Что за выплаты с 1 июля. Минимальный заработок за расчетный период. Максимальное пособие по уходу не изменилось

10.05.2017, 21:36

В связи с увеличением МРОТ до 7800 рублей изменился размер детских пособий с 1 июля 2017 года. Каковы новые размеры детских пособий? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных пособий? Увеличился ли минимальные размер пособий по уходу за ребенком? Какие стали суммы пособий по беременности и родам? С подобными вопросами сотрудника довольно обращаются в отдел кадров (несмотря на то, что расчетом пособий, как правило, занимается бухгалтерия). Поэтому рассмотрим изменения размеров детских пособий с июля 2017 года подробнее, также приведем удобную таблицу с новыми суммами детских пособий.

Какие пособия считаются «детскими»

  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам («декретные»).

При этом заметим, что в некоторых в отдельных регионах РФ идет пилотный проект ФСС по выплате пособий напрямую из бюджета фонда. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам.

Если же в организация или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать «детские» пособия, то работодателю следует знать размеры пособий, в том числе, размер детских пособий с 1 июля 2017 года. Итак, расскажем о размерах, которые неоднократно менялись (в том числе, индексировались) в этом году.

Размеры пособий в январе 2017 года

Индексации «детских» пособий с 1 января 2017 года не было. Поэтому в январе 2017 года работодателям следовало выплачивать работникам «детские» пособия в тех же размерах, которые были в 2016 году. Приведем в таблице размеры пособий, которые определены законодательством в фиксированных размерах и подлежат ежегодной индексации:

Размеры детских пособий в январе 2017 года
Пособие Размер в январе 2017 года
581,73 р.
15 512,65 р.
Уход за первым ребенком - 3000 р.
Уход за вторым ребенком - 5 817,24 р.

Февральская индексация 2017 года

Как мы уже сказали, приведенные в таблице «детские» пособия подлежат ежегодной индексации. При этом пособие по беременности и родам («декретное» пособие) государственной индексации не подлежит.

В 2017 году законодатели предусмотрели индексацию на 1,54% с 1 февраля 2017 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 88). В связи с этим размеры «детских» пособий с февраля увеличились. Вот проиндексированные размеры:

Размеры детских пособий с 1 февраля 2017 года
Пособие Размер в январе 2017 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613, 14 р. (581,73 р. x 1,054)
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350, 33 р. (15 512,65 р. x 1,054)
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Уход за первым ребенком - 3065,69 р. (2908,62 р. x 1,054)
Уход за вторым ребенком - 6131, 37 р. (5 817,24 р. x 1,054)

Районные коэффициенты

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, «детские» пособия (как в январе 2017 года, так и с 1 февраля 2017 года) будут выше – их требуется дополнительно увеличивать на величину повышающего коэффициента (ст. 5 Закона № 81-ФЗ).

Детские пособия с 1 июля 2017 года

С 1 июля 2017 года МРОТ увеличился до 7800 рублей. Но повлияло ли такое повышение на размеры детских пособий с 1 июля 2017 года? На этом остановимся подробнее.

Пособие по беременности и родам

Новый размер МРОТ (7800 р.) повлиял на расчет пособия по беременности и родам с 1 июля 2017 года в следующих случаях:

  • если в расчетном периоде не было выплат или их сумма мала;
  • если страховой стаж сотрудника на момент назначения пособия оказался шести месяцев.

Что такое расчетный период

Расчетный период – это два календарных года, предшествующих началу декрета (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если женщина выходит в декрет, допустим, в июле 2017 года, то расчетным периодом станут 2015-2016 годы.

Новый размер минимального пособия по беременности и родам

Сразу же полагаем целесообразным напомнить, что работница, которой назначается пособие по беременности и родам, вправе обратиться в бухгалтерию, чтобы заменить один или два года расчетного периода другими годами (если в расчетном периоде нет заработка или он очень маленький). Бухгалтеру следует произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Но если права на замену лет нет, то пособие по беременности и родам бухгалтеру потребуется рассчитать из МРОТ – в минимальном размере. В такой ситуации требуется определить минимальный среднедневной заработок по следующей формуле:

Минимальный среднедневной заработок = МРОТ на начало декрета x 24 / 730

С 1 июля 2017 года МРОТ составляет 7800 рублей. Соответственно, с 1 июля минимальный среднедневной заработок для расчета пособий равен 256,438356 руб. (7800 руб. × 24 мес.) / 730. Приведем пример расчета детских пособий с 1 июля с применением нового значения среднедневного заработка:

Пример расчета пособия по беременности и родам с июля 2017 года

А.В. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. × 100%). В итоге, сумма пособия А.В. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. × 140 дн.).

