Государственные финансы (централизованные)

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ .

    Сущность финансов.

    Функции финансов.

    Роль финансов в решении социально-экономических проблемах России.

    Понятие финансовых ресурсов. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

Сущность финансов.

Понятие «финансов» нельзя отождествлять с понятием «деньги». Деньги – категория более древняя, они возникли раньше финансов.

Не все денежные отношения являются финансами.

Появление финансов обусловлено возникновением гос-ва. С возникновением гос-ва появилась потребность в централизованных фондах гос-ва для содержания аппарата управления, для охраны границ, введения войн, для постройки общественных зданий и дорог и других объектов общественного назначения.

А, следовательно, возникли налоги. Гос-во стало развивать фин. отношения с плательщиками налогов. Эти факторы обусловили возникновение финансов. Стал формироваться гос-ый бюджет, а позднее возник и государственный кредит.

С усилением товарно-денежных отношений финансы способствуют первоначальному накоплению капитала.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных ср-в в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач гос-ва.

Главное назначение финансов состоит в том, что чтобы путем создания денежных фондов обеспечить не только потребности гос-ва и организаций денежных средств, но и обеспечить контроль за эффективным использованием этих фондов.

В процессе расширенного воспроизводства у гос-ва возникают фин. отношения с хозяйствующими субъектами (организациями). Отношения по поводу уплаты налогов, формирования бюджетных средств, выплат средств организациям из бюджета.

Отношения с организациями возникают также при заимствовании ср-в у гос.организаций, а также в результате предоставления гос.кредитов организациям. Фин. отношения с организациями возникают также при формировании внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с населением по поводу уплаты налогов и др. платежей в бюджет, а также при получении населением ср-в из бюджета и внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с другими гос-вами при осуществлении внешнеэкономических связей, международной торговли, туризма.

Фин. отношения:

    всегда денежные;

    эти отношения вызваны фактом существования гос-ва и носят регламентированных характер.

Фин. отношения связаны с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Фин. отношения хозяйствующих субъектов возникают:

С гос-вом;

С партнерами по бизнему;

С банками;

Со страховыми организациями;

С внебюджетными фондами;

С вышестоящими организациями (корпорациями, фин.промышленными группами);

С персоналом.

У коммерческих организаций возникают фин.отношения с учредителями при формировании уставного капитала, а также при выплате дивидендов.

В понятие «финансы» включается также совокупность ср-в, находящихся в распоряжении гос-ва и предприятий.

К фин. отношениям относятся также отношения, связанные с кредитом, ценообразованием.

Финансы тесно связаны с деньгами, но имеют существенные отличия от денег.

    Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты товаропроизводителей;

    Выполняют функции:

Меры стоимости;

Средства накопления;

Средства платежа;

Мировых денег.

3. Возникли раньше финансов

5. Охватывают широкие экономические отношения.

    Экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП.

    Выполняют совершенно другие функции:

Распределения,

Регулирования,

Контроля.

3. Возникли позднее денег.

5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием фондов денежных средств.

Функции финансов

Выделяют 2 функции финансов:

Распределительную;

Контрольную

Субъектами распределения выступают гос-во, юридические и физические лица.

Объектами распределения служат ВВП и национальный доход.

Национальный доход распределяется на фонд накопления, который используется для расширенного воспроизводства, и на фонд потребления.

При этом гос-во использует финансы в качестве орудия распределения с целью эффективного воздействия на результаты хозяйственной деятельности организации.

В дальнейшем осуществляется перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями экономики, между регионами страны.

Доходы, создаваемые в результате такого перераспределения должны обеспечить граждан не занятых в сфере материального производства и не трудоспособной части населения.

Подавляющая часть перераспределительных отношений осуществляется через государственный бюджет.

Распределительная функция финансов проявляется и в процессе формирования доходов и расходов организации.

Поступающая выручка от реализации продукции распределяется между гос-вом и организацией. Гос-ву передается НДС и акцизы, поступающие вместе с выручкой. Далее гос-ву выплачивается другие налоги, включаемые в себестоимость продукции.

Из общей суммы доходов вычитаются расходы на производство и реализацию продукции, получается балансовая прибыль. Из этой прибыли выплачивается налог на прибыль, оставшаяся часть в распоряжении гос-ва прибыль распределяется по фондам организации.

В результате распределения прибыли формируются фонды денежных средств для развития производства, для развития социальной инфраструктуры организации, для стимулирования оплаты труда рабочих, для выплаты дивидендов учредителям.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко:

Через контроль рублем

Через контроль специальными финансовыми органами.

