Что произошло с рублем в 1998. Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях

(англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.

Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.

После распада СССР Россия в 1990-е годы почти постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг. По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 млрд долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (государственные краткосрочные обязательства/облигации федерального займа) и фондовом рынке - свыше 36 млрд долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд долларов в год .

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис . Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

По мнению экспертов, тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились 3 июля 1998 года после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю, сказавшего, что даже в случае исполнения Москвой всех требований фонда, его организация вряд ли сможет организовать заем на 15 млрд долларов, который запросила Россия.

9 июля в Москве завершились переговоры с МВФ, в результате чего Россия имела реальные шансы в течение 2-х лет получить новые кредиты на сумму 22,6 млрд долларов.

10 июля, комиссия ООН для Европы: "Девальвация рубля почти неизбежна и даже желательна. Она может предоставить российской экономике временное облегчение".

20 июля МВФ принял решение выделить России первый транш экстренных внешних займов в размере 14 млрд долларов. Угроза девальвации рубля отступила.

29 июля директор Института экономического анализа Андрей Илларионов выступил с резкой критикой политики ЦБ РФ и призвал к скорейшему проведению девальвации рубля.

5 августа правительство приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.

6 августа МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 млрд долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.

15 августа президент Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась .

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: "проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств".

18 августа Александр Лившиц подал в отставку с поста заместителя главы администрации президента, сказав, что "не смог уберечь президента". Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта - недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа зампред ЦБ заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций. Сергей Дубинин объявил, что Центробанк отныне гарантирует вклады населения во всех банках.

21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России, однако во время дефолта 1998 года его признали банкротом и в банке ввели временное арбитражное управление.

По мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия.

Главным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Экономический кризис 1998 года в России — один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории страны.

Основными причинами дефолта (приостановки платежей по внутреннему долгу) стали огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляло дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте.

Российская экономика образца 1990-х хронически — он составлял 5-8% ВВП. Для покрытия этого дефицита правительство создало рынок ГКО.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации были впервые эмитированы министерством финансов РФ в мае 1993 года. По сути, рынок ГКО представлял собой классическую финансовую пирамиду, в которую были вовлечены чуть ли не все денежные ресурсы страны. На протяжении более чем трех лет деньги не выходили за пределы финансовой сферы , спекуляции с этими ценными бумагами были выгоднее, чем выпуск самой прибыльной продукции.

Доходность по ГКО непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых.

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

27 мая 1998 года ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования коммерческих банков с 50% до 150% годовых. Доходность государственных ценных бумаг поднялась до 80% годовых.

Принятое 13 июля 1998 года решение МВФ о начале программы кредитования России размером в 22,6 миллиарда долларов, рассматривавшееся многими аналитиками как завершение российского финансового кризиса, только отсрочило коллапс российской финансовой системы.

5 августа 1998 года правительство приняло решение о резком — с 6 до 14 миллиардов долларов — увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение подтвердило невозможность финансирования бюджета из внутренних источников.
6 августа 1998 года МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 миллиарда долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа 1998 года обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа 1998 года резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа 1998 года рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) — дело самих банкиров.

15 августа 1998 года президент РФ Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенко провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля . На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ перешел на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рубля за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. 18 августа 1998 года Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа 1998 года правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта — недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа 1998 года зампред ЦБ Сергей Алексашенко заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций.

21 августа 1998 года все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа 1998 года Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов . Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население — 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое — до 150 миллиардов долларов — и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов — банков, 25 миллиардов долларов — компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147% ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63% , по непродовольственным товарам — 85%.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России.

Разразившийся в России банковско-финансовый кризис значительно ухудшил экономическую ситуацию в стране . В первом полугодии 1998 года объем промышленной продукции сократился на 2,5%, продукции сельского хозяйства — на 3%.

Социальные последствия кризиса августа 1998 года проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, а, следовательно, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. Реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1%. Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысяч человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 миллиона человек (или 11,5% от экономически активного населения).

Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года и за четыре с третью года оказалась пятикратной. С 2003 года рубль начал вновь укрепляться. В дальнейшем экономический рост был поддержан ростом цен на нефть и притоком иностранного капитала в середине 2000-х годов.

Главным позитивным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 лет назад, 17 августа 1998 года, в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, что привело к серьезному финансовому кризису.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о причинах и последствиях дефолта.

