Что ставить в уин. Когда необходимо указывать УИН? Как оплатить налог по УИН из квитанции

До 2014 года организации-налогоплательщики не заполняли поле «Код» (22) в платежных документах.

В 2014 году, в соответствии с п. 1.21.1 Положения ЦБ РФ № 383 от 19.06.2012, плательщики при оплате бюджетных трансфертов (налоги и страховые взносы) обязаны ставить код УИН в платежке (что это такое, расскажем далее).

Расшифровывается название данного кода как уникальный идентификатор начисления. Его необходимо проставлять для каждого перевода в бюджет в текущем году. Также прописывался УИН в платежках 2017: что это за идентификатор и где его необходимо указывать?

Уникальный код цифровых значений вводится в платежные поручения для дальнейшей идентификации произведенной учреждением оплаты. Минфин РФ ввел его с целью снижения объемов невыясненных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные государственные органы. Также с помощью данного шифра упрощается система финансовых начислений и производится контроль над корректностью поступлений платежей в органы и фонды.

Как формируется

Идентификатор состоит из 20-25 цифровых значений и расшифровывается следующим образом:

  • 1-3 цифры конкретизируют каждый бюджетный трансферт. Так, для денежных переводов в ИФНС — 182;
  • 4 позиция — это всегда 0 (в настоящий момент не применяется);
  • следующие цифры (с 5 по 19) представляют собой индекс или уникальное значение каждого платежа;
  • последняя, 20-я, цифра определяется согласно специальному алгоритму и выступает проверочной величиной.

Уникальный цифровой шифр необходимо указывать при перечислении денежных средств в следующие инстанции:

  • ИФНС;

Идентификатор ставится в платежном поручении в случае оплаты по выставленному требованию (пени, штрафы, недоимки) либо при перечислении текущей оплаты в бюджетные органы.

Где в платежке указать УИН

При заполнении платежного поручения в первую очередь необходимо определиться с видом платежа. Если оплата производится по требованию и в нем указан УИН, то шифр необходимо взять из документа.

Многие специалисты спрашивают, где в платежке указывается УИН? Идентификатор вносится в специальную ячейку «Код» (поле 22). Плательщик должен внимательно перенести все цифры из требования в поле 22 платежного поручения. Если же производится текущий платеж или же в требовании от контролирующих органов не приведено уникальное цифровое значение, то в поле 22 проставляется значение 0.

Где плательщику посмотреть идентификатор

Плательщик обязан всегда включать код УИН в платежке в бюджет.

В отличие от кодов бюджетной классификации (КБК), уникальный идентификатор начисления различен для каждой новой операции. Этот шифр невозможно найти в интернете, в том числе на официальных сайтах региональных ИФНС или ПФР.

Если оплата производится по требованию, то специалисту необходимо внимательно ознакомиться с входящим документом и найти шифр в тексте самого требования.

В том случае, если отправляется текущий платеж, идентификатор также надлежит проставлять, однако цифровое значение шифра для таких платежей будет «0» (Письмо ФСС№ 17-03-11/14-2337 от 21.02.2014). То есть при перечислении ежемесячных налогов и взносов в надлежащем поле указывается 0.

Платежное поручение предусматривает необходимость правильного заполнения всех строк формы этого документа. Без заполнения всех полей банк может не принять документ к исполнению. Как правило, у организаций не возникает вопросов по заполнению платежных поручений. Однако при уплате налоговых платежей следует знать следующее. Поле 22 платежного поручения предусматривает указание специального кода - так называемого кода УИП (УИН), который мы рассмотрим в статье.

Что такое УИП в платежке

Если мы обратимся к разъяснению того, чем же является указанный реквизит, то правильно он звучит так — уникальный идентификатор платежа (сокращенно УИП). Что это за реквизит и откуда его брать при заполнении платежного поручения, разберемся ниже.

Сначала нужно отметить, что указывать его нужно не всегда, а только в специально установленных случаях, определенных Банком России. Для этого необходимо обратиться к Положению N 383-П , которым регламентированы правила осуществления перевода денежных средств.

Так, УИП указывается в двух случаях:

  • Первый - если он был присвоен получателем денежных средств и доведен до информации плательщика в соответствии с условиями договора. Соответственно, организация при осуществлении платежа будет знать его номер и как им пользоваться. Указанный вид расчета сделан для удобства организаций. Порядок его формирования и методика проверки банком при осуществлении платежа определяются Банком России;
  • Второй - при перечислении налогов и взносов. Налогоплательщиков больше интересует порядок заполнения этого реквизита в случае уплаты налогов, ведь в этом случае он должен знать, где его найти при заполнении этого поля в платежном поручении.

Как узнать УИП

При уплате налогоплательщиками платежей в бюджетную систему РФ в ряде случаев также может потребоваться указать УИП. Однако до осуществления платежа такой идентификатор, как правило, будет известен налогоплательщику. Это связано с тем, что при осуществлении обычных платежей (налогов или авансовых платежей на основании самостоятельного расчета) этот реквизит указывать не требуется, точнее в строке необходимо указывать «0».