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей. И если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. × 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года были такие:

  • 34 520,55 р. (246,575342 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 835,62 р. (246,575342 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 465,75 р. (246,575342 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

  • 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
  • 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Сравним минимальные значения пособий по беременности и родам из последних МРОТ в таблице:

Если стаж меньше 6 месяцев

К началу отпуска по беременности стаж женщины может состалять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

При расчете декретного пособия при стаже меньше шести месяцев следует использовать МРОТ, действующий в месяце начала декретного отпуска. То есть, если отпуск начался, например, в июне 2017 года, а закончился в октябре, то в целях ограничения суммы пособия в июне нужно опираться на МРОТ в размере 7500 рублей, а в июле, августе, сентябре и октябре – 7800 рублей. Максимальное дневное пособие за каждый месяц бухгалтеру нужно рассчитывать по такой формуле:

Как рассчитывают минимальное пособие при стаже меньше 6 месяцев

Максимальное дневное пособие при стаже менее 6 месяцев = МРОТ, действующий в месяце отпуска / количество календарных дней в месяце декрета

Соответственно, если мы говорим, допустим, про отпуск по беременности в июле 2017 года, то максимальное дневное пособие в этом месяце составит 251,6129 р. (7800 р. / 31 дн.), поскольку в июле 2017 года – 31 календарный день. Приведем пример расчета пособия в подобной ситуации.

Пример расчета при стаже меньше 6 месяцев

Л.С. Садовская с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. × 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

  • в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ. дн.);
  • июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

  • 246,58 р. < 250 р.;
  • 246,58 р. < 251,6129 р.;
  • 246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Максимальные размеры декретных

Что же касается максимальных размеров пособий по беременности и родам, то с 1 июля 2017 года они не изменились, поскольку на максимальный размер МРОТ никак не влияет. Для расчета максимальной суммы декретных с 2017 года нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. Его считают по формуле, в которой учитывается не МРОТ, а максимальные значения базы для начисления страховых взносов в ФСС за расчетный период.

В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 р. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 р. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

То есть в 2017 году максимальный размер среднего заработка учитывается как 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730. Соответственно, как можно видеть из таблицы ниже, максимальные пределы с 1 июля 2017 года, остались на прежних уровннях.

Пособие по уходу за ребенком с 1 июля 2017 года

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Минимальное пособие по уходу стало больше

Минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы ежегодно индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2017 года минимальные пособия по уходу за ребенком были такие:

  • 3065,69 р. – на первого ребенка;
  • 6131, 37 р. – на второго и последующих детей.

Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер пособия на ребенка с 1 июля 2017 года станет больше. Ведь сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. x 40%). Однако использовать новое значение следует только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 рублей на и после 1 июля.


Максимальное пособие по уходу не изменилось

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка исходя из которого рассчитывается это пособие.

Установлено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может быть больше суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому для расчета максимального размера среднего дневного заработка применяют формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = сумма предельных величин базы для начисления взносов ФСС за два предшествующих года / 730

Следовательно, если отпуск женщины начинается в 2017 году, то при расчетах следует принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы

С учетом указанных значений по предельной базе, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу составляет 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730. То есть, в расчетах применяется точно такой же принцип как при определении максимального декретного пособия.

Теперь рассчитаем максимальный размер среднего заработка за целый месяц. В этих целях умножим средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней- 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 р. (1901,37 р. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составит 23 120,66 р. (57 801,64 р. × 40%). Такой максимальный размер пособия по уходу за ребенком применяется в течение всего 2017 года. И, как видно, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года повлиять на него попросту не могло

Перерасчет детских пособий

Если право на отпуск по уходу за первым ребенком возникло до 1 июля и бухгалтер рассчитал минимальное пособие (3065,69 р.), то никакого перерасчета делать не следует. Однако если отпуск начался 1 июля 2017 года или позднее, то женщине полагается за каждый месяц 3120 рублей. Соответственно, если вы заплатили женщине меньше, то нужно произвести перерасчет и доплатить.