Финансовая ситуация в стране в 1995-1997 годах

Прошедшие после распада СССР рыночные реформы в России привели к гиперинфляции и падению экономики. В 1997 году начали проявляться внешние признаки стабилизации. Инфляция снизилась до 10% (лучший показатель с 1991 года), курс доллара стабилизировался в коридоре 5-6 тыс. неденоминированных рублей. В 1997 году экономика впервые показала рост - 1,4%. Несмотря на это, экономика оставалась в тяжелом кризисе, промышленность не развивалась, собираемость налогов была низкой. Выполняя задачу по снижению инфляции, Банк России искусственно поддерживал завышенный курс рубля и отказывался от эмиссии (из-за этого, в частности, возникали перебои с выплатой пенсий и зарплат).

Для финансирования дефицита бюджета правительство брало займы. Главным кредитным механизмом при этом стали облигации федерального займа (ОФЗ), в особенности государственные краткосрочные облигации (ГКО). Последние были введены в 1993 году, в феврале 1996 года их разрешили покупать иностранцам. Эти бумаги были очень рискованным финансовым инструментом, поэтому доходность по ним часто превышала 100%, что привлекало инвесторов. Покупка ГКО, при удачной конъюнктуре, позволяла за несколько месяцев полностью окупить их приобретение.

Объем краткосрочных обязательств вырос с 76,6 трлн руб. в 1995 году до 436 трлн руб. в 1997 году. При этом основная часть средств, вырученных за счет продажи новых облигаций шли в первую очередь для погашения старых. Как признавали впоследствии премьер-министр Евгений Примаков и глава ЦБ Виктор Геращенко, вступившие в свои должности в сентябре 1998 года, система ГКО фактически работала по схеме финансовой пирамиды. При этом инвесторы вырученные деньги от ГКО вкладывали не в российскую экономику, а выводили их за рубеж.

К началу 1998 года внешний долг России достиг $182 млрд (40% ВВП), из которых $167 млрд приходились на долю государства. На обслуживание госдолга уходило 30% расходов федерального бюджета.

"Девальвации не будет"

Резкому ухудшению финансовой ситуации в России способствовал кризис в странах Юго-Восточной Азии, произошедший в середине 1997 года. Он привел к снижению иностранных инвестиций в рынки развивающихся стран и падению спроса на российские ГКО. Также в начале 1998 года произошел обвал цен на энергоносители: баррель нефти марки Brent, торговавшийся ранее на уровне $20, подешевел в два раза. Из-за прекращения притока новых вкладчиков властям РФ труднее стало выплачивать проценты по уже выпущенным облигациям.

В этой ситуации ряд российских и международных экономистов начали высказываться о неизбежности девальвации рубля как одной из мер по борьбе с кризисом. Например, британский финансист Джордж Сорос предлагал ослабить рубль на 15-20% и призвал МВФ и Большую семерку выделить России $32 млрд помощи.

Новый премьер-министр РФ Сергей Кириенко (был утвержден на посту 24 апреля 1998 года) заявил о намерении снизить государственные заимствования. Вместе с тем он категорически отказывался от девальвации, так как, по его словам, твердый рубль - "это лицо страны". Той же позиции придерживался глава ЦБ Сергей Дубинин.

Президент РФ Борис Ельцин на протяжении 1998 года трижды обещал, что девальвации не будет: 28 мая на встрече с руководителями телеканалов, 9 июля на пресс-конференции в Кремле и 14 августа в аэропорту Великого Новгорода, выступая перед журналистами.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования государственного долга и удержания курса рубля. Совокупный госдолг к этому времени достиг почти $200 млрд (44% от ВВП). На рынке началась паника, доходность по ГКО подскочила до 140-190%. Доллар на тот момент стоил 6,2 руб.

Меры правительства

Для стабилизации ситуации правительство и ЦБ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года Кириенко объявил о реформах, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики, которые фактически означали дефолт по основным видам государственных долговых обязательств и девальвацию.

Было объявлено о приостановлении на 90 дней выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Правительство приняло решение о реструктуризации (пересмотре условий обслуживания) госдолга по ГКО, составлявшего на тот момент $72,7 млрд. Операции купли-продажи ГКО были прекращены.

