Что такое эмитент ценных бумаг. Эмитент: понятие и правовой статус. Эмитенты на рынке ценных бумаг

Возможно, Вы задумываетесь о выгодном вложении своих накопленных сбережений и для этого присматриваетесь, как устроен фондовый рынок.

При этом одним из первых у Вас возникнет вопрос: «Кто такие эмитенты?».

Это органы государственной власти или коммерческие фирмы, которые поставляют ценные бумаги для продажи.

Затем мы – инвесторы – эти ЦБ приобретаем и таким образом финансируем эмитента, то есть вкладываем свои средства в его производство. Это дает тому возможность расширить сферу своей деятельности и, соответственно, иметь финансовую выгоду.

Из которой мы, в свою очередь, получим причитающийся нам доход. А эмитент обязан осуществлять это и другие наши права, предусмотренные акцией или облигацией.

Кто осуществляет эмиссию на рынке ценных бумаг

Эмитент на рынке ценных бумаг - это организация, которая выпускает ценные бумаги. Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” дает следующее определение этому понятию:

“Эмитент - это юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами”.


Выпуская ценные бумаги, эмитент решает ряд важнейших задач:

  1. пополняет оборотные средства;
  2. осуществляет инвестиционные проекты;
  3. увеличивает собственный капитал;
  4. изменяет структуру акционерного капитала;
  5. погашает кредиторскую задолженность за счет предоставленных кредиторам выпущенных ценных бумаг.

Группы

Эмитенты подразделяются на следующие группы:

  • Банк России;
  • государство (федеральные, региональные, местные органы власти);
  • акционерные общества;
  • частные компании.

Эмитент должен последовательно выполнить ряд действий по размещению эмиссионных ценных бумаг, то есть произвести отчуждение эмиссионных ценных бумаг первому владельцу путем заключения гражданско-правовых сделок.

К ним относятся:

  1. принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  2. утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
  3. государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску идентификационного номера;
  4. размещение эмиссионных ценных бумаг;
  5. государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска.

Источник: "finansoviyblog.ru"

Кто такие эмитенты, их полномочия

Эмитентом может быть лицо, имеющее юридическую силу или государственная организация, которые обладают правами выпускать ценные бумаги.

Человек или организации, уполномоченные выпускать ценные бумага, должны предоставить права владельцам, которые закреплены в соответствующих ценных бумагах. Данное уполномоченное лицо часто выступает на фондовом рынке, но чаще всего в роли владельца ценных бумаг, которые он потом продает.

Цели выпуска ценных бумаг

Когда уполномоченное на это лицо выпускает на фондовый рынок ценные бумаги, то он решает сразу несколько задач, а именно:

  • за счет выпуска и продажи соответствующих бумаг увеличивается размер оборотных средств;
  • решается задача осуществления инвестиционных проектов;
  • за счет выпуска бумаг увеличивается размер собственного капитала;
  • выпуская на рынок все больше ценных бумаг, изменяется структура капитала владельцев ценных бумаг;
  • в результате продажи и выпуска ценных бумаг уполномоченным лицом происходит уменьшение размеров кредиторской задолженности за счет предоставления лицам, перед которыми есть обязательства, выпущенные ценные бумаги.

Кто занимается выпуском

На данный момент есть несколько видов уполномоченных на выпуск соответствующих бумаг людей или организаций:

  1. Одним из главных и также крупнейшим уполномоченным лицом, кто обладает соответствующими правами заниматься выпуском бумаг, является сам государственный орган.
  2. Государственный орган в основном выпускает несколько видов соответствующих бумаг, а именно: облигации федерального уровня и займы на короткий период времени. Из-за возникновения частых финансовых кризисов в стране, внешние пользователи не часто приобретают государственные ценные бумаги.
  3. Вторым видом представителей, кому также разрешен выпуск соответствующих бумаг, являются органы муниципальной власти.
  4. Третий вид и он же является самым распространенным, который занимается выпуском данных бумаг, на сегодняшний день, — это непосредственно индивидуальные предприниматели или организации, которые работают в формате акционерного общества.

Благодаря данным хозяйствующим субъектам происходит непрерывность деятельности работы фондового рынка.

Этот список видов является обширным, но здесь представлены не все виды эмитентов.

Источник: uristhome.ru"

Эмитент — продавец на фондовом рынке

Эмитент - это юридическое лицо, орган местного самоуправления или исполнительной власти, которое от своего имени выпускает денежные знаки, платежные карты или ценные бумаги для финансирования или развития своей деятельности.

Воспользовавшись правом эмиссии (предъявляется на определенных условиях), Эмитент берет на себя обязательства по предоставлению прав, закрепленных выпущенными ценными бумагами, их владельцам.

В числе ценных бумаг, выпускаемых по эмиссии:

  • дорожные чеки,
  • акции,
  • облигации,
  • кредитные карты.

Согласно законодательству РФ, эмитентами в России могут стать только акционерные общества. Они могут выпускать все виды акций, разрешенных к обращению на территории страны. Государственные ценные бумаги (облигации и займы) не разрешены к выпуску по эмиссии.

Основные эмитенты в России:

  1. Министерство финансов (представляет государственную власть),
  2. крупные предприятия, ставшие в результате реорганизации акционерными обществами,
  3. органы местного самоуправления,
  4. ведущие банки страны и другие кредитные учреждения.

Эмитенты ценных бумаг всегда занимают позицию продавца на фондовом рынке. Акция или другая ценная бумага - это «товар», качество которой определяется статусом эмитента и результатами его деятельности. Все эмиссионные ценные бумаги подлежат государственной регистрации.

Источник: "btimes.ru"

Понятие и состав ЭЦБ

Эмитенты ценных бумаг (ЭЦБ) – это специальные субъекты, призванные выпускать и поставлять на фондовый рынок специфический товар - ценные бумаги.

На эмитентов ценных бумаг законодательством возлагаются обязанности по осуществлению перед инвесторами и приобретателями ценных бумаг прав, которые этими ценными бумагами удостоверяются. При этом качество ценных бумаг напрямую связано с юридическим и экономическим статусом их эмитента. Выпуск ценных бумаг – не единственная функция эмитентов.

По сути, эмитенту приходится постоянно «доказывать» всем прочим участникам инвестиционного процесса свою способность выполнять взятые на себя обязательства за счет эффективного использования привлекаемых финансовых ресурсов. Ко всему прочему, эмитенты ценных бумаг ориентированы на совершение многочисленных операций с ценными бумагами, включая их выкуп, дополнительную эмиссию или продажу.

Состав

Разновидностей эмитентов ценных бумаг не так уж и много. Субъектный состав эмитентов ценных бумаг представлен всего четырьмя элементами:

  • государством (в лице местных, региональных и федеральных органов власти),
  • Центробанком,
  • инвестиционными фондами,
  • частными предприятиями и корпорациями.