Также потребуется пересмотреть и доплатить пособия по беременности и родам, если после 1 июля 2017 года вы назначили их без учета повышенного МРОТ в описанных выше случаях (нет заработка в расчетном периоде или стаж меньше шести месяцев).

Размеры пособий с 1 июля: сводная таблица

Итак, мы на примерах показали, как изменения МРОТ отразились на размерах детских пособий с 1 июля 2017 года. Однако некоторые «детские» пособия в связи с повышением МРОТ никак не изменились. Чтобы кадровику было проще ориентироваться в размерах пособий 2017 года итоговые значения «детских» пособий мы обобщили в единой таблице. Вы можете применять ее кода за консультацией в отдел кадров обратяться сотрудники. Также можете передать ее в бухгалтерию.

Детские пособия с 1 июля
Пособие С 1 января 2017 года С 1 февраля 2017 годаa с 1 июля 2017 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 581,73 р. 613, 14 р. 613, 14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 15 512,65 р. 16 350, 33 р. 16 350, 33 р.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет уход за первым ребенком - 3000 р.;
уход за вторым и последующими детьми 5 817,24 р.
уход за первым ребенком – 3065,69 р.;
уход за первым ребенком – 3120 р.;
уход за вторым и последующими детьми - 6131,37 р.
Максимальный размер по уходу за ребенком 23 120,66 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам
34 520,55 р.- в общем случае;
47 835,62 р. - при многоплодной беременности;
38 465,75 р. - при осложненных родах.
35 901,37 р.– в общем случае;
49 749,04 р.– при многоплодной беременности;
40 004,38 р. – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам 266 191,8 р. (1901,37 р. р. × 140 дн.) – в общем случае;
368 865,78 р. (1901,37 р. × 194 дн.) – при многоплодной беременности;
296 613,72 р. (1901,37 р. × 156 дн.) – при осложненных родах.

Пособия с 1 июля 2017 года увеличились. Новые размеры, примеры расчета детских, декретных и больничных пособий в связи с новым значением МРОТ есть в статье.

С 1 июля федеральный МРОТ составит 7800 руб. в месяц вместо прежних 7500 руб. Если зарплата у вас привязана к МРОТ, не забудьте ее пересмотреть. Кроме того, изменятся пособия с 1 июля 2017 года. Размеры, примеры расчета новых пособий смотрите в этой статье.

После того, как клиника и работодатель подключатся к электронному обмену, сотрудник решает, какой брать бюллетень — бумажный или электронный. Если сотрудник выбирает виртуальный листок, то должен дать врачам письменное согласие. Форму согласия уже разработал Минтруд, но пока это только проект.

При выписке работнику скажут номер больничного. С этим номером он идет в бухгалтерию. Бухгалтер вводит номер в базу данных, узнает нужную информацию для начисления пособия и выдает пособие по такому листу, как и по обычному.

С 1 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличится на 300 рублей и составит 7800 руб. В связи с этим некоторые виды детских пособий будут назначаться в повышенных размерах.

Внимание, эта статья устарела!

Минимальное пособие по уходу с 1 июля 2017 года.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет работающим гражданам выплачивается по месту работы ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка за два календарных года. Данное пособие не может быть меньше установленного минимального размера.

  • 3065,69 рублей – за первым ребенком;
  • 6131, 37 рублей

В соответствии с частью 1.1. статьи 14 Закона № 255-ФЗ , если лицо, которое оформляет пособие по уходу, не имело заработка за 2 календарных года, или заработок за этот период ниже минимального размера оплаты труда, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком рассчитывается исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая .

Пример 1 . Женщина устроилась на работу в марте 2016 года с заработком в 15 000 руб. Это первое место работы. У женщины в июле 2017 года наступает отпуск по уходу за первым ребенком .
Расчетный период - 2 календарных года, до года ухода в отпуск по уходу - 2016 и 2015 годы.
За время работы в расчетном периоде начислено 150 000 руб. (в 2015 году – 0, в 2016 года 150 тыс.).
Ежемесячное пособие по уходу исходя из фактического заработка составит: 150000: 731 дн. × 30,4 × 40% = 2495,23 руб., что меньше минимально установленного. 2495,23 руб. Следовательно пособие по уходу должно быть рассчитано из МРОТ на дату наступления отпуска по уходу: 7800*40%= 3120 руб .