Одновременно правительство отказалось от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, допустив его девальвацию. Было объявлено о переходе к плавающему курсу национальной валюты в рамках нового "валютного коридора", границы которого были резко расширены (до 6 - 9,5 рублей за доллар).

Политические последствия

23 августа 1998 года Ельцин подписал указ об отставке Кириенко с поста главы правительства. Исполнение обязанностей главы кабинета министров президент возложил на бывшего премьера РФ Виктора Черномырдина. Однако возвращение Черномырдина отказалась поддержать Госдума. 11 сентября 1998 года председателем правительства стал Евгений Примаков. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушел в отставку Дубинин, главой финансового регулятора стал Виктор Геращенко.

Краткосрочные экономические последствия

17 августа, сразу после публикации постановления правительства, обменные пункты перестали продавать валюту. Курс рубля на бирже начал падать, обесценившись в три раза. 8 сентября Банк России опустил курс до 20 руб. за доллар. В результате коррекции национальная валюта укрепилась до 8 руб. (15 сентября), но затем вновь обвалилась - до 20 руб. в декабре 1998 года и 25 руб. в апреле 1999 года.

Дефолт привел к краху крупных банков, активно участвовавших в операциях с ГКО, среди них - Инкомбанк, Мосбизнесбанк, СБС-Агро, Мост-банк и др. По оценкам Института экономики переходного периода, в этих кредитных учреждениях хранились от 37% до 68% всех депозитов россиян.

По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России от кризиса в августе 1998 года составили $96 млрд. Из них корпоративный сектор потерял более $30 млрд, население - $19 млрд. Прямые убытки коммерческих банков составили $45 млрд. Валовой внутренний продукт сократился в два раза - с $404,9 млрд в 1997 году до $195,9 млрд в 1999 году. Инфляция по итогам 1998 года подскочила с 11 до 84,5%. В результате кризиса было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и финансовым обязательствам государства, а также к национальной валюте.

Долгосрочные последствия

Несмотря на разрушительные последствия дефолта, девальвация рубля позволила экономике России стать более конкурентоспособной. Из-за резкого снижения импорта начала развиваться промышленность страны, расширились экспортные возможности. Были приняты меры для улучшения собираемости налогов, в частности, в 2001 году введена плоская шкала налога на доходы физлиц размером в 13%.

Крах "пирамиды ГКО" способствовал и оздоровлению финансовой сферы. В 2000-х годах Россия резко сократила госдолг (с 2007 года он не превышает $70 млрд или 5% от ВВП), был создан институт стабилизационных фондов. Для сохранения вкладов физических лиц в 2003 году было учреждено Агентство по страхованию вкладов.

Россия после распада СССР испытывала серьезные финансовые трудности. Государству требовалось иностранное финансирование, но при этом были проблемы с гарантиями обслуживания внешнего долга. Производились как внутренние, так и внешние заимствования.

Результатом такой финансовой политики стал чрезмерно большой государственный долг. В последствие это привело к дефолту 1998 года. В истории этот день называется «черный четверг».

Причины дефолта

  • большой государственный долг;
  • падение мировых цен на сырье;
  • политическая обстановка в стране;
  • малоэффективные меры в отношении экономической системы (выпуск государственных краткосрочных обязательств);
  • кризис ликвидности;
  • обвал азиатских экономик.

Хронология событий

9 июля — завершились переговоры с представителями МВФ в Москве. У России были реальные шансы получить 22,6 млрд. долларов в течение двух лет.

20 июля – принято решение МВФ перевести России первый транш в размере 14 млрд. долларов. Возможность девальвации рубля снизилась.

5 августа – правительством было принято решение об увеличении внешних займов в текущем году. Это говорит о дефиците бюджета.

11 августа – стоимость российских ценных бумаг на биржах резко пошла вниз. Банки активно покупают валюту. К вечеру многие из них приостановили операции.

12 августа – вследствие роста спроса на валюту произошла стагнация межбанковского кредитного рынка, начался кризис ликвидности. ЦБ РФ понизил ограничения на продажу валюты крупным банкам.

13 августа – состоялась встреча министра финансов и зампреда ЦБ с руководителями крупных российских банков. Международные рейтинговые агентства снизили до минимального значения кредитный рейтинг России.
Правительство перестало поддерживать рынок государственных краткосрочных облигаций и валютный предполагалось, что этим будут заниматься банкиры.