Перечисленные эмитенты на рынке ценных бумаг занимают строго отведенное им место.

Государственные

Наибольший удельный вес по объему выпускаемых ценных бумаг среди эмитентов занимает, конечно же, государство. Здесь решающую роль играет исторически сложившийся имидж государства как наиболее надежного и наименее рискованного субъекта эмиссионной деятельности.

Эмитент государственных ценных бумаг изначально находится в более выгодном положении по отношению ко всем другим видам эмитентов, поскольку пользуется поддержкой всех ветвей власти (включая законодательную).

Оценки риска государственных ценных бумаг стремятся к нулю, поскольку серьезно предполагать банкротство государства можно, как правило, лишь в теоретическом плане.

Понятно, что низкий риск дает право эмитенту соразмерно уменьшать доходность по соответствующим финансовым инструментам.

Современный уровень технологий позволяет государству предлагать покупателям государственных ценных бумаг достаточно высокую доходность, обеспечиваемую, в первую очередь, постоянно совершенствующейся технологией торговли, повышающей ликвидность ценных бумаг и снижающей накладные расходы, связанные с самим выпуском.

Но государство САМО ПО СЕБЕ не способно пожать вам руку или запихать в ваши карманы эти самые ценные бумаги. Оно действует опосредованно, через разлапистую сеть федеральных, региональных и местных органов власти. Чем выше уровень органа власти, тем шире его полномочия и возможности по части удовлетворения потребностей инвесторов.

На низовом (местном, муниципальном) уровне в качестве обеспечения выпуска ценных бумаг может выступать муниципальная собственность, представленная, главным образом, жилищным фондом, характеризующимся относительно невысоким уровнем ликвидности.

Корпоративные

В секторе корпоративных ценных бумаг лидерство по праву принадлежит банкам во главе с Центробанком (Банком России). Такое положение вещей объясняется просто: большинство банков остаются на плаву даже в самые кризисные годы. По степени надежности корпоративные ценные бумаги банков способны составить достойную конкуренцию государственным и муниципальным ценным бумагам, эмитированным органами власти.

В наиболее «ущербном» положении оказываются частные предприятия, не являющиеся акционерными обществами. Таким эмитентам дозволено выпускать весьма узкий круг ценных бумаг, представленный лишь векселями да облигациями.

Заключение

Обобщим наши представления об эмитентах ценных бумаг. Итак, эмитент ценных бумаг – это тот орган или организация, которые ответственны за выпуск соответствующего вида ценных бумаг.

Эмитенты ценных бумаг в России представлены как государством (государственными органами власти), так и частными организациями и корпорациями. Наибольшую надежность выпускаемым ценным бумагам способны обеспечить эмитенты государственных ценных бумаг, хотя отдельные банки и инвестиционные фонды могут похвастаться столь же надежными и качественными выпусками.

Источник: "sprintinvest.ru"

Эмитенты — потребители инвестиционных ресурсов

Эмитенты – органы исполнительной власти или юридические лица, заинтересованные в долгосрочном или краткосрочном финансировании своих текущих расходов, следовательно, они принимают решение о выпуске (эмиссии) и размещении ценных бумаг на фондовом рынке.

В соответствии с законом, эмитенты от своего имени несут перед инвесторами (держателями ценных бумаг) обязательства, которые удостоверены ценными бумагами.

Эмитенты на рынке ценных бумаг всегда позиционируются только как продавцы, потребляющие инвестиционные ресурсы. Они выставляют на фондовый рынок ценные бумаги, качество которых зависит от статуса эмитента и от качества его деятельности.

Удачные инвестиционные проекты эмитентов всегда приносят прибыль, и часть прибыли возвращается инвесторам либо в виде дивидендов, либо процентных выплат, либо в виде роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Механизмы по привлечению инвестиционных средств, которые применяют эмитенты:

  • Эмиссия акций
  • Облигационные выпуски
  • Прямое кредитование

В роли эмитентов могут выступать органы исполнительной власти (государство), органы местного самоуправления или юридические лица с правом на выпуск в обращение акций, облигаций, денег и других ценных бумаг, включая документы в виде пластиковых (кредитных) карт и дорожных чеков.

Эмитентов можно разделить на две группы:

  1. В качестве эмитента рассматривается государство – (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления).
  2. Основные эмитенты – юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации, хозяйствующие субъекты (юридическое или физическое лицо)).

Государство

Первые муниципальные займы в России были зарегистрированы в 1992 г., объем ценных бумаг органов местного самоуправления и органов исполнительной власти составил 5,6 млрд. руб. В дальнейшем эта цифра только увеличивалась.

Юридические лица

Хозяйствующие субъекты друг от друга отличаются организационно-правовой формой и поэтому их можно разделить на 2-е дополнительные группы:

  • юридические лица
  • лица, без образования юридического лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Они не представлены на фондовом рынке, однако имеют возможность выпускать такие ценные бумаги, как векселя и чеки. Юридические лица на фондовом рынке являются основными эмитентами ценных бумаг.

Они могут быть коммерческими или некоммерческими организациями и вправе выпускать все виды ценных бумаг за исключением государственных ценных бумаг.

Для коммерческих организаций главной целью является прибыль. Для некоммерческих организаций - целью может быть достижение определенных установок. Полученная прибыль в некоммерческой организации не распределяется между учредителями, а направляется на реализацию установленных целей организации.

Коммерческие организации могут быть в форме:

  1. государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  2. производственных кооперативов;
  3. хозяйственных товариществ и обществ.

Хозяйственное товарищество может быть полным товариществом или товариществом на вере (коммандитным товариществом). Хозяйственные общества с точки зрения организационно - правовой формы могут быть представлены акционерными обществами и обществами с ограниченной и с дополнительной ответственностью (открытого и закрытого типа).

Некоммерческие организации могут быть в форме:

  • (объединений) общественных и религиозных организаций;
  • благотворительных и других фондов;
  • (объединений юридических лиц) ассоциаций и союзов;
  • потребительских кооперативов;
  • учреждений.

Классификация по инвестиционной привлекательности

  1. «Голубые фишки» – ценные бумаги эмитентов обладают высокой кредитоспособностью (например, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»).
  2. «Акции второго эшелона» – ценные бумаги пользуются меньшим доверием у инвесторов, но при этом обладают свойствами «голубых фишек». Это бумаги молодых и недостаточно крупных компаний.
  3. «Центровые» – ценные бумаги занимают лидирующие позиции в отрасли, за счет чего и оказывают влияние на стоимость акций остальных эмитентов этой группы.
  4. Например, энергетической отрасли: акции Мосэнсрго и РАО «ЕЭС России»; нефтегазодобывающей отрасли: акции Сургутнефтегаз, Лукойл и РАО «ЕЭС России»; телекоммуникационной отрасли: Московская городская телефонная сеть и «Ростелеком».
  5. «Оборонительные акции» – ценные бумаги принадлежащие крупным компаниям, которые выплачивают высокие дивиденды и в случае падающего рынка не допускают разницы цен продажи и покупки. На фондовом рынке России таких акций нет.
  6. Все ценные бумаги, перечисленные выше, - на западном фондовом рынке отличаются стабильными дивидендными выплатами и рыночными ценами.