Контроль рублем осуществляется за:

Использованием денежных фондов;

Соблюдением режима экономии;

Использованием материальных и трудовых ресурсов;

Использованием основных и оборотных фондов;

Перераспределением и использованием прибыли;

Использованием средств по целевому назначению;

Соблюдением расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с партнерами по бизнесу, с банками, страховыми организациями, покупателями продукции, ..

Контроль финансовыми органами осуществляется за эффективным и целевым использованием средств.

Его осуществляют администрация Президента, Совет Федерации и Гос. Дума, Правительство и ЦБ России.

Для осуществления финансового контроля создаются специальные органы, например, Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.

Роль финансов в решении социально-экономических ресурсов.

В условиях рыночной экономики возрастает необходимость в финансах, т.к. рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

    В условиях расширенного воспроизводства возрастает потребность гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных средствах. Эту потребность в денежных ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хоз-ого управления, ни в сфере гос-ого управления.

Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностями

общественного развития.

    Финансы обеспечивают кругооборот производственных фондов на расширенной основе.

При помощи финансов гос-во регулирует отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулирует развитие производства.

В условиях экономики рыночного типа хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют сферы своей деятельности, источники финансирования, направления вложения своих средств, ... .

При этом гос-во осуществляет регулирование (вмешательство в деятельность организации) при помощи финансов путем:

Взимания налогов;

Финансирования из бюджета;

Применение повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет;

Организации денежного обращения и расчетов;

Установление ставки рефинансирования ЦБ;

Гос-ых займов и кредитов;

Правового финансового регулирования.

Понятие финансовых ресурсов.

Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

По своему материальному содержанию финансовые ресурсы – это фонды денежных средств.

Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов.

Фин. наука изучает не фин. ресурсы, а экономические отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств и других фин. активов, которыми располагает гос-во и хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

К другим фин. активам относятся дебиторская задолженность, средства вложенные в акции, облигации и др. ценные бумаги.

Финансовые ресурсы (денежные ср-ва) подразделяются на:

- централизованные (гос.бюджет, внебюджетные фонды);

- децентрализованные (денежные фонды организаций и предприятий).

Данные об объемах фин. ресурсов необходимы для определения оптимальной структуры производства, сбалансированности фин. ресурсов с капитальными и материальными затратами, для определения объемов инвестирования ср-в.

Основным источником формирования централизованных фин. ресурсов является национальный доход, который создается в основном в сфере материального производства.

На основе распределения и перераспределения нац. дохода гос-воформирует централизованные фонды для решения общегосударственных задач. Эти фонды создаются через формирования бюджета и внебюджетных фондов. Другая часть нац. дохода остается в распоряжении организации.

В наст. время хоз-щие субъекты в основном представлены коммерческими организациями. Следовательно, налоги и другие обязательные платежи, поступающие от коммерческих организаций, являются основным источником формирования гос-ых ресурсов.

Гос-ые фин. ресурсы формируются также за счет:

Внешнеэкономической деятельности гос-ва;

Использования гос-ой собственности;

Приватизации гос-ой имущества и передачи его в аренду;

Части национального богатства вовлекаемого в оборот (продажа золотовалютных запасов страны, а также энергетических ресурсов).

Фин. ресурсы хозяйствующих субъектов формируются за счет собственных, заемных и привлеченных ср-в.

Фин. ресурсы организации формируются в первую очередь за счет собственных источников. В момент учреждения организации поступают взносы в уставной капитал от учредителей. В дальнейшем собственные ср-ва (капитал) формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Важным источником формирования собственных ресурсов является амортизационный фонд, который формируется за счет амортизационных отчислений при использовании основных средств (зданий, сооружений, оборудований).

Ежемесячная начисляемая сумма амортизации включается в себестоимость продукции и в цену изделия (товаров, услуг). При реализации продукции эта сумма в составе выручки поступает на расчетный счет организации. Так постепенно формируется амортизационный фонд. Средства этого фонда в основном используются для простого воспроизводства основных фондов (для покупки нового оборудования, машин, капитального строительства).

Внешними источниками увеличения собственных фин. ресурсов являются:

Дополнительные взносы ср-в в уставный капитал учредителей;

Дополнительный выпуск и продажа акций и др. ценных бумаг.

Иногда фирмы получают ср-ва от вышестоящих организаций в порядке перераспределения ср-в.

Гос-ые и муниципальные организации, а иногда и коммерческие организации, выпускающие необходимую гос-ву продукцию или оказывающие населению услуги, могут получать ср-ва из бюджета.

Для хоз-ой деятельности собственных средств у организации бывает, как правило, недостаточно, тогда они привлекают их из заемных источников:

Для и инвестиций берут долгосрочные кредиты в банках;

Для текущих нужд используют краткосрочные кредиты в банках и др. организациях.

