Что это сфера производства, определение, классификация

Динамическими операторами сферы производства являются накопители ресурсов (интегралы) - операторы 1 и 2. Оператор 1 моделирует создание рабочих мест (процесс экстенсивного развития), а оператор 2 - потенциал производительности фондов, т.е. установленного оборудования (процесс интенсивного развития). Повышение уровня сигналов на выходе операторов 1 и 2 обусловливается потоками накопления с выхода оператора 3 (для экстенсивного развития) и с выхода оператора 4 (для интенсивного развития). Разделение инве-стиционного потока ресурсов (с выхода оператора 5) на потоки для экстенсивного и интенсивного развития выполняется в результате экзогенного (ручного) изменения доли ресурсов (оператор 27) от 0 до 1.
Поток продукции V (для данной модели поток ВВП с выхода оператора 8), произведенной в сфере производства, при помощи операторов 5, 6 и 29 делится на два: поток потребления М и инвестиционный поток N.
Поток произведенной продукции V формируется оператором 8. Блок операторов 8-11 предназначен для моделирования статической характеристики V = f(Rrpyfla), которая приведена на рис. 3.4 сверху (сфера производства). Форма этой характе-ристики меняется в зависимости от значений сигналов с выхода оператора 15 (производительность оборудования) и с выхода оператора 14 (величина производствен-


j ных фондов, в модели - количество рабочих мест). Место рабочей точки на изменяющихся статических характеристиках определяется величиной потока используемого труда (операторы 16 и 17).
Для моделирования изменений числа рабочих мест используются операторы 1,14,13, 26 и 28. Оператор 26 задает начальное число рабочих мест, оператор 14 суммирует эту величину с сигналом с выхода оператора 1, где интегрируются положительный, инвестиционный, поток с оператора 3 и отрицательный, амортизационный, с выхода оператора 28 с заданным коэффициентом амортизации производственных фондов. С помощью оператора 13 формируется нелинейный аморти-зационный поток (квадратичная зависимость), реализующий гипотезу: чем интенсивнее используются производственные фонды, тем в большей степени происходит их амортизация. Следует отметить, что указанная гипотеза не обоснована статистическими исследованиями и применяется в данной модели лишь для иллюстрации возможных вариантов нелинейных зависимостей.
Аналогично моделированию объемов производственных фондов выполняется моделирование их производительности (операторы 2,15,12, 24 и 25). Реализация гипотезы о том, что рост производительности оборудования (интенсивное развитие) обходится дороже, чем создание новых рабочих мест (экстенсивное развитие), требует, чтобы коэффициент передачи К1 оператора 1 был больше коэффи-циента К2 оператора 2.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

1. Понятие и сущность товародвижения.

2. Условия рационального построения процесса товародвижения.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Процесс пространственного перемещения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до конечных потребителей называетсятовародвижением .

Товародвижение включает в себя

1Физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления разными видами транспорта

2 Прохождение товарной массы через склады в сфере товарного обращения

3 Подготовка товаров к продаже на предприятиях торговли

Производственные факторы

Социальные факторы

Развитие транспортных связей

Торговые факторы

Товародвижение

Звенность

Торгово-организационная

Транзитная

Складская

Складская

Факторы, влияющие на процесс товародвижения

Размещение предприятий

по производству

Специализация

I. Производственные

предприятий

Сезонный характер производства

Состояние транспортных путей

I I. Развитие транспортных связей

Виды транспорта

Плотность населения

I I I. Социальные факторы

Уровень денежных доходов населения

Размеры, специализация и размещение предприятий торговли

Уровень организации товароснабжения розничной торговой сети

Рациональная организация процесса товародвижения – одна из важнейших функций торговли.

Поэтому необходимо:

1 определять наиболее благоприятные направления движения потоков товаров

2 использовать экономичные виды транспорта для перевозки товаров

3создавать оптимальную сеть складов

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через

обслуживания населения и время оборота

Стр.
I. Теоретические основы курса
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль - это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

Земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

Капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

Труд (физические и умственные способности людей);

Предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).


Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

V
I


I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»


Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
Транспорт общего пользования Транспорт организаций и частных лиц
железнодорожный морской речной автомобильный воздушный трубопроводный отраслей материального производства организаций сферы обслуживания и управления населенных пунктов
промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др. торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др. городской общественный и частных лиц

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает. Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).