  7. «Гвоздь программы» – высоколиквидные ценные бумаги. Операции с такими бумагами могут принести высокий доход даже при небольших изменениях цен. Например, на российском фондовом рынке «гвоздем программы» был приватизационный чек (ваучер).
  8. «Премиальные акции» - лидирующие ценные бумаги по росту курсовой стоимости, имеют максимальную разницу цен при покупке и продаже.
  9. «Обаятельные акции» - по доходности близки к «премиальным акциям», принадлежат молодым компаниям, курсовая стоимость этих бумаг быстро повышается в цене.
  10. «Цикличные акции» - доходность таких ценных бумаг напрямую зависит от деловой активности эмитента.
  11. «Спящие акции» - перспективные ценные бумаги, имеющие большой потенциал роста, но еще не завоевавшие рынок. На Российском фондовом рынке существует большое количество эмитентов обладающие «спящими акциями».
  12. «Дутые акции» - ценные бумаги, которые были по тем или иным причинам переоценены.
  13. «Спекулятивные акции» - ценные бумаги, появившиеся на рынке совсем недавно, и в силу этого не имеют деловой репутации и истории.
  14. Дивидендные выплаты и динамику котировок по таким ценным бумагам еще весьма трудно спрогнозировать.

    Например, на Российском фондовом рынке это были депозитарные свидетельства («народные ценные бумаги»). Организации, запустившие такие ценные бумаги в оборот, – определяли правила игры. Они и получили за счет этого наибольшую прибыль.

  15. «Неактивные акции» - неинтересные и неликвидные ценные бумаги с точки зрения инвестора.

Источник: "fondovyj-rynok.ru"

Основные эмитенты РФ, определение

Эмитент – это любое юридическое лицо, орган местного самоуправления, а также исполнительной власти, от имени которых выпускаются денежные знаки, карты платежей, ценные бумаги с целью финансирования своей деятельности. Если воспользоваться правом эмиссии на определенных условиях, на эмитента налагаются обязательства по поводу предоставления прав, они подкрепляются наличием выпущенных ценных государственных бумаг.

Если следовать законодательству РФ, нетрудно догадаться, что эмитент в России – акционерное общество. Только они имеют право выпускать практически все виды акций, которые разрешены к обращению на территории РФ. Что касается государственных ценных облигаций, то в данном случае они не разрешаются к выпуску по эмиссии.

В качестве основных эмитентов в России выступает Министерство финансов, которое способно предоставить государственную власть.

Эмитент – это также и крупные предприятия, которые сменили свою деятельность на сферу акционерных обществ. Если имеется в виду эмитент ценных облигаций, то юридические лица данных сфер деятельности приобретают позицию продавца в зоне фондового рынка. Ведь акция является товаром.

Его качество зависит от того, насколько высокий статус имеет эмитент (он может быть и низким, тогда для инвестора надо обеспечить больше гарантий и прав). Ценные бумаги проходят обязательную государственную регистрацию.

Таким образом, эмитент выпускает свои денежные средства в обращение. Подобная услуга главным образом направлена на эмитентов облигаций Российской Федерации, андеррайтеров, на тех, кто занимается организацией торгов. Такие андеррайтеры заинтересованы в том, чтобы привлекать новые финансовые инструменты.

Источник: "all-about-investments.ru"

Кто в России выпускает облигации

Эмитенты - это юридические лица, государственные учреждения, органы местного самоуправления, выпускающие от имени своей организации ценные бумаги, денежные знаки, платежные карты с целью финансирования своей деятельности.

Облигации - это долговые обязательства, предоставляемые эмитентом инвестору. Облигации имеют номинал, по которому, как правило, и погашается долг. Существует так же рыночная цена облигаций, именуемая еще чистой ценой. Эта стоимость облигаций, полученная вследствие торгов на бирже.

В России эмитентами облигаций, которые выпускают государственные облигации, выступают, как правило, Министерство финансов РФ и министерства финансов субъектов Российской Федерации, области или города. Инвестору, желающему получить стабильный доход с высокой надежностью своих инвестиций, облигации - это лучший выбор.

Оферта - это преждевременное погашение долговых обязательств со стороны эмитента облигаций. Данная операция снижает риск для инвестора, однако в данном случае эмитент облигаций самостоятельно устанавливает цену выкупа облигаций.

Источник: " micextrader.ru"

Участники финансового рынка

На финансовом рынке действуют различные участники, функции которых определяются целями их деятельности и степенью участия в совершении отдельных сделок. Состав основных участников финансового рынка дифференцируется в зависимости от форм осуществления сделок, которые подразделяются на прямые и опосредствованные.

С учетом принципиальных форм заключения сделок на финансовом рынке основные участники финансового рынка подразделяются на две группы:

  • продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг);
  • финансовые посредники.

Кроме основных участников финансового рынка, принимающих непосредственное участие в осуществлении сделок, к составу его субъектов относятся многочисленные участники, осуществляющие вспомогательные функции (функции обслуживания основных участников финансового рынка; функции обслуживания отдельных операций на финансовом рынке и т.п.).

Продавцы и покупатели

Продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг) составляют группу прямых участников финансового рынка, осуществляющих на нем основные функции по проведению финансовых операций. Состав основных видов этой группы участников финансового рынка в значительной степени определяется характером обращающихся на нем финансовых активов (инструментов, услуг).

На кредитном рынке основными видами прямых участников финансовых операций являются:

  1. Кредиторы. Они характеризуют субъектов финансового рынка, предоставляющих ссуду во временное пользование за определенный процент. Основной функцией кредиторов является продажа денежных активов (как собственных, так и заемных) для удовлетворения разнообразных потребностей ссудополучателей в финансовых ресурсах.

    Кредиторами на финансовом рынке могут выступать:

    • государство (осуществляя целевое кредитование предприятий за счет средств общегосударственного и местных бюджетов, а также государственных целевых внебюджетных фондов);
    • коммерческие банки, осуществляющие наибольший объем и широкий спектр кредитных операций;
    • небанковские кредитно-финансовые учреждения.
  2. Заемщики.

    Они характеризуют субъектов финансового рынка, получающих ссуды от кредиторов под определенные гарантии их возврата и за определенную плату в форме процента.

    Основными заемщиками денежных активов на финансовом рынке выступают:

    • государство (получая кредиты от международных финансовых организаций и банков);
    • коммерческие банки (получающие кредиты на межбанковском кредитном рынке);
    • предприятия (для удовлетворения потребностей в денежных активах в целях пополнения оборотных средств и формирования инвестиционных ресурсов);
    • население (в форме потребительского финансового кредита, используемого в инвестиционных целях).