Одним из источников заемных ср-в является коммерческий (товарный) кредит. Организации порой испытывают трудности с реализацией продукции, другие организации нуждаются в этой продукции, но не имеют ср-в для оплаты. В этом случае, поставщики предоставляют товар в кредит с оплатой через определенный период времени или после реализации товаров.

Заемным источником фин. ресурсов являются также средства, полученные в результате выпуска и реализации облигаций и др. ценных бумаг.

В наст. время для многих организаций основным источником формирования фин. ресурсов является кредиторская задолженность. Это неоплаченные долги другим организациям за поставленные товары, выполненные работы и оказанными услугами.

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.

    Финансовая система РФ и ее структура.

    Гос.финансы и их роль в системе финансовых отношений.

    Финансы хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе страны.

    Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

    Система гос-ых финансовых органов и их роль в финансовой системе.

    Финансовые посредники и финансовый рынок.

Финансовая система РФ и ее структура

В условиях рынка характерно большое разнообразие финансовых отношений. При этом общими чертами всех фин.отношений являются:

1. все фин.отношения осуществляют распределение и перераспределение ВВП и нац.дохода;

2. Все фин.отношения участвуют в формировании фондов денежных средств и в их использовании;

3. Все фин.отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В то же время каждая сфера фин.отношений имеет свои особенности, которые выделяют эту сферу из общего количества фин.отношений (налоги, бюджет, кредит, страхование, фондовый рынок и др.).

Все специфические признаки позволяют сгруппировать фин.отношения в определенные сферы и звенья, каждые из которых отличаются особыми формами образования и использования фондов денежных средств и выполняет важную роль в процессе расширения производства и имеет присущие ей функции.

Такие финансовые организации обслуживают материальное производство, они участвуют в создании ВВП и нац. дохода.

Через гос. бюджет мобилизуются фин.ресурсы в ост. централизованный фонд гос-ва и через ……….. происходит перераспределение этих фондов.

Внебюджетные соц.фонды (пенсионный, соц.страхования) имеют строго целевое назначение, через эти фонды мобилизуются фонды денежных ср-в для выплаты пенсий, соц. поддержки населения и обеспечения медицинского обслуживания.

Таким образом, каждое звено фин. системы представляет собой определенную сферу фин.отношений. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер звеньев фин.отношений посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств составляет фин. систему страны.

В общей совокупности фин. отношений, образующих фин. систему можно выделить 2 крупные сферы (подсистемы):

Гос-ые и местные финансы

Финансы хоз. системы (финансы предприятий и организаций).

Основным звеном в подсистеме гос-ых и местных финансов является бюджетная система . При помощи бюджетной системы формируются фин. ресурсы властных структур, которые используются для регулирования экономики и фин. распред. отношений на микро уровне. Это центральное звено финансов, управление которым осуществляет гос-во.

Бюджетная система включает в себя

Гос. бюджет, бюджет субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт -П.)

Местные бюджеты (бюджеты городов, районов, поселков).

Использование этих фондов осуществляется по решению органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Муниципальные органы согласно конституции РФ не включаются в состав органов гос.власти.

Важнейшая роль в бюджетной системе у Фед.бюджета.

Бюджетные ср-ва – ресурсы фед.власти.

Бюджет – основной финансовый план формир. и использования фондов денежных ср-в.

Фед.бюджет – основной экономический закон гос-ва.

Фед.бюджет как фин.план гос-ва взаимосвязан с фин.организацией и с финансами населения, т.к. доходная часть бюджета в основном формируется за счет взимаемых с хоз.субъектов и населения налогов, кроме того бюджет связан с фин. организациий и населения в связи с выделением бюджетных ср-в организациям и выплатам ср-в населению за счет бюджета. Кроме налогов источником доходов федер-ого бюджета являются таможенные платежи, доходы от приватизации гос.имущества и передачи его в аренду, от продажи нац.богатств и др.

Расходы федер-ого бюджета – затраты, необходимые для функций и задач гос-ва (расходы на гос.управления, нац. Обороны, содержание судов, .. , финансирование экономику).

Бюджеты субъектов федераций – бюджеты регионов России, в составе расходов этих бюджетов преобладают расходы на социальные нужды (на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунальных хоз-в, здравоохранения, культуру).

Доходы этих бюджетов формируются за счет региональных налогов, а также трансфертов, поступающих из фед-ого бюджета.

Местные бюджеты формируются за счет местных налогов (налог на имущество физ.лиц, налог на землю), а также за счет др.поступлений, в том числе поступлений из бюджетов регионов.