Сфера производства - это понятие, при помощи которого классифицируют организации и предприятия, занимающиеся созданием продуктов или предоставлением материальных услуг. К производственной сфере относят все отрасли, в ходе деятельности которых создаются материальные блага.

Производственная сфера - совокупность различных отраслей, которые специализируются на создании материальных товаров, продуктов и услуг.

Каждое производственное предприятие делает упор только на одном виде деятельности, то есть действует в своей сфере производства. В более редких случаях организации специализируются на создании товара и его реализации.

К производственным относятся организации, которые производят, реализовывают, сортируют и транспортируют товар. Чтобы понять, какие именно отрасли относятся к производственным, изучают общее классифицирование.

Классификация отраслей

Под сферой производства объединяется большое количество отраслей, начиная строительством и заканчивая сельским хозяйством. В свою очередь каждое понятие подразделяется на более мелкую отрасль. Таким образом, удается классифицировать род деятельности предприятия.

Стоит отметить, что у каждого вида деятельности есть свой код. Для единой и упрощенной классификации используется ОКОНХ.

С его помощью удается упростить ведение статистики. Любой организации, занимающейся созданием товара, присваивается код, который характеризует вид деятельности.

Организации, которые относятся к строительной отрасли, . Создаются следующие виды построек:

  • промышленные
  • культурные
  • транспортные
  • административные
  • бытовые

В зависимости от типа построек, которые возводит организация, определяется вид деятельности компании. Строительство требует квалификации работников. В период возведения зданий соблюдаются нормы, установленные нормативно-правовыми актами.

Работы выполняются средними и крупными компаниями. В строительной отрасли доминируют организации, которые занимаются возведением жилых домов. Застройщики создают большое количество жилой недвижимости.

Стоит отметить, что иногда к строительной отрасли относят компании, занимающиеся обслуживанием, ремонтом, реконструкцией и реновацией зданий.

Строительство проходит с выполнением следующих работ:

  1. Изыскательные- исследование рельефа, окружающей среды, свойств грунта.
  2. Проектные - работы включают в себя проектирование каждого элемента.
  3. Строительно-монтажные - возведение объекта по ранее созданному проекту.
  4. Пусконаладочные - запуск в эксплуатацию построенного здания или сооружения.

Объекты возводятся в полном соответствии с техническими регламентами. Строительство - крупная производственная отрасль, влияющая на экономику.

Сельхоз

Сельское хозяйство - важная часть производственной сферы. Под этим понятием объединяются животноводство и растениеводство. Под животноводством подразумевается:

  • птицеводство
  • свиноводство

Растениеводство состоит из:

  • плодоводства
  • овощеводства
  • выращивания зерновых

Задача сельхоза - обеспечить продовольствием людей. Помимо этого, косвенной задачей является создание сырья для других отраслей промышленности. Сельхоз напрямую влияет на продовольственную безопасность страны.

Сельским хозяйством занимаются частные и государственные предприятия. Результат деятельности реализуется самостоятельно или через другие организации.

Промышленные организации

К сфере промышленности относятся организации, которые специализируются на добыче и переработке. Помимо этого, сюда причисляют предприятия, занимающиеся созданием товаров. Выделяют следующие отрасли промышленности:

  • лесная
  • легкая
  • пищевая
  • топливная
  • электроэнергетическая
  • химическая
  • микробиологическая
  • стекольная

Промышленные предприятия подразделяют на две группы: перерабатывающие и добывающие. От уровня промышленности зависит вся производственная отрасль.
Перерабатывающие предприятия производят товар из поставляемого сырья. Добывающие занимаются добычей сырья, после этого поставляют его другим организациям. Встречаются компании, которые самостоятельно занимаются добычей и переработкой.

Торговля

Осуществляется сбыт товаров, которые были произведены промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Торговля подразделяется на следующие виды:

  • розничная
  • оптовая
  • оптово-розничная

Участниками торговли считаются продавец и покупатель. При помощи изъятия налогов с людей, которые продают товары, формируется большая часть бюджета страны или отдельно взятого региона.

Наиболее распространенной считается розничная торговля. В таком случае продукция реализуется при помощи стационарной, развозной, дистанционной и рыночной торговли. Стационарная розничная продажа осуществляется через специально подготовленные здания (магазины, торговые центры, киоски).