На рынке ценных бумаг основными видами прямых участников финансовых операций являются:

  1. Эмитенты.
  2. Они характеризуют субъектов финансового рынка, привлекающих необходимые финансовые ресурсы за счет выпуска (эмиссии) ценных бумаг.

    На финансовом рынке эмитенты выступают исключительно в роли продавца ценных бумаг с обязательством выполнять все требования, вытекающие из условий их выпуска.

    Эмитентами ценных бумаг являются государство (исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления), а также разнообразные юридические лица, созданные, как правило, в форме акционерных обществ. Кроме того, на национальном финансовом рынке могут обращаться ценные бумаги, эмитированные нерезидентами.

  3. Инвесторы.

    Они характеризуют субъектов финансового рынка, вкладывающих свои денежные средства в разнообразные виды ценных бумаг с целью получения дохода. Этот доход формируется за счет получения инвесторами процентов, дивидендов и прироста курсовой стоимости ценных бумаг.

    Инвесторы, осуществляющие свою деятельность на финансовом рынке, классифицируются по ряду признаков:

    • по своему статусу они подразделяются на индивидуальных (отдельные предприятия, физические лица) и институциональных инвесторов (представленных различными финансово-инвестиционными институтами);
    • по целям инвестирования выделяют стратегических (приобретающих контрольный пакет акций для осуществления стратегического управления предприятием) и портфельных инвесторов (приобретающих отдельные виды ценных бумаг исключительно в целях получения дохода);
    • по принадлежности к резидентам на национальном финансовом рынке различают отечественных и иностранных инвесторов.

На валютном рынке основными видами участников финансовых операций являются:

  1. Продавцы валюты.

    Основными продавцами валюты выступают:

    • государство (реализующее на рынке через уполномоченные органы часть валютных резервов);
    • коммерческие банки (имеющие лицензию на осуществление валютных операций);
    • предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность (реализующие на рынке свою валютную выручку за экспортируемую продукцию);
    • физические лица (реализующие имеющуюся у них валюту через сеть обменных валютных пунктов).
  2. Покупатели валюты.
  3. Основными покупателями валюты являются те же субъекты, что и ее продавцы.

На страховом рынке основными видами прямых участников финансовых операций выступают:

  1. Страховщики.

    Они характеризуют субъектов финансового рынка, реализующих различные виды страховых услуг (страховых продуктов).

    Основной функцией страховщиков на финансовом рынке является осуществление всех видов и форм страхования путем принятия на себя за определенную плату разнообразных видов рисков с обязательством возместить субъекту страхования убытки при наступлении страхового события.

    Основными страховщиками являются:

    • страховые фирмы и компании отрытого типа (предоставляющие страховые услуги всем категориям субъектов страхования);
    • кэптивные страховые фирмы и компании - дочерняя компания в составе холдинговой компании (финансово-промышленной группы), созданная с целью страхования преимущественно субъектов хозяйствования, входящих в ее состав (совпадение стратегических экономических интересов страховщика и его клиентов в этом случае создает широкие финансовые возможности для эффективного использования страховых платежей);
    • компании по перестрахованию риска (перестраховщики), принимающие часть (или всю сумму) риска от других страховых компаний (основной целью операций перестрахования является дробление крупных рисков для сокращения сумм возмещаемого убытка первичным страховщиком при наступлении страхового события).
  2. Страхователи.
  3. Они характеризуют субъектов финансового рынка, покупающих страховые услуги у страховых компаний и фирм с целью минимизации своих финансовых потерь при наступлении страхового события. Страхователями выступают как юридические, так и физические лица.

На рынке золота (и других драгоценных металлов) основными видами прямых участников финансовых операций являются:

  1. Продавцы золота (и других драгоценных металлов).

    В качестве таких продавцов могут выступать:

    • государство (реализующее часть своего золотого запаса);
    • коммерческие банки (реализующие часть своих золотых авуаров);
    • юридические и физические лица (при необходимости реинвестирования средств, ранее вложенных в этот вид активов (средств тезаврации)).
  2. Покупатели золота (и других драгоценных металлов).
  3. Основными покупателями этих металлов являются те же субъекты, что и их продавцы (при соответствующем нормативно-правовом регулировании их состава).

Финансовые посредники

Финансовые посредники составляют довольно многочисленную группу основных участников финансового рынка, обеспечивающую посредническую связь между покупателями и продавцами финансовых инструментов (финансовых услуг). Определенная часть финансовых посредников сама может выступать на финансовом рынке в роли продавца или покупателя.

Основные виды финансовых посредников, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке:

  1. Финансовые посредники, осуществляющие исключительно брокерскую деятельность, являются профессиональными участниками финансового рынка, деятельность которых подлежит обязательному лицензированию.
  2. Основной функцией таких посредников является оказание помощи как продавцам, так и покупателям финансовых инструментов (финансовых услуг) в осуществлении сделок на финансовом рынке.

    Финансовый посредник, осуществляющий брокерскую деятельность, участвует в заключении сделок в качестве поверенного (на основании договора-поручения от клиента) или в качестве комиссионера (на основании договора комиссии).

    При осуществлении сделок по договору-поручению финансовый посредник (брокер) выступает исключительно от имени клиента и за его счет (т.е. стороной сделки является сам клиент, который несет полную финансовую ответственность за ее исполнение).

    При осуществлении сделок по договору комиссии финансовый посредник (брокер) выступает от своего имени, но за счет клиента (т.е. стороной в сделке является в этом случае брокер, который несет ответственность за ее исполнение, возмещая все финансовые расходы по ней за счет клиента).

    Эту группу финансовых посредников представляет многочисленный институт финансовых брокеров, осуществляющих свою деятельность как на организованном (биржевом), так и на неорганизованном (внебиржевом) финансовом рынке.

    В качестве финансовых брокеров в соответствии с законодательством могут выступать как юридические лица (брокерские конторы и фирмы), так и физические лица. В составе общего института финансовых брокеров выделяют:

  • инвестиционных брокеров;
  • валютных брокеров;
  • страховых брокеров (агентов) и т.п.
Каждая из этих групп финансовых брокеров осуществляет свою деятельность исключительно на соответствующем виде финансовых рынков. Основу доходов финансовых брокеров составляют комиссионные выплаты от суммы заключенных ими сделок.
  • Финансовые посредники, осуществляющие дилерскую деятельность, также являются профессиональными участниками финансового рынка.
  • Основной функцией таких посредников является купля-продажа финансовых инструментов от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли от разницы в ценах. За счет осуществления спекулятивных дилерских операций во многом обеспечивается страхование ценового риска на финансовом рынке.

    В соответствии с действующими нормами дилер должен публично объявлять цены покупки (продажи) определенных финансовых инструментов с обязательством совершения сделок по объявленным ценам (объем сделок также оговаривается в предложении).