Поступления за счет использования собственного имущества, а также прибыли организаций и предприятий, находящихся в ведении этих органов.

В расходах этих бюджетов наибольший удельный вес составляют затраты на социальные нужды (затраты на содержание жилищно-коммунального хоз-ва, на медицину, образование, культуру, на благоустройство районных центров), а также на содержание органов местного управления регионов и муниципалитетов.

Составным звеном фин.системы страны являются государственные внебюджетные фонды.

В основном на ур-не гос-ва создаются внебюджетные социальные органы. Средства этих фондов формируются за счет отчислений предприятий и организаций в виде единого социального налога, к-ый взимается в размере 26% от фонда заработной платы работника. Ср-ва этих фондов носят строго целевое назначение, поэтому они зачисляются не в бюджет гос-ва, а в бюджеты гос-ых внебюджетных фондов.

По размеру бюджета наибольшую долю в этих фондах занимает пенсионный фонд. Размер его бюджета занимает 2 место после федерального бюджета страны. Средства этого фонда используются на выплаты пенсии.

Следующий фонд – фонд социального страхования . Он предназначен для выплаты пособия работникам по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года.

Фонд обязательного медицинского страхования . Ср-ва этого фонда также формируется за счет отчислений работодателей в размере 3,1% от фонда з/п каждого работника. Кроме того, в этот фонд поступают бюджетные ассигнования для оказания мед.услуг неработающему населению.

В состав гос-ых финансов включается также гос-ый кредит , к-ый отражает кредитные отношения по поводу привлечения гос-вом свободных денежных ср-в населения и организаций.

Гос-во выступает в качестве заемщика внутри страны, путем продажи цен.бумаг физическим и юр.лицам, тем самым пополняет доходную часть бюджета.

Кредиты гос-во также берет у др. гос-в, иностранных фирм, корпораций, фирм, банков.

Гос-во может выступать в качестве гаранта при получении иностранных кредитов российскими организациями.

Чаще всего гос-во выступает в качестве заемщика, вместе с тем правительство может предоставлять гос-ые кредиты отдельным отраслям экономики, организациям и регионам.

Например, в наст. время предоставляются льготные кредиты организациям, предприятиям, фермерам и личным крестьянским хозяйствам и с/х кооперативам, занимающихся производством, закупками и переработкой с/х продукции.

Кредиты предоставляются также другим организациям, занимающихся производством продукции необходимой для гос-ва и граждан.

Бюджетные кредиты предоставляются также предприятиям оборонной промышленности, атомной энергетике и др-им.

Финансы хоз. субъектов

Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает в себя:

Финансы коммерческих организаций;

Финансы некоммерческих организаций.

Цель и основная деятельность коммерческих организаций сводится к получению прибыли.

Коммерческие организации функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, акционерные общества, а также как частные и индивидуальные предприятия.

Основная часть фин. ресурсов в условиях рынка сконцентрирована в коммерческих организациях. Поэтому от их фин. устойчивости зависит стабильность фин. состояния страны, т.к. большая часть централизованных денежных ср-в гос-ва формируется за счет налогов и отчислений коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций формируются за счет собственных ср-в и привлеченных заемных ресурсов.

В период формирования коммерческих организаций основным источником фин. ресурсов является уставный фонд, к-ый формируется за счет взносов учредителей.

В условиях рынка коммерческие организации обладают хозяйственной и фин. самостоятельностью, определяют виды деятельности, сами устанавливают цены на продукцию, самостоятельно реализуют товары и услуги, по своему усмотрению используют прибыль, оставшуюся после уплаты налога, самостоятельно формируют фонды денежных ср-в и изыскивают ср-ва для инвестиций.

Хозяйствен. организации выступают в качестве юр. лица. Основными признаками юр. лиц являются:

Прохождение гос-ой регистрации;

Наличие собственности, собственности в хоз-ой ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельная ответственность по своим обязательствам, имеющимся в распоряжении имуществом.

Хоз-щие субъекты (юр. лица) являются основой фин. системы, т.к. в этом звене формируются ВВП и национальный доход.

Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные организации, добровольные союзы) не ставят своей целью получение прибыли и их основная задача наиболее полное удовлетворение своих участников (членов) этих обществ в товарах и в разнообразных услугах.

Прибыль этим организациям нужна для того, чтобы выжить и оказывать поддержку своим участникам этих организаций.

Наибольшее распространение среди некоммер. организаций получили потребительские общества и кооперативы. Их капитал формируется за счет паевых и вступительных взносов членов этих кооперативов и обществ. Например, в системе потребительской кооперации России членами потребит-их обществ являются почти все сельское население, а также жители районных центров и рабочих поселков.

