Эффект Пигмалиона: что вы внушаете своим детям, не осознавая этого

Все психологические науки - это поистине что-то необыкновенное. Благодаря им действительно можно объяснить вещи, которые обычному человеку покажутся фантастикой. Еще в далекой древности люди замечали тот факт, что их разум способен порой выдавать самые удивительные видения, производить знания и информацию, которая меняет практически все. При этом психология для людей того времени была способом управления себе подобными. Сейчас задачи менее прозаичны. Люди постигают эту науку, дабы потом помогать другим. Однако психология все равно осталась поистине удивительным феноменом. Даже по прошествии веков она способна объяснить множество невероятных вещей.

Сбываются ли пророчества?

Что собой представляет пророчество? Это определенное предсказание будущего, которое может варьироваться, в зависимости от степени конкретизации фактов в нем. Чем конкретнее рассказывается будущее, тем качественнее считается пророчество. Большая часть населения верит в подобные вещи, но никто не задумывался о том, что настоящим источником любых будущих событий являемся мы сами. В психологии существует такое понятие, как эффект Пигмалиона. Согласно этому научному термину, совершенно не важно, кто предсказывает будуще, и как он это делает. При этом статус мага или колдуна не важен. Пророчества сбываются, но не потому что так предначертано судьбой, а потому, что человек сам этого ожидает.

Эффект Пигмалиона - реальность или вымысел?

Перед тем как рассказывать об эффекте Пигмалиона, следует окунуться в глубины истории, дабы лучше представить, о чем идет речь. Сам по себе Пигмалион - это герой одной древнегреческой легенды. Согласно мифу, он был скульптором. Пигмалион был настоящим мастером своего дела и поэтому создал настолько чарующую скульптуру, что сам влюбился в нее. Пигмалион настолько поверил в «реальность» скульптуры, что убедил богов оживить её. Этот сюжет потом был многократно отражен в произведениях литературы.

Теперь вернемся в современность и попытаемся понять, что такое эффект Пигмалиона в психологии. Ранее был указан факт того, что данное психологическое понятие обуславливает процесс внутренней идентификации окружающего мира, при которой человек является источником ожидаемых событий. Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Пигмалиона - это ожидание личностью пророчества, которое сбывается из-за поведения человека, другими словами, человек сам для себя создает ожидаемый результат. Эту психологическую категорию открыл знаменитый американский врач и психолог Розенталь в 1966 году. После этого открытия термин носит название «эффект Розенталя».

Суть термина

По своей сути, понятие ничего сложного и заоблачного не несет. Эффект Пигмалиона достаточно легко объяснить, а еще легче проверить. Этот термин обуславливает вполне реальный процесс ожидания, при котором человек сам создает свое будущее. При этом теория эффекта основана не на паранормальных силах предвидения, а на реальной силе ожидания. Когда человек во что-то верит и знает, что это случится, то он, в силу своих поведенческих признаков, обусловит ожидаемый результат. Не имеет совершенно никакого значения правдивость или ложность предсказания. Все дело в убеждении человека, ожидающего этого самого события.

Примеры эффекта Розенталя

На сегодняшний день можно привести большое количество примеров данного эффекта. Со времени открытия эффект Розенталя собрал массу приверженцев. Проблема состоит в том, что он действительно работает! Например, статистика показывает, что в большей части случаев эксперименты по проверке некоторых паранормальных явлений заканчиваются с позитивным результатом для парапсихологов, а не для тех, кто пытается их опровергнуть. Существуют и другие примеры экспериментов по проверке эффекта Розенталя. Один из них является самым знаменитым.

Эксперимент Розенталя

"Дети Розенталя" - это один из экспериментов, проведенный Розенталем для подтверждения своей теории относительно эффекта Пигмалиона. Суть его состояла в следующем: Розенталь провел в одной из школ Сан-Франциско анализ умственных способностей учеников.
В ходе эксперимента были обнаружены дети, обладающие незаурядными умственными способностями. Розенталь говорил их учителям, что в будущем эти дети будут показывать чудеса интеллектуального развития, но в данный момент они еще не раскрыли себя полностью. Такое заявление было очень смелым, так как все отобранные дети совершенно не показывали никаких результатов в учебе. С точки зрения науки, они были на уровне среднестатистического учащегося, «хорошиста». Однако уже к концу года все указанные дети показали невообразимые результаты IQ.

Казалось бы, что эксперимент не является каким-то особым. Психолог отлично справился со своей работой, если бы не одно «но»! Все дети, получившие высокие результаты IQ в конце года, в самом начале эксперимента были отобраны наугад. Не было абсолютно никаких критериев или системы отбора. Розенталь отметил первых попавшихся учеников. В данном случае суть эффекта Розенталя состояла в том, что ожидание, которое питали преподаватели, по отношению к этим ученикам, каким-то образом передалось им. Своими действиями учителя осознанно тянули своих «гениев» к вершине науки и, что самое главное, у них это получилось.