    Дилерскую деятельность на финансовом рынке может осуществлять исключительно юридическое лицо, прошедшее лицензирование - в процессе такого лицензирования предъявляются определенные требования к минимальному размеру капитала, аттестации отдельных специалистов и другие.

    Финансовые посредники, осуществляющие дилерские операции, могут при наличии соответствующей лицензии осуществлять и брокерскую деятельность, а также выступать в качестве эмитентов, институциональных инвесторов и т.п.

    Эту группу финансовых посредников представляют разнообразные кредитно-финансовые и инвестиционные институты, основными из которых являются:

    • коммерческие банки;
    • инвестиционные компании (предприятия-торговцы ценными бумагами, которые кроме ведения посреднических операций на фондовом рынке могут привлекать средства для осуществления совместного инвестирования путем эмиссии и размещения собственных ценных бумаг);
    • инвестиционные фонды (юридические лица, созданные в форме акционерного общества, аккумулирующие средства мелких индивидуальных инвесторов для осуществления совместного инвестирования).

      Инвестиционные фонды делятся на:

      1. открытые, создаваемые на неопределенный период и осуществляющие выкуп собственных ценных бумаг в сроки, установленные инвестиционной декларацией,
      2. закрытые, создаваемые на определенный срок и осуществляющие расчеты по своим ценным бумагам по истечении периода деятельности.
    • инвестиционные дилеры или андеррайтеры (специальные банковские учреждения или компании, занимающиеся первичной продажей эмитированных акций и облигаций путем покупки новых их эмиссий и организации подписки (реализации) их участникам вторичного фондового рынка мелкими партиями);
    • трастовые компании или инвестиционные управляющие (финансовые посредники, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами или денежными средствами, переданными им во владение третьими лицами с целью инвестирования в ценные бумаги);
    • финансово-промышленные группы или финансовые холдинговые компании (материнские компании, которым принадлежат предприятия, инвестиционные и страховые фирмы, кредитно-финансовые учреждения и другие участники, функционирующие в виде дочерних ее предприятий. Материнской компании, возглавляющей финансово-промышленную группу, принадлежит обычно контрольный пакет акций дочерних предприятий);
    • финансовый дом или финансовый супермаркет (финансовый институт, осуществляющий посредническую деятельность на различных финансовых рынках - кредитном, валютном, инвестиционном, страховом - и оказывающий комплексные финансовые услуги своим клиентам);
    • страховые компании;
    • пенсионные фонды;
    • другие кредитно-финансовые и инвестиционные институты.

    В целях пресечения возможных недобросовестных действий финансовых посредников по отношению к своим клиентам в последние годы значительно усилен государственный контроль за их деятельностью.

    Субъекты инфраструктуры, осуществляющие вспомогательные функции

    Участники, осуществляющие вспомогательные функции на финансовом рынке, представлены многочисленными субъектами его инфраструктуры. Инфраструктура финансового рынка представляет собой комплекс учреждений и предприятий, обслуживающих непосредственных его участников с целью повышения эффективности осуществляемых ими операций.

    В составе этих субъектов инфраструктуры финансового рынка выделяются следующие основные учреждения:

    1. Фондовая биржа.
    2. Она является участником рынка ценных бумаг, организующим их покупку-продажу и способствующим заключению сделок основными участниками этого рынка.

    3. Валютная биржа.
    4. Она выполняет те же функции, что и фондовая биржа, действуя соответственно на валютном рынке и являясь его участником.

    5. Депозитарий ценных бумаг.
    6. Им является юридическое лицо, предоставляющее услуги основным участникам фондового рынка по хранению ценных бумаг не зависимо от формы их выпуска с соответствующим депозитным учетом перехода прав собственности на них.

      Взаимоотношения между депозитарием ценных бумаг и депонентом регулируются соответствующими правовыми нормами и условиями депозитарного договора. Деятельность депозитария ценных бумаг подлежит обязательному государственному лицензированию.
    7. Регистратор ценных бумаг (или держатель их реестра).
    8. Им является юридическое лицо, осуществляющее сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление данных о реестре владельцев ценных бумаг эмитента. Этот реестр представляет собой всех зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им ценных бумаг на определенную дату.

      Использование услуг регистратора является для эмитента обязательным, если число владельцев превышает 500, и в некоторых других случаях, регулируемых правовыми нормами. Кроме владельцев ценных бумаг в составе реестра могут отражаться и номинальные их держатели - брокеры и дилеры.

    9. Расчетно-клиринговые центры.
    10. Они представляют собой учреждения, обслуживающая деятельность которых заключается в сборе, сверке и корректировке информации по заключенным сделкам с ценными бумагами, а также в осуществлении зачета по их поставкам и расчетов по ним. Такие центры создаются обычно при фондовых и товарных биржах и играют важную роль в организации торговли деривативами - фьючерсами, опционами и т.п.

    11. Информационно-консультационные центры.
    12. Такие центры обслуживают основных участников всех видов финансовых рынков - как индивидуальных, так и институциональных.

      В составе таких центров имеются квалифицированные маркетологи, юристы, финансовые эксперты, инвестиционные консультанты и другие специалисты по операциям на финансовом рынке. Система таких центров получила широкое развитие в странах с развитой рыночной экономикой (у нас такие услуги оказывают в основном финансовые посредники).

    Эмитент: понятие и правовой статус

    Эмитент является одним из главных лиц на рынке ценных бумаг, поскольку именно он продуцирует все новые и новые финансовые инструменты, выступающие специфическими товарами, которые продаются и покупаются на фондовой бирже. Цена его финансовых инструментов – товаров, во многом определяется статусом эмитента и результатами его деятельности.

    В начальном латинском происхождении слова - эмитент (emittere) означает – излучать, а в современном переводе с английского эмитент (issuer) - это выпускающий. Первоначально право выпуска и продажи ценных бумаг неограниченному кругу лиц принадлежало государству, и лишь позднее это право закрепилось и за корпорациями.

    Нормативное определение понятия эмитент в отечественном законодательстве дано в ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

    Эмитент – это юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично-правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

    Ряд авторов указывают на нечеткость нормативного определения эмитента относительно органов государственной власти и местного самоуправления. Так, А.Е.Молотников отмечает, что эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг, согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленными этими ценными бумагами.

    «Налицо противоречие, - пишет А.Е.Молотников, - с определением, данным в Законе о рынке ценных бумаг. При этом остается неясным, в каком случае несет обязательства перед владельцами ценных бумаг само публично-правовое образование, а в каком – соответствующий эмитент (курсив автора).

    Нам представляется, что это кажущееся противоречие, связанное с неточным толкованием нормативного определения понятия эмитент. Слова «от своего имени», содержащиеся в определении эмитента, относятся к юридическим лицам.