При вступлении в потребительское общество, они вносят паевой взнос. Размер паевого взноса утверждается собранием потребительского общ-ва. В наст. время он колеблется от 50 до 1000 и более руб. На ср-ва пайщиков кооперативов осуществляется на селе торговое и бытовое обслуживания, оказываются разнообразные социальные услуги сельскому населению, особенно престарелым и малоимущим гражданам.

Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

К децентрализованным финансам относятся также финансы домашних хоз-в (населения).

Финансы населения представляют собой экономические денежные отношения по поводу формирования и использования фондов денежных ср-в в целях обеспечения материальных и духовных потребностей, обеспечения социальных условий жизни членов общества и их воспроизводства.

В эк-кой литературе под финансами населения принимаются финансы домашних хоз-в и финансы семьи.

Домашн.хоз-во ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно с имеющими общий бюджет.

Сущность финансов дом. хоз-в находит проявление в ихфункциях :

1.Обеспечение жизненных потребностей семьи .

2.Распределительная функция.

Первая функция создает условия для членов данной семьи. В период натурального ведения хоз-ва домашние хоз-ва удовлетворяли свои потребности самостоятельно без широкого товарного обмена. С развитием товарно-денежных отношений расширились материальные, социальные и культурные потребности семьи. Произошел рост денежных ср-в у населения, возник семейный бюджет для обеспечения материалн. и духовн. Благами.

Распределительная функция финансов населения охватывает первоначальное распределение нац.дохода и формирование бюджета семьи.

Эта функция включает в себя 3 последовательные ступени:

Формирование;

Распределение:

Использование фондов денежных ср-в.

Фин. отношения у населения возникают со всеми звеньями фин.системы (бюджетом, внебюджетными фондами, с организациями, предприятиями).

В результате создаются первичные доходы в виде з/п, пенсий, пособий, стипендий.

Кроме того, фин. отношения возникают при уплате налогов, пошлин и др-их платежей.

Финансовые ресурсы населения – это совокупный фонд денежных ср-в, находящихся в распоряжении семьи. Он создается в результате производ-ой деятельности членов домохозяйств и является частью нац. дохода общ-ва.

В состав фин.ресурсов населения включаются:

Собственные ср-ва зарабатываемые каждым членом семьи (в виде з/п, доход от подсобных хоз-в, прибыль от коммерческой деятельности);

Ср-ва мобилизованные на фин. рынке (покупка акций и т.д.), полученных в форме кредита, дивиденды, % по вкладам;

Ср-ва, поступающие в порядке перераспределения нац. дохода – пенсии, пособия, субсидии и др. выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов.

Фин. ресурсы населения выступают в виде 2-ух обособленных фондов:

Фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей семьи.

Фонд сбережений (отложенных потребностей), к-ый будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров, для медицин. обслуживания, достойной жизни в старости, для формирования первоначального капитала коммерческой деятельности.

О состоянии финансов дом.хоз-в зависит платежеспособность населения, его покупательская способность, поступление ср-в в бюджеты всех уровней и банки. Эти факторы во многом определяют темпы экономического развития страны.

За счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе, в условиях рынка именно денежные сбережения населения становятся источником инвестиций, а гос-ые заимствования у населения – источником покрытия дефицитов бюджета.

Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Отличия централизованных финансов от децентрализованных

Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.

Особенности централизованных финансов

Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:

  • выполнение политических функций государства;
  • решение вопросов относительно социальных потребностей;
  • введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.

Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.

Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:

  1. Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
  2. Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.

Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.

Распределительная, перераспределительная и контрольная функции финансов

Распределительная функция финансов реализуется во всех сферах общественной жизни, в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения. Основными субъектами распределения на микро уровне выступают юридические и физические лица, на макро уровне – государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Объектами распределения служит ВВП и национальный доход в денежной форме. Путем реализации распределительных функций осуществляется распределение и перераспределение новой стоимости. В основе распределительной функции лежат 3 последовательные ступени:

1. Формирование фондов денежных средств. На микро уровне формируются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, на макро уровне – создаются централизованные средства государства