Эксперимент не только доказал правоту Розенталя, но он также показал всем силу убеждения. Ведь мир и человек - это одно неделимое целое. Своими мыслями люди создают для себя действия, а действиями они строят весь окружающий мир. В таком случае эффект Пигмалиона - это особое соотношение мыслей и действий, при котором человек интерпретирует окружающий мир согласно заранее известному результату.

Итог

В целом, эффект Розенталя объясняет множество Теория достаточно серьезная и спорная, однако факт её действенности доказан многими годами практики и реальными примерами. Пока еще ни один известный опыт, целью которого было доказательство реальности эффекта, не провалился.

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая». Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя. Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных оценок, стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни. Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии , а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. - 5-е международное издание, дополненное и расширенное. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Розенталя" в других словарях:

    эффект Розенталя - см. эффект Пигмалиона. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Эффект Розенталя - (Rosenthal effect) общие данные о том, что результаты любого эксперимента часто подтверждают ожидания экспериментатора … Общая психология: глоссарий

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия

    Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление… … Википедия

    эффект Пигмалиона - (эффект Розенталя) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как то невольно и незаметно передаст свои… … Большая психологическая энциклопедия

    - (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле … Википедия

Пигмалион - это герой из греческой мифологии, который являлся потрясающим скульптором и царем Кипра. Согласно легенде, однажды он создал настолько прекрасную статую, что полюбил ее больше жизни. Он обратился к богам, чтобы они оживили ее, и они исполнили его просьбу. В психологии эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это распространенное явление, при котором человек, твердо убежденный в верности информации, непроизвольно поступает так, что получает фактическое подтверждение.

Эффект Пигмалиона - эксперимент

Эффект Пигмалиона называют также психологическим эффектом оправдывающихся ожиданий. Было доказано, что это явление весьма распространено.

Доказать верность этого утверждения ученым удалось при помощи классического эксперимента. Школьным учителям сообщили, что среди учащихся есть способные и не очень способные дети. В действительности все они были на одном уровне знаний. Но из-за ожидания учителя в оценках возникла разница: группа, которая была заявлена как более способная, при тестировании получила более высокие оценки, чем та, которая была объявлена менее способной.

Удивительно, но ожидания учителей невероятным образом передавались ученикам, и заставляли их выполнять работу лучше или хуже обычного уровня. В книге Роберта Розенталя и Ленора Джекобсона был впервые описан эксперимент с манипуляцией ожиданиями учителей. Удивительно, но это влияло даже на результаты теста IQ.

Результат эксперимента доказал, что это дает положительный эффект для успеваемости «слабых» детей из неблагополучных семей. Доказано, что они учатся хуже из-за того, что ожидания учителей относительно их успеваемости негативные.

Кроме таких экспериментов проводилась еще масса исследований, которые также доказали существование социально-психологического эффекта Пигмалиона. Особенно сильно этот эффект заметен именно в мужских коллективах – в армии, в кадетском корпусе, на заводах и добывающих предприятиях. Особенно сильно это проявляется у лиц, в которых не только не верит руководство, а которые и сами не ожидают ничего хорошего.

Как объяснить эффект Пигмалиона?

Есть две версии, которые объясняют Пигмалиона. Ученый Купер полагает, что учителя, которые настроены на разные результаты, говорят разные слова ученикам двух групп, прибегают к аффективной связи и оценкам. Видя это, и сами ученики настраиваются на разные результаты.

Исследователь Бар-Тал утверждает, что все зависит оттого, что учителя начинают думать, что неуспеваемость «слабой» группы имеет устойчивые причины. Они ведут себя соответственно, подавая вербальные и невербальные сигналы, указывающие на неверие в эту группу, что порождает такой эффект.

Эффект Пигмалиона в сфере управления

На практике эффект Пигмалиона заключается в том, что ожидания руководителей способны влиять на результаты труда подчиненных. Существует тенденция, при которой становится очевидным: руководители, оценивающие сотрудников высоко, получают результаты более высокие, нежели те, которые уверены, что все подчиненные – недалекие лентяи. В зависимости от того, на какой результат настроен топ-менеджер, действовали подчиненные.

Эффект Пигмалиона в жизни

Нередко можно услышать фразу о том, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая сделала его таким. Это также можно считать успешным примером эффекта Пигмалиона. Если женщина верит в мужчину, он невольно соответствует ее ожиданиям, равно как и в обратном случае, когда женщина концентрирует на неудачах человека, и он все глубже погружается в пучину отчаяния.