Транспортная сеть

Транспортная отрасль - перевозка сырья и товаров. Выделяют грузовые и пассажирские перевозки. Стоит отметить, что пассажирские перевозки относятся к непроизводственной сфере. Выделяют следующие виды транспортировки:

  • авиационные
  • железнодорожные
  • автомобильные
  • морские

От работы транспортных компаний зависит то, как будет реализовано сырье или продукты, добытые при помощи сельхоза или промышленности.

Чаще товары и сырье внутри страны транспортируются из одной точки в другую при помощи автомобильных и железнодорожных перевозок. Крупногабаритные товары между странами перемещаются при помощи кораблей. Наиболее дорогим способом перемещения считается авиатранспортировка.

Осуществляется за счет общественного транспорта. За перемещение с человека взимают плату. Для перемещения людей используют самолеты, автобусы, трамваи поезда, автомобили, корабли.

Общепиты

Общественное питание нередко относят к торговой отрасли, однако общепиты могут представлять собой совокупность нескольких отраслей. В общепитах зачастую занимаются производством и реализацией продукции. Выделяют следующие виды предприятий общественного питания: бары, рестораны, кафе.

Стоит отметить, что общепит обслуживает как отдельных людей (столовые внутри предприятий), так и всех желающих (организации, расположенные в общественных местах).

Общепит как производственная отрасль способен существовать отдельно. Одна организация создает и продает пищевую продукцию.

Материально-техническое снабжение

Предприятия, которые специализируются на техническом обеспечении, занимаются снабжением других организаций. В отрасль организаций, занимающихся МТО, входят производители:

  • оборудования
  • расходных материалов
  • запчастей
  • комплектующих

Техническими изделиями снабжаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Производственным отраслям необходимо МТО для решения следующих задач:

  • хранение заготовленного сырья
  • осуществление учета
  • создание продукции

При помощи снабжения обеспечивается постоянная работа предприятия.

Взаимосвязь отраслей друг с другом

Производственные отрасли тесно связаны друг с другом. Исходя из результатов одной из отраслей, зависит состояние другой. Как пример приводят следующие корреляции:

  • связь растениеводства с животноводством
  • связь животноводства с пищевой промышленностью
  • связь химической промышленности с растениеводством

Помимо этого, существуют другие успешные примеры взаимосвязи. Успешной считается экономика, в которой развиты животноводство, растениеводство, промышленность, жилищное строительство, розничная торговля и транспорт.

Насколько важна в экономике сфера производства

В экономическом развитии сфера производства играет главную роль. Она считается основой общества. В первую очередь выделяют сельское хозяйство, которое позволяет снабдить человека продуктами питания. Далее выделяют промышленность, строительство и торговлю. Промышленность позволяет человеку заполучить необходимое сырье или товар.

Производственные отрасли вместе с непроизводственными формируют экономику государства.

Производственная сфера - часть народного хозяйства. От ее развития зависит уровень непроизводственной сферы, к которой относится управление, обслуживание и образование. Помимо этого, она влияет на общий показатель развитости государства.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

  • коммерцию;
  • интеллектуальный комплекс.

В разное время и при различных обстоятельствах каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки. Экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

— наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, как, впрочем, и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого. Отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряхсено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

  • промышленность;
  • строительство;
  • сельское хозяйство, рыбный промысел, лесное хозяйство;
  • общественный и производственный транспорт;
  • услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая наука к производству относит и коммерцию, включая торговлю и посреднические операции. В этом имеется определенная логика. Торговля — это передача товара от поставщика потребителю за деньги, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии в одном цехе из руды выплавляют чугун, в другом — из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное, сталеплавильное и прокатное производства представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции от одного производственного звена к другому в таком случае связана со сменой владельца, а потому относится к сфере коммерции. Вот почему марксисты считают, что «торговый капитал — обособившаяся часть промышленного капитала». Поэтому, по их мнению, торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. С этими выводами вряд ли можно согласиться.

В той же мере, как и торговлю, к сфере производства в таком случае можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Но такое смешение понятий, с точки зрения хозяйственной практики, неверно. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назвать производством. Однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит денежный доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный вне производства доход имеет ценность, когда в нем отражены реальные ценности, т. е. продукты производства, и на поступившие деньги можно в полной мере закупить реальные нужные предметы.