Налогоплательщику же будет известен указанный реквизит в том случае, если речь идет об уплате недоимки по налогу, а также пеней и штрафов по требованиям налогового органа, а не обычных платежей. Следовательно, при осуществлении платежей на основании требования налогового органа необходимо проверить, указан ли в документе универсальный идентификатор платежа. Если да, то именно его и нужно внести в строку 22 платежного поручения.

Соответственно, организация должна разграничивать обычные платежные поручения на уплату налога и те, которые она оплачивает по требованию налогового органа. Только во втором случае следует указать уникальный идентификатор платежа в платежном поручении, если он предусмотрен документами налогового органа, на основании которых производится уплата.

Если банк отказывается принимать платежку без указания УИП, можно отметить официальную позицию ведомства — Письмо ФНС России от 08.04.2016 N ЗН-4-1/6133@ . В нем указано, что организации достаточно указать свой ИНН, а в поле 22 соответственно оставить «0». В таком случае кредитная организация не вправе будет отказать в осуществлении перевода платежа.

Таким образом, только в том случае, если указание УИП является обязательным, этот реквизит необходимо включить в платежное поручение. Отметим, что он состоит из 20 или 25 цифр и необходим для идентификации соответствующего платежа в государственной системе. Если ошибиться в указанном реквизите, то имеется вероятность, что обязанность по уплате недоимки, пени или штрафа налогоплательщиком будет считаться неисполненной. В таком случае потребуется дополнительное время для выяснения платежа, возможно, начисление пеней будет продолжаться.

Короткое резюме

Резюмируя изложенное о том, где взять уникальный идентификатор платежа, можно отметить, что указывать его нужно налогоплательщику в том случае, если он известен. Если информация о нем отсутствует, то в рассматриваемом поле платежного поручения следует указать «0». Просто оставлять указанное поле без заполнения недопустимо, поскольку платеж может не пройти из-за требований банка.

С 4 февраля 2014-го года действуют новые правила заполнения платежных поручений для ряда перечислений в бюджет РФ. В частности, в соответствии с приказом Минфина РФ №107н от 12.11.2013 вводится новый реквизит - УИН. УИН расшифровывается как «уникальный идентификатор начисления» и представляет собой последовательность из 20-ти цифр, которая оканчивается значением «///». УИН необходимо указывать в поле «Код» платежного поручения при заполнении платежного поручения для перевода платежей в бюджетную систему РФ.

Когда необходимо указывать УИН?

УИН указывается при оплате налогов, сборов и других платежей, которые администрируются налоговыми органами. Также УИН необходим для платежных поручений на оплату муниципальных и государственных услуг. УИН прописывается в реквизите №22 «Код» первым. 20 цифр идентификатора отделяются от прочей информации в поле «Код» комбинацией символов «///». Например, при выполнении платежа по единому налогу в поле «Код» должна быть проставлена следующая информация: «20 цифр УИН/// Единый налог по УСН (6%) за 2013 год». Уже сегодня многие банки при заполнении платежных поручений требуют указания УИН. При этом важно знать, что есть ситуации, в которых УИН не указывается.

Когда УИН не используется?

УИН не формируется в случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налогов на основании налоговых деклараций. При перечислении таких сумм указывать УИН не нужно, так как идентификатором платежа является кот бюджетной классификации, указываемый в поле 104 платежного поручения.
Еще один случай - это уплата имущественных налогов физическими лицами. Если налог выплачивается на основании налогового уведомления, сформированного налоговым органом, УИН не нужен. Уведомление, а также приложенный к нему платежный документ в такой ситуации формируются налоговыми органами. В качестве идентификатора для платежа используется индекс платежного документа.
Тем не менее, даже в таких случаях поле «Код» нельзя оставлять пустым. Если УИН не сформирован, то вместо 20-ти символов идентификатора проставляется «0», который также отделяется от последующих данных комбинацией «///».

Где взять УИН?

Уникальные идентификаторы начисления формируются налоговыми органами. Соответственно, уточнить УИН можно только в территориальном налоговом органе. Если у плательщика нет УИН, и налоговый орган не формирует идентификатор для конкретного вида платежа, в поле «Код» проставляется «0///», после чего указывается необходимая для идентификации платежа информации (назначение). Если УИН сформирован налоговым органом, необходимо указать его, опять же, отделив «///» от последующих данных, идентифицирующих платеж.

С 31 марта 2014 года УИН в платежках стало необходимо указывать по-новому. Но прежде чем рассматривать подробности, наверное, следует рассказывать вам о том, что же это за зверь такой, состоящий из трех букв. Не смотря на то, что данный код используется при переводе денежных средств в бюджеты уже более года, мы и сейчас наблюдаем огромное число предпринимателей, набирающих в поисковых системах запрос: «Что такое УИН и где его брать?».