Семья не должна быть обузой, из семьи человек должен брать силы и вдохновение на свою социальную и карьерную жизнь. Только при должном отношении внутри семьи человек достигает высот. Впрочем, это не дает право винить в своих неудачах близких: это лишь дополнительный фактор, а главный руководитель жизни человека – это он сам. И только ему решать, будет он успешным, богатым и счастливым, или нет.

Эффект Пигмалиона (он же эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора) - это психологический феномен, суть которого заключается в том, что убежденный в верности той или иной информации человек непроизвольно ведет себя таким образом, что эта информация получает подтверждение. Информация может быть верной и вымышленной, позитивной или негативной, услышанной от другого человека или быть собственным убеждением. В любом случае эти ожидания во многом определяют характер действий субъекта и то, как он интерпретирует последующие события - из чего человек получает доказательства собственной правоты.


Античные истоки

Согласно легенде, мифологический скульптор Пигмалион создал статую девушки неземной красоты. Чем дольше мастер любовался творением своих рук, тем прекрасней казалась ему мраморная девушка. Вскоре Пигмалиону уже казалось, что ни одна из женщин Эллады не может сравниться со статуей, которую он назвал Галатеей. Скульптор проводил рядом с ней дни и ночи, любуясь её точёными изгибами, одаривая ее щедрыми дарами и нашёптывая нежные слова любви… Отчаявшись, Пигмалион обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви осуществила его желание. Когда мастер вернулся домой, его ждала там ожившая статуя - живая, тёплая, любящая Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть её скульптор.

Вера в исключительность своего творения и страстное желание разделить с ним свою любовь помогли Пигмалиону воплотить невероятную мечту в реальность. В основе эффекта Пигмалиона могут лежать любые другие ожидания - лишь бы субъект не колебался между множеством различных вариантов и предвидел какой-то один сценарий. Об этом и говорят на разные голоса создатели фильма «Секрет», Вадим Зеланд в своём «Транссерфинге реальности» и прочая «нейро-мистическая» литература.

Как работает этот эффект?

Первым об этом психологическом феномене поведал миру Р. Розенталь. В эксперименте участникам поручали следить за поведением популяции крыс в лабиринте, причём одним наблюдателям сообщали о высоком интеллекте грызунов, другим - о примитивных умственных особенностях. В результате Розенталь получил данные, которые подтвердили обе версии. Когда лаборант присматривал за «умной» крысой, он вёл себя мягче, поглаживал зверюшку и помогал ей преодолеть стресс - поэтому «нечаянно» создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания.

Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя: оказалось, что якобы «способные» ученики действительно достигли выдающихся успехов. В 1966 году учёный описал особенности «эффекта предвзятости экспериментатора» в научной деятельности, который наблюдается в таких случаях:

* Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, в дальнейшем пытаются получить ещё более позитивный результат. Зато экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

* Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.

* Осознание экспериментатором своей возможной предвзятости может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.

* Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые по-дружески и с интересом относятся к испытуемым. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга. Экспериментаторы-женщины более эмоциональны, и потому больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Другие эксперименты

Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Пигмалиона с помощью социального эксперимента: группу студентов колледжа, в которой никто не знал друг друга, разбили на пары. Одному человеку в каждой паре по секрету сообщали, что его напарник либо симпатизирует ему, либо испытывает к нему неприязнь. Затем учащимся давали возможность встретиться и пообщаться со своей парой. Как и ожидали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру: они были откровеннее, сердечнее, чаще приходили к общим выводам. Студенты, которые считали, что не нравятся своему партнёру, вели себя жёстче и больше спорили с собеседником, заставляя его по-настоящему испытывать ожидаемое раздражение и неприязнь.

Эффект Пигмалиона проявляется повсеместно: когда руководитель верит в сотрудников, воспитатель - в ребёнка из неблагополучной семьи, врач - в своего пациента… По той же причине научный мир до сих пор в неуютном тупике: в опытах по проверке паранормальных явлений сторонники парапсихологии получают положительные результаты, а скептики с тем же успехом находят опровержение.

Проективная идентификация

Схожий с эффектом Пигмалиона механизм из области психоанализа заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Проективную идентификацию, впервые описанную Мелани Кляйн, считают своего рода психологической защитой.

Однако она работает только в случае позитивной «проекции» на другого человека: ожидая увидеть в нём приятные качества, субъект бессознательно ведёт себя соответственно с этим прогнозом - так что другой человек невольно «включается в игру» и показывает себя с лучшей стороны. Если же от него ждут приступов агрессии, грубости, вульгарности - то своим бессознательным поведением можно спровоцировать человека именно на неадекватные поступки. В любом случае образуется замкнутый круг: едва мы создаём добрую или злую проекцию, мы начинаем получать её отражение снова и снова, - до тех пор, пока не рассмотрим в этом зеркале самих себя и не изменим образ своего мышления.