15 августа — президент Б. Ельцин срочно возвращается в Москву. Состоялось совещание с участием глав Минфина и Центробанка, представителя России в международных финансовых организациях. Премьер-министр поручил разработать мероприятия по нормализации ситуации.

17 августа – «черный четверг». Произошел технический дефолт страны, т.е. признана ее неспособность платить по внешним и внутренним обязательствам. Девальвация состоялась. Рубль по отношению к доллару подешевел в полтора раза. Операции с ГКО прекратились.
Банки перестали возвращать депозиты.

18 августа – замглавы администрации президента подал в отставку. Карты банка «Империал» международной системы Visa Int. были заблокированы.

20 августа — Центробанк гарантирует сохранность депозитов граждан во всех банках. Зампред ЦБ заявил об отказе от введения в банках временных администраций.

23 августа — отставка С. Кириенко. Исполняющим обязанности председателя правительства назначен В. Черномырдин.

Последствия дефолта

Иностранные инвесторы, в том числе CSFB, после переговоров с правительством России, смогли добиться выплат по ГКО в размере 1% от суммы долга.

Позиции экспорта усилились после девальвации валюты. Стали конкурентоспособными те российские предприятия, которые несли затраты в рублях, а продукцию экспортировали.

Курса рубля укреплялся до показателей 1996–1997 вплоть до 2005 года. Было признано малоэффективным использование в качестве антиинфляционной меры завышенного курса рубля. Он стал формироваться рынком.

Кризис в экономике стал крахом макроэкономической политики властей, которая проводилась с 1992 по 1998 годы. Смена власти способствовала скорейшему выходу из кризиса.

Монетарное регулирование стало более мягким. Практика приостановки социальных выплат и невыполнения обязательств по госзаказу и др. ушла в прошлое.

Бюджетная дисциплина значительно повысилась. Финансирования дефицита госбюджета не будет больше производиться посредством крупных заимствований. Выгоднее стало вкладывать в реальный сектор экономики, чем в ценные бумаги. Это привело к возобновлению роста производства.

Сразу после дефолта одной из действенных антикризисных мер стало регулирование цен на продукцию естественных монополий (ж/д транспорт, электроэнергия, и т.п.).

Оборачиваясь на 10 лет назад, поражаешься насколько сегодня Российская экономика и уровень развития бизнеса отличается от событий тех лет. Первые признаки коллапса финансовой системы страны появились осенью 1997 года, когда начался финансовый кризис в Азии, после чего была существенно изменена валютно-денежная политика Центрального Банка России.

Весной 1998 года страна вкатилась в финальную стадию кризиса. Ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд. рублей, ежемесячные расходы 25 млрд. рублей и ещё 30 млрд. рублей ежемесячно должно было направляться на погашение внутреннего долга, не считая процентов по кредитам и внешним займам. Даже если бы все доходы направлялись на погашение внутреннего долга, этих средств всё равно бы не хватило.

Ключевым препятствием, вставшим стеной перед попыткой вытащить страну из финансовой ямы, была специфическая российская политическая ситуация. И имя ей - прокомумнистическая Дума, бойкотировавшая любые инициативы Бориса Ельцина. 23 марта 1998 года правительство Виктора Черномырдина было отправлено в отставку, был назначен исполняющий обязанности премьер-министра Сергей Кириенко. Дума утвердила кандидатуру лишь спустя месяц - 24 апреля 1998 года. Именно тогда, когда каждый день был на вес золота, и началась работа над антикризисной программой. Правительство должно было в короткий период времени сбалансировать ежемесячный бюджет с доходами к 1 ноября 25 млрд. рублей при расходах на уровне 23 млрд. рублей.

Виртуальная экономика

Для того, чтобы понять весь масштаб бедствия на начало августа 1998 года, придется погрузиться в краткий экономический анализ второй половины 90-х годов. В 1998 году резко упали цены на нефть, газ, сырьё, всё, что составляло основу платежного баланса. Средняя цена нефти летом 98 года колебалась на уровне 12 долларов за баррель. В стране сформировался отрицательный платежный баланс: от экспорта поступало выручки меньше, чем тратилось на импорт. К концу 90-х в стране была построена долговая экономика. Год за годом бюджет страны был из разряда фантастики, расходы превышали доходы. Зарубежные аналитики впрямую называли экономику России "виртуальной".