Пример 2 . Те же условия, что и в первом примере, но отпуск по уходу наступает ранее июля 2017 года – в июне. Расчет ежемесячного пособия по уходу из МРОТ составит: 7500× 40% = 3000 руб. Пособие, рассчитанное из МРОТ меньше минимально установленного, 3000 руб. 3065,69 руб.

  • Для неработающих:
    • 3065,69 рублей – за первым ребенком;
    • 6131,37 рублей – за вторым и последующими детьми.
  • Для работающих менее 2 лет и/или с низким заработком:
    • 3120,00 рублей – за первым ребенком;
    • 6131,37 рублей – за вторым и последующими детьми.

Выводы :

  1. МРОТ влияет на размер минимального пособия по уходу за первым ребенком (минимальный размер пособия по уходу за вторым и последующими детьми не изменился).
  2. МРОТ применяется только к работающим женщинам с низким заработком и/или с неполным расчетным периодом. Для неработающих граждан минимальное пособие по уходу немного ниже .
  3. Пособие из увеличенного МРОТ рассчитывается только тем, у кого отпуск по уходу начался с 1 июля 2017 года и позднее.
  4. Если отпуск по уходу за первым ребенком начался до 1 июля и пособие назначено в минимальном размере, то с увеличением МРОТ пособие не пересчитывается.

Минимальное пособие по беременности и родам с 1 июля 2017 года.

Если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году, то минимальная величина среднего дневного заработка до 1.07.2017 равна 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Минимальный размер пособия по беременности и родам до 1 июля 2017 года составит:

  • (7500 р. × 24 / 730) = 246,58 р. × 140 дней = 34 521,20 р.
  • (7800 р. × 24 / 730) = 256,44 р. × 140 дней = 35 901,60 р.

Если женщина ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ (7800) необходимо только в том случае, если размер пособия был ограничен МРОТ. То есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев. Если женщина ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, а отпуск продолжается и после, то сумму выплаченного пособия необходимо пересчитать с учетом нового МРОТ и доплатить разницу.

Еще в 2011 году Законодатель впервые обмолвился о том, что было бы неплохо рассчитывать страховые выплаты не компаниям, а непосредственно самой ФСС для тех работников, кто в них нуждается. К такой инициативе отнеслись с настороженностью, но все же на первые шаги пошли. Так, «первопроходцами» пилотного проекта по прямым выплатам пособий из ФСС стали Карачаево-Черкесия и Нижегородская область. Как выяснилось, задумка оправдала себя и с тех пор каждый год к этому проекту стали подключиться другие регионы страны. К 30 июня 2017 года в нем участвовали: Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская область, Курганская область, Новгородская область, Новосибирская область, Калининградская область, Калужская область, Крым, Липецкая область, Мордовия, Ростовская область, Самарская область, Севастополь, Тамбовская область, Татарстан, Ульяновская область и Хабаровский край. Как мы видим, их немало. С 1 июля 2017 года к ним прибавятся еще 13 субъектов Российской Федерации, а с 2018 и 2019 года «подтянутся» оставшиеся. Чем же оказался полезен этот проект для государства, как он себя оправдал и почему нововведение будет выгодно для рядовых граждан? Попробуем ответить на эти вопросы:

Польза для государства - это…

Если мы хотим определить для себя, что может быть «хорошо» для государства, нам потребуется проанализировать события последних лет в разрезе тех изменений законодательства, которые уже вступили в силу и какие только намечаются к вступлению. В подавляющем большинстве случаев мы будем наблюдать за такими вещами как «централизация» (яркий тому пример – смена адресата страховых платежей в сторону ФНС), а также «ужесточение» на многочисленных примерах, где речь идет об увеличении штрафов для юридических лиц. В целом эти два явления формируют так называемую «вертикаль власти», когда все-все государственные структуры в конечном итоге сводятся к некой пирамиде. Возможно, это даже хорошо в условиях обострившейся геополитической обстановки вокруг России, которую мы имеем возможность наблюдать сегодня. Однако должно ли это настолько сильно заботить обычных граждан нашей страны, работяг, которые желают за свой труд получать достойную оплату, а в случае некого чрезвычайного происшествия (травмы, аварии, прочей трагедии) не чувствовать себя «оставленным» государством? Мы смеем предположить, что должно, но не в той степени, как, например, высшие эшелоны власти, которые, в общем-то, и формируют внешнюю политику. Надо отдать должное, «там наверху» это, похоже, понимают. Собственно, поэтому сегодня мы имеем такие новости, как о прямых выплатах пособий. Суть здесь достаточно простая – не дать возможности компаниям обманывать своих сотрудников. Государство здесь убивает сразу двух зайцев. Во-первых, когда ФСС будет самостоятельно рассчитывать и выплачивать страховые компенсации, у компаний не останется никакой возможности «наказывать» своих подчиненных (это даже технически будет невозможно). Во-вторых, работники должны остаться довольными тем, что с ними рассчитываются, как следует – это еще одно очко в пользу государства. Есть, правда, еще и третий подстреленный заяц – экономия. Как Вы думаете, мало ли нашлось тех деятелей, кто не «нарисовал» пару-тройку производственных травм в сговоре с руководством компаний и не получил в последующем дополнительные деньги? Нам почему-то кажется, что такие соотечественники были. В разрезе наших нововведений это сделать будет куда сложнее, чем раньше. Как-никак государство медленно, но верно искореняет из практики «бумажные» больничные, а переходит на новый формат взаимодействия с работниками. Электронный документ невозможно подделать, а врач в этом будет крайне не заинтересован. Вот и представьте себе ситуацию: гражданин Петренко заболевает пневмонией. Его отвозят в больницу, и там его обследует медик. По результатам осмотра врач ставит пациенту диагноз и создает соответствующую запись в общей базе данных с ФСС. Господину Петренко благополучно назначают лечение и оставляют его в стационаре. По прошествии времени он выздоравливает и выходит на работу. К этому моменту ФСС уже точно знает, сколько ему причитается «страховых», а работодатель уже не в силах «скосить» эту сумму в меньшую строну. Может показаться на первых взгляд, что государство здесь теряет денег больше, чем если бы его (Петренко) обманул работодатель. И все же нет. Государство хочет быть для него «хорошим», дабы он в дальнейшем не стал выказывать свое недовольство на улице. Что ж, это правильно.

А работа все идет…

Материал данной статьи пишется уже после вступления в силу изменений для еще большего перечня регионов. В частности, речь идет об Адыгее, Алтае, Алтайском крае, Амурской области, Бурятии, Вологодской области, Еврейской автономной области, Калмыкии, Магаданской области, Приморском крае, Омской области, Орловской области и Томской области. Отныне и в этих субъектах Российской Федерации выплаты пособий будет осуществляться напрямую из фонда ФСС. Выше мы разобрали с Вами пример, когда работодатель хотел бы обмануть своего сотрудника, да не смог бы. Все же нельзя грешить на все организации – среди них найдется множество порядочных, привыкших долгие годы работать, что это называется, «по-белому». В данных тринадцати регионах любая добросовестная компания получит дополнительный бонус – теперь им не потребуется «вытаскивать» деньги со своих счетов и платить их работникам в страховых случаях, а далее ждать, когда ФСС возместит эти средства. За фирмой, в данном случае, остается обязанность только принять заявление от своего подчиненного, а далее просто переправить его в Фонд. Остальное остается за Ведомством. Очень редко, но происходили случаи, когда в силу непреодолимых обстоятельств половина коллектива организации могла «выйти из строя», например, если большая его часть отравилась в столовой. В этом случае фирме приходилось на время отдавать существенную сумму на покрытие всех причитающихся процедур, связанных с лечением пострадавших, что могло крайне негативно отразиться на ее хозяйственной деятельности. С вступлением последних изменений в законодательство, такая проблема должна отпасть сама по себе.

Гражданская позиция

Не стоят забывать, что под страховые выплаты попадают также компенсации, связанные с беременностью. Ввиду этого, многим работающим женщинам можно быть спокойными за те средства, которые они гарантированно получат от государства в связи с этим. Было немало прецедентов, когда беременные девушки были «оставлены за бортом» из-за жадности работодателя. Отпускные по беременности и родам кое-как, но платили, а вот пособия по уходу за ребенком могли остаться в стороне. Теперь же недобросовестный работодатель будет не заинтересован в том, чтобы чинить препятствия своим сотрудницам – он фактически никаких затрат нести не будет, и деньги из оборота не «выпадут».