    Исполнительные органы же государственной власти и местные администрации, как юридические лица, несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами, от имени публично-правового образования, что прямо сказано в Федеральном законе о государственных ценных бумагах и, соответственно, должно быть истолковано в Федеральном законе о рынке ценных бумаг.

    Следует различать понятия «эмитент» и «продавец ценной бумаги». Эмитент – это лицо, выпускающее ценную бумагу, и несущее обязательства перед ее владельцами по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. Продавцом же ценной бумаги является это лицо, которое осуществляет продажу и дальнейшее обращение данной ценной бумаги. В современных условиях – это организатор торговли финансовыми инструментами (биржа).

    Эмитент, осуществляя эмиссию ценных бумаг и принимая на себя определенный комплекс обязательств, в зависимости от того, какие он выпускает ценные бумаги, может преследовать следующие основные цели:

    1. Привлечение капитала для развития производства товаров, если эмитентом выступает корпорация или привлечение денежных ресурсов для обеспечения общественных нужд, если эмитентом является государство или муниципальная власть.

    2. Преобразование формы или трансформация объектов собственности юридических лиц. Например, приватизация государственного унитарного предприятия или изменение статуса компании путем увеличения уставного капитала.

    3. Осуществление секьюритизации имеющейся задолженности других лиц.

    Суть секьюритизации (от англ. securities – ценные бумаги) – превратить имеющиеся у юридического лица неликвидные долги других лиц в ликвидное рыночное обязательство. Для этого долги, предоставляющие право на получение денежных выплат (доходов), собирают в единый пул, который становится активом, позволяющим выпустить процентные ценные бумаги – облигации. Секьюритизированными могут быть, например, ипотечные займы, автокредиты, потребительские кредиты, лизинговые активы и т. д.

    В настоящее время секьюритизация применяется не только в финансах. К примеру, девелоперская компания создает новый бизнес-центр. Путем секьюритизации она может привлечь денежные средства, продав будущий денежный поток от аренды.

    Секьюритизация проводится по следующим этапам:

    Во-первых, происходит подбор активов, собираемый в пул.

    Во-вторых, выбранные активы обособляются путем продажи эмитенту - особому юридическому лицу, которые создаются обычно финансовой организацией. Эти бумаги переходят на баланс данной организации.

    В-третьих, под обеспечение этих активов эмитент выпускает ценные бумаги – облигации, которые продают инвесторам на фондовом рынке.

    В-четвертых, осуществляется обслуживание денежных потоков.

    Денежные потоки от активов, собранных в пул, поступают эмитенту, который выплачивает проценты по облигациям инвесторам и погашает облигации в определенный период времени. Расходы по обслуживанию облигаций, конечно, должны быть ниже, чем доходы от должников по активам пула, которые получает эмитент.

    Итак, секьюритизация стала современным методом привлечения финансовых ресурсов, который связан с выпуском ценных бумаг, имеющих обеспечение активами, производящими стабильные денежные потоки (портфель ипотечных кредитов, автокредитов, лизинговые активы, коммерческая недвижимость и другие активы).

    В России секьюритизацию проводили такие организации, как «Газпром», МДМ Банк, Собинбанк, Международный Московский Банк, Альфа-Банк, Банк Москвы, «Русский Стандарт», «ДельтаКредит», «Юниаструм».

    Государственное регулирование деятельности эмитентов на рынке ценных бумаг состоит в следующем:

    Установление общих требований, предъявляемых к эмитентам, закрепленных в легальном определении эмитента (ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Следует обратить внимание, что в этом определении законодатель не ограничивает перечень ценных бумаг, перед владельцами которых эмитент несет обязательства. В результате может сложиться ошибочное мнение, что эмитентами являются лица, обязанные по любым ценным бумагам. Поэтому второй момент в регулировании деятельности эмитентов:



    Введение правил эмиссии и обращения ценных бумаг. Изучение требований к действиям эмитента по выпуску ценных бумаг, которые мы проанализируем в следующей теме, позволяет заключить, что эмитентами являются только лица, обязанные по эмиссионным ценным бумагам;

    Закрепление правил исполнения эмитентами обязательств перед владельцами ценных бумаг;

    Введение порядка раскрытия информации эмитентами;

    Создание правового механизма противодействия злоупотреблениям на организованных торгах путем неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком ценных бумаг;

    Контроль над деятельностью эмитентов по соблюдению ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

    Нормативное регулирование ответственности эмитентов за нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

    Действующее законодательство Российской Федерации о ценных бумагах предусматривает также ограничения на выпуск эмиссионных ценных бумаг для отдельных категорий эмитентов.

    Так, эмиссия акций разрешена только акционерным обществам, уставный капитал которых в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

    Общества с ограниченной ответственностью по общему правилу в соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вправе размещать только облигации после полной оплаты его уставного капитала. А хозяйственное партнерство вообще не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

    Такое же правило установлено и для некоммерческих организаций. Это следует из положений п. 3 ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами.

    Эмиссии (выпуска в обращение) денег, облигаций, акций и других ценных бумаг и документов, включая кредитные, (пластиковые) карточки, дорожные чеки. Э. несет от своего имени обязательства перед владельцами денег и ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Выпуск в обращение наличных денег в РФ разрешен исключительно Центральному банку РФ.

    Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

    Смотреть что такое "ЭМИТЕНТ" в других словарях:

      Государство или юридическое лицо, осуществляющее эмиссию ценных бумаг. Словарь финансовых терминов. Эмитент Эмитент организация, выпустившая ценные бумаги для финансирования своей деятельности и развития. Эмитент юридическое лицо, органы… … Финансовый словарь

      - (англ. issuer) организация, выпустившая (эмитировавшая) ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности; юридическое лицо, разработавшее и выпустившее электронное устройство или другое специальное средство (микросхему,… … Википедия

      - (фр.). Векселедатель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. эмитент (лат. eraittere выпускать) учреждение или предприятие, производящее амиссию. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

      Юридическое или физическое лицо, выпускающее в обращение денежные знаки, ценные бумаги или платежно расчетные документы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

      Любой орган или организация (государственный банк, финансово кредитное учреждение, предприятие, компания), выпускающие в обращение деньги и ценные бумаги, производящие эмиссию. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

      Эмитент - юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, которые несут от своего имени или от имени публично правового образования обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав,… … Официальная терминология

      эмитент - Государство, орган местного самоуправления, юридическое или группа юридических лиц, выпускающие в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно расчетные документы. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

      Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

      Эмитент - (от лат. emittere выпускать; англ. issuer; нем. Emittent, Ausgeber) субъект, осуществляющий эмиссию денег или ценных бумаг. Эмиссию денег в РФ осуществляет ЦБР. Согласно ФЗ «О рынке ценных бумаг»** Э. ценных бумаг являются … Энциклопедия права

      ЭМИТЕНТ - (лат. emittens выпускающий) государство (в лице центрального или местного органа власти), предприятие, учреждение, организация, банк, производящие эмиссию, выпускающие в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно расчетные документы.… … Юридическая энциклопедия

    Книги

    • Banknotes of the world. С urrency circulation, 2008. Reference book , . Издание содержит информацию о состоянии денежного обращения 198 государств и 53 территорий мира в 2007 г. Соответствующие данные предоставлены национальными банками иправительствами…
    • Банкноты стран мира. Денежное обращение, 2006 год , . Серия "Валюты мира"-фундаментальное справочное издание (в 100 томах), охватывающее практически все аспекты денежного обращения стран мира. Ежегодники содержат информацию о состоянии…

    Кто обязан раскрывать информацию

    Пунктами 5.1 и 6.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2002 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии информации), установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах и что требования Положения о раскрытии информации распространяются также на всех эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии, в случае если такие ценные бумаги находятся в обращении.
    Поясним некоторые моменты.
    Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. проспект ценных бумаг регистрируется в случае:

    • открытой подписки;
    • закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.