16 июня 1998 года вышла статья американских экспертов Клиффорда Гадди и Барри Икеса "Виртуальная экономика России", где был поставлен неутешительный диагноз и прогноз: "выйти из кризиса с чьей-то помощью уже не получится". Виртуальная экономика была "построена на иллюзорном представлении практически обо всех важнейших экономических параметрах - ценах, объемах продаж, зарплате, налогах и бюджете". Никто никому не платил в срок; в расчетах между предприятиями, как и по налоговым зачетам, бартер составлял от 50 до 80%. Зарплата, налоги, пенсионные взносы начислялись, но не выплачивались. Расчеты зависели от формы оплаты, дисконт по оплате "живыми деньгами" составлял до 70% процентов, наличные денежные платежи были привязаны к курсу доллара. Виртуальные цены определяли виртуальные доходы, виртуальные налоги, виртуальный бюджет, виртуальную страну.

Правительство переоценивало влияние монетарной политики на формирование "правильного рыночного поведения". Предприятия, которые 7 лет назад были неотъемлемой частью "планового народного хозяйства", продолжали и дальше активно использовать бартерные схемы, не создавая, а вычитая добавленную стоимость. На микроуровне часть предприятий были вовлечены в непростой процесс перераспределения собственности на пути формирования промышленно-финансовых групп, другая часть, так называемых неликвидных активов, пытались выживать. Как тогда грустно шутили, кто-то ворует с завода, кто-то для завода, кто-то с убытков, но никто из прибыли... Больше всего от такой виртуальной экономики страдало население, часть которого получало зарплату бартером, а бюджетники и пенсионеры получали минимальную зарплату и пенсии с колоссальными задержками. В 1997 году статистика фиксировала незначительный рост производства в 2%, порождая завышенные ожидания. За семь лет реформ люди устали ждать, уже пора получать результаты. Но в реальности картина только ухудшалась.

В стране было 2 высокодоходных бизнеса - игра на рынке Государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и всевозможного рода взаимозачеты. Многие региональные администрации предпочитали вместо кредитования промышленности вкладывать средства специальных внебюджетных фондов в ГКО. Аналогично поступали коммерческие банки, которые фактически перестали выдавать кредиты на производство. Рынок ГКО стянул на себя всю финансовую активность. Можно было ничего не делать, ничего не производить, а просто стричь высокодоходные купоны. Безусловно, на первом этапе развития рынка ГКО до 1996 года он способствовал стабилизации финансовой сферы: снижению инфляции, стабилизации обменного курса рубля, развитию банковской системы через привлечение сбережений населения и свободных средств предприятий. Но любое лекарство при чрезмерном употреблении рано или поздно наносит непоправимый ущерб.

1996 - год выборов, 1997 - год иллюзий, 1998 - год расплаты

Главными факторами экономической и политической стабильности тех лет были сдерживание инфляции и удержание стабильного курса рубля. В мае 1995 года инфляция в годовом исчислении составляла 200% годовых, к маю 1998 она снизилась до 7,5 %. Но в условиях хронического бюджетного дефицита долговой экономики стабильность была иллюзорной.

Дефицит бюджета можно сократить тремя способами: либо путем эмиссии, либо за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынке, либо самым варварским способом не выплачивая вовремя бюджетные расходы. В середине 1995 года для сдерживания инфляции Центральный Банк России и правительство отказались от финансирования бюджетного дефицита за счет эмиссионных источников и было принято решение о развитии рынка государственного внутреннего долга.

За 1996 выборный год внутренний долг вырос в 3 раза: с 52,2 млрд. рублей в ценах размещения на 1 января 1996 года до 237 млрд. рублей на 1 января 2007 года. В 1997 внутренний долг вырос ещё на 152 млрд. рублей и на 1 января 2008 года составил 384,9 млрд. рублей. За 8 месяцев 1998 года внутренний долг увеличился по номинальной стоимости на 1,4% или на 5,4 млрд. рублей и на 1 сентября 1998 года составил 390,3 млрд. рублей. Таким образом, объем внутреннего долга в 1998 году практически не увеличился, но обслуживать накопленный долг было всё сложнее.