Однако мы разбираем сейчас с вами тот случай, когда человек фактически трудоустроен у своего работодателя и исполняет свои должностные обязанности по трудовому договору. Как быть гражданину, если на страховые выплаты он может рассчитывать, но при этом нигде не работает в силу различных обстоятельств? Здесь все остается без изменений – такой гражданин обязан обратиться в ФСС с заявлением лично. Кстати, на рассмотрение такого обращения государство отводит не более 10 рабочих дней со дня получения соответствующей бумаги, после чего деньги должны быть перечислены на банковскую карту заявителя, что опять-таки достаточно удобно. Если вернуться к трудоустроенным гражданам, то аналогичный срок рассмотрения их заявлений также гарантирован. Здесь не лишним будет напомнить, какие выплаты контролируются ФСС:

    Временная нетрудоспособность, по состоянию здоровья, которое не позволяет в полном объеме заниматься профессиональной деятельностью;

    В случае беременности и родам;

    Единовременная помощь женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности;

    Единовременная помощь при рождении младенца;

    Пособие на руки одному из родителей которые ухаживают за ребенком до полутора лет;

    Оплата отпускных, которые могут быть как планированными, так и дополнительными. Если работнику необходимо пройти санаторно-курортное лечение после нечастного случая. В этом случае оплачиваются все дни пребывания в санатории, а также дорога в оба конца.

Послесловие

Очевидно, что текущее нововведение если не создано для людей, то, по крайней мере, должно служить им на пользу. Государство не остается в проигрыше, т.к. сохраняет за собой возможность той самой «централизации», о которой шла речь выше. Более того, здесь можно сказать о том, что правительство показывает редкий пример эффективного государственного управления, т.к. новшество упрощает жизнь граждан и при этом руководство государства получает то, что ему нужно. К сожалению, нам не так часто удается столкнуться именно с таким проявлением «заботы», если хотите. Мы смеем только надеяться на то, что впереди нас ждет еще немало поистине положительных инициатив, а также их успешного претворения в жизнь. На схожих примерах начинаешь понимать, как все-таки нам их не хватает, ибо мы уже в достаточной степени привыкли к глупости и неразумности в чиновничьей работе.

Спасибо за внимание, дорогие читатели, пользователи услуги « ». Скоро увидимся снова!

Увеличение МРОТ до 7800 рублей с 1 июля 2017 года в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Но стоит отметить, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произойдет, просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях. Разберемся поподробнее.

Минимальные пособия с 1 июля 2017 года увеличились. Размер минимального заработка для расчета пособий за два расчетных года составит 187 200 руб. (7800 руб. * 24 мес.) или 256,44 руб. в день (187 200 руб. / 730 дн.). Это изменение повлияет на расчет больничных и декретных в двух случаях:

Если работник за расчетный период не имел заработка;

Если средний заработок, рассчитанный за указанный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая.

Еще одно основание для выплаты минимального пособия - если сотрудник в период нетрудоспособности по собственному заболеванию, находящийся на больничном, нарушил режим, предписанный врачом.

Минимальное пособие по беременности и родам

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей, и если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. * 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года будут такие:

34 520,55 р. (246,575342 р. * 140 дн.) – в общем случае;

47 835,62 р. (246,575342 р. * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

38 465,75 р. (246,575342 р. * 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

35 901,37 р. (256,438356 * 140 дн.) – в общем случае;

49 749,04 р. (256,438356 * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

40 004,38 р. (256,438356 * 156 дн.) – при осложненных родах.

Рассмотрим изменения на примерах.

Пример 1 .Курочкина О.Н. желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. * 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. * 100%). В итоге, сумма пособия Курочкиной О.Н. за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. * 140 дн.).

К началу отпуска по беременности стаж женщины может составлять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

Пример 2 .Иванова С.П. с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок исходя изМРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. * 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. * 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ.дн.);

июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ.дн.);

сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ.дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия изМРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие исходя изМРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

246,58 р. < 250 р.;

246,58 р. < 251,6129 р.;

246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного изМРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Ивановой С.П.за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. * 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Минимальное пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. * 40%). Однако использовать новое значение следует, только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 руб.до и после 1 июля.