Это и понятно. Причины такой ситуации видятся нам разносторонние. С одной стороны, это закоренелый правовой нигилизм наших отечественных представителей малого и среднего бизнеса. Очень большой процент их ведут свою деятельность вообще не утруждая себя изучением каких-либо законов и других нормативных правовых актов, поэтому и не знают ничего. С другой стороны, государственная политика в области финансов и налогов строится таким образом, что она существует как бы отдельно, обособленно от практики её применения. Чиновники никак не хотят принимать во внимание менталитет наших «мини бизнесменов», видимо, считая это напрасной тратой времени и ресурсов. Вот так и живём – чиновники рассуждают теоретически, а малый бизнес работает практически. Но сейчас мы вам всё растолкуем простым языком.

Если вы уплачиваете налоги или страховые взносы, которые сами же и начислили, никакого УИН у вас быть не может. Проставляйте в поле "Код" платежки один раз ноль ("0") .

Как всё начиналось

Всё началось 27 июня 2011 года. Наши законодатели решили облегчить взаимоотношения граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами и организациями, оказывающими соответствующие услуги. В упомянутую нами дату, были внесены две поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Первым изменением было запрещено с 1 января 2013 года требовать от физических лиц и организаций квитанций и платежных поручений, подтверждающих внесение соответствующей оплаты. Например, вы купили или продали квартиру, дом, другую недвижимость, и несёте документы для регистрации перехода прав в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. В составе подаваемых туда документов теперь отсутствует бумажка, подтверждающая оплату вами пошлины. То есть, платить её по-прежнему нужно, конечно. А вот предоставлять квитанцию об уплате, или платежку, вовсе не обязательно. То же самое касается и штрафов за нарушение ПДД, и многих других обязательных платежей. Однако если бы всё было так просто.

В реестре государственных услуг, к примеру, числится и предоставляемая Федеральной налоговой службой услуга по регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Соответственно Административному регламенту предоставлению данной услуги, утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 22 июня (памятное число) 2012 г. № 87н, документ об уплате государственной пошлины за регистрацию не представляется в ИФНС. Оно и понятно, упомянутый нами выше закон это запрещает. Но ведь требуют же налоговики предоставлять им подтверждение уплаты госпошлины! В чём же дело?

Да просто забыли законотворческие работники вместе с депутатами убрать из Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» эту норму. Вот и получается, что один закон и нормативные правовые акты, изданные на его основании запрещают требовать от заявителей квитанции и платежки на уплату госпошлины, а другой закон обязывает их представлять. Но это и не удивительно. Государственная дума плодит законы в таком избыточном количестве, что сами депутаты не в силах уже отслеживать соответствие одних нормативных правовых актов другим. И автоматизированной системы, которая позволяла бы это делать, вводить не хотят (тоже понятно, почему). А налоговики вынуждены действовать по известному принципу – лучше перебдеть, чем недобдеть! Однако вернёмся к нашей теме.

Вторым изменением в закон стало дополнение его Главы 5 Статьёй 21.3. «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах». Вот именно эта система ГИС ГМП и должна теперь поставлять сведения об уплате физическими и юридическими лицами платежей в бюджеты, если обязанность приносить квитанции и платежки отменена.

То есть, как только вы произвели оплату в банке или на почте соответствующей госпошлины, иной платы в бюджет, банковский работник тут же направляет в упомянутую систему сообщение, что такой-то плательщик оплатил конкретную сумму за определенную услугу или иной платеж в бюджетную систему. Но прежде туда же сообщает информацию орган, который начислил данный платеж (если он был начислен). Например, вам начислили штраф в ГИБДД. Тогда, одновременно с выдачей постановления о штрафе, сотрудник ГАИ отправит в ГИС ГМП все данные, необходимые для уплаты штрафа. Но как же система поймет, что это один и тот же платеж? Вот здесь и нужен идентификатор, который позволит обеспечить соответствие начисления и факта его оплаты.

Профессиональный учет для организаций и индивидуальных предпринимателей в г. Иваново . Мы избавим Вас от проблем и ежедневных забот по ведению всех видов учета и сдачи отчетности. LLC NEW тел. 929-553

Что такое УИН и где взять его

Итак, наверное, вы уже поняли, что УИН, – это уникальный идентификатор начислений по платежам за государственные и муниципальные услуги. Он позволяет Федеральному казначейству получить информацию о том, что каким-либо органом произведено то или иное начисление, и отследить его уплату. Действительно, первоначально в Инструкции по заполнению Реестра платежей за оказание государственных и муниципальных услуг так и задумывалось, что УИН будет идентификатором, предназначенным для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей:

  • за оказание государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их полномочий (часть 1 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ);
  • за услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ);
  • иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

И в этой инструкции новый код сначала назывался универсальным идентификатором начислений . Именно в таком словосочетании до сих пор его ищут некоторые предприниматели в интернете. Однако в таком виде он больше ни в одном нормативном документе не встречается.

Уникальность идентификатора заключается в том, что его код не может повторяться в точности второй раз. Формирует его и присваивает код УИН администратор платежа, то есть тот орган, который и произвел начисление, подлежащее уплате. Но причём же здесь налоги и страховые взносы, они же не являются услугами? – уже предвидим мы ваш вопрос. Конечно так, но и не так. Они являются теми самыми «иными платежами» из последнего пункта в предыдущем списке. Но и это ещё не всё.