Структура вложений

К концу 1995 года внутренние ресурсы для развития рынка ГКО были исчерпаны. Минфин привлекал с рынка больше средств, чем было депозитов населения на счетах в коммерческих банках, Центральный Банк в несколько раз увеличил свой портфель ГКО. Было принято стратегическое решение о либерализации внутреннего рынка заимствований для иностранных инвесторов. Начиная с февраля 1996 года внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, с августа - на вторичные торги по государственным ценным бумагам. До 1 января 1998 года Центральный Банк регулировал доходность по ГКО иностранных инвесторов на уровне 12 - 15% годовых в иностранной валюте, заключая обязательные форвардные контракты на поставку валюты.

Мировой финансовый кризис осени 1997 года практически не сказался на уровне вложений иностранных инвесторов в российские долговые обязательства: в октябре совокупный портфель внешних инвесторов увеличился на 1 млрд., в ноябре сократился на 2 млрд. и в декабре увеличился на 1 млрд. долларов. Но российский рынок долговых обязательств был рассчитан не на удержание, а на значительное увеличение доли внешних инвесторов при относительно низкой доходности в пересчете на иностранную валюту в 15% годовых. Международный финансовый кризис не столько сократил долю иностранных инвесторов на рынке внутреннего долга России, сколько сказался на повышении доходности по ГКО и формировании девальвационных ожиданий.

Осенью 1997 года российские коммерческие банки под воздействием Азиатского кризиса сократили на 3 млрд. долларов свой совокупный портфель ГКО, переводя эти и другие активы в валюту. Это в свою очередь привело к массированным валютным интервенциям Центрального Банка. Так, интервенции Центрального Банка на валютном рынке в ноябре 1997 года составили 6 млрд. долларов. Это сопоставимо с интервенциями в августе 1998 года, когда было направлено 5,3 млрд. долларов на удержание курса рубля.

По итогам тех событий в ноябре 1997 года ЦБ России объявил о введении плоского валютного коридора на 3 года и отмене обязательных форвардных контрактов на поставку иностранной валюты, одновременно было предоставлено право Российским коммерческим банкам хеджировать валютные риски иностранных инвесторов. Следующим принципиальным шагом был отказ Центрального Банка в январе 1998 года от увеличения доли на рынке ГКО, сведя до минимума участие в регулирование доходности по ГКО. Фактически ЦБ заявил о своих приоритетах - поддержании стабильного обменного курса рубля и снижении инфляции.

Так к началу 1998 года усугубились противоречия в финансовой политике Центрального Банка и Минфина России. Для Минфина России приоритетом являлось финансирование дефицита бюджета за счет регулирования рынка государственных долговых обязательств при минимальной доходности, а задачами Центрального Банка были минимизация собственного портфеля госбумаг и поддержания сравнительно высокой доходности ГКО для снижения спроса на иностранную валюту. Тенденции сокращения портфеля ГКО российскими коммерческими банками и увеличения валютных обязательств сохранялись до сентября 1998 года. В июле - августе 1998 года колебания средневзвешенной доходности на рынке ГКО были на уровне 50 до 90% годовых, которые усугублялись девальвационными ожиданиями.

Валютный рынок

После открытия рынка внутреннего долга для внешних инвесторов связь между рынком ГКО и валютным рынком приобрела принципиальное значение, эти рынки стали воздействовать на фундаментальные экономические показатели и финансовый сектор. Приток внешних инвесторов не сопровождался ростом валютных резервов ЦБ РФ. Динамика золотовалютных резервов в 1998 году была не утешительна.

Динамика золотовалютных резервов РФ в 1998 г., млрд. долл .

01/01/98 01/04/98 01/07/98 01/10/98 01/01/99
Золотовалютные резервы РФ 17.8 16.9 16.2 12.7 12.2
Золотовалютные резервы ЦБ РФ 17.2 15.9 15 12.6 12.1
в том числе:
валютные резервы 12.5 11 10.1 8.8 7.7

К августу 1998 года портфель иностранных инвесторов в пересчете по рыночной стоимости ГКО составлял 17 млрд. долларов при валютных резервах ЦБ России на уровне 10 - 11 млрд. долларов.

То, что "запас плавучести" государственной экономики был мизерным, свидетельствуют следующие факты: В 1997 году по экспертным оценкам коммерческие банки привлекли 10 млрд. долларов синдицированных кредитов, которые должны были возвращать во второй половине 1998 года. Российские предприятия получили кредитов на сумму от 25 до 35 млрд. долларов. Ежегодный спрос населения на иностранную валюту оценивался на уровне 33 млрд. долларов. Колоссальные обязательства российских коммерческих банков перед по форвардным и фьючерсным контрактам на поставку валюты также делали крайне уязвимой банковскую систему. Любое проявление нестабильности грозило многократной девальвацией и крахом банковской системы.