    Следовательно , все эмитенты, регистрировавшие проспект ценных бумаг , подпадают под действие Положения о раскрытии информации.
    Во-вторых, Положение о раскрытии информации также устанавливает, что требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах распространяются на эмитентов, регистрировавших ранее проспекты эмиссии ценных бумаг. До принятия поправок от 28 декабря 2002 г. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливал, что эмиссия ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии в следующих случаях:

    • при распределении акций среди учредителей акционерного общества при его учреждении, если число учредителей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
    • при распределении акций среди акционеров акционерного общества, если их число превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
    • при конвертации акций в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью, решение об увеличении (уменьшении) номинальной стоимости которых принято акционерным обществом при увеличении (уменьшении) уставного капитала, конвертации в акции с иными правами акций, решение об изменении прав по которым принято акционерным обществом, а также при конвертации в акции акций, решение о консолидации которых принято акционерным обществом, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
    • при размещении акций путем открытой подписки;
    • при размещении акций путем закрытой подписки на ценные бумаги, если число их приобретателей превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) ценных бумаг превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
    • при конвертации ценных бумаг реорганизованных коммерческих организаций в случае обмена на акции акционерного общества, к которому осуществлено присоединение, на акции акционерного общества, созданного в результате реорганизации, долей участников реорганизованного товарищества или общества, паев членов реорганизованного кооператива, акций акционерного общества, преобразуемого в акционерное общество работников (народное предприятие), приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, акций акционерного общества, созданного путем преобразования в акционерное общество работников (народное предприятие), если число приобретателей ценных бумаг одного выпуска превышает 500 и (или) номинальная стоимость ценных бумаг одного выпуска (объем эмиссии) превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

    Следовательно , все эмитенты, когда-либо после 22 апреля 1996 г. (дата вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг») регистрировавшие проспект эмиссии по любым основаниям, попадают под действие Положения о раскрытии информации. Это могут быть в том числе и ОАО или ЗАО с одним-двумя акционерами, которые регистрировали проспект эмиссии исключительно из-за превышения номинальным объемом эмиссии 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
    В случае если у организации не было ни одного выпуска ценных бумаг после 22 апреля 1996 г., сопровождавшегося регистрацией проспекта (проспекта эмиссии), обязанность раскрытия информации в форме существенных фактов и ежеквартальных отчетов может возникнуть в случае публичного обращения ценных бумаг эмитента, поскольку в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» запрещается предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги.
    Кто может не отчитываться
    Отметим, что ранее в соответствии с п. 14 разд. 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ № 721 в настоящее время наличие у эмитента плана приватизации не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета.
    Также в случае если эмитент не осуществлял ни одной эмиссии ценных бумаг, которая сопровождалась бы регистрацией проспекта эмиссии после вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но при регистрации выпуска до 22 апреля 1996 г. им готовился документ с названием «Проспект эмиссии», необходимости раскрывать информацию в виде квартальных отчетов и сообщений о существенных фактах нет.
    Очень часто эмитенты задают вопрос, - можно ли не раскрывать информацию, если в акционерном обществе один акционер, проспект эмиссии регистрировался в 1997, 1998, 1999 гг., поскольку номинал эмиссии превышал 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, но акции в обращении не находятся?
    В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценные бумаги находятся в обращении, если существует возможность совершения с их участием гражданско-правовых сделок, то есть под нахождением в обращении подразумевается, что ценные бумаги выпуска не погашены (не аннулированы). Ценные бумаги, которые в силу действия некоторых законов РФ либо устава эмитента, а также в силу особенностей организационно-правовой формы эмитента (пример - закрытое акционерное общество), имеют определенные ограничения, связанные с их вторичным обращением, тем не менее будут считаться находящимися в обращении до того момента, пока они не будут погашены либо аннулированы.
    Тем компаниям, которые состоят из одного-двух акционеров и не собираются в ближайшем будущем заимствовать средства на рынке ценных бумаг, но в силу наличия проспекта эмиссии ценных бумаг обязаны раскрывать о себе информацию, можно посоветовать провести дробление либо консолидацию выпусков ценных бумаг, в отношении которых ранее регистрировался проспект эмиссии, поскольку в соответствии с пп. 5.3 и 6.1.3 Положения о раскрытии информации в случае погашения всех ценных бумаг выпуска, в отношении которых зарегистрирован проспект ценных бумаг, за исключением погашения путем конвертации ценных бумаг одного вида, категории (типа) в ценные бумаги другого вида, категории (типа), обязанность по раскрытию информации в форме существенных фактов прекращается с даты, следующей за днем, когда было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска, а в форме ежеквартального отчета - после предоставления эмитентом в регистрирующий орган ежеквартального отчета в отношении квартала, в котором было осуществлено погашение всех ценных бумаг выпуска.

    Раскрытие информации в ходе эмиссии. Новые способы раскрытия информации

    Раздел 2 Положения о раскрытии информации устанавливает порядок раскрытия информации в ходе эмиссии, в соответствии с которым в случае регистрации проспекта ценных бумаг на каждом этапе эмиссии эмитент обязан раскрывать информацию в форме соответствующих сообщений. Этапы эмиссии ценных бумаг:

    • этап принятия решения о размещении ценных бумаг;
    • этап утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
    • этап государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
    • этап размещения ценных бумаг;
    • этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

    Раскрытие информации в ходе эмиссии регламентируется также разд. 6 Положения о раскрытии информации, в соответствии с которым эмитент обязан раскрывать существенный факт с кодом 05 «Сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг» в случае:

    • принятия решения о размещении ценных бумаг;
    • государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
    • признания выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;
    • государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