2. Распределение денежных фондов через финансовые инструменты

3. Образование бюджета всех уровней и внебюджетных фондов

Перераспределительная функция финансов позволяет создавать денежные фонды на уровне организиции домашнего хозяйства, а также государства, образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения, осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между сферами и социальными группами, формировать необходимые резервы на уровне организации и государства. Сущность контрольной функции состоит в осуществлении контроля объективно существующих денежных отношений. Содержание финансового контроля состоит в том, чтобы сообщать обществу обо всех недостатках в денежных отношениях. Контрольная функция представляющая собой воспроизводственный процесс сигнализирует о возникающих отклонениях, пропорциях распределения ВВП и НД в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Смысл контрольной функции заключается в том, чтобы стимулировать наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных денежных средств с целью обеспечения эффективности общественного производства. Объектом контрольной функции финансов выступают финансовые показатели финансовой системы. По решению эффективности контроля зависит во многом от организации финансовой системы. Контрольная функция финансов проявляется во первых, еще до наступления распределительного процесса … во вторых, в процессе использования фондов денежных средств при исполнении намеченных программ, планов, смет, в третьих, в процессе подведения итогов, составлении оценок, исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется по средствам:

1. Финансово-хозяйственного контроля в отдельных организациях на основе выполнения хозяйственных договоров осуществления коммерческого расчета

2. Финансово-бюджетного контроля при налоговых платежах и финансировании из бюджетных ресурсов

3. Кредитно-банковского контроля при использовании принципов кредитования и денежных расчетов

Финансовая система: централизованные и децентрализованные финансы

Под финансовой системой понимают совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями, формировании и использовании фондов денежных средств различным местам в общественном производстве. В рамках финансовой системы финансовые отношения в условиях рынка имеют некоторые общие черты:

1. Осуществляют распределение ВВП и НД

2. Участвуют в формировании фондов денежных средств в их использовании

3. Контролируют и регулируют распределительный процесс

В целом финансовая система государства включает 2 группы финансовых институтов: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы охватывают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и призваны обеспечить структурную перестройку экономики ускорении НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост уровня жизни населения. При помощи централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макро уровне, путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов для выравнивания темпов экономического и социального развития отдельных регионов. Внебюджетные фонды призваны расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Важной составляющей централизованных финансов является государственный кредит, характеризующий кредитные отношения, связанные с мобилизации государством временно свободных денежных средств экономических субъектов. Основой финансовой системы служат децентрализованные финансы. Это обусловлено тем, что именно здесь в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. От создания децентрализованных фондов денежных средств зависит в целом финансовое положение страны. К децентрализованным финансам принято относить финансы организаций и финансы домашних хозяйств. Финансы организаций участвуют в создании материального источника всех денежных фондов государства. Финансы организаций являются основой единой финансовой системы страны. С их помощью обслуживается процесс создания и распределение общественного продукта и НД. Они выступают главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От общего состояния финансов организаций напрямую зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовым ресурсам. Коммерческие организации в условиях рынка ведут деятельность на началась коммерческого расчета, основная цель которого заключается в обязательном получении прибыли. Хозяйственные субъекты самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения. Формируют необходимые средства для расширения производства продукции, прибегая к использованию собственных, кредитных ресурсов и возможностях финансового рынка. Финансы домашних хозяйств являются составной частью децентрализованных финансов. Исторически финансы домашних хозяйств сравнительно недавно включены в состав звеньев финансовой системы. Это вызвано тем, что финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию играют важную роль по регулированию платежеспособного спроса страны. Фактически определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через рамки семейного бюджета. Существует следующая зависимость: чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение организаций.

Cтраница 1


Централизованные финансы состоят из следующих звеньев: 1) фонды социального страхования; 2) фонды имущественного и личного страхования; 3) государственный бюджет; 4) кредит.  

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.  

В чем состоит назначение централизованных финансов.  

Какие факторы предопределяют организацию централизованных финансов.  

Общеизвестна роль платежа в обеспечении устойчивости централизованных финансов, аккумуляции в бюджете денежных средств, регулировании доходов республиканских (союзных и автономных республик) и местных бюджетов, бесперебойности финансирования общегосударственных расходов.  

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.  

Традиционно в систему публичных финансов (в условиях директивно-планового управления они определялись как централизованные финансы) наука включала: бюджет, государственное страхование, налоги, займы, неналоговые доходы (от государственного имущества, реализации прав государственного владения, пошлина) и другие.  

Финансы социалистического общества, как было указано в главе 1, состоят из общегосударственных - централизованных финансов и финансов объединений, предприятий и организаций.  

Второй раздел посвящен характеристике функций финансов, их роли в воспроизводстве, состава финансовой системы, содержания централизованных финансов (бюджета, государственного кредита, внебюджетных фондов) и децентрализованных финансов (финансы предприятий, домашнего хозяйства.  

Финансовую систему макро - и микроэкономики образуют регулируемые финансовые отношения и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства. Финансовая система состоит из двух важнейших частей - децентрализованных финансов и централизованных финансов.  