Страна должна жить по средствам

Эти цифры были не только у правительства Кириенко, но и у иностранных и российских инвесторов, которые с весны 1998 года предпочитали выводить активы под любым предлогом. Неутешительные макроэкономические показатели не были уникальными для развивающихся рынков. Внешние инвесторы понимали высокие риски, но не понимали, почему даже в экстренной ситуации российские власти не могут договориться и принять антикризисную программу действий. По оценкам западных инвесторов, экономическая ситуация в России была лучше, чем в Бразилии, переживавшей в те времена похожий кризис. Понимали инвесторы и то, что предложенная новым российским правительством экономическая программа лучше, чем аналогичный бразильский вариант. Hо в Бразилии, когда президент приехал с проектом экономической программы в парламент, все депутаты за пятнадцать минут проголосовали "за!", а потом дружно спели национальный гимн. В России ситуация развивалась с точностью наоборот.

В конце июля 1998 года Государственная Дума отказалась проголосовать за антикризисную программу правительства Кириенко. В частных беседах депутаты признавали, что экстренные меры необходимы, но никто не хотел голосовать за непопулярные решения накануне выборов 1999 года. Было много желающих спекулировать в предкризисной ситуации. Утром депутаты отказывались голосовать за антикризисную программу (в которой в том числе был законопроект о гарантировании вкладов населения в коммерческих банках), вечером в эфире призывали досрочно забирать вклады из банков.

В конечном итоге было принято политическое решение реализовывать антикризисную программу через указы президента, что и было сделано. Правительство явно и осознанно превысило свои полномочия, беря всю полноту ответственности на себя. Но предложенные меры антикризисной программы носили среднесрочный характер. Уже в августе было очевидно, что пора принимать меры экстренного характера.

Ситуация на конце лета 1998 года была следующей:

Без реструктуризации ГКО до конца 1998 г. государству необходимо было выплатить 122.6 млрд. руб., или около 20 млрд. долл.;

Доля иностранных инвесторов на рынке ГКО составляла 17 млрд. долларов,

Обязательства по внешним кредитам коммерческих банков и предприятий составляли 35 - 45 млрд. долларов,

Рынок срочных контрактов на поставку валюты оценивался в десятки млрд. долларов,

Страна оказалась в ситуации нестабильности банковской системы. Часть так называемых системообразующих банков была банкротом к 1 августа 1998 года.

Хирургическая операция

Знаменитый меморандум 17 августа стал экстренной мерой, готовился в обстановке строжайшей секретности в выходные, когда не было торгов на валютно-фондовых биржах. Совместное заявление правительства Сергея Кириенко и Центрального Банка включало три составляющие: реструктуризацию обязательств по ГКО, расширение валютного коридора до конца 1998 года до 9,5 рублей за доллар, ограничение на валютнообменные операции нерезидентов капитального характера. Если в нормальных условиях регулирование валютного рынка и рынка внутреннего госдолга могло компенсировать нестабильность и доходность друг друга, то в кризисной ситуации атаки на валютном рынке сопровождались всплеском доходности на рынке заимствований (от 90 до 120 % годовых в августе 1998 года). Правительство Кириенко и Центральный банк приняли комплекс мер, четко понимая связь валютного рынка и рынка ГКО.

Первая реакция валютного рынка на антикризисные меры была спокойной. Курс доллара за неделю с 18 августа по 22 августа вырос всего на 60 копеек с 6 руб.43 коп. до 7 руб. 05 коп. Рынок сигнализировал: решения правительства были ожидаемы и понятны. Переговоры с инвесторами 20 августа 1998 года проходили в спокойной обстановке. Было полное взаимопонимание в части, касающейся необходимости реструктуризации рынка ГКО и внешних кредитов. Инвесторам было важно увидеть, что реструктуризация необходима, достаточна и равноправна. Последовали неожиданные предложения от западных коммерческих банков новых внешних займов для стабилизации Российской финансовой системы.