    Эмитент также обязан раскрывать существенный факт с кодом 11 «Сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг» в случае утверждения решения о выпуске ценных бумаг уполномоченным органом эмитента.
    Из вышесказанного не следует необходимость дублирования раскрытия информации в ходе эмиссии. Требования к раскрытию в форме сообщений, установленные разд. 2 Положения о раскрытии информации, относятся в первую очередь к эмитентам, которые ранее, до принятия решения о размещении (первый этап эмиссии) не были обязаны осуществлять регулярное раскрытие информации в форме существенных фактов и не подпадали под требования п. 6.1.1 Положения о раскрытии информации.
    В соответствующих подпунктах разд. 2 Положения о раскрытии информации специально оговаривается, что в случае если на дату, в которую необходимо осуществить раскрытие информации в форме сообщения об одном из этапов эмиссии, эмитент обязан раскрывать информацию в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии, эмитент обязан раскрыть информацию в форме сообщения о существенном факте.
    Здесь следует отметить, что не все сообщения, формируемые эмитентом в ходе эмиссии, имеют аналоги среди существенных фактов . Так, раскрытие информации на этапе размещения ценных бумаг проводится всеми без исключения эмитентами в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг.
    Порядок раскрытия информации также претерпел существенные изменения. Так, ранее раскрытие информации осуществлялось только путем опубликования информации в печатных СМИ и направления информации в регистрирующий орган. Новое Положение о раскрытии информации устанавливает дополнительные меры по раскрытию информации и видоизменяет старые.
    Лента новостей
    Наиболее оперативно, в течении одного дня, информация должна раскрываться в ленте новостей. Необходимость раскрытия информации в ленте новостей обусловлена требованиями п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации. Устанавливая необходимость раскрытия информации в ленте новостей и Интернете, ФКЦБ России использует свое законное право определять состав, порядок и сроки раскрытия информации, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ.
    В соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 5 марта 2001 г. № 187-р в марте 2001 г. был проведен открытый конкурс на право участия в оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. В соответствии с решением Конкурсной комиссии победителями в проведенном ФКЦБ России открытом конкурсе были признаны ЗАО «Интерфакс» и ЗАО «АК&М». Победители приобрели право на заключение договора с ФКЦБ России об оказании услуг по публичному предоставлению информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, и статус Уполномоченных организаций по обработке и обеспечению публичного доступа к информации.
    В соответствии с п. 1.4. Положения о раскрытии информации подавляющая часть эмитентов обязана осуществлять раскрытие информации в срок до 10.00 по московскому времени. Эмитент может раскрывать информацию до 10.00 по иному часовому поясу только при одновременном исполнении следующих условий:

    • эмиссионные ценные бумаги обращаются на организованных рынках;
    • эмиссионные ценные бумаги не обращаются на организаторах торговли, расположенных в московском часовом поясе.

    В этом случае раскрытие происходит до 10.00 времени часового пояса того организатора торговли, на котором обращаются эмиссионные ценные бумаги эмитента.

    Интернет
    Также абсолютно новым для эмитентов является требование раскрытия информации в Интернете: для существенных фактов - в течение трех дней с момента его появления, а для ежеквартальных отчетов - не позднее 45 дней с момента окончания отчетного квартала.
    Положение о раскрытии информации (п. 1.6.) разрешает эмитенту использовать домен эмитента либо иной домен с указанием адреса страницы в сети Интернет в соответствующей отчетности для раскрытия информации в Интернете.
    По международному соглашению, каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2–3 буквы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны . Так, например, если адрес сайта заканчивается на.ru, значит, сайт находится в домене России, .fr - Франции, .jp - Японии. Кроме того, существуют несколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленностью сайта. Например, .com для коммерческих, .org для некоммерческих, .edu для образовательных организаций. Домен первого уровня также называют зоной.
    Домены второго уровня выдаются предприятиям и частным лицам в аренду, как правило, с ежегодной оплатой. В каждой зоне домены второго уровня выдает специально уполномоченная организация. В России этим занимается РосНИИРОС. Домен второго уровня, также как и любого другого, должен состоять из цифр и букв латинского алфавита.
    Следовательно, под доменом эмитента можно понимать домен второго уровня, об аренде которого эмитентом существуют соответствующие подтверждающие документы.
    Эмитент вправе использовать иной домен для размещения в Интернете информации в соответствии с Положением о раскрытии информации. Однако в этом случае эмитенту желательно иметь документы, подтверждающие наличие договорных отношений с арендатором домена второго уровня, предусматривающих возможность для эмитента размещать необходимую информацию на домене второго уровня, принадлежащего третьему лицу. Из этого следует невозможность использования бесплатных хостингов (boom.ru, narod.ru и других) в качестве страниц эмитента, поскольку у эмитента не будет возможности подтвердить документально отношения с арендатором домена второго уровня.
    Средства массовой информации
    Пункт 1.7 Положения о раскрытии информации устанавливает, что раскрытие в ходе эмиссии должно сопровождаться публикацией информации в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом:

    • не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях эмиссии ценных бумаг, предусматривающей их размещение путем открытой подписки;
    • не менее 1 тыс. экземпляров - в иных случаях.

    Также при опубликовании информации в периодическом печатном издании такая информация должна быть опубликована в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России».
    Напомним, что в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитент обязан раскрывать информацию в ходе эмиссии в случае, если эмиссия сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, который согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в редакции от 28 декабря 2002 г. регистрируется в случае открытой подписки или закрытой подписки при количестве приобретателей ценных бумаг свыше 500.
    Следовательно, под «иными случаями» в п. 1.7 предполагается размещение ценных бумаг по закрытой подписке среди свыше чем 500 приобретателей, а также случай, когда проспект регистрируется по усмотрению самого эмитента, то есть если эмитент, хотя и не обязан, тем не менее регистрирует проспект ценных бумаг по своей инициативе.
    Отметим, что норма постановления, регламентирующая раскрытие информации в периодическом печатном издании в ходе эмиссии, отличается от нормы, регламентирующей публикацию в периодическом печатном издании сообщений о существенных фактах - в соответствии с п. 6.3.1. Положения о раскрытии информации, сообщение о существенном факте должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, распространяемом тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
    Необходимость обязательной публикации существенного факта в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» прямо следует из п. 1.7. Положения. В случае если существенный факт не относится к процедуре эмиссии, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, публикация в «Приложении к Вестнику ФКЦБ России» может в отдельных случаях считаться выполнением требования по публикации в периодическом печатном издании, доступном для большинства владельцев ценных бумаг, с учетом того, что тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России» составляет 1000 экземпляров.
    Следовательно, необходимость обязательной публикации существенного факта в ином, помимо «Приложения к Вестнику ФКЦБ России», периодическом печатном издании будет возникать у эмитента в случаях, когда:

      • сообщение о существенном факте связано с эмиссией ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг;
      • большинство акционеров не имеют доступа к «Приложению к Вестнику ФКЦБ России»;
      • количество акционеров общества превышает тираж «Приложения к Вестнику ФКЦБ России».

    Д. Оленьков, зам. генерального директора «Интерфакс-АКИ»