых
выплат
1
страховой
выплаты
2
страховых
выплат
3
страховых
выплат
4 и более
страховых
выплат
  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель , если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.