Противоположная ситуация складывалась в российской банковской среде. Российские крупные банки продолжали спекулировать на кризисе, требовали государственной поддержки и отказывались возвращать депозиты населению и предприятиям, ссылаясь на решения правительства о реструктуризации рынка ГКО. Требования были тем более странными, что доля ГКО в активах коммерческих банков к тому времени была мизерной. По данным, озвученным В.В.Геращенко осенью 98 года, доля ГКО в активах пятидесяти крупнейших российских банков (за исключением Сбербанка России) составляла всего 7% при доле валютных обязательств - больше 50%. Ни у "Российского кредита", ни у "СБС - Агро", ни у " Инкомбанка " к середине августа не было никаких ГКО. Фактически эти банки были банкротами уже к 1 августа 1998 года. ГКО были либо проданы, либо заложены по кредитам.

Вот, новый поворот ...

Конец августа - начало сентября 1998 года было самым тяжелым временем российской экономики и финансовой системы. Но такова была плата за политическую нестабильность. 23 августа 1998 года правительство Кириенко было отправлено в отставку, исполняющим обязанности премьер-министра был назначен Виктор Черномырдин с официальной мотивацией "сегодня нужны те, кого принято называть "тяжеловесами".

10 сентября была внесена в Думу кандидатура на должность главы правительства Е.М.Примакова, который был утвержден 11 сентября 1998 года.

То, как рынок реагировал на политические решения, наглядно демонстрирует динамика курса доллара. До 25 августа - момента отставки правительства - доллар реагировал на новые правила игры небольшим ростом. В целом рынок сигнализировал - новые правила понятны и прогнозируемы. Резкий крен случился сразу после объявления об отставке правительства и внесения кандидатуры Черномырдина.

Курс доллара США

руб.
15.08.1998 6.29
18.08.1998 6.43 Меморандум правительства С.В.Кириенко
19.08.1998 6.885
20.08.1998 6.99 Встреча с инвесторами правительства С.В.Кириенко
21.08.1998 6.995
22.08.1998 7.005
25.08.1998 7.14 Отставка правительства Кириенко, внесение кандидатуры на должность Премьер-министра В.С.Черномырдина
26.08.1998 7.86
27.08.1998 7.86
28.08.1998 7.86
29.08.1998 7.905
01.09.1998 9.3301 Дума проголосовала против кандидатуры В.С.Черномырдина
02.09.1998 10.8833
03.09.1998 12.8198
04.09.1998 13.4608
05.09.1998 16.99
08.09.1998 18.9 Дума проголосовала повторно против кандидатуры В.С.Черномырдина
09.09.1998 20.825
10.09.1998 15.7724 Внесена кандидатура Е.М.Примакова на должность Премьер-министра
11.09.1998 12.8749 Утверждение Е.М. Примакова и назначение В.В.Геращенко на должность главы Центробанка

Новое правительство реализовало худший сценарий, решения от 17 августа были не отменены и не доведены до конца. Политическая нестабильность привела к значительной девальвации уже в сентябре 1998 года. Новый Глава Центробанка заявил об управляемой эмиссии, что немедленно привело к инфляции в сотни процентов (в сентябре 1998 года - 400%, в декабре - 256%) и многократной девальвации (почти в 4 раза в ноябре 1998 года).

Переговоры по реструктуризации внутреннего долга были отложены на несколько месяцев, и запомнились дефолтом рынка ГКО. Вместе с тем правительство Евгения Примакова существенно сократило расходы федерального бюджета по обслуживанию внутреннего долга (на 120 млрд. руб.), что позволило финансировать другие бюджетные обязательства по зарплатам и пенсиям.

Правительственные решения от 17 августа 1998 года позволили на некоторое время отсрочить выплаты по внешним кредитам российских банков и предприятий на десятки млрд. долларов. Снижение реального курса рубля, благоприятная внешняя конъюнктура, низкие цены на продукцию естественных монополий позволили отечественным производителям получить некоторые преимущества на Российской рынке. После фактического закрытия рынка ГКО Банки стали постепенно возобновлять кредитование производства.

Вина за решения 17 августа была возложена на антикризисного управляющего Сергея Кириенко, который за 4 месяца не смог изменить ситуацию. Справедливости ради надо сказать, что 95% антикризисных мер разработанных правительством Сергея Кириенко были реализованы правительством Е.М.Примакова, С.В. Степашина и затем Владимира Владимировича Путина. Это было сделано значительно позже, когда была достигнута политическая и макроэкономическая стабильность.