Пример 3. Сотрудница летом идет в отпуск по уходу за первым ребенком. Расчетный период – 2015-2016 годы. За это время ей начислили 122 907,72 руб. Исключаемых периодов не было. Месячное пособие исходя из фактического заработка составит: 142 901,12 руб./ 731 дн. * 30,4 дн. * 40% = 2044,54 руб. Рассмотрим две ситуации. Первая – отпуск по уходу начинается до 1 июля. Посчитаем сумму месячного пособия исходя из прежнего МРОТ: 7500 руб.* 40% = 3000 руб. Ребенок у работницы первый. Значит, размер пособия не может быть меньше 3065,69 руб. Эта сумма и полагается работнице за полный месяц, поскольку она больше и 2044,54руб., и 3000 руб. Вторая ситуация – отпуск начинается 1 июля или позже. Размер пособия из нового МРОТ составит: 7800 руб.* 40% = 3120 руб. Это больше 3065,69 руб. Поэтому в данном случае начисляйте работнице 3120 руб. за месяц.

Если сотрудник заболел или работница ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ нужно только в том случае, если сумма размера пособия была ограничена МРОТ, то есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев.

Это связано с тем, что их рассчитывают исходя из такого правила - размер месячного пособия не может превышать величины МРОТ. На какую дату нужно брать МРОТ для исчисления пособий, в Законе № 255 не говорится (ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ), поэтому пособие нужно пересчитать по месяцам, если в них действует разный МРОТ.

Пример 4 (больничный). Сотрудник болел с 28 июня по 4 июля 2017 года включительно (всего семь календарных дней). Расчетный период – 2015–2016 годы. Сотрудник трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. В течение 2015–2016 годов заработка у сотрудника не было. На момент заболевания его страховой стаж меньше шести месяцев. Значит, размер пособия не может превысить такую величину: 7500 руб./ 30 дн. * 3 дн. + 7800 руб. / 31 дн. * 4 дн. = 1756,45 руб., где 30 дн. и 31 дн. – число дней в июне и июле, а 3 дн. и 4 дн. – число дней болезни в этих месяцах. Теперь определим минимальный размер пособия. Для этого возьмем МРОТ на дату заболевания – 28 июня: 7500 руб.* 24 мес. / 730 дн. * 60% * 7 дн. = 1035,62 руб. Эта сумма меньше 1756,45 руб. Значит, работнику нужно начислить 1035,62 руб.

Пример 5 (декретный отпуск). Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам с 5 июня по 22 октября 2017 года включительно. В компанию она устроилась в феврале 2016 года. Это первое место работы. Значит, на момент ухода в декрет ее стаж меньше шести месяцев. Работница трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. Перед декретом бухгалтер посчитал размер пособия так. Расчетный период – 2015–2016 годы. Заработка в это время у сотрудницы не было. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 руб. (7500 руб. * 24 мес. / 730 дн.). Но поскольку стаж меньше шести месяцев, размер пособия не может быть больше одного МРОТ за полный календарный месяц. При дневном заработке в 246,58 руб. размер пособия превысит МРОТ в тех месяцах, в которых 31 день (246,58 дн. * 31 дн. = 7643,98 руб.). То есть в июле и августе. Значит, за эти месяцы нужно выплатить 7500 руб. Кроме того, 31 день также и в октябре. Посчитаем пособие за этот месяц, а также за прочие месяцы, на которые приходится отпуск по беременности и родам:

246,58 дн. * 26 дн. = 6411,08 руб. (за июнь);

246,58 дн. * 30 дн. = 7397,40 руб. (за сентябрь);

7500 руб. / 31 дн. * 22 дн. = 5322,58 руб. (за октябрь).

В итоге размер пособия по беременности и родам составит:

6411,08 руб. + 7397,40 руб. + 7500 руб. * 2 + 5322,58 руб. = 34 131,06 руб. С 1 июля МРОТ вырос до 7800 руб., значит, размер пособия за период с 1 июля нужно пересчитать. Декретные за июль, август и октябрь теперь не превышает МРОТ. Сотруднице нужно доплатить вот такую сумму: (7643,98 руб. – 7500руб.) * 2 + 246,58 руб. * 22 дн. – 5322,58 руб. = 390,22 руб.

Ведущий специалист по аудиту