Как экономическая категория бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Другими словами, бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу создания централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством и др. Посредством бюджета происходит перераспределение ВВП между отраслями экономики, территориями государства, различными слоями населения. Ни одно звено финансовой системы не осуществляет такого объема перераспределения средств, как бюджет. Например, через бюджет перераспределяется до 30 % валового регионального продукта Республики Башкортостан.  

Децентрализованные финансы обслуживают процесс производства и первичного распределения материальных благ и услуг. Именно поэтому финансы предприятий и отраслей являются исходным звеном и основой всей финансовой системы. Централизованные финансы формируются за счет фондов денежных средств фирм и отраслей макроэкономики.  

В рыночных условиях состояние финансовой системы отражает социальную, экономическую и политическую стороны жизни государства. Выступая в качестве многоуровневой структуры, она охватывает ресурсы страны в форме денежных фондов, различных по своему назначению. В рамках этой системы различают централизованные и децентрализованные финансы. Рассмотрим далее эти категории более подробно.

Общие сведения

Денежные фонды могут находиться в собственности государства, в лице которого выступают исполнительные и законодательные органы, или граждан и юрлиц. В ходе деятельности используются разные средства. К ним, в частности, относят наличность (казначейские билеты, банкноты), безналичные деньги (на счетах в банках, кредитных учреждений, аккредитивы и сертификаты), ценные бумаги (акции, опционы, векселя, облигации).

Перемещение средств

Находясь в постоянном движении, финансы формируют соответствующие потоки, которые требую четкой организации. Направления перемещения денег связывают элементы всей системы в одно целое. В зависимости от сложности различают много-, одно- и двусторонние потоки. В последних движение денег происходит в одном направлении. К примеру, средства, перечисленные из федерального бюджета, идут для финансирования расходов Пенсионного фонда. При двустороннем потоке деньги перемещаются между двумя элементами или определенным звеном и сектором, не включающим его, прямо и обратно. Например, в бюджет перечисляются налоги от компаний, но при соблюдении ряда условий последние могут получить средства обратно в форме кредитов или субсидий. Многосторонние потоки охватывают одновременно разные части финансовых средств и идут в различных направлениях. В домашнем хозяйстве бюджет образуется из доходов от тех или других источников. Так, глава семьи или иной ее член получает зарплату на предприятии, из бюджета поступают трансфертные платежи. Вместе с этим, субъекты отчисляют налоги во внебюджетные фонды и непосредственно в бюджет.

Централизованные и децентрализованные финансы

С распадом СССР денежная система страны претерпела ряд существенных изменений. До 1991 года в структуру входили финансы общегосударственного значения, непроизводственной и производственной сферы. В госбюджете СССР были объединены непосредственно союзная денежная система, а также государственные республиканские потоки и средства соцстрахования. На первый элемент приходилось 50-52 % совокупного объема денежных ресурсов. 35 % из этих средств были в распоряжении республик, а 15 % входили в местные бюджеты. С 1 января 2000 года в РФ действует отраслевой Кодекс. В соответствии с ним, средства, находящиеся в собственности государства, объединяются в бюджетную систему - централизованные финансы. Этот институт - важнейший элемент всей денежной структуры. Однако в системе выделяют еще одно ключевое звено - децентрализованные финансы и финансы предприятий. Они лежат в основе денежной системы, так как именно в области материального производства концентрируется большая часть средств страны.

Публичные фонды

Сегодня в России действует трехуровневая бюджетная система. В централизованные фонды входят бюджеты:

  1. Федеральный.
  2. Субъектов РФ (краев, республик, областей, АО, городов фед. значения).
  3. Муниципальных образований.

Бюджеты представляют собой финансовую основу управления государственных и местных органов власти. Каждый из элементов системы функционирует автономно. Это значит, что нижестоящий бюджет со своими расходами и доходами не входит в вышестоящий. Внутри этих звеньев могут создаваться специальные фонды по целевому назначению или отчислениям от определенных доходов и прочих поступлений. Планирование бюджетных ресурсов осуществляется посредством составления консолидированного бюджета - сводного плана. В нем объединяются финансовые средства всех уровней системы. За счет последних обеспечивается структурное реформирование экономики, развитие техники и науки, повышается эффективность производства, проводятся преобразования в ЖКХ и военной отрасли.

Состав децентрализованных финансов

Этот институт объединяет разные средства. В частности, к децентрализованным финансам относятся денежные потоки некоммерческих и коммерческих компаний, домашних хозяйств. Указанные ресурсы участвуют в формировании денежных фондов в стране. Состояние средств, входящих в сферу децентрализованных финансов, оказывает влияние на платежеспособность государства и, следовательно, реализацию всех запланированных социальных и экономических программ.

Источники формирования

Децентрализованные финансы образуются при распределении стоимости ВВП и прочих резервов. В структуре децентрализованных финансов присутствуют:

1. Собственные средства и приравненные к ним. В первую категорию входит прибыль компаний и прочие накопления. Приравненными средствами считается минимальная задолженность по:

  • оплате труда сотрудникам;
  • авансам заказчиков по исполнению определенного вида работ;
  • налоговым и неналоговым отчислениям.

2. Заемные средства. К ним относят:


3. Привлеченные потоки (средства прочих хозяйственных субъектов) - внешние инвестиции и паевые взносы.

4. Ресурсы, которые получены в порядке перераспределения на страховом и финансовом рынках, из бюджета вышестоящими организациями.

Принципы функционирования института

В рыночных условиях денежные взаимоотношения хозяйствующих субъектов базируются на ряде основополагающих положений. При соблюдении этих принципов использование децентрализованных финансов, функционирование всей системы становятся максимально эффективными. Они обеспечивают стабильность экономики и социального сектора. При этом основным источником социального и производственного развития рабочих коллективов становится доход.

Распределение средств

Большое значение для стабильного функционирования института имеет порядок, в соответствии с которым осуществляется управление децентрализованными финансами. Он предполагает разработку определенных программ, выявление наиболее перспективных направлений распределения средств. Ресурсы могут использоваться для:


Независимость субъектов

В современных условиях действующие на рынке отечественные компании обладают правом самостоятельно направлять децентрализованные финансы. Эта относительная независимость позволяет фирмам:

  • Рационально и наиболее выгодно распределять прибыль от сбыта своей продукции.
  • Распоряжаться по собственному усмотрению доходами.
  • Формировать социальные и производственные фонды.
  • Изыскивать необходимые им средства для реализации инвестиционных программ, применяя для этого, кроме прочего, внешние ресурсы (банковские кредиты, депозитные сертификаты, облигации, эмиссию и прочие инструменты).

Децентрализованные финансы организаций обеспечивают необходимыми средствами производственный сектор экономики. Основной целью коммерческих фирм выступает прибыль. Только при непрерывном ее поступлении могут осуществляться обязательные и добровольные платежи, инвестирование, выплата зарплат и прочие необходимые мероприятия, обеспечивающие повышение уровня благосостояния общества.

Некоммерческие структуры

К этой категории относятся разные добровольные фонды, союзы, религиозные и благотворительные организации. При их формировании ставятся определенные цели, в число которых не входит получение прибыли. Их фонды образуются за счет пожертвований и добровольных взносов, бюджетных поступлений, средств учреждений и пр.

Домашние хозяйства

Децентрализованные финансы формируются, кроме прочего, за счет личных средств населения. Денежные ресурсы домашних хозяйств занимают особое место в рассматриваемом институте. Исключительное значение эти потоки имеют при создании НД и ВВП. Децентрализованные финансы участвуют и в процессе регулирования платежеспособного спроса в стране. Определенная доля создаваемого ВВП в форме услуг и товаров проходит через семейные бюджеты. Чем выше будут доходы населения, тем, соответственно, выше спрос на выпускаемые материальные ценности. Это, в свою очередь, обеспечивает стабильное экономическое состояние самих производителей.

Сводный баланс

Вся финансовая система и ее ресурсы отражены в доходной части отчетности. Следует, однако, отметить, что сводный баланс охватывает далеко не все денежные резервы страны. Полностью в него включены только централизованные финансы - средства бюджетов и внебюджетных фондов. Что касается остальных ресурсов, то они представлены только амортизационными отчислениями и прибылью. В сводный баланс не включаются поступления от страховых выплат, заемные средства, сбережения и доходы домохозяйств, привлеченные инвестиции, отчисления от штрафных санкций. В соответствии с ориентировочными данными, на долю централизованных фондов приходится порядка 60 %, а децентрализованных - около 40 % всех финансовых ресурсов. Но если учесть все доходы домохозяйств, принять в расчет более точные величины фондов компаний, то положение может измениться в пользу последних.

Заключение

В рамках финансовой деятельности выполняются разнообразные мероприятия. В их числе планирование, инвестирование, страхование, налогообложение, аудит, инспектирование и так далее. Формирование и распределение централизованных фондов осуществляется государством. Для этих средств нормативными актами жестко определяются источники, направления движения. Что касается децентрализованных финансов, то в отношении них не установлен такой контроль. Хозяйствующие субъекты обладают определенной независимостью, самостоятельностью при решении этих вопросов. Вместе с этим, на них накладывается и ответственность перед государством за соответствие в своей финансовой деятельности установленным в законодательстве требованиям.